Моу гсош г. Калязина Степина Лариса Васильевна



страница1/3
Дата23.06.2015
Размер0,6 Mb.
  1   2   3
Автор:

учитель биологии высшей категории

МОУ ГСОШ г. Калязина

Степина Лариса Васильевна

e-mail: larisastepina69@yandex.ru
Пути совершенствования подготовки учащихся

к ЕГЭ по биологии
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы.

На современном этапе проведения единого государственного экзамена как стандартизированной процедуры оценки учебных достижений актуальной проблемой является психологическая подготовка к данной процедуре всех ее участников, включая и организаторов, и педагогов, и учеников, и их родителей.

Подготовка - комплексное понятие, включающее в себя: психологическую и педагогическую готовность (наличие знаний, умений и навыков по предмету) и личностную готовность (опыт, особенности личности, необходимые для процедуры единого государственного экзамена).

Единый государственный экзамен, как бы его не ругали политики, чиновники, общественность, является не копированием «западной» системы образования, а системой, обеспечивающей объективность и единообразие комплекса оценивания результатов образования школьника. ЕГЭ создает единые базовые условия для продолжения учащимися профессиональной подготовки на уровне ССУЗа или ВУЗа, в независимости от социальных групп, слоев, места обучения.

Основными показателями психолого-педагогической готовности к единому государственному экзамену служат [9]:



  • многообразие использования в деятельности форм, методов и приемов; способность решать сложные жизненные, учебные задачи;

  • степень целесообразности в действиях;

  • оптимальность использования средств обучения;

  • способность работать по различным методическим схемам, и технологиям; степень овладения диагностическими умениями и навыками;

  • степень овладения исследовательскими умениями и навыками;

  • речевое развитие обучающихся;

  • организаторские и коммуникативные способности.

Институционированное введение ЕГЭ выявило, как его достоинства, так и его недостатки. ЕГЭ по отдельным предметам, без сомнения, имеют свои особенности, сложности и болевые точки.

Целями проекта по совершенствованию системы подготовки к ЕГЭпо биологии являются:

  1. Создание условий для освоения учащимися знаний в объеме, предусмотренном ФГОС II поколения.

  2. Формирование открытого образования, позволяющего учащимся получить возможно полную информацию по изучаемому предмету или области знаний.

  3. Индивидуализация образования на старшей ступени на основе тьюторского сопровождения.

  4. Психолгого – педагогическая подготовка учащихся к осознанному выбору и формированию целеполагания профессиональной траектории.

Для реализации поставленных целей. Необходимо решение следующих задач:



    • Разработка методических материалов для подготовки к ЕГЭ.

    • Разработка КИМов для промежуточной и итоговой аттестации.

    • Подготовка программы элективного курса.

    • Подготовка психологического сопровождения системы подготовки к ЕГЭ.

    • Преемственность начальной, основной и старшей школы в изучении предмета.


Гипотеза: на основании реализованного проекта, будет выстроена система подготовки учащихся к профессиональному выбору, выбору профильного обучения и экзаменов по выбору. При этом, будут созданы условия для оптимального уровня сдачи ЕГЭ по предмету

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С 2009 г. единый государственный экзамен по биологии введен в штатный режим в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. и является экзаменом по выбору. Его выбирают те выпускники, которые намерены связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с биологией и будут сдавать биологию в качестве профильного экзамена в соответствующие вузы. Поэтому главное назначение ЕГЭ по биологии в 2011 г. – определение уровня подготовки

выпускников средней (полной) школы с целью отбора для поступления в высшие учебные заведения.

Основу разработки КИМ вариантов ЕГЭ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в Стандарте 2004 г. для базового и профильного уровней, различных учебных программах по биологии, рекомендованных МО РФ для средней (полной) школы. [8]

С учетом указанных документов разработаны перечни контролируемых элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по биологии (кодификаторы), спецификация экзаменационной работы и демонстрационный вариант, которые после обсуждения педагогической общественностью доработаны по высказанным замечаниям. Эти документы служат основой для создания модели и вариантов экзаменационной работы по биологии, используемых в ЕГЭ 2011 г.

Положительный опыт проведения экзамена в предыдущие годы показал необходимость сохранения в целом структуры экзаменационной работы и подходов, реализованных в контрольных измерительных материалах. В то же время было увеличено число заданий на оценку сформированности умений применять полученные знания в различных ситуациях, на освоение умений, связанных с анализом и обобщением информации, необходимых для сравнения биологических объектов и установления последовательности биологических процессов и явлений.

Хочется отметить, что введение ЕГЭ изменил не только подготовку к итоговой аттестации, но и всю систему образования, поменяв вектор её содержания и форм контроля и обучения.

С одной стороны, современное образование не укладывается в рамки стандартных программ, а для созревания гармонично развитого выпускника, требуется объем материала, куда больший, чем предполагает программа. Поэтому на современном уровне актуальнейшей проблемой становится открытость образования в плане источников информации и методов обработки.

Следующей стороной «многогранника» системы подготовки к итоговой аттестации становится формирование формально – операциональных структур интеллекта (логического мышления). К сожалению, мы не можем опережающим темпом использовать логические структуры и говорить о логическом мышлении, так как согласно генетической эпистемиологии (Ж. Пиаже), у детей младшего подросткового возраста преобладает еще конкретно – операциональные структуры интеллекта. [7]

К сожалению, это не всегда исповедуют педагоги, пытаясь опередить развитие ребенка, ставя его при этом в ситуацию неуспешности, что значимо снижает мотивацию к образованию.

В данном аспекте, ЕГЭ как система образования и контроля выстроена логично и правильно: Уровень А – фактологические знания; уровень Б – сравнительный анализ; уровень С – задачи на системный анализ материала.

Разноуровневый характер заданий делает возможным учет знаний и способностей экзаменуемых на более высоком уровне и помогает более четко установить пробелы в образовании по предмету, в случае использования ЕГЭ в тренинговом режиме.

Достаточно сложным для меня, как методиста, является разработка ежегодно новых КИМов, хотя я использую и материалы, предлагаемые для тренинга ФИПИ и ЦОРы по подготовке к ЕГЭ.



Этапы реализации проекта

Разработанная мною подготовка к ЕГЭ начинается с программы «Равный – равному», в рамках которой учащиеся 6 класса собирают материал, работая с Интернетом, составляют тексты, сочиняют сказки, делают презентации, а затем проводят занятия с воспитанниками группы предшкольной подготовки и 1-2 классами начальной школы (тематика: гигиена, уход за волосами, уход за зубами, уход за домашними животными).



Учащиеся 5-6 классов заканчивают каждую тему тестами, разработанными учителем с использованием методической литературы. В связи с преобладанием у младших подростков визуального типа усвоения (конкретно – операциональное мышление), мною часто используются ЦОРы, как разработанные мною, так и предлагаемые авторами программы (1С: Образование 3,0 Издательский центр Вентана – Граф к программе И. Н. Пономаревой 6-8 классы……….). Используемые мною и разработанные ЦОРы имеют различные характер: сопровождение освоения нового материала, опорные конспекты по темам, обучающее и контролирующее тестирование, подробное изучение биологических объектов, анимационное представление биологических процессов. При этом, одни формы использования ЦОРов подготавливают учащихся к распознанию объектов (часть А), другие способствуют изучению процессов и сравнению последовательности развития их элементов (часть В), фрагменты фильмов по темам способствуют формированию целостных представлений и анализа, необходимого при выполнении заданий части С. В процессе работы, я использую игровые технологии, в частности, ролевые игры, в рамках которых учащиеся пытаются найти проблемы в материале и построить к ним вопросы.

С 6 класса к темам «Клетка», «Семя», «Простейшие» я использую для контроля и усвоения материала творческие задания деятельностного характера, через которые дети в виде аппликаций, лепки, подручных средств, изготавливают модель клетки, понимая при этом, что такое система в природе. Данная часть работы связана с ЕГЭ напрямую, обеспечивая умение видеть в материале проблему и выстраивать логику исследования. [3]

В младшем подростковом возрасте я часто использую на уроках доски – «отвечалки» на которых дети мелками пишут ответы и поднимают их во время опроса. Данная методика позволяет индивидуализировать результаты фронтального опроса и выяснить проблемные моменты усвоения материала.

Основным видом образовательной деятельности младших школьников и младших подростков является игра. В связи с этим я часто в рамках обобщения материала использую ролевые и деловые игры, дети аплодисментами реагируют на правильные ответы одноклассников и т.д. Я активно использую мнемонические способы запоминания материала.

Основой биологического образования на современном этапе является проблемное обучение, которое так же может вводиться лишь с учетом возрастных особенностей:

Схема уровней проблемности обучения (по В.А. Крутецкому) [2]


Классы

Уровень

Количество звеньев, сохраняемых за учителем

Количество звеньев, передаваемых ученику

Что делает учитель?

Что делает ученик?

5-6

0 (тради­ционный)

3




Ставит проб­лему, форму­лирует ее, ре­шает проблему

Запоминает решение проблемы

6-7

I

2

1

Ставит проб­лему, форму­лирует ее

Решает проблему

8-9

II

1

2

Ставит проб­лему

Формулирует проблему, решает проблему

10-11

III




3

Проводит об­щую организа­цию, контроль и умелое руко­водство

Осознает проблему, формулирует ее, решает проблему

В рамках подготовки к ЕГЭ, уже с 6 класса мною используются уроки по развитию критического мышления в виде модельных заданий, что позволяет на уроках обобщения определиться и отрефлексировать основные положения пройденного материала. С этой же целью используется методика составления кроссвордов. Освоению детьми современных подходов к оцениванию и самооцениванию служат задания нетрадиционного характера (крестики – нолики, морской бой, блиц – опрос, звездный час и т.д.).



В 7 – 8 классах при контроле знаний, мною используются разноуровневые задания по аналогии с уровнем А и Б, дидактические карточки и система решения биологических задач. На уроках мною используются ЦОРы к учебнику Пономаревой с дидактическими заданиями в виде тестового контроля. В шестом – седьмом классах для лучшего освоения используется невербальная рефлексия на изученные темы, т.е., учащиеся в качестве проверочных работ рисуют свое отношение к изученному материалу. Это особенно важно, так как все освоение программы продвигается через следующее целеполагание: представления – отношения – стратегия поведения или мышления. Используются в работе опорные конспекты, особенно в случаях выстраивания логических цепей. [11]. При оценивании знаний используется зачетная система, в рамках которой учащиеся защищают рефераты, проекты, исследовательские работы, демонстрируют презентации.

Материал программы по биологии в 8 классе представлен курсом Человек и его здоровье». Материал по этому курсу представлен в ЕГЭ в объеме 60%, почему внимание данному разделу должно уделяться достаточно много. В рамках изучения курса учащиеся составляют плакаты с рекомендациями по отдельным блокам программы, активно участвуют в подготовке и проведению в младших классах уроков здоровья, а в своих классах проводят ролевые игры, формируя правильные здоровые модели поведения и мышления. [5]

Важным фактором подготовки к итоговой аттестации в 9, а затем и в 11 классах является исследовательская деятельность. В аспекте внедрения ФГОС II поколения, данная технология образования становится наиболее актуальной, формируя предметные и метапредметные результаты обучения.

Именно с целью подготовки к единому государственному экзамену я использую и устные занятия, сопровождаемые поднятием планшетов или табличек с ответами на поставленные перед классом проблемными вопросами, что позволяет мне видеть готовность каждого ученика и соответственно корригировать опрос.

Исследовательская деятельность реализуется с 8-9 класса через школьные, районные и региональные конференции учащихся, большинство из докладов на которых отражают здоровьесберегающее направление.

Начиная с 9 по 11 классы подготовка к ЕГЭ и ГИА в новой форме становится наиболее интенсивной. Все представленные выше методики используются и на этом этапе, только с большей сложностью и интенсивностью. Подготовка в 9 классе осуществляется в рамках предпрофильной подготовки через элективный курс «Здоровье человека и окружающая среда» и промежуточные тестовые работы в количестве 6 в течение года. Тот же режим сохраняется в 10. В 11 классе тестирование проводится по каждой теме.

Особо надо отметить, что позитивные результаты сдачи ЕГЭ (на высокие баллы) возможны лишь при профильном обучении в старшей школе. Я работаю в профильном режиме четвертый год.

Основной формой образования в старшей школе является проектная деятельность. Она реализуется, как на классном, так и на школьном уровне. Примерные темы проектов, рефератов, творческих работ по биологии отражают тематику программ курса и элективных программ, разрабатываемых мною для разных класс сов и уровней обучения.

Использование новых форм проведения уроков в виде круглых столов, дебатов, семинаров и конференций способствует развитию критического мышления у учащихся, формированию адекватной самооценки и системного анализа (метапредметные результаты).

В 10-11 классах я часто использую обобщающие сводные таблицы [11], которые учащиеся заполняют сами, анализируя материал и составляя при этом целостное представление о процессе или объекте.

В 10 и 11 классе невозможно подготовить детей к ЕГЭ, не используя тьюторское сопровождение отдельных учащихся и групп школьников. Коррелируя состав групп с усвояемостью, уровнем креативности и познавательного интереса. Необходимо тьюторство и в исследовательской деятельности старшеклассников при создании их портфолио и презентации их успехов в конкурсах, олимпиадах и мероприятиях различного уровня.

Без сомнения, важным элементом подготовки к ЕГЭ является самостоятельная работа учащихся на уровне подготовки и защиты рефератов, докладов, проектных и исследовательских работ, что делает образование деятельностным и эффективным.

Примерные темы рефератов, проектов, исследовательских работ:

1.Наследственность — основа здоровья человека.

2. Этические основы исследований наследственности человека.

3. Носители наследственности — «виновники» наслед­ственных болезней.

4. Методы диагностики наследственных заболеваний.

5. Экологически опасные факторы и здоровье челове­ка.

6. Аллергия — болезнь цивилизации.

7. Влияние космоса на человека.

8. «Совы» и «жаворонки», или природа биологиче­ских ритмов.

9. Погода и самочувствие.

10. Человек в подводном мире.

11. Человек в невесомости.

12.Стрессы в современном мире.

13.Идеальное жилье для здорового человека.

14.Производственная среда и здоровье человека.

15.Лес — лекарство для городского жителя.

16.Инфекционные болезни в современном обществе.

17.Информация и здоровье.

18.Образ жизни человека — фактор здоровья.

19.Диеты и их влияние на здоровье.

20.Алкоголизм и наркомания — болезни химической зависимости.

21.Продолжительность жизни человека

22. Оценка индивидуального развития учащихся младших классов

23. Оценка физической и умственной работоспособности.

24 Изучение экологического пространства школы

25. Изучение популяционного аспекта распространения трехцветности среди кошек.

26. Вторая жизнь растений.

27. Грипп и его профилактика.

28. С чем связана разница в венозной и артериальной крови?

29. Кровь – «зеркало» здоровья.

30. Свертывание крови – помощник или враг.

31. История переливания крови.

Проектная деятельность формирует у учащихся целеполагание, адекватную самооценку, умение отстаивать свою точку зрения, исследовательскую и коммуникативную компетентности, аналитико – деятельностную, прогностическую, информационную и рефлексивную компетеность через личностную, регулятивную, познавательную и коммуникативную деятельность.

Необходимо отметить, что выбор в отношении профиля обучения и ГИА являются первым шагом в подготовке к ЕГЭ и оценкой зрелости личности старшеклассника.

Индивидуализация образования на старшей ступени обучения является важнейшим элементом модернизации образования на современном этапе. Начатая в 9 классе предпрофильная подготовка способствует осознанному выбору профиля и будущей профессиональной траектории. Анализируя работу в профильных группах по результатам сдачи ЕГЭ, могу с уверенностью сказать, что подготовленность учащихся профильных классов на порядок выше групп базового уровня и траектории соответственно: учащиеся из профильных групп поступают в высшие учебные заведения (100%), а учащиеся с базовым уровнем поступают в медицинское училище. Работа в профильных группах требует серьезной подготовки, наиболее индивидуализированного подхода и деятельностного характера изучения материала. Практически, мы должны в рамках профильного образования передать учащимся культурно – предметный опыт исследовательской научной деятельности в качестве подготовки к обучению в ВУЗе.

Этапы проектной деятельности


Этапы проекта

Задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.0ргмомент

(запуск проекта).



Подготовить учащихся к работе над проектом, определить цели и задачи урока.

Определяет готовность уч-ся к работе, сосредоточивает

внимание на проектной деятельности, помогает

сформировать группы и найти партнеров.


Сосредоточиться на работе над проектом, готовят дополнительную литературу, формируют группы, определяют партнеров по проблеме с помощью однородных жетонов.

2. Целеполагание и мотивация (планирование работы).

Формулирование гипотезы, цели и задач проекта.

Дает справку. Определяет проблему. Формулирует задания (подпроблема) для проектной работы учащихся. Приложение 2. Каждой группе предлагает определить форму презентации проекта.

Приложение 1. Анализирует проблему. Обсуждают

главную идею будущего проекта. Определяют конечную цель – продукт совместной деятельности.

Определяют форму презентации проекта, распределяют обязанности участников совместного проекта.


3. Актуализация

знаний и умений

(определение уровня готовности к

поисковой работе).



Через возвращение к пройденному организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Предлагает вспомнить базовые понятия, необхо димые для изучения темы.

Дают определения, вспоминают основные понятия темы, приемы отбора содержания и решение проблемы.

Напоминает алгоритм выполнения исследования.

Вспоминают алгоритм исследования. Выясняют, как и где можно найти необходимую информацию.

4.Информационный этап

Познакомить учащихся с информацией, отобрать нужные источники

Предлагает дополнительные источники информации. Консультирует учащихся

Знакомятся с информацией и отбирают источники

В ходе дискуссии в группах отбирают главное, основное содержание будущего проекта.



5. Аналитико – деятельностный этап (структурирование информации)

Восприятие, осознание первичного обобщения и

систематизации новых знаний, усвоения уч-ся способов, путей, средств, которые привели к даному обобщению.



Рекомендует структурировать содержание проекта. Направляет самостоятельную познава тельность уч-ся, помогает выбрать оптимальный вариант решения проблемы, оформить предвари тельный ответ.

Выполняют исследования, анализируют информа цию, выявляют основные противоречия, формули руют гипотезу, конструируют систему вопросов, предлагают варианты решения проблемы, выбира ют ее оптимальный вариант. Структурируют содержание.

Обсуждение методики и плана исследования

На основе полученной ин формации вырабатывают причинно – следственные связи и обсуждается гипо теза проекта

Координирует результаты предыдущих этапов и самостоятельной познавательной деятельности школьников

Находят партнера по проблеме, знакомят его со своим вариантом решения проблемы, заслушивают партнера. Уточняют результаты, обмениваются

вопросами, разрабатывают форму творческого проекта.



Собственно – проектный

Реализуют основную часть проекта и изучают полученные результаты.

Наблюдает за деятельностью учащихся, корректи рует работу, оказывает педагогическую поддерж ку.

Каждая группа оформляет проект в соответствии с выбранной формой

Оформительско - презентационный

Оформление и получение результатов проектирования

Педагогическая поддержка по подготовке к защите (краткие тезисы выступления, оформление и содержание плакатов, схем и т.д.)

Каждая группа, распределяя функции, готовит выступления, презентации, упражняются в исполь зовании приемов защиты творческой работы.

Проверка и оценка результатов (экс пертиза проекта: рецензирование

Установить правильность и осознать выполнения рабо ты, устранить обнаружен- ные пробелы, совершен ствовать умение и навыки.

Организует защиту проектов каждой группы. Пред лагает по ходу защиты анализировать проекты, консультирует по вопросам рецензирования. Орга низует личное выступление ученика, помогает оценить работу в ходе защиты.

Защищают исследовательские проекты. Рецен зируют содержание и форму изложения работы друг друга, определяют уровень эффективности результатов в процессе выполнения проекта. Выс тупают перед аудиторией, отвечают на вопросы

Подведение итогов проектного занятия (рефлексия)

Проанализировать, дать оценку успешности дости жения цели и наметить перспективу на будущее

Высказывают собственное суждение о достижении цели проекта. Предлагает назвать фамилии учащих ся, создавших лучший продукт в соответствии с целями проекта

Оценивают результаты своей деятельности, определяют пути достижения успеха.

В 9 классе, а затем в 10-11 классах важным элементом подготовки к ЕГЭ становится психолого – педагогическая подготовка [9], построенная на тренинговых занятиях, снижающих уровень напряжения и страх перед итоговой аттестацией. (Приложение 1). Нужно отметить, что актуальность её снижается при интенсивной тренировке в рамках промежуточной аттестации на предыдущих уровнях. Адекватной самооценке и подготовке к ЕГЭ способствуют проводимые в 11 классе пробные ЕГЭ в каждом из полугодий.

В обще сложности подготовка к ЕГЭ сложилась у меня в стройную систему мероприятий:

Использование дидактических карточек, задач, творческих заданий в 5-6 классах.



  • Использование ЦОРов к программе по биологии.

  • Использование опорных конспектов в 6-8 классах.

  • Использование диска «репититор».

  • Использование социальных проектов.

  • Использование вариативных форм промежуточной аттестации.

  • Использование разноуровневых тестовых заданий к программам 6-11 классов:

- обучающая часть;

-тренировочная часть;

- контрольная часть (зачеты).


  • КИМы по биологии (Приложение 2.). [3, 4, 6, 8]

  • Нетрадиционные формы освоения универсальных учебных действий.

  • Система разноуровневых таблиц для заполнения по биологии для 6-11 классов.

  • Микролекции и тренинговые занятия по подготовке к решению заданий уровня С.

  • Использование Интернет – ресурсов для получения знаний и контрольных форм тестирования.

Контрольные измерительные материалы проверяют освоение школьниками знаний и умений, предусмотренных во всех разделах курса: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов. Следует также подчеркнуть, что содержание проверки не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в школе.

Экзаменационная работа ЕГЭ 2011 г. состоит из трех частей (1, 2, 3), которые отличаются по своему назначению, форме предъявления, содержанию и уровню сложности включенных в них заданий. Задания в экзаменационной работе проверяют усвоение содержания курса биологии на различных уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком, что позволяет получить объективную информацию о достижениях выпускников, сдававших ЕГЭ, выявить сильные и слабые стороны их подготовленности по предмету. По уровню сложности задания распределяются следующим образом.

I. Задания базового уровня с выбором одного верного ответа (А1– А26).

II. Задания повышенного уровня:

а) с выбором одного (А27–А36) или нескольких верных ответов (В1–В3);

б) на установление соответствия объектов, процессов, явлений (В4–В6);

в) на определение последовательности биологических процессов и явлений

(В7–В8);


г) со свободным ответом на 2 элемента ответа (С1).

III. Задания высокого уровня с развернутым свободным ответом на 3 и более элементов (С2–С6).

В части 1 (А) контролируются знания и умения выпускников на базовом и повышенном уровне. Задания в части 2 (В) с кратким ответом требуют от экзаменуемых более сложной умственной деятельности, чем задания с выбором одного ответа, умения анализировать, проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, характеризовать уровни организации живой природы, классифицировать биологические объекты и др.

Все задания части 3 (С) контролируют умения самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения, применять биологические знания в быту, практической деятельности человека, новых, нестандартных ситуациях.

В части 3 (С) выделены следующие линии: С1 – практикоориентированные задания, С2 – задания на работу с текстом или рисунком, С3 – задания на проверку уровня освоения материала по основной школе, С4 – задания по эволюции и экологии, С5 – решение задач по цитологии, С6 – решение задач по генетике.

В разные годы изменялось соотношение заданий разного уровня сложности в трех частях работы. Начиная с 2006 года в части 3 (С) выделены отдельные линии, предусматривающие работу с текстом (нахождение в тексте ошибочной информации и ее исправление) и рисунком, решение задач по экологии, цитологии и генетике. В части 3 (С) в линию С6 включен новый тип генетических задач на определение наследования групп крови у человека. Эти задания позволяют проверить умения выпускников применять биологические знания в практических ситуациях, анализировать биологическую информацию и находить в ней ошибки, распознавать биологические объекты на рисунках и раскрывать их особенности.

Выполняя задания с тремя или более элементами ответов, выпускники должны уметь устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы и обобщения, решать биологические задачи, применять теоретические знания на практике. Эти задания обеспечивают дифференциацию выпускников по уровню и качеству подготовки и имеют большое значение для отбора их в вузы. Они рассчитаны на более сложный вид познавательной деятельности учащихся: написание свободного развернутого ответа, чёткое изложение знаний по существу вопроса.[8]

В экзаменационной работе используются два типа критериев оценивания заданий с развернутым ответом: с открытым и закрытым рядом требований. В первом случае в эталоне предлагается примерный правильный ответ и указано: «Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла». В этом случае правильный ответ может быть дан иными словами. В случае закрытого ряда требований в эталоне предлагается единственный правильный вариант ответа и указано: «Правильный ответ должен содержать следующие позиции».

Наиболее сложной для восприятия темой, широко представленной в рамках ЕГЭ, являются вопросы генетики (классической, селекционной, генетики человека, популяционной) [10]. Именно поэтому в рамках разработанного элективного курса и других форм подготовки, много уделяю время решению цитологических и генетических задач (Приложение 3)..

Генетические и цитологические задачи имеют четкую структуру ответа и оцениваются максимально в 3 балла при наличии трех элементов. Все приведенные в эталоне элементы значимы и не имеют альтернативных вариантов. Такие задания содержат закрытый ряд требований («Правильный ответ должен содержать следующие позиции»). Поэтому в ответе выпускника необходимо четко отслеживать указанные разработчиками заданий позиции. Исключение составляет использование экзаменуемым иной буквенной символики при решении генетических задач. При решении генетических задач наличие схемы скрещивания обязательно. В ней должны быть указаны генотипы родителей, гаметы, генотипы и фенотипы потомства.

Очень часто учащиеся делают ошибки при решении ЕГЭ в описании органов и систем органов. Представленных в А и С – уровнях. Я стараюсь в рамках элективного курса «Живой организм» и других разделов программы (Приложение 4).

Еще одним важным фактором подготовки учащихся к ЕГЭ являются работа с тренировочными тестами. Их особенностью является повторение результата задания при разной формулировке самого задания. Они применимы, как в части А, Б, так и в части С. Они направлены на формирования алгоритма правильного выбора ответа. С другой стороны, через тренировочные тесты происходит более прочное запоминание материала и правильных ответов.

Рассмотрев целевые установки проведения и совершенствования подготовки к ЕГЭ, считаем необходимым отметить, что эффективной и современной формой этой работы является тьюторское сопровождение учащихся в их подготовке и личностном росте.

XXI век, по определению ЮНЕСКО, является веком приоритета личности, а, следовательно, приоритеты модернизации образования сосредоточены на инновационности и индивидуализации самого процесса образования и его содержания. При современной, пусть и модернизируемой, классно – урочной системе личностно – ориентированный подход направлен на адаптацию имеющейся программы под возможности и способности каждого ученика. Индивидуализация образования ориентирована на разработку индивидуальной образовательной программы, основанной на социальном заказе учащегося и его родителей и выявленном векторе познавательного интереса учащихся. По сути, данный подход формирует мотивацию обучения и коучинг – группы для реализации образовательного процесса. Ведущим в такой системе образования становится не просто педагог, классный руководитель, специалист школы, а тьютор, специалист образования, обладающий квалификацией сопровождать учащегося в его пути развития и обучения.

Если, мы говорим о том, что достаточно много детей эффективно обучаемы только в индивидуальном режиме, то абсолютно все дети требуют индивидуального подхода при формировании образовательной и профессиональной, траекторий, а также социально одобряемых моделей поведения (имеются не менее пяти подходов). [1]

Тьютором может быть учитель – предметник, классный руководитель, педагог – психолог, владеющий методологической подготовкой, коммуникативными компетентеностями и интерактивными технологиями.

К условиям распространения тьюторства можно отнести и тот факт, что в современных школах почти повсеместно присутствует дополнительное образование: кружки, клубы по интересам, элективные курсы обучения.

Одновременно с этими условиями, которые напрямую открыли дорогу легализации и распространению института тьюторства в современных российских школах, действуют и иные – условия-вызовы, условия-задачи. Мы считаем, что модели тьюторской деятельности должны не задаваться извне какой-либо образовательной практики, а создаваться под задачи, стоящие перед теми или иными педагогами и коллективами школ. Итак, вызовы (проблемно – ориентировочный анализ ситуации):



  • в практике работы массовой школы отсутствуют зафиксированные способы обращения к индивидуальному движению учащихся по освоению этих компетентностей;

  • продолжается поиск моделей современной старшей профильной школы и предпрофильной подготовки, ориентированных на оказание помощи школьнику в выборе профессии, на личностное и профессиональное самоопределения, осознание ответственности выбора, рефлексию этого процесса. Самооценка результатов становится сущностной характеристикой изменений на старшей ступени общего образования. Необходимы специальные усилия, специальные, тьюторские подходы, направленные на актуализацию процессов становления старшеклассника как субъекта самоопределения и образовательного выбора.

  • творческая деятельность учащихся возникает сегодня в общем образовании, но пока остается приоритетом лишь для отдельных школ.Для того чтобы творческая деятельность и образовательная самодеятельность учащихся стала полноценным компонентом содержания образования, необходимы кадровые ресурсы специалистов – тьюторов, способных выявлять, поддерживать и качественно оценивать значение для учащихся отдельных этапов образовательного пути.

  • в общеобразовательных учреждениях неуклонно растет доля учащихся, чей путь в образовании по тем или иным причинам для самих педагогических работников, или родителей ребенка, или медиков и психологов выглядит как требующий особого отношения. Выделение этих «особенных» детей происходит по разным основаниям, в эту категорию попадают одаренные дети и дети с задержками и отклонениями в развитии, учащиеся-инвалиды, которые способны посещать общеобразовательные учреждения, дети с разными нарушениями здоровья, с проблемами в общении и т.д. Для образования таких «особенных» детей необходим особый педагог, способный разглядеть в них возможности и способности, заложенные природой, но глубоко спрятанные.

Именно тьюторская деятельность в различных формах и видах и отличает хорошего педагога (говоря о нем, часто употребляется определение «творческий»). Однако многие из таких творческих педагогов, подчас, не могут объяснить, почему отдают этому так много сил, каких особых результатов они добиваются в своей работе, прикладывая серьезные усилия, и какие цели преследуют. На наш взгляд, оформление позиции тьютора в практике массового образования даст возможность осознать и усилить особые результаты работы педагога, создающего полноту открытого образовательного пространства для своих учащихся.

Тьюторское сопровождение распространяется в рамках образовательного учреждения на три целевые аудитории: учителя, обучающиеся, родители. Тьюторская деятельность распространяется в образовательном учреждении по трем векторам: социальном (открывая возможные каналы образования внутри школы и вне её), культурно – предметном, делая открытым образование по предмету и формируя индивидуальную образовательную программу; антропологическому (расширяя возможности саморазвития, самооценки и самовоспитания). Практически, я, не осознавая ранее, работая в тьюторском режиме уже многие годы, особенно в рамках подготовки к ЕГЭ и профессиональной ориентации.

Все эти векторы деятельности тьютора, в целом, способствуют формированию открытого образовательного пространства, как для педагога, так и для учащихся Тьюторская деятельность является, по сути, проектной деятельностью, а по тому её содержание делится по следующим этапам:




Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании деятельности тьюторанта (учителя, учащегося), так и в соответствующих способах работы тьютора. Но продуктом их совместного действия на каждом из этапов является заполнение определенной специально структурированной папки – портфолио. Портфолио учащегося в сегожняшней педагогической практике, если не является, то должно стать одним из вариантов итоговой аттестации обучающегося, показателем его возможностей, способностей и компетентностей.

Можно в заключении сказать, что тьюторское сопровождение в начальной школе способствует концентрации познавательного интереса, в основной школе формированию индивидуальной образовательной программы, а в старшей школе профессиональному самоопределению и успешной итоговой аттестации.

Таким образом, для эффективной и безболезненной (без стресса) подготовке к ЕГЭ мною было разработано методическое сопровождение (по формам, технологиям, содержанию) подготовки к ЕГЭ, КИМы для всех уровней изучения предмета, разработаны и авторизированны элективные курсы для старшей школы и предпрофильной подготовки, разработаны и подготовлены тренинги предметного и психологического характера на основе тьюторского сопровождения учащихся в рамках подготовки к ЕГЭ.

В заключении проекта предлагаю оценить результаты предложенных подходов через анализ результатов ЕГЭ моих обучающихся и их профессиональное продолжение образование.



Год сдачи ЕГЭ

Количество сдававших

Балл у учащихся Степиной Л. В.

Среднерайонный

Среднерегиональный

2009г.

11 (62 чел.)

60,6

57,5

56,6

2010 г.

17 (68чел.)

63,9

58,2

57,99

2011 г.

5 (37 чел.)

69,8

56,8

55,64

За последние три года выбрали продолжение образования по специальностям, связанным с биологией все, сдававшие биологию выпускники 11 классов. Уровень вузов, в которые поступили выпускники следующий:



Год поступления

Количество поступивших

ВУЗ поступления

2009

3

Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева




1

МГУ специальность - биологии




1

Тверская ГМА




1

Ярославская Государственная Медицинская Академия




3

Московский Университет природообустройства




2

ТГУ – психология.

ИТОГО

11 человек




2010

2

Московский Государственный Агроинженерный Университет им. Вю Пю Горячкина




4

Московский Государственный Университет Леса




4

Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева




1

Ярославская Государственная Медицинская Академия




1

Тверская ГМА




1

Национальный Государственный Университет Физической Культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Г. Санкт - Петербург




1

Санкт – Петербургская Государственная химико – фармацевтическая Академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (ЦПХФА Росздрава)




3

Московский Университет природообустройства

ИТОГО

17 человек




2011

1

Тверская ГМА




2

Московский Государственный Университет Леса




1

Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева




1

Национальный Государственный Университет Физической Культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Г. Санкт - Петербург

ИТОГО

5




Предполагаемые результаты

  1. В рамках данного проекта будут систематизированы методики, технологии и формы работы по подготовке учащихся к ЕГЭ.

  2. В рамках проекта мною должны быть подготовлены полноценные КИМы для 6-11 классов.

  3. Будет подготовлена программа элективного курса «Живой организм».

  4. Предполагается подготовка программы психологического сопровождения подготовки к ЕГЭ и ГИА в новой форме.

  5. Должна быть обеспечена преемственность методик и методов подготовки к ЕГЭ учащихся с 5 по 11 классы.

Таким образом, система подготовки к итоговой аттестации за курс общего среднего образования сложный вариативный процесс, который должен выстроить для себя каждый учитель, и тем не мнее, общие подходы в этом процессе едины и я попыталась в данном проекте представить эти подходы и основные элементы процесса.

Без сомнения, подготовка должна завершить итоговой аттестацией, балл которой в профильных классах не может быть ниже 60 – 65 баллов. Однако и в профильных классах встречаются дети с невысокой успеваемостью, но они, в большинстве своем, все-таки мотивированы к выбранной профессии, что я стараюсь поддерживать на высоком уровне у всех учащихся.

Мною в рамках данного проекта реализованы все предполагаемые результаты, что представлено в приложениях 1-12.

Свой опыт подготовки к ЕГЭ я обобщила и защитила на районном уровне в рамках конкурса «Учитель года России – 20112», завоевав I место в районе и представила в банк педагогического опыта ГБОУ ДПО ТОИУУ в 2012 г.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Т. М. Ковалева Организация профильного обучения в старшей школе: основы тьюторского сопровождения / Ковалева Т. М. // Завуч. - 2006. - N 8. - С.111-121

  2. В. А. Крутецкий. Основы педагогической психологии – М., 1972г.

  3. Л. А. Козлова. Биология. Экспресс – репититор для подготовки к ЕГЭ. Многообразие организмов. Астрель Москва. ВГТ Владимир 2009

  4. Г. И. Лернер. Общая биология. Тестовые задания к основным учебникам. Москва Эксмо 2007

  5. Е. А. Резанова, И. П. Антонова, А. А. Резанов. Биология человека (анатомия, физиология и гигиена человека с основами медицинской экологии в таблицах и схемах). Москва. 2009

  6. В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. Серия ЕГЭ: шаг за шагом. Биология. Человек. 8 класс. Москва. Дрофа. 2011

  7. Ж. Пиаже Избранные психологические труды// Психология интеллекта – М., Международная педагогическая академия 1994

  8. ФИПИ Единый государственный экзамен. Из-во Интеллект – центр 2008-2012 гг.

  9. М. Ю. Чибисовой "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

  10. Н. А. Шишкинская Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. Саратов Издательство «Лицей» 2005

  11. Ю. В. Щербатых. Экзамен по схеме. Биология в схемах и таблицах. Учебное пособие. Москва. ЭКСМО. 2007

Приложение 1


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница