Ссылки для просмотра желательно установить разрешение 1024*768 Учитель химии моу сош №1



Скачать 79,96 Kb.
Дата23.06.2015
Размер79,96 Kb.
Ссылки

для просмотра желательно установить разрешение 1024*768


Учитель химии МОУ СОШ №1


Юрченко Е.А.
Цели элективного курса:
• расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни;
• обучение умению правильно обращаться с химическими материалами в быту;
• создание базы для ориентации в мире современных профессий.

Программа курса

Введение.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Отравление бытовыми химикатами.
Оказание первой медицинской помощи.
Учащиеся должны знать:
ядовитые и едкие вещества;
простейшие противоядия;
способы оказания первой медицинской помощи.
Тема 1. Скорая химическая помощь
Виды тканей. Происхождение загрязнений. Пятновыводители.
Способы удаления загрязнений, приемы чистки одежды и мебели.
Домашняя практическая работа
« Выведение пятен с одежды в домашних условиях»
Учащиеся должны знать:
технику выведения пятен различного происхождения;
приемы чистки одежды и мебели

Практическая работа


«Домашняя химчистка»
Цель работы: научиться выводить бытовые пятна с одежды различными способами, доступными в домашних условиях. Обратить внимание на физико-химические характеристики пятен, пятновыводящих средств, а также соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование: образцы различных видов тканей (шерсть, шелк, ацетат и др.), вода, утюг, белая хлопчатобумажная ткань, стаканы, салфетка, средства для нанесения пятен (йодная спиртовая настойка, чай, майонез, масло, парафин, чернила, губная помада).
Реактивы: ацетон, бензин, спирт, уксусная кислота, глицерин, стиральный порошок, мел (порошок).
Памятка выводящему пятна
1. Установите происхождение пятна (чернила, жир, воск и т.д.).
2. Установите возраст пятна (старые пятна выводятся труднее).
3. Опробуйте на маленьком кусочке ткани или внутренней складке одежды данный препарат
4. Смочите ткань вокруг пятна водой, чтобы избежать образования «ореола».
5. Выводите пятно от краев к середине.
6. Соблюдайте необходимые правила безопасности: работайте в резиновых перчатках и в хорошо проветриваемом помещении.
Инструкция к работе.
1. Приготовьте 8 образцов ткани вашего варианта. Нанесите на образцы тканей пятна майонезом, растительным маслом, чернилами, губной помадой, парафином, чаем, йодной настойкой, косметическим кремом. Оставьте образцы на 2-3 часа (можно на сутки), а затем приступайте к их удалению.
Образцы тканей:
1вариант – шерсть; 2 вариант- хлопок; 3вариант – шелк.
2. Пользуясь таблицей и соблюдая правила техники безопасности, выведите нанесенные пятна.
3. Отчет о проделанной работе запишите в рабочую тетрадь в произвольной форме.
4. На следующем занятии оформите отчет в электронном виде.
Примечание. Раствор аммиака (нашатырный спирт) и глицерин можно приобрести в аптеке.
Виды пятен

Способ удаления

Примечание
1.Жирные и масляные пятна (свежие)

1) Прогладить ткань теплым утюгом (1000) через несколько слоев промокательной бумаги (салфетки), положенных с двух сторон.


2) Протереть тампоном, смоченным теплым раствором аммиака(1 чайная ложка) и любого стирального порошка (1чайная ложка) на полстакана теплой воды. Прогладить горячим утюгом через белую ткань.


3) Смочить пятно бензином и оставить на 2-5 мин, а затем прогладить горячим утюгом через несколько слоев промокательной бумаги (салфетки).

Для шерстяных и ацетатных тканей. Соблюдайте ТБ при работе с бензином.
4)Посыпать загрязненный участок порошком мела, который спустя 2-4 часа удалить встряхиванием или платяной щеткой.

Для светлых тканей.


5) Погрузить на 5-10 мин в раствор: ½ ст.л. аммиака и 1 ст.л. глицерина на 1 ст.л. воды. Затем промыть.

Для шелковых тканей.


2. Пятна от йодной настойки

1) Прогладить горячим утюгом через промокательную бумагу или салфетку.


2) Оставить на несколько дней – пятно исчезнет само.

Возгонка йода.
3. Чернильные пятна

1) Протереть тампоном, смоченным в смеси равных количеств глицерина и спирта. Тампоны меняют несколько раз. Ткань затем промывают водой.


2) Протирать ткань со свежим чернильным пятном простоквашей или парным молоком.

Свежие пятна
3) Замочить участок ткани в холодном моющем растворе, после высыхания почистить щеткой.

Пятна от гуаши и туши


4. Цветные пятна органического происхождения (вино, ягоды, пиво, кофе, губная помада)

1) Пятна от чая: 2 ч.л. глицерина 0,5 ч.л. 10-%-ного раствора нашатырного спирта (раствор аммиака).


2) Замочить ткань в растворе: 1 часть щавелевой кислоты, 2 части лимонной кислоты и 50 частей воды.

Для всех тканей, кроме ацетатных
3) Замочить ткань в растворе 1׃1 спирта, винной кислоты (уксусной), или 10׃2 спирта и лимонной кислоты.

Для всех тканей, кроме ацетатных

Тема 2. СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода
СМС. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и способы ее устранения
Домашняя практическая работа
«Удаление накипи с эмалированной посуды»
Состав ржавчины и способы ее устранения
Учащиеся должны знать:
состав мыла и СМС;
причины жесткости воды;
способы умягчения воды и удаления накипи;
состав ржавчины и способы ее устранения.

Самостоятельная работа по теме


« Жесткость воды и способы ее устранения»
Задание№1 Рассчитайте массу соли (NaCl), которая содержится в 500г морской воды, если массовая доля соли составляет 3,5%. Подсказка: для расчета используйте формулу:
ω = (mр.в./mр-ра) ·100%, где mр.в- масса растворенного вещества, mр-ра – масса раствора, ω – массовая доля растворенного вещества.
Задание№2 Рассчитайте общую жесткость воды, если [Са2+] = 44мг/л, а [Mg2+] = 30мг/л. Определите тип воды по жесткости.
Задание№3 Какой вред приносит жесткость воды? Приведите 3-4 примера.
Задание№4 Составьте уравнение предложенной реакции в ионном виде:
MgCl2 + Na2CO3 = MgCO3↓ + 2NaCl
Задание№5 Домашняя практическая работа.
Удалите в домашних условиях, не применяя специальных средств, накипь в чайнике одним из предложенных способов. На следующем занятии сделайте в произвольной форме отчет о проделанной работе.
Тема 3. Будьте красивыми
Средства ухода за зубами. Декоративная косметика, парфюмерия.
Учащиеся должны знать:
назначение зубной пасты, косметики и парфюмерии

Самостоятельная работа по теме


«Средства ухода за зубами»
Задание№1
Какие средствами ухода за зубами вы применяете?
Задание №2
Заполните таблицу:
Группы зубных паст

Название группы

Назначение зубной пасты

Задание №3


Найдите соответствие между компонентом зубной пасты и ее функцией. Ответ запишите в таблице.
1. Вода А. Микробиологическая чистота
2. Детергенты Б. Разрушение зубного налета
3. Буферы В. Дисперсионная среда
4. Консерванты Г. Кислотно – щелочной баланс
5. Ферменты Д. Пенообразователи

1.


2.

3.


4.

5.

Задание№4


Вы правильно чистите зубы?
Домашнее практическое задание: почистите зубы, применяя рекомендации, с которыми вы познакомились на этом занятии.

Тема 4. Строительные материалы


Связующие вещества. Керамика. Стекло.
Учащиеся должны знать:
назначение, состав и свойства строительных химических средств

Тема 5. Сад и огород


Удобрения и их классификация. Кислотность почвы, известкование. Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода. Стимуляторы роста и развития растений.

Учащиеся должны знать:


-классификацию удобрений, способы определения кислотности почвы;
-сроки и способы внесения удобрений;
-правила применения гербицидов, инсектицидов, стимуляторов роста.

Тема 6. Химия пищи


Белки, жиры, углеводы. Брожение, денатурация белков.
Искусственная пища.

Учащиеся должны знать:


состав белков, жиров и углеводов,
их значение в питании человека;
значение витаминов для человека;
сущность процессов разрыхления теста, брожения.

Самостоятельная работа


(найдите ответы на вопросы)

Почему в хлебе много «дырочек»?

Почему при варке крупы, макаронных изделий, соусов, киселей происходит увеличение массы продукции?

Почему при долгом пережевывании черного хлеба появляется сладковатый вкус?

Какой крахмал предпочтительнее для фруктового и молочного киселей (кукурузный или картофельный)?

Почему полезны кисло-молочные продукты?

Для чего нашему организму нужна целлюлоза?

Как отличить котлетный фарш от бифштексного химическим путем?

Как доказать наличие белков, жиров, углеводов в тех или иных продуктах?

Может ли человек существовать лишь на хлебе и воде?


Защита проектов и рефератов по темам
1. Домашняя аптечка
2. Техника выведения различных пятен
3. Дезодоранты и озоновый щит планеты
4. Химия в моей квартире (слайд-презентация)
5. Витамины.
6. Проблемы выращивания экологически чистой с/х продукции
7. Керамика в моем доме (слайд-презентация)
8. История получения стекла
9. Феномен делийской колонны
10. Ароматные средства
11. Все о сладком с точки зрения химии
12. Химия и косметика
13. Искусственная пища: за и против
14. Самое полезное вещество
15. Самое вредное вещество
16. Я хочу быть….


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница