Гистология, эмбриология, цитология в ситуационных задачах сборник ситуационных задач



страница1/4
Дата26.06.2015
Размер0,58 Mb.
  1   2   3   4


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации»

Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии

ГИСТОЛОГИЯ, ЭМБРИОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ

В СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧАХ
СБОРНИК СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Иркутск


ИГМУ

2013
УДК 611.018(075.8)



ББК 28.86я73

Г 51

Рекомендовано ФМС стоматологического факультета

ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России

(протокол № 2 от 05.11.2012 г.)

Составители:

Л. С. Васильева – д-р биол. наук, проф., зав. каф. гистологии, эмбриологии, цитологии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.

В. Г. Изатулин - д-р мед. наук, профессор каф. гистологии, эмбриологии, цитологии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России,

Л. А. Иванова – канд. биол. наук, доцент каф. гистологии, эмбриологии, цитологии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России,

Л. А. Украинская - канд. биол. наук, доцент каф. гистологии, эмбриологии, цитологии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России,

О. В. Колесникова - канд. биол. наук, ассистент каф. гистологии, эмбриологии, цитологии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России,

Т. В. Крупская - ассистент каф. гистологии, эмбриологии, цитологии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.
Рецензенты:

Т. И. Шалина – д-р мед. наук, профессор, зав. каф. анатомии человека ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России

И.Ж.Семинский - д-р мед. наук, профессор, зав. каф. патологии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Г 51 Гистология, эмбриология, цитология в ситуационных задачах / сост.: Л. С. Васильева и др.; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. - Иркутск: ИГМУ, 2013. – 40 с.
Сборник ситуационных задач «Гистология, эмбриология, цитология в ситуационных задачах» предназначен для внеаудиторной и аудиторной работы студентов. Сборник содержит условия ситуационных задач по всем темам дисциплиы и вопросы, на которые студент должен ответить для правильного решения каждой задачи.

Предназначено для студентов 1-2 курса ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, специальности: 060101 – Лечебное дело, 060103 – Педиатрия, 060201 – Стоматология, 060105 – Медико-профилактическое дело, 060601 – Медицинская биохимия.


УДК 611.018(075.8)

ББК 28.86я73

© Васильева Л. С., Изатулин В. Г., Иванова Л. А., Украинская Л. А., Колесникова О. В., Крупская Т. В., составлено 2013

© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2013


ВВЕДЕНИЕ
Сборник ситуационных задач «Гистология, эмбриология, цитология в ситуационных задачах» предназначен для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов 1-2 курсов медицинских ВУЗов. Ситуационные задачи разработаны коллективом преподавателей кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.

Сборник содержит условия ситуационных задач по всем темам дисциплины. В заголовках каждого раздела указан порядковый номер коллоквиума, для которого студенту необходимо научиться решать задачи, перечисленные в данном разделе. Условия задач (ситуации) максимально приближены к жизненным ситуациям, с которыми студенты могут встретиться в своей профессиональной деятельности, что создает предпосылки к повышению мотивационных установок в изучении и освоении дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология».

В процессе решения ситуационных задач студент вынужден повторить теоретический материал, выбрать из него сведения, необходимые для решения задачи, проанализировать их и сделать правильный вывод, в соответствии с поставленным в задаче вопросом. Для этого, в помощь студентам, после условия задачи перечислены вопросы, на которые необходимо ответить для того, чтобы найти правильное решение задачи (т.е. предлагается оптимальный алгоритм решения). Решая задачу, студент учится сопоставлять имеющиеся факты с теоретическими и практическими знаниями, анализировать их и выбирать правильное решение.

Решение ситуационных задач, представленных в сборнике, способствует выработке у студентов навыков сопоставления морфологических и клинических проявлений болезней, умения давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых, органных структур и интерпретировать результаты некоторых распространенных методов диагностики, применяемых для выявления патологии крови, сердца и сосудов, легких, почек, печени и других органов и систем, что, в конечном итоге, составляет базу для формирования профессиональных компетенций.


Коллектив авторов.


1 коллоквиум – ЦИТОЛОГИЯ, ТКАНИ

Задача 1.

На прием к врачу привели ребенка, получившего небольшие травмы при падении. При осмотре травм оказалось, что повреждена только кожа, на небольших ее участках отсутствуют все слои эпидермиса. Врач решил, что раны нуждаются только в обработке антисептиком, другого лечения не требуется. Каким образом будет восстанавливаться эпидермис?

Для решения задачи необходимо:ответить на вопросы:


  1. К какому виду эпителиальной ткани относится эпидермис, как называется согласно классификации эпителиев по структуре?

  2. Из каких слоев эпителиальных клеток состоит эпидермис?

  3. Какими свойствами обладают клетки разных слоев эпидермиса?

  4. Какой слой эпидермиса составляют клетки, способные к размножению?

  5. Каким образом будет восстанавливаться эпидермис при его повреждении?

Задача 2.

Для демонстрации студентам пролиферативной способности клеток разных слоев эпидермиса были высеяны на питательную среду клетки двух слоев: в 1 флаконе – базального слоя, во 2 флаконе – блестящего слоя. В каком флаконе студенты будет наблюдать размножение клеток?

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:

1) К какому виду эпителиальной ткани относится эпидермис и как называется согласно классификации эпителиев по строению?

2) Из каких слоев эпителиальных клеток состоит эпидермис?

3) Какими свойствами обладают клетки разных слоев эпидермиса?

4) Из каких клеток состоит дифферон эпидермиса?

5) Какой слой эпидермиса составляют клетки, способные к размножению?



Задача 3.

Больной травмировал глаз металлической стружкой при работе на токарном станке. Осмотр глаза показал, что стружка повредила только передний эпителий роговицы. Возможна ли полная регенерация роговицы после удаления стружки?

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:

1) К какому виду эпителиальной ткани относится передний эпителий роговицы глаза и как называется согласно классификации эпителиев по строению?

2) Из каких слоев эпителиальных клеток состоит передний эпителий роговицы?

3) Какими свойствами обладают клетки разных слоев эпителия роговицы?

4) Из каких клеток состоит дифферон эпителия роговицы?

5) Какой слой эпителия роговицы составляют клетки, способные к размножению?



Задача 4.

Судмедэксперт, исследуя под микроскопом гистологические препараты мочевого пузыря двух погибших людей, обнаружил, что на одном препарате эпителий тонкий, в нем видно 2 ряда ядер, на другом – эпителий толстый, в нем видно много рядов ядер. Какой вывод о состоянии мочевого пузыря в момент смерти первого и второго погибших сделал эксперт?

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:

1) К какому виду эпителиальной ткани относится эпителий мочевого пузыря и как называется согласно классификации эпителиев по строению?

2) Из каких слоев эпителиальных клеток состоит эпителий мочевого пузыря?

3) Какими свойствами обладают клетки разных слоев эпителия мочевого пузыря?

4) В каком состоянии – растянутом или спавшемся – находится эпителий мочевого пузыря, если в нем видно 2 ряда ядер?

5) В каком состоянии – растянутом или спавшемся – находится эпителий мочевого пузыря, если в нем видно много рядов ядер??



Задача 5.

На гистологическом срезе поджелудочной железы можно увидеть два структурно-функциональных типа железистых образований. Первый тип состоит из секреторных клеток, которые формируют тяжи, со всех сторон окруженные кровеносными капиллярами. Второй тип состоит из секреторных клеток, образующих альвеолы, между которыми видны выводные протоки разного диаметра. Проанализируйте, для каких типов желез характерно такое строение, и сделайте вывод, какие структурно-функциональные типы железистых образований составляют поджелудочную железу.

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:

1) Какие виды желез различают по признаку, куда выделяется секрет (на поверхность эпителия или в кровь)?

2) Какое строение имеют эндокринные железы, как их классифицируют?

3) Какое строение имеют экзокринные железы, как их классифицируют?

4) Для каких желез характерны концевые отделы в виде эпителиальных тяжей, оплетенные гемокапиллярами, и отсутствие выводных протоков?

5) Для каких желез характерны выводные протоки и концевые отделы в виде альвеол?

6) Какие структурно-функциональные типы железистых образований составляют поджелудочную железу?

Задача 6.

У ребенка диагностирована глистная инвазия. Проанализируйте, какие клетки крови участвуют в защите организма от червей-паразитов. Какие изменения в лейкоцитарной формуле подтверждают выставленный диагноз?

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:

1) Какие функции выполняют эритроциты и лейкоциты?

2) Какие виды лейкоцитов вы знаете?

3) Что такое лейкоцитарная формула и ее показатели?

4) Какие функции выполняет каждый вид лейкоцитов?

5) Какие клетки крови участвуют в защите организма от червей-паразитов?

6) Какова потребность организма в эозинофилах при глистной инвазии?

7) Увеличится или уменьшится количество эозинофилов в крови, как это изменение называется (эозинофилия или эозинопения)?

8) Какие изменения в лейкоцитарной формуле подтверждают выставленный диагноз?

Задача 7.

В лейкоцитарной формуле больного повышен процент сегментоядерных нейтрофилов и отсутствуют юные и палочкоядерные нейтрофилы. Как называется данное состояние лейкоцитарной формулы? Для какого прогноза заболевания дают основания эти данные?

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:

1) Что такое лейкоцитарная формула и ее показатели?

2) Какие функции выполняют нейтрофилы?

3) Где образуются нейтрофилы?

4) Как идет нейтрофилопоэз, в каком порядке сменяются популяции клеток нейтрофильного ряда в процессе дифференцировки?

5) Определите, в какую сторону (вправо или влево) сдвигаются показатели лейкоцитарной формулы, если юных нейтрофилов 0%, палочкоядерных нейтрофилов 0%, сегментоядерных нейтрофилов 75%.

6) В каком порядке по степени зрелости располагаются виды нейтрофилов, присутствующие в крови?

7) В ситуации, описанной в задаче, происходит ли пополнение нейтрофилов крови новыми клетками из красного костного мозга?

8) Как изменилась функция костного мозга в данной ситуации?

9) Какой прогноз дальнейшего течения заболевания можно сделать?



Задача 8.

В лейкоцитарной формуле больного повышен процент юных и палочкоядерных нейтрофилов и уменьшено содержание сегментоядерных нейтрофилов. Как называется и на какую защитную реакцию организма указывает данное состояние лейкоцитарной формулы? Какой прогноз заболевания?

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:

1) Что такое лейкоцитарная формула и ее показатели?

2) Какие функции выполняют нейтрофилы?

3) Где образуются нейтрофилы?

4) Как идет нейтрофилопоэз, в каком порядке сменяются популяции клеток нейтрофильного ряда в процессе дифференцировки?

5) Определите, в какую сторону (вправо или влево) сдвигаются показатели лейкоцитарной формулы, если юных и палочкоядерных нейтрофилов в крови больше нормы, а сегментоядерных нейтрофилов меньше нормы.

6) В каком порядке по степени зрелости располагаются виды нейтрофилов, присутствующие в крови?

7) В ситуации, описанной в задаче, происходит ли пополнение нейтрофилов крови новыми клетками из красного костного мозга?

8) Как изменилась функция костного мозга в данной ситуации?

9) Какой прогноз дальнейшего течения заболевания можно сделать?



Задача 9.

На приеме у врача больной жалуется на слезотечение, заложенность носа, затрудненное дыхание. При осмотре слизистой носа выявляется выраженный отек слизистой оболочки. В анамнезе больного обострение этих симптомов наблюдается каждую весну. Лейкоцитарная формула больного указывает на эозинофилию. О чем свидетельствуют эти изменения крови в совокупности с сезонностью обострения симптомов?

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:

1) Что такое отек? В какой ткани слизистой оболочки развивается отек?

2) Из каких структурных элементов (клеток, межклеточного вещества) состоит рыхлая волокнистая соединительная ткань?


  1. Какие структуры ткани изменяют свое состояние при отеке?

  2. Какие клетки соединительной ткани способны изменять проницаемость микрососудов под действием факторов, вызывающих отек? С помощью какого вещества, содержащегося в этих клетках?

  3. Какие функции выполняют эозинофилы крови? Какие вещества содержатся в их специфической зернистости?

6) Учитывая сезонное обострение, какой характер заболевания наиболее вероятен – инфекционный или неинфекционный?

7) Какие клетки слизистой оболочки патологически реагируют на сезонные изменения в окружающей среде?

8) Какое вещество избыточно секретируется этими клетками и вызывает увеличение проницаемости микрососудов и отек слизистых оболочек?

9) Почему в этой ситуации в крови увеличивается количество эозинофилов?


Задача 10.

Врач по анамнезу и результатам анализа крови диагностировал у больного начальный период острого воспалительного процесса. Какие изменения гемограммы указывают на воспалительный процесс?

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:

1) Что такое «гемограмма» и каковы ее показатели в норме?

2) Какие функции выполняют клетки крови?

3) В каких защитных реакциях организма участвуют лейкоциты?

4) Какие периоды (фазы) выделяют в воспалительном процессе?

5) В каком периоде воспалительного процесса лейкоциты являются главными участниками?

6) Как изменяется потребность организма в лейкоцитах в острый период воспаления?

7) Какой показатель гемограммы изменяется в начальный период острого воспалительного процесса и в какую сторону?

8) Как называется данное изменение показателя гемограммы?
Задача 11.

На месте преступления были обнаружены следы крови преступника. Судебная экспертиза дала заключение, что преступление совершено женщиной. Какие клетки крови были подвергнуты анализу? Какой морфологический признак в этих клетках позволил идентифицировать пол преступника?

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:

1) Из каких частей состоит клетка?

2) Какая часть клетки отличается по составу у мужчин и женщин?

3) Какая половая хромосома больше по размеру (Х или Y)?

4) Какие клетки крови имеют ядро?

5) Какие виды лейкоцитов вы знаете? Какое у них ядро по форме и плотности?

6) У кого (мужчин или женщин) по массе и объему больше хроматина?

7) В каком (по структуре) ядре больше вероятности увидеть избыток хроматина (Х-хромосома) - плотном или рыхлом, цельном или сегментированном?

8) В каких клетках крови можно увидеть в ядре избыточный хроматин?

9) Как называется структурное образование ядра, содержащее избыточный хроматин?

10) Чья кровь – женская или мужская – содержит клетки с таким образованием в ядре?

Задача 12.

У больного в результате травмы произошло обильное кровотечение. Через несколько дней у пострадавшего был сделан анализ крови. Как изменились количество и состав эритроцитов? Какие изменения наблюдаются в лейкоцитарной формуле?

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:

1) Какие виды регенерации крови вы знаете?

2) Какой орган системы крови восполняет количество утраченных клеток периферической крови?

3) Какие пути (способы) гемопоэза вы знаете?

4) Какого размера эритроциты присутствуют в норме в крови и в каком соотношении?

5) Какие виды лейкоцитов присутствуют в норме в крови и в каком соотношении (вспомнить лейкоцитарную формулу)?

6) Какой вид регенерации крови осуществляется после обильного кровотечения?

7) Каким путем (способом) гемопоэза при этом восстанавливается количество клеток крови? Поясните сущность этого пути гемопоэза.

8) Как изменяется при данном способе гемопоэза состав эритроцитов, как называется это отклонение от нормы?

9) Как изменяется при данном способе гемопоэза состав лейкоцитов, как называется это отклонение от нормы?



Задача 13.

Клетки крови поместили в питательную среду. Через несколько дней на питательной среде появились колонии клеток эритропоэза и миелопоэза. Какие клетки крови размножились и образовали эти колонии? Опишите морфологические признаки этих клеток.

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:


  1. Как называется процесс образования клеток крови?

  2. В чем суть унитарной теории кроветворения?

  3. Какие свойства и морфологические признаки имеют стволовые клетки?

  4. Какие особенности жизненного цикла имеют стволовые клетки?

  5. В каком кроветворном органе содержатся стволовые клетки крови?

  6. Из какого (одного) вида клеток в результате их размножения могут возникнуть колонии эритропоэза и миелопоэза?

  7. Содержит ли периферическая кровь стволовые клетки?

  8. Можно ли дифференцировать стволовые клетки на мазке крови?

  9. Какие клетки крови размножились на питательной среде и образовали колонии эритропоэза и миелопоэза?

Задача 14.

У больного (взрослого) по показателям гемограммы лейкоцитов 2,8*109, а по лейкоцитарной формуле 40 % нейтрофилов и 40% лимфоцитов. Можно ли сделать вывод об активации лимфопоэза?

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:


  1. Что такое гемограмма? Какие значения показателей гемограммы считаются нормальными для взрослого человека?

  2. Что такое «лейкоцитоз» и «лейкопения»?

  3. Что такое лейкоцитарная формула?

  4. Какое соотношение лейкоцитов в нормальной лейкоцитарной формуле взрослого человека?

  5. Отличается ли от нормы количество лейкоцитов в 1 литре крови у больного? В какую сторону?

  6. Отличается ли от нормы %- содержание лимфоцитов у больного? В какую сторону?

  7. Можно ли сделать вывод о лимфоцитозе (повышенном содержании лимфоцитов) при сопоставлении показателей гемограммы и лейкоцитарной формулы?

Задача 15.

У взрослого больного по показателям гемограммы лейкоцитов 12*109, а по лейкоцитарной формуле 40 % нейтрофилов и 40% лимфоцитов. Можно ли сделать вывод об угнетении нейтрофилопоэза? Поясните свой ответ.

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:


  1. Что такое гемограмма? Какие значения показателей гемограммы считаются нормальными для взрослого человека?

  2. Что такое «лейкоцитоз» и «лейкопения»?

  3. Что такое лейкоцитарная формула?

  4. Какое соотношение лейкоцитов в нормальной лейкоцитарной формуле взрослого человека?

  5. Отличается ли от нормы количество лейкоцитов в 1 литре крови у больного? В какую сторону?

  6. Отличается ли от нормы %- содержание нейтрофилов у больного? В какую сторону?

  7. Можно ли сделать вывод о нейтропении (пониженном содержании нейтрофилов) при сопоставлении показателей гемограммы и лейкоцитарной формулы?

Задача 16.

У больного в результате длительного инфекционного процесса снизилась фагоцитарная способность макрофагов и уменьшилось количество гемоглобина в крови. Назначение железосодержащих препаратов не остановило снижение гемоглобина. Проанализируйте, что в этой ситуации может быть причиной снижения гемоглобина. На какой процесс следует воздействовать в процессе лечения, что повысить гемоглобин?

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:


  1. Что такое гемоглобин? Где он содержится и какие функции выполняет?

  2. Сколько гемоглобина должна содержать кровь здорового человека?

  3. Какие виды гемоглобина и в каком соотношении содержатся в крови здорового взрослого человека?

  4. В каком органе происходит образование гемоглобина и клеток, его содержащих?

  5. Как попадает железо, необходимое для синтеза гемоглобина, в орган, образующий красные кровяные клетки, содержащие гемоглобин?

  6. Какова роль макрофагов в синтезе гемоглобина?

  7. Какая функция макрофагов дает им возможность захватывать и переносить железо?

  8. Почему не помогают железосодержащие препараты в ситуации, описанной в задаче?

  9. На какой процесс следует воздействовать в процессе лечения, что повысить гемоглобин?


Задача 17.

Под кожу пальца попала заноза, через сутки вокруг нее образовался отек и из ранки выделилось небольшое количество гноя. Какие клетки крови и соединительной ткани принимали участие в образовании отека и гноя? В чем выражалась их реакция на повреждение тканей кожи?

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:

1) Как называется защитная реакция организма, направленная на повреждение тканей инородным телом?

2) Какие фазы (периоды) выделяют в этой реакции?

3) Какая фаза (период) этой реакции развивается в первые сутки?

4) Какие клетки соединительной ткани и каким образом первыми реагируют на повреждение тканей инородным телом?

5) Какие клетки крови первыми приходят в ткани к месту повреждения и для чего?

6) Как эти клетки крови выполняют свои защитные функции?

7) Какие клетки соединительной ткани и каким образом увеличивают проницаемость микрососудов для плазмы и клеток крови?

8) Какие клетки крови способствуют уничтожению бактерий и образованию гноя?
Задача 18.

Сущность татуировки заключается в том, что введенная под кожу взвесь краски длительное время сохраняет очертания нанесенного рисунка, но со временем рисунок все же теряет четкость. Какие клетки соединительной ткани обеспечивают сохранение рисунка и почему со временем его четкость теряется?

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:

1) Как называется способность клеток поглощать инородные частицы?

2) Какие клетки соединительной ткани обладают этой способностью?

3) Как обновляются эти клетки (из каких клеток образуются)?

4) Что происходит с частицами краски при введении их под кожу, почему они удерживаются на месте введения?

5) Что происходит с частицами краски после отмирания клеток, в которых они удерживались?

6) Почему со временем четкость рисунка теряется?
Задача 19.

При больших переходах по безводным пространствам верблюды легко переносят отсутствие воды, но теряют значительную часть запасов жировой ткани, находящейся в горбах. Проанализируйте, что получает организм при утилизации жировой ткани и какие клетки соединительной ткани участвуют в этом процессе. Сделайте вывод, какие видовые особенности организма позволяют верблюду долго обходиться без воды.

Для решения задачи необходимо ответить на вопросы:

1) Какие виды жировой ткани вам известны?

2) Что получает организм при утилизации жиров в разных видах жировой ткани?

3) Какой вид жировой ткани утилизируется при голодании?

4) Какие основные клетки входят в состав соединительной ткани, их функции?

5) Что позволяет верблюду долго обходиться без пищи?

6) Какая особенность жирового обмена позволяет верблюду долго обходиться без воды?

7) Каким клеткам соединительной ткани свойственна функция освобождения эндогенной воды при утилизации жиров?

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница