Программа «Здоровые дети здоровая Россия»



Скачать 407,02 Kb.
Дата23.06.2015
Размер407,02 Kb.
Утверждаю

Директор МОУ Морозовская СОШ

_______________________________

Постнова Н.Н.

Программа

«Здоровые дети – здоровая Россия»

МОУ Морозовская СОШ

Тейковского муниципального района

Морозово 2006 – 2010 г.г.

Пояснительная записка Основной задачей программы: «Здоровые дети – здоровая Россия» является пропаганда здорового образа жизни. Её содержание направлено на выработку у подрастающего поколения положительных социальных качеств личности – уверенности в себе, выносливости, самообладания, желания укрепить свое здоровье, правильно, рационально использовать природный потенциал своего организма, знакомство с особенностями медицинских профессий, психолога, эколога и других.

Образовательные цели: - побудить порастающее поколение изучить свой организм, укрепить здоровье; - научиться анализировать свой образ жизни, узнать причины нарушений в работе основных систем человеческого организма, дать понятие о мерах профилактики заболеваний; - формировать умение рационально использовать время труда и отдыха; - научить правилам сохранения правильной осанки, зрения, правилам приготовления здоровой пищи и рационального питания; - дать советы по физическому совершенствованию, развитию опорно-двигательной системы, управлению ростом и развитием растущего организма. Развивающие цели: - развивать наблюдательность, навык правильной самооценки, самонаблюдения; - развивать навык творческого применения полученных знаний в различных жизненных ситуациях; - развивать умение дорожить здоровьем, неприязненное отношение к вредным привычкам; - развивать стремление соблюдать режим дня, правило гигиены, умение избегать конфликтных ситуаций при общении с другими людьми, совершенствование психических качеств личности; - развивать умение работать с лабораторным оборудованием, проводить практические исследования; - развивать умение работать с научной, дополнительной, занимательной литературой по предмету, изучения периодической печати, анализа полученных сведений от средств массовой информации; - развивать умение убеждать других учащихся в необходимости ведения здорового образа жизни, путем выполнения коллективно-творческих работ: рефератов, выступлений агитбригад, путем показа поучительных сценок, спектаклей, проведения ролевых игр, оформления выставок, газет и др.; Воспитательные цели: - помочь самоутвердиться; - осуществлять гигиеническое воспитание, способствовать формированию здорового образа жизни в целях сохранения психологического, физического и нравственного здоровья человека; - осуществлять экологическое воспитание, показать место человека в живой природе, взаимную зависимость и влияние человека и окружающего мира; - воспитывать любовь к людям, гуманное отношение друг к другу, желание помочь в трудную минуту, бороться с черствостью, равнодушием; - воспитывать любовь к самому себе, как уникальному, прекрасному существу на Земле, вызвать желание прожить достойную, полноценную жизнь, помочь процессу самоактуализации, развитию “ я – концепции ”; - помочь детям самореализоваться, поверить в себя, свои творческие способности, помочь преодолеть негативное влияние среды, бороться с причинами, мешающими развитию и самоутверждению детей; - воспитывать чувства ответственности за порученное дело, дисциплинированности, уважительного отношения к себе, окружающим; - способствовать культурному проведению досуга детей, преградить их от дурного влияния улицы; - осуществлять эстетическое воспитание, развивать эстетический вкус детей.

Причины создания программы Современные дети не имеют четких представлений о закономерностях процессов, протекающих в своем организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения переутомления, способах поддержания высокого уровня работоспособности, культуры физической деятельности, правилах рационального питания, ухода за чистотой тела, т.е. не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психологических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Для того чтобы помочь детям, и создана данная программа. В основе программы лежат следующие принципы: - систематичность; - воспитывающий и развивающий характер занятий; - возрастная преемственность; - доступность и добровольность; - творческий характер, развитие инициативы и самодеятельности; - поддержка в детях стремления к самосовершенствованию, желания вести здоровый образ жизни; - использование индивидуального подхода к каждому ребенку; - учет уровня развития, интересов детей; - предоставлять ребенку возможность права на выбор, сочетание его желаний и требование педагога; - принцип ориентации на потребности социального окружения (самих детей, родителей, школы). - Принцип новизны, научности, яркости содержания материала.

Для реализации указанных принципов, достижения целей программы, используются следующие методы:



Наблюдение – он основан на целенаправленном восприятии какого-либо изучаемого вопроса, например, массы тела, причинах наступления утомления; в процессе которого исследователи получают конкретный материал. Наблюдение проводится по заранее намеченному плану, является основой практических работ. Для регистрации результатов наблюдения учащиеся составляют таблицы, данные которых, могут быть отражены в графике, диаграмме, схеме, т.е. полученная информация обрабатывается, интерпретируется.

Виды применяемых для реализации программы наблюдений: а) включенное наблюдение, когда дети являются и объектом наблюдения и сами же – наблюдателями, б) не включенное наблюдение – “со стороны”, например, за другими учащимися школы, родителями, открытое и скрытое, сплошное или выборочное.

2. Метод опроса. Беседа, интервью, анкетирование. Беседа - метод исследования, применяемый для получения необходимой информации. Она проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведется в свободной форме, без записи ответов собеседника. (Беседы проводятся с родителями, учениками, медицинскими работниками и др.). Во время интервью – ответы открыто записываются, (этот метод применяется при проведении ролевых игр, судов, конгрессов). Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкеты, применяется в начале работы для выяснения желаний, тем, волнующих детей, в конце курса - для выяснения уровня достигнутого, настроения детей.

3. Метод изучения творческих работ учащихся: Письменных, графических, рефератов, рисунков, чертежей, тетрадей, проектов, сценариев составленных детьми. Эти работы дают необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков о валеологии.

4. Особо важным, ведущим является эксперимент. Проведение серии опытов, создание экспериментальных ситуаций, управление опытом, измерение реакций испытуемого. Например, опыт по изменению пульса человека при различной физической нагрузке. Трудность экспериментального метода в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения, иметь необходимое оборудование. Требуется особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым. Данный метод позволяет на практике “почувствовать” особенности, связанных с этим родом деятельности, профессий.

5. Математический и статистический методы – применяются в работе для обработки полученных данных при опросе и эксперименте, а также при установлении количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенный математический метод: регистрация, ранжирование, шкалирование.

С помощью статистических методов определяют средние величины показателей. Для проведения подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Например, при изучении способов влияния и управления ростом, используются данные таблицы: стандарты вариантов роста для девочек (мальчиков). Для определения показателя роста во взрослом состоянии используется формула: (рост отца + рост матери х 1.08) : 2 = ? и др.

Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц: например, в виде “дневника самонаблюдения”



Ведущие идеи программы

Сведения об особенностях медицинской профессии, связанных с ней специальностей. Важности сохранения ЗДОРОВЬЯ для счастливой жизни, воплощения задуманного (преподносимые в традиционных различных формах: беседы, объяснение педагога.) Нетрадиционных форм: диспуты, заседания круглых столов, судов, конгрессов, экскурсий, встреч с медицинскими работниками различных специальностей. Используются различные источники информации: аудио и звукозапись, видеоматериал, газетные статьи, телепередача “Здоровье”. Дети обсуждают их, оформляют в виде небольших творческих проектов, рисунков, рефератов, при этом получают знания об особенностях организма (с учетом возраста, на доступном уровне), с использованием сведений, не содержащихся в базовой программе.

Экологические сведения позволяют детям познакомиться с комплексом разнообразных факторов внешней среды, влияющих на здоровье человека: физические, химические, биологические.

Физические: температура, влажность воздуха, атмосферное давление, электричество, солнечное излучение.

Химические: состав воздуха, воды, почвы. Их примеси, “бытовые яды”, никотин, лекарственные препараты, наркотики, алкоголь. Биологические: а) патогенные: микробы, вирусы, грибки, другие факторы среды, изучаемые по характеру воздействия на здоровье человека. Например, вредные или даже губительные факторы для здоровья (заболевания различных органов, ядовитые вещества, пыль, и др.) меры профилактики. б) полезные факторы, например, чистый воздух, богатый кислородом, приятный микроклимат в коллективе, интерьер комнаты и его влияние на повышение работоспособности организма. в) факторы, которые в зависимости от того, как человек их использует, могут быть патогенными или полезными. Например, солнечные лучи, необходимые для выработки провитамина под кожей, но в большом количестве они приносят вред здоровью. Или, пищевые продукты, употребляемые для развития и жизнедеятельности организма, при соблюдении правил приготовления пищи, учетом питательности, калорийности их компонентов, приносят пользу организму, нужны ему. Однако, при переедании, несоблюдении режима питания, чрезмерном увлечении сладким, продуктами, содержащими красители, являющимися опасными, приводят к расстройству обмена веществ, избыточному весу.

Учащиеся узнают, что важнейшим отличием человека от животных является то, что он мыслит, чувствует, эмоционально переживает, обладает речью, в разных условиях среды, приспосабливаться и изменять природу, активно влияя на нее. Получая такие знания, дети должны осознать, какие изменения среды благоприятны для человека, а что вредно ему, понять, как выжить в сложной экологической обстановке, вырастить здоровое потомство, получить образование, овладеть профессией. Научить детей беречь свое здоровье, побудить подрастающее поколение анализировать свой образ жизни, стремиться к совершенствованию, самопознанию, самоопределению – основная линия данной программы.


Критерии оценивания образовательной программы “Здоровые дети- здоровая Россия ”


Учащиеся должны знать: - пути сохранения здоровья; - приемы оказания 1 помощи при различных травмах, повреждениях, ударах, обморожениях, шоке и др.;

- причины и приемы выявления, исправления нарушений осанки и развития плоскостопия; - развитие человеческого организма, влияние среды и общества на этот процесс; - благотворное влияние физической нагрузки на растущий организм; - гигиенические правила по уходу за телом, одеждой, обувью, грудным ребенком; - вредное влияние алкоголя и никотина, их разрушающее воздействие на организм Учащиеся должны уметь: - составлять режим труда и отдыха; - уметь применять в жизни правила рационального питания, гигиены; - проводить самонаблюдение, вести дневник; - оказать 1 помощь себе и другим; - вести активный здоровый образ жизни, бороться с гиподинамией, любить спорт, заниматься закаливанием.



Учащиеся должны приобрести навык: - работы творчески в коллективе; - высказывания своих мыслей; - изучения научной литературы.


Содержание образовательной программы

Введение. Вводная диагностика. Знакомство с историей развития, основами наук – медицины, валеологии. Значение знаний о гигиене организма, сохранение его здоровья. Порядок проведения занятий по курсу, правила поведения учащихся во время практических занятий, в кабинете и на экскурсиях, инструкция по технике безопасности.

О тебе самом, как неповторимом и уникальном!” Краткое “путешествие по организму”, природные силы и возможности организма. Правило ухода за телом. Работа медсестер, врачей. Практическое занятие: работа с торсом человека. Определение пропорций телосложения. Оценка степени гибкости тела.

Царственная осанка – залог здоровья!” Особенности скелета человека, связанные с трудом и прямохождением. Правила оказания 1 помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах. Изучение причин искривления позвоночника и плоскостопия. Меры по их профилактике. Правила посадки учеников за партой, работы за станком, подбора обуви.

Практические занятия. Изучение набора костей млекопитающих, типов их соединения, оказание 1 помощи: бинтование, обработка ран, обездвиживание конечности, перенос пострадавшего. Особенности профессии врача скорой помощи. Знакомство с комплексом гимнастических упражнений для укрепления основных групп мышц. Определение наличия плоскостопия. Изучение упражнений по профилактике плоскостопия (с мячиком, деревянной палочкой).

Из лилипутов в великаны” Управление ростом детского организма. Изучение норм роста и развития девочек и мальчиков. Значение физического воспитания и труда для нормального формирования и роста скелета и мышц. Роль активного отдыха, причины утомления, влияние ритма нагрузки на работу мышц. Встреча с эндокринологом. Практические занятия. Измерение длины тела, Определение степени развития мускулатуры, влияние нагрузки. Взвешивание массы тела.

Про живой секундомер, неутомимого труженика, сердце!” (Кровь и кровообращение. Укрепление сосудов сердца.) Особенности работоспособности сердца, “секреты” кровеносных сосудов. Такие разные, важные, маленькие клетки крови. Как макаки помогли человечеству. Всего по – немного: иммунитет, свертывание, перенос веществ. Предупредительные прививки, переливание крови, донорство. Гиподинамия, ее влияние на работу сердца. Вредное влияние алкоголя, употребления наркотиков и табачного дама на сердце и сосуды. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний.

Практические занятия. Отработка приемов оказания первой помощи при кровотечениях. Экскурсия: встреча с кардиологом, медицинскими работниками, почетными донорами.

Твой личный газопровод” Изучение основных причин заболевания органов дыхания. Профилактика. Определение жизненной емкости легких. Влияние тренировки, плавания на развитие легких. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух. Предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Секреты сохранение работоспособности органов дыхания, причины нарушения голоса, вредное влияние курения на органы дыхания. Экологические факторы, пагубное влияние выхлопных газов, примесей в воздухе на здоровье. Охрана окружающей среды (экологический эрудицион). Фитобар. Практические занятия. Измерение жизненной емкости легких. Изучение приемов искусственного дыхания. Изготовление марлевых повязок. “Лакомств тысяча, а здоровье одно! (Пищевые продукты и питательные вещества). “Секреты ослепительной улыбки” (Гигиена питания, профилактика заболеваний). Важнейшие питательные вещества. Зубы, профилактика их заболеваний. Традиции кухни различных народов. Лечебные травы, секреты их заготовки и использования. Канцерогенные вещества, пищевые добавки и их вред. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений, первая доврачебная помощь. Влияние курения и употребление алкоголя на пищеварение.

Практическое занятие. Изучение этикеток, шифров на обертках пищевых продуктов. Знакомство с правилами чистки зубов. Качество и применение жевательных резинок. Изучение правил сохранения витаминов, питательных веществ, при приготовлении пищи, сроки ее обработки и хранения, борьба с гиповитаминозом, авитаминозом.

Азбука работоспособности или о том, как сохранить здоровье!” (Правила здорового образа жизни). Условия работоспособности, ее сохранения. Режим дня школьника. Значение активного отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна, сновидений. Изучение природных даров, способствующих профилактике утомления. Источники бодрости. Режим питания. Составление рационального меню. Нормы питания. Органы чувств.Стрессы и их причины. Гигиена умственного труда. Вредное влияние алкоголя, никотина на нервную систему человека. Организация быта. Влияние интерьера на здоровье, настроение людей. Изучение правил подбора цветов, оттенков стен, окон (их расположение, размеры). Профессия визажиста.

Практическое занятие. Составление проектов дома, своей комнаты. Массаж, активные точки. Встреча с психологом, массажистом.

Я уже взрослый!?” (Подростковый период. Развитие человека).

Начало жизни. Гигиена беременной женщины, грудного ребенка. Вредное влияние алкоголя, никотина на потомство. Наследственность и гены. Особенности подросткового возраста. Профессия психолога.

Практическое занятие. Навыки ухода за грудным ребенком. Психологическая диагностика. Профессиональная проба.



"Кожа - зеркало здоровья”

Типы кожи. Закаливание, его значение, необходимость. Возможные нарушения, заболевания при несоблюдении правил ухода за кожей. Уход за волосами, за ногтями. Требования к одежде и обуви. Причины, профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях.

Практические занятия. Знакомство с различными видами моющих средств и их влияние на кожу рук. Косметика, ее качество и влияние на кожу. Косметика для девочек. Изучение тканей, из которых изготовлена одежда. Особенности профессии дерматолога, косметолога.

Подведем итог!” (Обобщение).

Тестирование (контроль полученных знаний), анкетирование.

Составление творческого отчета. Экскурсия “Человек и окружающий мир”. Подготовка и проведение праздника “Здоровья”. Моя будущая профессия?



Приложение к программе «Здоровые дети – здоровая Россия»

Дифференциальный – диагностический опросник “Определение профессиональных интересов” Инструкция: Подумайте и оцените своё желание заниматься тем или иным видом профессиональной деятельности. Проставленные Вами баллы по каждому вопросу внесите в бланк ответов, данный после опросника. Баллы должны соответствовать Вашему отношению к занятиям указанной в вопросе работой: - 4 – очень не нравится, - 3 – сильно не нравится, - 2 – средне не нравится, - 1 – не очень сильно нравится, 0 – не знаю, 1 – немного нравится, 2 – средне нравится, 3 – сильно нравится, 4 – очень сильно нравится. Номер каждой цифры и буквы в бланке ответов соответствует номеру и букве вопроса.

Нравится ли Вам:



Бланк ответов на вопросы



Подсчитайте сумму баллов в каждом из пяти столбцов. Определите, где Вы набрали максимальное количество баллов. Каждый столбец соответствует интересу в определенной сфере деятельности. 1 столбец – человек – природа. Вам по душе работа, связанная с изучением и охраной природы. Вы можете стать, например, цветоводом, ботаником, биологом, ветеринарным врачом, медицинским работником. 2 столбец – человек – техника. Вы могли бы найти свое признание в разработке и обслуживании машин и механизмов. Примерами Вашего выбора могут стать профессии шофёра, механика, инженера, строителя, оператора, летчика. 3 столбец – человек – человек. Вам нравится деятельность, связанная с общением с людьми, помощью им и обслуживанием. У Вас бы получилось стать хорошим педагогом, воспитателем, врачом, продавцом, менеджером, руководителем, психологом. 4 столбец – человек – знаковые системы. Вы обладаете способностью к работе со схемами, символами, алгоритмами. Вы можете стать прекрасным программистом, чертежником, переводчиком, топографом. Вам всегда будет удаваться работа с документами, числами, таблицами, графиками. 5 столбец – человек – художественный образ. У вас склонности к художественному творчеству – музыке, рисованию, драматургии. Вам подойдут профессии, связанные с творческой деятельностью: дизайнер, оформитель, музыкант, режиссер, писатель, литературный критик, актер.



Интервью – вопросник (Вводная диагностика)

1. Что такое здоровье? 2. Соблюдаете ли Вы режим дня? 3. Чем Вас привлекает профессия медицинского работника? 4. Какими качествами должен обладать врач? 5. Какие привычки могут вредно влиять на здоровье человека? 6. Какие лекарственные травы Вы знаете? 7. Что делать, если Вы порезали палец, течет кровь? 8. Сколько часов Вы спите? 9. Можно ли пить сырую воду из под крана? 10. Каких ядовитых и “лекарственных животных” Вы знаете? 11. Что такое СПИД? 12. Нравится ли Вам ухаживать за маленькими детьми? 13. Есть ли у Вас любимое домашнее животное? 14. Часто ли Вы испытываете усталость после нагрузки? 15. Что такое гиподинамия? Как её избежать? 16. От чего бывают стрессы? Как их избежать?



Карта здоровья (заполняется на каждого ученика) 1. Определение функционального состояния организма по кожным покровам и их производным (волосам, ногтям).

1) Осмотрите свои кожные покровы, язык. В норме кожа должна быть гладкой, эластичной. Отсутствие шелушения, зуда, пигментных пятен говорит о её хорошем состоянии. Язык должен быть владным, розового цвета, без белого налета. Если Ваш язык соответствует описанным выше требованиям, поставьте в таблицу “Самооценка состояния здоровья” в оответствующую колонку балл(+1). Если кожа сухая, шелушится на некоторых участках, ощущается зуд, а язык сухой и покрыт белым налетом, то поставьте в таблицу балл (-1). Причинами нездорового состояния кожи могут быть неполноценное питание (недостаток витаминов и минеральных веществ в пище), раздражение кожи одеждой и средствами личной гигиены, не соответствие их гигиеническим требованиям, а также нарушение обмена веществ, нарушение работы желез внутренней секреции.Субъективные и объективные показатели, которые характеризуют функциональное состояние как промежуточное между здоровьем и нездоровьем, оцените баллом (0). 2) Рассмотрите свои ногти. Ногтевые пластинки у здорового человека гладкие, прозрачные, без каких – либо пятен, наслоений. Если Ваши ногти соответствуют данным требованиям, поставьте балл(+1). Если ногти ломкие, слоятся, имеют пятна другого цвета, утолщения, можно судить о некоторых нарушениях в Вашем организме. В этом случае поставьте балл (-1). Причинами нарушения формы и состояния ногтей могут быть неполноценное питание, нарушение обмена веществ, а также поражение ногтей грибковыми заболеваниями. 3) Рассмотрите свои волосы. Волосы здорового человека гладкие, имеют естественный блеск, растут быстро. Если подобная характеристика подходит к Вашим волосам, то поставьте себе балл (+1). Если волосы у Вас ломкие, с секущимися концами, растут медленно, при расчесывании выпадают в больших количествах, можно говорить о заболевании кожи головы или общем заболевании и ослаблении организма. Балл (-1).

2. Оценка самочувствия. Самочувствие отражает уровень духовных и физических сил человека, состояние его ЦНС. Если Вы ощущаете бодрость, достаточно сил для выполнения какой – либо работы, значит у Вас хорошее самочувствие. Балл(+1). Если Вы без особых причин часто испытываете усталость, выраженную слабость, угнетенное состояние – у Вас плохое самочувствие. Балл (-1).

3. Определение работоспособности. Работоспособность отражает состояние здоровья и степень физического развития. Работоспособностью называют способность человека выполнять максимальное количество работы за счет значительной активности либо нервно – мышечной, либо нервно – психической системы на протяжении заданного времени с определенной эффективностью. Различают физическую и умственную работоспособность. 1). Высокая умственная работоспособность характеризуется высокой устойчивостью и концентрацией внимания, большим объемом внимания, высокой производительностью труда. Если дома при выполнении домашнего задания Вы можете легко сосредоточиться, не отвлекаясь на посторонние раздражители, пока не выполните работу, и при этом не ощущаете сильной усталости – значит, у Вас высокая умственная работоспособность. Балл (+1). Если Вы с трудом заставляете себя сделать домашнее задание, часто отвлекаетесь, не можете собраться мыслями, быстро устаете, то у Вас низкая умственная работоспособность. Балл (-1). 2). Определите свою физическую работоспособность. Для этого в среднем темпе, без остановок поднимитесь на 5 этаж. Отсутствие одышки указывает на хорошую физическую работоспособность и тренированность Вашего организма. Балл (+1). Присутствие одышки говорит о низкой работоспособности и тренированности Вашего организма. Балл (-1).

4. Сон. “Индикатором” состояния здоровья и переносимости выполняемой нагрузки является сон. Сон – жизненно необходимое, периодически наступающее функциональное состояние, одно из главных средств восстановления работоспособности. Во время сна происходят процессы накопления энергетических запасов, необходимых для поддержания обмена веществ. Нормальным считается сон, наступивший вскоре после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, дающий ощущение бодрости и отдыха. Балл (+1). Признаки плохого сна: длительное засыпание, раннее пробуждение, пробуждение среди ночи. Такой сон не дает ощущения бодрости и отдыха. Если у Вас такой сон, балл (-1).

5. Настроение. Настроение (или психологическое и эмоциональное состояние) – одно из субъективных показателей функционального состояния организма, особый вид чувственного восприятия окружающей действительности. Подумайте, какое настроение для Вас обычно характерно. Если Вы жизнерадостны, уверенны в себе, увлечены какой – либо деятельностью, в любой жизненной ситуации надеетесь на лучшее – для Вас характерно приподнятое настроение. Балл (+1). Если Вы часто испытываете отчаяние, скуку, печаль, страх в тяжелых ситуациях, тогда для Вас характерно подавленное настроение. Поставьте балл (-1).

6. Аппетит. Одним из признаков нормальной жизнедеятельности – аппетит – особое эмоциональное состояние, связанное со стремлением к потреблению пищи. Если у Вас хороший аппетит – балл (+1). Если у Вас плохой аппетит – балл (-1).

7. Состояние иммунитета. Основным показателем здоровья является высокий иммунитет. Если Вы болеете редко, переносите заболевания без осложнений, быстро выздоравливаете, можете устоять перед болезнью даже в период массовой эпидемии, у Вас высокий уровень иммунитета Балл (+1). Если Вы болеете часто (более 2 раз в год), подвержены простудным заболеваниям при малейшем изменении погоды, процесс выздоровления длителен, значит, у Вас низкий иммунитет. Балл (-1). В том случае, если Вы не можете отнести себя ни к той, ни к другой группе, поставьте себе (0).

8. Адаптационные возможности. Если изменения погоды не отражается на Вашем самочувствии, отсутствуют ощущения тяжести в теле, головная боль в ненастную погоду, а также, если Вы легко переносите поездки в любом виде транспорта – можно сказать, что Ваш организм быстро и легко приспосабливается к изменениям условий окружающей среды, функционирует в соответствии с этими условиями. У Вас высокие адаптационные возможности. Балл (+1). Если при изменении погоды, Вы чувствуете себя разбитым, ощущаете сонливость, головную боль, кроме того, если Вы плохо переносите поездки в транспорте (тошнота, головокружение)– можно сказать, что у Вас низкие адаптационные возможности. Балл(-1).

9. Определение массы тела. Для контроля массы тела удобно использовать индекс Брока. Должная масса тела (кг.)= (рост(в см.) – 100) +(-) 5 кг. Если Ваша масса соответствует параметрам индекса Брока, поставьте себе (+1) балл. Если масса тела избыточна (меньше значения должной массы), поставьте балл (-1). Избыточная или недостаточная масса тела свидетельствует о нарушениях функционального состояния различных систем органов, обмена веществ, неправильном образе жизни.

Отчет о проделанной работе

1. Результаты самооценки функционального состояния организма внесите в таблицу. 2. Подсчитайте общую сумму баллов и сделайте вывод о состоянии Вашего здоровья по следующим критериям: а) сумма баллов от +10 до +12 – высокий уровень здоровья; б) сумма баллов от +6 до +9 – средний уровень здоровья; в) сумма балло меньше +6 низкий уровень здоровья.



Самооценка состояния здоровья

Показатели функционального состояния организма

Оценка в баллах

1. Состояние кожи

 

2. Состояние ногтей

 

3. Состояние волос

 

4. Самочувствие

 

5. Работоспособность умственная

 

6. Работоспособность физическая

 

7. Сон

 

8. Настроение

 

9. Аппетит

 

10. Состояние иммунитета

 

11. Адаптивные возможности

 

12. Масса тела

 

Сумма баллов

 

Рекомендации. После выполнения данной диагностической работы, определив уровень здоровья детей, полученные результаты позволят педагогу поставить перед классом проблемные вопросы: как можно улучшить состояние здоровья; какой образ жизни будет способствовать сохранению и укреплению здоровья? На данных конкретных фактах ученики убедятся в необходимости соблюдения правил гигиены, занятий спортом. Данная диагностика позволит осуществлять индивидуальный подход, сделает материал курса личностно значимым. К тому же, учитывая, что у подростков ведущим видом деятельности является рефлексия, направленная на осознание своей индивидуальности, такие практические диагностические работы выполняются ими с удовольствием.

Занимательные задачи. Тест

Если бы Вы были врачом!”

1. “Зеркалом здоровья” назвал кровь видный французский ученый 19 века К. Бернар. Поясните утверждение ученого.

2. Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление. 3. Учащимся школьного возраста рекомендуется носить обувь по ноге, на небольшом каблуке. Однако многие учащиеся носят узкую обувь, или на высоком каблуке. Почему такая обувь не рекомендуется для постоянного ношения?

4. При быстром восхождении в гору у здоровых людей развивается “горная болезнь” - одышка, сердцебиение, головокружение, слабость. Это признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови. 5. При заболевании у больного повышается температура как защитная реакция организма. Однако при очень высокой температуре врачи прописывают лекарства, чтобы сбить её. Как это объяснить?

6. Человек заболел. Врач подозревает по характеру и месту боли, что у него воспаление аппендикса. Больному делают срочный анализ крови. Предположите, почему врач решил оперировать больного?

7. При обрезке деревьев, садовник порезал руку, рана оказалась загрязнена землей. Для предотвращения заболевания столбняком, одни предлагали пойти в больницу и сделать прививку, другие – ввести лечебную сыворотку. Кто прав?

8. Вы – врач. Пациенту необходимо срочно помочь. Как Вы назначите введение лекарства: в виде таблеток, внутримышечно, или внутривенно? Объясните свое решение. 9. При аварии, на место которой Вас вызвали как врача скорой помощи, у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко – алого цвета. Какой сосуд поврежден?

10. В северных районах, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе умеренного климата часто. Почему. Что бы Вы порекомендовали, как медицинский работник, людям, живущим в средней полосе? 11. При Организации Объединенных Наций (ООН) существует Всемирная организация здравоохранения. В ней участвуют все страны мира. Сейчас эта организация энергично включилась в борьбу с курением. Почему? Какие меры Вы порекомендовали предпринять этой организации для борьбы с другими опасными явлениями в человеческом обществе?

12. К врачу пришел на прием человек, который привык съедать много пищи и пить много жидкости, обследование показало, что желудок сильно растянут, его мышцы ослаблены. Какие рекомендации Вы дадите этому человеку?

13. У человека больная печень. Врач предлагает больному придерживаться безжировой диеты. Почему?

14. В пищевой рацион обязательно должны входить белки. Жиры, углеводы. Однако, если к Вам на прием обратится полный человек, порекомендуете ли Вы ему употреблять много углеводов? Почему?

15. Витамины – не строительный материал и не энергетический, но, как и сырые фрукты и овощи врачи рекомендуют их включать в достаточном количестве в рацион питания. Почему? 16. У человека обнаружены больные почки. А врач ему рекомендует вылечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача? 17. Медсестра заметила, что у пациента нарушено проведение возбуждения из спинного мозга в головной. В обратном направлении возбуждение проходит нормально. Ощутит ли этот человек укол в руку? Почему?

18. С какой целью при проверке здоровья человека и при многих заболеваниях людям делают анализ мочи?

19. При анализе крови больного было обнаружено много сахара. Что может предположить врач? 20. Какие правила гигиены глаз Вы бы порекомендовали школьникам?

21. Насколько был прав великий писатель В. Шекспир, сказав о сне следующее: “Врачующий бальзам больной души, сон – это чудо матери –природы,вкуснейшее из блюд в земном пиру”. 22. Боль – это мучительно, неприятно, она приносит страдания. Может было бы лучше, если её не было? Какую роль боль играет в организме? 23. В современной медицинской практике широко используется переливание крови. Что Вы будете обязательно учитывать прежде, чем назначить и начать эту процедуру? 24. Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе? 25. Большинство заболеваний, связанных с нарушением деятельности желез внутренней секреции сейчас излечимы. Выскажите предположение, на каких принципах основывается это лечение. Какие рекомендации должен соблюдать человек, чтобы не нарушить работу эндокринной системы?

26. Люди, употребляющие алкоголь, чаще болеют инфекционными заболеваниями, тяжелее переносят операции. Как это можно объяснить

 Тест “Ваш образ жизни”

Штрафные очки (вычисляются из суммы): за курение – 10 баллов, За употребление спиртных напитков – 10 баллов, За нарушение намеченного режима дня – 5 баллов, За несоблюдение режима питания – 5 баллов. Если по итогам тестирования Вы набрали более 60 баллов, то получаете “5”, если более 45 баллов – “4”, если более 25 баллов – “3”, если менее 25 баллов – “2”.

 


Практические работы

Оценка гибкости тела Цель работы: определить с помощью простых физических упражнений сгибательные возможности Вашего тела.

Оборудование: коврик, спортивный костюм. Ход работы: испытуемый проделывает 3 простых упражнения. Каждое упражнение имеет 3 степени сложности. В зависимости от степени сложности начисляются очки, которые после выполнения серии упражнений складываются; определяется степень гибкости испытуемого. Упражнение 1. И. П. – вертикальное, ноги соединены. Испытуемый медленно наклоняется вперед и достает пол ладонями рук. Если это проделано легко, без особых усилий, то начисляется 4 очка; если испытуемый достает пол только кончиками пальцев рук, то 3 очка; если испытуемый не может коснуться пола, то 0 очков.

Упражнение 2. И. П. – вертикальное, ноги на ширине плеч. Испытуемый наклоняется влево и вправо при неподвижном тазе. Если при выполнении упражнения произошло касание икр ног, то начисляется 4 очка, если испытуемый при выполнении упражнения может достать до колен, то 3, если испытуемый не дотягивается до колен, то 0 очков.

Упражнение 3. И. П. – лежа на спине. Испытуемый заводит ноги за голову и в таком положении пытается достать пол пальцами ног. Если упражнение выполнено с помощью прямых ног, то начисляется 4 очка, при согнутых ногах в коленях – 3 очка, если испытуемый не может коснуться пола – 0 очков. Форма отчетности: посчитайте очки и сверьте свои данные с данными по таблице. Сделайте вывод о собственной гибкости. Предложите пути её повышения.
Определение степени гибкости

 2. Определение степени развития мускулатуры Цель работы: определить степень развития мускулатуры плеча. Оборудование: сантиметровая лента. Ход работы: работа проводится в группах или в парах. У испытуемого измеряется окружность плеча:

а) при свободно свисающей руке; б) при горизонтально поднятой руке, напряженной; в) при согнутой в локтевом суставе. Измерения проводятся на обеих руках, и измеряется наибольшая окружность.

Форма отчетности: определите степень развития мускулатуры плеча (А) по формуле: - А=(Разность обеих окружностей плеча: Окружность при выпрямленной руке)100, Где А – развитие мускулатуры плеча. Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Сделайте вывод о степени развития Вашей мускулатуры.

Оценка полученных результатов: если полученная величина этого соотношения окажется менее 5, то это будет указывать на недостаточное развитие мускулатуры плеча, её ожирение. Если значение измерений находится в пределах 5 – 12 мускулатура развита нормально; если значение измерений выше 12, то это указывает на сильное развитие мускулатуры плеча.

3. Пропорции телосложения

Цель работы: научится определять пропорции тела. Оборудование: сантиметровая лента.

Вариант 1. Ход работы: работа проводится в группах или парах. У испытуемого определяют рост стоя и сидя.

Форма отчетности: для оценки пропорциональности телосложения определите процентное отношение длины ног к длине туловища (А) по формуле: А= ((Рост стоя – Рост сидя): рост сидя )100%, где А – показатель пропорциональности телосложения. Сравните полученные Вами данные результаты со средними статистическими. Оценка полученных результатов: при величине этого показателя в пределах 87 – 92% физическое развитие оценивается как пропорциональное; если показатель пропорциональности меньше 87%, то это указывает на относительно малую длину ног; величина показателя 92% и более – на большую длину ног.

Вариант 2. Ход работы: у испытуемого определяется окружность грудной клетки и рост. Форма отчетности: для оценки гармоничности телосложения может быть использовано следующее соотношение: (Окружность грудной клетки в паузе): (Рост)100%. Оценка полученных результатов: при нормальном телосложении это соотношение составляет 50-55%. Если это соотношение меньше 50%, то развитие слабое, а если более 55% - высокое.

4. Сохранение правильной осанки в положении сидя и при ходьбе Цель работы: определить свою осанку. Оборудование: небольшая, но толстая книга, либо хоккейная шайба. Ход работы: испытуемый кладет на голову книгу (на темя, а не лоб). В таком положении он должен сесть на стул, пройтись по комнате с предметом на голове. Испытуемый встает к стене, опирается к ней головой, лопатками и ягодицами, после чего садится на корточки, скользя по опоре.



Оценка полученных результатов: при нормальной осанке книга или заменяющий её предмет не упадёт.

Форма отчетности: ответьте на вопросы: Чем вредно искривление позвоночника? Почему хорошее развитие скелета сопровождается хорошим развитием мышц, и наоборот, почему хорошо развитый скелет облегчает работу мышц?

 5. Определение наличия плоскостопия. Цель работы: научить определять данное нарушение скелета. Оборудование: лист бумаги, краски, карандаш, линейка. Ход работы: испытуемый встает мокрыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводит карандашом или закрашивает краской. Далее производятся следующие измерения:

1. определяется с помощью линейки ширина плюсневой части ноги в сантиметрах (Р);

2. определяется ширина отпечатков в её средней части (К).



Форма отчетности: сделайте расчет по формуле (К: Р) умножить на 100%. Сравните полученные данные со средними, статистическими. Сделайте вывод. Оценка результатов: если полученное процентное соотношение не будет превышать 33%, то стопа имеет правильную форму, плоскостопия нет.

6. Логическое мышление Цель работы: оценка логического мышления. Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой, лист бумаги, на котором изображены числовые ряды.

Ход работы: работа проводится в парах. Экспериментатор показывает испытуемому лист бумаги, на котором представлены 7 числовых рядов. Испытуемый в течение 5 минут должен найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа.

Примечание.

Примерный вариант числового ряда: 1) 24 21 19 18 15 13 – 7; 2) 1 4 9 16 - - 49 64 81 100; 3) 16 17 15 18 14 19 -; 4) 1 3 6 8 16 18 – 76 78; 5) 7 16 9 5 21 16 9 - - 4; 6) 2 4 8 10 20 22 - - 92 94; 7) 24 22 19 15 - - . Оценка полученного результата: норма для подростка определить за 5 минут 3 и более ряда. Правильные ответы: 1) 12, 9; 2) 25, 36; 3) 13, 20; 4) 36, 38; 5) 13; 6) 44, 46; 7) 10, 4.



7. Задержка дыхания. Цель работы: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания. Оборудование: секундомер. Ход работы: работа проводится в паре. Испытуемый в течение 3 – 4 минут в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде, после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание, насколько сможет, зажав нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания используются данные трех попыток и берут среднее арифметическое. Оценка полученных результатов: для здорового ребенка (6 -17) лет время задержки дыхания на глубоком вдохе составляет в среднем от 16 до 55 с., для взрослого – 40 – 60 с. 2 вариант. Определение времени максимальной задержки дыхания на глубоком выдохе Ход работы: испытуемый в течение 3 – 4 мин. В положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий выдох и задерживает дыхание, насколько сможет, зажав нос. Испытатель, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется. Для определения времени максимальной задержки дыхания используют данные трех попыток и берут среднее арифметическое.

Оценка результатов: для здорового ребенка (6 – 17 лет) время задержки дыхания на вдохе составляет 12 – 13 с. для взрослого – 25 – 30 с.


Тема занятия: “Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра” Секреты работоспособности

Вступительная беседа. По прогнозам некоторых ученых, в те­кущем столетии при приеме на рабо­ту наряду с образованием и коммуникатив­ностью важным критерием будет состоя­ние здоровья, поскольку это экономичес­ки выгодно работодателю. Многие сего­дняшние подростки не смогут выдержать этой конкуренции, потому что в силу низ­кой общей культуры населения здоровье не стоит на первом месте в иерархии челове­ческих ценностей. Умение вести здоровый образ жизни — признак высокой культуры человека, его образованности, настойчиво­сти, воли. Оборудование: магнитофон, для каждой группы учащихся листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, краски. На стендах фотографии, репродукции кар­тин, иллюстрирующие связи человека с ок­ружающей средой, различные стороны его жизнедеятельности; изречения о жизни, счастье, здоровье; стенд для размещения проектов учащихся. Столы в классе расставлены таким обра­зом, чтобы учащиеся могли работать в группах по 4-6 человек.

Ход занятия Звучит магнитофонная запись песни "Я люблю тебя, жизнь" (сл. К.Ваншенкина, муз. Э.Колмановского). После окончания перво­го куплета учитель, приглушив звук, спра­шивает учащихся: "Вы любите жизнь? Что за вопрос? Жизнь — это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, что­бы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? Поразмышляй­те об этом, пожалуйста, каждый (!) и запи­шите продолжение фразы: "Счастливая жизнь — это..."

Учащиеся под негромкую мелодию запи­сывают те понятия, которые, по их мне­нию, характеризуют счастливую жизнь (ра­ботают 2-3 мин). Затем учитель предлага­ет обсудить в группах эти записи и расста­вить их по степени значимости. После обсуждения от каждой группы выступает представитель с результатами работы.

(Опыт показывает, что очень редко на первое место учащиеся ставят здоровье. Они говорят о взаимопонимании, дружбе, любви, материальных благах и многом дру­гом. Но наша задача - подвести учащихся к разговору о здоровье, создать условия для мотивационного запроса) И поэтому зву­чит сказка о больном короле.

Учитель: расскажу вам сказку. Интерес­но, какие чувства, мысли и вопросы по­явятся у вас после ее прослушивания?

Измучили его. В одной стране когда-то Жил-был один король. Имел он много злата, Но был совсем больной. Он очень мало двигался И очень много ел.



И каждый день, и каждый час Все больше он толстел. Одышки и мигрени Плохое настроение Типично для него. Он раздражен, капризен - Не знает почему. - Здоровый образ жизни - Был незнаком ему. - Росли у него детки. - Придворный эскулап Микстурами, таблетками Закармливать их рад. Больными были детки И слушали его. И повторяли детство Папаши своего. Волшебник Валеолог Явился во дворец. И потому счастливый У сказки сей конец. Учащиеся по желанию высказывают свои впечатления. Учитель: сказка — ложь, да в ней на­мек, добрым молодцам урок. В каждой сказке есть доля правды. И в этой исто­рии отражена реальная жизнь. В нашей стране 145 млн человек, по прогнозам спе­циалистов, к 2050 г. нас может остаться всего около 102 млн. Одна из причин — низкая продолжительность жизни. В среднем мужчины в России живут до 57 лет, женщины — 71-72 года. За послед­ние годы число мужчин, умерших от болезней сердца и сердечно-сосудистых за­болеваний, увеличилось в 2 раза; каждый третий умирает от онкологических забо­леваний, каждый четвертый — от болез­ней легких, и если так будет продолжать­ся, то через 20—25 лет Россия станет страной хронически больных вдов. Вы хотите такого будущего? Меня очень тре­вожит эта ситуация и волнуют вопросы: как правильно организовать свою жизнь? Как сделать ее счастливой? Как жить се­годня, чтобы иметь шансы увидеть завт­рашний день? (На доске открывается за­пись темы урока.) Учащиеся получают задание: обсудить в группах отношение к обсуждаемой теме, свои мысли и мнения отразить в проекте, который может быть оформлен в стихах, в виде рас­сказа, сказки, научной статьи, правил поведе­ния, свода законов, рисунков, плакатов и т.д. Каждая группа должна придумать себе назва­ние и девиз. Группы приступают к самостоятельной работе. Учитель предлагает им дополни­тельную информацию для обсуждения и возможного использования (см. приложение к статье). Учащиеся работают 25-30 мин. После окончания работы созданные про­екты обсуждаются и защищаются. Учитель благодарит всех и предлагает свой проект. Учитель. В начале нашего разговора я рассказала вам печальную историю со сча­стливым концом. Каков же он? Волшебник Валеолог Сказал: “ Долой врача! Вам просто не хватает Прыгучего мяча. Вам надо больше двигаться, В походы, в лес ходить. И меньше нужно времени В столовой проводить. Вы подружитесь с Солнцем, Со свежим Воздухом, Водой. Отступят все болезни, Промчатся стороной. Несите людям Радость, Добро и сердца свет. И будете здоровы Вы много, много лет!” Свои представления о счастливой пол­ноценной жизни я предлагаю выразить в виде дерева жизни. Листья этого дерева могут быть — дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут равноценные ветви: "я могу", "я хочу" и "я должен". Это ведь замечательно, что человек делает в жизни то, что он может, и это не противоречит тому, что он должен, не противоречит интере­сам других людей; когда то, что че­ловек должен делать, он и может, и хочет. Эти ветви может поддерживать ствол "здоровый образ жизни", пи­таемый корнями — "составляющими здоровый образ жизни". (Коллектив­но обсуждается проект учителя.) Заканчивается занятие изучением общественного мнения: каждому раз­даются заготовки (изготовленные кон­туры лица, на котором нарисованы только глаза ). В зависимо­сти от отношения к проблеме здоро­вого образа жизни, веры в личные возможности сделать свою жизнь счастливой, оптимизма, дети рисуют различные выражения лица — чем шире улыбка, тем больше уверенности в за­втрашнем дне и в свои силы. Затем рисун­ки вывешиваются на доске на натянутой ка­проновой нитке.

Русские народные пословицы

"Жизнь дана на добрые дела". "Какую дружбу заведешь — такую и жизнь поведешь". "Век живи — век трудись, а трудясь — век учись". "Любой жует, да не любой живет". "Здоровье — всему голова". "Здоровая душа в здоровом теле". "Здоровье дороже денег". "Здоровье не купишь". "Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — много потерял, здоровье потерял — все потерял".

"Наше счастье в наших руках". "Счастье не ищут, а делают". "Человек без друзей, что дерево без кор­ней". "Согласную семью горе не берет".



Ученые — о здоровье "Здоровье — это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе". (П. Фосс -нем. профессор-валеолог.) "Здоровое тело — продукт здорового рас­судка". (Б.Шоу.) "Главное, от чего зависит физическое здоровье, — здоровье нравственное...", "Чтобы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других". (Д.С.Лихачев.) "У нас не может быть другой националь­ной идеи кроме народосбережения". (А.И. Солженицын.) "Человек, двигаясь и при этом развива­ясь, сам заводит часы своей жизни". (И. Ар-шавский.) "Здоровье — это вершина, на которую че­ловек должен подняться сам". (И.Брехман -основатель валеологии.)

Тема занятия: Путешествие на поезде “Здоровье”

Оборудование: таблички с названиями станций, бинты, жгуты, спортивный инвентарь, цветные жетоны, лекарственные растения. Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие на поезде “Здоровье”. 1 станция “Зеленая аптека” Одуванчик, подорожник, и Василек, шалфей и мята. Вот зеленая аптека Помогает Вам, ребята! Вопросы Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана) У каких растений, в качестве лекарственного сырья, используют цветы или соцветия? (Липа, цмин, календула, ромашка, пижма) У каких растений в качестве лекарственного сырья используют корни или корневище? (девясил, лопух, солодка) У каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина) Какие ядовитые растения являются одновременно и лекарственными? (Белладона, дурман, болиголов, клещевина, ландыш, наперстянка) Это прозвище недаром у красивого цветка. Капля сочного нектара и душиста и сладка. От простуды излечиться Вам поможет .. (медуница) Появились бубенчики – Белые горошки. Распустились колокольчики На зеленой ножке (ландыш майский) Почему в бане парятся березовым веником? (листья березы убивают болезнетворные бактерии) Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги, используются для успокаивающих ванн. Назовите его (Сосна).

2 станция “Мойдодыр” 1. Как в лесу обойтись без мыла? (трутовики, зола, мыльнянка) 2. Чем чистить зубы в лесу? (древесным углем, веточкой ели, дуба) 3. Как спастись от комаров? (Дымовая завеса, ветки луговой ромашки, запах гвоздики, черемухи.) 4. Какое дерево избавляет ноги от запаха, пота, трещин? (Кора дуба) 5. Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают её упругой. (Земляника лесная) 6. Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел) 7.Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе. (Лопух, подорожник) 8. Листья этого растенья обжигают нас, Сок из листьев этого растения спасает нас. Весной его используют в суп. Голову мыть его отваром – волосы растут. (Крапива) 9. Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый цвет, а при умывании – кожа становится нежной, бархатистой. Назовите его. (Ромашка) 10. Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. (Репейное масло)

3 Станция “Кафе Робинзон” Раздаются рисунки растений. Ученики должны назвать блюда, которые можно приготовить из них.

1. Цикорий – корни используют для заварки напитка, аналогичного кофе. 2. Крапива – суп из неё, салат из листьев. 3. Борщевик – блюдо из борщевика напоминает куриный бульон, листья по вкусу похожи на морковь, корневище заменяет сладкие продукта. 4. Дуб – из желудей приготавливают кашу. 5. Одуванчик – салат из листьев, из корней – кофе, чай. 6. Черемуха – из ягод пекут пироги, варят кисели, сок используют для напитков. 7. Лопух – корень может заменить морковь, петрушку. Можно его есть сырым, жаренным. 8. Дикий лук – витаминное средство.



4. Станция “Скорая помощь” 1) Остановить кровотечение с помощью жгута. 2) Оказать1 помощь при переломе. 3) Какое растение используют для остановки кровотечения? 4) Какое растение используют для лечения нарывов? 5) Какое растение используют при сердечном приступе? 6) Какое растение используют при расстройстве желудка, кишечника? 7) Оказать 1 помощь при укусе ядовитыми животными. 8) Оказать 1 помощь при тепловом и солнечном ударах. 9) Какое растение используют для снятия зубной боли, боли от ушибов?

5. Станция “Спортивная” 1. Показать комплекс гимнастики для глаз. 2. Показать комплекс гимнастики для развития внимания. 3. Показать комплекс гимнастики для релаксации (расслабления) 4. Показать комплекс гимнастики на осанку, сидя на стуле, используя его как боковую опору. 5. Показать комплекс дыхательной гимнастики. 6. Показать комплекс гимнастики для плечевого пояса, рук, шеи.

6. Станция “Не болей-ка” 1. Какие меры профилактики гриппа в зимнее время Вы знаете? 2. Назовите болезни “грязных рук”. 3. Почему аристократы в любое время года носили перчатки? 4. Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера? 5. Почему нельзя сразу после занятий физкультурой пить холодную воду? 6. Назовите меры предосторожности, которые нужно соблюдать, для того, чтобы не заразиться дифтерией. 7. Как избежать заболевания педикулезом? 8. Почему нельзя гладить незнакомых собак, кошек? 9. Признаками какого заболевания может быть покраснение, зуд руки? 10. Как избежать солнечного удара?

7. Станция “Вредные привычки” Заранее рисуется плакат аккуратно одетого человека. Кроме этого накладные рисунки с изображением вредных привычек, готовятся заранее. При ответе на вопрос, они убираются. - Перед Вами образ неряшливого человека. Попробуем узнать, какие вредные привычки привели его к такому облику.

1. Почему нельзя грысть ногти, кончик ручки или карандаша? 2. Почему нельзя курить? 3. Как влияет на здоровье и внешний вид человека употребление алкоголя? 4. Как можно догадаться, что человек употребляет наркотики? 5. Как часто и зачем нужно мыть голову? 6. Подружка просит Вас дать ей расческу, чтобы поправить прическу. Что Вы сделаете? 7. Почему нельзя меняться одеждой, обувью, брать чужие головные уборы?


8. Станция “Клуб закаливания” Оборудование: губка, полотенце, мыло, вода, кувшин. Ведро, щетка, махровая варежка, тазик, снег на тарелке.

Ход игры: группы ребят выбирают (как билеты) перевернутые таблички – рисунки. Затем выбирают необходимые для процедуры предметы, объясняют правила проведения водных процедур закаливания:

- Умывание холодной водой лица. - Умывание холодной водой по пояс. - Умывание холодной водой всего тела. - Холодные ванны для ног. - Обтирание снегом по пояс. - Купание в водоеме.



Дополнительные вопросы: 1) Вы решили закаливаться, с чего начнете? 2) В какое время года лучше всего начинать закаливание? 3) Расставьте последовательность закаливания в виде ряда цифр:

а) Умывание холодной водой лица; б) Купание в водоеме; в) Растирание варежкой с холодной водой по пояс; г) Контрастный душ; д ) Обливание тела водой.


Творческое задание: дописать стихотворное предложение Ангина и кашель бывают у тех, кто …(смотрит со страхом на лыжи и снег). Вини себя за вид болезненный и хмурый, ..(Не занимаешься ты, видно, физкультурой). Не забывай в числе других продуктов, ..(Побольше кушать овощей и фруктов). Солнце, воздух и вода - …(Наши лучшие друзья). Друг в беде, скорей на помощь! (Вот трава, что лекарство и овощ).








База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница