Методические указания для студентов Иркутск игму 2013 (075. 8) Ббк 57. 32я73 П18



страница1/7
Дата28.06.2015
Размер1,11 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Е. О. Парфенова




Физическое развитие ребенка

Методические указания для студентов


Иркутск


ИГМУ

2013
УДК 612.66(075.8)

ББК 57.32я73

П18
Рекомендовао центральным координационным методическим советом

Иркутского государственного медицинского университета

№ 3 от 01.04.13


Автор:

Е. О. Парфенова – канд. мед. наук, доцент кафедры детских болезней ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России

Рецензенты:

Е. С. Филиппов – д-р мед. наук, зав. каф. педиатрии ФПК и ППС ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России

Е. И. Васильева – канд. мед. наук, зав. каф. педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России
Парфенова Е. О.

П18 Физическое развитие ребенка: методические

указания для студентов / Е. О. Парфенова;

Иркутск: ИГМУ , 2013. – 63 с.
В методическом указании представлены схемы, таблицы, планы-опросники, ориентировочные основы действия, алгоритмы диагностики, позволяющие студенту оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка и риск их возникновения, выявить нарушения развития.

Методические указания предназначено для студентов специальности «060101 – лечебное дело» при изучении ими дисциплины «Педиатрия»


УДК 612.66(075.8)

ББК 57.32я73


© Парфенова Е. О., 2013

© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2013

Оглавление


Предисловие

Введение


5

6


  1. Анамнез жизни

    1. Примерный план сбора анамнеза жизни у ребенка с подозрением на задержку физического и нервно-психического развития

7


    1. План-опросник по выявлению риска задержки физического развития у детей грудного возраста

    2. План-опросник по выявлению риска задержки физического развития у детей раннего возраста

    3. План-опросник по выявлению риска задержки физического развития у детей дошкольного возраста

    4. План-опросник по выявлению риска задержки физического развития у детей школьного возраста

    5. План-опросник по выявлению факторов риска задержки нервно-психического развития у детей грудного возраста

    6. План-опросник по выявлению факторов риска задержки нервно-психического развития у детей раннего возраста

12
13


14
15
16
17

    1. План-опросник по выявлению факторов риска задержки интеллектуального развития и способности к обучению

    2. Оценка отягощенности биологического анамнеза и резистентности организма

18
19



  1. Антропометрия

    1. Ориентировочная основа действий студента по измерению длины тела

    2. Ориентировочная основа действий студента по измерению массы тела у детей до 2 лет

    3. Ориентировочная основа действий студента по измерению массы тела у детей старше 2 лет

    4. Ориентировочная основа действий студента по измерению окружности грудной клетки у детей

    5. Ориентировочная основа действий студента по измерению окружности головы у детей до года

20

20
21


22
23
23


  1. Оценка физического развития ребенка

    1. Значения коридоров в центильных шкалах для оценки физического развития

24
24

    1. Ориентировочная основа действий студента по оценке физического развития ребенка и его гармоничности по центильным шкалам

25


    1. Алгоритм оценки физического развития ребенка и его гармоничности по центильным шкалам

26

    1. Алгоритм обследования ребенка при наметившемся замедлении или задержке роста

27


    1. Алгоритм диагностического поиска при обнаружении задержки роста у детей

28


4. Оценка нервно-психического развития ребенка

29
4.1. Распределение по группам нервно-психического развития

29
4.2. Ориентировочная основа действий студента по оценке нервно-психического развития ребенка

30


  1. Учебные ситуационные задачи

32

  1. Ответы к учебным ситуационным задачам

42

  1. Приложение

48

  1. Рекомендуемая литература



63


ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие предназначено студентам лечебного факультета с целью формирования общепрофессиональной компетенции 3 (способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности) и общепрофессиональной компетенции 5 (способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного) при изучении темы «Физическое и нервно-психическое развитие ребенка».

Цель занятия: обучить студентов оценке физического и нервно-психического развития с выявлением причинно-значимых факторов риска их задержки.

Студент должен знать:


  1. Особенности физического развития ребенка.

  2. Основные факторы, влияющие на физическое и нервно-психическое развитие ребенка.

  3. Методы оценки физического и нервно-психического развития ребенка.

Студент должен уметь:

  1. Собрать анамнез с выявлением факторов риска задержки физического и нервно-психического развития.

  2. Провести антропометрию ребенка с оценкой физического развития и его гармоничности.

  3. Оценить нервно-психическое развитие ребенка.

ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемые методические указания предназначены для самостоятельной работы студента. Так с целью выявления причинно-значимых анамнестических данных студентам предлагается примерный план сбора анамнеза жизни ребенка при подозрении на задержку физического или нервно-психического развития с указанием факторов, участвующих в реализации патологического процесса.

Дополнительно представлены планы-опросники по выявлению факторов риска развития ребенка в зависимости от возраста.

Алгоритмы ориентировочные основы действия студента и диагностики несут в себе как обучающий, так и прикладной характер. Они позволяют студенту самостоятельно провести антропометрию ребенка, самостоятельно оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка, провести диагностический поиск при наличии отклонении антропометрических показателей.

Алгоритмы диагностического поиска при обнаружении у ребенка отдельных симптомов не только тренируют у студента клиническое мышление, но и расширяют кругозор так как алгоритм содержит не только нозологические формы, изучаемые студентами в рамках рабочей программы, но и заболевания, не вошедшие в программу лечебного факультета.

Кроме вышеперечисленного в пособие включен материал (в виде схем и таблиц), не требующий заучивания студентами лечебного факультета, но необходимый при работе по данной теме.

Учебные ситуационные задачи максимально приближены к практике. Студентам предлагается из большого объема информации выделить причинно-значемые факторы риска развития заболевания, определить принадлежность признака к патологическому или физиологическому в зависимости от возраста ребенка, выделить ведущие клинические симптомы и синдромы. Задача содержит один вопрос по теме предыдущих занятий, что позволяет контролировать степень выживаемости знаний, проводить повторение ранее пройденных тем.




  1. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ

    1. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СБОРА АНАМНЕЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА

С ПОДОЗРЕНИЕМ НА ЗАДЕРЖКУ ФИЗИЧЕСКОГО И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница