«основы медицины» для 9 класса



страница1/2
Дата23.06.2015
Размер0,54 Mb.
  1   2
УМК

«ОСНОВЫ МЕДИЦИНЫ»

для 9 класса

Автор: Беляева Ирина Вячеславовна,

учитель биологии МОУ СОШ №23 г. Томска

Адрес автора: 634021 г. Томск, пр. Фрунзе, 119е, кв.182,

тел.8 (3822) 44-51-45

Адрес образовательного учреждения: 634021, г. Томск,

ул. Лебедева, 94, тел. 8 (3822) 45-19-12.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УМК направлен на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.

Обучение биологии, согласно стандарту, должно обеспечить достижение каждым учеником обязательного уровня подготовки. Вместе с тем, нельзя ограничить обучение всех учащихся минимальным уровнем обязательных требований, важно стремиться к более полному раскрытию способностей школьников.

УМК рассчитан для учащихся 9 классов. Особенности данной программы: она состоит из теоретической части, в процессе которой учащиеся имеют возможность углубленно изучить материал по темам: «Физическая активность и здоровье подростков», «Инфекционные заболевания и аллергия», «Сердечно – сосудистая система», «Система органов дыхания», «Нервная система. Стресс»; практическая часть включает в себя овладение учащимися приемами первой доврачебной помощи, оказываемой на месте происшествия; выполнения рядя практических работ, в ходе которых учащиеся должны уметь оценивать полученные результаты и давать соответствующие рекомендации, направленные на укрепление здоровья. В программе предусмотрены экскурсии на станцию переливания крови, в музей патологической анатомии, которые проводятся во внеурочное время. УМК предусматривает межпредметные связи биологии и химии. УМК рассчитан на 17 учебных часов, 1 час в неделю.
Цель курса:

Создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей учащихся, подготовка к выбору профиля, связанного с химией и биологией.


Задачи курса:

1. Расширить знания учащихся о факторах отрицательно влияющих на физическое и психическое здоровье человека. 2. Заинтересовать учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья. 3. Познакомить учащихся с приемами первой доврачебной помощи при различных видах патологических состояний, владеть ими и уметь применять их на практике.

4. Научить проводить измерения, уметь оценивать полученные результаты.
В результате обучения курсу каждый обучающийся должен приобрести новые знания и умения.
Учащиеся должны знать:
1. Роль физической активности в сохранении здоровья. Основные заболевания костно-мышечного аппарата в подростковом возрасте. Профилактику заболеваний костно-мышечной системы. 2. Наиболее распространенные инфекционные заболевания, условия их возникновения, признаки, течение, профилактику данных заболеваний.

3. Основные признаки аллергических реакции, виды аллергенов, профилактику аллергических заболеваний.

4. Возрастные изменения сердечно – сосудистой системы, предупреждение заболеваний сердечно – сосудистой системы.

5. Наиболее часто встречающиеся заболевания дыхательных путей, основные меры их профилактики.

6. Основные факторы, влияющие на психическое здоровье человека. Теорию стресса.

7. Основные медицинские термины, используемые при изучении инфекционных, аллергических, сердечно – сосудистых и заболеваний дыхательных путей.


Учащиеся должны уметь:

1. Оказывать первую доврачебную помощь при различных видах патологических состояниях костно-мышечной системы: ушибы, растяжения, вывихи, переломы; проводить иммобилизацию конечностей подручными средствами; выявлять нарушение осанки и определять наличие плоскостопия. 2. Ухаживать за инфекционным больным в домашних условиях; оказывать первую доврачебную помощь при инфекционном заболевании.

3. Измерять артериальное давление и пульс; владеть приемами оказания первой доврачебной помощи при обмороках, потери сознания, острых нарушениях деятельности сердечно – сосудистой системы.

4. Оказать первую доврачебную помощь при поражении дыхательных путей; владеть приемами, направленными на нормализацию температуры тела при заболеваниях дыхательных путей.

5. Оценивать полученные результаты в ходе практических работ, уметь сравнивать их с нормой, выявлять возможные причины отклонений и давать соответствующие рекомендации по их устранению.
Результатами данной программы будут:

1. Расширенные и углубленные знания по биологии.

2. Овладение учащимися приемами оказания первой доврачебной помощи на месте происшествия; умения ухаживать за больными при наиболее часто встречающихся заболеваниях в домашних условиях.

3. Стремления учащихся к сохранению своего физического и психического здоровья.

4. Определение учащимися в выборе профессии и профиля обучения.
Формы организации и методы обучения учащихся
Изучение курса предусматривает семинарскую систему занятий, дискуссии, конференции, проектную деятельность. Семинары предполагают творческое изучение материала. Подготовка к ним вовлекают учащихся в самостоятельный поиск новых знаний из медицинской литературы, электронных источников информации, развивает умения работать с полученной информацией, анализировать, обобщать, делать аргументированные выводы. Семинары по темам «Инфекционные болезни и аллергия», «Стресс и его профилактика» можно провести в форме выступлений учащихся на основе докладов, рефератов, дискуссий, в ходе которых активизируются процессы мышления: возникают разнообразные мнения, учащиеся рассуждают над услышанным, доказывают и обосновывают свою точку зрения. Предполагается составление буклетов, компьютерных презентаций об основных инфекционных заболеваниях современного общества, что дает возможность учащимся проявить свои творческие способности, создает мотивацию для деятельности. Практические работы, предусмотренные курсом, способствуют развитию аналитического мышления учащихся: оценки полученных результатов работы и их сравнение с нормой; обсуждение возможных причин нарушений и нахождение путей их решений. Для успешного усвоения учебного материала при проведении занятий предусматривается демонстрация муляжей, таблиц, фотографий, слайдов, проведение экскурсий на станцию переливания крови и в музей патологической анатомии.

УМК предусматривает деятельностный подход, поэтому деления занятий на лекции и практику не планируется.


СОДЕРЖАНИЕ
Тема № 1. Введение. История развития медицины (1 час).

Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе. Медицина древних цивилизаций. Медицина в феодальном обществе. Медицина эпохи Возрождения. Медицина Нового времени (17 – 18 век). Медицина в 19 – 20 веках. Проблемы современной медицины.


Тема № 2. Физическая активность и здоровье (4 часа)

Особенности развитие костно-мышечного аппарата у детей и подростков. Роль физической активности в сохранении здоровья. Гиподинамия, ее последствия. Основные заболевания костно-мышечного аппарата у подростков: нарушение осанки и плоскостопие, механические повреждения, переломы. Мероприятия, направленные на сохранение физического здоровья.

Практическая работа №1 «Выявление нарушений осанки».

Практическая работа № 2 «Определение наличия плоскостопия».

Практическая работа № 3 « Оказание первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах».
Тема № 3. Инфекционные заболевания и аллергия (5 часов).

Иммунитет. Инфекционные заболевания и защитные силы организма. Иммунная система. Формирование иммунной системы. Иммунная защита. Ход иммунной реакции. Иммунная память. Условия возникновения инфекционного заболевания. Течение инфекционного заболевания. Признаки инфекционных заболеваний. Первая доврачебная помощь. Правила ухода за инфекционными больными в домашних условиях. Профилактика инфекционных заболеваний. Аллергические заболевания как одно из нарушений функции иммунной системы.

Семинар: Инфекционные заболевания и аллергия.
Тема № 4. Сердечно – сосудистая система (2 часа).

Сердечно – сосудистая система – показатель физического здоровья. Возрастные изменения сердечно – сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно – сосудистой системы. Правила оказания доврачебной помощи при нарушениях функций сердечно – сосудистой системы.

Практическая работа № 4 «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки».
Тема № 5 Система органов дыхания (2 часа).

Дыхательная система и ее функции. Основные респираторные заболевания: грипп, ОРВИ. Туберкулез. Профилактика заболеваний органов дыхания. Меры первой доврачебной помощи при нарушениях функций дыхательной системы.

Практическая работа № 5 «Основные приемы оказания первой помощи при остановке дыхания».
Тема №6. Нервная система. Стресс (2 часа).

Нервная система человека. Труды И. П. Павлова. Стресс и психическое здоровье. Теория стресса.

Факторы, вызывающие стресс. Изменения в организме при стрессе. Стадии стресса. Болезни достижения. Профилактика нервных и психических заболеваний.

Семинар: Стресс и его профилактика.


Обобщающее занятие. Защита творческих работ учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема урока

Всего

часов


Практические

Формы

контроля


1

Введение. История развития медицины.

1







2

Физическая активность и здоровье.

1. Особенности развития костно-мышечного аппарата у детей и подростков. Роль физической активности в сохранении здоровья.

2. Гиподинамия, ее последствия.

3. Основные заболевания костно-мышечного аппарата у подростков, их профилактика.

4. Основные заболевания костно-мышечного аппарата у подростков, их профилактика.


4

1

1



1

Оформление стенда




3

Инфекционные заболевания и аллергия.

1. Иммунитет. Инфекционные заболевания и защитные силы организма. Иммунная система, ее формирование. Ход иммунной реакции.

2. Признаки инфекционных заболеваний. Первая доврачебная помощь.

3. Правила ухода за инфекционными больными в домашних условиях. Профилактика.

4. Аллергические заболевания.

5. Инфекционные заболевания и аллергия.



5




Решение задач

Выпуск стенгазеты




4

Сердечно – сосудистая система.

1. Сердечно – сосудистая система – показатель физического здоровья.

2. Правила оказания доврачебной помощи при нарушениях функций сердечно – сосудистой системы.


2

1

Решение задач



5

Система органов дыхания.

1. Основные респираторные заболевания. Туберкулез.

2. Меры первой доврачебной помощи при нарушениях функций дыхательной системы.


2

1

Выпуск стенгазеты



6

Нервная система. Стресс.

1. Стресс и психическое здоровье. Теория стресса.

2. Болезни достижения. Профилактика нервных и психических заболеваний.


2







7

Обобщающее занятие

1




Защита творческих работ учащихся

Учебно-методическое обеспечение

Набор плакатов, таблиц, схем, шины для показа, подручные средства, перевязочный материал, тонометр, ситуационные задачи, тесты.



Список литературы:

1. Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. Пособие для 9 – 10 кл. сред. шк.: Факультатив. курс. – М. – Просвещение, 1989.

2. Краткая медицинская энциклопедия: В 3- х т. АМН СССР. Гл. ред. Б. В. Петровский. – 2 – е изд. – М. Советская энциклопедия.

3. Сапина Е. В. Последняя тайна жизни: Павлов. Этюды о творчестве. – М.: Мол. Гвардия, 1983.

4. Хованский Б. Ф. Первая помощь до прихода врача. - М.: Медицина, 1988.

УРОК 1
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ.


Задачи:

1) дать понятие медицины;

2) познакомить учащихся с историей возникновения и развития медицины.
Средства обучения: портреты и фотографии ученых разных эпох, внесших вклад в развитие медицины; иллюстрации и фотографии, отражающие формирование и развитие медицины.
ХОД УРОКА
1. Изучение нового материала.

Медицина – система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.

Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе.

В эволюции человека выделяют два переломных момента: начало орудийной и трудовой деятельности и смена неандертальца человеком современного типа. Обнаруженные антропологами костные останки людей несут следы туберкулеза, опухолей, травм, остеомиелита, рахита. Чаще всего первобытные люди страдали от холода, голода, инфекционных заболеваний и травм. Продолжительность жизни не превышала 20 лет, только 1 человек из 100 доживал до 40 лет около 100 тысяч лет назад. Рубежом, отделяющим инстинктивную самопомощь от «формирующейся медицины», считают появление взаимопомощи, начинает формироваться народная медицина. Медицина родового общества: культ материнства, применение с лечебными целями воды и огня, проведение некоторых полостных операций, связанных с ранениями, появление народной гигиены.
Медицина древних цивилизаций.

Развитие производительного хозяйства обусловило появление профессиональной медицины. Ведущей формой была жреческая, храмовая медицина. Возникло медобразование: медшколы создавались при храмах, но имелись государственные и частные школы. Появились первые лечебные учреждения, медицинские и санитарные организации в армии и флоте. Законодательство ряда государств регулировало формы врачебной практики на основе классового характера, был установлен государственный надзор за качеством пищевых продуктов, продаваемых на рынках. Были известны приемы гигиенической деятельности. Применение лекарств растительного и животного происхождения. Оставлено богатое литературное наследие. Развитие медицины шло на основе преемственности. Расцвет медицины Древней Греции, Древней Индии, Египта, Китая.

Медицина в феодальном обществе.

Молитвы и святые мощи считались более эффективным средством лечения, чем лекарства. В 1111 году была подготовлена 200 томная медицинская энциклопедия, в которой был обобщен многовековой опыт китайских врачей. Наибольший вклад был внесен в развитие хирургии и инфекционной патологии. Первые больницы появились в 4 веке в Византии и Армении. В 754 году была открыта первая аптека в Багдаде. Центр научной медицины переместился в Европу. В 1581 году Иван Грозный издал указ об основании Аптекарского приказа – высший орган медицинского управления в Московском государстве в 16 – 17 веках.


Медицина эпохи Возрождения.

Бурное развитие разделов естествознания, развитие интереса к человеку и окружающей природы. К 15 веку в Европе уже имелось 40 университетов, в большинстве из них были медицинские факультеты. Парацельс – основоположник ятрохимии. Эпоха Возрождения тесно связана с искусством (Леонардо да Винчи). Везалий – основоположник научной анатомии. Появился интерес к изучению условий труда и особенностей патологии рабочих, занятых в различных отраслях производства.


Медицина нового времени.

Прогресс в области биологии, физики, химии. 17 – 18 века – изобретение важнейших научных инструментов и измерительных приборов: термометр, барометр, микроскоп. Развитие всех отраслей медицины, особенно хирургии и акушерства. Формирование предупредительной и социальной медицины.


Медицина 19-20 веков.

Успехи клинической медицины, широкое развитие получила профилактическая медицина. В1757 году в России открыты акушерские школы с шестилетним обучением. Создавались школы по подготовке фельдшеров с четырехлетним обучением. Развитие хирургии под руководством Пирогова. Бурное развитие естественных наук. Фундаментальные открытия в области биологии.

Проблемы современной медицины.

1. Рост сердечно – сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований.

2. Рост числа нервно – психических расстройств.

3. Охрана и оздоровление окружающей среды.

4. Этические проблемы: взаимоотношения врача и пациента.
11. Закрепление материала.

Беседа с учащимися по изученной теме.

УРОК 2
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОСТНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.
Задачи:

1) познакомить учащихся с особенностями развития костно-мышечного аппарата в подростковом возрасте;

2) формировать стремление подростков вести активный образ жизни для сохранения физического и психического здоровья.
Средства обучения: схема «Два мотонейрона»; таблицы и плакаты по изучаемой теме.
ХОД УРОКА
1. Изучение нового материала.

Движение – необходимое условие выживания организма. Добывание пищи, поиск новых условий жизни требовали большой физической активности. Она достигалась усиленной работой нервных центров и гуморальной регуляцией. Любое напряжение сопровождается выделением адреналина, норадреналина и других гормонов, которые обеспечивают усиленную работу сердца, легких, печени и других органов, позволяющих снабжать мышцы глюкозой, кислородом и освобождать организм от шлаков. При нервных нагрузках выделяется в кровь большое количество гормонов, но они не могут разрушаться так быстро как при усиленной мышечной работе. Избыток гормонов отрицательно действует на все органы и ткани и приводит к возникновению заболеваний сердечно – сосудистой, пищеварительной, нервной систем: гипертонии, язве желудка, развиваются неврозы.
В 6 – 7 летнем возрасте формируется быстрота движений, так как созревают отделы нервной системы, обеспечивающие координацию мышечных движений. 10 - 14 лет: происходит рост объема и мышечной массы сердца, увеличивается вентиляционная функция легких, развивается общая выносливость человека. В 13 – 16 лет происходит нарастание мышечной силы.

Особенности физической культуры в разные возрастные периоды.

1. Дошкольный возраст: развитие и совершенствование ходьбы, бега, лазанья.

2. Младшие школьники: развитие упражнений, формирующих правильную осанку и предупреждающих плоскостопие.

3. Учащиеся 5 – 8 классов: осваивание правильной техники движения и ограничить силовые нагрузки.

4. Учащиеся 9 – 11 классов: могут заниматься практически всеми видами спорта. В этот период интенсивно развивается скелет, нарастает мышечная масса, формируются спортивные навыки, но выносливость отстает от силы и может быть быстрое утомление. Наилучшими видами спорта для подростков является плавание, катание на лыжах, коньках, спортивные игры. При данных видах спорта в движение вовлекаются почти все мышечные группы тела, и приводит к гармоничному развитию организма.


Изменения опорно-двигательной системы при тренировках.

Устойчивые изменения в строении и функции органов происходят при длительных и систематических тренировках. Они сказываются на работе дыхательной, кровеносной, эндокринной систем, обмене веществ. При тренировках количество волокон в мышцах не меняется, а количество сократительных нитей, митохондрий в каждом волокне увеличивается. Количество ядер стабильно, но они укрупняются, в них накапливаются вещества, способные стимулировать образование новых молекул белков, участвующих в мышечном сокращении.

Схема «Два мотонейрона».

Мотонейрон – двигательная единица, где одно нервное волокно связано с несколькими мышечными волокнами.

А – мышечные волокна до тренировки;

Б – мышечные волокна после тренировки;

1 – тело нейрона; 2 – дендриты; 3 – аксон; 4 – синапсы; 5 – мышечные волокна; 6 – ядра; 7 – сократительные нити;



11. Закрепление материала.

Беседа с учащимися по изученному материалу.

1. Почему для сохранения и укрепления своего здоровья необходимо заниматься физической культурой?

2. Какие изменения происходят в организме при систематических занятиях физической культурой?

3. Что такое мотонейрон? Какие изменения происходят в мышечном волокне после систематических тренировок?

Схема « Два мотонейрона».

УРОК 3
ГИПОДИНАМИЯ, ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
Задачи:

1) дать понятие гиподинамии;

2) познакомить с последствиями гиподинамии;

3) научиться выявлять нарушение осанки и давать оценку результатам.


Средства обучения: таблица «Последствия гиподинамии»; инструктивные карточки для выполнения практической работы.
ХОД УРОКА

l. Проверка знаний по теме «Особенности развития костно-мышечного аппарата у детей и подростков. Роль физической активности в сохранении здоровья» в форме опроса учащихся.
ll. Изучение нового материала.

Гиподинамия – ограничение двигательной активности, обусловленное особенностями образа жизни, профессиональной деятельности, длительным постельным режимом, пребывание человека в условиях невесомости. Гиподинамия отрицательно воздействует на многие органы и системы органов.
Последствия гиподинамии (беседа с учащимися по таблице 1)

1) снижается энергетический обмен, нарушается биосинтез, изменяется кальциевый обмен в организме – кости теряют кальций, становятся рыхлыми и непрочными – развивается остеопороз;

2) кальций попадает в кровь и оседает на стенках кровеносных сосудов – они склерозируются и в них образуются холестериновые бляшки; способность к свертыванию крови увеличивается, возникает угроза тромбов и образования камней в почках;

3) уменьшается количество нервных импульсов, идущих от скелетных и сердечных мышц, и происходит их деградация (уменьшается их объем и масса), происходит обильное отложение подкожного жира, уменьшается ударный объем крови;

4) происходят изменения в суставах: потеря эластичности связками, уменьшение кровообращения в суставах – изменяется форма костей и он теряет подвижность;

5) происходит сужение мельчайших артериальных и венозных сосудов, уменьшается число функционирующих капилляров в тканях, возникает астенический синдром, который проявляется быстрой утомляемостью и эмоциональной неустойчивостью.

Гиподинамия в школьном возрасте.

Гиподинамия в школьном возрасте связана с нерациональным распорядком дня, перегрузкой его учебной работой.

1) задерживается формирование организма;

2) отрицательное влияние на развитие опорно-двигательного аппарата, эндокринной, сердечно – сосудистой систем;

3) снижается сопротивляемость к возбудителям инфекционных болезней;

4) происходит нарушение осанки, деформация позвоночника;

5) снижается умственная работоспособность.
Практическая работа «Выявление нарушений осанки».

Цель: определить правильность осанки.

Ход работы:

Часть 1


1) встаньте спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стену.

2) попробуйте между поясницей и спиной просунуть кулак.

3) если это невозможно, просуньте туда ладонь.

Оценка результатов: В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.

Часть 2

1) встаньте к стене, как сказано в предыдущей работе.



2) голову держите прямо, смотрите вперед (не поднимайте нос кверху и не выдвигайте подбородок).

3) поднимите и слегка отведите плечи назад.

4) втяните живот.

5) таз продвиньте вперед; щель между стеной и поясницей должна быть сужена до нормы; проконтролируйте это рукой.

6) отойдите от стены, сохраняя принятое положение; запомните это положение и пытайтесь удерживать его в будущем; дайте оценку своей осанке.

Профилактика гиподинамии:

1) полноценная физическая активность;

2) ежедневная утренняя зарядка;

3) занятия физкультурой;

4) физический труд;

5) пешие прогулки;
lll. Закрепление материала.

Беседа с учащимися о результатах практической работы и выявлении возможных причин нарушения осанки, ее коррекция.

Таблица №1 «ПОСЛЕДСТВИЯ ГИПОДИНАМИИ»

УРОК 4
ОСНОВНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОСТНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА У ПОДРОСТКОВ, ИХ ПРОФИЛАКТИКА.


Задачи:

1) дать понятия осанки, плоскостопия;

2) познакомить учащихся с основными заболеваниями костно-мышечного аппарата у подростков и их профилактикой.
Средства обучения: таблицы и плакаты по изучаемой теме, инструктивные карточки для выполнения практической работы.
ХОД УРОКА

1. Проверка знаний по теме « Особенности развития костно-мышечного аппарата у детей и подростков. Роль физической активности в сохранении здоровья».

Дать определения: гиподинамия, остеопороз.

Каковы причины гиподинамии?

Какие последствия имеет гиподинамия в школьном возрасте?

В чем заключается профилактика гиподинамии?
11. Изучение нового материала.

Основные заболевания костно-мышечного аппарата у подростков: нарушение осанки, плоскостопие, механические повреждения, переломы. Формирование осанки.



Осанка – привычное положение тела человека при ходьбе, стоянии, сидении. Она зависит от изгибов позвоночника, наклона таза и развития мышц туловища. Физиологические изгибы формируются к 6- 7 летнему возрасту. Причины нарушения осанки: неправильное сидение, постоянное напряженное положения тела, неправильно подобранные физические упражнения.

Различают три степени нарушения осанки. Диагноз ставит врач, и назначает лечение.

Профилактика нарушений осанки: правильное положение тела за партой, постоянное чередование труда и отдыха, занятия физической культурой, дозированные физические нагрузки на позвоночник.

Плоскостопие – деформация стопы, при которой уплощается ее свод.

Причины заболевания: неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, заболевания ног, связанные с нарушением кровообращения.

Плоскостопие бывает:

1) поперечное – нога опирается на все плюсневые косточки;

2) продольное – уплощается продольный свод стопы;

При плоскостопии нога отекает, появляются боли в стопе, мышцах голени, пояснице, бедре, нарушается походка.

Профилактика плоскостопия: ходьба босиком, правильно подобранная обувь, специальные упражнения, способствующие профилактики плоскостопия.
Практическая работа «Определения наличия плоскостопия».

Цель: научиться определять плоскостопие.

Ход работы:

1) подготовительную часть работы проделать дома: встать мокрыми босыми ногами на лист бумаги, получившийся след обвести карандашом или закрасить краской. Приготовленный отпечаток необходимо принести на занятие.

2) измерить ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах;

3) измерить ширину отпечатка стопы в ее средней и пяточной частях;

4) число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделить на число, означающее ширину ее плюсневой части. Результат выразить в процентах.

Оценка результатов: если полученный результат не превышает 33% , нога нормальная, плоскостопия нет.



111. Закрепление материала.

Беседа с учащимися о результатах практической работы, выявление возможных причин плоскостопия, ее коррекция.

УРОК 5
ОСНОВНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОСТНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА У ПОДРОСТКОВ, ИХ ПРОФИЛАКТИКА.
Задачи:

1) познакомить учащихся с основными заболеваниями костно-мышечного аппарата у подростков и их профилактикой;

2) научить учащихся оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах.
Средства обучения: таблицы и плакаты по изучаемой теме, инструктивные карточки для выполнения практической работы, подручный материал для оказания первой доврачебной помощи при механических повреждениях, переломах.
ХОД УРОКА
1. Проверка знаний по теме «Основные заболевания костно-мышечного аппарата у подростков, их профилактика».
11. Изучение нового материала.

Ушиб – наиболее распространенный вид повреждения, при котором не нарушается целостность кожных покровов.

Характеристика ушиба: сильная острая боль в момент получения травмы и в первые часы после травмы, затруднение движения в области травмированной части тела, появление припухлости и кровоподтека. Первая помощь: холод на место ушиба.


Растяжение связочного аппарата. Происходит при подворачивании стопы в голеностопном; голени – в коленном; бедра – в тазобедренном; плеча – в плечевом; предплечья – в локтевом; кисти – в лучезапястном суставе. Характеристика растяжения: боль, нарушение движения в суставе, припухлость.
Вывих – смещение суставной поверхности костей одна относительно другой. Признаки вывиха: резкая боль в области сустава, неподвижность в суставе, неестественное положение конечности, неестественное положение конечности, укорочение конечности, резкая боль при возможности совершения движений. Название вывиха определяется той частью конечности, которая находится ниже сустава.
Перелом – нарушение целостности костей. Переломы бывают открытыми и закрытыми, в зависимости от повреждения кожи в области перелома. Признаки перелома: резкая боль, усиливающаяся при небольшом движении; невозможность пользоваться конечностью; неестественное положение и форма конечности; подвижность вне сустава; припухлость и кровоподтек в области перелома. Закрытый перелом – обломков кости не видно, при открытом переломе – выступают костные отломки.
Практическая работа «Оказание первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах».

Цель работы: научиться оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах.

Ход работы:

1) при обнаружении растяжений связочного аппарата, необходимо создать покой поврежденной конечности – на сустав накладывают тугую повязку и придают ей возвышенное положение; с целью уменьшения боли и развития отека – приложить холод;

2) при обнаружении вывиха необходимо фиксировать конечность косынкой или повязкой; применить холод на область поврежденного сустава; доставить пострадавшего в медицинское учреждение;

3) при обнаружении признаков перелома конечности необходимо создать неподвижность конечности – провести иммобилизацию в области перелома подручными средствами, дать обезболивающее средство. Производят обездвиживание двух суставов – выше и ниже места перелома. Исключение составляет перелом бедра, когда необходимо обездвижить три сустава: голеностопный, коленный и тазобедренный. При открытом переломе рану необходимо закрыть чистой повязкой. Необходимо организовать быструю доставку пострадавшего в специализированное лечебное учреждение.


111. Закрепление материала.

Беседа с учащимися по изученному материалу.

УРОК 6
Иммунитет. Инфекционные заболевания и защитные силы организма. Иммунная система, ее формирование. Ход иммунной реакции.
Задачи:

1) дать понятия иммунитет, инфекционные заболевания, иммунная система; 2) познакомить с защитными силами организма, с формированием иммунной системы; с ходом иммунной реакции.


Средства обучения: таблица «Схема иммунной реакции».
ХОД УРОКА
l. Изучение нового материала.

Иммунитет - способность организма отличать собственные соединения, входящие в состав клеток, тканей, органов, от чужеродных соединений и уничтожать их.
Инфекционные заболевания – заболевания, которые вызваны живыми возбудителями: бактериями, вирусами, простейшими. Попадая в организм здорового человека, возбудитель начинает использовать для своего питания и размножения вещества, из которых состоят клетки и ткани организма, повреждая и разрушая их; продукты жизнедеятельности этих возбудителей ядовиты. Не все люди страдают инфекционными заболеваниями.
Защитные силы организма

1) кожа;


2) слизистые оболочки;
Антиген – чужеродное вещество, вызывающее иммунную реакцию.

Иммунная система - это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа. Она представлена: костный мозг, тимус (вилочковая железа), селезенка, лимфатические узлы, скопления лимфоидной ткани. Осуществляют иммунную реакцию лейкоциты. В красном костном мозге формируются стволовые клетки – предшественники лейкоцитов.

Макрофаги и В – лимфоциты развиваются в красном костном мозге. Часть стволовых клеток уносится кровью в тимус, где они превращаются в Т – лимфоциты: киллеры, хелперы, супрессоры. Т – и В – лимфоциты попадают в кровь и лимфу. Они заселяют лимфатические узлы, селезенку, лимфатические образования тонкого кишечника и аппендикса. Макрофаги и киллеры уничтожают чужеродные клетки; хелперы и супрессоры регулируют силу иммунного ответа; из В – лимфоцитов происходят плазматические клетки, которые выделяют антитела, уничтожающие молекулы антигенов.



Формирование иммунной системы.

Способность организма отвечать иммунной реакцией на чужеродные антигены начинает формироваться во внутриутробном периоде, и уже хорошо выражена к первому году жизни ребенка.

Ход иммунной реакции.

Схема иммунной реакции (таблица №1).

l - захват возбудителя инфекции макрофагом;

ll - уничтожение возбудителя инфекции макрофагом и перенос на его поверхность антигенных детерминантов;

lll - передача антигенных детерминантов Т – лимфоциту хелперу;

lV - выделение хелпером химических веществ, вызывающих размножение В – и Т – лимфоцитов;

V - уничтожение клетки, на поверхности которой находятся антигены возбудителя инфекции, Т – лимфоцитом киллером;

Vl, Vll – превращение В – лимфоцита в плазматическую клетку;

Vlll – выделение плазматической клеткой антител, поражающих возбудителей инфекции;

lX – прекращение иммунной реакции супрессором;

1- возбудители инфекции, несущие антигены;

2 – антигенные детерминанты;

3 – комплекс антиген – антитело;

4 – химические группы на поверхности лимфоцита, сходные с антителами;

5 – клетки человека, пораженные возбудителем инфекции;

6 – плазматическая клетка;

М – макрофаг;


ll. Закрепление материала.

Беседа с учащимися по пройденному материалу.


Таблица «Схема иммунного ответа»




УРОК 7
ПРИЗНАКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.

ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ.
Задачи:

1) познакомить учащихся с признаками инфекционных заболеваний;

2) научить оказывать первую доврачебную помощь.
Средства обучения: плакаты по теме занятия.
ХОД УРОКА
1. Проверка знаний по теме «Иммунитет. Инфекционные заболевания и защитные силы организма. Иммунная система, ее формирование. Ход иммунной реакции».

Ответьте на вопросы (устно).

Какие заболевания называют инфекционными?

Что такое иммунитет? Какие виды иммунитета вы знаете?

Какие органы образуют иммунную систему человека?

Какие клетки крови выполняют иммунную реакцию и где они образуются?

Пользуясь таблицей 1, поясните ход иммунной реакции при попадании в организм возбудителя инфекции?



Закончите предложения.

Способность организма отличать собственные соединения, входящие в состав клеток, тканей, органов, от чужеродных соединений и уничтожать их, называется …

Заболевания, которые вызваны живыми возбудителями: бактериями, вирусами, простейшими, называются ...

Чужеродное вещество, вызывающее иммунную реакцию, называется ...

Совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа, называется ... Она представлена …

ll. Изучение нового материала.

Источником инфекционных заболеваний является зараженный человек (больной, здоровый носитель возбудителей).
Классификация инфекционных болезней, в зависимости от локализации возбудителя в организме:

1) кишечные инфекции, при которых возбудители проникают в организм через рот, чаще с пищей или водой, попадают в кишечник и выводятся оттуда с фекалиями: дизентерия, сальмонеллез, вирусный гепатит и другие;

2) инфекции дыхательных путей, когда возбудители находятся в слизистых оболочках дыхательных путей и отсюда с капельками слизи выделяются при выдохе, кашле, чихании, разговоре и передаются от больных здоровым: ангина, грипп, дифтерия, скарлатина, корь, краснуха и другие;

3) кровяные инфекции, возбудители которых локализуются в крови и передаются от больных - здоровым людям кровососущими членистоногими: чума, вирусные энцефалиты;

4) инфекции наружных покровов, при которых возбудители паразитируют в коже и ее придатках, слизистых оболочках глаз, ротовой полости: чесотка, рожа и другие.
Условия возникновения инфекционного заболевания:

1) наличие активного возбудителя;

2) наличие «входных ворот» инфекции;

3) наличие организма, предрасположенного к инфекционному заболеванию;


Признаки инфекционных заболеваний.

1. Местные и общие поражения организма.

Воспаление – это местная реакция, в которой участвует весь организм. Признаки воспаления: покраснение, боль, отек, местное повышение температуры, наличие гноя.

2. Периоды инфекционного заболевания:

а) инкубационный (скрытый) период – время с момента проникновения возбудителя в организм до появления первых признаков болезни. Продолжительность его различна при разных инфекционных болезнях – от нескольких часов (сальмонеллез, грипп) до 3- 5 месяцев и более (вирусный гепатит). Происходит стремительное размножение возбудителя инфекции и формируется иммунная реакция;

б) острый период;

появляются признаки, характерные для инфекционной болезни

- головная боль, недомогание, повышение температуры, потеря аппетита;

- специфические признаки, характерные для той или иной инфекционной болезни (например, кашель, насморк, боль в горле, тошнота, сыпь);

в) период выздоровления – основные признаки заболевания постепенно угасают;


Первая доврачебная помощь:

1) изоляция больного;

2) постельный режим;

3) измерение температуры тела;


lll. Закрепление материала.

Проводится беседа с учащимися по пройденному материалу.

УРОК 8
ПРАВИЛА УХОДА ЗА ИНФЕКЦИОННЫМИ БОЛЬНЫМИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ. ПРОФИЛАКТИКА.
Задачи:

1) познакомить учащихся с правилами ухода за инфекционными больными в домашних условиях;

2) изучить мероприятия, направленные на профилактику инфекционных заболеваний.
Средства обучения: графики температурных кривых; таблица « Меры профилактики инфекционных заболеваний, карточки с ситуационными задачами.
ХОД УРОКА
1. Проверка знаний по теме « Признаки инфекционных заболеваний. Первая доврачебная помощь».

Ответьте на вопросы (устно).

Кто является источником инфекционных заболеваний?

Какие инфекционные заболевания вы знаете?

Каковы условия возникновения инфекционных заболеваний?

Назовите признаки инфекционных заболеваний.

Перечислите периоды инфекционного заболевания и дайте характеристику каждому периоду.

Почему необходимо соблюдать постельный режим во время болезни?

Каковы правила измерения температуры тела? Как может изменяться температура в течение дня?



Дайте определения: воспаление, инкубационный период.

ll. Изучение нового материала.

Диагноз – определение вида заболевания. Поставить точный диагноз может только врач.

Правила ухода за инфекционным больным.

1. Ограничить контакт больного с другими членами семьи.

2. Постельный режим.

3. Измерение температуры в течение дня и построение температурной кривой (это бывает необходимо для точной постановки диагноза; измерять температуру утром, днем и вечером).

4. Соблюдать питьевой и пищевой режим.

5. Строго соблюдать правила личной гигиены во время болезни.

6. Выполнять все предписания врача.
Профилактика инфекционных заболеваний.

Социальные меры профилактики: улучшение жилищных и производственных условий, расширение бытовых услуг, бесперебойное обеспечение водой и продуктами питания, своевременная уборка территории, диспансеризация населения, повышение санитарной культуры населения.

Санитарные меры профилактики: постоянное изучение путей пресечения инфекций и предотвращения эпидемий. Осуществляется санитарно – эпидемиологической службой (СЭС). Карантин – временная изоляция людей, находившихся в контакте с больными или переезжающих из неблагополучных в эпидемическом отношении областей в другие районы. СЭС осуществляет санитарный надзор за качеством продуктов в столовых, магазинах, следят за санитарным состоянием улиц, школ, домов, детских садов, промышленных предприятий.

Специальные меры профилактики направлены на пресечение распространения конкретных болезней. Выявление и уничтожение переносчика инфекции, профилактические прививки против инфекционных заболеваний, подбор средств для дезинфекции.
lll. Закрепление материала. Решение задач.

1. У девушки, дома, внезапно повысилась температура тела до 38 градусов. Возникла рвота, умеренные схваткообразные боли внизу живота, частый жидкий стул. При опросе было выяснено, что три часа назад она с подругой была в кафетерии, где они пили кофе с кондитерскими изделиями.

Как вы прокомментируете данную ситуацию. Ваши действия.

2. У ребенка 10 лет после возвращения из школы, на фоне общего здоровья, внезапно резко повысилась температура тела до 39 градусов, появилась ломота во всем теле, общее недомогание. Через несколько часов появился насморк, слезотечение. Что можно предположить в данном случае? Какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы избежать дальнейшего распространения инфекции?

3. У ребенка 5 лет резко ухудшилось общее состояние, повысилась температура, на коже всего тела появилась сыпь в виде мелких красных узелков, которые затем превратились в пузырьки. Сыпь сильно чешется. Что можно предположить у ребенка (ветрянка)? Ваши действия.

4. Школьник пожаловался на общее недомогание, боль вокруг уха, затрудненное глотание и жевание, незначительное повышение температуры тела. Что можно предположить в данном случае? (паротит – свинка) Ваши действия.

Урок 9
АЛЛЕРГИЯ
Задачи:

1) дать понятие аллергии;

2) познакомить с классификацией аллергенов;

3) изучить меры профилактики аллергических заболеваний.


Средства обучения: таблица «Классификация аллергенов»; карточки на столах с перечнем новых терминов - аллергический дерматит, диатез, конъюнктивит, поллиноз, аллергический насморк, бронхиальная астма; фотографии аллергических заболеваний кожи; тестовые задания.

ХОД УРОКА


I. Проверка знаний по теме «Правила ухода за инфекционными больными в домашних условиях. Профилактика инфекционных заболеваний» в форме опроса учащихся и решения ситуационных задач.

II. Изучение нового материала.

Аллергия – необычная (повышенная) чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей среды.

Термин «аллергия» был предложен австрийским врачом Пирке в 1906 году для обозначения необычной, измененной реакции некоторых детей на введение им с лечебной целью противодифтерийной сыворотки.

Аллергические заболевания известны с древних времен. Древнегреческий врач Гиппократ (5-4 вв. до н.э.) описал случай непереносимости некоторых пищевых продуктов, приводящих к желудочным расстройствам. Древнегреческий врач Гален (2 в. до н.э.) сообщил о насморке, возникающем от запаха розы. Аллергические заболевания широко распространены во всем мире и имеют и имеют тенденцию к росту. В некоторых странах до 10% населения страдает аллергическими заболеваниями, чаще всего страдает кожа и органы дыхательной системы. Как вы думаете, с чем это может быть связано? (Рассуждения учащихся о развитии химической промышленности, загрязнении воздушной среды, широком применении лекарственных средств).

Аллергология – наука, изучающая аллергию.

Аллергены – вещества вызывающие аллергию.

Классификация аллергенов

1. По химической структуре.

1) простые (йод);

2) сложные (белки).

2. По способам проникновения в организм:

1) эндогенные аллергены – образуются в самом организме;

2) экзогенные аллергены – попадают в организм извне.

а) неинфекционные – бытовая пыль, шерсть животных, лекарственные средства, химические вещества, пыльца растений, животные и растительные пищевые продукты;

б) инфекционные – бактерии, вирусы.

ЭКЗОГЕННЫЕ АЛЛЕРГЕНЫ


Аллергены

Источник

1) Биологические – бактерии, вирусы, грибки, гельминты, сыворотки, вакцины;
2) Лекарственные;

3) Бытовые;

4) Пыльцевые;
5) Пищевые;

6) Промышленные;



Заболевания организма – туберкулез, очаги хронической инфекции в организме – кариозные зубы.

Применение лекарственных препаратов – пенициллин, витамин В1, аспирин.


Домашняя пыль, волосы и шерсть животных, стиральные порошки.
Ветроопыляемые растения.
Молоко, яйца, рыба, помидоры, шоколад, клубника, цитрусовые, рыба.
Лаки, красители, парфюмерные вещества.

По механизму развития выделяют:

1) аллергические реакции немедленного типа (через 15-20 минут после повторного контакта с аллергеном);

2) аллергические реакции замедленного типа (через 1-2 суток после контакта с аллергеном).


Какие органы и системы органов поражаются при воздействии аллергенов? Какие аллергические заболевания вы знаете? Работа с новыми терминами (карточки на столах).

Особую группу аллергенов составляют физические факторы – тепло, холод, механическое воздействие. Под действием этих факторов в организме образуются определенные вещества, которые и становятся аллергенами. Профилактика аллергии. Совместно с учащимися определяются профилактические мероприятия аллергических заболеваний.

- ликвидация очагов инфекции в организме;

- нормализация функций желудочно-кишечного тракта;

- правильный режим труда и отдыха;

- прием лекарственных средств только под контролем врача;

- соблюдение правил личной гигиены (работа в перчатках с химическими веществами);

- внедрение на предприятиях современных технологий, исключающих контакт с аллергенами;

- своевременная влажная уборка и проветривание помещений;
III. Закрепление материала: работа с карточками и опрос учащихся.

Можно провести с помощью заданий:



Задание 1. Закончите предложения.

1. Вещества, вызывающие аллергию, называются …

2. Наука, изучающая аллергические заболевания, называется …

3. Аллергическая реакция, возникающая через 15 – 20 минут после повторного контакта с аллергеном, называется …

4. Аллергены, образующиеся в самом организме, называются …

5. Аллерген, как любое чужеродное вещество, вызывает в организме …

6. Аллергены, поступающие в организм извне, называются …

Ключ: 1 – аллергенами; 2 – аллергология; 3 – реакцией немедленного типа; 4 – эндогенными; 5 – иммунную реакцию; 6 – экзогенными;


Задание 2. Соотнесите аллергены и пути их попадания в организм.

Аллергены Поступление в организм осуществляется 1) домашняя пыль; А) через желудочно–кишечный тракт;

2) молоко; Б) через дыхательную систему;

3) шерсть кошки;

4) пыльца растений;

5) апельсин;

6) пенициллин;

Ключ: А – 2, 5, 6; Б – 1, 3, 4;


Аллергическое заболевание Что поражается?

1) аллергический ринит; А) кожа;

2) бронхиальная астма; Б) дыхательная система;

3) диатез;

4) аллергический дерматит;

Ключ: А – 3, 4; Б – 1, 2;


Задание 3. Ответьте на вопросы (устно).

1. Почему не рекомендуется заниматься самолечение, в частности применять антибиотики по собственному усмотрению?

2. Как вы считаете, почему вскармливание детей грудным молоком является важнейшим профилактическим средством развития аллергии?

УРОК 10
ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И АЛЛЕРГИЯ.


Задачи:

1) обобщить и систематизировать знания по теме «Инфекционные заболевания и аллергия»;

2) научить детей практически применять свои знания по данной теме.
Средства обучения: таблицы по изучаемой теме, тестовые задания, стенгазета «Инфекционные заболевания».
ХОД УРОКА
Вопросы для обсуждения.

1. Иммунитет. Виды иммунитета.

2. Иммунная система. Иммунная защита.

3. Инфекционное заболевание, его течение, признаки, первая доврачебная помощь.

4. Профилактика инфекционных заболеваний. Зачем существует календарь профилактических прививок?

5. Аллергия. Аллергены. Профилактика аллергии.


Тестовые задания. Часть 1.

1. Лимфатические узлы – это органы

А) пищеварительной системы; Б) дыхательной системы;

В) иммунной системы; Г) выделительной системы;


2. Дизентерия относится к инфекциям

А) кишечным; Б) дыхательных путей;

В) кровяным; Г) наружных покровов;
3. Цитрусовые относятся к аллергенам

А) бытовым; Б) пищевым; В) промышленным; Г) лекарственным;


4. Прекращает иммунную реакцию клетка

А) Т - киллер; Б) Т – супрессор; В) Т – хелпер; Г) макрофаг;


  1   2


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница