Методические указания для ординатора Специальность «Стоматология ортопедическая»



Скачать 274,91 Kb.
Дата28.06.2015
Размер274,91 Kb.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



Кафедра стоматологии
Методические указания для ординатора

Специальность «Стоматология ортопедическая»
к практическому занятию № 1

модуль 3 «Зубопротезирование сложное»

раздел 3.3 «Ошибки и осложнения в ортопедической стоматологии»
Продолжительность занятия: 6 час (270мин)

Тема 1: Предупреждение и устранение ошибок и осложнений при зубном протезировании с опорой на имплантаты.

Цель занятия: способствовать формированию системы теоретических знаний по общим вопросам динамического контроля больных с функционирующими дентальными имплантатами, а также по вопросам ошибок и осложнений при ортопедическом лечении с использованием имплантатов.

Задачи: - изучить профилактику и устранение ошибок и осложнений при зубном протезировании с опорой на имплантаты.

Ординатор должен знать: до изучения темы – имплантология, определение; теоретические основы имплантации; имплантология и ортопедические методы лечения; теоретические и физиологические основы имплантологии, виды дентальных имлантатов; методики протезирования с опорой на дентальные имплантаты.

После изучения темы - ошибки при обследовании пациента и планировании дентальной имплантации; ошибки на этапах изготовления одиночной коронки с опорой на имплантат; переимплантатные мукозиты, этиология, лечение, профилактика; переимплантиты, этиология, лечение, профилактика.



Ординатор должен уметь: обследовать ортопедического пациента; выявлять симптомы заболеваний, возникающих при допущении ошибок при протезировании с опорой на дентальные имплантаты; применять меры профилактики осложнений при протезировании на дентальные имплантаты.

Ординатор должен владеть: навыками обследования и лечения ортопедического больного.

Содержание занятия:

1.Вводный контроль.

имплантология, определение;

теоретические основы имплантации; имплантология и ортопедические методы лечения; теоретические и физиологические основы имплантологии, виды дентальных имлантатов; методики протезирования с опорой на дентальные имплантаты.

2. Беседа по теме занятия.

Стоматологическая имплантология - относительно новый раздел в стоматологии, разрабатывающий вопросы восстановления различных отделов зубочелюстной системы с помощью аллопластических материалов. До имплантации надо изучить окклюзионные контакты естественных зубов, устранить суперконтакты, а после протезирования с использованием имплантатов необходима неоднократная коррекция окклюзии, поскольку нарушения окклюзионных контактов чреваты перегрузкой имплантата и последующими осложнениями, вплоть до резорбции костной ткани вокруг него. При протезировании необходимо учитывать взаимоотношения с зубами-антагонистами, желательно использовать артикуляторы, настроенные на индивидуальные параметры височно-нижнечелюстного сустава, для правильного конструирования окклюзионных кривых, окклюзионных поверхностей и создания протетической плоскости.

Типичные ошибки в практике врача стоматолога-ортопеда, приводящие к осложнениям: неправильное препарирование опорных элементов. Несоблюдение параллельности осей опорных элементов. Недостаточное количество опор. Неправильное определение высоты нижнего отдела лица. Края коронки плохо припасованы к шейке имплантата. Соотношение высоты коронки и длины имплантата 1÷1или1÷1,2(исклю-чение - имплантаты BICON). Коронка значительно шире, чем диаметр имплантата. Увеличенные размеры жевательной поверхности мостовидного протеза; опирающегося на имплантат. Недостаточное промывное пространство под мостовидным протезом. Искусственная коронка, фиксированная на имплантате, имеет пластмассовую искусственную десну. Между осью коронки и осью имплантата угол более 27°. Неправильная конфигурация коронки (несоблюдение объема коронки с одной стороны по отношению к оси имплантата, что приводит к раскручиванию или отлому головки). Плохо зафиксированная головка имплантата (имеется зазор между телом и головкой). Плохо зафиксированный протез на имплантате (т.е. разрушение фиксирующего материала или раскручивание винта, фиксирующего коронки). Неправильно сформированы фиссурно-бугорковые контакты между протезом, фиксированным на имплантате, и зубами-антагонистами (риск травматической окклюзии). Неправильное планирование - изготовление консольных конструкций, приводящее к односторонней перегрузке имплантата. Плохая полировка гирлянды коронки, зафиксированной на имплантате. Жесткая, одновременная фиксация протеза на "подвижных" зубах и имплантате.

Не учтены факторы пародонтита и возможности пациента самостоятельно очищать труднодоступные пространства. Не учтены десневые факторы риска и др.

При протезировании необходимо учитывать взаимоотношения с зубами-антагонистами, желательно использовать артикуляторы, настроенные на индивидуальные параметры височно-нижнечелюстного сустава, для правильного конструирования окклюзионных кривых, окклюзионных поверхностей и создания протетической плоскости.

Переимплантатные мукозиты и переимплантиты, как следствие допущенных ошибок при протезировании с опорой на дентальные имплантаты.



3. Практическая работа: Обследовать больного на этапах протезирования с опорой на дентальне имплантаты;

Обнаружить реакцию тканей протезного ложа, вызванную действием дентального имплантата; Обнаружить и устранить ошибки, допущенные врачом на этапах протезирования;

Обнаружить и устранить ошибки, допущенные техником на этапах изготовления элементов протеза с опорой на дентальный имплантат.

4.Ситуационные задачи для разбора на занятии

Пациенту 44 лет во фронтальном участке нижней беззубой челюсти введены винтовые имплантаты из титана. Объективно: через 3 месяца после операции имплантаты подвижные, имеют не плотные эпителиальные прилегания, на рентгенограмме структура костной ткани неоднородна, остеопороз у шейки. Какие ошибки допущены? Какие меры следует принять?


У пациентки 54 лет, при полном отсутствии зубов на н/ч, проведено протезирование с опорой на имплантаты и рекомендовано контрольные осмотры у ортопеда? Какая их периодичность?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1.Ибрагимов Т.И. Большаков Г.В Марков Б.П. Гожая Л.Д. Харитонов С.В. Кузнецова О.Е. Чистяков Б.Н. Дымкова В.Н. Егорова Т.А. Гришкина М.Г.Лекции по ортопедической стоматологии учебное пособие для врачей /Под ред. проф.Т.И.Ибрагимова. –М.:ГЭОТАР-Медиа,2010.-208с.

Дополнительная литература

1.Жулев Е.Н.Челюстно-лицевая ортопедическая стоматология : пособие для врачей / Е. Н. Жулев, С. Д. Арутюнов, И. Ю. Лебеденко. - М : МИА, 2008. - 160 с. : ил
Составитель: заведующий кафедрой стоматологии, д.м.н. профессор В.Ю. Никольский__________
Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «___»_______20___г.
Зав. кафедрой: _______________ Никольский В.Ю.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации



Кафедра стоматологии
Методические указания для ординатора

Специальность «Стоматология ортопедическая»

к практическому занятию № 2



модуль 3 «Зубопротезирование сложное»

раздел 3.3 «Ошибки и осложнения в ортопедической стоматологии»
Продолжительность занятия: 6 час (270мин)

Тема 2: Диагностика и профилактика ошибок и осложнений при изготовлении искусственных коронок, мостовидных протезов различных конструкций.

Цель занятия: способствовать формированию системы теоретических знаний по общим вопросам диагностики и профилактики ошибок и осложнений при ортопедическом лечении.

Задачи: - изучить диагностику и профилактику ошибок и осложнений при изготовлении искусственных коронок, мостовидных протезов различных конструкций.

Ординатор должен знать: до изучения темы – строение зубочелюстного аппарата;

показания и противопоказания для протезирования одиночными коронками; клинико-лабораторные этапы изготовления одиночных коронок; показания и противопоказания для протезирования мостовидными протезами; клинико-лабораторные этапы изготовления мостовидных протезов; физико-механические свойства материалов, которые входят в состав несъемных конструкций, их влияние на ткани полости рота и организм в целом.

После изучения темы - осложнения, которые возникают во время пользования несъемными протезами; ошибки врача и зубного техника на этапах изготовления несъемных конструкций; позитивные и негативные свойства несъемных протезов в сравнении со съемными конструкциями; проанализировать ошибки на этапах изготовления несъемных протезов и предложить методы их устранения.

Ординатор должен уметь: обследовать ортопедического пациента; выбрать и обосновать целесообразность использования несъемного протеза; выявлять симптомы заболеваний, возникающих при допущении ошибок при изготовлении искусственных коронок, мостовидных протезов различных конструкций.

Ординатор должен владеть: навыками обследования и лечения ортопедического больного.

Содержание занятия:

1.Вводный контроль.

строение зубочелюстного аппарата;

показания и противопоказания для протезирования одиночными коронками;

клинико-лабораторные этапы изготовления одиночных коронок;

показания и противопоказания для протезирования мостовидными протезами;

клинико-лабораторные этапы изготовления мостовидных протезов;

физико-механические свойства материалов, которые входят в состав несъемных конструкций, их влияние на ткани полости рота и организм в целом.

2. Беседа по теме занятия.

Несъемные конструкции - самый распространенный вид протезирования.

Осложнения, возникающие во время препарирования: препарирование зубов без обезболивания при гиперестезии эмали и дентина у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями; недостаточное, или избыточное сошлифовывание твердых тканей зуба; перегрев тканей зуба при его препарировании. Врачебные ошибки возможны и во время получения оттисков.

Осложнения могут возникать не только по вине врача, но и как следствие ошибок, допущенных зубным техником при изготовлении зубопротезных конструкций. Ошибки зубного техника наблюдаются при моделировании зубов под коронки, если не учитываются сагитальные и трансверзальные движения нижней челюсти.



3. Практическая работа: Обследовать больного на этапах протезирования искусственными коронками, мостовидными протезами различных конструкций;

Выбрать несъемные конструкции с учетом нагрузки на опорные зубы;

Выбрать промежуточную часть мостовидного протеза в зависимости от топографии дефекта;

Препарировать зубы в зависимости от выбранной искусственной коронки;

Обнаружить и устранить ошибки, допущенные на этапах протезирования;

Обнаружить реакцию тканей протезного ложа, вызванную действием искусственной

коронки;

Обнаружить и устранить ошибки, допущенные техником на этапах протезирования.



4.Ситуационные задачи для разбора на занятии

1. Пациент с красным плоским лишаем в стадии обострения обратился в клинику

ортопедической стоматологии дл изготовления мостовидного протеза с опорой на зубы

34, 35, 38.

Какова тактика стоматолога-ортопеда, каким конструкциям протезов и из каких

материалов следует отдать предпочтение?

2. Через 3 месяца после протезирования мостовидными протезами на верхней и нижней челюсти пациент стал отмечать щелчки в височно-нижнечелюстном суставе, головную боль, быструю утомляемость. Какие возможные ошибки допущены при протезировании? Какие дополнительные методы следует провести? Тактика врача.

3.Пациентка Л., 48 лет. На этапе припасовки каркаса металлокерамического мостовидного протеза с опорой на зубы 13, 15, 18 в артикуляторе определяется отсутствие фисурно-бугоркового контакта на зубах верхней и нижней челюсти слева, контакт на фронтальных зубах «встык». Укажите возможные ошибки на предыдущих клинических и лабораторных этапах, приведшие к неправильному положению гипсовых моделей в артикуляторе. Ваша тактика по исправлению ошибок.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1.Ибрагимов Т.И. Большаков Г.В Марков Б.П. Гожая Л.Д. Харитонов С.В. Кузнецова О.Е. Чистяков Б.Н. Дымкова В.Н. Егорова Т.А. Гришкина М.Г.Лекции по ортопедической стоматологии учебное пособие для врачей /Под ред. проф.Т.И.Ибрагимова. –М.:ГЭОТАР-Медиа,2010.-208с.

Дополнительная литература

1.Жулев Е.Н.Челюстно-лицевая ортопедическая стоматология : пособие для врачей / Е. Н. Жулев, С. Д. Арутюнов, И. Ю. Лебеденко. - М : МИА, 2008. - 160 с. : ил
Составитель: заведующий кафедрой стоматологии, д.м.н. профессор В.Ю. Никольский_________
Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «___»_______20___г.
Зав. кафедрой: _______________ Никольский В.Ю.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра стоматологии
Методические указания для ординатора

Специальность «Стоматология ортопедическая»

к практическому занятию № 3



модуль 3 «Зубопротезирование сложное»

раздел 3.3 «Ошибки и осложнения в ортопедической стоматологии»
Продолжительность занятия: 6 час (270мин)

Тема 3: Ошибки и осложнения при ортопедическом лечении съемными конструкциями зубных протезов.

Цель занятия: способствовать формированию системы теоретических знаний по общим вопросам диагностики и профилактики ошибок и осложнений при ортопедическом лечении.

Задачи: - изучить диагностику и профилактику ошибок и осложнений при ортопедическом лечении съемными конструкциями зубных протезов.

Ординатор должен знать: до изучения темы - строение зубочелюстного аппарата;

показания и противопоказания для протезирования частичными съемными протезами; лабораторные этапы изготовления частичного съемного протеза; показания и противопоказания для протезирования полными съемными протезами; клинико-лабораторные этапы изготовления полных съемных протезов; физико-механические свойства материалов, которые входят в состав съемных конструкций, их влияние на ткани полости рота и организм в целом; графические методы регистрации движений нижней челюсти и функционального состояния жевательных мышц;

анализировать методики электромиографического исследования жевательных и мимических мышц.

После изучения темы – недостатки частичных съемных пластиночных протезов; ошибки, которые могут быть допущены при обследовании больного и планировании конструкции; возможные ошибки при подготовке протезного ложа; возможные ошибки при наложении протеза;

графические методы регистрации движений нижней челюсти и функционального состояния жевательных мышц;

анализировать методики электромиографического исследования жевательных и мимических мышц.



Ординатор должен уметь: обследовать ортопедического пациента; выявлять симптомы заболеваний, возникающих при допущении ошибок при изготовлении съемных протезов различных конструкций.

Ординатор должен владеть: навыками обследования и лечения ортопедического больного.

Содержание занятия:

1.Вводный контроль.

строение зубочелюстного аппарата;

показания и противопоказания для протезирования частичными съемными протезами; лабораторные этапы изготовления частичного съемного протеза;

показания и противопоказания для протезирования полными съемными протезами;

клинико-лабораторные этапы изготовления полных съемных протезов; физико-механические свойства материалов, которые входят в состав съемных конструкций, их влияние на ткани полости рота и организм в целом;

графические методы регистрации движений нижней челюсти и функционального состояния жевательных мышц;

анализировать методики электромиографического исследования жевательных и мимических мышц.

2. Беседа по теме занятия.

Недостатки съемных пластиночных протезов.

Возможны ошибки при обследовании больного. Возможные ошибки при выборе конструкции.

Возможны ошибки при снятии оттисков. Возможны ошибки при подготовке протезного ложа.

Возможны ошибки при проверке конструкции протеза. Возможны ошибки при наложении съемного протеза. Возможны ошибки при определении центральной окклюзии, центрального соотношения. Возможны ошибки при полимеризации пластмассы. Возможные ошибки при постановке зубов.

3. Практическая работа : Обследовать больного на этапах протезирования искусственными коронками, мостовидными протезами различных конструкций.

Обнаружить и устранить ошибки, допущенные врачом на протезирования;

Обнаружить реакцию тканей протезного ложа, вызванную действием искусственной

коронки;


Обнаружить и устранить ошибки, допущенные техником на этапах протезирования.

4.Ситуационные задачи для разбора на занятии

Пациентка С., 68 лет обратилась в клинику ортопедической стоматологии с

жалобами на жжение под базисом полного съемного пластиночного протеза на верхней

челюсти. Протез изготовлен 2 недели назад, до этого пациентка пользовалась съемными

пластиночными протезами более 15 лет, жалоб не было.

Объективно: слизистая оболочка под протезом на верхней челюсти ярко красного

цвета, гиперемированная, на нижней челюсти – слизистая без изменений. При осмотре

протеза верхней челюсти видны множественные мраморные разводы в пластмассовом

базисе, протез нижней челюсти однородного цвета без пор.

Проведите дифференциальную диагностику. Тактика врача.


Пациентка М, 49 лет. Жалобы на плохую фиксацию протеза на верхней челюсти. Пользуется протезом 3 года. При осмотре полости рта установлено, что протез верхней челюсти балансирует по переходной складке альвеолярного отростка в области зубов 26, 25, 24. Имеются участки

гиперемии с нарушением целостности эпителиального слоя. Тактика рача.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1.Ибрагимов Т.И. Большаков Г.В Марков Б.П. Гожая Л.Д. Харитонов С.В. Кузнецова О.Е. Чистяков Б.Н. Дымкова В.Н. Егорова Т.А. Гришкина М.Г.Лекции по ортопедической стоматологии учебное пособие для врачей /Под ред. проф.Т.И.Ибрагимова. –М.:ГЭОТАР-Медиа,2010.-208с.

Дополнительная литература

1.Жулев Е.Н.Челюстно-лицевая ортопедическая стоматология : пособие для врачей / Е. Н. Жулев, С. Д. Арутюнов, И. Ю. Лебеденко. - М : МИА, 2008. - 160 с. : ил
Составитель: заведующий кафедрой стоматологии, д.м.н. профессор В.Ю. Никольский__________
Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «___»_______20___г.
Зав. кафедрой: _______________ Никольский В.Ю.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра стоматологии
Методические указания для ординатора

Специальность «Стоматология ортопедическая»

к практическому занятию № 4



модуль 3 «Зубопротезирование сложное»

раздел 3.3 «Ошибки и осложнения в ортопедической стоматологии»
Продолжительность занятия: 6 час (270мин)

Тема 4: Патологические изменения в состоянии организма, тканей и органов полости рта, вызванные зубными протезами.

Цель занятия: способствовать формированию системы теоретических знаний по общим вопросам диагностики и профилактики ошибок и осложнений при ортопедическом лечении.

Задачи: - изучить патологические изменения в состоянии организма, тканей и органов полости рта, вызванные зубными протезами.

Ординатор должен знать: до изучения темы – анатомо-функциональное строение ЧЛО; морфологическая характеристика слизистой оболочки полости рта; сущность аллергической перестройки реактивности организма; этиология, клиника и диагностика заболеваний, вызванных зубными протезами; материалы, которые входят в состав ортопедических конструкций; свойства материалов, которые входят в состав ортопедических конструкций; клинические проявления различных аллергических реакций.

После изучения темы – особенности протезирования и подбор материалов для ортопедических конструкций; дополнительные методы исследования, применяемые при диагностике заболеваний, вызванных зубными протезами; хронические заболевания, усложняющее ортопедическое лечение, методы профилактики и лечения этих заболеваний



Ординатор должен уметь: обследовать ортопедического пациента; выявлять симптомы заболеваний организма, тканей и органов полости рта, вызванные зубными протезами.

Ординатор должен владеть: навыками обследования и лечения ортопедического больного.

Содержание занятия:

1.Вводный контроль.

морфологическая характеристика слизистой оболочки полости рта; морфологические элементы поражения материалы, которые входят в состав ортопедических конструкций;

свойства материалов, которые входят в состав ортопедических конструкций.

2. Беседа по теме занятия.

Этиология, патогенез, клиника аллергических состояний полости рта. Дифференциальная диагностика аллергий с др. патологическими состояниями полости рта, (гальваноз, парестазии). Профилактика заболеваний полости рта, вызванных аллергическими реакциями. Методы лечения заболеваний полости рта, вызванные аллергическими реакциями.

Иммунологический гомеостаз и иммунокоррегирующая терапия.

3. Практическая работа: Обследовать больного на этапах протезирования искусственными коронками, мостовидными протезами различных конструкций.

Обнаружить и устранить ошибки, допущенные врачом на протезирования;

Обнаружить реакцию тканей протезного ложа, вызванную действием искусственной

коронки.


4.Ситуационные задачи для разбора на занятии

Пациентка Р., 49 лет обратилась с жалобами на жжение языка и сухость

слизистой оболочки полости рта. Пациентка связывает эти жалобы с протезированием

штампованно-паяными мостовидными протезами с нитрид-титановым покрытием на

верхнюю и нижнюю челюсти, протезирование закончено месяц назад. Также пациентка

недавно перенесла воспаление легких, пройдя курс антибактериальной терапии.

В полости рта имеются мостовидные протезы с опорами на зубы 17, 16, 13, 12 и

33, 34, 37. Состояние протезов удовлетворительное. На спинке языка определяется белый

творожистый налет, слизистая языка и щек гиперемирована.

Какие дополнительные методы исследования необходимо провести для

окончательной постановки диагноза. Тактика врача.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1.Ибрагимов Т.И. Большаков Г.В Марков Б.П. Гожая Л.Д. Харитонов С.В. Кузнецова О.Е. Чистяков Б.Н. Дымкова В.Н. Егорова Т.А. Гришкина М.Г.Лекции по ортопедической стоматологии учебное пособие для врачей /Под ред. проф.Т.И.Ибрагимова. –М.:ГЭОТАР-Медиа,2010.-208с.

Дополнительная литература

1.Жулев Е.Н.Челюстно-лицевая ортопедическая стоматология : пособие для врачей / Е. Н. Жулев, С. Д. Арутюнов, И. Ю. Лебеденко. - М : МИА, 2008. - 160 с. : ил

Составитель: заведующий кафедрой стоматологии, д.м.н. профессор В.Ю. Никольский__________


Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «___»_______20___г.

Зав. кафедрой: _______________ Никольский В.Ю.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра стоматологии
Методические указания для ординатора

Специальность «Стоматология ортопедическая»

к практическому занятию № 5



модуль 3 «Зубопротезирование сложное»

раздел 3.3 «Ошибки и осложнения в ортопедической стоматологии»
Продолжительность занятия: 6 час (270мин)

Тема 5: Аллергические реакции к зубным протезам изготовленные из металла и пластмассы.

Цель занятия: способствовать формированию системы теоретических знаний по общим вопросам диагностики и профилактики ошибок и осложнений при ортопедическом лечении.

Задачи: - изучить аллергические реакции к зубным протезам изготовленные из металла и пластмассы.

Ординатор должен знать: до изучения темы - морфологическая характеристика слизистой оболочки полости рта; механизме развития аллергических реакций; этиология, патогенез, клиника аллергических состояний полости рта; характеристика акриловых пластмасс применяемых в ортопедической стоматологии; характеристика сплавов металлов, применяемых для изготовления протезов зубов.

После изучения темы – аллергические реакции к зубным протезам изготовленным из металла; аллергические реакции к зубным протезам изготовленным из пластмассы; профилактика и лечение аллергических реакции к зубным протезам изготовленные из металла и пластмассы.



Ординатор должен уметь: обследовать ортопедического пациента; выявлять аллергические реакции к зубным протезам изготовленные из металла и пластмассы.

Ординатор должен владеть: навыками обследования и лечения ортопедического больного.

Содержание занятия:

1.Вводный контроль.

механизме развития аллергических реакций;

морфологическая характеристика слизистой оболочки полости рта;

этиология, патогенез, клиника аллергических состояний полости рта;

характеристика акриловых пластмасс применяемых в ортопедической стоматологии; характеристика сплавов металлов, применяемых для изготовления протезов зубов.

2. Беседа по теме занятия.

хронические заболевания слизистой оболочки полости рта(грибковые заболевания, лейкоплакия, никотиновый лейкокератоз, фибраматоз десен, красный плоский лишай, молочница, папилломато, ануглярный хейлит, фиброматоз десен ). Возникновение аллергических реакций связывают с комбинированным воздействием эндогенных и экзогенных факторов, особое значение придается химико-токсическому и аллергическому раздражению слизистой оболочки протезного ложа пластиночными протезами из акрилата, сплавами металлов протезов. К факторам, способствующим развитию аллергии на зубные протезы, в ортопедической стоматологии следует отнести степень выраженности электрохимических процессов (коррозии) в полости рта, которая во многом зависит от структуры особенностей сплавов, отбела коронок кислотами и температурных режимов при изготовлении металлических протезов, класса полировки, наличия пор, раковин в припое, разнородности металлов (сочетания золота и амальгамы, золота и нержавеющей стали, золота, хрома и кобальта), химизма слюны.

Снятие протезов, как правило, вызывает улучшение состояния, при введении протеза в полость рта вновь возникает клиническая картина заболевания.

3. Практическая работа: Обследовать больного на этапах протезирования искусственными коронками, мостовидными протезами различных конструкций.

Обнаружить реакцию тканей протезного ложа, вызванную действием металлической

коронки;

Обнаружить реакцию тканей протезного ложа, вызванную действием пластмассовой

коронки;

Обнаружить реакцию тканей протезного ложа, вызванную действием металлического мостовидного протеза;

Обнаружить реакцию тканей протезного ложа, вызванную действием съемного пластиночного протеза;

Обнаружить реакцию тканей протезного ложа, вызванную действием съемного дугового протеза;

Обнаружить и устранить ошибки, допущенные техником на этапах протезирования.

4.Ситуационные задачи для разбора на занятии

1. Пациент Е., 52 лет обратился с жалобами на жжение и сухость в полости рта,

пациент связывает появление жалоб с фиксацией штампованно паянных мостовидных

протезов с нитрид титановым покрытием 2 месяца назад. До этого пациент ни разу не

протезировался.

Какие дополнительные методы исследования следует провести, что нужно

уточнить у пациента из анамнеза? Тактика врача.
2. Пациентка С., 68 лет обратилась в клинику ортопедической стоматологии с

жалобами на жжение под базисом полного съемного пластиночного протеза на верхней

челюсти. Протез изготовлен 2 недели назад, до этого пациентка пользовалась съемными

пластиночными протезами более 15 лет, жалоб не было.

Объективно: слизистая оболочка под протезом на верхней челюсти ярко красного

цвета, гиперемированная, на нижней челюсти – слизистая без изменений. При осмотре

протеза верхней челюсти видны множественные мраморные разводы в пластмассовом

базисе, протез нижней челюсти однородного цвета без пор.

Проведите дифференциальную диагностику. Тактика врача.

3.Пациентка О., 35 лет обратилась в клинику ортопедической стоматологии с

жалобами на отсутствие зубов 25, 26. При сборе анамнеза выяснилось, что пациентка

страдает пищевой и бытовой аллергией более 10 лет, не может носить ни каких

украшений из неблагородных металлов, ранее не протезировалась Объективно: в полости

рта отсутствуют зубы 25, 26. Зубы 24, 27 интактны, без поражения тканей периодонта.

Какие дополнительные исследования следуют провести для составления

окончательного плана лечения? тактика врача.


4.Пациент С., 57 лет, обратилась в клинику ГОС МГМСУ с жалобами на жжение и боль в языке, ощущение «красного перца» после повторного изготовления съемных пластиночных протезов. Объективно: в полости рта имеются полные съемные пластиночные протезы на верхней и нижней челюстях, гиперемия слизистой оболочки в области протезного ложа на верхней челюсти с четко очерченными границами, отпечатки зубов на языке и слизистой оболочке щеки, сглаженность сосочков языка, протезы изготовлены 3 года назад. Укажите возможные причины данной патологии. Поставьте предварительный диагноз.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1.Ибрагимов Т.И. Большаков Г.В Марков Б.П. Гожая Л.Д. Харитонов С.В. Кузнецова О.Е. Чистяков Б.Н. Дымкова В.Н. Егорова Т.А. Гришкина М.Г.Лекции по ортопедической стоматологии учебное пособие для врачей /Под ред. проф.Т.И.Ибрагимова. –М.:ГЭОТАР-Медиа,2010.-208с.

Дополнительная литература

1.Жулев Е.Н.Челюстно-лицевая ортопедическая стоматология : пособие для врачей / Е. Н. Жулев, С. Д. Арутюнов, И. Ю. Лебеденко. - М : МИА, 2008. - 160 с. : ил

Составитель: заведующий кафедрой стоматологии, д.м.н. профессор В.Ю. Никольский__________


Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «___»_______20___г.
Зав. кафедрой: _______________ Никольский В.Ю.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра стоматологии
Методические указания для ординатора

Специальность «Стоматология ортопедическая»

к практическому занятию № 6



модуль 3 «Зубопротезирование сложное»

раздел 3.3 «Ошибки и осложнения в ортопедической стоматологии»
Продолжительность занятия: 6 час (270мин)

Тема 6: Электро-гальванический синдром в полости рта, диагностика, методы лечения.

Цель занятия: способствовать формированию системы теоретических знаний по общим вопросам диагностики и профилактики ошибок и осложнений при ортопедическом лечении.

Задачи: - изучить электро-гальванический синдром в полости рта, диагностика, методы лечения.

Ординатор должен знать: до изучения темы - морфологическая характеристика слизистой оболочки полости рта; благородные и неблагородные металлы и металлические сплавы (состав, свойства), из которых готовят протезы; этиология, патогенез, клиника гальваноза полости рта; диагностика гальванозов полости рта; дифференциальная диагностика непереносимости металлических зубных протезов; методика определения потенциалов ортопедических конструкций.

После изучения темы – факторы риска, способствующими развитию гальваноза, диагностика, диф дигностика, методы лечения.



Ординатор должен уметь: обследовать ортопедического пациента; выявлять электро-гальванический синдром в полости рта, диагностировать электро-гальванический синдром в полости рта, лечить электро-гальванический синдром в полости рта.

Ординатор должен владеть: навыками обследования и лечения ортопедического больного.

Содержание занятия:
1.Вводный контроль.

морфологическая характеристика слизистой оболочки полости рта;

благородные и неблагородные металлы и металлические сплавы (состав, свойства), из которых готовят протезы;

этиология, патогенез, клиника гальваноза полости рта;

диагностика гальванозов полости рта;

дифференциальная диагностика непереносимости металлических зубных протезов;

методика определения потенциалов ортопедических конструкций.

2. Беседа по теме занятия.

в этиологии заболеваний слизистой оболочки полости рта связаны с явлениями гальванизма необходимо наличие как минимум двух факторов: а) наличие в полости рта металлических включений с отрицательным электрохимическим потенциалом, либо с большой разностью потенциалов если в полости рта имеется 2 и более металлических включений, либо их сочетание. б) высокая чувствительность оболочки полости рта, ее рецепторного аппарата, наличие общей сопутствующей патологии, снижающей этот уровень. Факторами риска, способствующими развитию гальваноза можно считать: некачественно изготовленные протезы; паяные протезы; большая протяженность протезов; наличие в полости рта нескольких протезов из разнородных сплавов; наличие у пациентов патологии желудочно-кишечного тракта, заболеваний периферической и центральной нервной системы; факт приема медикаментов, вызывающих сухость слизистой оболочки полости рта. Клиника. Диагностика. Меры профилактики


3. Практическая работа: Обследовать больного на этапах протезирования искусственными коронками, мостовидными протезами различных конструкций.

Обнаружить и устранить ошибки, допущенные врачом на протезирования;

Обнаружить реакцию тканей протезного ложа, вызванную действием искусственной

коронки;


Обнаружить и устранить ошибки, допущенные техником на этапах протезирования.

4.Ситуационные задачи для разбора на занятии

1.Пациентка С., 45 лет обратилась в клинику ортопедической стоматологии с

жалобами на жжение в рту и привкус металла. Со слов пациентки ей были изготовлены

металлокерамические мостовидные протезы на верхнюю челюсть около 2 месяцев назад.

При осмотре полости рта выявлено: металлокерамические мостовидные протезы на

верхней челюсти с опорами на зубы 18, 14 и 23, 26, а также штампованно-паяный

мостовидный протез из сплава золота на нижней челюсти с опорами на зубы 34, 37,

изготовленный более 20 лет назад.

Какие дополнительные методы исследования необходимо провести для постановки

диагноза? Тактика врача.
2. Пациент Т., 43 лет обратился в клинику ортопедической стоматологии с

жалобами на сухость слизистой оболочки полости рта, жжение в области мостовидного

протеза на нижней челюсти, изготовленного около 1 года назад. Объективно:

штампованно-паяный мостовидный протез на нижней челюсти с опорами на зубы 33, 34,

37 с нарушением целостности нитрид титанового покрытия, зеленоватой окраской зон

спайки элементов протеза. Десна в области зубов 33 и 34 гиперемирована, в области зуба

37 отмечается выраженный некроз десневых сосочков. Другие металлические включения

в полости рта отсутствуют.

В чем причина развившихся патологических изменений. Тактика врача.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1.Ибрагимов Т.И. Большаков Г.В Марков Б.П. Гожая Л.Д. Харитонов С.В. Кузнецова О.Е. Чистяков Б.Н. Дымкова В.Н. Егорова Т.А. Гришкина М.Г.Лекции по ортопедической стоматологии учебное пособие для врачей /Под ред. проф.Т.И.Ибрагимова. –М.:ГЭОТАР-Медиа,2010.-208с.

Дополнительная литература

1.Жулев Е.Н.Челюстно-лицевая ортопедическая стоматология : пособие для врачей / Е. Н. Жулев, С. Д. Арутюнов, И. Ю. Лебеденко. - М : МИА, 2008. - 160 с. : ил
Составитель: заведующий кафедрой стоматологии, д.м.н. профессор В.Ю. Никольский_________
Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «___»_______20___г.
Зав. кафедрой: _______________ Никольский В.Ю.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра стоматологии
Методические указания для ординатора

Специальность «Стоматология ортопедическая»

к практическому занятию № 7



модуль 3 «Зубопротезирование сложное»

раздел 3.3 «Ошибки и осложнения в ортопедической стоматологии»
Продолжительность занятия: 5 час (225 мин).

Тема 7: Особенности ортопедического лечения больных в старческом возрасте и при хронических заболеваниях слизистой оболочки полости рта.

Цель занятия: способствовать формированию системы теоретических знаний по общим вопросам диагностики и профилактики ошибок и осложнений при ортопедическом лечении.

Задачи: - изучить особенности ортопедического лечения больных в старческом возрасте и при хронических заболеваниях слизистой оболочки полости рта.

Ординатор должен знать: до изучения темы – анатомофункциональные особенности строения ЧЛО людей пожилого и старческого возраста; особенности морфологического стороения слизистой оболочки полости рта лиц пожилого и старческого возраста; хронические заболевания слизистой оболочки полости рта у лиц пожилого и старческого возраста

После изучения темы - правильный подход к пациенту пожилого возраста; виды протезов применяют при лечении пожилых пациентов; методы протезирования наиболее рациональны в пожилом возрасте



Ординатор должен уметь: обследовать и лечить больных в старческом возрасте при хронических заболеваниях слизистой оболочки полости рта.

Ординатор должен владеть: навыками обследования и лечения ортопедического больного в старческом возрасте.

Содержание занятия:

1.Вводный контроль.

анатомофункциональные особенности строения ЧЛО людей пожилого и старческого возраста;

особенности морфологического стороения слизистой оболочки полости рта лиц пожилого и старческого возраста;

хронические заболевания слизистой оболочки полости рта у лиц пожилого и старческого возраста



2. Беседа по теме занятия.

Заболевания у пожилых людей имеют ряд особенностей, обусловленных самой природой старения. Возрастные особенности в полости рта (фиброз, при незначительной травме образуются эрозии и развиваются стойкие воспалительные процессы и т.д.); с уменьшением количества зубов возрастает степень атрофии альвеолярного отростка верхней челюсти и альвеолярной части нижней челюсти, вплоть до полного их исчезновения; после потери зубов вырабатывается новый тип жевания с преобладанием вертикальных движений нижней челюсти над сагиттальными и трансверзальными;

Протезирование лиц пожилого и старческого возраста(адаптационные возможности у которых весьма снижены) съемными и несъемными конструкциями протезов вследствие атрофических процессов в пародонте имеет ряд особенностей.

Особенности конструирования одиночных коронок, мостовидных протезов, частичных и полных съемных протезов для лиц пожилого и старческого возраста



3. Практическая работа: Обследовать больного в старческом возрасте на этапах протезирования искусственными коронками, мостовидными протезами различных конструкций.

Обнаружить и устранить ошибки, допущенные врачом на протезирования;

Обнаружить реакцию тканей протезного ложа, вызванную действием искусственной

коронки;


Обнаружить и устранить ошибки, допущенные техником на этапах протезирования.

Диагностировать и лечить хронические заболевания слизистой оболочки полости рта.



4.Ситуационные задачи для разбора на занятии
1. Пациент 63 года, верхний зубной ряд интактный, на нижней челюсти отмечается полная потеря зубов. При обследовании установлено, что жевательная поверхность зубов 17, 16, 25, 26, 27 расположена на 3 мм ниже жевательной поверхности рядом стоящих зубов. Зубы устойчивы. Зубы на нижней челюсти удалены месяц назад. Ранее съемными протезами не пользовался.
В чем будет заключаться особенность ведения данного больного?

2. Пациент Н. 60 лет. Пользуется протезом более 7 лет. Жалобы на частые переломы полного съемного протеза верхней челюсти. При осмотре полости рта установлено: умеренная степень атрофии альвеолярного отростка, верхнечелюстные бугры не выражены, небо средней глубины с выраженным торусом. Ранее изготовленный протез верхней челюсти имеет следы неоднократных починок. Протез балансирует на челюсти.


Укажите тактику врача.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1.Ибрагимов Т.И. Большаков Г.В Марков Б.П. Гожая Л.Д. Харитонов С.В. Кузнецова О.Е. Чистяков Б.Н. Дымкова В.Н. Егорова Т.А. Гришкина М.Г.Лекции по ортопедической стоматологии учебное пособие для врачей /Под ред. проф.Т.И.Ибрагимова. –М.:ГЭОТАР-Медиа,2010.-208с.

Дополнительная литература

1.Жулев Е.Н.Челюстно-лицевая ортопедическая стоматология : пособие для врачей / Е. Н. Жулев, С. Д. Арутюнов, И. Ю. Лебеденко. - М : МИА, 2008. - 160 с. : ил

Составитель: заведующий кафедрой стоматологии, д.м.н. профессор В.Ю. Никольский_________


Методические указания утверждены на заседании кафедры №___ от «___»_______20___г.
Зав. кафедрой: _______________ Никольский В.Ю.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница