Сборник Программ курсов химии по выбору (элективных курсов) школьного компонента Чебоксары-2005



страница1/3
Дата23.06.2015
Размер0,68 Mb.
  1   2   3
Министерство образования и молодежной политики Чувашской республики

Чувашский республиканский институт образования
Кафедра естественнонаучных дисциплин

Сборник

Программ курсов химии по выбору (элективных курсов) школьного компонента



Чебоксары-2005

Сборник программ курсов химии по выбору.

Составитель: ст. преподаватель кафедры ЕНД, учитель высшей категории Николаева М.В.

Ответственный редактор: доцент кафедры ЕНД Борисова Н.В.

Печатается по решению методсовета кафедры ЕНД

Сборник посвящен современным вопросам преподавания различных курсов химии по выбору ( элективных курсов). Содержит пять программы различной тематики. Для учителей образовательных организаций ( школ, лицеев, гимназий).

Предисловие

В первом десятилетии 21 века осуществляется модернизация российского образования, основная цель которой – создание механизма устойчивого развития системы образования. Модернизация осуществляется в нескольниких направлениях: использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей, введение федерального стандарта школьного образования, использование единого государственного стандарта при аттестации школьников, организация профильного обучения в старших классах.

В отличие от углубленного обучения, при котором один – два предмета изучаются более широко и глубоко, чем это предусмотрено программами общеобразовательной школы, а остальные предметы изучаются на общеобразовательном уровне, профильное обучение предполагает создание условий для глубокого овладевания учащимися избранными учебными предметами с целью подготовки к продолжению образования или профессиональной деятельности в гуманитарной, естественно- математической или технологической сферах. Реализация такого подхода возможна только при условии сокращения непрофильных учебных предметов. Система профильного обучения включает следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные ( их должно быть обязательно 2 курса, при чем можно количество увеличить, а уменьшить – нет), элективные курсы ( минимальное количество - три курса). В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективы обязательны для старшеклассников. Элективы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечивать для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения химии. Другие элективы должны обеспечивать межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне. Третий тип элективов поможет школьнику, обучающемуся в профильном физико-математическом классе, где химия изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче ЕГЭ по предмету. Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы, необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения в целом ( использование учебных экскурсий, деловых игр и т.д.). В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно- популярная литература, справочные издания.

Прежде чем приступить к составлению программы курса химии по выбору, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:

На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу реализовать задачи профильной подготовки?

Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса?

Какими учебными и вспомагательными материалами обеспечен курс?

Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем обучении?

Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу?

Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?

Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?

Данный сборник включает шесть различных по тематике программ курсов химии по выбору, представляющие практический интерес для учителей школ республики. Создание элективов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение является частью Региональной программы перехода к профильному обучению.



Элективный курс «Путешествие в мир фармакологии»

Составитель: Николаева М.В., учитель химии школы №28 г.Чебоксары, методист ЧРИО

Пояснительная записка

Курс составлен для учащихся девятого класса из расчета одного часа в неделю. Всего запланировано проведение 34 занятий. Данный курс направлен на формирование у учащихся представлений о применении химических знаний в фармакологии.Учащиеся должны понять, что знание законов химии дает возможность управлять химическими превращениями веществ с целью создания новых лекарственных средств. От того, насколько прочны, убедительны эти знания, зависит сознательный выбор учеником дальнейшего выбора своей профессиональной стези.

Программа позволяет отшлифовать базовые знания учащихся по химии, не секрет, на это времени у наших учителей нет. Одновременно, дети узнают много нового в такой увлекательной области прикладной химии как фармакология ( введен вопрос об изучении комплексных соединений на основе лекарственных средств в металлотерапии). Большое внимание уделено вопросам грамотного хранения лекарствееных средств в домашних условиях ( обсуждаются вопросы исключения несовместимых сочетаний лекарственных препаратов).

Выделено много учебного времени на тренинг по решению химических задач. Курс содержит самые возможные, с точки зрения необходимых ресурсов, демонстрации ( их четыре), лабораторные опыты ( их шесть), практические работы ( их две), контрольные работы (их тоже две), предусмотрено проведение одной деловой игры и учебной экскурсии. Содержание курса опробировано в условиях школы № 28 г.Чебоксары.


Учебно-тематическое планирование курса

Номер темы курса

Название темы курса

Количество часов

1

Лекарства в нашем организме

2

2

Химические реакции в водных растворах веществ, используемых в фармакологии

8

3

Химические элементы лечат

14

4

Химические задачи в фармакологии

8


5

Факторы риска для здоровья человека и общества

2



Содержание программы курса

Занятие 1.Функции лекарств.

Развитие химии лекарств. Химия и фармакология. Номенклатура неорганических соединений – основа номенклатуры лекарственных средств.Демонстрация различных упаковок лекарств с целью анализа информации по использованию номенклатуры неорганический веществ в фармацевтике. Фармакология – наука о лекарственных и других биологически активных веществах и о действии их на организм человека и животного. Фармация – раздел фармакологии, занимающийся изысканием, исследованием, изготовлением и отпуском лекарственных средств; практическая деятельность в этой области.



Занятие 2. Химия - союзник медицины.

История возникновения фармацевтической химии. Работы Шееле К. по выделению из винного камня виннокаменной кислоты. Создание Вокленом первой фармацевтической школы в Париже. Работы Мора К. (немецкого фармацевта) в области объемного анализа лекаств. Создание Петром I первых аптек на Руси. Первая вакцинация в России при Екатерине !!. Работы Мудрова М.Я., Доброславина А.П.,Пирогова Н.И., Эрисмана Ф.Ф.в области экспериментальной гигиены в России.



Занятие 3. Электролитическая диссоциация веществ, используемых в фармакологии

( ацетат калия, бромид натрия, нитрит натрия, хлористоводородная кислота). Демонстрации .Определение электропроводности веществ на примере физиологического раствора ( хлорида натрия) , раствора питьевой соды, сахарозы, этанола.



Занятие 4. Упражнения на электролитическую диссоциацию веществ, применяемых в фармакологии.

Полные и сокращенные ионные уравнения реакций в растворах электролитах кислот, щелочей, солей (хлористоводородная кислота используется при лечении болезней жулудка, гашеная известь – как противоспалительное, вяжущее, дезинфицирующее средство, сульфат натрия – как противоядие при отравлениях солями бария и свинца). Сильные и слабые электролиты.



Занятие 5. Гидролиз неорганических веществ, используемых в фармакологии.

Понятие гидролиза, три случая гидролиза соли. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза в процессе приготовления растворов лекарственных веществ.



Занятие 6. Упражнения на гидролиз.

Уравнения гидролиза ионного и молекулярного характера.

Демонстрации гидролиза кальцинированной соды ( антисептик), глауберовой соли ( слабительное средство).

Занятие 7. Окислительно-восстановительные реакции веществ в растворах, используемых в фармакологии.

Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Демонстрация. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой.



Занятие 8. Упражнения на ОВР.

Составление уравнений методом электронного баланса. Подготовка к контрольной работе1.



Занятие 9-10. Контрольная работа 1

Анализ контрольной работы 1.



Занятие 11. Хлор. Хлориды. Описание, получение,характеристика, упаковка лекарственных средств на их основе.

Лабораторный опыт « Качественная реакция на хлориды».Кровоостанавливающие средства. Рассказ о применении хлорида кальция как успокающего средства при лечении неврозов, при бронхиальной астме,туберкулезе. Противовоспалительное и противоаллергическое и противоотечное действие кальция обусловлено тем, что он понижает проницаемость стенок капилляров.



Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту: «Хлорид аммония несовместим с солями свинца, серебра – образование малорастворимых хлоридов: с щелочами – разложение с выделением аммиака; в растворах с нитритом натрия – выделение оксидов азота. В слабокислой среде, создаваемой хлоридом аммония. Нитрит натрия разлагается с образованием азотистой кислоты, которая окисляет иодид калия до йода.» Как химически грамотно

Нужно хранить препарат хлорида аммония?



Занятие 12. Йод. Иодиды. Описание, получение, характеристика, упаковка лекарственных средств на их основе.

Лабораторный опыт « Качественная реакция на иодиды». Лечение глазных болезней.Мазь на основе иодида калия используется для лечения грибкового поражения ногтей. Иод входит в состав белка щитовидной железы, поставляющей организму такие гормоны, как тироксин, дииодтирозин. Организм человека с удивительныой точностью сохраняет в крови постоянную концентрацию йода, так называемое йодное зеркало. Йод в виде настойки впервые применил Н.И.Пирогов в 1865-1866 годах. Роль йода в возникновении эндемического зоба ( свойственный данной местности, географическому району). Работы академика Вернадского В.И..



Задание для учащихся Написать уравнения химических реакций к следующему тексту. « Йод не совместим с сульфидами – происходит выделение серы; с аммиаком образует нерастворимый и взрывчатый йодистый азот; с солями ртути, серебра и свинца образует труднорастворимые осадки йодидов. Пары йода могут действовать на многие медикаменты, приводя их к порче. Так, при воздействии йода на монохлорид ртути (каломель) образутся дихлорид ртути. При работе с препаратами ртути не следует допускать контакта с металлами.». Как химически грамотно нужно хранить препарат йода?

Занятие 13. Сера, сульфаты. Описание, получение, характеристика, упаковка лекарственных средств на их основе.

Лабораторный опыт « Качественная реакция на сульфаты». Изготовление повязок и шин, зубопротезная техника. Жженый гипс 2CaSO4 2H2O получается путем прокаливания природного гипса CaSO4 2H2O при 150-180 градусов. При замешивании с водой он быстро твердеет, превращаясь опять в кристаллический гипс ( природный). На этом свойстве основано применение его в медицине для гипсования повязок при переломах костей.



Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту: « Сульфат магния не совместим с солями кальция – осаждение не растворимого в воде гипса; с едкими щелочами – осаждение не растворимой в воде гидроокиси магния; с карбонатами – осаждение не растворимого в воде магния карбоната основного; с солями свинца – осаждение не растворимых сульфатов.» Как грамотно хранить препарат сульфат магния?

Занятие 14. Азот.Нитраты.Описание, получение, характеристика лекарственных средств на их основе.

Лабораторный опыт « Качественная реакция на нитраты». Препараты соединений азота: водный раствор аммиака (10%), оксид азота (I ) (физиологическое действие установлено Дэви, применяют для масочного наркоза в хирургической практике), нитрит натрия( проявляет слабощелочную реакцию в воде, обладает окислительно-восстановительными свойствами, является коронарнорасширяющим средством при стенокардии, противоядием при отравлении метгемоглобинобразующими веществами, цианидами).



Занятие 15.Фосфор. Фосфаты. Описание, получение,характеристика, упаковка лекарственных средств на их основе.

Лабораторный опыт « Качественная реакция на фосфаты». Применение в зубопротезной практике. Почти все важнейшие физиологические процессы, происходящие в организме человека, связаны с превращением фосфорорганических соединений. Фосфор сосредоточен в скелете, мышцах и нервной ткани. Зубная эмаль содержит апатит.



Занятие 16. Углерод. Карбонаты. Описание, получение, характеристика, упаковка лекарственных средств на их основе.

Лабораторный опыт « Качественная реакция на карбонаты». Адсорбирующие и нейтрализующие средства. Карбонат калия применяется как составная часть пилюль Бло для превращения сульфата железа (!!) в карбонат:

FeSO4 + K2CO3 = FeCO3 + K2SO4

Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту: «Гидрокарбонат натрия не совместим с кислотами и кислореагирующими веществами – взаимное разложение с выделением углекислого газа ( в растворах); с кальция хлоридом – осадок кальция карбоната; с солями алюминия, железа, магния, ртути, свинца и цинка – образование нерастворимых соединений.» Как грамотно хранить препарат гидрокарбонат натрия?

Занятие 17. Роль металлов в фармакологии.

Последствия нарушения в химическом составе живых организмов. Влияние недостатка и избытка металлов на состояние растений и животных. Металлотерапия( использование комплексных соединений металлов для лечения болезней. Металлы применяются в расчете на непосредственное лечебное действие и для повышения эффективности других лекарств).



Занятие 18. Комплексные соединения

В каком виде находится металл в клетках организма? Понятие о координационном числе, лигандах, комплексообразователе. Сравнение свойств комплексов и гидратированных ионов тех же металлов.



Занятие 19. Натрий, калий и их соединения.Описание, получение, характеристика, упаковка лекарственных средств на их основе.

Натрий, калий находятся как в твердых частях организма ( кости, зубы), иак и в растворе ( кровь, лимфа, тканевые жидкости) в виде аквакомплексов. Ион калия является основным внутриклеточным ионом. А ион натрия- внеклеточным. Взаимодействие их играет важную роль в поддержании жизнедеятельности клеток. Лечение заболеваний сердечнососудистой системы, профилактика эпилептических припадков.



Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту: « Калия перманганат не совместим в жидких лекарственных формах с восстановителями – взаимное разложение; с бромидами, йодидами, хлоридами – выделение свододных галогенов; с солями двухвалентного железа – образование трехвалентного железа; с хлористоводородной кислотой и ее солями образует свободный хлор, с аммиаком- нитраты.» Как грамотно хранить жидкие препараты перманганата калия?

Занятие 20. Магний, кальций и их соединения.Описание, получение, характеристика лекаственных средств на их основе.

Ион магния, который образует комплексные соединения с нуклеиновыми кислотами, необходим для передачи нервного импульса, сокращения мышц. Содержится в печени, костях, крови, мозге, нервных тканях.Ион кальция нужен для образования молока у кормящих женщин, участвует в процессе свертывания крови, возбуждает и регулирует работу сердца. Лечение аллергических состояний, воспалительных заболеваний, туберкулеза.



Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту: « Кальция хлорид не совместим с карбонатами, сульфатами, фосфатами – выпадение осадков; с солями свинца, серебра, одновалентной ртути – образование нерастворимых хлоридов». Как грамотно хранить препараты кальция хлорида?

Занятие 21. Железо, медь и их соединения. Описание, получение, характеристика, упаковка лекарственных средств на их основе.

Их роль в энергетике клетки. Железо обеспечивает дыхание человека. Участвует в росте покровных тканей организма. В организме взрослого человека около 3,5 г железа. Основная масса железа входит в состав крови, а конкретнее в состав гемоглобина. «Гем» - комплекс железа с порфином – замкнутым циклом из четырех пиррольных колец. Недостаток меди приводит к малокровию, анемии. При шизофрении, менингоэнцефалитах, стрессе отмечается увеличение меди в крови.



Задание для учащихся. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту: « меди сульфат не совместим с карбонатами, фосфатами, арсенатами, тетраборатами – осаждение не растворимых солей меди; с восстановленным железом выпадает осадок меди; с йодидами – выделение свободного йода; с цианидами – частичное образование дициана; с аммиаком дает синее окрашивание.» Как грамотно хранить препараты сульфата меди?

Занятие 22. Металлы: ртуть, кадмий, бериллий, свинец, таллий, хром, барий, стронций и их соединения.Описание, получение,характеристика, упаковка лекарственных средств на их основе.

Ядовитое действие ионов тяжелых металлов связано с их способностью прочно соединяться с белками и нарушать нормальную работу ферментов и других биологически активных белковых веществ.



Задание для учащихся № 1. Написать уравнения химических реакций к следующему тексту: «Дихлорид ртути водные растворы имеют кислую среду; не совместим с растворами йодидов, карбонатов, гидроокисей металлов, фосфатов. – образуются нерастворимые соединения ртути; с нитритом натрия, с сульфатами, солями двухвалентного железа – восстановление до ртути монохлорида; с тиосульфатами – разложение последних до серы, сульфатов и сернистого газа.» Как грамотно хранить препарат дихлорид ртути?

Задание для учащихся № 2 Написать уравнения реакций к следующему тесту: « Свинца ацетат не совместим с спиртовым раствором йода, хлоридами. Бромидами. Йодидами, карбонатами, сульфатами, известковой водой – образование труднорастворимых солей свинца. Растворы свинца ацетата следует хранить в закртых флаконах, так как в присутствии углекислого газа воздуха выделяется в осадок свинца карбонат основной.» Как грамотно хранить препараты свинца ацетата?

Занятие 23. Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме « Химические элементы лечат».

Определение содержания различных металлов в воде или определение пригодности воды для питья.



Занятие 24. Алгоритм вычисления относительных молекулярных масс.

Алгоритм вычисления массовой доли элемента по химической формуле вещества.



Задание для самоконтроля. Вычислите относительные молекулярные массы следующих веществ: гидроксида кальция, фосфорной кислоты, сульфата алюминия, метана, глюкозы. Ответ: 74, 98, 342, 16, 180.

Занятие 25. Алгоритм нахождения массовой доли растворенного вещества.

Алгоритм нахождения массы растворенного вещества, если известны массовая доля растворенного вещества и масса раствора.



Задача для самоконтроля. Вычислите массу гидроксида калия, необходимую для приготовления 300 г раствора с массовой долей щелочи 0.3. Ответ: 90 г

Занятие 26. Алгоритм нахождения массы воды, необходимой для приготовления раствора

, если известны массовая доля растворенного вещества и масса раствора. Алгоритм нахождения массы раствора.

Задача для самоконтроля. Рассчитайте массу воды, необходимой для приготовления 200 г раствора смассовой долей серной кислоты 0.15. Ответ: 170 г

Занятие 27. Практическая работа № 2 « Приготовление раствора перманганата калия для обработки ран, дезинфекции, отмачивании бинтов»

В аптеке для проведения химического эксперимента существует специальное рабочее место, оборудованное приборами и реактивами.



Занятие 28. Алгоритм вычисления количества вещества по известному числу его частиц.

Алгоритм вычисления относительной плотности газа. Алгоритм нахождения объема газа по заданному количеству вещества.



Задача для самоконтроля. Вычислите относительную плотность нижеперечисленных газов по воздуху: кислорода, аммиака, хлороводорода, хлора.Ответ: 1.10, 0.59,1.26,2.45.

Занятие 29. Алгоритм вычисления массы продукта реакции по заданному количеству исходного вещества.

Алгоритм вычисления объемных отношений газов по уравнениям химических реакций. Алгоритм расчета по уравнениям химических реакций, если одно из исходных веществ взято в избытке.



Задача для самоконтроля. Вычислите массу сульфата натрия, образующегося при взаимодействии растворов, содержащих 20 г гирокида натрия и 24.5 г серной кислоты. Ответ: 35.5 г

Занятие 30. Алгоритм определения массовой доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретическим возможным.

Алгоритм вычисления массы продукта по известной массе исходного вещества, содержащего примеси.



Задача для самоконтроля. Вычислите массу гидроксида кальция, которую можно получить при взаимодействии 20 г карбида кальция ( массовая доля примесей 0.2) с водой. Ответ: 18.5 г

Занятие 31. Алгоритм нахождения химической формулы вещества по его плотности и массовым долям элементов

. Алгоритм нахождения молекулярной формулы вещества по его плотности и массе продуктов сгорания.



Задание для самоконтроля. При полном сгорании 15.6 г неизвестного жидкого вещества образовалось 52.8 г оксида углерода (IY) и 10.8 г воды. Определите формулу вещества, если известно, что относительная плотность его паров по воздуху равна 2.69. Ответ: бензол.

Занятие 32. Контрольная работа по теме «Химические задачи в фармакологии»

Занятие 33. Деловая игра «Факторы риска для здоровья отдельного человека и общества в целом».

Эпидемиология, изучение заболеваемости и смертности людей. Опасность, связанная с потреблением алкоголя и курением. В ходе урока учащиеся отвечают на вопрос « Как мы можем помочь себе прожить отведенный нам промежуток времени? Может ли общество помочь всем гражданам жить полнокровной жизнью?» Определение причин, лежащих в основе ранней смертности, и оценка риска, создаваемого этими факторами, -важный шаг в увеличении продолжительности жизни.



Информация об опасности потребления алкоголя:

50% смертей на дорогах происходит по вине водителей, принявших алкоголь;

несчастные случаи, связанные с алкоголем,- первая причина смертности среди подростков;

возможные ухудшения здоровья из-за употребления алкоголя: повышенное давление, болезни печени, поджелубочной железы, потеря памяти, витаминный дефицит, расстройства сердца;

продолжительность жизни сильно пьющих на 10-12 лет меньше средней;

дети алкоголиков в 3-4 раза чаще становятся алкоголиками;



Информация об опасности курения:

курильщики в 10 раз чаще умирают от рака легких, чем некурящие;

корональная недостаточность убивает 565 000 человек ежегодно, шансы курильщика приобрести такое заболевание на 70 %, чем у некурящего;

курение во время беременности оказывает прямое влияние на рост плода, дети курящих женщин весят в среднем на 200 г меньше, чем некурящих;

здоровье курильщиков можно поправить – если они бросят курить.

Ученики строят график оценка опасности здоровью ( ось абцисс – слево -контролируется человеком, справо-не контролируется человеком; ось ординат- вверх-опасность неизвестна, низ- опасность известна).Точками на графике отмечается причина смерти ( можно предложить избранные причины смерти ( аппендицит, рак, поражение электричеством, убийство) и вероятность смерти от потребления алкоголя и курения. В итоге ученики принимают решение «Мы решаем не курить, пить алкогольные напитки», «Мы решаем курить, употреблять алкогольные напитки».

Занятие 34. Учебная экскурсия в аптеку. Правила рационального сбора местных лекарственных растений.

Аптека является учреждением здравоохранения. Основная задача аптеки является обеспечение населения лекарственными средствами, предметами санитарии, гигиены и ухода за больными. Возглавляет работу аптеки заведующий – провизор, в штате аптеки имеются фармацевты.На аптеку возлагается производственная и торговая функции. Производственная функция заключается в приготовлении, контроле и отпуске лекаств, а торговая – в продаже лекарственных средств, разрешенных к отпуску без рецепта. Кроме этих задач, аптека организует заготовку лекарственного сырья. В лекарственных растениях содержатся такие химические соединения, как белки, жиры, углеводы, витамины. Химический состав, качество и количественное содержание биологически активных веществ зависит от многих факторов: времени сбора, способа сушки и хранения растений. Два способа сушки сырья: сушка искуственным обогревом ( тепловая) и сушка естественным теплом. В условиях аптеки лекарственное растительное сырье хранят в оригинальной упаковке. Сырье хранят по группам: ядовитые- под замком по списку А; сильнодействующие( листья белладонны, наперстянки, белены) – отдельно по списку Б; сырье, содержащее эфирные масла (лист мяты, корневище с корнями валерианы и др.),- отдельно от прочего сырья. Необходимо проводить периодический контроль лекарственного сырья на пораженность вредителями.


Ожидаемый результат.

Учащиеся должны знать: общие физические и химические свойства элементов и применение их важнейших соединений в области фармакологии ( хлор, йод, сера, азот, фосфор, углерод, щелочные и щелочноземельные металлы, железо, медь); качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Учащиеся должны уметь: давать определения и применять следующие понятия: определять по составу принадлежность веществ к различным классам соединений , использующих в фармакологии, и характеризовать их химические свойсва в свете теории электролитической диссоциации, гидролиза неорганических веществ, окислительно- восстановительных реакций в растворах; распознавать важнейшие катионы и анионы; решать расчетные задачи с использованием веществ, применяемых в фармакологии.
Список литературы

1.Глушенков Н.Н. «Фармацевтическая химия» М., Акдемия, 2005

2.Гололобов М.Ю., Гольдфед «Химия и общество» М., Мир, 1995

3.Гадаскина И.Д., Толоконцев Н.А. «Яды- вчера и сегодня» Ленинград, Наука, 1988

4.Габриелян О.С., Лысова Г.Г. «Химия- 11» М., «Блик плюс» 2000

5.Иванова Ф.И., Куприянов В.С. «Химические элементы и жизнь» изд-во ЧГУ, 2000

6.Колесов Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии»М., Просвещение, 1989

7.Каюков Я.С. «Фармацевтическая химия» Изд-во ЧГУ, 2001

8.Макаров К.А. «Химия и медицина» М., «Просвещение», 1981

9.Макаров К.А. «Химия и здоровье» М.,»Просвещение», 1985

10. Мелентьева Т.А. «Фармацевтическая химия» М., Медицина,1993

11.Николаев Л.А. «Металлы в живых организмах»М., «Просвещение», 1986

12. Синев Д.Н., Гуревич И.Я. «Пособие для фармацевтов аптек» Ленинград, «Медицина», 1982

13. Суматохин С.В.,Габрусева Н.И. «Программы для общеобразовательных учреждений. Химия» М., Дрофа, 2001

14. Терлецкий Е.Д. «Металлы, которые всегда с тобой» М., «Знание», 1986

15.Пак М. «Алгоритмы в обучении химии» М., «Просвещение» 1993




ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

химия с основами сельского хозяйства



Составил: учитель биологии и химии «Красноармейского центра образования»

ДУБРОВА В.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Курс «Химия с основами сельского хозяйства» знакомит учащихся с основными понятиями и закономерностями агрохимии, современными методами анализа почв и удобрений, а также с важнейшими направлениями химизации сельскохозяйственного производства.

Основываясь на химии удобрений, курс предусматривает ознакомление учащихся с практическими вопросами земледелия, с основными способами воздействия на почву, растения; на повышение урожайности сельскохозяйственных культур.

Содержание курса опирается на школьные курсы неорганической и органической химии и основы химического анализа.

Изучение курса «Химия с основами сельского хозяйства» и непосредственное участие школьников в сельскохозяйственном производстве содействуют формированию у них склонности к труду по профессиям сельскохозяйственного профиля.
Основные задачи курса:

- дать учащимся определенный объем агрохимических знаний, умений и навыков для выполнения основных работ по анализу почв, с соблюдением требований техники безопасности, высокой культуры труда и охраны природы;

- ознакомить с современными достижениями агрохимической науки и передовым опытом сельских хозяйств.

- воспитывать у учащихся ответственное отношение к сельскохозяйственному труду, чувство рачительного хозяина своей страны: экономного, бережливого, непримиримого к расточительству.

- воспитывать у учащихся современные представления о комплексном экономически обоснованном применении средств химизации в сельском хозяйстве в сочетании с высокой агротехникой и механизацией производственных процессов, показывать примеры повышения эффективности и качества работы тружеников агропромышленного комплекса, воспитывать хозяйственное отношение к собственности, умение работать эффективно и качественно.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА.

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов.

1.

Введение.

1

2.

Агрохимическое исследование почв.

10

3.

Минеральные и органические удобрения и их применение.

10

4.

Химические средства защиты растений.

6

5.

Основные профессии в системе подготовки кадров в области химизации сельского хозяйства.

7


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА.

Занятие 1.(1 ч.) Введение. Задачи агрохимии. Краткие сведения об истории ее развития. Основные направления химизации сельского хозяйства и мелиорации земель. Внедрение в производство достижений агрохимической науки в отраслях агропромышленного комплекса. Агрохимическая служба, ее структура и задачи.

Занятие 2.(10 ч.) Агрохимическое исследование почв. Понятие о почве и ее плодородии. Физические, агротехнические, водные, химические свойства почвы. Обследование почв и их оценка. Обработка почвы .Агрохимическая характеристика почв. Органическое вещество почвы и превращение азота в ней; поглотительная способность почвы, подвижные соединения в почве основных элементов питания растений.

Практическая работа № 1. Определение механического состава почвы.

Практическая работа № 2. Определение влажности почвы.

Практическая работа № 3. Определение дозы извести, вносимой для нейтрализации кислотности почвенного раствора.

Занятие 3.(10 ч.) Минеральные и органические удобрения и их применение.

Азотные, фосфорные, калийные удобрения. Сложные и смешанные удобрения. Микроудобрения. Система удобрений и основные принципы ее применения. Выбор форм удобрений, нормы и дозы удобрений. Рациональные системы использования удобрений, повышение отдачи от их применения. Усиление ответственности агрохимической службы в стране за эффективное использование минеральных удобрений и других средств химизации, за внедрение в производство достижений науки, техники и передового опыта.

Воспитание у учащихся бережного отношения к минеральным, органическим и местным удобрениям, меры по предотвращению их потерь при транспортировке, хранении и внесении в почву. Охрана окружающей среды.

Практическая работа № 4. Определение удобрений, правила обращения с ними. Хранение удобрений в местных условиях.

Практическая работа № 5. Расчет доз удобрений, подготовка к внесению, смешивание.

Занятие 4.(6 ч.) Химические средства защиты растений. Регуляторы роста растений.

Важнейшие химические средства защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней, сорняков, их свойства и избирательность действия на растения. Поставки сельскому хозяйству высокоэффективных пестицидов.

Вещества, регулирующие процессы роста и развития растений, их свойства и применение. Хлорхолинхлорид.

Роль пестицидов и ростовых веществ в повышении урожайности сельскохозяйственных культур. Экономическая эффективность использования этих препаратов в местных условиях.



Занятие 5.(7 ч.) Основные профессии в системе подготовки кадров в области химизации сельского хозяйства. Содержание труда работников агрохимической службы и сельскохозяйственных предприятий. Характеристика важнейших профессий, связанных с химизацией сельского хозяйства. Потребность в кадрах этих специалистов. Система подготовки кадров: курсы, ПТУ, техникумы, вузы. Перспективы дальнейшего роста квалификации работников в связи с развитием агрохимической службы.

Экономика и организация сельскохозяйственного производства. Внутрихозяйственное планирование и учет. Организация и оплата труда. Понятие о производительности труда, рентабельности предприятия и себестоимости продукции. Пути повышения производительности труда и снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Перспективы развития агрохимической науки. Внедрение в сельскохозяйственное производство новых химических средств и методов исследования. Пути ускорения научно-технического прогресса в сельском хозяйстве.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты, в лаборатории для наблюдения за трудовой деятельностью представителей разных профессий, сбора сведений о трудовых достижениях предприятий и важнейших профессиях. Составление описаний профессий.
ТЕМА УРОКА: Понятие о почве и ее плодородии.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: актуализация всей совокупности знаний о почве, плодородии, механическому составу, морфологических признаках почвы.
ОСНАЩЕННОСТЬ УРОКА: 1.таблица «Классификация почв по механическому

Составу».(на парту)

2. таблица «Виды почвенной структуры».(на парту)

3. карта «Зональность почв».

4. учебные принадлежности.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет биологии и химии.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 40 мин.

ЛИТЕРАТУРА: . Г.В.Устименко и др. «Основы агротехники полевых и овощных культур».
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:


  1. Организационный момент.(2 мин.)

Цель: мобилизация учащихся на учебную деятельность.

  1. Работа над темой.(25 мин.)

Постановка проблемной ситуации: влияние морфологических свойств почвы на урожайность сельскохозяйственных культур.

Объяснение нового материала:



  • Определение понятия почвы, плодородия.

Почва – верхний слой земной коры, образовавшийся в результате разрушения горных пород под воздействием климата, живых организмов и производительной деятельности человека.

Плодородие – способность почвы обеспечивать растения элементами питания, водой и воздухом.



  • Классификация почв.

По условиям формирования, свойствам и признакам почвы разделяются на типы, подтипы, роды, виды и т.д.

  • Морфологические признаки почвы:

* строение почвы – определенное расположение ее слоев или горизонтов, отличающихся цветом, структурой и другими признаками.

* мощность почвы – ее протяженность от поверхности до материнской породы.

* окраска почвы – характеризует зональные особенности.

* механический состав – содержание в них частиц различных размеров, которые называются механическими элементами.

* структура почвы – форма и размер структурных отдельностей, на которые естественно распадается почва.

3. Закрепление. (10 мин.)

Решение проблемной ситуации: о влиянии морфологических свойств почвы на урожайность сельскохозяйственных культур.

4. Домашнее задание.(3 мин).1. Повторить лекционный материал.

2. Подготовиться к практической работе.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Классификация почв по механическому составу:





ПОЧВЫ

Содержание в почве , %

Физической глины

Физического песка

подзолистые

черноземы

подзолистые

черноземы

Глинистые

Суглинистые

Супесчаные

Песчаные


80

40

20



10

85

45

20



10

20

60

80



90

15

55

80



90



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО СОСТАВА ПОЧВЫ.

ТИП ЗАНЯТИЯ: применение знаний, навыков и умений.

УЧЕБНО – ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: групповая.

ОСНАЩЕННОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 1. фарфоровые чашки.

2. стеклянные пластинки.

3. таблицы «Определение механического

Состава почвы».

4. образцы почв.(5 видов почв)

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет биологии и химии или поле.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 40 мин.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

*Организационный момент. (2 мин.).

*Выполнение практической работы с использованием учебно-технологической карты.(25 мин)

УЧЕБНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:

1 Возьмите почву их пахотного и подпахотного слоев.

2. Поместите небольшое количество почвы в фарфоровую чашку, смочите почву водой и разомните ее пальцами в однородную густую массу, из которой скатайте шарик или шнур.

3. Определите механический состав, используя таблицу.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО СОСТАВА ПОЧВЫ.

Морфология образца

Почва по механическому составу.

Не скатывается ни в шарик, ни в шнур.
Скатывается в шарик, который при надавливании растрескивается.
Скатывается в шарик быстро и легко. При раскатывании шарика образуется короткий шнур:

С рваными концами

С острыми концами.
При раскатывании образуется тонкий шнур, который сгибается в сплошное кольцо без трещин.


Песчаная
Супесчаная.

Легкосуглинистая.

Среднесуглинистая.
Глинистая.





  1. Сделайте выводы об образцах почвы. Какая почва наиболее благоприятна для выращивания сельскохозяйственных культур нашей полосы.

  • Домашнее задание.(3 мин). Подготовиться к защите практической работы.


ЛИТЕРАТУРА:

1.Устименко Г.В. и др. «Основы агротехники полевых и овощных культур». – 2-ое изд. – М.: Просвещение, 1991.

2. Орлова А.Н. и др. Изучение факультативного курса «Химия в сельском хозяйстве».- 2-ое изд. – М.: Просвещение, 1981.

3. Авдонин И.С. Агрохимия.-М.: Изд-во МГУ, 1982.

4. Баксаков Ю.А. и др. Регуляторы роста растений.-М.: Просвещение, 1985.

5. Лагунов А.Г. Пестициды в сельском хозяйстве. – М.: Агропромиздат, 1985.

6.Петербургский А.В. Основы агрохимии.-М.: Просвещение, 1972.

7. Соколовская А.А. и др. Краткий справочник по минеральным удобрениям.-М.: Химия, 1977.

8. Копанева Э.М. Школьнику о рабочих профессиях: Сельское хозяйство.- М.: Просвещение, 1984.

Элективный курс
ХИМИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА РАСТЕНИЙ




Составил учитель химии и биологии МОУ «Кугеевская основная общеобразовательная школа Марпосадского района Чувашской Республики Барышникова Н.М.


Пояснительная записка.

Предлагаемый элективный курс «Химическая защита растений» предназначен для учащихся основных и средних школ, гимназий, лицеев естественно-научного направления.

Необходимость курса состоит в том, что химическая защита растений широко применяется на садовых участках, пришкольном УОУ, а также в сельском хозяйстве.

Особенность этого курса заключается в том, что он знакомит шире со специальностями, требующими знаний в области химии, биологии. Основными факторами выбора любой профессии является информированность и знания. Современный школьник должен знать правила техники безопасности при работе с химическими веществами и гигиенические нормы, направленные на сохранение и укрепление своего физического и духовного здоровья.

Курс позволит ученику не только расширить и углубить знания по предмету, но и развить универсальные способности: научиться грамотно вести наблюдения; получать и систематизировать данные; другими словами, проводить самостоятельно полный цикл учебного процесса.

Данный курс поможет при изучении базового материала по биологии и химии, а его практическая направленность создаст возможности экологического подхода к данной проблеме.


Методические рекомендации.

1.Работа выполняется группой или индивидуально, а также предусматривается фронтальное выполнение заданий.

2.Лабораторные и практические работы выполняются в малых группах.

3.Учащимся предоставляется возможность использования библиотечного фонда, а также компьютера и Интернета.

4.Используются самые современные данные о применении химикатов (пестицидов).

5.Во всех темах курса прослеживается экологическая направленность.


Задачи курса.

В задачи элективного курса входят:

-составление научно разработанной системы мероприятий по защите растений от вредителей, болезней и сорняков в хозяйстве. Он должен включать в себя биологические, агротехнические и химический методы защиты растений. Однако решающее значение в этом комплексе принадлежит химическому методу.

-формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний по предметам комплексного осмысления знаний по предметам естественно-научного цикла.

-помощь учащимся в подготовке к поступлению в ВУЗы, удовлетворение

интересов увлекающихся техническими предметами.


Цели курса.

1. Научить учащихся осознано усваивать учебный материал и применять полученные знания в дальнейшей жизни.

2. Заинтересовать естественно-научным профилем выбора профессии.
Формы итоговой работы.

Контроль знаний не считается главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы - это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ, в том числе и компьютера. В качестве основного образовательного результата выступает умение оперировать знаниями и использование их в практической деятельности.


Содержание программы.

Тема



Кол-во

часов



Краткое содержание


Примечание


1.Введение

2.Распространенные вредители, болезни, сорняки.

3.Факторы влияющие на мероприятия по защите растений.

4. Агротехнический и биологический методы защиты растений.


5.Химические методы защиты растений.


6. Химические препараты.

7.Характеристика пестицидов.

8.Техника безопасности при работе с химическими веществами.


9.Предприятия по производству химических препаратов.


10.Экологическая ситуация в связи с использованием химических веществ.



2

2

1


1

2

3



2 составление сводного календарного плана.потицидов совместно с фунгицидами и гербицидами, а также применение пестицидов с биопр

1


1

1


1.значение биологического, химического и агротехнического методов защиты растений с указанием их преимуществ и недостатков по литературным источникам и в условиях хозяйства.

2.классификация ядохимикатов:

-инсектициды

-зооциды


-фунгициды

-гербициды

-пестициды
1.наиболее распространенные вредители, болезни и сорняки. Цикл их развития и вредоносность. Меры, применяемые в хозяйстве для борьбы с ними.
2.особенности сорных растений.

Краткая характеристика на климатических, почвенных и других условий хозяйства, влияющих на Эффективность по защите растений.


Обоснование плана применения наиболее эффективных в условиях хозяйства агротехнических и биологических мероприятий по защите растений.
1.обоснование плана применения химических средств защиты растений (по полям севооборота и по видам вредителей, болезней и сорняков); кратко описать биологию вредных организмов с определением наиболее уязвимой фазы их развития.

2.выбрать наиболее эффективный в условиях данного хозяйства химические средства защиты растений.


1.Форма препарата, сроки и способы применения, нормы расхода препарата, действующего вещества и рабочей жидкости (ее концентрация).

2. Применение комбинированных составов-инсектицидов совместно с фунгицидами и гербицидами, а также применение пестицидов с биопрепаратами и удобрениями.

3. Составление таблицы, где помещены данные по химическим мероприятиям; составление сводного календарного плана.
1.Физико-химическая, токсикологическая и санитарно-гигиеническая характеристика планируемых пестицидов.

2.Подробная характеристика выбранных препаратов (структурная формула, химические и физические свойства, стабильность, действие на защищаемое растение и вредные организмы, токсичность для теплокровных животных и человека, побочное действие на энтомофагов и полезных животных).


Техника безопасности при хранении, перевозке и применении пестицидов. Индивидуальные средства защиты, применяемые при работе с рекомендуемыми пестицидами.
Значение химической промышленности для сельского хозяйства.

Предприятия химической промышленности на территории Чувашской республики:

-ОАО «Химпром»

-Вурнарский завод по производству смесевых препаратов.

Отрицательное влияние пестицидов на окружающую среду (на примере ДДТ и др.).


Демонстрация наглядных пособий по насекомым, гербарии сорных растений.

Экскурсия на пришкольный УОУ.
Лабораторная работа «Определение типа почвы».

Используются коллекции насекомых-вредителей и типы развития насекомых.

Решение задач на приготовление растворов. С заданной массовой долей вещества.

Лабораторная работа «Приготовление раствора на примере бордосской смеси».

Демонстрация фильма «ТБ».

Карта ЧР; демонстрация

Препаратов выпускаемых в Чувашской республике.



План урока:

«Факторы, влияющие на мероприятия по защите растений».

Задачи:

1) Образовательные: ознакомить с климатическими условиями; с типами почвы, ее плодородием;

2) Развивающие: развить умение проводить опыты, сравнивать, делать выводы;

3) Воспитательные: воспитать чувство бережного отношения к почвенным и климатическим ресурсам.

Оборудование: горелка, предметное стекло, почвенный фильтрат, фарфоровая чашка, образцы почвы.

I этап. Проверка домашнего задания:

1) фронтальный опрос:

- какие вещества называются пестицидами;

- перечислите методы защит растений;

- какова классификация растений;

2) индивидуальный опрос:

- по гербариям определить сорные растения;

- по коллекциям назвать насекомых-вредителей;



II этап. Новая тема:

Факторы, влияющие на мероприятия по защите растений:

1) климатические условия;

2) почвенные условия.

Климатические условия:

- вода;


- свет;

- воздух;

- тепло;

Почвенные условия:

Почва – верхний слой земной коры, образовавшийся в результате разрушения горных пород род воздействием климата, живых организмов и производственной деятельности человека.

Плодородие почвы постоянно изменяется в зависимости от природных факторов и производственной деятельности человека:

- внесение удобрений;

- обработки;

- орошения или осушения.

Состав почвы: песок, глина, перегной, растворимые минеральные вещества.



Опыт. «Обнаружение растворимых минеральных веществ».

Типы почв по механическому составу:

- песчаная;

- супесчаная;

- легкосуглинистая;

- среднесуглинистая;

- глинистая.
Практическая работа. «Определение механического состава почвы местного хозяйства».

Оборудование: фарфоровая чашка, стеклянная пластинка, таблица, образцы почв.

Ход работы:

1. Возьмите образцы почв из пахотного и подпахотного слоев.

2. Поместите небольшое количество почвы в фарфоровую чашку, смочите почву водой и разомните ее пальцами в однородную густую массу, из которой скатайте шарик или шнур.

3. Определите механический состав, используя таблицу.



Определение механического состава почвы.

Морфология образца

Почва по механическому составу

1.Не скатывается ни в шарик, ни в шнур
2.Скатывается в шарик, который при надавливании растрескивается.
3.Скатывается в шарик быстро и легко. При раскатывании шарика образуется короткий шнур:

с рваными концами

с острыми концами
4.При раскатывании образуется тонкий шнур, который сгибается в сплошное кольцо без трещин.


Песчаная
супесчаная
легкосуглинистая

среднесуглинистая


глинистая


III. Закрепление:

1. Что такое почва?

2. Какими бывают типы почв?

3. От чего зависит плодородие почв?

4. Как климатические условия влияют на растения?

5. Какие мероприятия проводятся по повышению почвы?

IV. Домашнее задание:

Выявить тип почвы на садовом участке.


ЭКСКУРСИЯ НА ПРИШКОЛЬНЫЙ УОУ.

СОРНЫЕ РАСТЕНИЯ И БОРЬБА С НИМИ.

Цель: ознакомление учащихся с наиболее распространенными сорными растениями и методами борьбы с ними.

Задачи:

1) Образовательные: познакомить с многообразием сорных растений, их приспособлением к условиям среды; закрепить полученные на уроках знания о сорных растениях и методах борьбы с ними;

2) Развивающие: развитие умений наблюдать, сравнивать, делать выводы;

3) Воспитательные: привить чувство ответственности за чистоту посевов.

Оборудование: тетради, карандаши, одна копалка для учителя, газета для сушки растений, 4 сетки (на каждое звено).

Место проведения: пришкольный УОУ, обочина дороги, поблизости расположенное поле злаковых.


Ход экскурсии.

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Подготовительный этап:

Ознакомление с методами гербаризации растений.

II. Проведение экскурсии на пришкольном УОУ:

1.Понятие – сорные растения. Понятие «сорные растения» относительное. Сорняками называют растения, не возделываемые человеком.

Приводится пример с васильком. На УОУ его выращивают как декоративное растение, а в посевах злаков оно является сорняком.

2.Типичные сорные растения:

- общие:

Учитель объясняет, как выкапывать растение, не повредив корневую систему.

Учитель показывает на примере выкопанных сорных растений типичных засорителей культур: пастушью сумку, сурепку, бодяка, вьюна полевого, лебеду.

- специализированные:

каждое сорное растение приспособлено к определенным условиям.

3.Методы борьбы:

- прополка;

- химические вещества;

Прополка один из методов борьбы с сорняками. Особенно тщательно пропалывать семейства капустные (сурепка, пастушья сумка), так как они способны дать 23 поколения за лето. При прополке сорняков, особенно корневищных, следует удалить как можно больше корневой системы.

Обочина дороги:

Показывается трехреберник непахучий, горец птичий, марь белая.

4.Сорные растения специализированные на злаковом поле.

Отмечается, какие сорняки встречаются в посевах культуры.

Записываются в тетради новые виды: василек синий, осот полевой.

5.Роль сорных растений:

- в природе:

Любое растение неотъемлемая часть природы. Семена употребляются зимой птицами; растения обогащают почву.

- в жизни человека:

отмечается роль гербицидов, объясняется суть химического метода борьбы.

III. Закрепление и обобщение.

IV. Домашнее задание


-Вспомните представителей сорных растений.

-К каким семействам они относятся?

В тетради записываются этапы гербаризации.


-Как вы думаете, что включает в себя понятие «сорные растения»?

Определение «сорных растений» записывается в тетради.

-Найдите на грядках растения, засоряющие посевы культурных растений.

-Ученики рассматривают выкопанные растения, сравнивают корневую систему, особенности ветвления.

-Сравните биологические особенности этих растений.

-Можно ли их разделить по общим признакам?

-Как размножаются лебеда и щирица?

-Вспомните особенности корневых растений.

Самостоятельная работа школьников:

1.Возьмите семена пастушьей сумки, рассмотрите их, сосчитайте количество семян, взятое с одного растения.

2.Сколько растений может дать одна пастушья сумка за летний период?

Запишите данные.


Каждое звено берет по одному сорному растению всех видов, рассмотренных выше (на УОУ и с обочины дороги).

Найдите сорняки, которые мы брали на УОУ и на обочине дороги.

-Видите ли вы другие растения?

-На каком примере можно доказать относительность понятия «сорные растения»?

-Можно ли посеять на клумбах виды васильков?

-Почему посевы должны быть чистыми?

-Каковы методы борьбы с сорными растениями?

1.Написать отчет об экскурсии каждому звену.

2.Подготовить гербарий сорных растений.

Ответственным за домашнее задание является звеньевой.



Рекомендуемая литература

1.Жемчужина А.А. и др. Защита растения на приусадебных участках. – Л.: Колос, 1982.

2.Кравцов А.А., Голышин Н.М. Препараты для защиты растений: Справочник – М.: Колос, 1984.

3.Лоранский Д.Н. и др. Меры безопасности при работах с пестицидами и минеральными удобрениями. М.: Колос, 1975.

4.Плечова З.Н., Федотова Л.Г. Материалы по национально-региональному компоненту в школьном курсе химии. Чебоксары, 1997.

5.Санин М.А. Краткий справочник по ядохимикатам. – М.: Московский рабочий, 1982.

6.Смирнов Ю.П., Степанов В.Р. Вурнарский химический. У истоков химической промышленности. История предприятия. 1929-1990. Чебоксары, 1991.

7.Устименко Г.В., Кононков П.Ф. Основы агротехники полевых и овощных культур: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов средней сел. школы. – М.: Просвещение, 1991.

8.Ченкина А.Ф., Захоренко В.А. Справочник агронома по защите


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница