Рабочая учебная программа по дисциплине «Стоматология детского возраста» Для специальности 060105 Стоматология



страница1/3
Дата28.06.2015
Размер0,55 Mb.
  1   2   3


ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет

(г. Архангельск)» Министерства здравоохранения РФ


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой, д.м.н., проф. Декан факультета, к.м.н., доцент

Л.Н. Горбатова Н.Г. Давыдова

«17» октября 2014 г. «19» октября 2014 г.

Протокол № 2


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине «Стоматология детского возраста»

Для специальности 060105 – Стоматология

Кафедра стоматологии детского возраста

Курс –III, IV, V

Семестр – 6, 7, 8, 9, 10

Лекции – 48 час.

Практические (семинарские) занятия – 344 час.

Самостоятельная работа - 229 час.

Всего часов – 621.

Экзамен 8 семестр.


2014 г.
1.Цель и задачи изучения дисциплины


Дисциплина ориентирует на:

  • Изучение закономерностей развития зубочелюстной системы в разные периоды развития ребенка.

  • Изучению особенности этиологии, патогенеза, клиники заболеваний челюстно-лицевой области, влияния системной патологии на течение стоматологических заболеваний.

  • Осуществление профессиональной работы по диагностике, лечению и профилактике основных стоматологических заболеваний у детей.




    1. Цель изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов стоматологического факультета знаний и умений в методике обследования детей с заболеваниями стоматологического профиля (болезни зубов и слизистой полости рта, заболевания пародонта, воспалительные процессы, травмы и опухоли челюстно-лицевой области, врожденные и приобретенные пороки развития, аномалии и деформации), навыков диагностики данных заболеваний, их профилактики и лечения, повышение качества знаний и навыков в освоении специальности.
1.2. Задачи изучения дисциплины

-ознакомить студентов с анатомо-физиологическими особенностями зубочелюстной системы ребенка от периода грудного возраста до момента полного завершения роста и формирования лицевого скелета;

- изучить вопросы этиологии и патогенеза стоматологических заболеваний в детском возрасте;

-изучить особенности клиники стоматологических заболеваний у детей, взаимосвязь их с общим состоянием детского организма, влияния патологии челюстно-лицевой области на состояние других органов и систем;

-овладеть методами диагностики (включая лабораторные, функциональные и другие методы дополнительных исследований) заболеваний челюстно-лицевой области у детей;

-освоить методы лечения стоматологических заболеваний в детском возрасте;

-освоить методы профилактики стоматологических заболеваний у детей, а также основы диспансеризации больных с различной патологией челюстно-лицевой области.
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший дисциплину «стоматология детского возраста» должен:

Знать:

1.Основную специальную терминологию.

2.Этиологию, патогенез, клинику наиболее распространенных стоматологических заболеваний у детей (кариес, пульпит, периодонтит, некариозные поражения, воспалительные заболевания, заболевания слизистой оболочки и пародонта, травму зубов и челюстей, опухоли и опухолеподобные образования, врожденные щелинные дефекты, аномалии и деформации зубочелюстной системы и др.), их осложнения, взаимосвязь с общими заболеваниями организма, принципы их лечения и профилактики.

3.Значение стоматологической диспансеризации и роль врача стоматолога общей практики в профилактике заболеваний зубочелюстной системы.

4. Вопросы организации работы детского врача – стоматолога.
Уметь:

1.Самостоятельно провести обследование больного (выявить жалобы, собрать анамнез, провести объективное исследование, определить показания к использованию наиболее доступных и распространенных методов исследования (и применить их).

2.Поставить диагноз (основной и сопутствующий) с указанием осложнений.

3.Составить план лечения и реабилитации больного.

4.Оказать помощь при неотложных состояниях и острых стоматологических заболеваниях (острая зубная боль, острые гнойные воспалительные процессы, кровотечение, асфиксия, повреждения и ранения челюстно-лицевой области, шок и коллапс).

5.Лечить наиболее распространенные стоматологические заболевания (за исключением сложных, требующих специальной подготовки) и их осложнения.

6.Организовать диспансеризацию и проведение профилактических мероприятий у детей.

7.Организовать работу кабинета детской стоматологии с учетом современных требований.

8.Вести необходимую документацию детского врача- стоматолога, включая составление плана и отчета о работе.

9.Вести санитарно-просветительную работу среди детей и подростков, родителей, педагогов общеобразовательных школ и воспитателей дошкольных учреждений.


Владеть:

1.Методикой клинического обследования здорового ребенка и при заболеваниях челюстно-лицевой области в разном возрасте: кожи, лимфатических узлов, оценки состояния зубов, пародонта, прикуса, слизистой оболочки, основных функций и т.д.

2.Методами оказания первой врачебной помощи при острых заболеваниях и неотложных состояниях, связанных с заболеваниями или поражениями челюстно-лицевой области.

3.Организацией вскармливания ребенка при воспалительных, инфекционных заболеваниях челюстно-лицевой области, травматических поражениях, врожденных щелинных дефектах верхней губы и неба и др.

4.Диагностикой основных стоматологических заболеваний (кариес, пульпит, периодонтит, некариозные поражения, воспалительные заболевания, заболевания слизистой оболочки и пародонта, травму зубов и челюстей, опухоли и опухолеподобные образования, врожденные щелинные дефекты, аномалии и деформации зубочелюстной системы и др.кариеса и его осложнений, одонтогенных воспалительных заболеваний, заболеваний слизистой оболочки полости рта, губ и языка, опухолей и опухолевидных образований и т.д.), методами лечения.

5.Методами профилактики основных стоматологических заболеваний.


Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения детской стоматологии.


Наименование дисциплины

Перечень тем, необходимых для усвоения

1

2

Анатомия человека
Нормальная физиология
Гистология с эмбриологией и цитологией

Фармакология

Социальная медицина, экономика и управление здравоохранением
Кожные и венерические болезни

Педиатрия


Валеология, реабилитология, физическая культура




Кости черепа, мышцы головы. Развитие черепа человека.

Структурно-функциональная организация челюстно-лицевой области. Функциональный элемент органа и функциональная система в стоматологии.

Пищеварительная система. Развитие зубов. Строение зубных тканей. Строение слизистой оболочки полости рта.

Антисептические и дезинфицирующие средства. Основные принципы химиотерапии. Витаминные,

ферментные и гормональные препараты. Местноанестезирующие, вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие и раздражающие средства. Противовоспалительные средства местного и общего действия. Противоаллергические средства.

Организация стоматологической помощи населению. Особенности организации в период перехода на рыночные отношения и страховую медицину.

Методика обследования дерматологического больного. Осмотр полости рта и дополнительные методы исследования, диагностика, принципы лечения. Экзема. Хейлит. Кандидозы кожных покровов и слизистых оболочек.

Анатомо-физиологические особенности ребенка по периодам детства. Методика исследования ребенка. Вскармливание детей раннего возраста (естественное, смешанное, искусственное).

Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при травмах и заболеваниях челюстно-лицевой области. Лечебная физкультура при травмах нижней челюсти и при воспалительных процессах в челюстно-лицевой области. Лечебная физкультура при восстановительных операциях на мягких тканях лица. Миогимнастика в ортодонтии.


ЛОР-болезни
Гигиена с курсом медицинской экологии и

эпидемиологии

Терапевтическая стоматология

Хирургическая стоматология

Ортопедическая стоматология


Физиологическая роль носового дыхания. Причины нарушения носового дыхания. Влияние затрудненного носового дыхания на развитие и формирование зубочелюстной системы в детском возрасте. Заболевания лимфоидного глоточного кольца.
Физическое развитие детей и подростков. Проблема акселерации. Профилактика нарушений и заболеваний, встречающихся у детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды.
Клиническая анатомия зубов и гистология твердых тканей. Особенности анатомического и гистологического строения временных и постоянных зубов. Принципы препарирования и пломбирования кариозных полостей. Обследование стоматологического больного. Клиника, дифференциальная диагностика и лечение основных стоматологических заболеваний (кариес, пульпит, периодонтит, заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта)
Обезболивание при стоматологических операциях. Основные стоматологические операции.

Операция удаления зуба. Диагностика, клиника и лечение воспалительных процессов, повреждений и новообразований челюстно-лицевой области.



Функциональная анатомия жевательного аппарата. Этапы формирования челюстно-лицевой системы. Разновидности физиологического и аномалийного прикусов.



3.Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Трудоемкость (час.)

Аудиторные занятия

392

лекции

48

практические занятия

344

Самостоятельная работа

229

Общая трудоемкость

621


4.Семестры и вид отчетности по дисциплине


Семестр

Вид отчетности

8

экзамен

10

государственная аттестация


5.Содержание дисциплины

5.1.Разделы дисциплины и виды учебной работы




Разделы

Лекции

Трудоемкость (час.)

Практические занятия

Трудоемкость (час.)

Лабораторные работы

Трудоемкость (час.)

1.

Терапевтическая стоматология детского возраста

26

179

-

2.

Хирургическая детская стоматология

16

96

-

3.

Ортодонтия

18

100

-




Всего:

48

344

-


5.2.Содержание разделов

I.Лекции

Раздел 1. Терапевтическая стоматология детского возраста

1.1.Наименование тем лекций и их содержание


темы


Название темы

Содержание темы

1

2

3

11.

Анатомо-физиологические особенности зубов у детей. Методы обследования ребенка в клинике терапевтической детской стоматологии.

Анатомические, гистологические и функциональные особенности зубов у детей, влияющие на клиническое течение кариеса и его осложнений. Особенности субъективного обследования. Методика объективного изучения состояния зубочелюстной системы. Показания к выбору дополнительных методов исследования.

12.

Клинические особенности течения кариеса зубов у детей разного возраста. Методы диагностики.

Заболеваемость зубов кариесом в детском возрасте. Факторы, влияющие на уровень заболеваемости. Динамика кариеса зубов в связи с возрастом. Показатели кариеса. Клиническая классификация кариеса. Особенности локализации кариеса временных и постоянных зубов. Диагностика. Значение выявления ранних форм. Общее и местное лечение.

13.

Психологическая и медикаментозная подготовка ребенка к стоматологическим вмешательствам.

Психологические особенности детей в различные возрастные периоды. Варианты поведенческих реакций на приеме у стоматолога. Психо-физиологические и медикаментозные методы подготовки ребенка к стоматологическим манипуляциям. Показания к лечению зубов под общим обезболиванием.

14.

Лечение кариеса временных и постоянных зубов у детей. Выбор пломбировочных материалов.

Минимально-инвазивные методы лечения кариеса временных и постоянных зубов у детей. Традиционные методы лечения кариеса. Обоснование выбора метода лечения кариеса. Классификация материалов, применяемых при лечении зубов у детей. Показания к выбору в молочном и постоянном прикусе. Методика применения. Ошибки и осложнения.

15.

Анатомо-физиологические особенности строения пульпы зуба у детей. Этиология и патогенез пульпита. Классификация, клиника, диагностика пульпита.

Возрастные особенности пульпы у детей, их значение в патогенезе заболевания. Этиология, патогенез, классификация пульпита. Клиника пульпита временных и постоянных зубов. Особенности клинического проявления в несформированных зубах и в период резорбции корней. Диагностика пульпита.


16.

Методы лечения пульпита постоянных зубов с несформированными и сформированными корнями.

Методы лечения пульпита временных и постоянных зубов, их характеристика, показания. Возможности сохранения пульпы при ее воспалении. Биологический метод лечения. Хирургические методы лечения и особенности их выполнении у детей. Девитализирующие средства. Сравнительная оценка методов лечения пульпита в детском возрасте. Осложнения и их профилактика.

17.

Анатомо-физиологические особенности периодонта у детей. Классификация, клиника и диагностика периодонтита.

Возрастные особенности периодонтита у детей. Этиология, патогенез, классификация периодонтита. Особенности клиники острого и хронического периодонтита временных и постоянных зубов. Влияние хронического периодонтита временных зубов на зачатки постоянных, на детский организм в целом.

18.

Лечение периодонтита временных и постоянных зубов у детей.

Показания к консервативной терапии хронического периодонтита временных зубов и особенности лечения. Лечение периодонтита постоянных зубов. Особенности лечения зубов с несформированными корнями. Осложнения

и их профилактика.



19.

Классификация травмы зубов по ВОЗ. Тактика детского стоматолога при различных видах травм.

Этиологические факторы травм зубов, эпидемиология. Классификация травм зубов по ВОЗ. Выбор метода лечения зубов при травме у детей разного возраста. Методы лечения, этапы проведения.

20.

Заболевания слизистой оболочки полости рта у детей.

Вирусные заболевания слизистой оболочки рта у детей.

Проявления детских инфекций в полости рта.


Частота поражений слизистой оболочки рта у детей, связь с общими заболеваниями.

Возрастные особенности строения слизистой оболочки полости рта и их значение в патогенезе стоматитов у детей. Заболевания, обусловленные вирусной инфекцией: острый герпетический стоматит, рецидивирующий герпетический стоматит, вирусные бородавки, герпангина. Дифференциальный диагноз. Лечение, профилактика. Рецидивирующие афты полости рта. Диспансеризация детей с патологией слизистой оболочки полости рта.

Изменения слизистой оболочки полости рта при кори, скарлатине, дифтерии. Роль детского стоматолога в диагностике и лечении больных.


21.

Проблема кандидозной инфекции в детской стоматологии. Травматический

стоматит.



Этиология, патогенез кандидозов полости рта. Острый псевдомембранозный стоматит: этиология, клиника, лечение, профилактика. Хронический кандидоз у детей и его проявления в полости рта. Лечение. Травматический стоматит. Этиология. Принципы лечения.

22.

Вопросы организации стоматологической помощи детям. Правовые аспекты деятельности врача-стоматолога детского.

Принципы организации стоматологической помощи детям.

Штаты, нормативы, структура стоматологических учреждений. Роль детской стоматологической поликлиники в организации лечебно-профилактической помощи. Плановая санация полости рта организованных детей. Роль отечественных ученых в разработке принципов плановой санации. Стоматологическая диспансеризация - высший этап в развитии профилактического направления в детской стоматологии. Основные этапы стоматологической диспансеризации, их задачи. Оценка эффективности стоматологической диспансеризации детей. Особенности деятельности врача-стоматолога в условиях рыночных отношений и страховой медицины. Права пациента. Правовая и профессиональная ответственность врача

Участие детских стоматологов в выполнении национального проекта «Здоровье».


23.

Хейлит и глоссит у детей.

Болезни пародонта у детей.

Изменения слизистой оболочки полости рта при общесоматической патологии.


Классификация заболеваний губ у детей. Клиника и диагностика наиболее часто встречающихся хейлитов. Принципы лечения. Глоссит. Этиология, клиника, лечение.

Классификация болезней пародонта. Распространенность патологии. Роль местных и общих факторов в развитии гингивита. Методы диагностики. Клиника и лечение гингивита. Клиническая и рентгенологическая характеристика пародонтита. Роль местных факторов. Изменения в пародонте при нейтропении, акеталазии, Х-гистиоцитозах, сахарном диабете, патологии полового созревания. Дифференциальный диагноз. Диспансеризация детей с патологией пародонта.

Проявления общесоматической патологии детского возраста в полости рта (эндокринные заболевания, болезни обмена веществ, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания и пр.)



Раздел 2. Хирургическая и челюстно-лицевая детская стоматология

2.1.Наименование тем лекций и их содержание

темы


Название темы

Содержание темы

1

2

3

24.

Врожденная патология лица. Врожденные расщелины верхней губы.

Классификация. Этиология, патогенез. Анатомические и функциональные нарушения при расщелинах верхней губы. Возрастные показания к операции. Сроки и методы операций при различных видах.

25.

Врожденные расщелины неба. Диспансеризация детей

с врожденными расщелинами лица.



Классификация ММСИ и проф. М.Дубова. Анатомические и функциональные нарушения при расщелинах неба. Комплексное лечение и диспансеризация детей с врожденной патологией лица. Роль хирурга, ортодонта, логопеда в лечении детей с врожденными расщелинами лица. Медико-генетическое консультирование. Социальная помощь детям с врожденными расщелинами.

26.

Воспалительные процессы челюстно-лицевой области у детей. Хронический одонтогенный остеомиелит.

Классификация воспалительных процессов челюстно-лицевой области у детей. Классификация. Клиника. Особенности клинической картины. Принципы лечения. Профилактика. Клинико-рентгенологические формы хронического одонтогенного остеомиелита челюстей у детей.

27.

Гематогенный остеомиелит лицевых костей у новорожденных и детей раннего возраста.

Этиология и патогенез гематогенного остеомиелита. Особенности клиники. Принципы лечения. Осложнения и исходы.


28.

Классификация травм.

Острая травма зубов, мягких тканей и лицевых костей.



Классификация травм челюстно-лицевой области у детей, частота, причины. Особенности клинической картины травм. Лечение вывихов и переломов зубов у детей. Методы фиксации костных фрагментов в детском возрасте при переломах челюстей. Профилактика осложнений.

29.

Доброкачественные опухоли мягких тканей лица у детей.

Классификация ВОЗ опухолей и опухолеподобных образований у детей. Виды доброкачественных опухолей ЧЛО у детей. Сосудистые опухоли мягких тканей лица (лимфангиома, гемангиома). Принципы диагностики, организации лечения. Дермоидная киста. Опухоли и кисты слюнных желез.

30.

Доброкачественные опухоли челюстных костей у детей.

Виды доброкачественных опухолей челюстей у детей (одонтома, остеома, остеокластома, миелобластома. Принципы лечения. Профилактика. Клинико-рентгенологические формы хронического одонтогенного остеомиелита челюстей у детей.

31.

Первично-костные заболевания и повреждения ВНЧС и их последствия у детей.

Заболевания височно-нижнечелюстного сустава. Функционально-обусловленные заболевания ВНЧС у детей и подростков.



Врожденная патология ВНЧС. Воспалительные заболевания ВНЧС и их исходы в детском возрасте - остеоартрит, вторичный деформирующий артроз, неоартроз, костный анкилоз. Диагностика, лечение. Этиология и патогенез функционально обусловленных заболеваний ВНЧС у детей (юношеская дисфункция, хронический артрит, болевой дисфункциональный синдром, артроз). Диагностика. Лечение. Профилактика.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница