Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой край» учащихся 1-4 классов в условиях фгос второго поколения



страница1/10
Дата23.06.2015
Размер0,98 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа № 1

Волоконовского района Белгородской области»

Утверждаю:

Директор МБОУ «Волоконовская СОШ № 1»

___________ Горюнова А.Г.

Приказ №324 «30» августа 2014 г.


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Мой край»

учащихся 1-4 классов

в условиях ФГОС второго поколения

Пивнева Лариса Александровна

Цыбенко Светлана Николаевна

Токарева Ирина Ивановна

(возраст обучающихся – 7- 10лет)
Срок реализации – 4 года


Волоконовка

2014 – 2015 учебный год

Программа внеурочной деятельности:

«Мой край», образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников, социальное направления.


Автор: Пивнева Лариса Александровна, Цыбенко Светлана Николаевна,

Токарева Ирина Ивановна


Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

от «30» августа 2014 года, протокол № _1__


Председатель педагогического совета: ____________ А. Горюнова

Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Мой край» относится к социальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

На протяжении многих веков наши предки, обладая огромным житейским и хозяйственным опытом и острой наблюдательностью, не имея никаких приборов, даже часов, умели предсказывать изменения в погоде не хуже современных синоптиков. Ими составлялись природные календари-месяцесловы, которые дошли до нас и нам известны уже как поверья, приметы, пословицы, поговорки, песенки, загадки, сказки и т. д.

Давно замечено, к примеру, что после первых теплых дней мая к моменту цветения черемухи вдруг холодает. Можно подумать: черемуха цветением студит воздух. Или наоборот – холод подгоняет цветение. На самом деле это лишь всем заметное совпадение двух явлений природы, запускаемых одним механизмом – количеством тепла и света, которое Солнце дарит нам в разное время года. Пересечение во времени разных явлений природы представляет собой сложный многоцветный ковер, дающий пищу любознательному уму и чуткому сердцу, отзывчивому на все прекрасное в природе…

То, что дарит нам наша земля – рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в июльскую жару, морозные узоры на окнах зимой, нежные резные снежинки, белые лилии в речной заводи – все это привлекает ребенка, пробуждает любознательность и создает сотню вопросов «Что?», «Как?», «Почему?».

Издревле деревенские ребята принимали участие почти во всех календарных и христианских праздниках, где им отводилась особая роль. Чаще всего дети были предвестниками важных событий в жизни сельской общины. В дни зимнего солнцеворота, на Святках, ребята кликали коляду, закликали весну с жаворонками, на Троицу завивали березку.

Но помимо народного земледельческого календаря, у ребят был и свой собственный календарь, игровой и обрядовый. Традиционные небылицы-перевертыши, загадки и дразнилки, игрушки-самоделки (по временам и месяцам года) – их было множество, передавались из поколения в поколение, от подраставших – к младшим. Ритмичные жеребьевки и считалки открывали разные игры. В закличках весны и птиц, солнца и дождя до сих пор сохранились следы древнего обращения людей к природе, являясь своеобразным мостиком приобщения детворы к народным истокам, к самобытным традициям культуры края.



Актуальность программы

Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В третьем тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический процесс – бесспорный в материальном плане, сопровождается снижением духовности. В культуре появились новые взгляды, идеи.

В программе «Мой край» детям предоставляется возможность почувствовать целостность картины мира и культуры родного края, осознания разнообразных связей между объектами и явлениями окружающей среды на территории детского учреждения, лесопарках и водоемах в окрестностях города.

Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены земельно-календарные праздники и художественные образы растений и животных края. В содержании занятий объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов:


  • окружающий мир и песенно-игровой фольклор (первых год обучения, второй );

  • окружающий мир – экология – живопись (третий год обучения);

окружающий мир – музыка – художественный труд – экология (четвёртый год обучения)

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 132 занятия по 33 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут в 1 классе и 40 минут во 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.





Новизна программы заключается в:

  • объединении биологического, психологического и художественного подхода к изучению природных объектов и народной культуры родного края;

  • использовании приемов театрализации, элементов игровых и народных обрядов, способствующих поддержанию неослабевающего интереса в исследовательской деятельности.

Данная программа была составлена на основании анализа программ Коломиной Н. В «Воспитание основ экологической культуры» и Копцевой Т. А. «Природа и художник», Николаевой С.Р. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками», в содержании использованы материалы пособий Беккера И.Л. «Времена года: книга юного фенолога», Дайн Г. Л. «Детский народный календарь», Степановой О.А. «Игровая школа мышления», Дубровской Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» и др., внесены свои идеи.



Цель программы: формирование у воспитанников системы ценностных отношений к природе и окружающему миру на основе изучения ими природных объектов и народной культуры родного края.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • формировать у детей разнообразные представления о природе, человеке и культуре края;

  • формировать умения видеть и оценивать поведение людей с точки зрения экологической допустимости и нравственности;

  • формировать у обучающихся нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в природе и искусстве;

  • расширять кругозор воспитанников по экологии, биологии, музыке, литературе, живописи, краеведению, психологии, физической культуре;

  • способствовать развитию логического мышления, воображения, артистических и творческих данных в благоприятном психологическом климате детского коллектива.


Возраст детей и продолжительность реализации программы

Программа по внеурочной деятельности «Мой край» рассчитана на четыре года обучения.

-для первого года обучения – 6-8 лет;

-для второго года обучения – 8-9 лет;

-для третьего года обучения – 9-10 лет;

-для четвёртого года обучения- 10-11 лет

Состав группы может быть как одновозрастной, так и разновозрастной.
Формы и режим занятий

Количество детей в учебных группах составляет 15-25 человек.

Дети большие фантазеры, они отождествляют себя с объектами живого мира: травинкой, жучком, облаком и получают радость от раскрытой тайны народных поговорок, от превращения обыкновенной гусеницы в сказочную бабочку и пр. Способность ребенка легко переходить грань реальности, верить в победу добра и справедливости, сопереживать чужим несчастьям и стало основой в выборе формы учебного занятия.

Основные формы и методы,

применяемые в ходе реализации программы

«Мой край»








1) Зарисовки деталей изучаемого объекта;

2) Моделирование;

3) Художественное слово;

4) Словесные и дидактические игры;

5) Театрализованный диалог;

6) Решение проблемных ситуаций;

7) Наблюдение и сравнение за развитием изучаемого объекта;

8) Изучение примет народного календаря;

9) Проектирование;

10) Занимательные упражнения;

11) Прослушивание музыкальных сюжетов.





























Большинство занятий (занятия-путешествия, занятия-исследования и пр.) проходит в виде сказок с игровым действием. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность. Предусмотрены и другие формы учебных занятий: КВН, музыкальная и литературная гостиная, творческая мастерская, устные журналы, практические работы, конференции, кинолектории.

Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня. Она включает в себя 3 составные части:

1. Теоретическую часть;

2. Практическую часть;

3. Элементы воспитательных бесед.

В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: систематизированные наблюдения, упорядоченная их фиксация в календаре природы и рабочих картах, труд в природе, моделирование, работа с микроскопом, музыкальные зарисовки, рисование, лепка, викторины, сценки.
Личностные и метапредметные результаты


  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления


Метапредметные результаты
Регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;


  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве;
Познавательные


  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;
Коммуникативные


  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;



  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

Формы подведения итогов реализации программы

«Мой край»
Механизм оценки результатов деятельности довольно гибок. Главным достижением является участие в тематических вечерах, театрах-экспромтах, ролевых играх, роль в которых предусмотрена для каждого ребенка, но только в том случае, если он трудится в полную меру своих возможностей. Предусмотрены и другие формы контроля:

-тестирование учащихся по материалам программы объединения;

-занимательные упражнения (викторины, музыкальные и словесные, подвижные игры, загадки, кроссворды, графические упражнения, пословицы-перевертыши);

-индивидуальное моделирование и конструирование;

-решение проблемных ситуаций об экологическом состоянии окружающей среды в Белгородской области.

-анализ ведения дневников наблюдений за исследуемыми объектами или рабочих карт;

-подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет и других творческих работ.

Результатом исследовательской деятельности является:

-участие в конкурсах-выставках детских поделок, рисунков или сказок с представлением визитной карточки своего объекта изучения;

-участие воспитанников в Российском заочном конкурсе «Интеллектуально-творческий потенциал России»;

-участие в мини-конференциях по вопросам решения проблемных ситуаций об экологическом состоянии окружающей среды в Белгородской области.


Учебный план




П/П

Раздел

Количество часов




1 год

2 год

3 год

4 год

1.

Введение

2

1

1

1

2.

Осенние уборы

8

7

7

7

3.

Чародейка – зима

5

10

10

10

4.

Весенняя музыка

12

6

6

6

5.

Лесная школа

-

-

-

-

6.

Обитатели водоема

8

-

1

1

7.

Экосистема дома

-

-

1

1

8.

Мой город

-

3

3

3

9.

Природа в художественных красках

-

3

3

3

10.

Природа в музыкальных напевах

4

3

3

3

11.

Итоговое занятие

1

1

1

1

Всего часов:

33

33

35

35
Учебно-тематический план 1-го года обучения





Тема

По плану

Фактически

Форма проведения

Деятельность, содержание занятий.





Раздел I. Введение часа (2часа)




1

Техника безопасности. Цели и задачи кружка. Общая классификация животного и растительного мира в сказке «Приключения Буратино».

01.09.-

05.09










04.09

Беседа (теория)

Правила ТБ.

Научится классифицировать животный и растительный мир в сказке «Приключения Буратино».






2

Объекты живой и неживой природы. Значение детского музыкального фольклора в истории края.

08.09.-

12.09.


11.09

Практическое занятие, групповая работа

Научится классифицировать объекты живой и неживой природы:

Получит возможность узнать значение детского музыкального фольклора в истории края






Раздел 2. Осенние уборы ( 8 часов)

3-7

Народный календарь


15.09.-

17.10


18.09,

25.09,


02.10,

09.10,


16.10

Практическое занятие, групповая работа

Узнает признаки времен года, осенние православные праздники, распространение картофеля в России




8-9

Растения вокруг нас


20.10-31.10

23.10,

30.10


Практическое занятие, групповая работа

Получит возможность узнать об условиях жизни растений в осенний период, о жизненных формах растений, строении и форме листьев различных деревьев, о многообразии плодов и семян, способах распространения семян деревьев




10

Животные готовятся к зиме

10.11-14.11

13.11

Практическое занятие, групповая работа

Получит возможность узнать о внешнем виде, строении, образе жизни насекомых в осенний период, о перелетных и зимующих птицах их внешнем виде, строении;

О диких и домашних животных, образе жизни, особенностях строения млекопитающих






9-10

Сезонные изменения в неживой природе


17.11-28.11

20.11, 27.11

Практическое занятие, групповая работа

Получит возможность узнать о ветре, роли ветра в распространении семян, образе Солнца, свойствах солнечного луча, влиянии солнечного луча на рост и развитие растений, на поведение животных в разное время года. Круговороте воды в природе и зависимости состояния воды от температуры , форме снежинок.




3. Чародейка – зима (5часов)




11

Народный календарь

24.11-28.11

27.11

Практическое занятие, групповая работа

Узнает о приметах ранней зимы, зимние православные праздники, лечебных свойствах лука




12

Зимние сны растений

01.12-05.12

04.12

Практическое занятие, групповая работа

Получит возможность узнать о видовом составе и особенностях строения хвойных растений, перезимовки растений под снегом в виде луковиц и семян. Историческая справка о появлении гороха и свеклы в России




13

Автографы на снегу

08.12-12.12

11.12

Практическое занятие, групповая работа

Узнает об образе жизни животных в зимний период




14-15

Сезонные изменения в неживой природе

15.12-26.12

18.12,

25.12


Практическое занятие, групповая работа

Научится определять свойства льда




Весенняя музыка (12 часов)




16-20

Народный календарь

12.01-13.02

16.01,

23.01,


30.01,

05.02,


12.02


Практическое занятие, групповая работа

Узнает о приметах ранней весны, весенние православные праздники, устройстве улья, строении пчелы, развитие пчелы, роли насекомых в опылении растений. Лечебных свойствах меда. Березе – символе России. Березовый сок и здоровье человека.





21-23

Пробуждение растений

16.02-06.03

19.02,

26.02,


05.03

Практическое занятие, групповая работа

Получит возможность узнать о видах почек и их строении, влиянии температуры на побеги, биологических особенностях первых цветов




24

Животные весной

09.03-13.03

12.03

Практическое занятие, групповая работа

Получит возможность узнать о поведении, образе жизни и характере пищи животных, видах перелетных птиц, местах обитания, внешнем виде, сигналах и движении птиц при ухаживании за самочками, видах гнезд, их строении, роли птиц в природе и в жизни человека, внешнем виде, строении, питании и развитии майского жука




25-28

Сезонные изменения в неживой природе

16.03-10.04

19.03,

26.03,

02.04,

09.04

Практическое занятие, групповая работа.

Получит возможность узнать о влиянии деятельности человека на появление проталин, образах природных стихий в картинах русских художников.




Природа в музыкальных напевах (3 часа)




29-31

Природа в музыкальных напевах

13.04-30.04

16.04,

23.04,


30.04

Практическое занятие

Получит возможность узнать о творчестве великих композиторов о природе: П. Чайковский, Э Григ, Н.А. Римский-Корсаков. История создания оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», цикла «Времена года» П. Чайковского, «Времена года» А. Вивальди. Образы природных стихий: ветра и солнца в музыкальных сюжетах Э. Грига «Утро» и В. Моцарта «Маленькая ночная музыка».




32

Обитатели водоема

04.05-08.05

07.05

Практическое занятие, групповая работа

Получит возможность узнать об образе жизни, строении, питании рыб, улиток, лягушек в зимний период, влиянии количества солнечного света и загрязнения воды на их поведение




33

Итоговое занятие

11.05-15.05

14.05

Практическое занятие, групповая работа

Научится защищать проекты



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница