Lesson menu Skip navigation Вопросы физического и психического здоровья детей в нашем обществе



Скачать 283,38 Kb.
Дата28.06.2015
Размер283,38 Kb.

Skip Lesson menu

Lesson menu

Skip navigation

1. Вопросы физического и психического здоровья детей в нашем обществе

2. Закономерности роста и развития организма ребенка

Критические периоды и формирование адаптационных систем

Конституциональные особенности ребенка

3. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка

Группы здоровья

Физическое развитие как показатель здоровья

Оценка нервно-психического развития детей

Нейрофизиологическое исследование

4. Характеристика психосоматических расстройств

5. Резюме

Список литературы



1. Вопросы физического и психического здоровья детей в нашем обществе

1. Вопросы физического и психического здоровья детей в нашем обществе

Сегодня в России большое внимание уделяется здоровью детей. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это «состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». В отечественной литературе принято более широкое определения здоровья, учитывающее и функциональное состояние организма, степень его приспособленности к уровням биологической и социальной среды, дееспособность: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний».

Однако социальные проблемы населения отражаются на физическом и психическом здоровье детей и подростков. Распространение алкоголизма, наркомании, ухудшение криминогенной ситуации, разрушение привычного уклада жизни семьи, экологические катастрофы, недостаточное финансирование спортивно-оздоровительной, внешкольной деятельности и медицинского обслуживания подрастающих поколений привели к росту заболеваемости в детской среде, усложнению характера протекания патологических процессов, увеличению количества и тяжести рецидивов.

Еще в 1995 году на Пироговском съезде врачей говорилось, что 70% населения страны живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов, психосоматических расстройств, тяжелых неврозов, что не могло не сказаться на состоянии детского здоровья. Из общего числа детей, родившихся к началу XXI века, лишь 20% можно считать абсолютно здоровыми, более 35% родились больными и почти 45% составили группу риска. В последующие годы наблюдается снижение числа здоровых новорожденных. За последние два года лишь немногие дети вошли в 1-ю группу здоровья, подавляющее же большинство с момента рождения является носителем какой-либо патологии. Медиков, педагогов, родителей волнует падение качества здоровья школьников, тот факт, что образовательные учреждения мало занимаются воспитанием у учащихся потребности в сохранении и поддержании здоровья, формировании здорового образа жизни, понимания у детей, подростков, молодежи его житейской ценности, продолжают наращивать объем и интенсивность информационных потоков, строя при этом учебно-воспитательный процесс на формально-рассудочной, вербальной основе, и уходят от проблем самочувствия, психической и физической переносимости детьми предлагаемых нагрузок. Отсюда рост числа соматических, психических расстройств, болезней нервной системы в школьном возрасте.

Сложившаяся ситуация ставит социально-педагогическую теорию и практику перед необходимостью поиска воспитательных технологий в отношении детей с ослабленным здоровьем, создания системы воспитательной работы с ними, обеспечивающей непрерывность процесса их социализации, выявления педагогических условий эффективности воспитательных воздействий на ребенка, его последующей реадаптации в школьном образовательном пространстве.

Для решения задач помощи детям с ослабленным здоровьем, как показывает историко-педагогический анализ отечественной литературы, создавались специализированные лечебно-образовательные учреждения, которые имели разные названия (санаторно-лесные школы, школы санаторного типа). Они организуются на базе лечебных учреждений и призваны обучать в рамках общеобразовательной школьной программы детей, находящихся на длительном стационарном лечении. Современная система образования позволяет обеспечить также все необходимые условия для воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях детей, соматически ослабленных.

Данная работа может проводиться с учётом анализа закономерностей роста и развития организма ребёнка. 



2. Закономерности роста и развития организма ребенка

Здоровье и психофизиологические показатели роста и развития детского организма

Под развитием следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействию всех его систем. Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающий организм ребенка от организма взрослого, является рост, т.е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа клеток или их размеров, что приводит к изменению антропометрическим показателям.

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или иной возраст.

К важным закономерностям роста и развития детей относятся: 1) неравномерность и непрерывность роста и развития; 2) гетерохрония с явлениями опережающего созревания жизненно важных систем и акселерация.

Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.

Жизнь человека – это непрерывный процесс развития. Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность, или гетерохронизм, и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Особенно ярко это прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка.

Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания. Пропорции тела в течение жизни также увеличиваются. В период полового созревания происходит не только интенсивный рост, но и формирование вторичных половых признаков.

Гетерохрония в процессе созревания отдельных систем организма прослеживается не только при сопоставлении темпов их роста. Отдельные части физиологических систем также созревают неравномерно.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода особенностями имеются индивидуальные особенности, обусловленные общим состоянием здоровья ребенка, условиями жизни, степенью развития нервной системы. Резкие индивидуальные отклонения в развитии проявляются преимущественно на первом году жизни, когда они связаны с врожденными особенностями, условиями проживания и воспитания.

Организм ребенка развивается в конкретных условиях среды, непрерывно действующих на организм ребенка и в значительной мере определяющей ход его развития. Еще И.М. Сеченов подчеркивал, что без учета среды невозможно представить себе развитие организма. Ход морфологических и функциональных перестроек организма ребенка в разные возрастные сроки подвержен воздействию генетических факторов и факторов среды.

В зависимости от конкретных условий среды процесс развития может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды могут наступать раньше или позже и иметь разную продолжительность, что имеет значение для педиатрии и специальной педагогики и психологии.

Улучшение общей среды и жизни человека, достаточно калорийные продукты питания способствовали ускоренному развитию, «акселерации». Акселерация должна учитываться при организации учебно-воспитательного процесса, режима труда и отдыха, она должна вести к различным методам воспитания в различные возрастные сроки. Дети рано взрослеют физически, а уровень их работоспособности и социальная зрелость значительно отстают от физической зрелости, что может привести к задержке темпа развития, которая возникает под влиянием различных неблагоприятных воздействий внешней среды, в частности инфекционных заболеваний, травм, недостаточно витаминизированного питания, неправильного воспитания, а также при наличии генных мутаций или патологии внутриутробного развития.

Критические периоды и формирование адаптационных систем

В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышается чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение, изменение привычной среды, режима дня, питания приводит к перенапряжению и срыву адаптационной системы ребенка, вызывая изменения в вегетативной нервной системе (нарушается аппетит и сон, повышается температура), в иммунной системе (снижаются защитные силы организма, дети часто болеют), в эмоциональном состоянии (дети становятся капризными, отказываются посещать детский сад), нарушается поведение (отказ от игры с другими детьми). В случаях тяжелой адаптации дети часто и длительно болеют, отстают в психофизическом развитии, плохо посещают дошкольное учреждение и оказываются неготовыми к поступлению в школу. Такие дети нуждаются в систематическом наблюдении педиатра, психоневролога, получении лечебно-профилактической терапии, укреплении физического здоровья в условиях санатория или другого оздоровительного учреждения.

В критические периоды требуется особое внимание к психофизическому развитию, соблюдению режима дня (соотношения сна и бодрствования), лечебно-профилактические мероприятия, укрепляющие здоровье.

Физическое развитие ребенка тесно связано с понятием здоровья. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». При диспансеризации детей выявляют не только антропометрические данные, но и состояние здоровья детей: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.

Для оценки состояния здоровья ребенка данный критерий имеет особенно большое значение, так как детский организм находится в процессе непрерывного роста и развития.

Комплексная оценка состояния здоровья ребенка, проводимая при диспансеризации всеми специалистами, подразумевает выявление острых и хронических заболеваний у детей и отнесения их к одной из групп физического здоровья. Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития.

При изучении физического развития ребенка исследуются не только морфологическое и функциональное свойства организма, но и уровень биологического развития ребенка: формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы, а у подростков степень их полового созревания. Физическое развитие, являясь одним из показателей здоровья, может изменяться под влиянием различных заболеваний. Особенно заметные изменения в физическом развитии (гигантизм, карликовый рост, ожирение или исхудание, неравномерное развитие отдельных частей тела) наблюдаются при нарушении деятельности некоторых желез внутренней секреции. У детей, часто и длительно болеющих хроническими заболеваниями (ревматизмом, ангинами, аденоидами, кишечными расстройствами и др.), сопровождающихся длительными аллергическими реакциями, наблюдается замедление роста, снижение прибавки в весе, ослабления тонуса мускулатуры, нарушениями осанки, плоскостопием и др. Вместе с тем, течение и исход болезни определяются состоянием организма, его физическим развитием. Таким образом, состояние здоровья и физическое развитие находятся в тесной зависимости и при медицинском обследовании детей должны исследоваться параллельно. Знание закономерностей физического развития имеет большое значение для приспособления организма ребенка к окружающей среде, к его росту и нормированию физических и психических нагрузок на него. 




Конституциональные особенности ребенка

Развитие ребенка во многом определяется его конституциональными особенностями, которые обеспечивают относительно устойчивые морфологические, физиологические и психологические свойства человека, обусловленные как его наследственностью, так и формирующимся под влиянием окружающей среды. Конституция определяет функциональные возможности организма, его реакции на изменяющиеся условия жизни. От конституциональных особенностей в значительной мере зависит чувствительность ребенка к тем или иным изменяющимся факторам внешней среды, скорость приспособления к новым условиям жизни. В связи с этим, при организации жизненных условий для детей, особенно при изменении условий, необходимо учитывать индивидуальные приспособительные возможности ребенка.

У детей могут наблюдаться отклонения в конституциональном развитии, именуемые диатезами. Диатезы не являются заболеваниями, а пограничными состояниями, реакцией на определенные вредности, с которыми организм не справляется. В этих случаях у детей изменена реактивность и отмечается предрасположенность к определенным заболеваниям. Диатезы у детей проявляются в форме экссудативно-катарального, аллергического (атопического), лимфатико-гипопластического и нервно-артритического расстройства, каждый из которых имеет свою специфическую клиническую характеристику.

В детском возрасте наиболее часто встречается:



Экссудативно-катаральная форма диатеза, представляющая собой нарушение реактивности детского организма, проявлением которого является склонность к повторяющимся поражениям кожи слизистых оболочек, затяжному течению воспалительных процессов с аллергическим компонентом.

Аллергический (атопический) диатез представляет собой предрасположенность к аллергическим реакциям. Такие дети отличаются повышенной нервной возбудимостью и раздражительностью, расстройством сна, капризностью, сниженным аппетитом. Вследствие дисфункций иммунных систем дети часто болеют простудными заболеваниями с аллергическими осложнениями, у них может длительно сохраняться повышенная температура, увеличение лимфатических желез.

Лимфатико-гипопластический диатез – аномальная конституция, характеризующаяся стойким увеличением лимфатических узлов и вилочковой железы, склонностью к частым заболеваниям и аллергическим реакциям, сниженной адаптацией к воздействиям окружающей среды. Дети с этой формой диатеза обычно бледные, вялые, апатичные, часто имеют избыточный вес, упругость кожи снижена, мускулатура развита слабо, тонус ее понижен. Такие дети быстро утомляются, плохо переносят двигательные и интеллектуальные нагрузки. Они часто болеют простудными заболеваниями, приобретающими вялый, затяжной характер, легко переходят в хронические формы.

Нервно-артритический диатез характеризуется повышенной нервной возбудимостью, а в дальнейшем предрасположен к развитию подагры, артритов, ожирению, атеросклероза и гипертонии. Характерно для таких детей стойкое, плохо поддающееся лечению нарушение аппетита, беспричинные повышения температуры, приступы головной боли, рвоты, боли в животе, спине, в суставах.

Особое значение формирования функции развивающегося организма имеет вегетативная нервная система, которая в детском возрасте обеспечивает регуляторные механизмы, приспособления систем органов к воздействию внешней среды.

Все отделы вегетативной нервной системы подчинены высшим вегетативным центрам, расположенным в промежуточном мозге, к которым приходят импульсы от ретикулярной формации ствола мозга, мозжечка, гипоталамуса, подкорковых ядер и коры головного мозга.

В 3–4 года значительно увеличивается двигательная активность ребенка, к этому времени закрепляются тонические функции блуждающего нерва на сердце. Задержка в развитии моторных функций у ребенка оказывает тормозящее влияние на сердечную деятельность. В возрасте 7–12 лет регулирующая роль блуждающего нерва усиливается, что сопровождается урежением ритма сердечных сокращений.

Ритм и сила сердечных сокращений меняется от возраста, эмоционального состояния и мышечной нагрузки. Состояние человека меняет тонус кровеносных сосудов, меняет их просвет. При страхе, гневе, физическом напряжении из-за изменения просвета кровеносных сосудов человек бледнеет или краснеет.

С функцией вегетативной нервной системы связаны особенности адаптации ребенка к изменившимся условиям внешней и внутренней среды. Изменение внешней среды обусловлено переходом ребенка из домашних условий в условия дошкольного учреждения или школы. Изменение внутренней среды связано с изменением времени и составом пищи, контактам с большим количеством детей и взрослых, дисциплиной, физической и умственной нагрузкой. В связи с этим перестраивается сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная, выделительная и другие системы организма.

Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление, характерное для всего животного мира, в том числе и человека. Адаптацию обеспечивают кора головного мозга с центральными вегетативными структурами (лимбическая область), гипоталамус и гипофиз, ретикулярная формация ствола мозга, кора надпочечников, вступающих в сложные функциональные взаимоотношения при осуществлении приспособительных реакций, сопровождающихся определенными сдвигами в регуляции обмена веществ. Эта система осуществляет физиологическую, социальную и другие виды адаптаций. Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который может оказывать не только положительную, но и отрицательную реакции.

При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятном режиме, происходит срыв функций высшей нервной деятельности – патологическая адаптация. Болезнь – типичное проявление патологической адаптации.

Для детей дошкольного возраста уравновешенность (адаптация) с окружающей средой означает возможность посещать дошкольные учреждения и овладевать умениями и навыками, предусмотренными для их возраста программой детского сада.

Данная работа может проводиться с учётом анализа закономерностей роста и развития организма ребёнка. 



3. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка

Регулярный контроль за состоянием и развитием ребенка с дополнительными исследованиями осуществляется в соответствии с планом диспансеризации.

Критерии здоровья

Институт гигиены детей и подростков АМН при комплексной оценке состояния здоровья использует 4 критерия, которые были указаны выше:

наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

уровень функционального состояния основных систем организма;

степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

уровень достигнутого физического и нервно-психического развития ребенка и степень его гармоничности.

Наличие или отсутствие заболеваний определяют при осмотре врачи-специалисты. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимости специальных проб. Степень сопротивляемости организма определяют по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний, в том числе обострений хронически текущих болезней за предыдущий год. Уровень психического развития обычно устанавливает детский психолог, принимающий участие в осмотре. Уровень и степень гармоничности физического развития определяют с помощью антропометрического исследования, опираясь на региональные стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности – с использованием оценочных таблиц.
Группы здоровья

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к одной из «групп здоровья». Такая группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья детей, как в момент обследования, так и при динамическом контроле, во время проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.

В соответствии с предложенной схемой дети, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на следующие группы:

Здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Это дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющим уродств, увечий и функциональных отклонений.

Здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. У этих детей отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические изменения. Сюда же относятся дети после перенесенных инфекционных заболеваний и дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 и более раз в год) болеющих.

Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма.

Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети этой группы не посещают дошкольные учреждения общего профиля и массовыми осмотрами они не охвачены.

Распределение детей по указанным группам в некоторой степени условно. Выявлена необходимость применения такой группировки для характеристики санитарного состояния детского населения и при изучении влияния на здоровье различных факторов (учебных, спортивных нагрузок, климатических, атмосферных загрязнений и др.), а также для оценки эффективности различных методов воспитания и оздоровительных мероприятий.

Большое социальное значение имеет выделение второй группы здоровья. Дети, отнесенные ко второй группе, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.



Физическое развитие как показатель здоровья

Одним из важнейших показателей здоровья детей является физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. В свою очередь от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость заболеваниям. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Физическое развитие, являясь одним из показателей здоровья, может изменяться под влиянием различных заболеваний. У детей, часто и длительно болеющих, особенно у страдающих хроническими заболеваниями (рахитом, туберкулезом, дизентерией, гипотрофией), наблюдается замедление роста, снижение прибавки в весе, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие. Вместе с тем течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физическим развитием. Таким образом, состояние здоровья и физическое развитие находятся в тесной зависимости и при медицинском обследовании детей должны исследоваться параллельно.

О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить данные массы тела и окружности грудной клетки с данными длины тела (роста). Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, следует говорить о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач.

Стандарты физического развития широко используются как для оценки физического развития детских коллективов, так и для индивидуальной оценки физического развития ребенка. Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов детей или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей. Систематическое наблюдение за каждым ребенком, посещающим дошкольное учреждение, дает возможность своевременно выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии и быстро устранить причины, вызвавшие их отклонения.


Оценка нервно-психического развития детей

Нервно-психическое развитие детей оценивается по показателям развития, которые отражают оптимальные последовательность и возрастные сроки формирования умений, уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе. Нервно-психическое развитие оценивается в обстановке, близкой к естественной, с помощью игрушек, пособий, вопросов взрослого, опроса родителей и воспитателей, которые помогают выявить эмоциональное состояние ребенка, его характер, особенности засыпания и сна, бодрствования, аппетита, взаимоотношений с детьми и взрослыми, возбудимости нервной системы, утомляемости, наличия патологических привычек.

Дети с отклонениями в нервно-психическом развитии (отставании в развитии, значительное или глубокое отставание) и нарушениями поведения должны быть обследованы в психолого-медико-педагогической консультации. На основании полученных результатов обследования определяют задачи по коррекции ближайшего развития. Психолого-педагогическое воздействие должно быть согласовано с медицинским. По показаниям могут быть проведены дополнительные исследования (рентгенологическое, ультразвуковое и др.). Полученные данные соотносятся с данными осмотра врачами-специалистами. По совокупности показателей, выявленных во время диспансерного обследования, врач дает комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья.

Нейрофизиологическое исследование

В современных условиях остаётся актуальным нейрофизиологическое исследование, направленное на изучение особенностей клинической картины и получение данных о частотном спектре ритмов активности мозга, локальных и общих отклонениях, которые влияют на состояние нейрофизиологических и психических функций. В настоящее время известны электрофизиологические критерии соответствия показателей активности мозга возрастным нормам у детей. Для их определения используются методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и вызванных потенциалов. В предлагаемом исследовании использовали ЭЭГ – записи колебаний электрических потенциалов мозга с 16 отведений на поверхности головы по стандартной международной схеме. Помимо соответствующих признаков зрелости мозговой активности данному возрасту, оцениваются также признаки устойчивых патологических отклонений. Для этого, кроме непосредственного визуального наблюдения динамики электрических потенциалов, используются результаты спектрального и когерентного анализа ЭЭГ, а также выявление достоверных изменений при нагрузочных тестах с помощью статистического анализа. Все данные представляли в виде нейрокартирования.

Результаты нейрофизиологического исследования показали имеющиеся индивидуальные признаки как отклонения от возрастной нормы, так и устойчивых патологических проявлений вследствие соматизации организма: сглаженность зональных различий, полиморфность альфа-ритма (имеет чрезмерно высокую амплитуду или не выражен на фоне нерегулярной медленноволновой активности тета-диапазона). При этом в затылочных и теменных областях нерегулярный высокоамплитудный альфа-ритм, чередуясь с нерегулярными медленными волнами дельта-диапазона (0,5…3 кол/с), периодически формировал пароксизмы медленных волн амплитудой до 200-300 мкВ с тенденцией к диффузному распространению на всей поверхности мозга. Топографический акцент генерации медленноволновой активности в затылочных и теменных областях мозга обычно наблюдается при нарушениях кровообращения в бассейнах позвоночных и базиллярных артерий. В свою очередь, эти нарушения являются, как правило, следствием мышечно-тонических туннельных синдромов шейных и верхне-грудных сегментов. Неравномерность и асимметричность периферических процессов может отражаться и на межполушарной асимметрии показателей активности отдельных областей. В этих случаях наиболее характерна межполушарная асимметрия в теменно-затылочных областях.

Исследования показывают, насколько важно тщательное ЭЭГ-обследование и проведение лечебных мероприятий у детей в наиболее раннем возрасте.

Результаты нейрофизиологического исследования показывают также, что имеются индивидуальные признаки как отклонения от возрастной нормы, так и устойчивых патологических проявлений.

4. Характеристика психосоматических расстройств

Анализ нейрофизиологических исследований указывает на процессы психосоматизации ребёнка, что отмечается постоянно растущей распространенностью «психосоматических расстройств»: бронхиальной астмы, ожирения, эпизодически повторяющихся болевых синдромов, артериальной гипертензии, язвенной болезни, нарушений сердечного ритма и других, которые являются начальными этапами заболеваний у взрослых – требует поиска эффективных методов их предупреждения. Профилактика же этих расстройств станет возможной лишь при максимально ранней их диагностике или выявлении группы повышенного риска. В этой связи перед врачами ставится задача разработки методов выявления детей с повышенным риском психосоматических расстройств и их ранней профилактики.

К вегетодистоническим нарушениям относятся головокружения, головные боли, сердцебиения, одышка, обмороки, повторные боли в животе, гиперемия кожи при волнении, отрыжки воздухом. Соматические проявления включают повышенную жажду, булимию, рвоту после еды, ожирение, непереносимость отдельных видов пищи, субфебрилитет неясного происхождения, гиперпирексию, эпизодический кожный зуд, неоднократно появляющиеся кожные высыпания.

Результаты исследований позволяют предложить комплексный подход при диспансеризации детей с целью выявления подверженных высокому уровню риска возникновения психосоматических расстройств:

обнаружение стрессовых факторов – неадекватное воспитание, дисгармоничная семья, неприятие коллективом сверстников, несостоятельность в учебе и др.;

выявление психических проявлений состояния хронической тревожности – внутреннего беспокойства, душевного дискомфорта, дистимии;

выявление вегетативных и соматических расстройств – возбудимости, утомляемости, раздражительности, вегетативной лабильности, колебаний артериального давления, лабильности пульса, потливости, зябкости, слабости, неприятных ощущений в области желудка, сердца, диссомнии, нарушений терморегуляции, тремора рук, век, гиперрефлексии и др.;

учет отмечаемых у детей острых психосоматических реакций, возникающих под влиянием трудных ситуаций;

изучение эмоционального состояния детей с помощью психологических методик.

Выявленные в процессе диспансеризации дети высокого риска должны направляться на превентивное лечение с помощью медикаментозных и психотерапевтических средств.



Значение психосоматических расстройств с позиций онтогенетического подхода

Психосоматическим нарушениям в детском и подростковом возрасте в настоящее время придается большое значение.

Психосоматические расстройства изучаются отечественными авторами с позиций онтогенетического подхода, т.е. непосредственно связывая различные психические расстройства с перенесенными соматическими и инфекционными заболеваниями. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия, выступающие как самостоятельные формы психических нарушений, базируются на эмоциональных и поведенческих отклонениях детей и подростков. Чем младше ребенок, перенесший заболевание, тем в большей степени психические расстройства реализуются на сомато-вегетативном уровне реагирования. Возникновение психосоматических (аффективных) нарушений, так же как и появление привычных действий, характерных для более раннего возраста, ведет к становлению большинства патологических состояний в раннем детском возрасте, отражаясь на дальнейшем развитии ребенка.

К наиболее частым психосоматическим расстройствам относятся нарушения пищеварительной, сердечно-сосудистой, эндокринной системы, а также кожные, респираторные и двигательно-функциональные расстройства.

Психические нарушения, возникающие в связи с патологией внутренних органов и систем, составляет определенный раздел психопатологии, который особенно важен для медицинских работников, воспитателей и педагогов-дефектологов общих и специализированных дошкольных учреждений. При любом соматическом и инфекционном заболевании принимает участие и активно реагирует нервная система.

Психические расстройства, возникающие на фоне основного заболевания (соматического, инфекционного, эндокринного), называются симптоматическимипсихозами. Психические симптомы могут развиваться на фоне основного заболевания или выявляться после перенесенной болезни.

Особенности психосоматических расстройств в детском возрасте

В патогенезе возникновения психических расстройств большое значение имеет возрастной фактор. Соматические заболевания у новорожденных и грудных детей могут приводить к нарушению функции нервной системыврезультате изменения обменных процессов, всасывания токсических веществ, авитаминоза и гипоксии. Для недоношенных и детей, родившихся с малым весом, перенесших асфиксию новорожденных, поражение нервной системы при соматических заболеваниях возникает быстрее и отличается относительной устойчивостью. Поражение нервной системы приводит к задержке физического и психического развития. На психомоторное развитие ребенка отрицательно влияют кишечные инфекции.

В.П. Кудрявцева, В.А. Таболин, Л.Т. Журба и другие отмечают, что наиболее часто в раннем детском возрасте наблюдается синдром нарушенного кишечного всасывания, характеризующегося желудочно-кишечными расстройствами в виде срыгиваний, рвоты, анорексии, водянистого стула, общей вялости, гипотрофии, нервно-психических нарушений. Подобные состояния наблюдаются при ряде наследственных и ненаследственных заболеваний и сочетаются с разной степенью выраженности интеллектуальной недостаточности.

У многих детей, часто болеющих соматическими заболеваниями в раннем детском возрасте, отмечается в последующем задержка физического и психического развития.

В период острого проявления соматических расстройств наблюдаются повышение температуры, головные боли, раздражительность и слезливость,снижение настроения, мнительность. В ряде случаев отмечаются тяжелыепсихические расстройства с отказом от еды, страхи, нарушение сна.

Наличие психотических состояний зависит от индивидуальных особенностей личности, от неблагоприятного влияния внешней среды, от типа нервной системы (тревожно-мнительный тип). Большое значение имеет состояние иммунной системы, обеспечивающей борьбу организма с вредными факторами, особенно в детском возрасте.



После перенесенного соматического заболевания у детей наблюдаются явления астении: повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы, головные боли периодически наступающие, вялость, сонливость. Из психических нарушений в этот период отмечается нестойкостьактивного внимания, ослабление памяти, нарушение поведения, что сказывается на общем состоянии ребенка и его успеваемости в школе.

Соматические и эндокринные нарушения как причины психических расстройств

К психосоматическим расстройствам также относятся состояния, обусловленные нарушениями эндокринной системы, которая функционально тесно связана с нервной системой. Исследования, проведенные К.С. Лебединской, (1969), Ю.С. Шевченко (2000) и др., показали, что эндокринные нарушения у детей проявляются с раннего детского возраста в форме отказа от еды или употребления большого количества пищи, что сопровождается гипотрофией или гипертрофией (повышенной жировой упитанностью) в связи с нарушением обменных процессов. У большинства детей отмечаются остаточные явления органического поражения ЦНС в виде минимальной мозговой дисфункции. Психические расстройства характеризуются эмоциональной лабильностью, истерическими, сенситивными (чувственными) симптомами. В разные возрастные сроки у этих детей наблюдается нарушение жирового и углеводного обмена, для девочек подростков характерны отклонения в структуре менструального цикла. У многих из наблюдаемых детей отмечается задержка психического развития разной степени выраженности.

Значение витаминов и углеводно-кальциевого обмена в этиологии психосоматических расстройств

Наряду с различными соматическими заболеваниями большое значение приобретают разные формы авитаминозов, которым в настоящее время придают большое значение. Отсутствие или недостаток витаминов в пище приводит к тканевым нарушениям в органах и системах организма. Для нервной системы особенно большое значение имеют витамины группы «В», отсутствие которых приводит к выраженной астении, общему снижению работоспособности, ослаблению памяти, внимания. К авитаминозу особенно чувствителен детский организм. При отсутствии витаминов может задерживаться физическое и психическое развитие. Наряду с витаминами для функции нервной системы большое значение приобретают химические элементы: калий, кальций, йод, селен и другие, принимающих активное участие в обменных процессах, структуре костей и зубов, обеспечивая регуляцию роста и веса ребенка.

Хронические соматические заболевания могут провоцировать активизацию вялотекущих эндогенных психических заболеваний, к которым относится шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз. В связи с этим необходимо учитывать раннее распознавание первичных и вторичных признаков заболевания, не допускать перехода острых соматических заболеваний в хронические.

5. Резюме

Медицинская и педагогическая помощь направлены на выявление болезненных состояний, своевременного лечения, соблюдения режима дня, психологической помощи. Для обучения ребенка необходимо учитывать его повышенную утомляемость и истощаемость, чередовать периоды занятий и отдыха, обязательный дневной сон, возможно пролонгированного характера, витаминизированное и полноценное питание. Таким детям может быть рекомендовано обучение в специализированных школьных или санаторных условиях, которые имеют активные формы и методы реабилитации соматических и психосоматических расстройств.



Список литературы

Основная литература

1. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены для детей раннего и дошкольного возраста. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.

3. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004.

4. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М.: Изд. «Академия», 2000.

5. Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И. Педиатрия. М.: Высшая школа. М., 2003.

6. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика уровня развития детей младшего школьного возраста. М., 2002.

7. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогики. М.: Издат. центр «Академия», 2001.

8. Гуровец Г.В. Детская невропатология. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2005.

Дополнительная литература

9. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.

10. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971.

11. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

12. Држевецкая И. Эндокринная система растущего организма. М., 1987.

13. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.

14. Вартонян И.А. Физиология сенсорных систем. СПб., 1999.

15. Венгер Л.А. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

16. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1979.

17. Выготский Л.С. Кризис семилетнего возраста // собр. соч. М., 1984.

18. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды истории поведения. М., 1993.

19. Выготский Л.С. Мышление и речь // собр. соч. М., 1984.

20. Лисина М.Н. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

21. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста /под. ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. М., 1983.

22. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под. ред. Тонковой-Ямпольской Р.В. М., 1980.

23. Чабовская А.П. и др. Основы педиатрии и гигиены детского возраста. М.: Просвещение, 1987.



24. Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей. М., 1981.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница