Программа гбоу №634 с углубленным изучением английского языка «Здоровое поколение Здоровая нация»



Скачать 265,14 Kb.
Дата23.06.2015
Размер265,14 Kb.
Программа
ГБОУ № 634

с углубленным изучением английского языка
«Здоровое поколение – Здоровая нация»,

направленная на сохранение и укрепление здоровья,


формирование культуры здоровья обучающихся
государственных образовательных учреждений
Здоровье-это самое главное в жизни.

Это и счастье, радость, свобода, труд,

опора и общение с родными друзьями.

Это сама жизнь.

Санкт-Петербург

2011-2012



Введение.
Одной из социальных задач и ценностей общества является здоровье граждан и в первую очередь подрастающего поколения. Хотя за это отвечают медицинские учреждения, в последнее время все чаще поднимается вопрос о том, что школа должна занять активную позицию и взять на себя ответственность за сохранение здоровья детей. В рамках реализации национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» особую актуальность приобретает направление работы по созданию комфортной здоровьесберегающей образовательной среды и формирование здорового образа жизни. Главным, приоритетным направлением нашей работы должна стать работа по формированию здорового образа жизни.

Программа «Здоровое поколение – здоровая нация» разработана для внедрения в общеобразовательных учреждениях и направлена на сохранение здоровья обучающихся. Программа обращает внимание на семь аспектов, которые помогают создать здоровьесберегающую среду. Эти аспекты охватывают все стороны жизни обучающихся: здоровьесберегающий подход к уроку, подвижные перемены, организация здорового питания, физкультурно-оздоровительная работа, профилактические мероприятия, организация внеурочной деятельности и досуга, просветительская работа с родителями. Программа также предлагает рассмотреть обобщенный опыт ГБОУ №634 по реализации этой программы.



Описание образовательной среды ГБОУ.

Тенденций в состоянии здоровья и образа обучающихся образовательного учреждения

Оценивая состояние здоровья детей, медики относят их к одной из трёх групп: здоровые, практически здоровые и нуждающиеся в постоянном медицинском наблюдении и лечении. Статистика такова: 20% детей относятся к первой группе, 60% - к группе практически здоровых и 20% составляют больные дети. Из поступающих в школу 30-35% уже имеют хронические заболевания, наряду с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата большое распространение у подростков получили заболевания, связанные с нарушением сердечнососудистой и дыхательной систем. Во многом этому способствует малоподвижный образ жизни и огромные перегрузки, связанные с учёбой.

Так как в нашей школе умственная нагрузка учащихся достаточно велика, то особенно важной является проблема разгрузки. Систематические физические тренировки – это гимнастика для нервной системы. Комплексная программа школы позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся. Программа ориентирована на индивидуальную норму и индивидуальный подход в развитии физических качеств. Также большое внимание уделяется развитию материально-технической базы школы. Уроки физической культуры проводятся в двух больших спортивно-игровых залах, оснащённых необходимым спортивным инвентарём, который регулярно обновляется и пополняется. В старшей школе занятия проводятся в тренажерных залах, укомплектованных беговыми дорожками, вело- и многофункциональными тренажёрами. Спортивный уличный комплекс постоянно совершенствуется – футбольное поле с беговыми дорожками, дополняют оборудованные волейбольная и баскетбольная площадки, хоккейная коробка и сектор уличных тренажёров. В школе созданы условия, чтобы помочь учащимся адаптироваться в напряжённом режиме, развить интерес к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом, как в урочное, так и во внеурочное время.
Правовая база программы

Программа разработана в соответствии с документами, в которых отражены основные направления государственной политике в отношении здоровье сбережения подрастающего поколения. Воспитательная работа с учащимися подросткового возраста строится в соответствии с воспитательной системой школы и ориентируется на цели государственной политики в области образования, которые определены в основных нормативных документах, которыми мы руководствовались при составлении данной программы. Нами внимательно проанализированы такие документы, как «Закон Российской Федерации «Об образовании», «Федеральная программа развития образования в России 2000—2005 гг.», проект «Национальная доктрина образования Российской Федерации», «Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12 летней школе)», постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"", распоряжение комитета по образованию правительства СПб «Об утверждении Концепции создания службы здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года, второй этап Концепции государственной политики в области здорового питания, программа Межведомственной проблемной комиссии по медицинским вопросам питания.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга о 04.07.2007 N 381-66 "Об общем образовании в Санкт-Петербурге", статьей 8 Закон Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга" и в целях организации деятельности исполнительных органов государственной власти Саню Петербурга по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в части, касающейся обеспечения воспитании обучающихся в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга
Теоретическая база опыта.
Законы Российской Федерации «Об образовании»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ»; рекомендации Института возрастной физиологии РАО, НИИ педиатрии РАО; исследования современных ученых: Л. Б. Дыхан, Г. К. Зайцева, В.Ф.Базарного, Н.Н Куинджи, Н.Е. Шурковой; воззрения педагогов-практиков; собственный опыт практической работы.
Актуальность программы.
Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает эффективность образовательного процесса, что приводит к необходимости комплексного подхода к проблемам обучения и воспитания. При разработке этой программы в школе за основу были взяты четыре аспекта: соматическое здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье и нравственное здоровье.

Низкая мотивация школьников к ведению здорового образа жизни, отсутствие ценностных ориентиров к здоровьесбережеению, снижение эффективности здоровьесберегающей среды школы и семьи вот те факторы, которыми обусловлена актуальность написания программы «Здоровое поколение – Здоровая нация».

Актуальность данной программы заключается и в том, что она ориентирована на диференцированный подход к детям, с учетом специфики их возраста, развития, физиологических и психических процессов, происходящих в детском организме.
Обоснование необходимости реализации программы
Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем, растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щадящая организация образовательного процесса.

Причины этого разнообразны и связаны с целым рядом социальных проблем:



  • ухудшающаяся экологическая обстановка,

  • увеличение доли гиподинамии в повседневной жизни,

  • нарастание эмоционального и информационного стрессовых факторов.

  • возрастание влияния таких факторов как алкоголизм, курение, дорожно-транспортные происшествия, самоубийства и насильственные причины смерти.

В школе преобладающим фактором является воспитание здорового человека через внедрение здоровьесберегающих технологии в обучении и воспитании. В школьном возрасте закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Привычка к здоровому образу жизни формируется в семье и в ОУ. Пропаганда здорового образа жизни, личный пример педагогов и родителей поможет создать здоровое поколение.

Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Этот показатель отражается на индивидуальном уровне и характеризует возможность личности в успешной самореализации и эффективной жизнедеятельности. Недаром в национальной инициативе «Наша новая школа», среди пяти ключевых направлений развития Российского образования выделено в отдельное направление здоровье школьников. Физически здоровый ребенок обычно успешно учится в школе, гармонично развивается, он удовлетворен своими достижениями и способен делать выводы из допущенных ошибок.

В учебном курсе, внимание обучающихся акцентировано на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье. Школьная медицинская служба осуществляет профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей. Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Программа, «Здоровое поколение – Здоровая нация», которую разработало наша ГБОУ предназначена для проведения воспитательной работы с обучающимися по формированию культуры здоровья. Срок ее реализации 3 года (с 2012 по 2014 год).



Программа рассчитана на три ступени:

1 ступень - 1-4 классы; 2 ступень - 5-9 классы; 3 ступень - 10-11 классы;

Нашей основной задачей является не только формирование у обучающихся системы знаний учебных дисциплин, но и содействие социализации выпускников средней общеобразовательной школы в сложных и динамично меняющихся условиях современной действительности. Личностно-ориентированная педагогика направлена на развитие у каждого обучающегося качеств, необходимых для его успешной самореализации. Проблемная экология, социальная напряженность, размывание нравственных ценностей части социума усложняют традиционные задачи школы. Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным.

Цель: Развивать потребность к здоровому образу жизни, формировать положительную мотивацию у детей к сохранению своего здоровья и пропагандировать здоровый образ жизни, через понимание значимости здоровья, актуализация потребности в хорошем здоровье, физическом благополучии как средствах достижения жизненно важных ценностей, как условия собственной успешности.

Задачи:


  • Формирование потребности здорового образа жизни у учащихся

  • Формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой

  • Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребёнка

  • Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей

  • Сохранение состояния здоровья обучающихся в период пребывания в школе

Данная программа направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

  • культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

  • культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

  • культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

  • культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

· формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

· формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

· формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

· формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Следует отметить, что инновационные процессы включали в себя работу не только с учащимися, но и с родителями, педагогами.


Прогнозируемый результат: Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.

Промежуточными результатами внедрения данной программы можно считать:

- повышение уровня культуры гигиены и воспитанности в приеме еды учащихся;

- учащиеся должны грамотно ориентироваться в потоке разнообразной информации и самостоятельно добывать интересующую их информацию о здоровье;

- формирование привычки к здоровому образу жизни, умение адаптироваться в обществе,

- умение распространять полученные знания и умения в построении здорового режима дня,

- общее представление о роли основных питательных веществ для здорового развития организма.
Участники программы:


Как показано на схеме, необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Педагогические средства:


  • Анкетирование.

  • Методические рекомендации классным руководителям, воспитателям по формированию у школьников гигиенических навыков.

  • Учебные предметы (ОБЖ, биология, ритмика, ЛФК), формирующие основы здорового образа жизни;

  • Психодиагностика и психокоррекция (программа работы психолога)

  • Школьные мероприятия спортивно – массовой, оздоровительной работы.

Формы работы: классный час, беседа, диспут, круглый стол, дискуссии, тренинги, лектории, встречи, анкетирование, конкурсы рисунков, секретов правильного питания, выпуск газет, театрализованные представления, физминутки, брейн-ринги, мониторинг и д.р.
Мероприятия по реализации программы.
Для реализации программы в ГОУ создана служба здоровья. Весь педагогический коллектив должен проводить учебно-воспитательный процесс в соответствии с гигиенической и педагогической целесообразностью, возрастными, половыми, индивидуально-психологическими особенностями учащихся. Службой здоровья устанавливается строгий контроль над условиями и состоянием образовательной среды на основе постоянно обновляемых санитарных норм и правил.

Общими усилиями педагогов, психологов, медработников решается задача создания экологической и психологической комфортности образовательной среды. Используются разнообразные формы и методы организации образовательного пространства – применяется зонирование образовательного пространства. Значительное расширение зон внеучебного пространства происходит за счёт использования возможностей системы дополнительного образования, в начальной школе в рекреациях оборудованы зоны отдыха с коврами, диванами, игровые зоны в классах.

В ходе реализации программы осуществляется попытка создания экологически комфортной образовательной среды с использованием технологии реабилитации работоспособности школьников путём оптимизации учебного процесса через организационные формы урока и рациональное распределение учебных нагрузок в течение дня. К примеру, в начальной школе применяется построение урока в соответствии с динамикой внимания учащихся. Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной актив-ности, соответствующей научно-обоснованным гигиеническим нор-мативам среднесуточной двига-тельной активности школьников в зависимости от пола и возраста.

Основные направления вос-питательной работы по сохране-нию и укреплению здоровья участников образовательного про-цесса, повышению культуры здоро-вья в ГБОУ представлены на схеме. Все направления взаимо-связаны и ведут к достижению главной цели: сохранению здоровья ребенка.



  1. Здоровьесберегающий подход к уроку.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Согластно методологическим предпосылкам, изложенным в книге «Культура современного урока» под редакцией доктора педагогических наук, профессора Щурковой Н.Е.:

  1. Современный урок в школе есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в современной деятельности детей и учителя.

  2. Современный урок в школе есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

3) Ребенок как человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели, а не в роли средства.

Эти три положения определяют здоровьесберегающие требования к уроку.Таким образом, сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что урок обеспечивает ребенку и учителю сохранение и увеличение запаса жизненных сил, то есть добавляет детям и учителю здоровья. А для этого дети не менее 20% времени урока должны находиться в состоянии двигательной активности. Для снятия статистического напряжения учащихся во время учебных занятий и для повышения их двигательной активности проводятся физкультминутки на уроках, динамические паузы, подвижные перемены, спортивные часы.

Это достигается использованием следующих приемов:

1) Физминутки на уроках (1-2 физминутки за урок в течении 5 минут), которые могут включать в себя следующие упражнения:

а) упражнения для глаз

б) упражнения для снятия утомления с мышц туловища, для улучшения мозгового кровообращения, направленные на активизацию всех систем организма

в) дыхательные упражнения способствущие углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне

2) Часть урока (3-5 минут) дети могут обучаться стоя. Это может быть чтение, слушание учителя, говорение. Выполняя задание учителя, ученик встает.

3) В каждом классе должны быть специальные таблицы - «тренажёры для глаз».

4) Одним из признаков такого урока является использование на уроке продуктивных видов деятельности на основе здоровьесберегающего дидактического материала.

5) Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровым, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызвать у них позитивную самооценку.

Учителю необходимо обнаружить у учащегося достоинства и их стимулировать, а нежелательные проявления в поведении устранять путем договора. Фраза «Давай договоримся» - это одно из эффективнейших способов, обеспечивающих людям возможность мирного сосуществования. Таким образом, каждый здоровьесберегающий урок обязательно должен включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя.

Мы предлагаем обязательно использовать метод «динамических пауз» за партой, динамический офтальметренаж по методу В. Ф. Базарного. В старших классах в учебный процесс должны быть включены «валеологические часы» в виде оздоровительных игр, психогимнастики, тренинговых и релаксационных техник саморегуляции; активно использовать метод физкультурно-оздоровительной работы.


  1. Подвижные перемены.

Организовать двигательный режим школьников во время перемены помогают подвижные игры. Задачи проведения подвижных игр включают в себя:

  • повышение работоспособности;

  • организацию активного отдыха;

  • содействие физическому развитию;

  • повышению уровня физической подготовленности.

  1. Организация здорового питания

Задачи:

-создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам здорового питания учащихся

- формирование у детей и родителей здоровых привычек при рациональном питании

-преодолевать вредные привычки, развивать умение отличать здоровую пищу от нездоровой

-способствовать демонстрации положительного опыта правильного питания в семье.

Направления работы по пропаганде здорового питания:

-создание банка данных о семьях учащихся;

-изучение режима дня детей и его контроля со стороны родителей;

-сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье;

-удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи врача и психолога;

-разностороннее просвещение родителей по вопросам питания и здорового образа жизни учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;

-привлечение родителей к активному участию в жизни школы.

Именно фактору питания принадлежит сегодня одно из ведущих мест в разнообразных условиях окружающей среды, постоянно воздействующих на молодой организм. Питание детей тесно связано со здоровьем. По данным академика А.А. Баранова, распространенность хронических заболеваний органов пищеварения составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от ряда следующих факторов:

- нерегулярное питание с перерывами более 3-4 часов;

- частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей;

- однообразное питание, еда всухомятку;

- употребление некачественных продуктов;

- несоблюдение режима, малоподвижный образ жизни;

- вредные привычки;

Устранение перечисленных выше факторов снижает вероятность возникновения заболеваний пищеварительной системы в среднем на 15%. Процесс обучения правильному рациональному питанию требует непрерывной кропотливой работы, как в семье, так и в школе. Важность рационального питания для здоровья и творческого долголетия может стать одним из главных направлений в работе классного руководителя, который должен проводить воспитательную работу на основе долгосрочного планирования с учетом специфики возраста детей. С этой целью моет проводиться анкетирование учащихся, диагностика режима питания, написание сочинений «Мое любимое блюдо », «Пища, приготовленная самой природой».




  1. Физкультурно-оздоровительная работа.

Педагогический коллектив школы уделяет большое внимание укреплению и сохранению здоровья обучающихся, строго следит за соблюдением санитарных норм, режимом проветривания, следит за двигательной активностью детей, уделяют внимание детям с ослабленным здоровьем.

В школе введена гимнастика (8.50-9.00 – ежедневно во всей школе), задачами которой является содействие организованному началу учебного дня и повышению работоспособности учащихся. Утренняя гимнастика может быть дополнена оздоровительными процедурами (точечный массаж по А.А.Уманской, с использованием акупунктурного коврика для ног и акупунктурного мяча для рук).

В системе работы школы проводятся: Дни Здоровья, недели профилактики, соревнования. Кроме регулярных уроков физической культуры обучающихся школы могут развиваться физически на занятиях в спортивных секциях:


  • хореография, тренер Чернова Т.И.(1 – 3 кл. 2 группы по 12 человек);

  • стритбол, тренер Иванова Ю.С. (5-е классы – 15 человек);

  • спортивные игры, тренер Колесниченко В.Г.(8-11 класс 8 чел. и учителя школы)

  • спортивные игры, тренер Иванова Ю.С. (7-е классы – 11 человек);

  • ОФП, тренер Сайпушева Н.Ф. (4, 10 классы – 12 человек)

В 5 секциях занимается 70 человек. Занятость в секциях из года в год только увеличивается.

Обучающиеся активно участвуют в спортивной жизни микрорайона, района и города: Осенний кросс – 8-10 классы, районная легкоатлетическая эстафета, «Звездная легкоатлетическая эстафета»; школьная спартакиада; мини-футбол, соревнования по настольному теннису, волейболу, баскетболу и т.д., лично-командное первенство обучающихся школ района, олимпиада по физической культуре. Для начальной школы проводятся «Веселые старты», «К стартам готов», «Президентское многоборье».

Высокий уровень спортивно-оздоровительной работы обеспечивают высококвалифицированные кадры нашей школы с добавлением врассписание 3 часа ф-ры стало возможным посещение бассейна. На территории школы разместились, стадион с игровым полем для занятий футболом, волейбольная и баскетбольная площадки, сектор для занятий легкой атлетикой, спортивный городок.


  1. Профилактические мероприятия.

Помогают сохранить и укрепить здоровье учащихся профилактические мероприятия, проводимые совместно с медицинским персоналом школы.

1) Витаминизация («Олиговит», «Алфавит») 2 раза в год (октябрь, март).

2) Адаптогены - ноябрь (апрель) - настойка элеутерококка, декабрь (май) - «Дрожжи».

3) Фитотерапия, с целью дезинфекции помещения, очистки воздуха в классе используют сосновые веточки, травяные подушки.

Таким образом, шесть месяцев в году учащиеся охвачены профилактической работой.


  1. Организация внеурочной деятельности и досуга

Мероприятия в начальной школе:


Тема

Цель

Индикатор

Ожидаемые результаты

1-2 класс

Я человек: «Что я знаю о себе?»

1. «Как устроено тело человека»

2. «Внутренние органы человека»

3. Беседа «Ушки на макушке»

4. Исследовательские работы «Наши глаза», «Здоровые зубы»

5. Брейн-ринг « Как прекрасен этот мир, посмотри»

6. «Здоровье и болезнь»

7. Конкурс рисунков


Формировать представления детей о человеке как о живом существе; об усло-виях, необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о здоровье и болезни.

Тест, проблемные ситуации, рисунок (в зависимости от возраста ребенка).

Формирова-ние представ-лений детей о строении человека, об условиях, необходимых для жизни, о здоровье и болезни.

3 класс «Образ жизни человека и здоровье»

1. «Режим дня»

2. «Питание и здоровье»

3. « Витамины и полезные продукты»

4. « Здоровые зубы»

5. « Физкультура и здоровье»

6. Игра по теме « Полезная еда»


Формировать представления детей об образе жизни чело-века; о ритмичности жизнедеятельности, режиме дня, отдыхе и досуге; о зависимости здоровья от образа жизни.

Тест, проблемные ситуации, рисунок (в зависимости от возраста ребенка).


Формирова-ние представ-лений об образе жизни человека, о его значении для здоровья.



4 класс

«Здоровый образ жизни в условиях большого города»

1. «Личная гигиена»

2. « На воде, на солнце»

3. « Ребёнок дома»

4. « Телевизор, компьютер и здоровье»

5. « Встречи на прогулке»

6. Познавательная программа, по ОБЖ « Турнир эрудитов»



Формировать предста-вления о жизни в большом городе; о факторах окружаю-щей среды, оказываю-щих особое влияние на здоровье человека; о составляющих здо-рового образа жизни, о значении ЗОЖ для человека; формирова-ние поведения, спо-собствующего ЗОЖ.

Тест, проблемные ситуации, рисунок (в зависимости от возраста ребенка).


Закрепление представлений о ЗОЖ в условиях большого города.


Мероприятия в 5-7 классах:

-мой режим дня и физиология питания;

-конкурс рисунков «Мое любимое блюдо»;

-встречи с врачом «Как сохранить здоровье и правильно питаться»;

-утренняя зарядка;

- выставка рисунков «Бабушкины рецепты»;

-серии встреч с родителями «Вопросы здоровья молодого поколения»;

- участие в военно-спортивной игре «Зарница»;

- уроки здоровья на природе Т/Б «Лосево»;

- конкурс на самую интересную и правильную физзарядку;

- занятия медицинского колледжа № 9 с учащимися нашей школы;

- лекции по теме «Больше кислорода»;

- неделя ОБЖ;

- конкурс «Безопасная дорога в школу»;



Мероприятия в 8-9 классах:

-КВН «Мир без вредных привычек»

-конкурс-игра «Загадки на кулинарные темы»;

-анкетирование родителей «Что и как ест ваш ребенок»;

-тематические консультации «Изобилие продуктов и болезни детей»

-серия индивидуальных бесед «Роль рекламы в пропаганде еды»;

-«Семейные традиции в питании»

- советы педагога «Рациональное питание и его влияние на учебные успехи ребенка»

- участие в программе «Мир без наркотиков»;

- участие в военно-спортивной игре «Зарница»;

- конкурс «Класс, свободный от курения»;

- уроки здоровья на природе Т/Б «Лосево», туристические слеты «Балтийская осень»;

- военно-спортивная игра для старшеклассников «Мобилизация»;

- посещение выставки восковых фигур «Тело человека», «Мертвые учат живых»;

- неделя ОБЖ

Мероприятия в 10-11 классах:

-дискуссия «Меню в школьной столовой».

-беседа «Питание вне дома», проект «воскресный завтрак»;

-Здоровое питание – это залог долголетия;

- Всемирный день здоровья – 7 апреля «Семь золотых правил приема пищи»;

- участие в программе «Мир без наркотиков»;

- военно-спортивная игра для старшеклассников «Мобилизация»;

- занятия по программе «Спасатель» с вручением удостоверения;

- посещение выставки восковых фигур « Тело человека «Мертвые учат живых»;

- неделя ОБЖ



  1. Просветительская и консультационная работа с родителями.

Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.

С целью повышения роли родителей в профилактической работе можно провести:

- Цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:


  • «Профилактика ОРЗ в домашних условиях»;

  • «Закаливающие процедуры дома»;

  • «Значение режимных моментов для здоровья ребенка»;

  • «О питании младшего школьника»;

  • «Вредные привычки у родителей и их влияние на здоровье детей»;

  • «Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка»;

  • «Как воспитать здорового ребенка» (см. приложение).

- Анкетирование родителей (диагностика, выявление интересов, проблем, оценка работы).

- Совместные мероприятия с детьми и родителями («Мама, папа и я - спортивная семья», совместные вечера отдыха, совместные родительские собрания).


Условия реализации программы

Необходимыми условиями реализации программы являются создание Службы здоровья и индивидуальных маршрутов обучающихся.



Служба здоровья образовательного учреждения – это организационная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья формирования на ее основе здорового образа жизни.

Для создания Службы здоровья в школе, необходимо решить следующие задачи:

• разработать научно-нормативное обеспечение (нормативные акты, документы, методические пособия, план работы утвержденный, копилка опытно-эксперементальных разработок учителей и д.р результаты мониторинга) Службы здоровья образовательного учреждения;

• разработать и апробировать технологию создания Службы здоровья в зависимости от стартовых возможностей образовательных учреждений;



  • подготовка участников образовательного процесса к созданию Службы здоровья с помощью инциирующих и обучающих семинаров;

  • организация сетевого взаимодействия и социального партнерства для конструирования здоровьесозидающей образовательной среды.

• обеспечить ресурсное (кадровое, информационное и методическое техническое) сопровождение деятельности Службы здоровья образовательных учреждений.

Использование методических и технических средств, позволяют эффективно воздействовать на эмоциональную сферу учащегося: психологические, физическое упражнения, тестирование и диагностики, игры, тренинги, использование видеоматериалов и иллюстративного материала. Исследования показали, что в нашей школе частично имеется кадровый потенциал для создания Службы здоровья: медицинский работник, социальный педагог, психолог. В то же время кадровый потенциал ОУ нуждается в пополнении: педагог-валеолог, логопед. В целом школа обладает необходимым оборудованием, в том числе и здоровьесберегающим (медицинский кабинет, два спортивных зала, зал хореографии, тренажеры); хотелось бы иметь кабинет релаксации дополнительные тренажеры в начальной школе, аккупунктурные коврики, мячи и т.п.).



Миссия Службы здоровья: Служба здоровья – организационная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.

Основная цель Службы здоровья: построение здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры, здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения.

Задачи Службы здоровья (смотри Приложение 1):

1.Построение внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность учащихся (воспитанников) и педагогов.

2.Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.

3.Создание условий для оздоровления учащихся

4.Систематизация и упорядоченность деятельности образовательного учреждения по построению здоровьесберегающей образовательной среды.

Алгоритм создания нормативно-правовой базы Службы здоровья:


  1. На основе Примерного положения о Службе здоровья в образовательном учреждении принимается собственное Положение о Службе здоровья ОУ. В соответствии с организационно-функциональной моделью Службы здоровья (структура, состав и обязанности специалистов в Службе здоровья определяются локальным актом ОУ).

Штатно-организационная структура Службы здоровья определена администрацией в зависимости от конкретных условий ГБОУ. Возглавляет Службу здоровья, заместитель директора ОУ, Алик Е.А. в состав Службы входят: медицинское, психолого-социальное, физкультурно-оздоровительное, информационно-технологическое оргзвенья.

2. Так как медицинские работники имеют другое ведомственное подчинение и находятся вне подчинения директору образовательного учреждения, для реализации задач Службы здоровья необходимо перезаключить договор образовательного учреждения с детской поликлиникой.

3. Для эффективной работы разрабатываются должностные инструкции руководителя и специалистов Службы здоровья. Должностная инструкция состоит из следующих разделов: общие положения, должностные обязанности, права, ответственность, взаимоотношения.
Важное значение наряду с соматическим здоровьем имеет психическое здоровье детей. Чтобы не допустить хронического утомления и нервно-психического истощения, ведущих к низкой мотивации и познавательной активности, весь педколлектив школы стремится создать благоприятный психологический климат в учебном процессе через применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности, т. е. индивидуальный подход к обучению достигается через индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки. Это позволяет реализовать модель педагогической поддержки развития индивидуальности ребёнка, сотрудничества с ним. Это и есть форма, содержанием которой является индивидуальный маршрут обучающихся:

а) забота о здоровье ребёнка;

б) коррекция и реабилитация имеющихся у него нарушений;

в) организация рационального режима деятельности;

г) эффективного отдыха;

д) психологической разгрузки каждого конкретного ребёнка.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода к учащимся является подбор доступных методов диагностики и последующего мониторинга развития и здоровья детей и подростков. Большая роль отводится работе по формированию у школьников культуры здорового образа жизни. Создан постоянно действующий лекторий «Мир без наркотиков». Актив школы организует вечера, конкурсы рефератов, рисунков, плакатов, сочинений. На учительские и родительские семинары по раннему выявлению клинических проявлений наркомании у школьников приглашаются наркологи, которые проводят консультации детей и родителей. Как показывает опыт последних лет, это даёт возможность формировать у учащихся устойчивую мотивацию здоровой жизнедеятельности, воспитание навыков физической, психической и нравственной деятельности в жизни.
Механизм реализации программы:

Реализация программы «Здоровое поколение – здоровая нация» предполагает работу по следующим направлениям:



  • Грамотная организация учебного процесса (расписание уроков, перемен, группа продлённого дня).

  • Внедрение методик преподавания учебных дисциплин, которые должна строиться на здоровьесберегающих технологиях. Данный вопрос, связан с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров. Необходимо введение специальных курсов для учителей по вопросам физиологического здоровья ребёнка, его возрастных особенностей, а также изучение методик, которые могли бы помочь учителю использовать здоровьесберегающие технологии.

  • Создание в коллективе благоприятного психологического микроклимата, а также формирование сознательного и грамотного отношения к своему здоровью у педагогов.

  • Ведение просветительской работы с родителями, так как многие вопросы сохранения и улучшения здоровья учащихся образовательное учреждение и родители должны решать совместно.

  • Внеурочная занятость детей, организация досуга, дополнительного образования.

  • Внедрение оздоровительных технологий, направленных на укрепление здоровья, обогащение потенциальных ресурсов организма: фитотерапия, гимнастика, массаж, физиотерапия, закаливание.

  • Внедрение технологий обучения здоровью – гигиеническое обучение (правильное питание, уход за зубами), обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликтов), профилактика травматизма, профилактика ПАВ, половое воспитание.

  • Введение в вариативную часть БУП предметов, формирующих культуру здоровья обучающихся.

Этапы реализации:

Наименование этапа




Сроки

  1. Исследование и мониторинг состояния здоровья обучающихся

Изучение опыта здоровьесбережения в других ОУ; создание службы здоровья; анкетирование обучающихся и родителей, мониторинг состояния здоровья обучающихся; выявление и обоснование значимости работы в области здоровьесбережения как необходимого условия для улучшения здоровья обучающихся

2008 - 2010

  1. Разработка программы «Здоровое поколение – здоровая нация»

Определение целей и задач программы; создание плана мероприятий в области здоровьесбережения для разных возрастных групп обучающихся; разработка сценариев динамических пауз, подвижных перемен и внеклассных мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий; теоретическое обоснование программы; разработка программы доп. образования по ЗОЖ.

2010-2011

  1. Реализация программы «Здоровое поколение – здоровая нация

Смотри «Текущее планирование»

2011-2014

  1. Анализ опыта реализации программы

Мониторинг эффективности реализации программы, проведение семинаров по здоровьесбережению.

2012-2015



База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница