Вязовец Наталия Валентиновна, педагог-психолог, учитель биологии лицея №1580 Москва 2010 г программа



Скачать 390,42 Kb.
Дата23.06.2015
Размер390,42 Kb.


ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОУ ЛИЦЕЙ №1580 при МГТУ им. Н.Э.Баумана
117 639 Москва, Балаклавский проспект, д. 6а

телефон: 316-50-22 e-mail: 1580@1580.ru



__________________________________________________________________
Работа представлена для участия в конкурсе

инновационных разработок педагогов

на соискание Гранта управления образования Южного округа

ТЕМА: Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях внеурочной деятельности лицея 1580.

Автор:

Вязовец Наталия Валентиновна,

педагог-психолог, учитель биологии лицея №1580

Москва

2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Программа «Психология здорового образа жизни». ………………………. 6
2. Программа «Секреты психологии успеха»………………………. ………..17
3.Список литературы для учителя……………………………………………...24
4. Список литературы для учащихся……………………………………….…..25

3.Приложение ...………………………………………………………………….27



Введение
Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Инновации в системе образования связаны с внесением изменений прежде всего:
- в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
- стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
- в систему контроля и оценки уровня образования;
- в систему финансирования;
- в учебно-методическое обеспечение;
- в систему воспитательной работы;
- в учебный план и учебные программы;
- в деятельность учителя и школьника.

Настоящая работа направлена на совершенствование процесса обучения в рамках системы дополнительного образования.

Инновационная составляющая отражена в разработке учебных программ: «Психология здорового образа жизни» и «Секреты психологии успеха». Они позволяют привлечь учащихся к исследовательской деятельности, получить научную информацию о применении психологии в области самопознания и самосовершенствования, а также познакомиться с особенностями психологической диагностики.

Необходимость психологического образования со школьных лет вытекает непосредственно из потребностей современного общества. Приобщение детей к психологической культуре является весьма актуальной проблемой. Изучение основ психологии может способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыками самоанализа, пониманию чувств и мотивов поведения других людей, конструктивному повседневному и деловому общению, обучению приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях поможет учащимся сохранить свое здоровье, выработать ценностное отношение к нему, ответственно относиться к здоровому образу жизни.

Юность – пора становления мировоззрения. Именно в этот период начинается сознательное самоопределение - построение перспектив будущего, намечается постановка целей и планов. Однако возможно и временное расслабление на учебу. Возникает иллюзия «я почти взрослый». Поэтому в этот период возрастает роль педагога не только как профессионала, но и как личности. Происходит становление двух типов стратегий, основанных на выделении ведущих мотивов в иерархии:



Творческого - направленность на будущее, самосовершенствование, спонтанность;

Прагматичного - доминирование выгоды, уход от источника беспокойства.

Возникает установка на конкурентоспособность, которая проявляется в мотивах хорошо окончить школу и поступить в вуз. Именно сейчас начинает действовать система иерархии ценностей и мотивов.

Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Приобретение знаний связывается и с построением планов на будущее. Происходит экспериментирование – активный поиск себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.

В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, эмоции сменяются от экзальтации к депрессии. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние «Я». Повышается сензитивность к внешней оценке своей внешности и своих способностей. Хотя способы выражения эмоций расширились и стали более контролируемыми. При переходе к юности улучшается коммуникативность, самостоятельность, уравновешенность, саморегуляция.

Эти психологические особенности и ведущие потребности раннего юношеского возраста учитывались при составлении программ дополнительного образования в лицее 1580.

Созданные условия в лицее по индивидуальным планам позволили реализовать разработанные авторские программы:



  1. Психология здорового образа жизни». Программа прошла лицензирование, и в течение двух лет (2006-2008) была реализована в практической деятельности автора.

  2. «Секреты психологии успеха». Программа осуществлялась в рамках городской экспериментальной площадки «Обучение по индивидуальным планам» в течение 2006-2009 учебных лет.

Тематическое планирование вышеназванных программ носит комплексный характер, что позволяет их реализовать в педагогическом процессе, как педагогу-психологу, так и учителю биологии.

В приложении представлены некоторые практические рекомендации, материалы которых можно использовать при оформлении классных уголков, стендов по психологии и здоровью, а также при консультациях с участниками образовательного процесса.


1. "ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

Пояснительная записка


Направленность программы: психологическое обеспечение здоровья для решения педагогических задач обучения.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: Необходимость психологического образования со школьных лет вытекает непосредственно из потребностей современного общества. Приобщение детей к психологической культуре является весьма актуальной проблемой. Изучение основ психологии может способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыками самоанализа, пониманию чувств и мотивов поведения других людей, конструктивному повседневному и деловому общению, обучению приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях поможет учащимся сохранить свое здоровье, выработать ценностное отношение к нему, ответственно относиться к здоровому образу жизни.

Успех человека в этом мире определяется умением эффективно управлять своими психическими процессами: памятью, мышлением, эмоциями и т.д. Зная эти закономерности, можно эффективней справляться со школьными проблемами, повысить свой творческий потенциал, осознанно самосовершенствоваться, вырабатывать позитивное мышление, что приведет, в конечном счете, к самореализации личности.



Цель курса: практическое использование научных сведений о психологии человека для реализации программ самоутверждения, самореализации и саморазвития.

Отличительные особенности программы: сочетание теоретической и практической направленности занятий позволяют учащимся раскрыть свой творческий потенциал и применить свои знания в научно-экспериментальной деятельности в лицее по данной проблематике. Предложенная программа предусматривает углубление представлений учащихся об уровне собственного эмоционального и интеллектуального развития

Психодиагностика позволит учащимся оценить такие качества как самооценка, выявить доминирующие каналы восприятия информации, познакомиться с особенностями функциональной асимметрией коры головного мозга, выявить собственные особенности и связать это с разными способами познания окружающего мира.

Типоведение или соционика познакомит учащихся с современными представлениями о типах личности, что позволит каждому узнать свои «слабые» и «сильные» стороны своего характера, особенности адаптации, а также научит лучше понимать своих друзей.

Анализ собственных показателей по предложенным тестам позволит составить индивидуальную программу самосовершенствования.



Возраст детей, участвующих в реализации программы: В работе объединения дополнительного образования “Психология здорового образа жизни» принимают участие учащиеся 8 – 11 классов.

Сроки реализации программы: Программа реализуется в течение года. Учащиеся, желающие участвовать в работе объединения дополнительного образования в течение всего периода, получают индивидуальные консультации.

Форма обучения и режим занятий: Занятия проводятся по схеме: "лекция – беседа – тестирование- консультация", продолжительность занятий 4 часа в неделю, в том числе 2 часа – общие занятия (лекция или беседа), 2 часа – практические занятия ( тестирование, обработка результатов, выводы, рекомендации). Занятия сопровождаются тренинговыми упражнениями для развития у подростков недостающих навыков общения, для решения проблем отношений с людьми, как с взрослыми, так и со сверстниками, а также для выработки способов разрешения конфликтов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

По окончании курса учащиеся должны усвоить современные представления:



  • о причинах, механизмах и последствиях опасных заболеваний,

  • о факторах здоровья как главных условий благополучии человека,

  • о последствиях наркотической зависимости в жизни человека,

  • о психологических особенностях развития детей;

  • о познавательных процессах и способностях;

  • о темпераменте и личностных особенностях;

  • культуре общения;

  • о факторах здоровья;

  • о влиянии психоактивных веществ на здоровье человека;

  • профилактике стрессовых состояний;

  • о способах позитивного мышления;

  • саморегуляции;

  • психологии здоровья;

  • психологической подготовки к экзаменам

Проверка результатов осуществляется во время собеседования с руководителем объединения на консультационных занятиях. Результаты могут быть представлены как доклад на семинарах по выбранной тематике, а также как презентация своих программ по самосовершенствованию личности.

Формы подведения итогов реализации программы:

Выступления учащихся на тематических конференциях в лицее, отчеты по проделанной работе, презентации, рефераты и возможное участие в городских конкурсах.



Учебно-тематический план

программы дополнительного образования

" ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ "






Наименование разделов и тем


Кол-во

часов


Теория

Практика



Теория

Практика

1

Образ жизни и здоровье

8

4

4

2

Вредные привычки как поведенческие факторы риска для здоровья

8

4

4

3

Спид как болезнь образа жизни человека

8

4

4

4

Образ жизни психическое , духовно-нравственное здоровье человека

8

4

4

5

Наркомания как болезнь: механизм развития, причины, профилактика.

8

4

4

6

ВИЧ/СПИД и культура половых отношений.

8

4

4

7

Наркомания как социальная проблема общества

8

4

4

8

Здоровый образ жизни – путь к здоровью.

8

4

4

9

Психические состояния человека

16

8

8

10

Понятие личности в психологии

16

8

8

11

Темперамент и характер

16

8

8

12

Секреты общения

16

8

8

13

Межличностное познание

8

4

4

14

Эскиз будущей жизни

8

4

4



Итого:

144

72

72



Организационные мероприятия

8







Итого:

152




Учебно-тематический план

теоретической части программы дополнительного образования

" ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ "






Наименование разделов и тем


Содержание теории

1

Образ жизни и здоровье

Здоровье человека как ценность.

Здоровье человека и общества.

Наследственность и здоровье человека.

Окружающая среда и здоровье человека

Образ жизни как фактор здоровья.


2



Вредные привычки как поведенческие факторы риска для здоровья

Табакокурение как вредная привычка.

Алкоголизм как болезнь и социальное зло.

Наркомания как опасная болезнь.

Причины и последствия наркомании.



3


Спид как болезнь образа жизни человека


СПИД как опасная болезнь.

Источники ВИЧ-инфекции.



4


Образ жизни психическое , духовно-нравственное здоровье человека

Психическое здоровье человека.

Стресс как защитная реакция адаптации.

Духовно-нравственное здоровье человека.


5



Наркомания как болезнь: механизм развития, причины, профилактика.

Алкоголизм, наркомания – болезнь химической зависимости.

Влияние психоактивных веществ на здоровье человека.

Причины злоупотребления психоактивными веществами.

Профилактика и лечение болезней химической зависимости.



6

ВИЧ/СПИД и культура половых отношений.

ВИЧ-СПИД как одно из нарушений иммунной системы человека.

Особенности вируса иммунодефицита человека и развитие болезни.

Проблемы лечения и профилактики ВИЧ- инфекции.

Культура половых отношений – путь к здоровью.



7


Наркомания как социальная проблема общества

Наркомания и личность.

Алкоголизм, наркомания и семья.

Социальные последствия наркомании для общества.


8


Здоровый образ жизни – путь к здоровью.

Образ жизни как способ жизнедеятельности.

Основные характеристики образа жизни человека и здоровье.

Культура общества и образ жизни человека.

Потребности, ценности человека, образ жизни и здоровье.

Управлять своим образом жизни – значит быть здоровым


9



Психические состояния человека

Классификация психических состояний: гностичекие, эмоциональные, волевые, трудовые. Учебные, спортивные, оптимальные, стрессовые депрессивные.

Сон. Страсть и аффект. Настроение. Монотония и психическое пресыщение.



10


Понятие личности в психологии

Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд)

Индивидуальная теория личности (А.Адлер)

Соционический подход изучения личности на базе теории типов К.Юнга.

Гуманистическая теория личности (А.Маслоу)



11


Темперамент и характер

Происхождение понятия «темперамент»

Темперамент и свойства нервной системы.

Акцентуация характера.

Типы акцентуаций.



12


Секреты общения

Общение и терпимость

Правила общения.

Круг общения

Правила этикета

Советы поведения в стрессовых ситуациях.

13


Межличностное познание

Соционический анализ межличностных отношений.

Дружба


Любовь.

«Я-концепция»



14

Эскиз будущей жизни

Осуществить себя.

Мотивация достижения.

Социальная зрелость.

Эмоциональный интеллект

Построение жизненных планов.



Учебно-тематический план

практической части программы дополнительного образования "ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ "








Наименование

разделов и тем

Содержание


практической части работы

1

Образ жизни и здоровье

Функциональные пробы, используемые для оценки физического здоровья.

Анкета самооценки состояния здоровья (по В.П.Войтенко)

Психологические типы как формы здоровья.

Практические рекомендации по данным исследования



2



Вредные привычки как поведенческие факторы риска для здоровья

Анкета причины курения.

Анкета отношения к наркотикам.

Анкета поиска острых ощущений.

Практические рекомендации по данным исследования



3


СПИД как болезнь образа жизни человека


Тест на знания причин возникновения СПИДа

Тест на вашу точку зрения при общении с человеком, имеющим диагноз – СПИД.

Тест на толерантность.


4


Образ жизни психическое , духовно-нравственное здоровье человека

Тест на самооценку срессоустойчивости личности.

Тест для исследования самооценки.

Тест на ценностные ориентации в жизни

Рисунок душевного состояния. (Мандала)

Оценка духовного здоровья. (Самонаблюдение)


5



Наркомания как болезнь: механизм развития, причины, профилактика.

Тесты: САН (самочувствие, активность, настроение)

Тест на тревожность

Тест на мотивацию обучения


6


ВИЧ/СПИД и культура половых отношений.

Тест на взаимное представление двух полов.

Психогеометрические тесты.



7


Наркомания как социальная проблема общества

Способы самовыражения в рисунках

Составление плакатов, проспектов




8


Здоровый образ жизни – путь к здоровью.

Тест «Качество моей жизни»

Тест «Мой стиль жизни»

Задания для осуждения

9


Психические состояния человека

Измерение мотивации достижения

Измерение степени выраженности астеническогог состояния

Оценка нервно-психического напряжения.


10

Понятие личности в психологии


Тест «16 типов личности»

Тест «Самоактуализация



11

Темперамент и характер

Теппинг-тест (Е.И.Ильина)

Тест «Формула темперамента»

Тест «Хороший ли у меня характер?»


12

Секреты общения

Тест на оценку организационных и коммуникативных склонностей

Секреты НЛП

Практика применения НЛП


13

Межличностное познание

Тесты на совместимость в любви, дружбе, семейных отношения и других сфер жизни.

14

Эскиз будущей жизни

Осуществить себя. Умение планировать будущее.

Тест «Эмоциональный интеллект»

Построение жизненных планов.


2. Программа «Секреты психологии успеха»
Психологическая служба является необходимым компонентом современной системы образования. Одной из ее задач является оказание психологической поддержки старшеклассникам, проходящим сложный путь адаптации к требованиям новой школы, которые являются, как правило, более жесткими, чем предъявляемые ранее.

В рамках городской экспериментальной площадки «Обучение по индивидуальным планам» учащиеся 11 классов участвовали в работе спецкурса «Секреты психологии успеха» .



Спецкурс – это три независимых цикла по 10 занятий в каждом:

  1. Психотехнология успешного управления собой.

  2. Проверьте свои интеллектуальные возможности.

  3. Психологическая подготовка к экзаменам.


Направленность программы: развитие у учащихся навыков, необходимых для успешной социально-психологической адаптации.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

Приобщение детей к психологической культуре является весьма актуальной проблемой. Изучение основ психологии может способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыками самоанализа, пониманию чувств и мотивов поведения других людей, конструктивному повседневному и деловому общению, обучению приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях поможет учащимся сохранить свое здоровье, выработать ценностное отношение к нему, ответственно относиться к здоровому образу жизни.

Успех человека в этом мире определяется умением эффективно управлять своими психическими процессами: памятью, мышлением, эмоциями и т.д. Зная эти закономерности, можно эффективней справляться со школьными проблемами, повысить свой творческий потенциал, осознанно самосовершенствоваться, вырабатывать позитивное мышление, что приведет в конечном счете к самореализации личности.

Цель курса: практическое использование научных сведений о психологии человека для реализации программ самоутверждения, самореализации и саморазвития.

Отличительные особенности программы: сочетание теоретической и практической направленности занятий позволяют учащимся раскрыть свой творческий потенциал и применить свои знания в научно-экспериментальной деятельности в лицее по данной проблематике. Предложенная программа предусматривает углубление представлений учащихся об уровне собственного эмоционального и интеллектуального развития.

Психодиагностика позволит учащимся оценить такие качества как самооценка, выявить доминирующие каналы восприятия информации, познакомиться с особенностями функциональной асимметрией коры головного мозга, выявить собственные особенности и связать это с разными способами познания окружающего мира, эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

С позиции практической психологии, учащиеся могут получить ответ на жизненно важные вопросы: как управлять собственными чувствами и переживаниями, как преодолевать депрессии, кризисы жизни и гнетущие состояния, как пережить стрессовые ситуации, как освобождаться от болезненных переживаний и получать доступ к необходимому состоянию спокойствия и уверенности.

Практика по психодиагностике позволяет им познакомиться с особенностями мышления, узнать свой коэффициент интеллекта, по Айзенку, а также определить уровень технического мышления.

Типоведение, или соционика, знакомит с современными представлениями о типах личности. Это позволит каждому узнать свои слабые» и «сильные» стороны своего характера, особенности адаптации, а также научит лучше понимать своих друзей.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: учебная программа рассчитана на учащихся 11 класса.

Сроки реализации программы: Программа реализуется в течение года.

Форма обучения и режим занятий: Занятия проводятся по схеме: "лекция – беседа – тестирование- консультация", продолжительность занятий 1 час в неделю.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

По окончании курса учащиеся должны усвоить современные представления:


  • о психологических особенностях развития подростков;

  • о познавательных процессах и способностях;

  • о темпераменте и личностных особенностях;

  • о культуре общения;

  • о профилактике стрессовых состояний;

  • о способах позитивного мышления;

  • о саморегуляции;

  • о психологии здоровья;

  • психологической подготовки к ЕГЭ и ознакомиться с практическими рекомендациями для успешной адаптации в лицее и сдачи ЕГЭ.

Формы подведения итогов спецкурса:

Учащиеся представляют творческие работы по пройденным темам: рефераты, рисунки, презентации.



Пояснительная записка

Предложенная программа предусматривает углубление представлений учащихся об уровне собственного эмоционального и интеллектуального развития.

Психодиагностика позволит учащимся оценить такие качества как самооценка, выявить доминирующие каналы восприятия информации, познакомиться с особенностями функциональной асимметрией коры головного мозга, выявить собственные особенности и связать это с разными способами познания окружающего мира, тест Аумтхауэра позволит проанализировать свою структуру мышления и выявить коэффициент интеллекта.

Типоведение или соционика познакомит учащихся с современными представлениями о типах личности, что позволит каждому узнать свои «слабые» и «сильные» стороны своего характера, особенности адаптации, а также научит лучше понимать своих друзей.

Анализ собственных показателей предложенных тестов позволит составить индивидуальную программу самосовершенствования.

С позиций практической психологии, учащиеся смогут получить ответы на жизненно важные вопросы: как управлять собственными чувствами и переживаниями, как преодолевать депрессии, кризисы жизни и гнетущие состояния, как умело сотрудничать с неизбежным, как пережить стрессовые ситуации, как освобождаться от болезненных переживаний и получать доступ к необходимому состоянию спокойствия и уверенности.

Учащиеся знакомятся с современными методами психодиагностики,

с психологическими требованиями к различным профессиям, с техникой развития интеллекта, а также секретами психологической подготовки к экзаменам.



Программа 1 части спецкурса

«Психотехнология успешного управления собой».

Занятие 1.Важность позитивного мышления

Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, начало формирование позитивного мышления.



Занятие 2. Принципы эффективного управления собой.

Цель: продолжение знакомства с учащимися, повышение групповой сплоченности, научиться снимать барьер на проявление чувств и эмоций.



Занятие 3.Совершенствование коммуникативных возможностей

Цель: знакомство с базовыми навыками общения, выделение вербальных и невербальных элементов общения.



Занятие 4. Механизмы преодоления стрессовых ситуаций

Цель: определение конфликтных ситуаций и их разрешение.



Занятие 5. Технология выработки эмоциональной устойчивости

Цель: знакомство с понятием активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга.



Занятие 6. Профилактика конфликтных ситуаций

Цель: знакомство со стрессообразующими факторами.

Учимся смотреть на проблемы позитивно

Занятие 7. Способы восприятия мира и общение.

Цель: знакомство с НЛП. Типы восприятия информации.

«Я-сообщение», успешное разрешение межличного непонимания.

Занятие 8. Тренинг позитивного мышления.

Цель: повысить уровень мотивации достижения.



Занятие 9. Что такое счастье?

Цель: Определить свою позицию, познакомиться с «мыслями мудрых». Расширить знания о себе.



Занятие 10.

Защита творческих работ.


Программа 2 части спецкурса

«Интеллектуальные возможности человека»

ЗАНЯТИЕ №1. Ваш интеллект.

1.Из чего складывается интеллект?

2. Основные умственные способности

3. Важнейшие характеристики интеллекта.



ЗАНЯТИЕ №2. Внимание.

  1. Способы изучения внимания.

  2. Задания для развития внимания.

ЗАНЯТИЕ №3. Память.

  1. Методики изучения памяти.

  2. Практические рекомендации для улучшения памяти

ЗАНЯТИЕ №4. Структура интеллекта.

  1. Тест Аумтхауэра.

  2. Вербальный интеллект

ЗАНЯТИЕ №5. Структура интеллекта.

1. Тест Аумтхауэра.

2 . Математический и пространственный интеллект.

ЗАНЯТИЕ №6. Технические способности.

1. Тест Беннетта.



ЗАНЯТИЕ №7. Творческие способности.

  1. Что такое творчество?

  2. Тест "Нестереотипность мышления"

  3. Упражнения на развитие творческих способностей.

ЗАНЯТИЕ №8. Функциональная асимметрия мозга.

  1. Тест на определение доминирования полушарий.

  2. Интуиция и творческие резервы.

ЗАНЯТИЕ №9. Проблема эмоционального интеллекта.

  1. Анализ результатов тестирования.

  2. Способы повышения эмоционального интеллекта.

ЗАНЯТИЕ №10.

Защита рефератов.



Программа 3 части спецкурса

»Психологическая подготовка к экзаменам»

Занятие№1.

Ознакомление с правилами тестирования, требованиями заполнения ответных бланков и правилами поведения на экзамене.



Занятие №2.

Формирование адекватной самооценки.



Занятие №3.

Разработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ.



Занятие №4.

Тренировка и развитие внимания



Занятие №5.

Тренировка и развитие памяти.



Занятие №6.

Тренировка и развитие воображения.



Занятие №7.

Ставим перед собой ясные цели.



Занятие №8.

Развитие навыков саморегуляции своего состояния



Занятие №9.

Моя готовность к экзаменам.



Занятие №10.

Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке.

Защита рефератов.

Список литературы для учителя.

1.Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Дубровина И.В., Лубовский Д.В.Ю Прихожан А.М.,Толстых Н.Н. Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие. 3-11 классы. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.- 624с.

2. Власенко И.И. Как удвоить свои способности. Секреты психологической подготовки к экзаменам. – ростов н / Д: Феникс, 2005.- 320 с.

3. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике: Учебно-методическое пособие.-2-е изд. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство,1977. -270 с.

4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. –СПб.: «Тускарора», 2001. – 184 с.

5. Звездина М. Л., Поташкин С.П., Якименко Н.И. Образ жизни и здоровье. Региональные образовательные программы. 8-10 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. Учреждений.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Просвещение-регион: Просвещение, 2003.- 208 с.

6. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие для 10-11 кл. оющеобразоват. Учреждений.- 2-е изд. – М. Просвещение, 1997. -190 с.

7. Понаморенко Л.П., Белоусов Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Ч.1 Основы психологии: 10 кл.- 224 с.

8. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Нникифорова. – СП.:Питер,2003.-607 с.

9. Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. психология 8-11 класс. Учебник.- СПб «Питеор» 2000.- 224 с.

10. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. –М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с.

11. Экоэтика –XX1 век. По матер. Междунар. Научного конгресса.-М.-«Чистые Воды», 2004.-351 с.



Литература для учащихся.

1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. – 2-е изд., испр., доп .: Знание 1981. – 176 с.

2. Бакнолл К. Как учиться в университете: Руководство по курсу академического образования / Пер. с англ. С. Потапенко. – Изд-во «Урал LTD» 1999. – 232 с.

3. Байль Б., Нитч К., Шеллинг К. Без паники: переходный возраст / Пер. с нем. О. кутуминой. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 352 .

4. Мэриан Томас. Психология успеха: как добиться личного и профессионального успеха исключительно с помощью позитивного взгляда на мир / пер. с англ. А.Пауль. – М.: астрель .АСТ, 2005. – 108 с.

5. Левина И.И., Сушкова Ф.Б. Общеинтеллектуальные умения старшеклассников: Учеб. пособие. – М.:Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 144 с.

6. Польск А.Е. Как улучшить свою память. – Минск: Харвест ,

2002 . – 334 с.

7. Правила этикета. Краткий справочник под редакцией Л.Васильево-Гангус. – М.: Дельта-МКС. 1992.-95 с.

8. Селенко Г.К., Закатова И.Н., Левина О. Г. Серия книг «Профессиональная библиотека учителя», «Самосовершенствование личности»: - «Познай себя».-154с. «Сделай себя сам».-173с. «Утверждай себя».-160 с. «Найди себя» -143с. «Реализуй себя» - 176 с. М.: Народное образование,2001.

9. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений .-2- изд. – М.: Просвещение,1997. – 190 с.

10. Кузина Е.Б. НЛП по-русски: надежно, легко, просто. – СПб «Крылов», 2006. – 224 с.



11. Чудина-Эттер Ю.Ю. Тренировка памяти – М.: ООО «Изд-во АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004. – 285 с.

  1. Шейнов В.П. 12 секретов успеха. – М.:ИНФРА –М 2001. – 416 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1




  • Развивайте в себе позитивный взгляд на жизнь: под влиянием стресса иногда бывает трудно сделать правильный выбор между более позитивной и негативной перспективой. Позитивное отношение к жизни всегда добавляет преимуществ.




  • Не забывайте про самоконтроль. Возможно, что вам временно поможет, если вы позволите себе для снятия напряжения некоторые нездоровые привычки, например, переедание или употребление слишком больших доз алкоголя. Но в долгосрочной перспективе это не только не поможет снятию стресса, но и усугубит положение. Всегда лучше всё-таки выбрать какой-то другой, более здоровый способ справиться с ситуацией и со стрессом, вызванным ей.




  • Избегайте концентрации на причинах своего стресса и не задумывайтесь глубоко над всеми этими проблемами, если хотите добиться снятия напряжения и стресса и расслабиться – это может привести к навязчивой идее по поводу причин стресса и разочарования прожитого дня. Вместо этого переключитесь на что-нибудь другое, желательно более приятное – например, займитесь своим любимым хобби или чем-то, что отвлечёт вас от профессиональных проблем и доставит удовольствие. Это поможет вам сменить характер мыслей и начать двигаться в новом направлении, свободном от стресса.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2




  • Включите любимую музыку и сделайте уборку дома.

  • Понаблюдайте за аквариумными рыбками.

  • Сходите на пешеходную прогулку с другом или подругой.

  • Пойте под музыку, когда вы одна.

  • Используйте расслабляющие средства для ванны.

  • Поиграйте в спокойные настольные игры.

  • Погуляйте со своей собакой.

  • Приготовьте что-нибудь восхитительное из ваших любимых блюд.

  • Попробуйте делать дыхательные упражнения.

  • Рисуйте картины.

  • Танцуйте под вашу любимую музыку.

  • Станьте оптимисткой или хотя бы поработайте над собой в этом направлении.

  • Медитируйте.

  • Разгадывайте какие-нибудь загадки или кроссворды.

  • Устройте себе короткий отпуск.

  • Заведите дневник и записывайте в него ежедневно Ваши успехи или приятные моменты в жизни. Увидите – их немало!

  • Играйте на музыкальных инструментах.

  • Постарайтесь окружать себя позитивной энергией и успешными людьми.

  • Научитесь отказывать, если кто-то посягает на ваше свободное время.

  • Сон – лекарство от стресса.

  • Постарайтесь уменьшить стресс на работе, изменив свое отношения к трудностям.

  • Постарайтесь изменить распорядок дня, введя в него новые, снижающие стресс привычки, и следуйте ему.

  • Юмор и смех

  • Музыкальная терапия.

  • Пешая прогулка.

  • Работа в саду или огороде.

  • Изучение конструктивных техник общения с людьми.

  • Ароматерапия.

  • Снижение потребления кофе и напитков, содержащих кофеин.

  • Зелёный чай.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Секрет №1. Самое главное – КАК вы думаете. Помните, что следует думать позитивно в любой ситуации. Представляйте себе отчетливо только успех, а никак не поражение или промах. Избегайте отрицательного окружения и негативно мыслящих людей. Вы – то, как вы мыслите. Фактически, исследования показывают, что позитивное мышление продлевает жизнь.

Секрет №2. Сформулируйте ТОЧНО ваши мечты и цели. Например, вместо «я бы хотела пойти на курсы ландшафтного дизайна» скажите себе: «В следующем месяце я иду на курсы ландшафтного дизайна!». Разработайте план и твердо следуйте ему. И тогда успех неизбежен!

Секрет №3. Действуйте! Сама по себе цель ничего не значит, чтобы достичь её, надо что-то предпринять. Не позволяйте сомнениям вам помешать, просто делайте это – ваши действия станут движением к вашему успеху.

Секрет №4. Не прекращайте учиться. Ходите на курсы, читайте книги, найдите клуб по интересам. Если вас что-то увлекло, узнайте об этом больше. Овладевайте новыми навыками – это необходимая составляющая успеха.

Секрет №5. Будьте упорны и много работайте. Возможно, вы слышали такое выражение: «Успех – это марафон, а не спринт». Стремитесь к своей цели и продолжайте действовать, чтобы достичь её. Не останавливайтесь на полпути и не бросайте.

Секрет №6. Учитесь анализировать детали. Соберите факты, уточните исходные данные – это поможет вам принять более мудрое решение. Признайте свои ошибки, но не казните себя за них, а учитесь на этих промахах. Анализ – это важная составляющая успеха.

Секрет №7. Сосредоточьте всё своё время и деньги на своих целях. Когда вы верите во что-то, вложите в это всю свою энергию, всё своё внимание. Не позволяйте другим людям или делам сбить вас с этого пути.

Секрет №8. Не бойтесь вводить новшества, быть непохожими на других. Будьте верны самой себе и своим собственным идеям. Следование за толпой – удел бездарностей. Успех – это всегда оригинальность.

Секрет №9. Общайтесь с людьми эффективно. Сообщайте ваши мысли и желания честно, это способствует тому, чтобы и другие были честными с вами. Развивайте в себе способность понимать чувства и мотивацию других людей – успех невозможен без правильных взаимоотношений с окружающими.

Секрет №10 – это главный секрет успеха. Будьте честными, надежными в делах, ответственными за свои решения. Никогда не мошенничайте и не лгите. Если пообещали что-то, то держите своё слово. Если сделали ошибку или какую-нибудь глупость, признайте это. И помните: без честности, надёжности и ответственности предыдущие секреты успеха не очень помогут в достижении ваших целей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Практикум по саморегуляции учащихся
При подготовке к ЕГЭ психолог может научить детей способам саморегуляции при помощи аутогенной тренировки и упражнений.

Рекомендуем упражнения на релаксацию:

• Настройка на определенное эмоциональное состояние (вспомни то место, где ты был счастлив).

• Приятное воспоминание (« Поменяй стул» на «хороший», т.е. представь себе, что ты успешный и спокойный, готовый к экзамену и все знаешь и помнишь).

• «Улыбка». Упражнение на улыбку помогает снять мышечное напряжение. Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы.

• «Спой любимую песню «про себя». (Пропевание песни или заданий так же положительно воздействует на ваше эмоциональное состояние).

• «Напиши свое имя головой в воздухе». (Это задание повышает работоспособность мозга).

• «Точечный массаж» (Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами).

• «Конфета во рту» (Возьми с собой на экзамен конфету).

• «Мягкая игрушка» (Ты можешь взять с собой на экзамен маленькую мягкую игрушку или свой любимый талисман).

• «Дыхание» После упражнений ты можешь приступить к управлению ритмом дыхания. Цикл дыхания состоит из фаз вдоха, выдоха и пауза между ними.



• «Аутогенная тренировка».

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Памятка для выпускника
Активность Вашего внимания и умственной деятельности повысится,


  • при наличии приятных запахов лимона, лаванды

  • негромких фоновых звуков – приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т. п.

  • при чередовании работы и короткой паузы, через каждые15 минут (1-2 минуты)

  • переключиться на другую деятельность.

  • заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать

  • выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в другую ее часть;

  • подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;

  • опустить ладони своих рук под холодную воду на 2-3 минуты;

  • постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т. п.


Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно:


  • понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения;

  • подумать возможные способы решения поставленной в задании проблемы;

  • рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные задания;

  • постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;

  • не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;

  • помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…».

  • Следует помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому Вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Памятка для учащихся

  • Поскольку процедура проведения тестирования постоянно совершенствуется, необходимо получать свежую информацию из достоверных источников: от преподавателей, из надежных СМИ, находить в специальных брошюрах, спецвыпусках, информационных листках, Интернете.

  • ЕГЭ – официальный государственный экзамен, поэтому его расписание утверждается Министерством образования России. Знайте, что если вы пропустите экзамены по какому-либо предмету по уважительной причине, то сможете сдать экзамен в резервный день, но это особый случай, и его следует обсуждать с администрацией учебного заведения.

  • Надо помнить, что вы НЕ будете сдавать ЕГЭ в стенах родной школы. Такой экзамен проводится в «специально подготовленных пунктах». Таким «пунктом» может быть соседняя либо какая-нибудь другая школа, но не та, в которой вы учитесь.

  • Ваш учитель-предметник НЕ будет присутствовать на этом экзамене. Вместо него сопровождать вас на экзамене будет внимательный и специально подготовленный для этого человек (это может быть учитель из другой школы, преподающий не тот предмет, который вам предстоит сдавать).

  • ТРИ ВЕЩИ, которые вы должны ОБЯЗАТЕЛЬНО взять на экзамен:

          • Пропуск на ЕГЭ (заполненный и зарегистрированный)

          • Паспорт

          • Ручку обязательно черную и обязательно гелевую

  • В пункте проведения экзамена будет человек, который официально называется «уполномоченным представителем образовательного учреждения». В его обязанности входит оказание содействия выпускникам в затруднительных ситуациях. Лучше этих ситуаций не создавать самим, но случается, что они могут быть непредвиденными, и тогда нужно смело обращаться к нему за помощью.

  • Когда вы уже зашли в аудиторию и с помощью организаторов заняли удобное вам место, и пока другие еще рассаживаются, у вас есть несколько минут для осознания себя в этом месте «под солнцем». Несколько раз глубоко вдохните, сделайте свои любимые упражнения на расслабление. Найдите что-то приятное в окружающем (цвет стен, пейзаж в окне, цветок, фрагмент интерьера…) и свяжите с тем, что вызывает у вас чувство спокойствия и уверенности. Улыбнитесь, «встряхнитесь»: это испытание вам по плечу!

  • Находясь в аудитории, вы обязаны выполнять указания организаторов. Они совсем несложные и способствуют поддержанию комфортной рабочей обстановки. В аудитории запрещаются разговоры, вставания с мест, пересаживания во время работы, обмен заданиями и бланками ответов. Обо всем этом вы будете предупреждены заранее. В процессе экзамена выпускникам категорически запрещается использование мобильных телефонов или иных средств связи. Учтите это заранее. Нарушение этих требований, отказ от их выполнения повлечет за собой неприятные последствия: организаторы имеют право удалить выпускника с экзамена и внести запись в протокол проведения экзамена с указанием причины удаления из аудитории. Все это официально заверяется подписью организатора и руководителя пункта приема экзамена. На бланках и в пропуске делается запись: «Удален с экзамена».

  • Когда всем начнут вручать запечатанные индивидуальные пакеты с контрольно-измерительными материалами, бланками регистрации и бланками ответов и будут проводить инструктаж по работе с экзаменационными материалами и бланками, будьте внимательны, не стесняйтесь в корректной форме уточнить непонятное. Это лучшее время, чтобы задать вопрос.

  • На экзамене строгий порядок. На столе могут находиться только экзаменационные материалы из индивидуального пакета, паспорт, пропуск и авторучка. Все! Иногда по отдельным предметам разрешается пользоваться калькуляторами, необходимыми материалами и инструментами (линейка, карта, таблица…), но все это заранее оговаривается и обсуждается.

  • Усядьтесь поудобнее за ваш рабочий стол – за ним вам предстоит провести несколько часов, настройте себя на интерес и радость предстоящей работы.

  • Организаторы сообщат длительность экзамена, режим его проведения, порядок сдачи экзаменационных материалов, время и место ознакомления с результатами. На этом этапе уточните то, что вам не совсем ясно.

  • Индивидуальные пакеты с заданиями можно вскрыть только по указанию организаторов. Далее необходимо все тщательно проверить: нет ли лишних бланков, не имеют ли КИМ полиграфических дефектов? Если в какой-то части комплекта обнаружен дефект, пакет полностью заменяется на новый.



ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Советы учащимся по подготовке к сдаче экзамена:

  • Необходимы планы подготовки: перспективный и каждодневный. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить задачу дня (изучить конкретные темы, разделы), избегая неопределенности: «Немного позанимаюсь».

  • Традиционно считается, что лучше начинать с трудного. Но если нелегко бывает именно «раскачаться», то можно начать с того материала, который интересен и приятен. Так можно быстро включиться в рабочий ритм, а затем перейти к сложному.

  • Не доводите себя до крайней усталости. Это опасно тем, что организм начнет сопротивляться, и в следующий раз заставить себя сесть за работу будет гораздо сложнее. Лучше, если вы будете мечтать о следующем занятии, наметив в перерывах приятные небольшие развлечения: посмотреть фотоальбом, полить цветы, принять душ и т.д.

  • Не надо стремиться к тому, чтобы все прочитать и запомнить наизусть. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны потому, что их легко использовать при повторении материала.

  • Необходимо выполнять как можно больше различных опубликованных тестов по данному предмету. При подготовке к тестовому экзамену и зная его специфику, необходимо вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, пунктуальность, аккуратность.

  • Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов. На задание части А в среднем уходит 2 минуты на один вопрос.

  • При подготовке к экзамену на любом этапе думайте как человек, достигший успеха. В мире множество победителей. Окружите себя ими хотя бы мысленно. Улавливайте волны энтузиазма. Найдите в своем окружении и будьте рядом с людьми, которых вы уважаете и которым хотели бы подражать. Радуйтесь успеху других!

  • Оставьте дни или хотя бы вечер перед экзаменом, чтобы отдохнуть. Можно лишь перед сном пролистать конспекты, как учила бабушка, положить их под подушку. Назавтра предстоит ответственное испытание, упорный труд. Подумайте о хорошем и засыпайте, чтобы утром встать бодрым и здоровым.

  • Существует множество мифов о том, что можно и чего нельзя делать перед экзаменом: что положить под подушку, под левую пятку, в правый карман (ну это понятно что: шпаргалку, она может служить просто символом уверенного поведения.) С таким же успехом в карман можно положить ключ, монетку, конфетку – лишь бы вы сами верили, что это вам помогает, и оно действительно помогает, но каждому – свое.





База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница