Концепция деятельности издание четвертое, переработанное и дополненное г. Ярославль 2006 г



страница1/3
Дата28.06.2015
Размер0,76 Mb.
  1   2   3

«Утверждаю»: «Согласовано»:

Начальник управления Начальник управления

образования мэрии здравоохранения мэрии

__________А.Ф. Прямицин ____________Г.М. Моргунова

__________________2006г. ___________________2006г.

«Согласовано»:

Руководитель ГЦРО

__________В.А. Шматуха

__________________2006г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ Г. ЯРОСЛАВЛЯ.


ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ


КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ.

г. Ярославль



2006 г.

Концепция разработана коллективом специалистов города Ярославля под редакцией директора Городского центра психолого-медико-социального сопровождения Ю. В. Гоголева и в составе:


Доктор медицинских наук, профессор кафедры детской хирургии ЯГМА. Главный внештатный ортопед-травматолог департамента здравоохранения администрации области

Бландинский В.Ф.



Доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой факультетской педиатрии ЯГМА. Действительный член Российской академии естественных наук. Председатель Ярославского отделения Союза педиатров России и Ярославского отделения международного фонда охраны здоровья матери и ребенка

Николаева Т.Н.

Доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии и педагогики ЯрГУ


Клюева Н.В

Доктор психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ЯГПУ

Иванова Н.Л.



Кандидат психологических наук


Бландинская О.М.

Заместитель директора ГЦПМСС

Луканина М.Ф.


Кандидат психологических наук


Серафимович И. В.

педагог ГЦПМСС

Заводчикова Н.А,


Концепция деятельности Городского Центра психолого-медико-социального сопровождения

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из самых актуальных и трудно решаемых современной школой. Имеются различные пути, варианты решения этой проблемы, а также существуют образовательные учреждения, призванные содействовать формированию мотивации здорового образа жизни.



Здоровый образ жизни - это такая организация жизнедеятельности конкретного ребенка, социальной группы или общества в целом, которая способствует укреплению здоровья, физическому развитию, профилактике заболеваний.

Здоровый образ жизни – явление сложное, многофакторное. На него влияют демографическая, экономическая, политическая ситуации, ценности, принятые обществом, состояние системы образования и здравоохранения.

Сегодня проблемы здоровья детей встали на повестку дня многих организаций и ведомств; планируются, осуществляются многие программы, цель которых – сохранить и укрепить здоровье, снизить уровень заболеваемости. В работу включено большое количество специалистов, в нее вкладываются большие средства, потому что самые лучшие инвестиции – инвестиции в здоровье, которое является залогом востребованности человека.

К сожалению, разрозненная и нескоординированная работа ведомств (образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения) ощутимых результатов не дает. Все больше и больше растет убеждение в том, что в рамках отдельной отрасли невозможно добиться устойчивого и существенного улучшения здоровья.

Для эффективной организации профилактической работы требуется комплексная педагогическая, социальная и медицинская деятельность по широкому фронту, объединяющему детей, родителей, педагогические коллективы и медицинские учреждения, учреждения культуры и спорта и т.д. Во многих регионах страны сейчас создаются различные по своей структуре межведомственные организации, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.

Одним из таких учреждений является муниципальное образовательное учреждение Городской Центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников (ГЦ).

Программа ГЦ имеет своей целью обучение школьников здоровому образу жизни (ЗОЖ) как основе сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья, а также работу с педагогами и родителями как субъектами формирования позиции здоровья у школьников.

Данная программа является результатом длительных исследований под руководством и при активном участии ученых Ярославской государственной медицинской академии, Ярославского государственного университета им. Демидова, Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, а также специалистов ГЦПМССДКШ.

Актуальность этой проблемы связана с ухудшением показателей здоровья населения, особенно детского, за последние десятилетия.

Показатели заболеваемости выросли: у детей на 42,5%, у подростков - на 64%. В том числе показатели по классам болезней, формирующим хроническую патологию, изменились в сторону увеличения следующим образом:

- заболевание органов дыхания детей - на 34%, подростков – на 39,4%.

- заболевание органов пищеварения детей – на 34%, подростков – на 49,7%.

- заболевание нервной системы детей – на 15 %, подростков на 23% («Справочник педиатра» №7-2005г., М., Медиздат).

В г. Ярославле по результатам комплексного обследования более 600 школьников подтверждается низкий уровень здоровья современных детей: только 40,9% имеют I-II группу здоровья, 41,7% - гармоничное морфофункциональное состояние. Пограничные нервно – психические расстройства диагностированы у 58,8% детей. (Черная Н.Л., д.м.н., «Материалы областной научно-практической конференции». Ч.1, с.52, Ярославль, 2004г.) Специальные исследования показывают, что более 20% детей школьного возраста имеют хронические заболевания, более чем у 50% школьников зарегистрировано ослабление здоровья, более 40% детей к окончанию школы ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья. Растет заболеваемость инфекционными болезнями (дифтерия, коклюш, туберкулез) (Лопатина В.И., «Здоровьесберегающие технологии в условиях модернизации образования Центрального административного округа» М,: Пушкинский институт, 2003).

Несмотря на прилагаемые усилия специалистов образования, здравоохранения, других отраслей, негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков проявляются все отчетливее. Особенно ярко эти тенденции проявляются при анализе состояния здоровья школьников.

Причины ухудшения здоровья населения страны, в т.ч. детского многочисленны. Они носят геополитический, социальный и личностный характер. Имеет место взаимоусиление как объективных социально-политических, так и субъективных, личностных факторов ухудшения здоровья детей.

Современная общеобразовательная школа при всех инновационных тенденциях не всегда учитывает биологические, физические, психологические, возрастные особенности развития школьника. И сегодня остро ощущается, что нерешенная проблема сохранения здоровья маленького гражданина, завтра обернется большой головной болью всего общества.

Многолетний анализ работы по сохранению и укреплению здоровья школьников подтверждает, что общеобразовательная школа и только она, была, есть и будет местом, где грамотно и с любовью выращивается самая большая ценность человека - его здоровье.

Все структуры системы образования, в том числе и ПМСС - Центры, только помогают школе решать эту важнейшую задачу.

Таким образом, во – первых, работа общеобразовательной школы по укреплению здоровья детей, учителей должна быть интегрирована в уклад жизни самого образовательного учреждения. Во – вторых, школа - главное место, где образовательный процесс, окружающая среда пропитаны идеей здоровья, где школа подводит ученика, педагога к признанию здоровья как основной жизненной ценности.

Образовательные учреждения типа ПМСС – центры вышли на уровень реальной готовности вместе со школой, рядом с ней, для школы, помогая ей решать эту важнейшую задачу. Сформированы и апробированы условия реализации пускового механизма по внедрению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе.

Активная деятельность Городского Центра психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников на 12 экспериментальных площадках общеобразовательных школ, а также успешная реализация программ для учащихся, учителей, родителей подвели всех организаторов работы к заключению, что здоровье школьников надо рассматривать не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности.

Если объективно судить, то создание такой среды и есть здоровьесберегающая педагогика, а ПМСС - центр и общеобразовательная школа – единая связка в реализации этой задачи.

Это действующая модель учреждения в системе образования с выполнением задач образования и здравоохранения (на все виды деятельности имеются лицензии), которая:


  1. ориентирована на школьников, учителей, родителей, она способна работать в начальном, среднем и старшем звене общеобразовательной школы, и направлена на формирование знаний участников образовательного процесса о здоровом образе жизни, а так же на создание условий адекватного знаниям поведения;

  2. органично вписана в учебный процесс школы, не деформируя учебный план;

  3. модель достаточно экономична и не обременяет муниципальный бюджет;

  4. Она имеет широкую аудиторию:

67 общеобразовательных школ в 5 районах города (кроме Дзержинского района), более 18150 учащихся, около 17000 родителей, 1240 учителей, более 3500 консультирующихся в Городском Центре.

  1. в ней сформированы четкие критерии эффективности и оценки качества работы, в наличии прочная юридическая основа деятельности.

В современных финансовых, кадровых, правовых условиях учреждения типа Городской Центр являются оптимальными для решения проблемы активной профи­лактики. Именно в Городском Центре имеются возможности для концентрации раз­личных специалистов (врачей, психологов, педагогов), для интеграции различных дисциплин, для организации научно-методической работы, поскольку есть развитая база сотрудничества с вузами города.

Цель деятельности Городского Центра - приобщение участников образовательного процесса (школьников, педагогов, родителей) к здоровому образу жизни (ЗОЖ) как основе сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья.

Деятельность Городского Центра по приобщению участников образовательного процесса к ЗОЖ строится на следующих принципах:

- комплексность (междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка)

- равнозначность программ помощи ребенку в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций

- гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе

- защищенность (специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях защищают интересы и права ребенка).

К специфическим принципам педагогической деятельности ГЦ относятся следующие положения:

1. Гуманистическая направленность.

2. Адекватная ориентация относительно системы социально-экономических отношений в обществе.

3. Системная организация учебного процесса.

4. Интегративный подход к проблеме приобщения школьников к ЗОЖ, включающий в себя медицинский, психологический, педагогический аспекты.

5. Системообразующие взаимодействие Центра с общеобразовательными и муниципальными учреждениями, родителями, общественными организациями.

6. Комплексное сочетание теоретического приобщения к здоровому образу жизни с оказанием консультативной и медицинской помощи подросткам.

7. Бесплатное оказание всех видов образовательных и медицинских услуг.

Организация образовательного процесса и медицинской помощи подросткам в Городском Центре строго регламентирована:


  1. приказом начальника Управления образования мэрии на организацию учебного процесса в текущем учебном году, Программой, учебным планом, годовым ка­лендарным графиком, согласованным с Учредителем (управление образования мэрии), начальниками отделов образования территориальной администрации районов города (пять административных районов из шести), директорами общеобразователь­ных школ (67 образовательных учреждений города);

  2. расписанием занятий, разработанным в Городском Центре на каждую учеб­ную неделю для конкретной общеобразовательной школы, где в данную неделю организован учебный процесс согласно графику (за одну учебную неделю возможна ра­бота в одном, двух и даже трех учебных заведениях одновременно);

  3. договором с руководителем образовательной школы;

  4. письменным согласием родителей на обучение детей в Городском Центре;

-согласованной и утвержденной Программой совместной работы Городского Центра, общеобразовательной средней школы, детской поликлиники района по оздоровлению детей.

Основные идеи организации и управления сформулированы в Уставе Центра. В нем закреплена правовая база Городского Центра как муниципального образовательного учреждения, нормативно подтверждаются правовые основы Городского Центра как амбулаторно-поликлинического учреждения, даны Учредителем полномочия директору Городского Центра на изменение штатного расписания в соответствии с непрерывным совершенствованием Программы и Концепции Городского Центра, но без права введения дополнительных штатных единиц. Здесь же оговорены принципы управления Городским Центром.

К настоящему времени организационная структура Городского Центра представлена административно-хозяйственным, учебно-образовательным, консультативным отделами, включая службу мониторинга функционального состояния здоровья школьников по системам «Диакомс» и «Гармония».

Коллектив Городского Центра (основной состав и совместители) формируется из квалифицированных специалистов (педагогов, психологов, юристов, врачей), обеспечивающих учебный, консультативно-профилактический и коррекционный процессы), имеющих специальное образование и соответствующие сертификаты деятельности. На формировании штатного расписания целесообразно остановиться более детально. Поскольку аналогов учреждению подобного типа не было, пришлось определять и общее число, и профессиональный профиль необходимых специалистов путем теоретических расчетов. При расчете учитывались количество обслуживаемых общеобразовательных школ, и объем консультирования, исходя из чего, и корригировался состав сотрудников Городского Центра в рамках строго определенного количества специалистов в пределах фонда заработной платы.

К настоящему времени организационная структура, кадровый состав, методическое и программное обеспечение учебного процесса, имеющийся опыт дают основание считать, что Городской Центр отвечает всем требованиям образовательного учреждения.

В то же время Городской Центр выполняет ряд лицензированных функций амбулаторно-поликлинического медицинского учреждения, для чего также созданы необходимые базовые документы, нормативно регламентирующие объем и формы санитарно - просветительской работы и медицинского консультирования. Эти документы утверждены управлением здравоохранения мэрии. В соответствии с требованиями Минздрава РФ оборудованы врачебные кабинеты, включая смотровой кабинет гинеколога, а также кабинет компьютерной диагностики функциональной оценки состояния здоровья подростков. Подготовлены рабочие места для приема нарколога, венеролога, андролога, психотерапевта, педиатра, эндокринолога, офтальмолога (все специальности есть в штате Городского Центра). Утвержден график консультаций пациентов, налажена их регистрация, подготовлены необходимые медицинские документы (по типу амбулаторной карты). Согласованы на уровне управления здравоохранения мэрии и департамента здравоохранения области взаимодейст­вия с муниципальными учреждениями здравоохранения. С лечебными учреждениями (детские поликлиники, наркологический Центр медико-психологической помощи детям и подросткам и др.) заключены договоры и составлены планы совместной работы. Ведение единой медицинской документации, взаимодействие и преемственность в работе с лечебными учреждениями города закрепило за Городским Центром статус амбулаторно-поликлинического учреждения, целесообразность и необходимость которого сейчас уже никем не ставится под сомнение.

Именно сочетание образовательной и медицинской деятельности и составляет уникальность Городского Центра, являясь той самой «изюминкой», которая позволяет непосредственно в школе решать задачи по формированию у подростков социальной ответственности за свое поведение, создание устойчивого желания вести здоровый образ жизни и оказывать ему, его родителям и учителям конкретную медицинскую, психологическую, правовую помощь.

Организационная форма работы Городского Центра схематично выглядит следующим образом:



Организационная структура Городского Центра:

ГЦПМССДКШ

Директор

Зам. директора по АХЧ

Гл. бухгалтер

Зам директора

Зам директора

Зам директора


Учебный процесс:

5 кл. – 12 часов

7 кл. – 12 час.

9 кл. – 14 час.

10 кл. - 20 час.

58 уч. час. – цикл

308 часов в уч. неделю

Педагогич.

всеобуч

Родитель-ский всеобуч



Медицинская служба
Психологическая служба
Группа научного обеспечения


Комната психологической разгрузки

ДИАКОМС


Психологи-ческое консультирование
Медицинское консультирова

ние


Отдел планирования и контроля
Мониторинг учебной деятельности, многолетний анализ состояния здоровья учащихся школ г. Ярославля, проводимый специалистами ГЦПМССДКШ показал, что наиболее проблемными годами обучения в школе являются 5-ые классы. Ученики младшей школы более адаптированы к учебной деятельности, педагоги, работающие со школьниками этого возраста, справляются с вопросами сохранения и укрепления здоровья учеников. При переходе же в среднюю параллель резко взрастают показатели школьной дизадаптации и показатели здоровья учеников снижаются. Так, по результатам диагностики школьной тревожности, проводимой психологами школ – экспериментальных площадок и специалистами ГЦ, уровень общей тревожности в младшей школе в среднем составляет 37%, в пятом классе у тех же учеников тревожность повышается до 67% процентов; лонгитюдное обследование школьников с помощью компьютерного комплекса «Диакомс» показало, что среди пятиклассников каждый второй имеет низкие общие функциональные показатели (51,4%), каждый четвертый (27%) низкую мотивацию к учебе, и каждый пятый (19,2%) низкие показатели иммунитета. По сравнению с четвертым классом возрастают показатели склонности к социальной дизадаптации (на 54%), сниженный иммунитет наблюдается у 62% учеников (1496 учащихся в 8 общеобразовательных школах с использованием компьютерного комплекса электропунктурной экспресс – диагностики и мониторинга состояния здоровья «Диакомс»). В целях совершенствования работы по формированию здорового образа жизни учащихся разработана и реализуется в общеобразовательных школах города новая Программа «Путь в здоровье», где введены уроки для пятиклассников, направленные на профилактику заболеваний и помощь школьникам в социальной и психологической адаптации к среднему звену и подростковому возрасту. Образовательная программа, таким образом, теперь реализуется в параллелях, наиболее проблемных с точки зрения сохранения здоровья школьников, профилактически решая актуальные для подросткового возраста вопросы: адаптация школьников к подростничеству, принятие ответственности и требований социума, формирование мотивации здорового образа жизни как значимого и актуального для подростков, обеспечив внедрение здоровьесберегающих технологий в наиболее сложных с точки зрения становления ценностных ориентаций периодах – подростковом и юношеском.

Обучение ЗОЖ строится по смешанному линейно - концентрическому принципу: в 5-х, 7(8)-х, 9-х и 10-х классах, с ежегодным охватом в среднем 18150 учащихся.

Для проведения учебного процесса непосредственно в школах администрация Городского Цен­тра в пределах штатного расписания (оно формируется с учетом планируемых нагрузок) комплектует две группы преподавателей-специалистов с абсолютно рав­ными возможностями. В обе группы входят психологи, педиатры, гинекологи, андрологи, и одновременно в двух группах работают социальные педагоги, наркологи, ве­неролог, юрист, экономист. Учебная нагрузка и режим работы тех, кто одновременно работает в двух группах, позволяют им, не нарушая трудового законодательства, вы­полнить в полном объеме свои функциональные обязанности. Наличие же двух групп дает возможность работать одновременно в одной общеобразовательной школе (если школа большого комплекта) или в двух (трех) школах, если они с небольшой числен­ностью учащихся.

В практике работы Городского Центра сложились два вида сопровождения школьников:



Системно - ориентированное - решает задачи активной профилактики и имеет несколько направлений:

- фронтальную профилактическую работу со школьниками;

- работу с педагогическими коллективами школ;

- работу с родителями школьников, с семьей;

- работу с учреждениями здравоохранения.

Индивидуально - ориентированное - решает задачи по оказанию помощи конкретному ребенку и имеющее несколько направлений:

- психологическое консультирование;

- медицинское консультирование;

- мониторинг здоровья школьников.



Системно ориентированное сопровождение.

1. Фронтальная профилактическая работа. В основе программы обучения школьников здоровому образу жизни лежит понятие «здоровье», предложенное Всемирной Организацией Здравоохранения.

Здоровье – это не только отсутствие болезней и дефектов, а состояние физического, психического и социального благополучия. Исходя из такого широкого понимания здоровья на каждом году обучения в 5-х, 7(8)-х, 9-х и 10-х классах есть темы уроков, соответствующие этим трем аспектам здоровья и ЗОЖ.

Обучение здоровому образу жизни основано на следующих принципах:

1. Научная достоверность и доступность информации;

2. Учет возрастных особенностей детей;

3. Взаимосвязь интересов личности и общества;

4. Практическая направленность обучения, сочетающая удовлетворение насущих запросов детей и их родителей со средней и дальней перспективой.

Реализация этих принципов должна привести к переосмыслению школьниками своего отношения к здоровью и, как следствие, повышению его ценности.

В результате обучения у школьников формируются различные компоненты отношения к здоровью:

- ценностно-смысловой компонент отношения к своему здоровью («Я хочу быть здоровым…»);

- когнитивный компонент как система знаний о ЗОЖ («Я знаю…»);

- эмоционально - волевой компонент как принятие осознанного решения быть здоровым («Я могу…»);

- деятельностный компонент, проявляющийся в конкретных поступках, мнениях, навыках, обеспечивающих ЗОЖ («Я умею и действую…»).

Организация образовательной деятельности ГЦ по приобщению к здоровому образу жизни предполагает следующее:

1. Согласованность и взаимодействие с программами школьных предметов (анатомией, физиологией и гигиеной человека, общей биологией, историей, литературой, ОБЖ).

2. Совместную работу с педагогическими коллективами школ, родителями учащихся, врачами детских поликлиник по созданию и поддержанию у школьников желания быть здоровыми, чтобы знания, полученные школьниками на специальных занятиях, перешли на поведенческий уровень.

3. Эффективность обучения ЗОЖ обеспечивается тем, что со школьниками работает группа разных специалистов: педагоги, психологи, врачи (педиатры, наркологи, эндокринолог, офтальмолог, гинеколог, андролог).

4. Обучение ЗОЖ строится в рамках общеобразовательного процесса, в привычных для школьников условиях (своя школа, класс, урок), что позволяет охватить профилактической работой большое количество школьников.

5. Учитывая сложившуюся ситуацию, наиболее актуальные потребности подросткового периода в программе представлены как сквозные темы, так и темы, локального характера .

6. Программа обучения ЗОЖ рассчитана на 58 часов в каждой школе: в 5-х и 7(8)-х – по 12 часов в каждом классе, в 9-х – по 14 часов в каждом классе, в 10-х по 20 часов в каждом классе, часть из которых проходит факультативно. Общее количество часов, реализуемых в неделю: 308.

Уроки по обучению физическим и частично психическим аспектам ЗОЖ в основном проводят врачи: значение гигиены, двигательной активности, правильного питания, профилактики соматических заболеваний и др.

Уроки по обучению психическим и социальным аспектам ЗОЖ проводят психологи и педагоги: значение эмоций в сохранении здоровья, преодоления стресса, эффективного общения и др.

В понятие социального здоровья, кроме вопросов общения, норм поведения входят и личностно-нравственные аспекты, поэтому необходимо говорить о здоровой личности, о нравственном и духовном здоровье, о здоровой семье. Хотя четкие и однозначные критерии здоровой и зрелой личности выделить сложно, но можно назвать основные, важнейшие свойства, такие как: сознательная способность руководить своими эмоциями и действиями, ответственность перед собой и другими, стремление к самореализации, личностному росту, к установлению доброжелательных взаимоотношений с окружающими.

Особое внимание на всех уроках врачи, педагоги и психологи уделяют взаимовлиянию различных сторон здоровья, единству телесных, душевных и духовных свойств человека.

Для осознания роли здоровья в жизни человека и для переосмысления своего отношения к здоровью программой предусмотрены специальные уроки, непосредственно направленные на формирование мотивации ЗОЖ:

в 5 классе - «Зачем человеку здоровье?»

в 7(8) классе – «Здоровье в жизни человека»

в 9 классе – «Управляй своим здоровьем»

в 10 классе – «На пути к взрослению: личностный и нравственный аспекты здоровья».

Заканчивается программа каждого года обучения итоговым уроком по проверке полученных знаний и составлению собственной программы сохранения и укрепления здоровья.

На уроках применяются разнообразные формы и методы обучения: дискуссия, деловые и ролевые игры, элементы психологического тестирования, анализ ситуаций, работа в группах, элементы тренинга.

Воспитывающий характер обучения, разнообразие методов обучения, интеграция с учебными предметами общеобразовательных школ, комплексный подход дают возможность школьникам переосмыслить свое отношение к здоровью и реализовать возникшие намерения в практику.


Программа «Путь в здоровье».


В ее основе лежат положения:

1. Взаимосвязь интересов личности и общества.

2. Научная достоверность и доступность информации.

3. Учет возрастных особенностей детей.

4. Практическая направленность обучения, сочетающая удовлетворение на­сущных запросов детей и их родителей со средней и дальней перспективами.

5. Постепенность перехода от простого к сложному, использование предыдущих этапов обучения как базы для последующих.

Последнее положение привело к линейно-концентрическому построению Программы. Линейность обеспечивается, прежде всего, тем, что изучаемый материал от класса к классу усложняется, вводятся темы, которые впоследствии не повторяются. Концентричность состоит в повторном возвращении к основным темам, в изучении их в старших классах на более сложном уровне, то есть учебный процесс организуется как бы по расширяющейся спирали.

Такой подход обеспечивает в какой-то мере реализацию принципа прочности, позволяет опираться на знания, полученные школьниками на более ранних ступенях обучения, активизируя тем самым процесс усвоения знаний.

Следует заметить, что резкой грани между психолого-педагогическими и медицинскими темами нет, хотя существуют и темы с конкретным медицинским содержанием.

Итоговый урок проводится преподавателем педагогики на тему «Я и здоровый образ жизни».

Практически в каждой теме подчеркивается нравственный аспект изучаемой проблемы.

Программа «Путь в здоровье» учитывает и взаимодействует с программами школьных предметов (анатомией, физиологией и гигиеной человека, общей биологией, историей, литературой, ОБЖ и др.). Знания, полученные детьми в общеобразовательной школе, являются основой для понимания и освоения курса изучаемого материала. Программа носит гуманистическую направленность, имеет практическую значимость и востребованность основными заказчиками - учащимися и их родителями. Программа способствует развитию потребностей и навыков здорового образа жизни, обеспечению самоопределения личности, созданию условий для самореализации, формированию у обучающихся правильных взглядов и установок на ЗОЖ и основных представлений о культуре здоровых отношений. Ее реализация вносит существенный вклад в формирование мировоззрения школьников. В этом ее главная ценность.



ПРОГРАММА ДЛЯ 5 КЛАССА - 12 ЧАСОВ

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ КУРСА - 5 ЧАСОВ.
Учебно-тематический план

N темы

Наименование темы

Количество учебных часов

1.

Введение. Зачем человеку здоровье?

1 (педагог - психолог)

2.

Учись учиться.

1 (педагог - психолог)

3.

Настоящий друг – какой он?

1 (педагог - психолог)

4.

Правильный режим дня. Как уважать время.

1 (педагог)

5.

Счастливая этика.

1 ф. (педагог)


ТЕМА 1. Введение. Зачем человеку здоровье.

Цели и задачи работы ГЦ. Основные направления консультативной работы. Понятие «здоровье». Влияние состояния здоровья на жизнь человека: на самочувствие, настроение, обучение, общение, творчество.



ТЕМА 2. Учись учиться.

Правила работы на уроке. Подготовка домашних заданий. Как эффективно готовиться к заданиям. Способы запоминания материала, основы работы с информацией. Развитие мышления, внимания, памяти



ТЕМА 3. Настоящий друг – какой он?

Понятие «дружба». Отношение к себе и к другим. Качества личности, необходимые для дружбы. Взаимоуважение – необходимое условие эффективного общения. Как найти настоящего друга. Общение и здоровье.



ТЕМА 4. Правильный режим дня. Как уважать время.

Умение планировать свой день. Принятие правил поведения в школе и дома. Совершенствование внутренней дисциплины. Профилактика компьютерной, игровой и телевизионной зависимости у школьников. Грамотное использование компьютера. Правила просмотра телевизора. Умение планировать время.


Тема 5. Счастливая этика.

Основы поведения в обществе. Этические принципы общения. Уважение и здоровье.

МЕДИЦИНСКИЙ РАЗДЕЛ КУРСА - 7 ЧАСОВ
Учебно-тематический план

N темы

Наименование темы

Количество учебных часов

1.

Общая гигиена подростков.

1 (врач педиатр)

2.

Роль правильной осанки для здоровья

1 (врач педиатр)

3.

Профилактика заболеваний органов зрения.

1(врач педиатр)

4.

Случайных травм не бывает

1 (врач педиатр)

5.

Табакокурение: в чем его опасность?

1 Ф. (врач)

6.

Профилактика заболеваний ротовой полости

1 (врач педиатр)

7.

Профилактика заболеваний у младших школьников.

1 (врач педиатр)


ТЕМА 1. Общая гигиена подростков.

Вопросы общей гигиены.



ТЕМА 2. Роль правильной осанки для здоровья

Забота о спине. Как надо стоять, сидеть, спать, переносить тяжести.



ТЕМА 3. Профилактика заболеваний органов зрения

Как работают ваши глаза. Профилактика усталости, глазных инфекций и нарушений зрения

.ТЕМА 4. Случайных травм не бывает

Травму легче предотвратить, чем лечить. Причины травм, как избежать травмы. Что делать при травме?



ТЕМА 5. Табакокурение: в чем его опасность?

Понятие о табакокурении. Почему люди курят? Как развивается привыкание к табакокурению. Никотин и его пагубное влияние на здоровье. Курение и красота. Курить - это теперь не модно. Пассивное курение.



ТЕМА 6. Профилактика заболеваний ротовой полости.

Строение зуба. Правила гигиены ротовой полости.



Тема 7. Профилактика заболеваний у младших школьников.

Профилактика болезней ЖКТ, ОРВИ.



ПРОГРАММА ДЛЯ 7 КЛАССА - 12 ЧАСОВ

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ КУРСА - 6 ЧАСОВ
Учебно-тематический план

N темы

Наименование темы

Количество учебных часов

1.

Здоровье в жизни человека.

1 (учит. этики)

2.

Я – личность

1 (педагог - психолог)

3.

Роль эмоций в жизни человека

1 (педагог - психолог)

4.

Учимся общению.

1 (педагог - психолог)

5.

Права родителей и права детей

1 (учит. права)

6.

У очага наших предков

1ф (педагог)



ТЕМА 1. Здоровье в жизни человека.

Нравственность и здоровье. Влияние поведения на здоровье человека. Уважение, забота, ответственность – как научиться проявлять это в поведении.



ТЕМА 2. Я - личность.

Понятие «личность». Структура личности. Факторы формирования личности: самооценка… Роль личности в формировании мотивации здорового образа жизни.



ТЕМА 3. Роль эмоций в жизни человека

Понятие «эмоции». Эмоции положительные и отрицательные, их значение. Способы выражения эмоций. Влияние эмоций на здоровье человека.


ТЕМА 4. Учимся общению.

Роль общения в жизни человека. Качества личности, обеспечивающие эффективное общение. Проблема знакомства: секреты успеха общения.



ТЕМА 5. Права родителей и права детей.

Дом и семья - общее и личное. Права родителей и права детей. Кто, кому, чем обязан? Права и обязанности подростка в школе.



ТЕМА 6. У очага наших предков. Традиции русской семьи.

Когда и почему возникла семья? Социальные функции семьи. Роль семейных традиций.



МЕДИЦИНСКИЙ РАЗДЕЛ КУРСА - 6 ЧАСОВ
Учебно-тематический план

N темы

Наименование темы

Количество учебных часов

1.

Сущность и признаки физического здоровья

2 (врач педиатр)

2.

Профилактика табакокурения.

1 (врач)

3.

Алкоголь и здоровье подростка. Токсикомания и наркомания и их последствия.

1 (врач)

4.

Профилактика инфекционных заболеваний.

1 (врач педиатр)

5.

Мальчик - юноша. Особенности переходного возраста

1 (врач андролог)

6.

Девочка - девушка. Особенности переходного возраста.

1 (врач гинеколог)



ТЕМА 1. Сущность и признаки физического здоровья

Способы сохранения физического здоровья. Общая гигиена, режим дня, закаливание, физкультура и спорт.

Рациональное питание. Роль рационального питания для сохранения здоровья. Принципы и правила рационального питания.

ТЕМА 2. Профилактика табакокурения.

Опасность привыкания к табакокурению. Влияние табака на здоровье. Профилактика начала табакокурения. Как бросить курить.



ТЕМА 3. Алкоголь и здоровье подростка. Токсикомания и наркомания и их последствия.

Воздействие алкоголя на растущий организм человека. Алкогольная зависимость. Разрушение личности ребенка и подростка под влиянием алкоголя. Травматизм, несчастные случаи, преступность как результат приобщения к алкоголю. Понятия «наркотики», «токсикоманические вещества». Почему люди употребляют наркотики? Опасные заблуждения и последствия. Как сказать «нет» наркотикам. Службы, которые могут помочь.



ТЕМА 5 Мальчик - юноша.

Особенности переходного возраста (урок для мальчиков)

Особенности и этапы подросткового возраста. Основные признаки пола. Общая гигиена.

ТЕМА 6 Девочка - девушка. Особенности переходного возраста (урок для девочек)

Особенности и этапы подросткового возраста. Основные признаки пола. Общая гигиена.



ПРОГРАММА ДЛЯ 9 КЛАССА - 14 ЧАСОВ.

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ КУРСА - 9 ЧАСОВ.


Учебно-тематический план

N темы

Наименование темы

Количество учебных часов

1.

Управляй своим здоровьем.

1 (педагог-психолог)

2.

Познай самого себя

1 (педагог-психолог)

3

Как стать хозяином своей жизни?

1 ф. (педагог-психолог)

4

Поведение в конфликтной ситуации

1 (педагог-психолог)

5

Эмоции и здоровье

1(педагог-психолог)

6

Экзамен: секреты успеха.

1 (педагог-психолог)

7

Выберешь профессию – выберешь будущее.

1 (соц. педагог)

8

О правовой ответственности подростков

1 (учит. права)

9

Культура внешности, секреты красоты

1 (учит. этики)


ТЕМА 1. Управляй своим здоровьем.

Составляющие здоровья, их взаимосвязь. Факторы здоровья. Способы сохранения здоровья. Самодиагностика отношения к здоровью. Экология здоровья.



ТЕМА 2. Познай самого себя.

Интерес к самопознанию как проявление взросления. Особенности психологии личности подростка. Гармоничное развитие личности – залог благополучия.


ТЕМА 3. Как стать хозяином своей жизни?

Воспитание качеств, необходимых для формирования здоровой личности. Этапы деятельности. Как добиться своей цели. Проблема жизненного самоопределения. Нужно ли планировать будущее? От поступка к привычке, характеру и судьбе. Роль здоровья в достижении поставленной цели. Человек «привычки» и человек воли. Воля и достижение жизненных целей. Волевые качества личности. Способы развития воли.



ТЕМА 4. Поведение в конфликтной ситуации.

Понятие «конфликт». Последствия конфликтов. Конфликтность как черта характера. Правила поведения в конфликтной ситуации.



ТЕМА 5. Эмоции и здоровье

Механизм возникновения эмоций. Приемы снятия эмоционального напряжения. Последствия неотреагированных эмоций. Психосоматические заболевания. Мышление и эмоции.



ТЕМА 6. Экзамен: секреты успеха

Экзамен как стрессовая ситуация. Способы управления собой в ситуации стресса. Особенности подготовки. Модель поведения на экзамене.



ТЕМА 7. Выберешь профессию – выберешь будущее.

Правильный выбор профессии - путь к личному благополучию. Сложности профессионального самоопределения. Здоровье и выбор профессии. Формула выбора профессии (хочу, могу, надо).



ТЕМА 8. О правовой ответственности подростков.

Понятие права и правовой ответственности. Типичные правонарушения и виды наказаний несовершеннолетних.



ТЕМА 9. Культура внешности. Секреты красоты.

Что такое внешность? Элементы внешности. Компоненты внешней красоты - чистота, здоровье, естественность, соразмерность. Совершенствование и развитие природной конституции. Красота и мода.

МЕДИЦИНСКИЙ РАЗДЕЛ КУРСА - 5 ЧАСОВ

Учебно-тематический план

N темы

Наименование темы

Количество учебных часов

1.

Типичные заболевания подростка. Пути их предупреждения.

1(врач педиатр)

2.

Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

1 (врач)

3.

Анатомия и физиология юноши

1 (врач андролог)

4.

Профилактика заболеваний репродуктивной сферы у юношей

1 (врач андролог)

5.

Анатомия и физиология девушки

1 (врач гинеколог)

6.

Менструальная функция и ее нарушения у девушек

1 (врач гинеколог)

7.

Алкоголизм и наркомания. Их опасные последствия для здоровья.

1ф (врач)


ТЕМА1.Типичные заболевания подростка. Пути их предупреждения.

Заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыводящей, нервной и дыхательной систем организма. Причины, первые симптомы, профилактика. Службы, которые Вам помогут.



ТЕМА 2. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

Инфекции, передаваемые половым путем. Профилактика.

Основные симптомы заболеваний. Необходимость своевременного обращения к врачу за помощью. Вред самолечения. Разумное, нравственное, целомудренное поведение - основа профилактики.

ТЕМА 3. Анатомия и физиология юноши (урок для юношей).

Созревание и развитие опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и других систем в процессе взросления. Особенности образа жизни и личной гигиены.



ТЕМА 4. Профилактика заболеваний репродуктивной сферы у юношей (урок для юношей).

Наиболее часто встречающиеся врожденные и приобретенные заболевания юношеского возраста. Самодиагностика и профилактика.



ТЕМА 5 Анатомия и физиология девушки (урок для девушек).

Особенности репродуктивной функции девушки. Анатомия и функции половых органов. Особенности ухода за собой. Созревание и развитие опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и других систем в процессе взросления. Особенности образа жизни и личной гигиены.



ТЕМА 6 Менструальная функция и ее нарушения в подростковом возрасте. (урок для девушек).

Наиболее часто встречающиеся нарушения менструальной функции. Причины нарушения менструального цикла. Самодиагностика и профилактика.



ТЕМА 7 Алкоголизм и наркомания. Их опасные последствия для здоровья.

Механизм формирования зависимости от наркотических и психоактивных веществ. Условия и причины начала употребления наркотиков и алкоголя. Возможности лечения, профилактика. Формирование осознанного негативного отношения к ПАВ и алкоголю.


ПРОГРАММА ДЛЯ 10 КЛАССА – 20 ЧАСОВ

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ КУРСА - 12 ЧАСОВ
Учебно-тематический план

N темы

Наименование темы

Количество учебных часов

1.

На пути к взрослению: личностные и нравственные аспекты здоровья

2 (педагог-психолог)

2.

Стратегии преодоления стресса

1(педагог-психолог)

3.

«Отцы и дети»: парадоксы отношений

1 (педагог-психолог)

4.

Слагаемые семейного благополучия

1 (педагог-психолог)

5.

Материальное благополучие человека

1 (учитель экономики)

6.

Человек на рынке труда

1,1ф. (соц. педагог)

7.

Этикет делового человека

1 (учитель этики)

8.

Имущественные права несовершеннолетних

1 (учитель права)

9.

Профилактика зависимостей.

1(педагог-психолог.)

10.

Итоговый урок

1 (педагог)


ТЕМА 1.На пути к взрослению: личностный и нравственный аспекты здоровья

Цели и задачи третьего этапа обучения ГЦ. Здоровье как основа полноценной жизни, условие достижения жизненных целей. Нравственно здоровая и зрелая личность (ответственность, осознанность поведения, стремление к самореализации). Программа личностного роста.



ТЕМА 2. Стратегии преодоления стресса.

Трудная жизненная ситуация и стресс. Возможные варианты поведения: конструктивный и деструктивный. Как сохранить психическое благополучие?



ТЕМА 3. «Отцы и дети»: парадоксы отношений.

Взаимоотношения родителей и подростков. Взаимоуважение как основа благополучных отношений. Умение разрешать конфликты - необходимое условие благополучия человека. Достоинства и недостатки конфликта. Выбор способа разрешения конфликта, адекватного ситуации.



ТЕМА 4. Слагаемые семейного благополучия.

Ценности современной семьи. Мотивы вступления в брак. Развитие свойств личности, необходимых для благополучных семейных отношений. Любовь и семья: сохранение чувств.



ТЕМА 5. Материальное благополучие человека.

Механизм формирования материального благополучия. Условия создания материального достатка. Здоровье и материальное благополучие.



ТЕМА 6. Человек на рынке труда.

Правильный выбор профессии – залог жизненного успеха. Составляющие правильного выбора. Понятие рынка труда, ценз профессионального образования. Критерии при отборе современных сотрудников с позиции работодателя. Активная жизненная позиция – условие успешного профессионального самоопределения.

Где учиться современным профессиям?

ТЕМА 7. Этикет делового человека.

Культура поведения. Нормы делового общения и поведения. Культура человека и здоровье.



ТЕМА 8. Имущественные права несовершеннолетних.

Гражданский кодекс об имущественных правах несовершеннолетних.



ТЕМА 9.Профилактика зависимостей.

Социальный аспект зависимости. Ответственная личная позиция как основа самосохраняющего поведения подростков. Навыки отказа.



ТЕМА 10. Итоговый урок.

Проверка усвоенных знаний, полученных на занятиях. Обсуждение и разработка программы сохранения и укрепления собственного здоровья.

2. МЕДИЦИНСКИЙ РАЗДЕЛ КУРСА - 8 ЧАСОВ.

Учебно-тематический план




N темы

Наименование темы

Количество учебных часов

1.

Экология и здоровье

2 (врач педиатр)

2.

Моя родословная

1ф (врач педиатр)

3.

Перспективы отцовства

1 (врач андролог)

4.

Здоровье мужчины

1 (врач андролог)

5.

Материнство - источник новой жизни

1 (врач гинеколог)

6.

Здоровье женщины.

1 (врач гинеколог)

7.

Предупреждение инфекций передающихся половым путем

1 (врач)

8.

Профилактика зависимостей

2 (врач)





ТЕМА 1. Экология и здоровье.

Вредные факторы окружающей среды. Их влияние на здоровье.

Пути и методы минимизации вредных воздействий среды обитания. Профилактика экологически обусловленных заболеваний. Опасность больших физических нагрузок.

ТЕМА 2. Моя родословная

Семья и законы наследственности. Прогноз здоровья будущей семьи.

Медико-генетическое консультирование. Профилактика генетически обусловленных заболеваний.

ТЕМА 3. Перспективы отцовства (урок для юношей).

Физиологические, социальные, психологические, правовые аспекты здоровья мужчины. Основные события парной репродуктивной функции.



ТЕМА 4. Здоровье мужчины (урок для юношей).

Профилактика заболеваний, наиболее часто нарушающих репродуктивную функцию. Причины и профилактика бесплодия.



ТЕМА 5. Материнство - источник новой жизни (урок для девушек)

Материнство - основное биологическое и социальное предназначение женщины. Пути к достижению счастливого материнства. Факторы, влияющие на развитие ребенка.



ТЕМА 6. Здоровье женщины (урок для девушек).

Гинекологические заболевания. Причины, профилактика, лечение. Причины и профилактика бесплодия. Самообследование молочной железы. Вред самолечения.



ТЕМА 7. Предупреждение инфекций, передающихся половым путем.

Причины, признаки, последствия для здоровья. Профилактика. Разумное, нравственное, целомудренное поведение – основа профилактики.



ТЕМА 8. Профилактика зависимостей.

Виды зависимостей. Механизм формирования зависимостей и их отрицательное влияние на благополучие человека в различных сферах жизни. Правовой аспект.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница