Житкова Валентина Владимировна Калуга 2013



Скачать 284,56 Kb.
Дата23.06.2015
Размер284,56 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УЧАЩИХСЯ»

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета

ГБОУДОД «Эколого-биологический центр»

от «____» ____________________ 20 __ года
Директор

ГБОУДОД «Эколого-биологический центр»

_______________________ И.А.Патричная


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ
для учащихся 7-11 лет
Срок реализации: 2 года

Автор:


педагог

дополнительного образования



Житкова Валентина Владимировна

Калуга


2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологические проблемы и противоречия во взаимоотношениях человека и природы выдвигают необходимость формирования экологической культуры у подрастающего поколения, так как решение этих проблем зависит в значительной степени от того, насколько глубоко молодежь овладевает знанием законов природы и как быстро эти знания станут побудительными мотивами ее повседневных действий.

Любая из острых проблем современности, которая в равной степени затрагивает жизненные интересы каждого человека, живущего в городе или селе, независимо от возраста, прямо или косвенно связана с экологическим состоянием окружающей среды. Нарушение природного равновесия, любые загрязнения, приводящие к гибели целых видов растений и животных, ухудшению здоровья человека, - горькие плоды деятельности самого человека, и только гармония со всей окружающей природой может дать людям благоприятные перспективы.

Природа – наш общий дом, достояние всего человечества. Поддержание ее в благоприятном для жизнедеятельности состоянии – обязанность всех людей вместе и каждого в отдельности.

Несомненно,, что экологическое образование учащихся рассматривается как необходимый элемент общего образования для формирования соответствующих знаний, умений и навыков учащихся в процессе изучения учебных дисциплин и в сфере дополнительного образования.

Программа кружка «Юный натуралист» построена с учетом потребности школы для более углубленного рассмотрения некоторых вопросов экологии, более подробного ознакомления с природой, приобретения навыков оценки состояния окружающей среды, осуществления практической деятельности по восстановлению окружающей среды и охраны природы в рамках программы школы по экологическому образованию и воспитанию учащихся.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ




  1. Воспитание у ребенка чувства прекрасного, чувства гармонии человека и природы, сопричастности его окружающему миру.

  2. Развитие экологического сознания и мышления, экологической культуры личности, ответственного отношения человека к окружающей среде и своему здоровью.

  3. Приобретение практического опыта природопользования и принятия компетентных решений.

Достижение выдвигаемых целей предусматривается в процессе выполнения следующих учебно-воспитательных задач:



  1. Формирование знаний о единстве природы, закономерностях природных явлений, взаимодействии природы, общества, человека, об экологических проблемах и способах их разрешения.

  2. Воспитание ценностных ориентиров личности в сфере экологии, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей природной среды.

  3. Развитие способностей к причинному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению и выводу способов решения экологических проблем.

Работа в кружке строится на многообразии форм природоохранного воспитания: полевые и экспедиционные работы, лагеря, картографические работы на неблагоприятных в экологическом отношении территориях. Формы и методы проведения занятий: традиционные – урок, практическое занятие, лабораторные работы; нетрадиционные - беседа, фенологические наблюдения, экскурсии, конкурсы, конференции. Занятия предусматриваются как коллективные, так и индивидуальные.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



  1. Учебное помещение с необходимым количеством стендов.

  2. Наглядный материал:

  • Методическая литература;

  • Иллюстративный и фотографический материал;

  • Карточки, гербарии;

  • Раздаточный материал;

  • Игры и вспомогательный материал.




  1. Материалы и инструменты:

  • Канцтовары;

  • Фотоаппарат;

  • Фотоальбом;

  • Компас.

ПРИМЕРНЫЙ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ






п/п







Тема занятий


Количество теоретических часов


Количество практических часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности во время экскурсии.


2




2.

История развития экологии как науки


4




3.

Планета Земля


12

24

4.

Экологические проблемы


6

12

5.

Экология Калужской области


7

14

6.

Здоровье человека


5

10

7.

Работа экологического патруля





18

8.

Экскурсии





30




Итого:

36

108

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


ТЕМА №1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Теоретическая часть:

Знакомство с планом и порядком работы кружка. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления. Правила работы. Инструктаж по технике безопасности и охране здоровья во время экскурсии, похода, прогулок в лес.



Практическая часть:

Знакомство учащихся с методическими материалами, гербариями, картотеками ( «Лекарственные травы Калужской области», «Птицы наших мест»), поделками из природного материала.


ТЕМА №2
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИИ КАК НАУКИ
Теоретическая часть:

Знакомство учащихся с работами ученых разных стран, оказавшими влияние на развитие экологии: Аристотель, Роберт Бойль, С.П.Крашенинников,

И.И. Лепехин, Жан Батист Ламарк, Карл Рулье, Н.А. Северцов, Чарльз Дарвин, Э. Геккель, К.А.Тимирязев, В.И. Вернадский. Знакомство с научными направлениями и структурой экологии.
Практическая часть:

На основе материалов из курсов истории и биологии подготовить рассказ о том, какие отношения складывались между первобытным человеком и природой.


ТЕМА №3

ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
Теоретическая часть:

3.1 Строение Земли.

3.2 Атмосфера Земли.

3.3 Погода.

3.4 Климат Земли.

3.5 Моря и океаны.

3.6 Движения материков и землетрясения.

3.7 Вулканы.

3.8 Горные породы и минералы.

3.9 Пустыни.

3.10 Ледники и оледенение.

3.11 Население Земли.

3.12Источники энергии на Земле.
Практическая часть:
3.2 Атмосфера Земли. Изготовление модели барометра.

3.3 Погода. Изготовление «детектора дождя».

3.4 Движение ледников. Изготовление модели ледника.
Лабораторная часть:

3.4 Климат Земли. Как изменить скорость ветра.

3.5 Моря и океаны. Опыты с пресной и соленой водой.

3.7 Вулканы. Как сделать модель вулкана.

3.12 Источники энергии на Земле. Как сделать «ротор Савония».
Наблюдения:


    1. Горные породы и минералы. Как самому вырастить кристалл.

    2. Пустыни. Наблюдение за грызунами – обитателями пустынь.


Игровая часть:

    1. Строение Земли. Конкурс на лучший рисунок планеты Земля.


Итоговое занятие:

Проведение игры «Звездный час». В игре используются термины на тему «Земля - планета» (астроном, атмосфера, глобальное потепление, климат, континент, лава, озоновый слой, разломы, торнадо и другие).


ТЕМА №4

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Теоретическая часть:

4.1 Загрязнение природной среды.

4.2 Загрязнение атмосферы.

4.3 Загрязнение почвы.

4.4 Загрязнение природных вод.

4.5 Радиационное загрязнение.

4.6 Экологические проблемы биосферы.

Практическая часть:

4.1 Загрязнение природной среды. Выявление источников загрязнения окружающей среды.

4.2 Загрязнение атмосферы. Исследование растений, произрастающих вблизи автострады, промышленных объектов. Определение степени негативного изменения растений под воздействием атмосферных загрязнений.

4.3 Загрязнение почвы. Определение степени воздействия различных видов удобрений и пестицидов, применяемых в сельскохозяйственном производстве при выращивании культурных растений.

4.4 Загрязнение природных вод. Обследование ближайшего водоема: определение источников и степени загрязнения.

4.5 Радиационное загрязнение. Доклад на тему: «Основные источники радиационного загрязнения».

4.6 Экологические проблемы биосферы. Сочинение на тему: «Пути решения экологической проблемы» (по выбору учащегося).
ТЕМА №5

ЭКОЛОГИЯ КАЛУЖСКОГО КРАЯ
Теоретическая часть:

5.1 Общая метеорологическая характеристика Калужского края.

5.2 Реки Калужской области.

5.3 Растительный мир Калужской области.

5.4 Животный мир Калужского края.

5.5 Птицы Калужской области.

5.6 Сезонные наблюдения.

5.7 Национальный парк «Угра».


Практическая часть:

5.3 Растительный мир Калужской области.

Ведение картотеки:

1. Лекарственные растения Калужской области.

2. Составление календаря сбора лекарственных растений.

5.5 Птицы Калужской области.

Ведение картотеки:

1. Птицы Калужской области.


Лабораторная часть:

5.2 Реки Калужской области.

Составление карты рек Калужской области.
5.1 Общая метеорологическая характеристика Калужской области.

Мониторинг прошлых лет.



Наблюдение:

5.6 Сезонные наблюдения.

Фенологические наблюдения. Наблюдение за погодой.
Игровая часть:

5.4 Животный мир Калужской области.

Проведение конкурса – аукциона.

5.7 Национальный парк «Угра».

Проведение конкурса «Особенности географического положения и история становления и развития национального парка «Угра».
ТЕМА №6

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Теоретическая часть:

6.1 Влияние звуков (шума) на здоровье человека.

6.2 Погода и самочувствие человека.

6.3 питание и здоровье человека.

6.4 Ландшафт как фактор здоровья.

6.5 Проблемы адаптации человека к окружающей среде.


Практическая часть:

Подготовка и защита рефератов:



  1. Каково влияние повышенного уровня шума (шумовое загрязнение) на здоровье человека.

  2. Какое влияние оказывает погода на самочувствие человека.

  3. Что такое «экологически чистые продукты».

  4. Почему необходимо учитывать адаптационные особенности человека.


ТЕМА №7

РАБОТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАТРУЛЯ
Практическая часть:

  1. Создать карту участка местности и основных экосистем (лес, поле, река и др.).

  2. Нанести места гнезд редких птиц, нор животных.

  3. Нанести на карту экологически неблагоприятные места участка местности.


ТЕМА №8

ЭКСКУРСИИ
Теоретическая часть:

8.1 Природоведческие экскурсии.

8.2 Сельскохозяйственные экскурсии.

8.3 Сравнительные сезонные экскурсии.



Практическая часть:

Изучение и сравнительный анализ экосистем участка местности (в конце каждого месяца).


ПРИМЕРНЫЙ

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ




п/п







Тема занятий


Количество теоретических часов


Количество практических часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности во время экскурсии.


2




2.

Экология Земли.


8

16

3.

Производство и природа.


4

8

4.

Охраняемые природные территории.


4

8

5.

Основы рационального управления природными ресурсами и их использование.


4

8

6.

Поведение человека в природе.


4

10

7.

Окружающая среда и здоровье человека.


4

4

8.

Работа экологического патруля.





30

9.

Экскурсии.





30




Итого:

30

114

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


ТЕМА №1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.
Теоретическая часть:
Знакомство с планом работы кружка. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для проведения экскурсий. Правила работы. Инструктаж по технике безопасности и охране труда.

История науки экологии. Новые материалы (статьи, журналы, книги).


Практическая часть:
Дополнение методического материала – фоторепортажи, воспоминания о лете.
ТЕМА №2

ЭКОЛОГИЯ ЗЕМЛИ
Теоретическая часть:

2.1 Окружающая среда.

2.2 Экосистема.

2.3 Круговорот веществ в природе.

2.4 Нарушение круговорота веществ в природе.

2.5 Адаптация.

2.6 Взаимосвязи в природе.

2.7 Популяции и сохранение их численности.

2.8 Изменения в природе.
Практическая часть:

2.2 Экосистема. Составление карты участка местности.

2.3 Круговорот веществ в природе. Изготовление модели (схемы) круговорота воды в природе.

2.7 Популяции и сохранение их численности. Изготовление и установка кормушек.


Лабораторная часть:

2.1 Окружающая среда. Опыты с растениями и солнечным светом.

2.4 Нарушение круговорота веществ в природе. Переработка и утилизация отходов.

Наблюдения:

2.5 Адаптация.

Исследование семян (семена-пушинки, семена-крылатки, взрывающиеся коробочки с семенами и др.).

2.6 Взаимосвязи в природе.

Исследование наростов на растениях.

2.8 Изменения в природе.

Фотографирование одного дерева в разные сезоны года.
Итоговое занятие:

Поэтический вечер. Чтение стихотворений о природе, лесе, цветах, животных. Конкурс на лучшее стихотворение собственного сочинения о природе.


ТЕМА №3

ПРОИЗВОДСТВО И ПРИРОДА
Теоретическая часть:

    1. Сырьевые резервы.

    2. Лимит на выбросы.

    3. «Отходы» - понятие устаревшее…

    4. Фундамент цивилизации.

Практическая часть:

3.1 Сырьевые резервы.

Возобновляемые источники энергии. На практическом опыте осознать проблему экономии воды и энергии. Альтернативные источники энергии (солнечные батареи, ветряные генераторы, сжигание бытовых и промышленных отходов …)

3.3 «Отходы» - понятие устаревшее…

Технологии производства бумаги из вторичного сырья (макулатуры).
Лабораторная часть:

3.4 Фундамент цивилизации.

Используя журналы и газеты, подобрать проблемные статьи на тему «Производство и природа».
Итоговое занятие:

Проведение научно-практической конференции. Регламент: защита проекта – 7 минут, выступление оппонентов – 5 минут, высказывания других участников конференции – 2 минуты.

Цель проекта: ознакомление с проблемой, прогнозы будущего планеты; обрести стремление участвовать в сохранении Земли.
ТЕМА №4
ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
Теоретическая часть:


    1. Земли заповедные.

    2. Национальные природные парки.

    3. Заказники.

    4. Музеи в природе.

Практическая часть:

4.2 Национальные природные парки.

Сбор материала и оформление стенда на тему « Национальный парк «Угра».
ТЕМА №5

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Теоретическая часть:

5.1 Подходы к управлению промысловыми популяциями.

5.2 Рациональное использование биологических ресурсов.

5.3 Подходы к управлению сельскохозяйственными экосистемами.

Рациональное использование минеральных ресурсов.
Практическая часть:

1. Составление перечня форм деятельности, предусматривающих охрану окружающей среды и задачи сохранения и восстановления природных ресурсов.

2. Разработка предложений рационального использования минеральных ресурсов (извлечение из недр, переработка).

3. Составление перечня целей и задач рационального управления природными ресурсами.


ТЕМА №6

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ
Теоретическая часть:

6.1 Природа и нравственность.

6.2 Школьники охраняют природу.

Практическая часть:

6.1 Природа и нравственность.

Сочинение - размышление (тему сформулировать самостоятельно):


  1. Расспросите знакомых Вам охотников о современных способах охоты. Выскажите Ваше суждение по затронутой теме.

  2. Как Вы полагаете, можно ли с помощью законов решить проблему браконьерства.

  3. Приходилось ли Вам оказывать помощь животным и растениям? Опишите.

  4. Как Вы считаете, освобождает ли человека незнание экологических законов от ответственности? Аргументируйте свою позицию.

6.2 Школьники охраняют природу.

Виды трудовых дел: внутреннее озеленение школы, борьба с эрозией почв, охрана водоемов, охрана редких и исчезающих растений, охрана памятников природы.



Итоговое занятие:

Проведение конкурса природоохранных знаков (учащимся предлагается придумать и изобразить различные природоохранные и лесные знаки по типу дорожных).


ТЕМА №7
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Теоретическая часть:

7.1 Химическое загрязнение среды и здоровье человека.

7.2 Биологическое загрязнение среды и болезни человека.
Практическая часть:

Реферат на тему (по выбору учащегося):

1. В чем опасность курения.

2. Какие меры предосторожности следует соблюдать в районах с природно-очаговыми заболеваниями?


ТЕМА №8
РАБОТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПАТРУЛЯ
Практическая часть:

  1. Наблюдение за изменениями экосистем участка местности.

  2. Мониторинг экологически неблагоприятных территорий участка местности.


ТЕМА №9

ЭКСКУРСИИ
Теоретическая часть:

9.1 Природоведческие экскурсии.

9.2 Сельскохозяйственные экскурсии.

9.3 Сезонные экскурсии.



Практическая часть:

Дополнять знания предыдущих тем на экскурсиях.

УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Учебно-воспитательная работа включает в себя:



  1. Разнообразные формы проведения занятий. Это могут быть:

  • Беседы («Наши зеленые друзья»);

  • уроки-конкурсы (Изготовление природоохранных знаков);

  • экскурсии («Луга Калужской области»);

  • фенологические наблюдения, практикумы-операции («Кормушка») и пр.

  1. Работа с родителями:

Родители совместно с детьми приглашаются на экскурсии, на экологические праздники и другие досуговые мероприятия.

  1. Общеполезная деятельность:

Участие детей в оформлении учебного кабинета своими работами; участие в работе Экологического патруля.

  1. Социальная работа:

Учащиеся кружка на правах старших и более знающих детей, опкают и учат охранять природу младших детей: учащихся начальной школы и воспитанников детского сада.

  1. Экологические экскурсии и конференции:

Посещение конференций городского и областного значения. Участие в экологических конкурсах.

6. Участие в общих коллективных делах.


КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Наиболее распространенной формой контроля теоретических знаний являются беседы, направленные на закрепление, систематизацию или применение знаний.

По окончании первого года обучения дети должны:


  • Проявлять интерес к изучению природы;

  • Научиться видеть и понимать красоту природы;

  • Бережно относиться к природе;

  • Знать зависимость условий труда от изменений погоды;

  • Знать растения и животных своей местности;

  • Знать правила поведения в природе (в конкретных ситуациях);

  • Уметь оценивать экологическую ситуацию местности;

  • Участвовать в посильной природоохранной деятельности;

  • Укреплять собственное здоровье с помощью природных факторов;

  • Выражать свое отношение к природе в творческой работе (рисунок, сочинение, поделка и пр.)

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ

ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения программы учащиеся должны знать:



  • Фундаментальные понятия социальной экологии (природа, человек, труд, окружающая среда, здоровье человека, природные условия жизни человека, природные ресурсы, мониторинг, охрана природы и охраняемая окружающая среда);

  • Ведущие теории и идеи, характеризующие черты человека, строение биосферы и ее изменение в результате деятельности человека, роль круговорота веществ в самоочищении биосферы, меры по охране здоровья человека и среды его обитания;

  • Экологические ценности: человек, как единственное разумное существо на планете, природа – фактор умственного, физического, эстетического и нравственного здоровья и развития личности;

  • Усвоить моральные и правовые нормы, регулирующие отношения человека и общества с природой.

Учащиеся должны овладеть следующими умениями:


Интеллектуальными:

  • Последовательно раскрывать сущность и причины возникновения экологических проблем;

  • Оценивать экологическую ситуацию;

  • Заботиться о будущем (давать нравственную оценку);

  • Формулировать предписания и запреты экологического характера;

  • Выражать свое отношение к природе творческими средствами: призыв, лозунг, рисунок, рассказ и др.

Практическими:

  • Использовать знания о способах охраны окружающей среды;

  • Планировать и выполнять коллективные и индивидуальные виды работ (озеленение, уборка мусора, лечение ран деревьев и др.);

  • Пропагандировать идеи заботливого отношения к общественному достоянию, родной природе, воде, электроэнергии и т.д.

Поведенческими:

  • Не шуметь, находясь в поле, лесу, на берегу реки;

  • Соблюдать правила сбора растений, не наносить вреда деревьям и кустарникам; правильно выбирать место стоянки и разведения костра; оставлять после привала чистую территорию; бережно использовать хлеб, воду, бумагу и пр.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Для педагога:

  1. Асланиди К.Б., Малярова Г.В. Экологическая азбука для детей и подростков. – М., МНЭПУ, 2005.

  2. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. – М., Рос.Пед.Агентство, 2003.

  3. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.

  4. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., Просвещение, 2008.

  5. Дмитриев Ю.А. Большая книга леса. – М., Детская литература, 2009.

  6. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. _ М., Перемена, 2007.

  7. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры. _ М., Творческий центр «Сфера», 2003.

  8. Маневцева Л.М. Мир природы и ребенок. - С.-Петербург, Детство-пресс, 2009.

  9. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей. – М., изд. «Аркти», 2004.

  10. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры начинается с детства. – М., Новая школа, 2003.

  11. Сухаревская С.Ю. Занимательное естествознание. – Ростов н/Д, изд. «Учитель», 2003.

  12. Фадеева Г.А. Экологические сказки. – Волгоград, изд. «Учитель», 2008.

  13. Фарб П. Популярная экология. – М., Мир, 1994.

  14. Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Времена года. – М., Просвещение, 2005.

  15. Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цвет природы. – М., Просвещение, 2005.

  16. Юный натуралист. Журнал. – М., Молодая гвардия, 2003 – 2005 гг.



Для обучающихся:
1.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами волшебный квадрат. – С.- Петербург, изд.дом «Литера», 2003.

2. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография. – М., Просвещение, 2007.

3. Воробьев К.А. Записки орнитолога. – М., Наука, 2007.

4. Горощенко В.П. Природа и люди. – М., Просвещение, 2007.

5. Дмитров Ю.Д. О природе. – М., Педагогика, 2006.

6.Дэвид Этенборо Живая планета. – М., Мир, 2006.

7. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли. – М.. Просвещение, 2008.

8. Левитан Е.П. Твоя Вселенная. – М., Просвещение, 2005.

9. Левитан Е.П. Малышам о звездах м планетах.- М.. Просвещение, 2004.

Литвинецкий И.Б. Предвестники подземных бурь.- М., Просвещение,2007

10.Плешаков А.А. Природа. – изд. «Вентана-Граф», 2006.

11. Саймон и Жаклин Миттон. Астрономия. – М., «РОСМЭН», 2005.

12. Феликс Лев. Пять дней из жизни черепахи. – М., Детская литература, 2007.

13.Шишкин И.Б., Слудский А.А., Покровкий В.С. Крупные хищники. – М., Лесная промышленность, 2009.

14. Щеглов П.В. Отраженные в небе мифы Зкмли. – М., Наука, Гл. ред. физ-мат. Лит., 2008.

15.Детская энциклопедия «Космос» (серия «Я познаю мир») – М.. Аст, 2009.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА


  1. Следить за научно-методической литературой.

  2. Постоянно повышать уровень педагогической культуры.

  3. Оказывать методическую и практическую помощь в организации юннатских кружков.

  4. Разрабатывать сценарии юннатских праздников (1 раз в год)

  5. Организовывать конкурсы и утренники.

  6. Проводить беседы по темам:

  • «Знания и труд вместе живут»;

  • «Мир чудесных профессий»;

  • «В труде рождается счастье».




п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Практичес-кая работа

Сроки изуче-ния

1

Вводное занятие. Общее знакомство с работой кружка.

2

Задачи и темы работы кружка. Правила рабо-ты в кружке.

Оформле-ние дневни-ков.

Сен-тябрь

2

Знакомство с учебно-опытным участком, теплицей.

4

Познакомить детей с разделами участка, с овощными растениями.

Экскурсия на участок.

Сен-тябрь

3

Животные уголка живой природы.

4

Знакомство с живот-ными мини-зоопарка, изучение внешних признаков.

Экскурсия по мини-зоопарку, кормление животных.

Сен-тябрь

4

Работа на участке по уборке урожая.

6

Осмотр овощных культур. Знакомство с инвентарем.

Уборка моркови, свёклы, картофеля.

Сен-тябрь

5

Семена цветочных культур, организация выставки.

4

Правила сбора и хранения семян. Тех-нология очистки семян. Осмотр выставки. Семя – живой орга-низм.

Сбор семян цветочных культур. Оформление выставки. Проращивание семян.

Ок-тябрь

6

Осень в природе. Сезонные явления в природе осенью.

12

Экскурсия в осенний парк с целью знакомства с раз-личными растениями местной флоры. Листопад. Эти разные листья. Фенологи-ческие наблюдения осенью. Подготовка растений и животных к зиме. Строение де-ревьев. Этажи леса.

Сбор опавших листьев, составление коллекции7 Игра «Этажи леса». Составление «зимнего» букета7 Просмотр диафильмов об осени.

Ок-тябрь

7

Овощные растения.

10

Значение овощных культур. Растение-живое существо. Строение растений. Знакомство с неко-торыми овощными культурами, их семена, происхождение. Органы растений.

Составление коллекции овощных семян. Аппликации из семян, зарисовка в тетради.

Ноябрь

8

Комнатные растения

12

Знакомство с внешним видом некоторых комнатных растений:бегония, ге-рань, алоэ, колеус, традесканция, кактусы. Значение этих рас-тений, уход за ними.

Сравнение по внеш-нему виду, зарисовка. Полив и подкормка, рыхление, обмывание листьев.

Де-кабрь

9

Зима в природе.

20

Знакомство с жизнью различных животных, их средой обитания.Где и как зимуют насекомые, птицы? Зимние ветки. Растения зимой. Приспосаб-ливаемость животных к среде обитания (носы, уши, зубы, мех и т.д.)



Сбор материалов о животных, чтение рассказов. Подкормка животных (зверей, птиц). Изготовле-ние альбо-мов. Игра «Узнай, чей клюв».

Де-кабрь- январь

10

Проведение праздника «Новогодняя елка».

4

Художественное выступление юннатов, аттракционы, игры и т.д.

Празднич-ное оформ-ление зала, изготовление

костюмов.



Де-кабрь

11

Животные в образах.

6

Создать образы раз-личных групп живот-ных. Закрепление знаний о животных. Ознакомление с наиболее известными группами. Экологи-ческие связи в живой природе.

Зарисовать по одному представителю различных групп животных. Экскурсия «Биоценоз леса»

Фев-раль

12

Домашние и дикие животные.

6

Формирование добрососедских отношений к диким животным, их охрана. Знакомство с внешним видом животных. Значение зверей в жизни человека и в природе.

Игра «Кто где живет». Зарисовка в дневниках животных различных групп. Просмотр диафильмов

Фев-раль

13

Подготовка к проведению праздника «День птиц»

10

Охрана и привлечение птиц. Значение птиц в природе. Воспитание бережного отношения и любви к птицам, природе.

Изготовление искусственных гнездовий для птиц. Подготовка фотомонта-жа о пти-цах.Художественная самодеятельность.Выве-шивание скворечни-ков и синич-ников.

Фев-раль- март

14

Весна в природе.

10

Изменения, проис-ходящие в природе весной: образование проталин, возвращение птиц. Цветение деревьев и кустар-ников. Появление насекомых. Поведение животных. Первоцветы.

Экскурсия в лес. Наблю-дения в природе (распускание почек, появление бабочек, мух и пр.)

Март

15

Подготовка к работе на участке, Работа в теплице. Типы почв.

6

Сложность состава почв, многообразие почв. Длительность образования почвы. Плодородие почв.

Приготовление зем-ляной смеси для посева, пикировки. Пикировка рассады.

Апрель

16

Весенне-летние работы на учебно-опытном участке.

10

Подготовка делянок для посева. Многообра-зие семян. Семена – пи-ща для животных и человека.

Перекопка делянок на участке. По-сев семян. Глубина за-делки се-мян.

Апрель-май

17

Круговорот воды в природе. Биоценоз водоема.

18

Количество воды в природе. Три состояния воды. Что такое водоемы. Растительные сообщества водоемов. Животные водоемов. Пищевые цепи в водоемах.

Экскурсии на водоемы. Коллективное описание водоема юннатами. Просмотр диафильмов

Май

18

Летние работы на участке. Ритмы и циклы.




Уход за растениями в летний период (полив, подкормка, прополка). Суточные и сезонные ритмы у растений и животных.







ИТОГО: 144 час

Подведение итогов работы кружка. 1. Организация выставки поделок юннатов.

2.Награждение грамотами лучших уч-ся.

3.Родительское собрание: подведение итогов



работы юннатов за год.



База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница