Методические рекомендации к практическим занятиям по модулю для студентов по модулю Пародонтология По специальности 31. 05. 03 стоматология



Скачать 151.41 Kb.
Дата28.06.2015
Размер151.41 Kb.
ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

кафедра терапевтической и детской стоматологии




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО МОДУЛЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


По модулю Пародонтология

По специальности 31.05.03 стоматология

Форма обучения очная


Разработчик методических рекомендаций ________________________ А.В. Рассадина

Методические рекомендации к практическим занятиям для преподавателей рассмотрены и утверждены на заседании кафедры протокол №1 от 27.08.2014 года.


Зав. кафедрой _______________________________________________________ И.А. Бутюгин

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов

Практическое занятие №1
Тема: Введение в пародонтологию.

Цели занятия: изучить анатомо-физиологические особенности пародонта.

Хронометраж практического занятия:

  1. Формулировка темы – 5 мин.

  2. Определение исходного уровня знаний – 10 мин.

  3. Теоретический разбор темы, просмотр слайдов – 60 мин.

  4. Практическая работа студентов, приём пациентов с заболеваниями пародонта, заполнение историй болезни 120 мин.

  5. Разбор историй болезни – 20 мин.

  6. Заключительное слово преподавателя – 5 мин.

Методическое и материально-техническое оснащение:

- слайды


- плакат: «Анатомическое строение пародонта»

- муляж


Содержание темы:

Основные вопросы темы занятия:

  1. Пародонт, как комплекс тканей, окружающий зуб.

  2. Десна прикреплённая, свободная.

  3. Зубодесневое соединение, десневая борозда, десневая жидкость.

  4. Периодонт. Костная ткань альвеолярного отростка. Цемент корня зуба.

  5. Кровоснабжение и иннервация пародонта.

  6. Функции пародонта.

Базисные знания: студент должен иметь базисные знания по анатомии челюстно-лицевой области.

Студент должен знать: анатомо-физиологические особенности пародонта.

Вопросы для собеседования:

Понятие пародонта, анатомическое и гистологическое строение десны, зубодесневого соединения.

Понятие пародонта, анатомическое и гистологическое строение периодонта, костной ткани альвеолярного отростка, цемента корня зуба.

Понятие пародонта, кровоснабжение, иннервация тканей пародонта.

Понятие пародонта, функции, возрастные изменения тканей пародонта.

Вопросы для подготовки к следующему занятию:

1.МО зубной бляшки и продукты их обмена—основной этиологический фактор.

2.Условия полости рта, способные усиливать или ослаблять патогенетическое действие МО, а также время действия этих факторов.

3.Общие факторы, определяющие сопротивляемость тканей пародонта к патогенным воздействиям.

4.Патогенез воспалительных и дистрофических заболеваний пародонта.
Список основной и дополнительной литературы по теме:

Основная литература:

1)Боровский Е.В. «Терапевтическая стоматология» 2001

2)Курякина Н.В., Кутепова Т.Ф. «Заболевания пародонта» 2000

3)Иванов B.C. «Заболевания пародонта» 1998

4)Безрукова И.В., Грудянов А.И. «Агрессивные формы пародонтита» 2002

5)Данилевский Н.Ф., Магид Е.А., Мухин Н.А, и др. «Заболевания пародонта» атлас 1999

6)Терапевтическая стоматология: Учебник/Е. В. Боровский. В. С. Иванов. Ю. М. Максимовский и др.. Под редакцией Е. В. Боровского. Ю. М. Максимовского. - М Медицина. 1998.-736с.

7)Терапевтическая стоматология: учебник: в 3 ч. / под ред. Г. М. Барера. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - Ч. 2 - Болезни пародонта.

8)Диагностика, лечение и профилактика заболеваний пародонта / Л.М.Цепов, А.И.Николаев, Е.А.Михеева. - 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2008.

Практическое занятие №2
Тема: Этиология, патогенез заболеваний пародонта.

Цели занятия: изучить этиологию и патогенез заболеваний пародонта.

Хронометраж практического занятия:


  1. Формулировка темы – 5 мин.

  2. Определение исходного уровня знаний – 10 мин.

  3. Теоретический разбор темы, просмотр слайдов – 60 мин.

  4. Практическая работа студентов, приём пациентов с заболеваниями пародонта, заполнение историй болезни 120 мин.

  5. Разбор историй болезни – 20 мин.

  6. Заключительное слово преподавателя – 5 мин.

Методическое и материально-техническое оснащение:

- слайды


- плакат: «Этиология, патогенез заболеваний пародонта»

Содержание темы:

Основные вопросы темы занятия:

  1. МО зубной бляшки и продукты их обмена—основной этиологический фактор.

  2. Условия полости рта, способные усиливать или ослаблять патогенетическое действие МО, а также время действия этих факторов.

  3. Общие факторы, определяющие сопротивляемость тканей пародонта к патогенным воздействиям.

  4. Патогенез воспалительных и дистрофических заболеваний пародонта.

Базисные знания: студент должен иметь базисные знания патофизиологических процессов.

Студент должен знать: этиологию, патогенез заболеваний пародонта.

Вопросы для собеседования:

Этиология заболеваний пародонта, местные факторы.

Этиология заболеваний пародонта, общие факторы.

Патогенез воспалительных заболеваний пародонта.

Патогенез дистрофических заболеваний пародонта.

Вопросы для подготовки к следующему занятию:

1. Классификация заболеваний пародонта (1983г.) с изменениями 1996 г.

2. Классификация агрессивных форм пародонтитов (Page R.C.,Schroeder Н.Е.,1982)

Список основной и дополнительной литературы по теме:

Основная литература:

1)Боровский Е.В. «Терапевтическая стоматология» 2001

2)Курякина Н.В., Кутепова Т.Ф. «Заболевания пародонта» 2000

3)Иванов B.C. «Заболевания пародонта» 1998

4)Безрукова И.В., Грудянов А.И. «Агрессивные формы пародонтита» 2002

5)Данилевский Н.Ф., Магид Е.А., Мухин Н.А, и др. «Заболевания пародонта» атлас 1999

6)Терапевтическая стоматология: Учебник/Е. В. Боровский. В. С. Иванов. Ю. М. Максимовский и др.. Под редакцией Е. В. Боровского. Ю. М. Максимовского. - М Медицина. 1998.-736с.

7)Терапевтическая стоматология: учебник: в 3 ч. / под ред. Г. М. Барера. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - Ч. 2 - Болезни пародонта.

8)Диагностика, лечение и профилактика заболеваний пародонта / Л.М.Цепов, А.И.Николаев, Е.А.Михеева. - 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2008.
Практическое занятие №3
Тема: Классификации заболеваний пародонта.

Цели занятия: Изучить классификацию заболеваний пародонта .

Хронометраж практического занятия:


  1. Формулировка темы – 5 мин.

  2. Определение исходного уровня знаний – 10 мин.

  3. Теоретический разбор темы, просмотр слайдов – 60 мин.

  4. Практическая работа студентов, приём пациентов с заболеваниями пародонта, заполнение историй болезни 120 мин.

  5. Разбор историй болезни – 20 мин.

  6. Заключительное слово преподавателя – 5 мин.

Методическое и материально-техническое оснащение:

- плакат: «Классификация заболеваний пародонта»

-стоматологическая установка

Содержание темы:

Основные вопросы темы занятия:

1. Классификация заболеваний пародонта (1983г.) с изменениями 1996 г.

2. Классификация агрессивных форм пародонтитов (Page R.C.,Schroeder Н.Е.,1982)

Базисные знания: студент должен иметь базисные знания по анатомии челюстно-лицевой области.

Студент должен знать: классификацию заболеваний пародонта.

Вопросы для собеседования:

Классификация заболеваний пародонта (1983г.)

Классификация заболеваний пародонта с изменениями 1996 г.

Классификация агрессивных форм пародонтитов (Page R.C.,Schroeder Н.Е.,1982)



Вопросы для подготовки к следующему занятию:

1)Обследование больного с патологией пародонта



  1. Критерии оценки состояния пародонта

  2. Индексы гингивита: РМА, ИГ

  3. Пародонтологические индексы: ПИ. CPITN. Оценка CPITN индекса. принятого о ВОЗ потребности в лечении болезней пародонта

  4. Вид окклюзии, преждевременные контакты отдельных групп зубов

  5. Патологическая подвижность и смещение зубов



Список основной и дополнительной литературы по теме:
Основная литература:

1)Боровский Е.В. «Терапевтическая стоматология» 2001

2)Курякина Н.В., Кутепова Т.Ф. «Заболевания пародонта» 2000

3)Иванов B.C. «Заболевания пародонта» 1998

4)Безрукова И.В., Грудянов А.И. «Агрессивные формы пародонтита» 2002

5)Данилевский Н.Ф., Магид Е.А., Мухин Н.А, и др. «Заболевания пародонта» атлас 1999

6)Терапевтическая стоматология: Учебник/Е. В. Боровский. В. С. Иванов. Ю. М. Максимовский и др.. Под редакцией Е. В. Боровского. Ю. М. Максимовского. - М Медицина. 1998.-736с.

7)Терапевтическая стоматология: учебник: в 3 ч. / под ред. Г. М. Барера. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - Ч. 2 - Болезни пародонта.

8)Диагностика, лечение и профилактика заболеваний пародонта / Л.М.Цепов, А.И.Николаев, Е.А.Михеева. - 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2008.

Практическое занятие №4
Тема: Методы обследования пациента с заболеваниями пародонта (основные методы).

Цели занятия: Освоить основные методы обследования пациентов с заболеваниями пародонта.

Хронометраж практического занятия:


  1. Формулировка темы – 5 мин.

  2. Определение исходного уровня знаний – 10 мин.

  3. Теоретический разбор темы, просмотр слайдов – 60 мин.

  4. Практическая работа студентов, приём пациентов с заболеваниями пародонта, заполнение историй болезни 120 мин.

  5. Разбор историй болезни – 20 мин.

  6. Заключительное слово преподавателя – 5 мин.

Методическое и материально-техническое оснащение:

  1. Стоматологическая установка

  2. Подбор инструментов

  3. Растворы для окрашивания

Содержание темы:

Основные вопросы темы занятия:

1)Обследование больного с патологией пародонта



  1. Критерии оценки состояния пародонта

  2. Индексы гингивита: РМА, ИГ

  3. Пародонтологические индексы: ПИ. CPITN. Оценка CPITN индекса. принятого о ВОЗ потребности в лечении болезней пародонта

  4. Вид окклюзии, преждевременные контакты отдельных групп зубов

  5. Патологическая подвижность и смещение зубов


Базисные знания: студент должен иметь базисные знания по методам обследования пациента.

Студент должен знать: Методы обследования пациента с заболеваниями пародонта (основные методы).

Вопросы для собеседования:

Методы обследования пациента с заболеваниями пародонта: жалобы, анамнез, осмотр, определение подвижности зубов, исследование клинических карманов.

Методы обследования пациента с заболеваниями пародонта: гигиенические, пародонтологические индексы.

Вопросы для подготовки к следующему занятию:

1) Дополнительные методы: рентгенологические, лабораторные исследования цитологического содержимого пародонтального кармана, исследование количественного и качественного состава десневой жидкости, миграция лейкоцитов по Ясиновскому М.А.. микробиологическое и гистологическое исследование.

2)Исследование состояния сосудов десен, стоматоскопия. капилляроскопия, определение стойкости капилляров методом дозированного вакуума по Кулаженко В.И.

Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

- определять индекс гигиены полости рта по Федорову - Володкиной;

- определять степень подвижности зубов (I, II, III);

- определять вид налета на зубах, зубного камня, его цвет, консистенцию;

- определять состояние анатомических участков десны (свободная и прикрепленная десна);

- определять глубину карманов градуированным зондом;

- определять наличие поддесневого зубного камня, выделений из карманов;

- определять степень тяжести воспаления десны (легкая, средняя, тяжелая);

- проводить пробу Шиллера - Писарева для уточнения границ воспаления;

- определять пародонтальный маргинальный индекс (ПМИ);

- определять пародонтальный индекс (ПИ);

- определять индекс CPITN - индекс потребности в лечении болезней пародонта;



Список основной и дополнительной литературы по теме:

Основная литература:

1)Боровский Е.В. «Терапевтическая стоматология» 2001

2)Курякина Н.В., Кутепова Т.Ф. «Заболевания пародонта» 2000

3)Иванов B.C. «Заболевания пародонта» 1998

4)Безрукова И.В., Грудянов А.И. «Агрессивные формы пародонтита» 2002

5)Данилевский Н.Ф., Магид Е.А., Мухин Н.А, и др. «Заболевания пародонта» атлас 1999

6)Терапевтическая стоматология: Учебник/Е. В. Боровский. В. С. Иванов. Ю. М. Максимовский и др.. Под редакцией Е. В. Боровского. Ю. М. Максимовского. - М Медицина. 1998.-736с.

7)Терапевтическая стоматология: учебник: в 3 ч. / под ред. Г. М. Барера. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - Ч. 2 - Болезни пародонта.

8)Диагностика, лечение и профилактика заболеваний пародонта / Л.М.Цепов, А.И.Николаев, Е.А.Михеева. - 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2008.

Практическое занятие №5
Тема: Методы обследования пациента с заболеваниями пародонта (дополнительные методы).

Цели занятия: Освоить дополнительные методы обследования пациентов с заболеваниями пародонта.

Хронометраж практического занятия:


  1. Формулировка темы – 5 мин.

  2. Определение исходного уровня знаний – 10 мин.

  3. Теоретический разбор темы, просмотр слайдов – 60 мин.

  4. Практическая работа студентов, приём пациентов с заболеваниями пародонта, заполнение историй болезни 120 мин.

  5. Разбор историй болезни – 20 мин.

  6. Заключительное слово преподавателя – 5 мин.

Методическое и материально-техническое оснащение:

  1. Стоматологическая установка

  2. Подбор инструментов

  3. Радиовизиограф

  4. Ортопантомограммы

Содержание темы:

Основные вопросы темы занятия:

1)Дополнительные меч оды: рентгенологические, лабораторные исследования' цитологического содержимого пародонтального кармана, исследование количественного и качественного состава десневой жидкости, миграция лейкоцитов по Ясиновскому М.А.. микробиологическое и гистологическое исследование.

2)Исследование состояния сосудов десен, стоматоскопия. капилляроскопия, определение стойкости капилляров методом дозированного вакуума по Кулаженко В.И.

Базисные знания: студент должен иметь базисные знания по дополнительным методам обследования пациента с заболеваниями ЧЛО.

Студент должен знать:

- проведение капилляроскопии и капиллярографии;

- проведение реопародонтографии;

- исследование количественного и качественного состава десневой жидкости;

- определение миграции лейкоцитов (проба М.Я. Ясиновского);

- стоматоскопию;



Учебная карта занятия:

Вопросы для собеседования:

Методы обследования пациента с заболеваниями пародонта: способы оценки состояния костной ткани.

Методы обследования пациента с заболеваниями пародонта: лабораторные исследования.

Методы обследования пациента с заболеваниями пародонта: способы оценки состояния сосудов дёсен, изменений тканевого метаболизма.



Вопросы для подготовки к следующему занятию:

1)Характерные диагностические признаки гингивита



  1. Клинические проявления катарального гингивита

  2. Патоморфологические изменения при катаральном гингивите

  3. Методы диагностики катарального гингивита

Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

- описывать рентгенограммы;

- взять мазок на цитологическое, бактериоскопическое, бактериологическое исследование содержимого кармана;

Список основной и дополнительной литературы по теме:
Основная литература:

1)Боровский Е.В. «Терапевтическая стоматология» 2001

2)Курякина Н.В., Кутепова Т.Ф. «Заболевания пародонта» 2000

3)Иванов B.C. «Заболевания пародонта» 1998

4)Безрукова И.В., Грудянов А.И. «Агрессивные формы пародонтита» 2002

5)Данилевский Н.Ф., Магид Е.А., Мухин Н.А, и др. «Заболевания пародонта» атлас 1999

6)Терапевтическая стоматология: Учебник/Е. В. Боровский. В. С. Иванов. Ю. М. Максимовский и др.. Под редакцией Е. В. Боровского. Ю. М. Максимовского. - М Медицина. 1998.-736с.

7)Терапевтическая стоматология: учебник: в 3 ч. / под ред. Г. М. Барера. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - Ч. 2 - Болезни пародонта.



8)Диагностика, лечение и профилактика заболеваний пародонта / Л.М.Цепов, А.И.Николаев, Е.А.Михеева. - 3-е изд., испр. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2008.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница