Бюллетень «Лидер в образовании»



страница1/3
Дата28.06.2015
Размер0,51 Mb.
  1   2   3


Управление образования и молодежной политики

муниципального образования – Шиловский муниципальный район

Информационно-методический центр




ПО И С К

1 / 2008 март








ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

«Лидер в образовании»

ЧИКИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА,
учитель биологии Шиловской средней общеобразовательной школы №1,

Победитель конкурса лучших учителей

Российской Федерации 2007 года

в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

Шилово

Рязанской области

2008

П О И С К 2008 №1
Издатель – Информационно-методический центр

Адрес издателя: 391500,

Шилово, ул. Советская, д.38.



Телефон: (49136) 2-10-34

2-25-49
Редактор -

Спирин Н.И., начальник управления образования и

молодежной политики муниципального образования -

Шиловский муниципальный район

Заместитель редактора -

Спирина Н.М., заведующая информационно-методическим центром

Составитель-

Козинова Г.А, методист информационно-методического центра;


Тираж - 30 экз.

Реализуемые Правительством Российской Федерации приоритетные направления развития российского образования и национальный проект «Образование» создают новые возможности для обеспечения доступности и качества образования, повышения уровня подготовки специалистов. От них будет зависеть стабильность и процветание нашей страны в третьем тысячелетии.
Д.А. Медведев


СОДЕРЖАНИЕ

1. Аналитическая справка ……………………………………………… стр. 4

2. Технология обучения ……….…………………………………… стр. 8

3 Разделы программы ……………………….................................... стр. 12

4.Приложение:

разработка уроков, проверочных разноуровневых работ……….………стр 33.

Наталья Ивановна окончила Московский педагогический институт им. В.И.Ленина в 1989 году по специальности учитель географии и биологии. И сразу же приступила к работе учителя в Шиловской средней школе №2.

С годами появился опыт работы, росло педагогическое мастерство, пришло уважение коллег, родителей, учащихся.

. Ею была разработана «Методика дифференцированного обучения на уроках биологии». В 1994 году Чикиной Наталье Ивановне была присвоена 2 квалификационная категория, через год - первая.

В 2001 году защитила авторскую программу «Преподавание биологии в профильном классе». По результатам аттестации ей была присвоена высшая квалификационная категория.

Наталья Ивановна имеет высокую профессиональную и методическую подготовку. Основными направлениями ее работы являются:


  • систематическая работа по достижению уровня обязательного минимума обучения, который обеспечивает учащимся освоение школьного курса биологии;

  • дифференциация и индивидуализация обучения;

  • выбор оптимальных методических путей в обучении с учетом психолого-дидактических закономерностей.

Чикина Н.И. работает в профильных педагогическом, естественно-математическом классах. Методы обучения в них имеют свою специфику, которая проявляется в большей доле самостоятельной работы учащихся с литературой при изучении нового материала и выполнении творческих заданий, в интенсификации обучения с помощью лекционно-семинарской работы с учащимися.

Изучение каждой новой темы учитель начинает с урока-лекции и дискуссии по поставленной проблеме. На практических занятиях проводится целенаправленная работа по формированию у учащихся навыков применения полученных знаний в нестандартных ситуациях. Заканчивается урок семинарским занятием или уроком- практикумом. Здесь увеличивается доля самостоятельной работы. К уроку подбираются задания, составленные по принципу внутрипредметных и межпредметных связей. На последующих уроках по выбору учащихся ведется работа над вопросами повышенной сложности, тестированием. Применение лекционно-зачетной системы активизирует учебно- познавательную деятельность учащихся, обеспечивает многократную проработку изучаемого материала, а также своевременный контроль. Учащиеся привлекаются к подготовке и проведению внеклассных мероприятий по предмету, участвуют в проведении школьного «дня дублера».

Чикина Наталья Ивановна формирует устойчивый интерес к предмету. Учащиеся получают хорошую подготовку, занимают призовые места в районных олимпиадах, успешно сдают конкурсные экзамены в вузы и колледжи.

И какая бы технология или методика не использовалась этим учителем, в первую очередь внимание уделяется ученику. Ведь каждый ребенок это личность. Результатом личностно-ориентированного обучения Натальи Ивановна является не только отсутствие неуспевающих учащихся, но и стабильно высокий показатель качества знаний. Ежегодно ученики Натальи Ивановны становятся победителями районных биологических олимпиад.

Своими знаниями Чикина Наталья Ивановна щедро делится с коллегами района. Много открытых уроков, семинаров, мастер-классов было проведено этим учителем. Её уроки интересны не только учителям – биологам, но поучиться педагогическому мастерству приезжают молодые учителя клуба «Альтаир» со всего района.

Семь лет Наталья Ивановна возглавляла районное методическое объединение учителей биологии. Много интересных наработок, педагогических находок есть у биологов, и в этом немалая заслуга руководителя РМО.

В январе Чикина Наталья Ивановна была переведена в Шиловскую среднюю школу №1 и назначена директором. Но преподавательская деятельность на этом не прекратилась. Начался новый этап. Сейчас, в век компьютерных технологий, информационной перегрузки учащихся, Наталья Ивановна все больше внимания на уроках уделяет поддержанию и сохранению здоровья детей. Компьютерные технологии, проектная деятельность – это новые направления работы учителя.

Наталья Ивановна принимает участие в конкурсах педагогического мастерства. В 2006 году Наталья Ивановна являлась победителем муниципального конкурса «Учитель года», участвовала в XVI областном конкурсе «Учитель года России».

Ученики Чикиной Н.И. в той или иной степени продолжили дело своего учителя, став врачами Шиловской ЦРБ и больниц г.Рязани, военными медиками , учителем географии и биологии Шиловской средней школы №2, 14 выпускников – студенты Рязанского медицинского университета, а также ребята, которые учатся в Московской ветеринарной академии, Московской сельско-хозяйственной академиии имени ак. Тимирязева, Рязанском университете и других профессиональных заведениях

За добросовестный многолетний труд Чикина Н.И. имеет следующие НАГРАДЫ:

2000 год

-награждена ПОЧЕТНОЙ ГРАМОТОЙ Министерства Образования Российской Федерации


2005 год

- награждена ПОЧЕТНОЙ ГРАМОТОЙ Министерства Образования Российской Федерации


2006 год

- ПОБЕДИТЕЛЬ конкурса «Учитель года» на муниципальном этапе.

– финалист XVI областного этапа конкурса «Учитель года России - 2006»;

- дипломант конкурса в номинации

«За креативность в преподавании и в управлении образовательным процессом»;

-дипломант областной организации профсоюзов работников народного образования и науки РФ;

-награждена Почетной грамотой за активное участие в областном этапе- Всероссийского конкурса «Учитель года - 2006»
2007 год

- ПОБЕДИТЕЛЬ конкурса лучших учителей Российской Федерации 2007г.

в конкурсном отборе на денежное поощрение за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад

в образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование»


«Обучение биологии в профильном классе»

Технология
Обоснование технологии.
. Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает организацию обучения, призванную помочь ученику сделать ответственный выбор профиля, связанного с определенным видом профессиональной деятельности. Биологический профиль всегда был и остается востребованным у учащихся.

.

Профильное обучение рассчитано на 204 учебных часа в год. Это максимальное количество часов, на которое рассчитано изучение. В зависимости от профиля класса, я легко могу трансформировать программу.



Программа предусматривает обучение учащихся на старшей ступени обучения, когда определяется устойчивость профессиональных интересов, заканчивается целостное развитие ребенка, и выбор профиля дальнейшего образования становится обоснованным.

Разработанная технология обучения биологии в профильном классе является по уровню применения общепедагогической; по научной концепции - ассоциативно-рефлекторной, так как очень важным для учащегося является не только осмысление и запоминание фактического материала, но и сохранение его в памяти, а также его применение; по типу организации и управления познавательной деятельностью - классно-урочной и индивидуально-дифференцированной; по типу деятельности - технологией проблемного изучения и учебно–поисковой работы учащихся.

Это позволяет обеспечить адаптацию обучения к биологическому профилю, обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Переход на профильное обучение на старшей ступени обеспечивает подготовку учащихся для поступления в ВУЗы и колледжи.

Основными целями являются:
Обучающие:


  1. Сформировать комплекс биологических знаний, умений и навыков, необходимых для:

- повседневной жизни;

- изучения на современном уровне предметов естественно-научного цикла в профессиональном учебном заведении.

2.Сформировать у учащихся универсальные знания, умения, позволяющие учащимся организовать собственную деятельность по решению учебных задач, оценке их результатов и коррекции своей деятельности.
Развивающие:

1. Развивать логическое мышление, способности выявлять связи, анализировать, сравнивать, формулировать вывод;



  1. Совершенствовать умение учащихся работать с увеличительными приборами, гербарными, влажными препаратами, дополнительной литературой;

  2. Развивать познавательный интерес путем демонстрации опытов, навыки изучения явлений в сравнительном плане;

  3. Развивать умение выполнять биологический рисунок.


Воспитательные:

  1. воспитать экологическую культуру и грамотность;

  2. соблюдать правила поведения в природе;

  3. воспитать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.


Способы и средства оценки результата.
Достижение образовательных целей проверяется в ходе тестирования, выполнения контрольных работ, самостоятельного решения учащимися заданий и задач различного уровня сложности, в т.ч. творческих, а также в ходе переводного и выпускного экзаменов.

При общении с учащимися на уроке в ходе дискуссии, обсуждения проблемных вопросов проверяется умение проводить анализ стоящей перед учеником проблемы, фиксировать затруднения, строить проект новой деятельности, который способствует разрешению проблемы.

Система индивидуальных консультаций позволяет проконтролировать умение ученика правильно поставить вопрос, слушать и слышать собеседника, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Особенности содержания.
Основным учебным пособием является УМК под редакцией В.Б. Захарова и Н.И. Сонина.

На первых этапах разработки технологии обучения в профильном классе я углубила теоретический уровень основных знаний, включила темы ранее не изучаемые в школьной программе.

Было осуществлено соединение уже известных тем с новыми в структуру, которая оказалась гораздо результативнее и эффективнее традиционной системы обучения. А именно, перегруппировка материала позволяет сформировать у учащихся целостное видение органического мира, общие закономерности и особенности. Включение в содержание программы материала для медицинского, с/х и др. профилей позволяет учащимся чувствовать себя увереннее при подготовке и сдаче вступительных экзаменов в ВУЗы. Было разработано принципиально новое содержание предмета с целью изменения уровня теоретических, практических знаний учащихся биологического профиля.

Учитывая задачу сохранения здоровья учащихся, курс биологии обогащен валеологическими знаниями.

Целостность, единство курса обеспечивают преемственные связи между разделами: ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая биология на основе интеграции знаний вокруг ведущих идей: эволюции, многоуровневой организации живой природы (от клетки до биосферы), взаимосвязей в биологических системах.

Таким образом, на протяжении 2-х лет прослеживается спиральный принцип обучения, в соответствии с которым биологические понятия учащихся расширяются и углубляются.




Способы организации преподавания биологии.
Изучение каждой новой темы, как правило, начинается с урока – лекции с элементами эвристической беседы. Лекция всегда имеет проблемный характер. Учащиеся подводятся к осознанию противоречия между возникающей познавательной потребностью и возможностью ее удовлетворения с помощью имеющихся знаний. На базе возникшей потребности формируется мотив деятельности. На проблемной лекции организуются действия учащихся по осознанию темы урока как учебной проблемы, по разрешению в ходе дискуссии этой проблемы, показывается практическая значимость изучаемого материала.

Учащиеся, анализируя ситуацию, используют различные точки зрения, гипотетические ситуации, предлагают варианты выхода из затруднений. При этом формируется привычка к логической аргументации выдвигаемых положений. По ходу обсуждения вводятся новые понятия, учащимися формируется вывод.

Обобщение учебного материала строится в виде семинарских занятий, на которых главенствует учащийся. Перечень вопросов и заданий оговаривается с учащимися заранее. Такие уроки развивают мышление, логику ответов, а также позволяют выяснить причину неудач учащихся и определить, в каком направлении надо приложить больше усилий, на что обратить внимание. В процессе подготовки к семинарам учащиеся изучают дополнительную литературу, готовят свои вопросы для обсуждения.

Некоторые темы предусматривают выполнение лабораторных работ. Это самостоятельная работа учащихся, основанная на внутрипредметных и межпредметных связях.

Начиная с XI класса, основным содержанием работы становится решение генетических задач. Эти уроки проводятся по двум вариантам: первый – решение и подробный разбор тематических задач, где уделяется внимание способу решения и оформлению решения, отрабатывается и сам навык решения задач;

второй – решение типовых стандартных и нестандартных творческих задач, на которых прослеживается умение учащихся находить пути решения задачи.

Заканчивается изучение темы зачетом. Не сдавшие зачета учащиеся получают консультацию учителя и возможность сдать зачет в течение определенного времени.

В 10-11 классах на первый план выходят письменные и устные зачеты, тестирование. Новая форма работы – домашняя контрольная работа, которая является своеобразным творческим отчетом ученика. Моя задача, как учителя, грамотно её составить, чтобы она не превратилась в механическое переписывание учебника или дополнительного источника информации.

На старшей ступени обучения у учащихся уже появляется достаточно узкая тематика учебных и внеучебных интересов, например, медицина или психология и др., и вся их познавательная деятельность подчиняется определенной личностной цели. Поэтому, я стараюсь формировать научный стиль мышления. Он выступает как необходимое условие самообразования, формирует способность к самостоятельному добыванию знаний.

Более всего при подготовке к урокам я озабочена поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

В процессе своей педагогической деятельности пытаюсь найти соответствие между установками учителя на выполнение социального заказа, на прохождение программ и желанием ученика удовлетворить свои познавательные потребности, интересы, утвердить себя в среде сверстников как яркая индивидуальность.

Поэтому, опираясь на знания физиологических и психологических особенностей школьников, развиваю на уроках активность и самостоятельность, творческие способности школьников.

Мои ученики не боятся допустить ошибку при высказывании своего мнения, у большинства не возникает комплекса переживаний. Все это отражается на качестве знаний учащихся.

Положительную мотивацию поддерживаю у своих учеников проблемными вопросами. Стараюсь, чтобы учащиеся видели значимость изучаемого материала. Это позволяет сделать изучение сознательным и успешным.

Различные формы обучения помогают добиваться неплохих результатов. Предпочтение в своей работе отдаю фронтальным методам. На мой взгляд, эта форма позволяет поддерживать интерес, работоспособность учащихся. А вот индивидуальную форму работы очень часто сочетаю с групповой. Рефлексивная деятельность учащихся активизируется в процессе совместной познавательной, учебной, исследовательской деятельности. Шире стала использовать в работе учебник. Работая с текстом, учащиеся выделяют главное, осмысливают понятийные структуры. Я же получаю возможность определять уровень и качество усвояемости изучаемого материала каждым из учащихся и каждому оказывать соответствующую его затруднению помощь. Кроме мыслительных умений и навыков, работа с текстом учебника позволяет развивать так называемые информационные умения и навыки – сворачивать текст в таблицы, схемы. Такие задания позволяют мне параллельно отслеживать и организационные умения: вести тетрадь, самостоятельно работать по алгоритму.

На мой взгляд, всё это является залогом продуктивного изучения последовательных тем, развиваются навыки самостоятельного и оперативного мышления и логически стройного речевого выражения.

Биология – учебный предмет, содержащий достаточно большой объем теоретического материала. Поэтому при объяснении стараюсь придерживаться структурирования объясняемого материала. Сопровождаю свои объяснения составлением на доске схемы, плана. На старших ступенях обучения – конспектом, параллельно объясняю учащимся как их правильно составлять, и анализирую их деятельность.

Эта работа позволяет успешнее проводить этап урока - закрепление. Я его осуществляю сразу после объяснения, когда у учащихся перед глазами конспект или план. А вот для итогового закрепления составляю задания различной степени сложности, творческие задания.

Для осуществления контроля использую устные зачеты и письменные контрольные работы (диктанты, тесты, индивидуальные карточки). Варианты составляю одинаковые по трудности, а вот задания в них располагаю по мере ее возрастания. Последнее задание – это творческий уровень.

Обычно в 9-х и 11-х классах особое внимание уделяется подготовке к экзаменам. За счет уроков обобщения я осуществляю эту работу и всегда именно в той форме, в которой будет проходить экзамен. Чаще всего это ответы на вопросы, а теперь это и тестирование.

На всех этапах контроля учащиеся получают содержательную оценку, так как это приучает их анализировать свою работу, объективно оценивать ее.

Технология образовательного процесса биологии предполагает тесную интеграцию с другими учебными предметами, в первую очередь с химией. Методически это выражено в проведении интегрированных уроков.

На всех этапах обучения создается обстановка открытости и доброжелательности. Это развивает познавательную и творческую активность учащихся.

Опыт работы по настоящей технологии показал, что у учащихся формируется устойчивый интерес к биологии, они получают хорошую биологическую подготовку, успешно сдают экзамены и учатся в ВУЗах биологического профиля.


Разделы программы
I. Клетка – структурная и функциональная единица живого (16 ч.)
Учащиеся должны знать: основные положения клеточной теории, строение и функции клетки, связь между строением и функцией частей и органоидов клетки, мембранный принцип организации клеток, отличия строения клеток про- и эукариот, авто- и гетеротрофных клеток.

Учащиеся должны уметь: сравнивать растительную и животную клетку, пользоваться световым микроскопом, изготавливать простейшие микропрепараты, выявлять под микроскопом основные компоненты клетки.


I уровень

Клетка и клеточная теория, основные положения клеточной теории. Работы Р.Гука, А. Левенгука, Шлейдена и Шванна, Р.Вирхова в разработке клеточной теории.

Строение эукариотических клеток. Оболочка клетки и её функции. Цитоплазма клетки и её органоиды: ЭПС, рибосомы, митохондрии, лизосомы, пластиды, ап. Гольджи, органоиды движения. Функция органоидов цитоплазмы. Строение и функции ядра клетки. Функции хромосом. Клетка как единое целое. Клеточный цикл: интерфаза, митоз. Мейоз, его значение.
II уровень

Предмет, задачи и методы исследования цитологии; значение цитологических исследований для медицины.

Основные вехи в истории биологии клетки (Янсен, Браун, Пуркинье, Геккель).

Транспорт через плазматическую мембрану: диффузия, осмос; активный (натрий – калиевый насос), эндо- и экзоцитоз.

Хроматин (гетеро- и эухроматин).

Цитоплазма и цитозоль.

Первичные и вторичные лизосомы, остаточные тельца. Пероксисомы. Микротрубочки и микрофиламенты. Структуры растительных клеток: клеточная стенка, плазмодесмы, вакуоли.

Интерфаза: пресинтетический, синтетический и постсинтетический этапы, их характеристика. Митоз. Цитокинез. Значение колхицина. Амитоз. Особенности митоза в растительных и животных клетках.

Мейоз: профаза I – лептотена, зиготена, пахитена, диплотена и диакенез). Хромомеры и биваленты. Нарушения мейоза.
Лабораторная работы «Плазмолиз, деплазмолиз в клетках кожицы лука», «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи».
Демонстрация: микропрепаратов митоза (на корешках лука), таблиц «Строение растительной и животной клетки», «Митоз», «Мейоз».
Обобщение: клеточный уровень организации живой природы.

II. Гистология

Ткани растительного организма (7 ч.)
Учащиеся должны знать: особенности строения и выполнения функций основных тканей, их распределение в организме.

Умения: самостоятельно готовить микропрепарат ткани (покровной, фотосинтезирующей), распознавать ткани на рисунках, таблицах, делать схематические рисунки и уметь подписывать их.


I уровень

Растение – целостный организм. Космическая роль растений.

Покровные, механические, проводящие, запасающие, фотосинтезирующие ткани; их строение, распределение и функция в организме.
II уровень

Отличительные признаки растений. Дифференциация клеток у низших и высших растений. Ткань: простые и сложные. Паренхима. Образовательные: апикальные, латеральные, интеркалярные, раневые. Покровные: первичная (эпидерма, эпиблема), вторичная (перидерма). Основные: ассимиляционная, запасающая, водоносная, воздухоносная. Механическая: колленхима, склеренхима (волокна, склеренды). Проводящая: ксилема (трахеиты и сосуды), флоэма (ситовидные трубки, клетки – спутницы). Выделительные (млечники, кл. – идиобласты, смоляные ходы и эфирномасляные каналы).

Промышленное использование тканей растений.

III. Вегетативные органы высших растений (12 ч.)
Учащиеся должны знать: особенности строения растений и их органов: побег и корень. Лист, стебель, почки, корень. Знать морфологическое и анатомическое строение.

Учащиеся должны знать, распознавать органы на гербариях, живых объектах и таблицах, соблюдать и проводить природоохранные мероприятия.


I уровень

Органы высших растений. Побег, его рост. Почка: вегетативная, генеративная. Почка – зачаточный побег. Лист, его строение. Простые и сложные листья. Жилкование, листорасположение. Листопад. Видоизменение листьев. Корень: типы корневых систем, зоны корня. Метаморфозы. Почва. Удобрения.


II уровень

Ветвление: верхушечное, боковое (моноподиальное, симподиальное). Почки открытые, закрытые. Жилкование: дуговое, линейное, пористое и пальчатое (петлевидные, краебежное, сетчатое). Минеральное питание: транспирационный ток и ток ассимилянтов.

Демонстрация: гербариев, таблиц, демонстрирующих простые и сложные листья, листорасположение, жилкование, типы корневых систем.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница