Диплом Проявления подростковой агрессии



страница1/12
Дата23.06.2015
Размер0,98 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ГБОУ города Москвы Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»



Диплом

Проявления подростковой агрессии

автор: ученица 10 класса «Б»

Тимищенко Елена



Руководитель: Смирнова О.М.

Москва


2013

Содержание


Содержание 2

Введение 3

Глава I. Проявление агрессии подростками 6

1.1. Агрессия 6

Согласно одному из определений, предложенному Бассом-Дарки, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. 7

Агрессия рассматривается как явление по своей сути противоположное альтруизму. Альтруизм - нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека. 8

1.2. Средства проявления агрессии. Экспрессия как внешнее Я личности 10

1.3. Особенности подростковой агрессии и ее проявлений 16

Глава II. Эмпирическое исследование особенностей проявления агрессии подростков 23

2.1. Результаты исследования 24

2.2. Описание и анализ результатов 32

Заключение 35

Список литературы 37

Приложения 39

Приложение 1. Структурная схема невербального поведения 39

Приложение 3. Описательная статистика по показателям самооценки проявления агрессии подростков 45

Таблица 3.1. Описательные статистики показателей самооценки проявления агрессии подростков без сиблингов, выявленных с помощью опросника Басса-Дарки (N=94) 45

Таблица 3.2. Описательные статистики показателей самооценки проявления агрессии подростков с сиблингами, выявленных с помощью опросника Басса-Дарки (N=102) 46

Приложение 4. Сравнение показателей самооценки проявления агрессии учащихся 5-7 классов 47




Введение



Актуальность. В нашей жизни мы часто сталкиваемся с агрессией. Она проявляется еще в детстве и преследует нас всю жизнь. Поэтому изучение агрессии достаточно популярная тема, как в психологии так и в смежных с ней науках. Однако при обилии исследований в этой области можно говорить о том, что есть отдельные ее аспекты, которые недостаточно освещены. Притом, что вербальную агрессию выделяют в отдельный вид, невербальные агрессивные проявления описаны эпизодически. Чаще их описание рассосредоточено по описаниям физической, косвенной и других видов агрессии. Говоря о подростковой агрессии авторы не часто описывают половую специфику ее проявлений, в общем, отмечая более высокую физическую агрессивность юношей. Важно отметить, что к изучению подростковой агрессии чаще всего подходят с позиции общевозрастных закономерностей, не часто обращаясь к индивидуальным особенностям подростков и специфическим характеристикам среды их общения и взаимодействия.

Обсуждение агрессии будет производиться с позиции понимания её как формы социального поведения, включающего прямое или опосредованное взаимодействие как минимум двух человек, а точнее подростков. В наше время важно узнать, что переживает подросток, является агрессия характерной его чертой, либо вызвана внешними факторами. Самооценку подростком своей эмоциональной сферы, негативных переживаний, влекущих за собой в том числе агрессивное поведение, необходимо изучать как одну из основ формирования его самосознания. Понимание, оценка своего поведения, в том числе агрессивного, важно и с позиции формирования рефлексии и самоконтроля. Понимание связи проявления агрессии и сферы общения подростка может быть использовано в процессе психологического сопровождения адаптации обучения в школе, в работе с родителями учащихся.

Таким образом, основной проблемой данного исследования будет рассмотрение самооценки проявления подростковой агрессии с учетом индивидуальных особенностей подростков и среды проявления агрессии.

Разработанность темы. Понятие агрессии и её особенности рассматриваются в работах зарубежных учёных Бэрона Р, Лоренца К. Причины повышенной агрессивности подростков, особенности их агрессивного поведения, в том числе гендерные, описаны в работах Реана А.А и Фурманова И.А. Невербальное поведение, его способы, особенности анализируются Маклаковым А.Г. и Лабунской В.А. Не смотря на то, что в работах таких авторов, как Бэрон Р., Реан А.А., при рассмотрении агрессивного поведения подростков часто упоминается тактильный контакт как один из невербальных способов его проявления, другие невербальные способы агрессивных действий упоминаются гораздо реже и разрозненно, без комплексного анализа. Вербальная агрессия как отдельный предмет изучения рассматривается редко и кратко.

Объект исследования: проявление подростковой агрессии.

Предмет: особенности самооценки проявления агрессии учащихся 5-7 классов.

Цель: выявить особенности самооценки проявления агрессии учащихся 5-7 классов.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ понятия агрессии, её видов, вербального и невербального способов проявления.

2. Описание характерных возрастных и индивидуально-типологических особенностей проявления агрессии подростков.

3. Подбор и доработка методики для изучения особенностей самооценки проявления агрессии у подростков.

4.Проведение эмпирического исследования, обработка данных и анализ результатов.

Гипотеза: Самооценка подростком проявления агрессии связана со сферой взаимодействия, в которой она проявляется и имеет половую специфику.

Общая гипотеза была конкретизирована в следующих частных гипотезах:



  1. У подростков будет различаться самооценка проявлений агрессии в зависимости от того в какой сфере происходит общение: в школе, дома или с друзьями вне школы.

  2. Самооценка подростками проявлений агрессии зависит от фактора пола: юноши выше оценивают свою физическую агрессию, а девушки – косвенную.

  3. Самооценка подростками проявления агрессии дома будет зависеть от наличия сиблингов.

Методы исследования: теоретический анализ, опросный метод.

Методики исследования: В работе использован опросник Басса-Дарки в модификации Г. В. Резапкиной (Резапкина Г.В., 2012, с.38), доработанный с целью изучения самооценки проявления агрессии подростков в трёх основных сферах их общения: в школе, дома и с друзьями вне школы.

Теоретическая и практическая новизна: В исследованиях подростковой агрессии она чаще рассматривается как неизменная характеристика, личностное свойство, проявление которого изучается и описывается без учёта различных сфер общения подростков, их индивидуальных особенностей. При том, что, несомненно, можно говорить об уровне агрессии человека в целом и личностной детерминации агрессии, необходимо учитывать, что агрессия – это прежде всего реакция на влияние окружающей среды, в том числе социальной, поэтому обобщенная характеристика агрессивного поведения человека не всегда подходит для прогноза его поведения в конкретной сфере общения: агрессивный в школе подросток в благополучной семье может проявлять себя гораздо менее агрессивно. Интересно выяснить, замечают ли это сами подростки, то есть, зависит ли самооценка проявления агрессии от сферы взаимодействия подростка. К тому же, понятие «подросток» тоже достаточно абстрактно. Описывать агрессию человека лучше с учётом его индивидуальных особенностей, в частности его пола. В связи с этим в данном исследовании выделены три сферы общения подростка: школа, дом и друзья. Взаимодействие дома поставлено в зависимость от наличия в семье сиблингов.

Практическая значимость: В данной работе описывается самооценка проявления агрессии учащихся 5-7 классов, что поможет найти индивидуальный подход к подросткам со стороны учителей, родителей, психологов и других участников образовательного процесса.

Структура дипломной работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список литературы состоит из 17 научных и научно-популярных источников. Объем работы без Приложений составил 39 страниц. В первой главе описывается агрессия, особенности ее проявлениях в подростковом возрасте; так же освещаются средства проявления агрессии, проблема ее кодирования. Во второй главе описано проведенное эмпирическое исследование, методы, методики и анализ результатов исследования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница