Методические рекомендации г. Нижнеудинск 2008 г



страница1/8
Дата28.06.2015
Размер1,22 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Изучение темы

«Медицинская помощь»

на уроках СБО

в коррекционной школе
Методические рекомендации

г. Нижнеудинск

2008 г.
Печатается по решению методического совета ОГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 6» г. Нижнеудинска
Составитель:

Скрипкина А.М., учитель СБО, высшая квалификационная категория


Руководители:

Г.И. Хейдорова, учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория

Р.Я. Кузнецова, заместитель директора по УР, высшая квалификационная категория

Изучение темы «Медицинская помощь» на уроках СБО в коррекционной школе: Методические рекомендации/ Составитель: А.М. Скрипкина - Нижнеудинск, 2008 г.


Методические рекомендации представляют практические разработки уроков СБО специальной школы VIII вида, подбор форм и методов работы на уроке, организацию внеклассной работы.

Пособие предназначено для творческого использования учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида.


Рецензент:

Т.Б. Баширова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. лабораторией специального образования ИПКРО



Пояснительная записка

Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот – это их переход

из под опеки государства к самостоятельной жизни. Известно, что основной проблемой выпускников сиротских учреждений VIII вида является разрыв между их представлениями о жизни и существующей реальностью, полное отсутствие способностей к профессиональному самоопределению и ориентации в условиях современной экономической ситуации, в связи с тем, что в детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретания собственного опыта. Низкий уровень социальной компетенции, свойственной воспитанникам-сиротам, в последствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм знаний и представлений.

Если не проводить специальную работу по социально-бытовому развитию ребёнка-сироты, то выйдя из стен интерната, он будет использовать большие затруднения, оказавшись один на один с социумом. Проблема здоровья стала предметом интереса государства и педагогических коллективов. В программу СБО включён большой раздел «Медицинская помощь». Последовательное изучение тем по разделу обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников необходимые навыки ориентировки в окружающем , умение пользоваться услугами медицинских учреждений, получить ответы на вопросы: «Какой врач что лечит», «Как записаться на приём», «Как вызвать врача на дом» и многие другие. Программой определены темы, количество часов, объём знаний, но нет методических пособий, рекомендаций, методик, литературы и практического материала по этому разделу. Это приводит к недостаточно высокой эффективности работы по усвоению социальных норм и правил. Методический потенциал уроков не реализуется полностью. Страдает результативность работы.

Новизна работы заключается в систематизации и наработке практического материала по темам и классам, подборе форм и методов работы. Кроме того предложена методика проведения уроков в разных классах. Впервые предложены разработки уроков и их фрагменты.

Теоретической и методологической основой пособия являются: методические рекомендации Н.П. Павловой, положение Выготского Л.С. о ведущей роли обучения и воспитания, исследования Дульнева Г.М., Ж.И. ШИф об осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода, система работы по сохранению здоровья учащихся В.Ф. Базарного.

Данный материал предназначен для практического использования учителями-дефектологами, воспитателями групп специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Это не стандарт, поэтому ориентирован для творческого применения педагогов коррекционных школ при проведении уроков СБО и воспитательных занятий, координации их совместной работы.

Задачи:


  1. Проанализировать имеющуюся литературу.

  2. Обобщить опыт своей работы по реализации программ СБО.

  3. Систематизировать практический материал по теме «Медицинская помощь».

  4. Подобрать виды работ, методы, формы.

  5. Показать образцы разработок уроков, их фрагменты по изучению данной темы.

Объект – раздел программы СБО по теме «Медицинская помощь».

Предмет – практическая работа специалиста по реализации программы СБО.
Содержание рекомендаций определяется задачами программы по СБО под редакцией В.В. Воронковой, раздел «Медицинская помощь» по классам (с 6 по 9 классы)

Содержание разделов методических рекомендаций распределено по классам, по темам согласно количества часов. Что позволяет установить логическую последовательность усвоения материала, регулировать объём знаний по классам, обеспечить эффективность и более высокую результативность учебного процесса. В работе подобран дидактический, раздаточный материал, игры, загадки, пословицы. Формы, методы уроков и разнообразие их типов.

Структура:


  1. Пояснительная записка.

  2. Календарно-тематический план.

  3. Методика.

  4. Разработка уроков, фрагментов.

  5. Виды работ.

  6. Виды контроля.

  7. Анализ уроков.

  8. Работа по ТБ.

  9. Факультативный курс «Подготовка младшего медицинского персонала»

  10. Список используемой литературы.

В разделе календарно-тематический план материал систематизирован от простого к сложному для более лёгкого его усвоения учащимися.

Методика определяет цели и задачи уроков и основные требования к урокам, предлагает типы и виды уроков, методы обучения, формы организации учебного процесса.

Разработки уроков в работе предлагают структуру разных типов. Для того, чтобы на протяжении всего урока поддерживать интерес к материалу и обеспечить активное участие в работе в разделе «Виды работ» представлены практические материалы (игры, пословицы, интересные вопросы, задания). Нельзя недооценивать роль оценки работы учащихся, только на основе объективных данных можно выяснить уровень овладения знаниями и умениями. Поэтому в рекомендациях предложены виды контроля (темы изложений, тесты, контрольные работы).

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности учителя, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации и постоянного самоанализа профессиональной деятельности. Поэтому анализ урока даёт возможность учесть и оценить степень реализации задач, успехи и неудачи урока.

Уроки СБО связаны с некоторыми опасными условиями, которые следует учитывать на уроке. Рекомендации предлагают виды работ, практический материал по Охране труда.

Изучение каждого предмета предлагает внеклассную работу. Факультативный курс «Подготовка младшего медицинского персонала» направлен на расширение спектра профессий, актуальных на современном рынке труда.

Методические рекомендации составлены в результате многолетней работы учителя СБО.


Тематическое планирование

Медицинская помощь
6класс

Тематика

Количество часов

Виды работ

1.Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная

2часа

Практическая работа, деловая игра

2.Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в оказании медицинской помощи. Работники медицинских учреждений.

4часа

Экскурсия

Деловая игра

Тесты-задания


3.Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный приём, госпитализация.

2часа

Сюжетно-ролевая игра, конструктивные задания

4.Меры предупреждения глистных заболеваний

2часа

Работа с таблицей

Творческая работа: выпуск «Сан. бюллетеня»



Обучающиеся должны знать:

- способы вызова врача на дом;

- функции основных врачей-специалистов;

- основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки, пинцет и др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку;

- о возможном вреде самолечения;

- меры по предупреждению глистных заболеваний.



Обучающиеся должны уметь:

- записаться на приём к врачу;

- вызвать врача на дом;

- в экстренных случаях врачей «скорой помощи»;

- приобрести лекарство в аптеке.
Словарь:

поликлиника, диспансер, консультация, регистратура, лаборант, дезинфицирующие средства, термометр, болезнь.

Врачи-специалисты: педиатр, окулист, хирург, травматолог,

невропатолог, фармацевт и др.



7класс

Тематика

Количество часов

Виды работ

1.Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах (неглубокий порез, ссадины, ушибы, укусы насекомых и др.)

4часа

Ролевая игра

Работа с таблицей

Кроссворд


2.Лекарственные растения в домашней аптечке.

2часа

Практическая работа

Творческая работа: «Рассказ о медицинском предмете»



3.Первая медицинская помощь при травмах: вывих, перелом, наложение повязки на раны.

2часа

Практическая работа

Работа со схемой



4. Меры по предупреждению травм

2часа

КВН

Тесты-задания



Обучающиеся должны знать:

- меры по предупреждению травм;

- виды доврачебной помощи;

- правила обработки раны и наложения повязки;

- меры по предупреждению осложнений после микротравмы;

- правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).


Обучающиеся должны уметь:

- использовать лекарственные растения при оказании первой помощи;

- готовить настои, отвары из лекарственных растений;

- обрабатывать раны, накладывать повязки.



Словарь:

вывих, перелом, гипс, бинт, настои, отвары, антисептика, дезинсекция, дезинфекция, шина, фиксация.



8класс

Тематика

Количество часов

Виды работы

1.Первая помощь при несчастном случае (ожог, обмораживание, отравление, солнечный удар).

2часа

Практическая работа

Викторина



2.Первая помощь утопающему.

2часа

Практическая работа

Конструктивные задания



3.Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.

2часа

Регламентированная дискуссия

Работа с таблицей

Урок-диспут



Обучающиеся должны знать:

- меры по предупреждению несчастных случаев в быту;

- правила и приёмы оказания первой помощи при несчастных случаях: выведение из состояния теплового и солнечного удара, обработки повреждённого участка кожи при ожоге, при обморожении разных степеней. Промывание желудка при отравлении;

- приёмы оказания помощи спасённому пострадавшему из водоёма.


Обучающиеся должны уметь:

- оказать первую помощь при ожоге, обморожении;

- оказать помощь утопающему.
Словарь:

ожог, отравление, пульс, компресс, стерильность, жгут, закаливание, профилактика, признаки.




9класс


Тематика

Количество часов

Форма работы

1.Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

2часа

Презентация

Практическая работа

Работа с таблице1


2.Уход за больным.

2часа

Практическая работа Защита рефератов

Анкета


Тесты-задания

3.Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.

2часа

Экскурсия

Защита проекта «Сохрани себе жизнь»




Обучающиеся должны знать:

- способы распространения инфекционных заболеваний;

- меры по предупреждению инфекционных заболеваний;

- правила и приёмы ухода за больным;

- условия освобождения от работы: по болезни или ухода за больным.

Обучающиеся должны уметь:

- строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания;

- строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребёнка)

- ставить горчичники.



Словарь:

инфекционист, инфекция, бактерия, вирус, антисептика, горчичник, ингаляция, иммунитет, госпитализация.



Методика проведения уроков СБО


Последний урок
Логическая последовательность видов уроков


2



444

5

3

1



Комбинированные уроки, объяснение по подтемам, обобщающие по подтемам

Объяснение нового материала

Вводный урок
Обобщающий по теме
Каждый урок представляет собой дидактическую систему, уроки имеют коррекционную направленность. Решают три цели:

  1. Дидактическая (от нее зависит структура урока)

  2. Коррекционная (зависит от избранных форм и методов работы на уроке)

  3. Воспитательная (основана на интересе).

Методы должны быть скомбинированы так, чтобы соблюдался охранительный педагогический режим, который опирается на смену видов деятельности. При планировании необходимо решить, что прежде будет делать на уроке ученик. Обязательно четко определить дидактические цели урока, сформулировать инструкции. Очень важно эмоциональное поле урока (речь учителя, общение, сотрудничество, умение управлять классом).

На уроке желательно включать методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность:



  • Игры

  • Проблемные задания

  • Познавательные задачи

  • Проектирование и др.

Примерные структуры уроков.

  1. Вводный урок.

Цель: выяснить уровень ЗУН, выявить лексический запас.

  1. Организационный момент

  2. Введение в тему

  3. Слово учителя

  4. Актуализация опорных знаний.

  1. Урок изучения нового материала.

Цель: Дать новую…

Познакомить учащихся…

Сформировать навыки…

1 вариант

1. Организационный момент

2. Введение в тему

3. Изучение нового

4. Закрепление

5. Итог

2 вариант



1. Организационный момент

2. Повторение + изучение нового

3. Обобщение («докажи», «объясни», «почему»)

3 вариант

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Постановка проблемы

4. Определение плана решения проблем.

5. Решение учащимися проблемы (с помощью, самостоятельно)

6. Устные отчеты учащихся

7. Итог (вывод).


  1. Комбинированный урок

Цель: Изучить и повторить (комбинация из двух целей)

1 вариант

Цель: а) повторить ранее изученное

б) познакомить с …



  1. Организационный момент.

  2. Повторение а) обобщающая беседа

б) работа с учеником, тетрадью и др.

  1. Изучение нового а) введение в тему

б) объяснение

в) обобщение, закрепление



  1. Итог

2 вариант

Цель: а) выяснить уровень ЗУН

б) формировать понятие


  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему

а) вводная беседа

б) самостоятельная работа

в) обобщение учителя


  1. Объяснение нового материала.

  2. Итоги

  1. Обобщающий урок

Цель: обобщение и систематизация ЗУН по теме.

  1. Организационный момент

  2. Введение в тему

  3. Обобщение

а) беседа

б) творческое задание

в) самостоятельная, контрольная работа

г) устные и письменные отчеты по изучаемому (рефераты)

д) логические упражнения

е) работа с литературой

4. Итоги работы по теме (итоговая оценка, награждение и др.)

На уроках по теме: «Медицинская помощь» воспитанники должны познакомиться с видами медицинской помощи, мерами по предупреждению заболеваний, несчастных случаев, способами предупреждения распространения инфекционных заболеваний, правилами ухода за больными, научиться общаться и вести себя в общественных местах. Наглядность на уроке должна служить дидактическим целям, а не просто выступать развлекательным фоном. Все занятия должны отвечать определенным требованиям, вытекающим из основных задач коррекционной школы, то есть готовить воспитанников к самостоятельной жизни.

Существует несколько форм занятий:


    1. Практические работы

    2. Сюжетно-ролевые игры

    3. Экскурсии

    4. Беседы

  1. Практические работы

Практические работы проводятся по большинству тем, могут занимать все занятие или его большую часть.

Могут проводиться:

а) индивидуально

б) бригадным методом

Класс делится на бригады. Каждая бригада выполняет свою работу с распределением обязанностей среди членов бригады. Каждая бригада выполняет работу от начала до конца.

На практических уроках предусматривается сменяемость операций, каждый должен уметь выполнять все операции. Учитель должен учить работать в бригаде. Первое бригадное занятие готовится. Надо учить бригадиров отобрать оборудование, распределить обязанности в бригаде.

На первом занятии один из бригадиров – учитель, которому подражают остальные бригадиры. Бригадиром должен побывать каждый ребенок, даже самый слабый.


  1. Сюжетно-ролевая игра

Это обыгрывание распространенных жизненных ситуаций, имеющих место действия, действующих лиц. Применение этого метода охватывает большие разделы. Чаще проводятся для закрепления материала.

Игру учитель может заранее готовить ил проводить сразу.

Класс разбивается на актеров и зрителей. Роли меняются.

После разыгрывания ситуация разбирается. Сначала разыгрывается правильная ситуация, затем для сравнения неправильная.

Игры бывают:


      1. с правильной ситуацией;

      2. с ошибочными действиями;

      3. с сочетанием правильных и неправильных ситуаций;

      4. игры, где дети должны найти правильное решение, найти выход из положения (например, отец заболел – нужно сообщить на работу, телефона нет, соседний сломался);

      5. устные ситуации, где учитель рассказывает ситуацию, учащиеся разбирают.

Учитель – ведущий во всех играх.

Игра может занимать все занятие, может часть урока.

Для обыгрывания возможны простейшие костюмы.


  1. Экскурсия

При организации экскурсий учитель должен быть ознакомлен с маршрутом, местом экскурсии. План экскурсии должен быть обязательно проверен и подписан завучем. Экскурсию может вести сам учитель, или договориться с работником, который заранее подготовлен.

Экскурсии могут быть:

а) вводные (до начала изучения темы)

б) текущие (в ходе изучения раздела)

в) итоговая или заключительная

4. Беседа

Должна применяться рационально, занимать минимальное место. Беседа не должна занимать весь урок, а сочетаться с другими методами.

Беседы бывают:

а) сообщающие (в начале урока)

б) для закрепления пройденного материала

в) вводные (дают целевую установку перед практической работой)

Беседы должны быть короткими, с применением дидактического материала и не превышать трудность, которую могут усвоить дети.

Объем бесед определяется по разделу «Знания и умения».

Тема определяется по разделу «Тематика».

Задачи – по разделу «Знания и умения».

С 5-го по 9-й класс ведутся тетради. Тетрадь по СБО – это справочная книга. Тетрадь заводится общая, имеет оглавление, нумерацию страниц. На каждую тему сразу отводится определенное количество страниц, так, чтобы по одной теме записывать сведения, полезные каждый год. Записываются только рецепты, полезные советы, дата и «Классная работа» не записываются. Записи должны быть краткими, лаконичными. Тетрадь на руки не дается, а выдается только по окончании школы.

Анализ урока требует от учителя оценивания своей деятельности, проникновения в сущность задач оценить степень их реализации, учесть успехи и неудачи урока.

Виды анализа:



  1. психологический

  2. валеологический

  3. дидактический

  4. комплексный

  5. комбинированный

  6. аспектный

Выбор анализа зависит от анализирующего и цели анализа.
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница