Рабочая программа учебного курса по биологии для 8 класса. Учитель биологии и химии : Чувилина Наталья Владимировна



страница1/4
Дата28.06.2015
Размер0,53 Mb.
  1   2   3   4
МБОУ Филоновская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено «Утверждаю»

Зам. директора по УВР: Директор школы:

____________________ _______________

(Люлькова С.И.) (Юсупова М.А.)

Протокол МС № __ «__»______2013г.

от «__»______2013г.

Рабочая программа учебного курса

по биологии для 8 класса.

Учитель биологии и химии : Чувилина Наталья Владимировна.

1 квалификационная категория.

Стаж работы 18 лет.

Программа составлена в 2013 – 2014 учебном году.

Пояснительная записка

Данная программа по биологии в 8 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии общеобразовыательных учреждений Волгоградской области и авторским коллективом под редакцией В.В. Пасечника. Дрофа. 2002 г.

Курс рассчитан на 2 час в неделю(68 часов в год).

Цели: освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, роли биологической науки в практической деятельности людей; овладение умениями использовать информацию о факторах здоровья и риска, проводить наблюдения за состоянием здоровья собственного организма;

Задачи: воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, заботы о собственном здоровье, оказании первой медицинской помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности к собственному организму, здоровью других людей; норм здорового образ жизни, профилактика заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Планируемые результаты:

Знать: признаки биологических объектов, строение человека, его систем и органов, жизнедеятельности высшей нервной деятельности.

Уметь: объяснять место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды, проявления наследственных заболеваний, иммунитета человека; роль гормонов и витаминов в организме человека. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни человека для соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-_инфекции, вредных привычек. Нарушения осанки, зрения, инфекционных и простудных заболеваний.

Учебно- методический комплект:

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев « Биология, Человек» 8класс

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев « Биология, Человек» 8класс .Тематическое и поурочное планирование к учебнику.

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев « Биология, Человек» 8класс. Рабочая тетрадь.

О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова « Поурочные разработки по биологии» 8 класс



Календарно- тематическое планирование


п/п



Наименование раздела программы

Тема

урока


Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания




Требования к уровню

подготовки обучающихся



Вид

контроля, измерители



Элементы дополнительного(необязательного содержания)

д/з

Дата

проведения



план

факт



Введение 1ч.

Науки, изучающие организм человека. Их становление и методы исследования.

1

Урок и изучения и первичного закрепления новых знаний.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека.

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др., их значение и использование в собственной жизни.

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.


Называть методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Вопрос к §1.

Рабочая тетрадь, задания №3.






§ 1,

§ 2











Тема 1. Происхождение человека. 3 ч.

Систематическое положение человека.

1




Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.







§ 3









Историческое прошлое людей.


1




Основные этапы исторического развития людей.

Определять черты сходства и различия основных предков людей.







§ 4









Расы человека.


1




Основные расы,

вред расистских теорий.




Определять характерные отличия рас друг от друга;

Обосновывать разницу между понятиями «раса», «народность», «народ», «нация».

Доказывать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне развития.

Р. т, задания №6 (правый столбец таблицы)

Расы человека, их происхождение и единство.

§5










Тема 2. Строение и функция организма. 57ч.

Строение организма. 4ч.

Общий обзор организма.


1

Комбинированный урок

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов.

Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Вопросы №2,3 к

§6.


Р.т № 15, 16. «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

Структура тела. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный, поведенческий.

§6









Клеточное строение организма.


1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Давать определение понятию фермент.

Называть:

•органоиды клетки;

•процессы жизнедеятельности клетки;

•роль ферментов в процессе обмена веществ.



Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.

Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Вопрос №5

к §7.


Рабочая тетрадь,

задания №17, 20,

21.





§ 7









Ткани.

Л\р. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.




1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервные. Нейрон: тело, дендриты, аксон Межклеточное вещество.

Давать определения понятию: ткань.

Изучать микроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека.

Называть основные группы тканей человека.

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Вопросы №1,2,3, 4,5 к §8.

Рабочая тетрадь, задания №22,23.



Синапс.

Нейроглия.



§8









Рефлекторная регуляция.


1

Комбинированный урок

Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция.

Давать определения понятиям: рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.

Называть:

• отделы нервной системы; •принцип работы нервной системы.



Распознавать на таблицах и описывать отделы и органы нервной системы.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Вопросы №1,2,3 перед §9.

Вопрос №1 после §9.






§9









Опорно-двигательная система. 7ч.

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей.

Л\р. Микроскопическое строение кости.

§10


1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.

Называть:

•особенности строения скелета человека;

•функции опорно-двигательной системы.

Распознавать на таблицах основные части скелета человека.

*Устанавливать взаимосвязь:

•между строением и функциями костей;

•между строением и функциями скелета.



Вопросы №1,2,3 после §10. Вопросы №1,2 перед §11. Вопросы №1,2,3 после §12.

Р. т, задания №30,31






§10









Скелет человека. Осевой скелет.


1

Комбинированный урок.

Строение и функции опорной системы: скелет головы, отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа(височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища: позвоночник (отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (ребра, грудина). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.

Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.

Распознавать на таблицах

основные части скелета головы итуловища человека.



* Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

Вопросы №3,4 перед §11. Вопросы №1,4 после §11. Рабочая тетрадь, задания №35,36.




§11









Скелет свободных поясов конечностей: добавочный скелет.

Соединение костей




1

Комбинированный урок.

Строение и функции опорной системы: скелет поясов: плечевого (ключицы, лопатки), тазового пояса и свободных конечностей: верхней (плечо: плечевая; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев).

Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.



Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; *Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями скелета.

Вопросы №1,2 перед §12. Рабочая тетрадь, задания №41, 42. Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей».




§12









Строение мышц.

Л\р. Мышцы человеческого организма.




1

Комбинированный урок.

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Устанавливать взаимосвязь

между строением и функциями мышц.



Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.

Вопрос №1 перед §13. Вопросы №1,2,3 после §13. Вопрос №3 перед §14.




§13









Работа скелетных мышц и их регуляция.

Л\р. Утомление при статической работе.




1

Комбинированный урок.

Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

«Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»




§14









Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Л\р. Выявление нарушений осанки и плоскостопия.




1

Комбинированный урок.

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.

Использовать приобретенные знания и умения для:

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

•соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

Использовать приобретенные знания и умения для:

•соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки;

•оказания первой помощи при травмах.


Воп. №1-3 перед §15. Воп. №1-4 после §15.

Р.т №53,54,

55.

Вопрос №1,2 перед §16. Воп. №1-4 после §16.



Р. т, №56,57.




§15, 16










Обобщение по теме «Опорно-двигательная система».


1

Урок контроля и оценки знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.













Внутренняя среда организма. 3 ч.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Их взаимодействие.

Л\р. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскоп.




1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

Называть признаки биологических объектов:

«составляющие внутренней среды организма;



•составляющие крови (форменные элементы); •составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.

Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки.

Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

Вопросы №1-4 перед §17. Вопросы №2,3,5,6 после §17. Р т, №59,61,62,64.

Гомеостаз.

§17









Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.


1

Комбинированный урок.

Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Работы Л.Пастера, И.И.Мечникова. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный).

Давать определение понятию иммунитет.

Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний

Вопрос №2 перед §18. Вопросы №1,2,5,6 после §18. Вопрос №2, 3 перед §19. Вопросы №1,2 после §19.




§18









Иммунология на службе здоровья.


1

Комбинированный урок.

Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор.

Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, использовании донорской крови.

Вопросы №4,5 перед §19. Вопросы №4,5,6 после §19. Р т, задания №75,76,78 №77.

Белки эритроцитов А, В, антитела а, р.

§19







  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница