Решением педсовета №6 от 01декабря 2011г. Содержание образовательной программы



страница1/18
Дата29.06.2015
Размер4,22 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №375общеразвивающего вида» Авиастроительного района г. Казани

Принята


решением педсовета

№ 6 от 01декабря 2011г.



Содержание образовательной программы:

  1. Пояснительная записка




  1. Организация режима пребывания детей в МАДОУ




  1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

    1. 3.1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению

    2. образовательной области «Физическая культура»

    3. 3.2 Содержание психолого-педагогической работы по освоению

    4. образовательной области «Здоровье»

    5. 3.3 Содержание психолого-педагогической работы по освоению

    6. образовательной области «Безопасность»

    7. 3.4 Содержание психолого-педагогической работы по освоению

    8. образовательной области «Социализация»

    9. 3.5 Содержание психолого-педагогической работы по освоению

    10. образовательной области «Труд»

3.6 Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Познание»



    1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Коммуникация»

    1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Чтение художественной литературы»

    1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Художественное творчество»

3.10Содержание психолого-педагогической работы по освоению

образовательной области «Музыка»


  1. Содержание коррекционной работы




  1. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы




  1. Система мониторинга планируемых результатов освоения Программы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №375 общеразвивающего вида»

Авиастроительного района г. Казани

Юридический адрес: 420037, г. Казань, ул.Ленинградская , д.53 а,

т. 570-85-66


Количество групп: 11 (2 группы раннего возраста, 9 групп дошкольного возраста, в том числе 3 группы с воспитанием и обучением на татарском языке).

В соответствии с Уставом 2 группы функционируют в режиме полного дня (12 ч.), 9 групп работают 10,5 ч. При пятидневной рабочей неделе.



Предельная наполняемость: 260 человек

Общая площадь здания: 3191,7 кв.м

Общая площадь территории:9317,14 кв.м (11 оборудованных участков, спортивная площадка).

Наличие лицензии: Лицензия от 05 апреля 2011г. № 886

1.Возр.и инд. Особенности детей в ДОУ. ( кол-во детей ДОУ, возрастные группы, тат. группы, общеразвивающие группы)

  1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении

Возрастные особенности детей групп раннего возраста

Дети от 1,5 года до 2-х лет:

Ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 г, а в росте 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей 4-5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить «только за ручку».

Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

Дети много лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч.У малышей кроме основных

развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику).

В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения, действия друг с другом (при числе участвующих не более 8-10).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2-3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. Далее в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать.

Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства.

Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

У детей из отдельных действий складываются элементы, основа деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной).

Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью, особенно заметной при дефектах воспитания. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно это можно преодолеть.

Данный период у детей интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

В процессе разнообразной деятельности со взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку и т.д.». Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом он мог

обозначать и кошку, и меховой воротник.

Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).

Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Куда ходили?» — «Гулять». — «Кого видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.

Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу.

Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году. Ребенок в большинстве случаев после полутора лет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передние небоязычные (т, д, и), задние небоязычные (г, х). Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.

Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так. слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся.

К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.

Ребенок старше полутора лет активно обращается ко взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» — то есть «Ира кушала?»

Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?»

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения < мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, эбозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании.

Малыш овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.

Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные (из одного, а к концу года из 2-3 действий) поручения взрослых, постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение со взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.

На втором году закрепляется и углубляется потребность общения со взрослым по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

На втором году жизни у детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. По двое-трое они самостоятельно играют друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», "Догонялки»).

Однако опыт взаимообщения у детей невелик и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в свою игру.

Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что стоит рядом. Отобрав ее у соседа, но не зная, что делать дальше, малыш ее просто бросает. Воспитателю не следует проходить мимо подобных фактов, чтобы у детей не пропало желание общаться.

Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессах, а поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать.

Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, вести себя в группе соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т.д. При этом они пользуются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.

На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формировать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести предмет, необходимый для продолжения игры (кубики, колечки для пирамидки, одеяло для куклы). Подражая маме или воспитателю, один малыш пытается

«накормить, причесать» другого.

Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях.

Основными приобретениями второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы.

Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях.

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения со взрослым.

С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.



Дети от 2-х лет до 3-х лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.



Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения.

Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.



Общие характеристики детей трех лет

Дети в возрасте от 3 до 4 лет могут быть экспансивными, нежными и грубыми одновременно. Они стараются понять окружающий их мир. Им все еще трудно отделить собственные фантазии от реальности. Они начинают понимать, что их действия влекут за собой определенные последствия, и учатся устанавливать для себя поведенческие ограничения. При этом дети этой возрастной группы отличаются тем, что сейчас они демонстрируют привязанность и послушность, а через минуту становятся требовательными и капризными.

3-летние дети стремительно развивают речевые навыки, легко переходя от детского языка к нормативной описательной речи и обратно. Часто они разговаривают вслух сами с собой в ходе решения какой-либо задачи или во время игры. Дети этого возраста обладают огромным запасом энергии, но не могу: надолго сосредоточиться. Как правило, они быстро переходят от одного занятия к другому. Они играют как индивидуально, так и в группе. Часто воспитатель становится первым взрослым, за исключением членов семьи, к котором)" ребенок начинает испытывать устойчивую привязанность.

Общие характеристики детей четырех лет

В возрасте от 4 до 5 лет дети часто чувствуют себя всемогущими и берутся за решение любых новых проблем. В отличие от более младших, дети этой возрастной группы играют в сложные групповые игры, требующие взаимопонимания между всеми участниками. Они начинают проявлять сопереживание, могут говорить о своих чувствах и чувствах других людей.

Дети этой возрастной группы подвергают проверке ограничения и соответствующим образом рационализируют свое поведение. Они легко сами говорят неправду, но очень сердятся, когда неправду говорят взрослые.

Хотя временные промежутки, в течение которых 4-летние дети могут сосредотачивать внимание, по-прежнему остаются относительно короткими, эти дети уже имеют определенный опыт решения проблем. А если тема их занятий особенно им интересна, они могут удерживать сосредоточение достаточно продолжительное время. Более того, они способны к обобщению, перенося опыт, полученный во время одних занятий, на другие.

В этом возрасте детей очень интересует физическое состояние их собственного тела и тел других: они могут очень волноваться из-за полученных царапин или ссадин. Они могут многого бояться, у них бывают страшные сны.

У детей 4-х лет быстро развиваются навыки в области общей моторики, они постоянно демонстрируют физическую активность. Их энергия кажется неисчерпаемой. Их словарный запас растет, они говорят правильно построенными предложениями и используют более сложные грамматические конструкции.



Общие характеристики детей пяти лет

В возрасте от 5 до 6 лет дети зачастую милы и стараются угодить взрослым. Они достаточно социальны и играют одновременно с тремя-четырьмя сверстниками. В этом возрасте дети предпочитают товарищей по играм своего пола. У них есть чувство юмора, часто они придумывают незамысловатые шутки и повторяют их вновь и вновь. Им нравится играть в игры, но они хотят обязательно выиграть и часто меняют правила по ходу игры, чтобы получить преимущество.

Дети этой возрастной группы могут сосредоточивать внимание в течение более продолжительного времени. Навыки мышления и решения проблем переходят у них на более высокий уровень. Ребенок может сосредоточиться на выполнении задания и пытается выполнить его в соответствии с им же установленными требованиями. Пяти-шестилетние дети хорошо развиты в речевой области: им нравится говорить, они четко изъясняются и любят играть словами. Они говорят более сложными предложениями и сами исправляют свои речевые ошибки. В физическом плане дети этой возрастной группы очень подвижны, они начинают интересоваться физическими упражнениями и организованными занятиями спортом. Их моторные навыки совершенствуются: они уже испытывают меньше трудностей при одевании, вырезании из бумаги, рисовании и письме.

Дети начинают осознанно относиться к своему прошлому, им нравится рассказывать различные истории из того времени, когда они «были маленькими.

В возрасте 5—6 лет дети попеременно демонстрируют то уступчивость, то неприятие. Они выражаются буквально и конкретно, им нравится организованная структура и последовательность
2. Приоритетные направление ДОУ(из лицензии)

3. Цель Дошкольное образовательное учреждение

Задачи (Из Устава)

4. Специфика условий осуществления воспитательно-образовательного процесса (Социально-экономические , национльно-культурные, демографические)семьи из татар и смеш. И др. кол-во

Глава 1 ВВЕДЕНИЕ, ОСНОВАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПРОГРАММЫ
Введение

Сегодняшним детям, где бы они ни жили, предстоит постоянно сталкиваться с изменениями в социальной, политической, экологической, научной, технической и индустриальной сферах, с изменениями, которые в конечном счете будут трансформировать социально требуемый набор профессий. Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в детях желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Чтобы подготовить детей к самостоятельному пополнению знаний, программа Step by Step пытается заложить основы способностей, жизненно необходимых для того, чтобы справляться с проблемами сегодняшнего дня, а также с теми, с которыми нам суждено столкнуться в XXI столетии. К числу таковых мы относим способности:



  • принимать и осуществлять перемены;

  • критически мыслить;

  • осуществлять выбор;

  • ставить и решать проблемы;

  • проявлять творчество, фантазию и изобретательность;

  • заботиться о людях, обществе, стране, окружающей среде.

Step by Step — это оригинальная программа для детей от трех до шести лет и их родителей. Она основана на сочетании научно обоснованных и хорошо показавших себя на практике методов с твердой установкой на взаимодействие с семьями и сообществами с целью индивидуализации условий жизнедеятельности каждого ребенка. Программа направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей каждого ребенка и предполагает уважительное отношение к разнообразным культурным традициям. В любой группе, где реализуется программа Step by Step, делается акцент на таких моментах, как:

  • индивидуализация условий обучения для каждого ребенка;

  • предоставление ребенку возможности выбора, как через планирование соответствующих занятий, так и через организацию центров активности;

  • участие семьи.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница