Руководство к вне- и аудиторным занятиям по общей патофизиологии для студентов медицинских вузов учебное пособие



страница1/17
Дата23.06.2015
Размер1,47 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ГОУ ВПО ВЛАДИВОСТОКСКИЙ МЕДИИЦНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

РУКОВОДСТВО К ВНЕ- И АУДИТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ОБЩЕЙ ПАТОФИЗИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Учебное пособие

Владивосток, 2006

ГОУ ВПО ВЛАДИВОСТОКСКИЙ МЕДИИЦНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ



РУКОВОДСТВО К ВНЕ- И АУДИТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО ОБЩЕЙ ПАТОФИЗИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Учебное пособие

Рекомендовано Дальневосточным региональным учебно-методическим центром в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов ДВ региона

Владивосток, 2006

УДК 616-092 (075)

Р - 851


Авторы: Маркелова Е.В. – д.м.н., профессор; Красников В.Е. – к.м.н., профессор; Ишпахтин Г.Ю. – к.м.н., доцент; Костюшко А.В. – к.м.н., ассистент; Мисюра О.А. – к.м.н., ассистент; Турмова Е.П. – к.м.н., ассистент; Чагина Е.А. – ассистент.

/ под редакцией Маркелова Е.В. – д.м.н., профессора, Красникова В.Е. – к.м.н., профессора.

Рецензенты:

Иванов Е.М. – д.м.н., профессор, директор НИИ Медицинской климатологии и восстановительного лечения РАМН.

Кропотов А.В. – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой фармакологии ВГМУ.

Учебное пособие подготовлено согласно государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования по специальностям 040100 (лечебное дело), 040200 (педиатрия), 040300 (медико-профилактическое дело), 040400 (стоматология) и на основании типовой программы по патофизиологии (Москва, 1977).

В нем представлены содержание и объем знаний, необходимый современному специалисту для успешного усвоения вопросов общей патофизиологии (предмет и задачи патофизиологии, общая нозология, типовые патологические процессы).

Пособие предназначено для студентов третьего курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов медицинских Вузов.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4



  1. Предмет и задачи патофизиологии 5

  2. Общая этиология и патогенез 10

  3. Патофизиология клетки 18

  4. Патофизиология гипо - и гипертермий 25

  5. Патофизиология гипоксий, гипероксии 31

  6. Патофизиология периферического кровообращения 38

  7. Патофизиология микроциркуляции 44

  8. Патофизиология воспаления (I-II практические занятия) 51

  9. Роль реактивности и резистентности в патологии. Конституция 60

  10. Структурно-функциональные изменения иммунной системы, их роль в патологии 67

  11. Патофизиология аллергии (I-II практические занятия) 75

  12. Патофизиология водно-минерального обмена 83

  13. Патофизиология кислотно-щелочного обмена 93

  14. Патофизиология злокачественного роста 101

  15. Патофизиология белкового обмена 109

  16. Патофизиология жирового обмена 117

  17. Патофизиология энергетического и углеводного обменов 124

ВВЕДЕНИЕ

В связи с утверждением новой программы, появлением современных учебников и руководств по нашей дисциплине (П.Ф. Литвицкий, 2002., В.В. Михайлов, 2001,А.Д. Адо., М.А. Адо В.Н. Пытский и др., 2000 и др.) возникла необходимость в создании настоящего учебного пособия, которое бы способствовало обучению будущих специалистов современным знаниям патофизиологической науки.


Учебное пособие представляет собой содержание и необходимый объем знаний по изучению учебных тем общей нозологии и типовых патологических процессов курса патофизиологии. Структура тематических занятий предусматривает учебное задание (содержание и объем) как внеаудиторной (самостоятельной), так и аудиторной работы студентов.

Приступая к внеаудиторному изучению той или иной учебной темы занятия необходимо руководствоваться следующим:



  1. Изучение учебного материала следует начинать с уяснения актуальности и цели занятий, в которых отражены направленность его, элементы профилизации (пед.фак., МПФ, ст. фак.).

  2. Для успешного освоения учебного материала необходимо первоначально восстановить исходные знания (истоки), которые Вы получили на предыдущих кафедрах I-II курсов: анатомии, биологии, биохимии, гистологии, физиологии и др. и содержание учебного материала уже изученного на нашей кафедре, а также на кафедре фармакологии, пат. анатомии и др. (см. раздел «Студент должен знать», вопросы под римской цифрой I).

  3. Содержание и объем изучаемой темы представлен в разделе «Студент должен знать» под римской цифрой II в виде таблицы: п.2. содержание - (вопросы для самоподготовки) и п.3. - объем (целевая установка ответа на вопрос). Целевая установка ответа на вопрос – это своеобразный план ответа, руководствуясь которым, Вы имеете возможность отобрать нужный объем знаний по изучаемому вопросу.

Содержание и объем аудиторной работы студентов представлены в хронокарте занятия. Для контроля знаний на кафедре широко используется решение ситуационных задач, примеры которых (с эталонами ответов) приведены в конце каждой изучаемой темы.

Тема занятия № 1: «ПРЕДМЕТ и ЗАДАЧИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ»

Наука, изучающая жизнедеятельность больного организма и есть - патологическая физиология.



Патофизиология - изучает общие вопросы причин, условий и патогенеза болезней человека. Её задачами являются: разработка и использование стандартных методов диагностики продромальных состояний, контроль за течением заболеваний, а так же учет влияния внешних факторов на организм человека.

Основная цель патофизиологии - установление наиболее общих закономерностей нарушений функций организма при болезнях и патологических процессах, механизмов их возникновения, развития и завершения.

Патологическая физиология является теоретической основой современной клинической медицины. Она связывает биологические дисциплины с дисциплинами клинического профиля. Изучение этой науки представляет не только теоретический, но и практический интерес для врачей всех специальностей, развивая у них врачебное мышление и умение осмыслить наблюдаемые факты и явления.



ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: знать задачи и методы патофизиологии, основные исторические этапы развития учения о патологии. Знать определение понятий «здоровье», «болезнь», «патологический процесс», «патологическое состояние», «патологическая реакция». Знать исходы и осложнения болезни. Знать роль патофизиологии в развитии клинических дисциплин.

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Студент должен знать:

  1. При подготовке к каждому занятию необходимо знание понятий и норм, приведенных в ранее изучаемом материале учебников: нормальная физиология человека, нормальная анатомия человека, гистология, биохимия, неорганическая химия и др. мед. дисциплины.

  2. Объем учебного материала по изучаемой теме:

№ п./п.

Вопросы для самоконтроля

Целевая установка на ответ на вопрос

1

2

3

1.

Предмет и разделы патофизиологии. Цели и задачи патофизиологии. Клиническая патофизиология, её цели и задачи.

Дать определение понятия «патофизиология». Что является предметом изучения патофизиологии. Разделы патофизиологии (общая нозология, типические патологические процессы, частная патофизиология, клиническая патофизиология). Назвать основные цели и задачи патофизиологии. Знать роль и место патофизиологии для клинической и теоретической медицины (взаимосвязать с клиническими и теоретическими дисциплинами). В последние годы эксперименты на животных существенно дополняются исследованиями пациентов с помощью безвредных методов (УЗИ, томографии, иммунологических и др.). Речь идет о клинической патофизиологии, как разделе патофизиологии. Целью клинической патофизиологии является обучение умению использовать знания о патологических процессах, происходящих в организме, о характере компенсаторно-приспособительных механизмов, о методах функциональной диагностики для выбора оптимальных методов патогенетической и этиотропной терапии. Изучение клинической патофизиологии позволяет правильно интерпретировать результаты методов функциональной диагностики и позволяет грамотно объяснять происхождение и механизм симптомов заболевания.

1

2

3

2.

Методы патофизиологии. Экспериментальное моделирование болезней. Формы осуществления эксперимента. Этапы и фазы эксперимента. Недостатки экспериментального моделирования.

Перечислить методы, используемые в эксперименте (при моделировании патологических процессов). Что является главным объектом экспериментального моделирования. Методы воспроизведения эксперимента (выключения, включения, раздражения, метод изолированных или «переживающих» органов, сравнительный, контрольный и др. Знать значение моделирования для теоретической и клинической медицины. Острый (вивисекция) и хронический (трансплантация органов и др.) эксперимент. Этапы и фазы выполнения эксперимента. Ограничение использования эксперимента (анизоморфизм, деонтологический аспект). Какие методы можно применить в экспериментальном моделировании (биофизический, морфологический, иммунологический, физиологический и др.).

3.

Основные исторические этапы развития патофизиологии.

Экспериментально - физиологическое направление в патологии (И. М. Сеченов, В. В. Пашутин, И. Р. Петров). Н. Г. Ушинский и физико-химическое направление. Гисто- и цитологическое направление в изучении патологии (В. В. Подвысоцкий, Д. К. Заболотный и др.). Общебиологическое направление и сравнительная патология. Сравнительный и эволюционный методы исследования патологии - заслуга И. И. Мечникова. Место эволюционного принципа в понимании сущности (механизмов возникновения и течения) болезни. Нервизм и школа И. П. Павлова. Клинико-экспериментальное интеграционное направление и его основные представители (А. Б. Фохт, Г. П. Сахаров, А. Д. Адо). Эксперимент - теоретический фундамент клинической медицины.

4.

Понятие «здоровье», «предболезнь», «болезнь». Номенклатура и классификация болезни.

Норма - понятие, виды относительности нормы. Предболезнь (донозологические и преморбидные состояния). Срыв механизмов адаптации. Перечислить формы и стадии болезни. Принципы классификации болезней и её роль для практического врача. Представление о болезни, как единстве двух противоначал - защиты и повреждения. Уровни абстракции болезни (четыре уровня).



1

2

3

5.

Патологический процесс, патологическое состояние, патологическая реакция. Типические патологические процессы.

Уметь оценивать понятия патологический процесс, патологическое состояние, патологическая реакция. Перечислите типические патологические процессы. Назовите их основные характеристики. Особенности течения патологических процессов у детей.

6.

Признаки болезни. Характер течения болезни. Рецидивы, ремиссии. Исходы и осложнения болезни.

Критерии болезни - её симптомы и синдромы. Острое, подострое, хроническое течение болезни. Рецидив, как проявление обострения патологического процесса. Острое и хроническое течение. Перечислите исходы болезни. Виды ремиссии: полная, неполная. Понятие об осложнении течения заболевания.

Студент должен уметь: выявлять различные виды патологических процессов и состояний по клинико-лабораторным данным

Студент должен иметь представление: о фундаментальной роли патологической физиологии в разработке способов фармакоррекции патологических процессов.

ЛИТЕРАТУРА



Основная:

  1. Патофизиология: Учебник: в 2 т. - М.: ГЭОТАР-МЕD, 2002. - т. 1. - 752 с. - т. 2. - 808 с.

  2. Патологическая физиология. Учебник / Под ред. А. Д. Адо, М. А. Адо, В. И. Пыцкого, Г. В. Порядина, Ю. А. Владимирова. - М.: Триада-Х, 2000. - 574 с.

  3. Основы патологической физиологии / Под ред. Михайлова В. В. - М.: Мед - на, 2001. - 601 с.

  4. Лекционный материал.

Дополнительная:

  1. Патологическая физиология /Под ред. А. И. Воложина, Г. В. Порядина. - Т.1. - М.: Медпресс, 2000. - 528 с.: с илл.

  2. Патологическая физиология /Под ред. Н. Н. Зайко - Киев; Виша школа, 1996. - 503 с.

  3. Долгих В. Т. Основы патофизиологии. - Н. Новгород.: Издательство НГМА, 1998. - 208 с.

  4. Долгих В. Т. Общая патофизиология (лекции для студентов и врачей). - 2-е изд., перераб. и доп. - Н. Новгород.: Издательство НГМА, 1997. - 108 с.

  5. Баевский P. M. Проблема здоровья и нормы: точка зрения физиолога //Клиническая медицина - 2000. - №4. - С.59 - 64.

  6. Кочергин А. Н. Научное познание: формы, методы, подходы - М.: МГУ, 1991. - 80 с.

  7. Серов В. В. Медико-биологическая оценка основных клинических понятий: синдром, нозологические формы, группы болезней //Бюл. экспер. биол. - 1997. - №3. - С.244-247.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ.

1

Введение

15 мин

2

Программированный контроль знаний

10 мин

3

Разбор основных теоретических вопросов

50 мин

4

Определение цели и методики выполнения самостоятельной работы

5 мин

5

Освоение методов фиксации подопытных животных, овладение инъекционной техникой на животных. Решение ситуационных задач

55 мин

6

Заключение

5 мин

Тема занятия № 2: « ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ И УЧЕНИЕ О ПАТОГЕНЕЗЕ»

При анализе болезни врач сталкивается с двумя вопросами: почему возникает болезнь (этиология) и как она развивается (патогенез). Основная задача патологической физиологии – научить студентов разбираться в механизмах возникновения, развития болезни и выздоровления, выявлять основные и общие закономерности деятельности органов и систем у больного человека (с учетом возрастных особенностей), которые влияют на возникновение и развитие патологических процессов у детей (пед. фак.)

На возникновение и развитие болезни (патологического процесса) оказывают влияние две большие группы факторов: экзогенные и эндогенные.

Без уточнения этиологии и патогенеза нельзя добиться положительного результата в лечении и профилактике болезни.



ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить содержание понятий « этиология», «патогенез», «условия», роль местного и общего, структуры и функции в патогенезе развития болезни. Знать морфологические и физиологические особенности, которые влияют на возникновение и развитие патологических процессов и болезней у детей ( пед.фак), Изучить влияние эндогенных (тесно связанных с генетикой и онтогенезом) и экзогенных (с которыми постоянно сталкивается человек) факторов, на возникновение и развитие болезни (патологического процесса) (мпф).

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Студент должен знать:

  1. Вопросы для повторения (истоки знаний):

1. Уровни организации организма.

2. Гомеостаз, механизмы поддержания.

3. Адаптивные (приспособительные) механизмы, их роль для нормальной жизнедеятельности.

4.Структурно-функциональные особенности физиологических систем.



5.Доминанта: характеристика основных свойств, ее значение.

II. Объем учебного материала по изучаемой теме:

№п/п

Вопросы для самоподготовки

Целевая установка ответа на вопрос

1

2

3

1.

Этиология, определение. Предшествующие теории и современные общие положения этиологии.

Охарактеризовать понятия «общая» и « частная» этиология, их значение для профилактической и клинической медицины. Отметить положительные и отрицательные стороны предшествующих теорий этиологии (монокаузализм, кондиционализм, конституционализм). Показать, что современные теоретические концепции этиологии основаны на следующих понятиях – причина болезни материальна, она действует в определенных условиях, придает патологии специфичность и др..


2.

Этиологические факторы болезни: определение. Классификация, роль на различных этапах развития болезни.

Знать определение «этиологический фактор», его синонимы. Охарактеризовать две основные группы этиологических факторов (экзо- эндогенные). Привести примеры. Ятрогенная патология. Показать значимость причинного фактора для различных этапов заболевания ( основные 3 и на действия) – инициация болезни,; действие на всем протяжении и др.. Отметить, что патогенность этиологических факторов определяется: необычностью по своей природе. Чрезвычайностью ( экстремальностью ) действия, длительностью и сочетанным действием с индиферентным раздражителем и др.. Объяснить понятия: «полиэтиологичность », этиологического фактора и « причина есть процесс, это не действие, а взаимодействие».



1

2

3

3.

Условия возникновения болезни: определение, виды, значение.

Дать определение «условия болезни», чем отличается от «причины болезни». Охарактеризовать внешние и внутренние, благоприятные и неблагоприятные условия; привести примеры.


4.

Современные теории причинности в патологии человека.

Знать основные положения современных теоретических концепций этиологической науки: теория факторов, полиэтиологизм, «факторы риска» и «антириск-факторы», биологизаторство и социологизаторство, холизм, психосоматика и др., отметить их положительные и отрицательные стороны. Охарактеризовать понятие «болезнь цивилизации».


5.

Патогенез: определение, виды, основные положения. Значение для клинической медицины.

Охарактеризовать понятия «общий» и «частный» патогенез, их взаимосвязь. Знать два основных компонента (составных частей) патогенеза – собственно патологические изменения(полом) и защитно-приспособительные (адаптивные) механизмы. Охарактеризовать собственно патологические изменения(явления) общего патогенеза – пусковой механизм,(начальное звено), патогенетические факторы, причинно-следственные отношения, главное звено патогенеза, ведущие патогенетические факторы, «порочный круг» , специфические и неспецифические звенья патогенеза.

1

2

3

6.

Роль структурных и функциональных нарушений в патогенезе; «местное» и «общее» в механизмах развития болезни. Патологическая система (ПС), патологическая доминанта.

Обосновать ошибочность противопоставления изменения структуры и функции в патологии (что первично нарушается структура или функция?). Показать, что анализ звеньев патогенеза должен предусматривать комплекс взаимосвязанных местных и общих изменений; значимость этих двух нитей развития патогенеза зависит от этапа патологического процесса, состояния адаптивных сил организма, вида патологии и др.. Отметить роль генерализации патологического процесса в формировании общих проявлений (знать пути генерализации, стадии ее развития). Объяснить значение ПС и патологической доминанты в патогенезе заболеваний Н.С., соматической патологии. Знать механизм формирования (роль детерминанты), главный их биологический принцип (чем отличаются от физиологических систем и доминанты).


7.

Адаптивные (защитно-приспособительных, компенсаторные) механизмы – составная часть патогенеза. Механизмы выздоровления.

Знать, что изучением защитных сил организма включающихся при повреждении занимается саногенез (дать определение). Охарактеризовать механизмы саногенеза: первичные (физиологические), вторичные (патологические). Дать характеристику защитным механизмам по их конкретному действию – барьерные механизмы ( их виды); приспособительные механизмы; компенсаторные механизмы и отметить их роль на различных этапах болезни, а так же в выздоровлении; дать определение, охарактеризовать три основных группы механизмов выздоровления (срочные, относительно устойчивые, устойчивые).

1

2

3

8.

Основы этиотропной и патогенетической профилактики и терапии.

Отметить, что в основе этиотропной профилактики лежат: выявление причин и условий заболевания, проведение мероприятий по устранению их действия на организм (причин и неблагоприятных условий) и усиления эффекта благоприятных условий (привести примеры). Объяснить, что основой этиотропной терапией являются мероприятия, направленные на прекращение либо уменьшение интенсивности и/или длительности причинного агента уже воздействовавшего на организм. Показать на конкретных примерах, что целью патогенетического лечения является прерывание и/или снижение эффективности действия механизмов повреждения и одновременно активация саногенетических процессов и реакций.


Студент должен уметь: Определять причины возникновения патологического процесса на основании клинико-лабораторных данных.

Студент должен иметь представление о роли этиологического фактора в механизмах развития патологических состояний. О принципах этиологической, патогенетической и симптоматической терапии.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.Патологическая физиология / под ред. А.Д. Адо – М.:Триада Х, 2000.- С.1-14.

2.Патологическая физиология/Под.ред. П.Ф. Литвицкого.- М.: Медиина, 2002. -С.37-49.

3.Лекионный материал.

Дополнительная:

1.Зайчик А.Ш.,Чурилов Л.П. Основы общей патофизиологии.- «Элсби-СПБ».- Санкт-Петербург- 1999г., часть 1. 624 с.

2.Зайко Н.Н. Патофизиология.- Киев: «Лотос», -1996 г.- 644с.



АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ.

1.

Введение

5 мин.

2.

Программированный контроль знаний

10 мин.

3.

Определение цели и методики выполнения самостоятельной работы

5 мин.

4.

Разбор основных теоретических вопросов

30 мин.

5.

Самостоятельное выполнение эксперимента и решение ситуационных задач

50 мин.

6.

Итоговый контроль знаний, умений

А) обсуждение полученных результатов

Б) обсуждение ситуационных задач


30 мин.


7.

Заключение

5 мин.

Пример ситуационной задачи, предлагаемой студентам для проведения итогового контроля знаний и умений.

ЗАДАЧА. У ребенка 14 лет, который находится в клинике по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава) боли в течение двух лет. Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Часто болел простудными заболеваниями, Жалуется на постоянное отсутствие аппетита. Упитанность ребенка заметно понижена. Укажите, что является причиной заболевания, а что условием?

ЭТАЛОН ОТВЕТА. Фактор, который вызывает заболевание и сообщает ему специфические черты – причина болезни. Фактор, влияющий на возникновение и развитие болезни – условие. У ребенка причиной заболевания явилась туберкулезная палочка, а нарушение питания, частые простудные заболевания – условия для возникновения и развития туберкулезного гонита.

ВЫПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Смотри «Руководство к практическим занятиям по патологической физиологии» под ред. Н.И.Лосева, М.;Медиина,1985 г., с.5 –8.

Тема занятия № 3: «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ КЛЕТКИ»

Клетка – один из гистологических элементов организма. Для своего роста, дифференцировки, функционирования, приспособления и выживания она поддерживает собственный гомеостаз, осуществляет обмен энергии и веществ, реализует генетическую информацию, передает ее потомству, синтезирует компоненты межклеточного вещества и прямо или опосредованно участвует в выполнении всех функций организма.

Каждый патологический процесс возникает и развивается с обязательным повреждением клеток и их функций. Нарушения функции клеток отражают различные стадии болезни. Включают в себя защитно-компенсаторные механизмы, направленные на восстановление исходного состояния.

На протяжении ХХ века патология развивалась преимущественно как клеточная (ее основы заложил фон Вирхов), в ХХI веке наступает эпоха молекулярной патологии.

Совершенство многочисленных методов исследования помогло раскрыть основные механизмы и закономерности повреждения клеток и проникнуть в сущность патогенеза многих заболеваний.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить основные причины, механизмы и проявления повреждения клеток. Научиться дифференцировать собственно патологические и адаптивные (компенсаторно-приспособительные) реакции при повреждении клеток. Ознакомиться с методами исследования «здоровых» и поврежденных клеток.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница