Методические указания по курсу «Психология и педагогика»



страница1/5
Дата29.06.2015
Размер0,98 Mb.
  1   2   3   4   5
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Томский государственный архитектурно-строительный университет»

Методические указания

по курсу

«Психология и педагогика»

Тема 9: РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ



Томск - 2011

РАЗРАБОТАНЫ И РЕКОМЕНДОВАНЫ секцией гуманитарной подготовки научно – методического Совета ТГАСУ

Составитель: ассистент Прокудина Т.Н.

Методические указания предназначены для студентов всех факультетов при изучении курса «Психология и педагогика»



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………..6


Ощепкова А.П., Рыкун Р.О.

Вопросы социальной психологии. - Томск, 1981

Глава 5 Социально- психологический анализ семьи

как малой группы…………………………………………………….. 7-22


Бордовская Н.В., Реан А.А.

Педагогика: учебник для вузов.- СПб: Питер, 2001

Развитие и социализация личности в семье ……..…………………23-26
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д.

Педагогика и психология: Учеб пособие. – М., 2001

Глава 7 Семья как социокультурная среда воспитания…………….27-41
Вульфов Б.З., Иванов В.Д.

Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках:

Учеб. Пособие. – М., 1997

Секреты родительской педагогики

(О кн.: А. Фромма «Азбука для родителей»)……………………. …42-43
Почему дети лгут

(О кн.: П. Экмана «Почему дети лгут?») ………………………... …43-44


Проблемы воспитания – глазами психоаналитика

(О кн.: К.Г. Юнга «Конфликты детской души») ……………….. ….45-47


Бестужев – Лада И.В.

Драгоценные крупицы народной мудрости…………………….. ….47-50


Каптерев П.Ф.

О видоизменениях педагогического процесса под

влиянием общественной среды………………………………… ….. 50-53
Трудные дети

( О кн.: Э. Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»)….. …. 53-55




П Л А Н


семинара по теме: «Развитие и социализация личности в семье»


  1. Специфика семьи как малой группы:

а) социально – психологический климат семьи;

б) эмоциональный контакт и его роль в жизни семьи;

в) социально –психологическая совместимость как элемент семейного климата;

г) общение и его роль в семье.



  1. Социализация личности в семье

а) два направления социализации личности в семье;

б) семья как социальный институт;

в) детско-родительские отношения и стили воспитания;

г) нарушения в детско- родительских отношениях;

д) роль семьи в развитии личности ребенка..


  1. Секреты родительской педагогики.

а) основная идея воспитания А. Фромма («Азбука для родителей»);

б) причины лжи детей и принципы наказания за нее, предложенные П. Экманом;

в) типы воспитания, выдвинутые К. Г. Юнгом;

г) роль «домашней школы» в становлении личности, по мнению Бестужева –Лада;

д) Каптерев П.Ф. о влиянии национальной культуры на воспитание человека;

г) чему родители должны научить ребенка и как научить ребенка быть щедрым, по мнению Э. Ле Шан?




ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб : Питер, 2001. – 304 с. - (Серия «Учебник нового века»)

  2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках : Учебное пособие. – М.: Изд – во УРАО, 1997

  3. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001.- С. 138-159
  4. Ощепкова А.П., Рыкун Р.О. Вопросы социальной психологии (Теоретические очерки). - Томск: Изд – во Томского университета, 1981



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гармаев А. Психопатический круг в семье. – Л., 1998.

  2. Дружинин В. Психология семьи. – М.,1996

  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.

  4. Сатир В. Как строить себя и семью. – М.,1992

  5. Семья как целостность// Нартова –Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений.- М., 2001.- С.388 – 412.

  1. Сысенко В.А. Конфликты в семье. -1989

  2. Харчев А. Семья и родительство//Свободная жизнь. – 1989. - № 16

  1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.- Л., 1990.

  1. Юлина Н.С. Женщина и общество//Вопросы философии. – 1994. - №4. – С.132-145.


Примерная тематика рефератов:

  1. Общечеловеческие ценности – нравственный ориентир воспитания.

  2. Социализация и воспитание: общее и особенное.

  3. Воспитание и самовоспитание

  4. Ребенок в семье и школе.

  5. Воспитанность – средство или результат формирования человека?

  6. Преемственность поколений: смысл и результат

  7. Уроки этнопедагогики

  8. Как семье помочь ребенку учиться

  9. Стиль семейного воспитания как фактор формирования личности.

  10. Проблемы взаимоотношений детей в семье; их влияние друг на друга и на семью в целом.

  11. История развития института семьи в России.

  12. Семья как динамическая система. Внешние и внутренние факторы развития.



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


  1. Семья как малая группа. В чем ее специфика?

  2. Каковы пути социализации личности в семье?

  3. Как влияет стиль родительского поведения на социальное развитие ребенка? Какие модели родительского поведения вы знаете?

  4. Что такое структурная и психологическая деформация семьи?

  5. Каково влияние структурной и психологической деформации семьи на развитие личности?

  6. Как изменяется роль и значение семьи по мере взросления ребенка?

  7. Позиция А. Фромма в вопросах воспитания ребенка.

  8. Почему, по мнению П.Экмана, дети лгут?

  9. Как семья старого типа помогала развиваться личности? (по ст. И. В. Бестужева – Лада «Драгоценные крупицы народной мудрости»).



ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ: семья, воспитание, викарное научение, контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность, доверие, любовь, уважение, социально- психологическая совместимость, деформация .


Введение


Социализация – это процесс превращения родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность, обладающую как своими особыми индивидуально- психологическими чертами, так и набором социально-типических, социально- значимых черт, знаний и умений, позволяющих ему полноценно участвовать в общественной жизни.

Поэтому социализация представляет собой процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психо- биологические задатки, а с другой стороны, общество, посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре, трансформирует их в социально- значимые свойства человеческой личности при самом активном участии самого человека.

Процесс социализации является объектом изучения многочисленных дисциплин - психологии, педагогики, этнографии и др. Под социализацией принято понимать процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, социальным опытом и знаниями, благодаря чему он становится полноправным членом общества.

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация: от рождения человека до формирования зрелой личности (первичные группы - семья, детский коллектив, соседи и т.д.). Вторичная социализация: перестройка личности в период социальной зрелости (переобучение (профессиональное) взрослых).

Семья – ячейка (малая группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример – это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Ощепкова А.П., Рыкун Р.О.

Вопросы социальной психологии. – Томск, 1981, С. 101-126
Глава V

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕМЬИ КАК МАЛОЙ ГРУППЫ



§ 1. Специфика семьи как малой группы

Важнейшим элементом микросреды, кроме производственного коллектива, является семья. Семья — это исторически наиболее ранняя форма общности людей, характеризующаяся постоянством функционирования, непосредственным общением, чувством родства, природ­ную основу которого составляют инстинкты материнст­ва и отцовства. В ней как в фокусе сходятся и перепле­таются биологические, экономические, нравственные и социально-психологические начала. Как малая группа семья диалектически сочетает в себе признаки формаль­ной и неформальной структуры. Создается семья как неформальная группа на основе симпатии, уважения, любви, но жизнь в семье, как в формальной группе, регулируется законами и нормами, существующими в том или ином обществе (родительские права и обязан­ности, сыновний и дочерний долг, законы наследования, ответственности и т. д.).

Основными функциями семьи являются: деторождение, хозяйственно-экономическая и воспитательная. Семья как воспитательный институт отличается от всех других воспитательных учреждений общества, так как воздействие семьи на индивида в силу его особенностей очень значимо.

Прежде всего, семья по сравнению с другими воспитательными учреждениями является первичной ячейкой социализации индивида. В семье человек приобре­тет свой первый жизненный опыт, получает свою пер­вую социальную информацию, первые представления о нормах жизни, ее ценностях. Эти первые так называе­мые практические знания влияют в дальнейшем на отбор, принятие или непринятие новой информации. Эти знания, реализуясь в привычках поведения, являются его непосредственным регулятором. Первые знания о межличностных отношениях, о людях, о жизни, полу­ченные в семье, оставляют в сознании ребенка глубокий след, который бывают не в силах стереть все последую­щие воздействия и впечатления.

Далее, в семье формируются основные черты харак­тера индивида. Повторение некоторых ситуаций в се­мейной жизни ведет к закреплению соответствующих реакций ребенка, которые в дальнейшем и развиваются как те или иные черты характера. Сущность же реакций ребенка непосредственно связана с окружающей средой, с людьми, которые находятся около него. Влияние семьи на становление характера подтверждается и социоло­гическими исследованиями. Из 15 тыс. юношей и деву­шек, участвующих в опросе, подавляющее большинство на первое место среди факторов, влияющих на станов­ление характера, поставили семью1.

В семье закладывается и фундамент личности, ее социальные, нравственные, эстетические основы, пони­мание и усвоение ребенком норм общественной жизни, культуры, социального опыта. В дальнейшем на этом фундаменте поднимается вся личностная структура, вся совокупность личностных свойств и качеств, важнейшим из которых является индивидуальность. Наличие проч­ного фундамента, заложенного в детстве, является од­ним из условий развития гармоничной, активной и пол­ноценной личности. В хорошей семье ребенок обретает уверенность в себе, в отношениях к людям, к миру лишь через ощущение безопасности и защищенности в семен­ном быту. Если семья создает в ребенке это ощущение безопасности и защищенности, то тем самым создаст благоприятные условия для его развития. Но любое нарушение семейного очага — касается ли это структу­ры семьи или колебаний в отношениях между родите­лями, — разрушает эти ощущения, что и приводит к оп­ределенным отрицательным последствиям в развитии ребенка.

Воспитание в семье имеет особое значение еще и потому, что оно отличается от всех других общественных институтов воспитания непрерывностью, разнородностью и эмоциональностью своего воздействия.

Индивид находится в семье с момента своего рожде­ния и до конца жизни. И на протяжении всей жизни че­ловек испытывает влияние со стороны семьи: на первых порах жизни, находясь в положении ребенка, и в более зрелом возрасте, выполняя социальную роль мужа, жены, отца, матери. Значение семьи в жизни индивида и средства воздействия на него со стороны семьи раз­личны на разных этапах жизни, но жизнь в семье тем и значительна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляя или отравляя человеческий дух. Семья играет роль университета че­ловеческих отношений, так как дает возможность по­знакомиться со многими аспектами этих отношений. Уже то, что мать и отец — это люди разного пола, дает возможность ребенку познакомиться с двумя половина­ми человеческого рода — мужской и женской. Половое различие матери и отца предполагает и разные психо­логические реакции. Женщина выступает носителем большей теплоты, сердечности, мягкости, чуткости и привязанности к семейному очагу. Мужчина же дает пример мужественности, силы, более строг, рассудочен. Кроме половой разнородности, в семье отмечается дифференцированность и в возрастном плане (наличие бабу­шек, дедушек, братьев, сестер), а также часто и в про­фессиональном. Разнообразие выполняемых членами семьи ролей находит свое отражение в виде различного социального опыта, который получает ребенок.

Семейное воспитание отличается также от других воспитательных воздействий и своей эмоциональностью. Эмоциональная связь родителей и детей помогает более прочному и более быстрому усвоению социальных норм, принципов, ценностей, способствует развитию ребенка, личностному его становлению.

Эффективность выполнения семьей своей воспита­тельной функции связана с тем, какова семья по своей сути, какова психология, формирующаяся в семье.

Семья — это устойчивый элемент общества, находя­щийся по отношению к последнему в двусторонней свя­зи. Жизнь в семье, характер отношений в ней, в первую очередь, зависят от общества, непосредственно опреде­ляются экономическими отношениями, нормами морали, правом, религией, всей общественной жизнью в целом. С другой стороны, семья обладает относительной самостоятельностью, и, как относительно самостоятельное явление общественной жизни, имеет свои собственные законы развития, свою внутреннюю логику существова­ния. К. Маркс в «Проекте закона о разводе» подчерки­вал, что всякий, кто вступает в брак, «должен быть принужден подчиняться законам брака»2, а «произвол вступившего в брак должен подчиняться сущности бра­ка»3. Относительная самостоятельность семьи выража­ется и в том, что в семье могут консервироватся, сохра­няться такие элементы отношений, которые в общест­венной жизни уже изжили себя. Так, например, обычай давать за невестой приданое возник давно и явился результатом победы отцовского права над матрилинейным наследованием, когда зять в силу традиции полу­чал долю наследства своего тестя. При этом причина, которая породила этот обычай, давно позабылась, а обычай сохранился до сих пор.

Относительная самостоятельность семьи как ячейки общества является основой формирования своеобразной семейной психологии, что характеризует семейный ин­ститут как первичную малую группу. Внутри этой груп­пы складываются специфические традиции, обычаи при­вычки, которые передаются из поколения в поколение. Обычно они усваиваются членами семьи некритически, с большим трудом поддаются изменениям, в силу этого в семейной жизни часто играют отрицательную роль, тор­мозя развитие семейно-брачных отношений. Психологии семьи свойствен и определенный характер отношений между супругами и между родителями и детьми, накладывающий отпечаток на всю семейную жизнь, на про­цесс воспитания в семье. История развития семьи дает возможность выделить в основном два типа отноше­ний— автократический и демократический. Демократи­ческий тип отношений способствует более полному н свободному раскрытию личности в семейном кругу, но требует при этом большого такта, умения, выдержки, высоких моральных качеств. Характер отношений так­же имеет тенденцию передаваться из поколения в поко­ление.

Вырабатывается в семье и своя система взглядов, потребностей, интересов, установок. Эта часть явлений семейной жизни более подвижна, быстрее меняется, отражая непосредственные условия жизни семьи, фор­мируя в личности ту или иную направленность. Совме­стная жизнь членов семьи, определенный характер от­ношений способствуют и созданию в семье определен­ного настроя, специфических форм общения.

Деятельность семьи как социального института свя­зана с удовлетворением потребностей общества в про­изводстве и воспроизводстве непосредственной жизни. Семья, как малая группа, существует постольку, пос­кольку представляет ценность для ее членов. В этом отношении у семьи появляются специфические функции по отношению к индивиду. Это такие функции, как функция самоутверждения и развития личности, функ­ция первичного общения, функция сохранения эмоцио­нального равновесия членов семьи, функция организа­ции досуга индивида в семье и т. д. Эти функции су­щественны для жизни индивида. Деятельность семьи как общественного института и как группы в функцио­нальном отношении взаимосвязаны. Функции, которые вызваны потребностями общества, взаимодействуют с функциями, выполняемыми семьей по отношению к индивиду. Но важно отметить, что во втором случае семья выступает прежде всего как группа, не только с готовностью выполняющая данные функции без всяко­го внешнего давления или поощрения, но и несущая за них исключительную ответственность перед индивидом.

Современная буржуазная социология придает функ­циям, выполняемым семьей по отношению к индивиду, огромное значение, абсолютизируя аффективную функцию семьи, роль психологического фактора в ее жизни. Так, Элмер считает, что семья вообще превратилась из института с большим разнообразием функций, многие из которых были чисто материальными по своей природе, в институт эмоционального контроля, в средство психологического взаимопонимания. При этом Элмер подчеркивает, что для выполнения этой функции семья должна быть крепкой в психологическом отношении. «Крепкую» семью характеризует чувство любви, симпатии, привязанности, терпимости. Особое место отводится любви.

Элмер считает, что в сфере общественного производст­ва, в области профессиональных отношений индивид вынужден сдерживать свои эмоции, и семья является тем местом, где он может неограниченно их проявлять. Это имеет терапевтическое значение для общества в целом. Внутренне сплоченная, психологически спаян­ная семья может давать обществу эмоционально урав­новешенных людей. Такая семья, по мнению американ­ского социолога Т. Парсонса, является фабрикой, соз­дающей человеческую личность. Неблагополучная же в эмоциональном плане семья дает обществу неуравно­вешенную личность. Элмер считает, что существует пря­мая связь между неврозами и неблагоприятными усло­виями детства. Нервные заболевания, имеющие социаль­ные корни, кроющиеся в общественной жизни, они пыта­ются объяснить неправильным семейным воспитанием. Семья при этом рассматривается буржуазными социо­логами как особая социальная сила, не связанная с об­ществом, а противопоставленная ему, как группа, в которой любовь, симпатия, взаимопонимание компенсируют соперничество, конкуренцию, растущий индиви­дуализм, в капиталистическом обществе. В буржуазном обществе, таким образом, семья призвана спасти капиталистическое общество, укрепить его и оздоровить.

Семейная психология существует и играет значитель­ную роль как в жизни самих членов семьи, так и в жизни общества в целом, влияя на многие стороны его существования. Через призму семейной психологии пропускается вся общественная жизнь. Через общение, через непосредственный контакт в семье, через сложившуюся систему взглядов, установок и ценностей происходит отражение и своеобразное, соответствующее психологии семьи осознание материальных и духовных условий общественной жизни. Неблагоприятная психологическая обстановка, например, в производственном коллективе влияет на человека, на его психику, на настроение, сказываясь через это на производительности труда. Психологические травмы, получаемые индивидом в производственном коллективе, человек может «излечить», компенсировав недостаток симпатии, например, в общении в другой группе: в семье, в коллективе друзей и т. д. Неблагополучность же семейной психологии приводит к «социальному браку», исправить который бывает очень трудно, а иногда и совсем невозможно. А. С. Макаренко неоднократно говорил об этом. «Вы должны помнить, — писал он, — вы родители и воспиты­ваете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством рас­тет будущий гражданин, будущий деятель или будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не. только вам, но и многим людям в нашей стране»4.

Следовательно, психология семьи (характер, отноше­ний, общий тон жизни в семье, настроение, общение, система установок и ценностей) имеет в жизни общества большое значение и помогает представить ту действи­тельность в семейной жизни, которая влияет на воспи­тание, формирование личности, на психическое здоровье членов семьи.



§ 2. Социально-психологический климат семьи

В жизни семьи имеет значение все: характеры лю­дей, вступающих в отношения общения, установки, пот­ребности, привычки, ценностные ориентации, эмоцио­нальные реакции, чувства. Все эти факторы, взаимо­действуя друг с другом, создают в семье новый феномен, в котором наиболее полно отражается семейная психо­логия. Этим феноменом является социально-психологи­ческий климат. Климат в семье выступает как опреде­ленный фокус, в котором находят свое отражение пере­крещивающиеся между собой явления социально-психологического характера, это нечто целостное, являющееся результатом многих взаимосвязей, многих социально-психологических процессов. Климат в семье выступает как одно из важнейших условий ее функцио­нирования, накладывая своеобразный отпечаток на се­мейную жизнь и на ее участников.

Социально-психологический климат семьи включает в себя две составляющие: эмоциональный контакт меж­ду членами семьи и социально-психологическая совмес­тимость их. При этом необходимо отметить, что если в производственном коллективе на первое место выдви­гается уровень совместимости и особенно уровень совместимости руководителя и подчиненных, что обуслов­ливает определенный тип взаимоотношений, то в семье основными являются эмоциональные связи и поэтому эмоциональный контакт выступает как главный фактор семейного климата. Показателем же характера клима­та, его направленности, благополучности или неблагопо­лучности является общение в семейной группе. В обще­нии находят свое отражение эмоциональный контакт и уровень совместимости. Общение позволяет рассмотреть климат в процессе взаимодействия основных его состав­ляющих компонентов.

Любая семья в обществе выступает как фактор соци­ализации личности. Но семьи в обществе отличаются друг от друга по многим параметрам. Понятие климата уточняет, помогает понять, какие факторы, на какие стороны личности и каким образом оказывают воздей­ствие. Социально-психологический климат не есть ре­зультат применения определенных средств воспитания, определенных методов, бесед, нравоучений и т. д., а есть результат всей жизни родителей, детей, всего их поведения и отношений. Его нельзя придумать и искус­ственно поддерживать. Вот поэтому ему часто и не при­дают никакого значения.


§ 3. Эмоциональный контакт и его роль в жизни семьи

В социально-психологическом климате семьи эмоци­ональный контакт занимает ведущее место. Характер эмоциональных связей (внимание, забота, уважение, ласка, любовь) определяет удовлетворенность (неудов­летворенность) семейной жизнью, а следовательно, прочность и стабильность семьи; эмоциональный кон­такт между супругами, между родителями и детьми играет большую роль в воспитании детей, способствуя (или не способствуя) успешному развитию их; характер эмоционального взаимодействия влияет на психическое здоровье членов ее.

Эмоциональный контакт — это двусторонний процесс взаимодействия, в котором каждый из индивидов чувст­вует себя объектом заинтересованности и имеет опреде­ленный эмоциональный настрой, созвучный настрою другого индивида. Эмоциональный контакт может быть положительным и отрицательным. В основе положи­тельного эмоционального контакта лежат положитель­ные чувства и эмоции. Такой контакт не вызывает не­приятных переживаний. Отрицательный контакт со­провождается проявлением эмоций негативного харак­тера, неприятными переживаниями. Некоторые эмоции (испуг, страх) влекут за собой невозможность положи­тельного контакта, так как вызывают у индивида реакцию отталкивания от предмета, человека, к которо­му относится эта реакция. На основании этого можно говорить, например, что положительный эмоциональный контакт между ребенком и родителями невозможен в семьях, где основным средством воспитания является наказание, способствующее возникновению у ребенка чувства страха, постоянного испуга.

Межличностные отношения в семье разнообразны по своему характеру: отношения между супругами, от­ношения между детьми и отношения между родителями и детьми. Поэтому и эмоциональный контакт будет раз­личным по своему содержанию в каждом из этих видов отношений и будет играть различную роль в формиро­вании личности ребенка. Это эмоциональный контакт между супругами, эмоциональный контакт между ро­дителями и детьми и эмоциональный контакт между детьми.

В основе эмоционального контакта между супругами лежит пли отсутствует чувство половой любви. Отсюда и эмоциональный контакт между ними может быть по­ложительным или отрицательным. Характер любовных отношений супругов — производное не только самих по себе индивидуальных качеств мужа и жены, а эмоцио­нальной культуры в широком смысле этого понятия и, в первую очередь, нравственного и эстетического аспек­тов этой культуры. Способность любить зависит как от индивидуума, так и от социального опыта, приобретенно­го им, от характера воспитательных воздействий, начи­ная с самых первых месяцев жизни человека. При этом «среди всех способностей человека способность лю­бить,— отмечает в одной из своих работ видный совет­ский ученый А. Г. Харчев, — одна из самых забытых и игнорируемых, если иметь в виду практику воспитательной работы. В отличие от многих других способностей она всецело зависит от социального опыта человека»5.

Любовь-это сложное чувство, которое включает в себя и влечение умов и влечение тел, сопровождается оно множеством проявлений эмоциональных состояний и эмоциональных реакций. Положительный эмоциональ­ный тон отношений к любимому человеку начинается еще в добрачный период, когда избранник становится объектом заинтересованности. Это начало эмоциональ­ного контакта, в основном ориентирующееся на опреде­ленное достоинство молодого человека, которое часто не осознается. В этот добрачный период происходит узнава­ние молодых людей друг другом, вырабатывается спо­собность настраиваться на один эмоциональный лад, способность сопереживать, сочувствовать. Пока человек непонятен для другого, невозможно добиться эмоционального «созвучия» с ним, что в семенной жизни явля­ется необходимым и наиболее важным. Исследования подтверждают эту мысль: семьи, созданные в результа­те длительного добрачного знакомства, бывают более прочными, хотя не исключается возможность создания крепкой семьи, период знакомства супругов в которой был кратковременным. Не только добрачное знакомст­во дает возможность узнать человека, понять его, что явится основой эмоционального «созвучия» с ним. Про­цесс же этот (способность сопереживать, сочувствовать, эмоционально соучаствовать в делах супруга) будет совершенствоваться в рамках семьи, если основа для него есть. Это уже связано с индивидуальными социаль­но-психологическими параметрами личности.

Любовь является одним из ведущих мотивов вступ­ления в брак для большинства людей (75—80%)6 . Лишь незначительная часть опрошенных утверждает, что разговоры о любви надуманны. Чаще этой точки зрения при­держиваются группы лиц с низким уровнем образова­ния, а также женщины эти суждения высказывают ча­ще, чем мужчины.

Чувство любви помогает супругам в выработке еди­ного стиля жизни, особенно в первые годы жизни, когда два субъективных мира соединяются друг с другом; любящие менее болезненно идут на уступки, изменение своих потребностей, привычек, вырабатывают опреде­ленное единство взглядов, чувств и переживаний. Поэ­тому браки, заключенные по любви, бывают более счастливыми и прочными, чем семьи, созданные по рас­чету или стереотипу.

Взаимоотношения между мужем и женой, в основе которых лежит положительный эмоциональный контакт, неразрывно связаны с активным взаимовоспитанием и взаимоизменением. В исследованиях каждый четвертый сообщил о положительном влиянии жены на мужа, каждый пятый — о положительном влиянии мужа на жену. Такие отношения пробуждают в супругах чувство долга, ответственности7. Все это способствует стабилизации семьи, сохранению эмоционального равновесия членов семьи и их психического здоровья, выработке эмоционального созвучия, семейной сплоченности.

Положительный эмоциональный контакт между суп­ругами является хорошей основой воспитательного про­цесса. Семьи дружные, с высокоразвитым уровнем эмо­циональных отношений между супругами самым благо­приятным образом влияют на учебу детей, на формиро­вание положительных нравственных качеств у них. Пос­леднее важно не только само по себе, но и как обстоя­тельство, обусловливающее ответственность и готовность учебному труду со стороны школьника, определяющее во многом его учебные показатели. И вообще, в семье, где эмоциональность отношений удовлетворяет обоих супругов, недовольных жизнью в семье, поведением детей гораздо меньше. При этом незрелые эмоциональные отношения передаются из поколения в поколение. Вот почему дети из счастливых семей чаще создают благополучную семью по сравнению с детьми из семей с неудавшейся брачной жизнью.

Отрицательный эмоциональный контакт, в основе которого лежат эмоции гнева, раздражения, досады, озлобления, ненависти, ревности и т. д., ведет к отталкиванию супругов друг от друга. Отрицательный эмоцио­нальный контакт складывается под влиянием многих причин, основными из которых являются особенности характеров супругов, неразвитость чувств, неспособ­ность к сопереживанию, разные взгляды на семейную жизнь.

Показателем наличия отрицательного эмоциональ­ного контакта между супругами является наличие кон­фликтов, что ведет к напряженности в отношениях меж­ду супругами. Конфликты между супругами бывают эпизодические, сравнительно легко разрешаемые, и кон­фликты постоянные, затяжные, глубокие, когда напряженность в отношениях между супругами не находит благоприятной и устойчивой разрядки. В основе отри­цательного эмоционального контакта лежат конфликты второго рода, а эпизодические конфликты могут иметь место в любой семье.

Постоянные конфликты в семье между супругами влияют на все стороны семейной жизни и, прежде всего, на психическое состояние супругов. Исследования подтверждают, что одна и та же частота конфликтов в семье или сходная с ней, несмотря на значительные индивидуальные различия супругов, дает сходный комплекс психических состояний у целой группы супругов н сходные сдвиги в развитии личности8. Это либо состояние расторможенности, снижения контроля за своими поступками, когда не учитываются ни обстоятельства, ни истинные слова и поступки, либо стрессовые состояния, либо постоянное угнетенное, подавленное состояние. Длительность, частота конфликтов приводят к изменению личностных свойств у супругов, способствует появлению у них озлобленности, недоверия, аномалии в развитии воли, оказывают сильное влияние на деятельность данного человека.

Отрицательный эмоциональный контакт между супругами оказывает неблагоприятное влияние на детей. В таких семьях воспитываются дети с аморальными качествами (довольно точно установлена корреляция между тенденцией детей к агрессивности и ссорами родителей), дети попадают в категорию «трудных», часто встают на путь правонарушений.

Характер эмоционального контакта влияет и на про­цесс социализации детей. В семьях, где господствуют любовь, уважение, забота, нежность, процесс социали­зации идет гораздо успешнее и удовлетворительнее, так как весь уклад и ход жизни способствует этому. У де­тей формируются верные представления об отношениях между полами, а также вырабатывается критерий вы­бора будущего супруга, создается модель будущей семьи. А. С. Макаренко писал: «Настоящая любовь между отцом и матерью, их уважение друг к другу, по­мощь и забота, открыто допустимые проявления неж­ности и ласки, если все это происходит на глазах у де­тей с первого года их жизни, является самым могучим воспитательным фактором, необходимо возбуждает у детей внимание к таким серьезным и красивым отноше­ниям между мужчиной и женщиной» 9.

В воспитании детей очень важен эмоциональный контакт, который складывается между родителями и детьми. Ведь в воспитании детей не столь важны прие­мы, сколько чувства, проявляемые родителями по отно­шению к ребенку, особенно в его ранние годы.

Неспособность детей в первые годы своей жизни воспринимать логические доводы увеличивает роль и значение эмоциональной связи детей с родителями (ко­торая в первые года является главной и ос­новной. Эмоциональные реакции для ребенка — это средство переживания окружающего мира и через него путь познания его. Психологи утверждают, что развитие собственного достоинства, уверенности у ребенка непосредственно зависит от того, какие чув­ства испытывают к нему его родители. Ощущение соб­ственной ценности формируется под влиянием любви и уважения тех, с кем ребенок себя идентифицирует. При этом любовь должна быть безусловной, в этом случае ребенок воспринимает себя как ценное существо само по себе. Он вырастает более уверенным и любящим жизнь по сравнению с детьми, которых любят только тогда, когда они отвечают определенным требованиям.

Эмоциональное взаимодействие ребенка с родителя­ми влияет на все стороны его развития: на физическое (отсутствие любви со стороны матери и отца влияет на ритм роста, на его скорость); на психическое (дети, ли­шенные родительской любви, имеют серьезные недос­татки в психике, часто это искалеченные люди); на ин­теллектуальное (развитие интеллекта ребенка задерживается в связи с тем, что слова и понятия передаются де­тям родителями, относящимися к ним без любви).

Характер эмоционального контакта формирует в ре­бенке те или иные чувства. Чувства доброты, жалости, любви вырабатываются только в семье и только через эмоциональное взаимодействие. В семье же закладыва­ется и механизм, ведущий к поиску эмоционального контакта в будущем. Дети, все потенциально способные к установлению эмоционального контакта, но лишенные в ранний период своей жизни такого контакта из-за равнодушия или эмоциональной неприязни окружаю­щих, теряют эту способность в будущем. Такие дети не способны эмоционально взаимодействовать с окру­жающими, не способны сочувствовать, сопереживать другому человеку. Английский психиатр Боулби даже выделил таких детей в отдельную категорию, назвав такой тип личности «неконтактным». «Он, — пишет Боул­би о таком человеке,—живет в изолированном мире, где люди не обращают на него никакого внимания. Ему не хочется ни друзей, ни знакомых, он просто равнодушен к людям». Отсутствие способности входить в эмоциональную связь с другими людьми часто приводит к неумению сотрудничать с другими людьми, к неудовлетворительной социальной приспособленности.

У детей, лишенных родительской любви и привязанности, живущих в семье с преобладанием отрицательного эмоционального контакта, накапливается опыт эмоций отрицательного характера. Для них главным являются такие чувства, как обида, страх, злоба, досада, ярость, испуг, неудовольствие, разочарование. А положительные чувства (доброта, жалость, внимание, забота, ласка, радость) остаются неразвитыми из-за отсутствия такого примера. Наличие знаний и переживаний лишь отрицательного характера приводит к формированию своеобразного инфантилизма в проявлении положительных чувств. «Особенно сильно травмирует психику подростка, — пишет А. И. Невский, — возник­новение взамен естественного чувства любви, уважения к родителям, неуважения, неприязни, ненависти к ним»10.

Человек, вступающий в жизнь с таким багажом, час­то попадает в категорию «отверженных», «трудных», легко может встать на путь правонарушений. Н. С. Ман­суров изучил дела 1130 несовершеннолетних правонару­шителей. Оказалось, что из их числа 80% юношей и 90% девушек выросли в семьях, где родители относились к ним безразлично, равнодушно, без особого внимания и любви11. Научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института судебной медицины В. А. Гурьева изучала наиболее распространенную ка­тегорию «трудных» детей, склонных вследствие условий семейного воспитания к психопатическому развитию. В каждых трех семьях из пяти наблюдалось недостаточное внимание родителей, безразличие. Многие из этих детей рано, иногда с 9 лет начинали курить, не­редко с 12—14 лет прибегали к алкоголю. Причем боль­шинство из них не жаловались на открытые конфликты с родителями. За грани психической нормы их привело другое — родительское безразличие, равнодушие, от­сутствие привязанности.

Родительские чувства со стороны отца и матери не являются однозначными. Их роли различны, что связано с психическими особенностями мужчин и жен­щин. Основная функция матери в силу ее пола —лю­бить детей, что особенно важно и существенно в первые годы жизни ребенка, отцовское же влияние сводится к авторитету. Такое разграничение не является резким: мать также должна обладать авторитетом в глазах де­тей, иначе любовь ее к ребенку теряет свою воспита­тельную ценность, а отец, в свою очередь, должен лю­бить своих детей, так как в настоящее время авторитет голого приказания и беспрекословного послушания не является эффективным.

В первые годы жизни ребенка огромное значение имеет материнское влияние. Любовь матери — нежность, ласка, забота — это своеобразный психологический витамин роста ребенка. «В первое время важнее всего, — отмечал Гегель, — материнское воздействие, ибо нрав­ственность должна быть насаждена в ребенке как чув­ство»12. Организм грудного ребенка для правильного функционирования должен получать из внешней среды разные комплексы раздражителей, которые и предостав­ляет ему естественная и постоянная забота матери в форме похлопывания, прикосновения, ласкового голоса и т. д. Тесный эмоциональный контакт положительного характера обеспечивает в этот период его нормальное развитие. Мать формирует у ребенка образ внешнего мира и удовлетворяет его потребности, закладывает эмоциональные основы личности ребенка и является своеобразным стимулирующим фактором его развития. Ребенок, разлученный в раннем возрасте с матерью, не усыновленный сразу же другой женщиной, также горя­чо его любящей, подвергается опасности отстать в раз­витии от своих сверстников. Сам факт разлуки с матерью вызывает у ребенка депрессию, которая является причиной задержки развития. Депрессии и шоки, выз­ванные непосредственным расставанием с матерью, проявляются в двух формах: 1) реакция отчаяния, ког­да ребенок, например, оставшись в яслях, плачет почти без перерыва несколько дней; на попытку установить с ним эмоциональный контакт чаще всего реагирует усилением плача; нередко отказывается от пищи, не иг­рает, не интересуется окружающим; 2) реакция остолбе­нения, когда ребенок не двигается, не играет, не радуется, но и не плачет; на приближение взрослого совер­шенно не реагирует или проявляет неудовольствие, но не протестует, равнодушно подчиняется требованиям обслуживающего персонала; мимика одеревенелая, гла­за без выражения13.

Последствия разлуки с матерью не всегда одина­ковы, они зависят от возраста ребенка, его темпера­мента, от длительности разлуки. Имеются утверждения психологов, что наибольшие утраты ребенок несет в первые три года своей жизни. Так, немецкие психологи Шпиц и Вольф отмечали постепенное падение коэффициента развития у детей из детского дома. К концу первого года разлуки коэффициент развития снижает­ся до 72 единиц (первоначальный 124), к концу же второго года он равнялся уже 45, по мнению Шпица, приблизительно соответствует психическому развитию ребенка в 10 месяцев.

Исследователи разных стран показывают, что из­менения качественно связаны с продолжительностью разлуки ребенка с матерью. У детей в возрасте от 2 до 4 лет, проведших, по крайней мере, 2 месяца в дет­ском доме, средний коэффициент развития уже 59 про­тив 95 у детей из контрольной группы. Показатель развития после 3 месяцев разлуки снижается на 12,5 баллов, после 3—4 месяцев — на 14 баллов, свыше 5 месяцев — на 25 баллов. Дети теряют навыки, кото­рые приобрели ранее. После 6-месячной разлуки с ма­терью в личности ребенка происходят такие изменения, которые впоследствии трудно восполнить, некоторые психологи считают, что эти изменения в принципе уже необратимы. Самые тяжелые последствия наблюдают­ся у детей которые разлучены с матерью в возрасте от 1 года до 3 лет. При этом речь идет не только о том, что матери вообще нет, но и о тех случаях, когда мать равнодушна к ребенку или относится к нему отрицатель­но, без любви, ласки, тепла, внимания и заботы. «Мать, у которой нет времени заботиться о своем ребенке,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — и дарить ему в пер­вые годы жизни самую обыкновенную материн­скую ласку, которой редко удается видеть своего ре­бенка, не может быть ему матерью, она неизбежно относится к нему равнодушно, без любви, без всякой заботливости, как к совершенно чужому ребенку. И де­ти, выросшие в таких условиях, позже оказываются совершенно потерянными для семьи, никогда не по­чувствуют себя дома, в той семье, которой впоследствие обзаведутся» 14.

В раннем возрасте роль отца, привязанность его к ребенку сказывается косвенным образом, через его отношение к матери, в помощи ей и поддержке в мо­менты усталости или волнения (или наоборот отсутст­вие таковой). Через мать характер этого отношения сказывается на ребенке: обида, гнев, досада при от­сутствии помощи; равновесие, благодарность, радость, удовольствие в том случае, если помощь есть. Но уже с полугода чувства ребенка, которые он питает к свое­му отцу, включаются в его эмоциональную жизнь и со­ставляют необходимую составную часть, которая со­действует образованию того или иного характера ре­бенка и его личностных свойств. К 3 годам мальчик ясно осознает свою принадлежность к мужскому полу, поэтому он испытывает особое восхищение своим от­цом, другими мужчинами и мальчиками. Он внима­тельно наблюдает за ними и стремится походить на них как внешне, так и в поступках и поведении.

Для формирования полноценной личности роль отца незаменима. По мере роста ребенка его эмоциональный контакт с отцом растет и достигает своего высшего этапа в подростковом возрасте, особенно для мальчи­ков. В этом возрасте эмоциональные взаимосвязи с от­цом являются более значимым фактором для социализации ребенка, нежели контакт с матерью. Материнское воздействие, благоприятное для формирования у детей чувства любви, теплоты, доброты, нежности, от­ветственности далеко не способствует развитию у ре­бенка таких качеств, как самостоятельность, воля, сме­лость, независимость мнения, неконформность. Маль­чик, воспитанный одной матерью, не может правильно усвоить чисто мужское поведение, отождествляя его в подростковом возрасте часто с неподчинением.

На основе определенного эмоционального контакта между ребенком и отцом складывается (или не скла­дывается) авторитет отца, который выступает необхо­димым моментом становления личности ребенка. Отсут­ствие авторитета отца в семье отрицательно сказыва­ется на поведении ребенка в годы его отрочества. Мно­гие педагоги, психологи на современном этапе отмеча­ют тенденцию падения отцовского авторитета15. Одной из главных причин этого процесса ученые считают недостаточные, по сравнению с матерями, эмоциональные, нравственные, эстетические контакты с детьми. Отец часто не участвует в эмоциональной жизни семьи; в современной социалистической семье потерял свое значение авторитет собственности, а процесс станов­ления авторитета на моральной, эмоциональной основе еще не закончен. Падение отцовского авторитета ве­дет к феминизации юношеской части общества.

Поведение подростка, лишенного авторитета в се­мейном кругу, становится трудно управляемым. Маль­чик, отыскивая авторитетную личность, часто находит ее вне семьи. И это не всегда человек с положительны­ми чертами и поведением. Если же объектом для под­ражания стал для мальчика отец, то тут механически обеспечивается доверие и подчинение отцу, ребенок во всем старается копировать отца.

Авторитет отца есть своеобразная ось, на которой вертится семейная жизнь и семейное согласие, но это согласие требует тончайшей регулировки. Отцовский авторитет способствует социализации детей, более бы­строму и легкому приобщению к общественной жизни.

Говоря об эмоциональных связях в семье, необхо­димо отметить и эмоциональный контакт, который вы­ступает в форме братской, сестринской привязанно­сти. Каждый из члена семьи вносит свою долю особого оттенка в эмоциональный контакт. Братья и сестры помогают создать своеобразную модель отношений, ка­кие ребенок, ставший взрослым, установит с общест­вом. Отношения детей между собой являются как бы репетицией определенных ролей, какие они будут играть в обществе. При этом только братья и сестры представляют полноценных партнеров в этой репети­ции. Наличие братьев и сестер в семье способствует формированию у ребенка таких качеств, как коллек­тивизм в отличие от эгоизма, который легко прививает­ся у единственного ребенка в семье даже вопреки желанию родителей. Контакты, которые возникают у старших детей с младшими, позволяют старшему по­казать такие качества, как смелость, доброта, само­стоятельность, ответственность. В свою очередь, пример старшего брата и сестры более убедителен для маль­чика, чем какой-либо другой, так как ребенку трудно бывает сопоставлять себя со взрослыми, умения и воз­можности которых кажутся ему недосягаемыми. При­вязанность, любовь братьев и сестер увеличивает эмоциональный фонд ребенка, вносит в жизнь семьи осо­бые черты, играя определенную роль в процессе ста­новления личности.

§ 4. Социально-психологическая совместимость как элемент семейного климата

Оттенки эмоционального контакта, имеющего место в семье, тесно связаны и зависят от социально-психо­логической совместимости членов семьи, особенно суп­ругов. Социально-психологическая совместимость-это процесс взаимного согласования и адаптации комму­никативных и личностных свойств взаимодействующих людей, имеющий своим результатом определенную сте­пень взаимной преемственности этих людей.

Уровень совместимости между супругами имеет для стабильности брака огромное значение, так как опре­деляет, насколько удачно произошло соединение субъективных миров двух личностей. Только взаимодействие личностей приводит к бесконфликтному или конфликтному функционированию семьи, тогда как, не всту­пая в контакт между собой, индивиды могут находить­ся друг около друга неопределенно продолжительное время и не испытывать никакой симпатии или антипа­тии.

Исследование совместимости супругов требует ана­лиза всей совокупности многоаспектных взаимосвязей между мужем и женой, так как в семье один человек раскрывает перед другим многие стороны своей лично­сти: свойства характера, убеждения, установки, потреб­ности и интересы, привычки, ценностные ориентации, чувства и отношения друг к другу, детям, к семейным заботам. При этом совместимость включает в себя и похожесть, сходство и гармонию контрастов, притяже­ние полярных свойств, которые близки друг другу именно своей отдаленностью, своей дополняемостью имеющегося. Так, например, легко уживаются между собой флегматик (человек со спокойным темпераментом, с неторопливым и глубоким течением чувств) и сангвиник или холерик (человек быстрых чувствова­ний, порывистых, вспышками, ощущений).

Одним из существенных компонентов социально-психологической совместимости является характер. Характер человека определяет специфику его субъек­тивного мира, своеобразие его личности. Несходство характеров часто выдвигается как одна из причин раз­водов.

В структуре характера можно выделить такие груп­пы черт, как «черты, выражающие отношение к кол­лективу и отдельным людям; черты, выражающие от­ношение к труду; черты, выражающие отношение к ве­щам, и черты, выражающие отношение к себе»16. Одна из перечисленных групп черт характера является обыч­но ведущей, о чем можно судить по частоте ее прояв­ления. Гармония характеров, взаимодополняемость их черт, но не их тождество лежит в основе совмести­мости.

В жизни семьи необходимо, чтобы потребности и интересы супругов были однонаправленными. В случае же резкой разнонаправленности потребностей и инте­ресов у супругов, их активности, направленной на раз­ные объекты, появляется непонимание друг друга, а также разногласия, ведущие к конфликтам, что обу­словливает низкий уровень совместимости.

На фоне взаимодействия супругов с их характера­ми, потребностями, интересами вырабатываются и оп­ределенные установки, то есть готовность, предраспо­ложенность к определенным действиям, поступкам, к определенному восприятию супруга, что вносит свой вклад в процесс взаимопонимания и выработки едино­го стиля жизни.

Тесно с установками связаны ценностные ориента­ции, которые определяют основные ценности в жизни семьи. Семья может существовать как дружная ячейка только в том случае, если у супругов имеется какая-то общая социальная направленность, определяющая дух ее жизни. Как показывают конкретные социально-пси­хологические и социологические исследования, несоответствие индивидуальных ценностных ориентации яв­ляется одной из причин напряженного или бесконфлик­тного состояния межличностных отношений. Ценност­ные ориентации в семье определяют общую направленность ее жизни, показывают то, насколько семья соот­ветствует общественным требованиям. В соответствии с ценностными ориентациями можно выделить:

1) семьи с общественно-прогрессивной направлен­ностью. Ценности семейной жизни соответствуют иде­алам советского общества, у мужа и жены они одина­ковые. В семье имеется взаимопонимание, единство взглядов и отношений по основным вопросам;

2)семьи с противоречивой направленностью. Ценно­стные ориентации у супругов противонаправлены, вза­имоотношения между ними находятся на уровне не­прерывной борьбы, перспективы разрешения конфлик­тов нет, ярко выражена борьба за детей, социально-психологический климат неблагополучный;

3) семьи с антиобщественной направленностью. В этих семьях сильны разного рода пережитки, главны­ми в семье являются ценности материального характе­ра или ценности, которые противоречат общественным нормам. Ценностные ориентации у супругов однонаправлены, семьи характеризуются как «дружные», но в таких семьях воспитываются дети с низким уровнем общественного долга, бездуховные, неактив­ные в общественной жизни.

Ценностные ориентации в семье — это такой фактор семейной жизни, который может совершенно устранить возможность совместного существования двух людей несмотря на гармонию характеров, потребностей, инте­ресов и привычек (семьи второго типа).

Социально-психологическая совместимость как элемент семейного климата диалектически взаимосвя­зана и взаимодействует с эмоциональным контактом. Любовь дает людям лишь частичную совместимость только на время. Это только зародыш социально-психологической совместимости, который может развиться в совместимость и может погибнуть под ударами не совместимых потребностей, интересов, черт характера и ценностных ориентаций. Любовь умирает в этом случае, и люди или расстаются, или тащат ношу супружества, которая стала уже приносить не радость, а горе и неудовлетворенность.

Социально-психологическая совместимость - непременное условие благополучного семейного климата, это объективный момент его. Но в налаживании хорошего климата в семье немаловажное значение имеет и субъективный фактор, то есть осознанность уровня несовместимости (или совместимости), стрем­ление найти причины этого, пути устранения этих при­чин. Без желания супругов регулировать свои отноше­ния, налаживать благополучный климат в семье труд­но представить счастливую семью. Социально-психоло­гическая совместимость — это не одноактное действие, а результат взаимодействия в течение длительного времени.

§ 5. Общение и его роль в семье

Эмоциональный контакт и социально-психологичес­кая совместимость реализуются, выступают на поверх­ность и становятся очевидными в процессе общения членов семьи друг с другом.

Межличностное общение в семье многообразно. Оно различается и по характеру отношения людей друг к другу, и по способу выражения этого отношения, по способу обращения человека с человеком.

Содержанием общения в семье являются складыва­ющиеся в процессе, общения личные взаимоотношения. Внутрисемейные отношения влияют на желание, активность, масштабы общения между членами семьи. Все компоненты социально-психологической совместимости так или иначе влияют на складывающиеся отно­шения, особенно между мужем и женой. Потребности, интересы, установки, привычки, ценностные ориента­ции-все в определенной степени сказывается на фор­мировании отношений родителей друг к другу и к де­тям. Одно отношение будет иметь место при одно­направленности потребностей и интересов, другое — при их поляризации. Наличие или отсутствие социаль­но-психологической совместимости влияет на уровень взаимопонимания в семье. Взаимопонимание в семей­ной жизни во многом определяет и ее благополучие. Особенно важно взаимопонимание между родителями и детьми. От умения родителей воспринимать ребенка как личность, знать его возрастные особенности, воз­можности, понять его действия и поступки зависит ха­рактер отношений между детьми и родителями. Мно­гие педагоги, например, считают, что во внутренней жизни подростка значительными являются пережива­ния, связанные с отношением окружающих к его лич­ности. Более того, педагоги утверждают, что в основе конфликтов подростка с родителями лежит неправильная оценка его со стороны взрослых. Так, А. П. Дунае­ва показала, что из 123 обследуемых ею семей в 49 не­благоприятные отношения сложились потому, что ро­дители не видели роста, развития своих детей, не учи­тывали их возросшие возможности и относились к ним как к маленьким, излишне опекая; в 32 семьях взрос­лые вообще не вникали во внутренний мир подростка, игнорируя его; в 28 семьях взрослые очень сурово от­носились к детям, а в 17 — равнодушно17.

Непонимание детей родителями приводит к тому, что потребность в общении ребенок начинает удовлет­ворять за пределами семьи. Ребенок предпочитает об­щаться с теми, чье отношение наиболее близко его са­мосознанию. Он ищет общения и намерен поддержи­вать его с теми, кто способен понять его, чьи образы — представления, оценки совпадают с его. Если же есть взаимопонимание между родителями и детьми и оно дополняется личными симпатиями и привязанностью, если оно окрашивается благородным чувством дружбы и детской любви, то такое общение родителей с детьми, приносит огромную пользу.

Характер и диапазон общения определяется не только сложившимися отношениями между членами семьи, но и формой обращения их друг к другу. Обра­щение как внешняя сторона общения находится в пря­мой зависимости от сути отношений, сложившихся между членами семьи. Доброжелательное отношение проявляется и в мягком, ласковом, нежном, внима­тельном обращении. Отрицательное отношение нахо­дит свое выражение либо в сухом, черством обраще­нии, лишенном теплоты, нежности, ласки, либо в гру­бом, даже жестоком обращении.

Форма обращения родителей с детьми способствует возникновению у последних эмоционально-положительных или эмоционально-отрицательных реакций, а в генетическом плане формирует понятие о норме об­ращения с окружающими, понятие об общении вообще.

Обращение, характер его зависит и от уровня инди­видуальной культуры. Чем выше этот уровень, тем вежливее будет форма обращения, так как воспитан­ные в индивиде определенные нормы поведения сдер­живают проявление эмоций, подчиняя их существую­щим в обществе нормам.

Общение в семье выступает как важное средство становления личности ребенка. Интенсивное общение со взрослыми, особенно на первых порах жизни детей, служит основой овладения социальным опытом, явля­ясь исходным условием и средством формирования со­знания ребенка и его личностных свойств. «Фундамен­тальным является тот факт, что психика ребенка с самого начала формируется в процессе общения со взрослыми», — пишет А. Р. Лурия18. Характер обще­ния влияет на творческую активность детей, на формирование эмоционального мира ребенка, на нравст­венное развитие, то есть в конечном счете выступает как фактор социализации индивида19. Исследования показывают, что у детей, включая и подростковый воз­раст, преобладают ориентации на общение в семье с небольшими различиями у мальчиков и у девочек. По­этому общение в семье предоставляет большие возмо­жности для целенаправленного воздействия на детей. Но необходимо отметить, что имеется ряд причин, сни­жающих вес общения в семье у детей. Это, прежде всего деструктивный характер семейного общения, от­сутствие взаимопонимания между родителями, а также между родителями и детьми, безразличное, невнима­тельное или грубое отношение к ребенку, а также низ­кий уровень культуры родителей. Например, ориенти­рующихся на общение в семье было почти в два раза больше в сплоченных семьях; внимательное отношение к ребенку, понимание его потребностей, уважение к его внутреннему миру дает высокий процент ориенти­рующихся на общение в семье (86,1% от общего числа семей); родители с низким уровнем знаний и культуры быстро теряют авторитет и уважение детей, а следова­тельно, и желание с ними общаться.

Таким образом, общение, формируясь под влиянием основных факторов семейной жизни и являясь результатом взаимодействия членов семьи с их личност­ными свойствами, эмоциональными связями, выступает как показатель социально-психологического климата семьи.

Создание счастливой семьи — это цель и общества и каждого человека в отдельности. Социально-психоло­гический анализ семьи помогает вскрыть причины несчастливых семей.

Бордовская Н.В., Реан А.А.

Педагогика: учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2001.- С.201 -207
Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого – то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям:


  • в результате целенаправленного процесса воспитания,

  • по механизму социального научения.

В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других.

Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Например, в процессе одного из них (Д. Баумринд) было выделено три группы детей. Первую группу составляли дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I).

Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II).

Третью группу составили дети, которые менее всего уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).

Исследователи рассмотрели четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: 1) контроль; 2) требование зрелости; 3) общение; 4) доброжелательность. Контроль – это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определяется степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости – это давление, которое родители оказывают на ребенка, чтобы заставить его действовать на пределе умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение – это использование родителями убеждения, чтобы добиться у ребенка уступки; выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность – то, насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали разные модели поведения?

Модель поведения I. Авторитетный родительский контроль. Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.

Модель поведения II. Властная. Родители, дети которых следовали модели поведения II, получили более низкие оценки по выделенным параметрам. Они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестоко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.

Модель поведения III. Снисходительная. Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, плохо налаживали семейный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.

Любая деформация семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи – не что иное, как нарушение ее структурной целостности. В наши дни это обычно связано с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабашек и дедушек).



Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений, а также системы отрицательных ценностей, асоциальных установок и т.п. Сюда можно отнести самые разные факторы – от жажды накопительства до алкоголизма.

Существует много исследований, посвященных влиянию фактора неполной семьи на личность ребенка. Так, установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В ходе одного из исследований было установлено, что 2-летние дети, чьи отцы умерли до их рождения, живя с матерями- вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (П.Массен, Дж. Конджер и др., 1987) При обследовании детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, растущих без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны, оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерью, мало чем отличаются от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница в пользу полной семьи.

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшей причиной нарушения личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными так и отечественными): выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию “полная – неполная семья”.

В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям – от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может зависеть от особенностей семейных взаимоотношений. Если родители недооценивыают специфику характера детей, конфликтность может не только усилиться, но и привести к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатического развития на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. А.Е. Личко выделяет несколько типов неправильного воспитания.

Гипопротекция – недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Особенно неблагоприятны при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому типу и конформному типам.

Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает ребенка к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по психоастеническому, сенситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипертимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.

Потворству

ющая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Это отношение способствует развитию неустойчивых и истероидных черт.

Воспитание в культе болезни – это ситуация, при которой болезнь ребенка, даже незначительное недомогание, предоставляет ему особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.

Когда в семье присутствует эмоциональное отвержение, ребенок ощущает, что им тяготятся. Эта установка тяжело сказывается на лабильных, сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов. Возможно заострение черт и у эпилептоидов.



Условия жестких взаимоотношений выражается в срывании зла на подростке и душевной жестокости. Способствует усилению черт у эпилептоидов и развитию эпилептических черт на основе конформной акцентуации.

Условия повышенной эмоциональной ответственности состоит в том, что на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные требования. Очень чувствительным оказывается психоастенический тип, черты которого заостряются и могут переходить в психоастеническое развитие или невроз.

Противоречивое воспитание – это несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться особенно трамвирующе для любых типов акцентуаций.

Отношенение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной мере замещает родителей (по выражению Х.Ремшмидта, происходит “обесценивание” родителей). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями…

Судя по данным исследователей, родители как центр ориентации и индетификации отступают для подростков на второй план – но лишь в определенных областях жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами...

Как показано в одном … исследовании (А.А.Реан, М.Ю.Санникова), в системе отношений личности к социальному окружению именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (отрицательных характеристик) при описании матери соотносится с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности. Можно предполагать, что за этим фактом кроется фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям, нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.



Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д.

Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.,2001, с. 138-158.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница