Тематический план программы «Обучение здоровью»



страница1/19
Дата29.06.2015
Размер4,39 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Программы обучения здоровью в общеобразовательной школе
Тематический план программы «Обучение здоровью»:

1-6 класс



Раздел 1: Осознание и признание себя


Тема

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

А.Узнай себя
1.Внимание

к себе


Я - уникальный

Мое значение дома и в школе

Мои сильные стороны


Как справиться с трудной ситуацией

Уважение к себе
Я - концепция
Я изменяюсь

Сильные

и слабые стороны

у меня и у

других


Формулируем

цели




Б. Чувства
1.Выражение

чувств

Типы эмоций
Реальность и фантазия

Способы самовыражения


Как эмоции

других влияют

на нас

Типы эмоций


Способы выражения эмоций

Ответствен-ность

за выражение

эмоций

Необходи-мость

в выражении

эмоций




2.Уважение

чувств




Позитивный подход
















-

В. Личность


1.Влияния

и характери-стики











Хорошие и плохие черты

Влияние человеческих отношений
Влияние социального

и физического

окружения


Унаследованные и приобретенные черты

Г. Ответственное поведение

1.Формируем отношения



Семейные

мероприятия


Преимуще-ства общих дел
Уважение к

желанию


других побыть в одиночестве

Честность и доверие
Внимание к другим

Принимаем решения
Признание поражения

Как наши действия влияют на других
Как демонстри-ровать уважение к другим




Как играть

в массовые

игры.
Признание

правил


2.Соотноше-ние

моих поступков с поступками других












Ответствен-ность за

поступки


Последствия наших поступков
Формируем настоящие отношения

Как распоряжаться

ресурсами


Личное и общественное

сознание


3. Решение проблем
















Формирование

Навыков решения

проблем


Раздел 2: Отношения с ровесниками


Тема

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

А. Ровесники
1.Уважение к другим

Чем люди похожи друг на друга, и чем они различаются
Уважение к другим
Положительные черты характера

Поведение



Помогаем другим


Заводим друзей
Как другие влияют на наше само- восприятие










2. Дружба





Когда я чувствую себя счастливым




Дружба
Зачем нужны друзья
Угодниче-ство в дружбе
Как заводить друзей


Формиро-вание навыков для развития межличностных отношений
Разногласия

Дружба мальчиков и девочек

3. Личные интересы и возможности





Мои сильные стороны












4.Мое значение и

значение других




Значение


личности













Б. Школа
1.Сотрудни-чество

Отношения с одноклас-сниками

Наши сильные стороны
Использо-вание

наших сильных сторон



Заводим друзей

Ценность других
Влияние поведения в классе
Ответственность за свое собствен-ное

поведение


Изменение поведения
Заносчи-вость
Школьные

достижения




Поддержка школьных друзей




2. Взрослые








Помощь в решении проблем





Изменение ожиданий









Раздел 3: Мир труда


Тема

1 класс

2 класс

3 класс

4 касс

5 класс

6 класс

А. Понимание себя
1. Личные интересы и способности


Интересы мои

и других
У всех людей разные способности



Сильные

Стороны
Важность личности как члена группы



Все люди разные
Позитивные

отношения






Занятия и

Интересы


Информа-ция

о себе


2. Отношение к другим










Уважение к

другим
Делимся

временем

и талантами









Б. Профессии

1.Мир труда



Типы

Занятости



Роль дома, школы и

общества
Производство

товаров и услуг


Понятие работы/тру-да

Зависи-мость от других
Стремление к независимости

Сотрудни-чество

Совместные цели


Качество работы

Профессии
Знания о профессиях
Смена профессии
Почему люди работают
Нетрадиционные роли

2. Работа и

досуг





Участие школы

Подготовка

к будущей

профессии
Коммуникативные навыки

Процесс длиною в жизнь









3. Тенденции в семье, обществе

и школе











Тенденции в семье, обществе, школе

Факторы, обусловливаю-щие выбор

стиля жизни


Стили жизни в обществе




В. Подготовка к

трудовой деятельности

Навыки обучения









Учебные навыки







Учебные


навыки и мир

труда


2. Подготовка к следующему классу

Подготовка к следующему

классу


Подготовка к следующему классу

Подготовка к следующему классу

Подготовка к

следующему классу



Подготовка к

следующему классу



Подготовка к следующему

классу







Раздел 4: Знание своего тела и забота о нем


Тема

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

А. Развитие тела
1. Рост тела





Клетки, из которых строятся ткани и органы
Стратегии роста
Различия в возрастных особенностях


Половые различия

Людей
Половые различия роста


Питание и

упражнения

Функции

частей тела



Сомати-ческие клетки
Их функции

Характерис-тики возрастных периодов
Подростковый возраст



Стратегии

развития


2. Органы чувств

Пять органов чувств

Бережное отношение к органам зрения и слуха




Органы чувств: строение и функции органов слуха и зрения







3. Органы и системы организма


Кожа
Два вида зубов
Ежедневный уход за ртом

Забота и уход за телом
Структура и функции зубов
Смена зубов
Зубы и продукты питания

Ежедневный уход за зубами

Органы и системы организма
Система пищева-рения
Мочевыделительная система
Уход за зубами

в течение всей жизни


Специализированный уход за зубами

Сердечно-сосудистая система

Дыхательная система


Репродук-тивные органы
Разрушение

Скелет
Мускула-тура
Нервная система
Эндокрин-ная система


Б. Питание
1.Определение

продуктов питания



Определение

Продуктов питания


Классификация продуктов питания
Как продукты усваиваются

Полезные продукты питания
Классификация продуктов питания
Правильное питание
Ежедневная потребность в еде

Питатель-ные и непитатель-ные продукты
Традицион-ные блюда
Ежедневная потребность в правиль-ном пита-нии
Ежедневные меню


Питатель-ные продукты
Классифи-кация продуктов питания
Функция продуктов питания

Ингредиенты продуктов питания



Питательные вещества в продуктах

питания
Факторы, влияющие на выбор продуктов

питания
Выбор сбаланси-рованного

питания


2. Определение

потребности в еде












Актуальная

потреб-ность в еде











3.Определение

количества необходимых продуктов









Ежедневные

меню


Планирование

сбалансированного завтрака


Выбор продуктов питания

Зачем необходимо сбалансированное питание
Пополнение и расход энергии




В. Растем здоровыми

(Занятия спортом, отдых, вес, сила, осанка, внешний вид)


1. Занятия спортом
2. Отдых


Потребность в

движении



Физическая активность

для удовольствия и для тренировки

Отдых необходим для сохранения

здоровья
Влияние отдыха на поведение



Движение и развлечение


Личное отношение к хорошей физичес-кой форме



Значение движения для сердечно-сосудистой системы
Оценка собственной физической формы


Физические, социаль-ные, эмоцио-нальные и ментальные преиму-щества

хорошей


физической

формы




3. Вес, сила и

осанка




3. Вес, сила и

осанка









Признаки хорошей осанки


Важность хорошей осанки




Увеличение и

потеря веса



4. Внешний вид



Чистота и

Хорошее


самочувствие

Почему важно принимать ванну и душ

Мы в глазах других

Кожа, волосы,

Ногти
Уход за волосами


Уход за ногтями
Влияние продуктов питания на внешний вид







Г.Болезни и медикаменты
1.Профилактика и контроль


Здоровые привычки

Рекомендации для выздоровления

Поведение,

способствующее

здоровью
Тело борется с микробами


Передаваемые и непередаваемые заболевания

Причины болезней



Защитные реакции организма
Основные признаки здорового поведения

Последствия

Невыполнение правил гигиены


2. Предписанные и не-предписанные

медицинские средства





Аптечка
Предупреждающие

маркировки








Когда следует принимать

Медицин-ские средства и таблетки


Отказ от веществ, предлагаемых незнакомыми людьми

Медицин-ские средства:

Использо-вание и воздейст-вие на организм человека


Типы мед.

средств






Прием мед.

средств под контролем

взрослых


3. Вредное

воздействие

психоактивных веществ









Надписи,

предупреждающие о

вреде курения


Почему люди

употреб-ляют

психоак-тивные вещества
Кофеин –

действие на организм и употребле-ние



История появления табака
Действие табака
Курение и спорт
Причины курения

Причины употребле-ния психоактив-ных

веществ
Альтерна-тивы

Употребле-ния ПАВ
Алкоголь –

действие на

организм и употребле-ние
Последст-вия курения



Д. Безопасное поведение и первая помощь
1.Безопасное поведение




Рекомендуется провести занятия по этой теме в начале учебного года

Безопасность на тротуарах и в пешеходных

зонах


Безопасность в обществен-ном транспорте
Безопасное поведение на игровых площадках
Безопасность в школе и дома

Безопасная езда на велосипеде



Безопасное поведение

и семейные

мероприятия


Рискованное поведение
Уменьшение и отказ от риска

Безопас-ность пешеходов


Безопасное поведение в школе и дома

Сопротив-ление

давлению
Свободное время и безопас-ность
Безопасная езда на велосипеде


Предупреждение несчастных случаев

Оценка

Безопас-ности

дома


2. Первая помощь

Основные приемы первой помощи

Первая помощь

Поведение при пожаре

Первая помощь

И спасение жизни человека



Процедуры при первой помощи

Скорая помощь

Е. Защита здоровья человека

1. Здоровье и службы, способствующие здоровью



Общество и

профессии, способству-ющие поддержанию здоровья человека






Роль

врачей-стоматологов


Посещение

стоматологического кабинета



Системы

оказания первона-чальной помощи

(травмо-пункты,

скорая помощь и т.д.)



Системы оказания

Специализи-рованной помощи

(больницы, клиники и т.д.)


Как справиться

со стрессом


Помощь при проблемах,

связанных с употребле-нием

алкоголя


2.Здоровье потребителей

- Реклама

- Покупки














Влияние

рекламы


Покупки и

здоровье


3.Общественная активность




Возможности

для отдыха



Информация о возмож–ностях, пред- лагаемых обществом

Загряз-

нение окружаю-щей среды


Экономия и сокраще-ние потре-бления энергии и воды

Значение чистых воздуха и воды
Охрана воздуха и воды

Распро-странение

Информа-ции о

возможно-стях, предлага-емых обществом


4. Образ жизни











Удаление отходов
Чистота на игровых площадках



Как образ жизни

влияет на

физическое и менталь-ное

здоровье






Раздел 5: Пол человека и сексуальность


Тема

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

А. Понимание гендерных ролей и прав




Половая принадлежность и права на полоролевые различия
Общие черты и различия между мальчиками и девочками

Понятие постоянства пола

Гендерное равноправие и ответст-венность



Постоян-ство пола (продол-жение)
Информа-ция о структуре семьи
Потребно-сти и обяза-нности членов семьи
Сходства и различия функций семьи и социальных институтов (школа, клуб и др.)

Что такое гендерные стерео-типы?



Перемены в период полового созревания физиологические, эмоциональные (женщины, мужчины)

Что влияет на развитие гендерных ролей?

Б. Сексуаль-ное здоровье и репродукция



«Откуда берутся дети?»


Репродуктив-ный процесс у различных форм жизни


Отличия сексуального поведения животных и человека
Информация о названиях основных половых органов

Как зарож-дается жизнь?



Развитие и половая зрелость
Изменения при переходе от детства к зрелости (Девочки, мальчики)
Функции воспроизводства
Оплодотво-рение

Что такое человеческий зародыш



Составляющие репродуктивной системы
Социальная и физии-ческая

готовность к репродук-ции



Половые отношения, ночные поллюции, менструаль-ный цикл и другие физии-ческие и эмо-циональные изменения в период полового созревания. Словарь - описание процесса репродукции

В. Понимание значения сексуальности в жизни человека


Ощущение своего тела, уход за ним, включая половые органы



Какие изменения будут происходить в организме при взрослении?
Права в отношении своего тела

Виды любви
Базовая информация об основах репродук-ции и интимных отношениях







Сексуальные отношения как часть здорового образа жизни личности

Г. Удовлетво-рение жизненных потребностей человека в семье



Что такое семья, и возможна ли жизнь младенца без ухода за ним со стороны взрослых
















Д, Искусство быть родителем



Забота о слабых




Роли родителей в семье

Роли родителей в семье (продолже-ние)








Класс 1.
Раздел I: Осознание и признание себя

Темы:

А. Узнай себя

Б. Чувства

В. Личность

Г. Ответственное отношение к окружению

Темы

Знания, умения, навыки.



Содержание.


Ресурсные материалы

Заполняется учителем



А. Узнай себя

А.1. Внимание к себе


Понимание и признание

важности каждого как личности




  1. Я- уникальный

а) Как мы оцениваем наши

способности?

- по делам, которые у нас хорошо получаются; по делам, которые мы считаем легкими;

по комплиментам, которые мы делаем и получаем; по делам, в которых мы нуждаемся в помощи

б) Как мы узнаем, что мы имеем значение

для семьи, друзей, школы?

- по делам, которые мы делаем для других и другие делают для нас; по делам, которые мы делаем вместе






Б. Чувства

Б.1. Самовыражение

Понимание того, что человек обладает многими чувствами

Понимание разницы между

реальностью и

вымыслом



  1. Типы эмоций

а) Какие бывают типы эмоций?

-одиночество, счастье, страх, печаль, злость, восторг,

гордость, радость

б) Как мы можем правильно выражать эмоции?

-подумать, прежде чем

действовать (посчитать до 10)

- подумать, как это может подействовать на других

- поговорить с другими о своих эмоциях




  1. Реальность и вымысел

а) Что такое реальность?

-реальный мир дома и в школе, реальные друзья






Г.Ответственное отношение к окружению

Г.1. Формируем отношения


Признание своего членства в семье и необходимости работать и играть вместе.

Понимание преимущества сотрудничества и независимости.

Признание стремления других к независимости и уединению.


1.Семейные мероприятия

а) Какие есть семейные дела, в которых принимают участие



дети?

-работа в саду, уборка дома, приготовление пищи и т.д.


б) В каких семейных формах досуга участвуют дети?

-семейные игры, семейные традиции, праздники


2. Преимущества сотрудничества
а) Какие есть преимущества в сотрудничестве с другими?

- общение, можно завести друзей

- можно переживать вместе радость и огорчения

-можно больше узнать о себе и о других


3.Уважение стремления других к уединению
а) Когда мы должны проявлять

уважение к стремлению других к уединению?

-дома, когда другие спят или читают;

-в школе, когда работают или слушают






Литература

  1. «Энциклопедия для детей.Человек.» том 18,ч.2 «Аванта+»

  2. Битянова М. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками». Изд-во «Питер», 2004 год

  3. Бунеев Р.Н.Буннева Е.В «В одном счастливом детстве»

  4. Вагин И. Мамонтов С. «Практика эффективного поведения»

  5. Все цвета кроме черного. Учебно-методический комплект по организации профилактической работы в начальной школе. – М., Вентана-Граф, 2002.

  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком КАК? Изд-во «ЧеРо»,2003

  7. Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 кл. под ред. Касаткина В.Н. – М., 2001

  8. Короткий В.И. Психология для родителей. Изд-во «Айрис-пресс»,2004

  9. Крейли Э. Учимся владеть чувствами. – СПб.: «Комплимент», 1995.

  10. Лэндрет Г. «Игровая терапия как способ решения проблем ребенка»

  11. М.В.Голованова «Родная речь. Учебник для учащихся начальных школ.»

  12. Никольская И. «Уроки психологии в начальной школе» Изд-во «Речь», 2004 год

  13. Педагогика здоровья. Под ред. Касаткина В.Н. Программа и методическое руководство для учителей начальной школы. М., Линка-Пресс, 1999.

  14. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас»

  15. Полезные привычки. Материалы для родителей. Под ред. О.Л.Романовой – М., Полимед, 2000.

  16. Полезные привычки. Пособие для учителей. Под ред. О.Л.Романовой – М., Полимед, 2000.

  17. Полезные привычки. Рабочие тетради для 1-4 классов. Под ред. О.Л.Романовой – М., Полимед, 2000.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница