Отчет о работе Мастодонта Кариеса Нитиноловича, врача-стоматолога ортодонта детской стоматологической поликлиники № ХХ Такого-то административного округа г. Москвы



Скачать 367,72 Kb.
Дата29.06.2015
Размер367,72 Kb.


«Утверждаю»
Главный врач детской стоматологической поликлиники № хх Такого-то административного округа г. Москвы
_______________________ Пупкина П.П.
________________________2002 года.


Отчет


О работе Мастодонта Кариеса Нитиноловича, врача-стоматолога ортодонта детской стоматологической поликлиники № хх Такого-то административного округа г. Москвы.

Москва - 2002



Оглавление.



  1. Об авторе (автобиографические сведения)

  2. Организация рабочего места врача-ортодонта в клинике

  3. Работа врача-ортодонта

    1. профилактика

    2. диагностика

      1. сбор анамнеза

      2. осмотр пациента

      3. рентгенологические методы ортодонтической диагностики

        1. ортопантомография

        2. телерентгенография головы в боковой проекции

        3. рентгенография кистей рук

      4. биометрическое изучение диагностических моделей

      5. диагноз

    3. планирование ортодонтического лечения

    4. сотрудничество со специалистами других областей стоматологии и медицины

    5. ортодонтическое лечение

      1. лечение пациентов с аномалиями зубов, зубных рядов при нейтральном прикусе

        1. диастема

        2. вестибулярное положение клыков

        3. сужение зубных рядов

        4. мезиальное смещение боковых зубов

      2. лечение пациентов с сагитальными аномалиями

        1. дистальный прикус

        2. мезиальный прикус

      3. лечение пациентов с вертикальными аномалиями

        1. открытый прикус (дизокклюзия)

        2. глубокий прикус

      4. лечение пациентов с трансверзальными аномалиями

    6. анализ проделанной работы

  4. Выводы

    1. о необходимости создания специализированных ортодонтических диагностических центров

    2. о перспективах компьютеризации рабочего места врача-ортодонта

    3. о целесообразности внедрения новых технологий.

  5. Случаи из практики

  6. Список литературы



  1. Автобиографические сведения.

Я, Проценко Денис Владимирович, родился 45 декабря 197 года в городе Москве.

В 198 году поступил на стоматологический факультет Московского Медицинского Стоматологического Института имени Н. А. Семашко.

В 199 году благополучно окончил вышеназванное учебное заведение и устроился на работу в детскую стоматологическую поликлинику №хх в должности врача-интерна. В 199 году окончил интернатуру и продолжил работать в поликлинике в должности врача-ортодонта.

В 199 году поступил в клиническую ординатуру на кафедру ортодонтии факультета усовершенствования врачей стоматологов и продолжал работать в поликлинике на 0,5 ставки врача-ортодонта. В 199 году окончил клиническую ординатуру и вернулся на работу в детскую стоматологическую поликлинику №хх, где работаю по настоящее время. После окончания ординатуры регулярно совершенствовал свои знания, принимая участие в учебных семинарах, проводимых зарубежными специалистами в области современной несъемной техники:


  1. Организация рабочего места врача-ортодонта.

В современной стоматологической клинике, которая предусматривает ведение квалифицированного ортодонтического приема, рабочее место врача должно быть по возможности обустроено в соответствии с передовыми представлениями о специальности на высоком технологическом уровне и с учетом эргономики. От этого напрямую будет зависеть качество работ и количество временных затрат. Вот приблизительный список инструмента, необходимого врачу-ортодонту:




  1. стоматологическая установка:

    • наконечник прямой

    • наконечник угловой

    • турбинный наконечник

    • пескоструйный внутриротовой аппарат

    • ультразвуковой скалер

    • Пистолет воздух-вода

    • Полимеризационная лампа

  2. гипсовочный столик:

    • чашки

    • шпатели

    • гипс

    • супергипс

    • слепочная масса альгинатная

    • ложки слепочные

  3. инструмент:

    • дистальные кусачки с ловушкой

    • кусачки для лигатур

    • кусачки для дуг

    • щипцы Хоу

    • щипцы Энгля

    • щипцы Твида (для петель)

    • щипцы для снятия брекетов

    • щипцы для снятия колец

    • щипцы для припасовки сепарационных лигатур

    • щипцы крампонные

    • кусачки для проволоки

    • зажим для эластичных лигатур

    • зажим для металлических лигатур

    • скалеры

    • измеритель

    • обратный пинцет: прямой – 3, угловой – 1

    • зонд короткий

    • бандсеттер

    • скальпель

    • боры

    • фрезы




  1. бондинговые системы (Relience Orthodontic Products Inc.)

    • Rely a bond (no mix)

    • Стеклоиономерные цементы

    • Протекторы адгезии

    • Праймеры для металла, пластика, композита и керамики

    • Система боров для удаление адгезива




  1. разное:

    • ретрактор для губ

    • система сухого воздуха

    • ретракторы для фотографий

    • фотоаппарат

    • зеркала для фотосъемки

    • компьютер

    • подставка под инструмент

    • стеллажи для моделей

также врачу ортодонту необходимы:

рентгеновский кабинет с ортопантомографом, цефалостатом и зуботехническая лаборатория




  1. Работа врача-ортодонта

    1. Профилактика

Учитывая распространенность зубочелюстных аномалий, пробле­ма профилактики занимает важное место в практике врача-ортодонта и врачей других специальностей. Профилактика зубочелюстных ано­малий и деформаций, ранней потери зубов и обусловленных ими не­благоприятных последствий - это комплекс мероприятий, направлен­ных на предупреждение и устранение этиологических и патологичес­ких факторов, способствующих возникновению зубочелюстных анома­лий.

Для выполнения основных задач профилактики выделено 10 пе­риодов формирования зубочелюстной системы с учетом физиологических, морфологических и функциональных изменений. Для каждого периода разработаны комплексы мероприятий. Здесь важ­ное место занимает санитарно-просветительная работа с беременными женщинами, работниками детских дошкольных учреждений, врачами общего профиля.

При осмотре ребенка врачом-ортодонтом выделяют четыре диспансерные группы:

К I группе относятся дети с правильным смыканием губ, нормальными функциями зубочелюстной системы и правильным прикусом. Такие дети нуждаются в воспитании у них гигиенических навыков ухода за зубами и полостью рта. Их необходимо осматривать 1 раз в год.

Ко II группе относят детей без выраженных морфологических отклонений, но с нарушениями дыхания, глотания, речи, жевания, ми­мики, вредными привычками, предрасполагающими к развитию зубо-челюстных аномалий. У таких детей по показаниям санируют полость рта, рекомендуют способы борьбы с вредными привычками, лечебную гимнастику, направляют на консультацию к отоларингологу, ортопеду и другим специалистам. Активное наблюдение продолжают в течение 6-и месяцев. Если причина развития аномалий устранена, следующий осмотр осуществляется через 1 год.

К III группе относятся дети с не резко выраженными аномалиями положения отдельных зубов или их групп, изменениями формы зубных дуг, нарушениями прикуса, функциональными изменениями. С такими детьми проводят мероприятия, направленные на устранение причин развития нарушений, в том числе путем применения ортодонтических аппаратов несложных конструкций. После нормализации прикуса дальнейшее наблюдение осуществляют 1 раз в год.

В IV группу входят дети с выраженными изменениями в зубо-челюстной системе, нарушениями формы лица, функцией дыхания, глотания, речи, откусывания и пережевывания пищи.

Такие дети нуждаются в специализированном ортодонтическом лечении, на детей IV группы заводятся история болезни и диспансерная форма № 30.

С целью профилактики аномалий прикуса и устранения вредных привычек применяют:


      • Общеукрепляющие мероприятия: гимнастика, закаливание, водные процедуры.

      • Усиление жевательной нагрузки (рекомендуется твердая пища в виде сырых овощей и фруктов).

      • Изготовление приспособлений (фиксирующие локтевые шины, стандартные вестибулярные пластинки, пластинки на верхнюю челюсть с упором для языка, аппараты с элемен­тами щитовой терапии) для устранения вредных привычек (сосание пальцев, соски, щек, губ).

  • Пришлифовка нестершихся бугров молочных зубов (чаще клыков) при принужденном смещении нижней челюсти.

  • Изготовление шапочек с подбородочной пращой и внеротовой резиновой тягой.

  • Миогимнастика и массаж.

К специальным профилактическим мероприятиям относится своевременное лечение молочных зубов, для предупреждения их ран­ней потери, что может привести к деформации зубоальвеолярного отростка.


    1. Диагностика

      1. Сбор анамнеза.

При этом уточнялось наличие наследственных, хронических, профессиональных заболеваний, семейных особенностей строения зубочелюстной системы.

Уделялось внимание здоровью матери в период беременности, течению родов, состоянию здоровья ребенка на первом году жизни, типу вскармливания.



      1. Осмотр пациента

При общем осмотре оценивалось соматическое и психическое развитие больного и его соответствие возрасту. Уделялось внимание физическому развитию, осанке пациента. Осматривались голова и ли­цо в фас (широкое, среднее, узкое), форма лица (круглая, квадратная, ромбовидная, конусовидная, шестигранная, треугольная), изучался профиль лица (выпуклый, прямой, вогнутый). Выяснялось наличие нарушений, связанных с неправильным глотанием, дыханием, жеванием, речью.

Обследование полости рта и носоглотки: оценивалось прикрепление уздечек верхней губы и языка, глубина преддверия полости рта, соответствие зубного возраста паспортному, положение зубов, их цвет, размер, форма зубных дуг, соотношение зубных рядов в трех направ­лениях, величина апикального базиса. Каждому ребенку определялся гигиенический индекс (по методу Ю.А.Федорова и В.В.Володкиной) и проводилась проба Шиллера-Писарева для определения распространенности воспалительного процесса в тканях парадонта.




      1. Рентгенологические методы обследования




        1. ОПТГ

Этот метод позволяет изучить:

  • Взаимоотношение зубных рядов в прикусе

  • Степень минерализации коронок и корней зубов

  • Степень рассасывания корней временных зубов

  • Осевой наклон зубов

  • Степень резорбции костной ткани

  • Величину тел и ветвей и углов нижней челюсти

  • Расположение суставных головок в суставных ямках

  • Степень искривления носовой перегородки

        1. ТРГ

Для изучения причин возникновения сагиттальных и вертикальных аномалий применяется анализ боковых телерентгенограмм.

        1. Рентгенография кистей рук

Применяется в тех случаях, когда очень важно знать имеется ли перспектива роста челюстных костей. По степень формирования сесамовидной косточки это достаточно просто выяснить.

      1. Биометрическое изучение диагностических моделей челюстей

При изучении диагностических моделей челюстей определялись размеры зубов, зубных рядов, соотношения различных размеров, взаимоотношения верхнего и нижнего зубных рядов в трех направлениях

Так измерение размеров верхних рядов при тесном расположении верхних передних зубов с учетом формы лица помогало в уточ­нении показаний к удалению отдельных зубов. Если размеры центральных зубов были более 10 мм, а боковых более 7,5 мм, в план лечения включалось удаление отдельных зубов. Однако при наличии узкого лица сумма ширины верхних резцов, превышающая 33 мм, мо­жет являться признаком индивидуальной макродентии Измерение ши­рины коронок верхних резцов дает возможность воспользоваться мето­дами Пона, Linder-Harth, Korkhaus и др.

Ширина зубных дуг определялась по методу, предложенному Поном и Linder-Harth. После измерения ширины зубных дуг в области премоляров полученные данные сравнивались со средней индивидуальной нормой, определялись нарушения в трансверсальном направлении

(степень сужения зубных рядов, симметричное или асимметричное су­жение).

В сагиттальном направлении определялась длина переднего отрезка верхней зубной дуги по методу Korkhaus, сравнивались полученные данные со средней индивидуальной нормой, определялось укорочение или удлинение верхнего зубного ряда.

Изучалось соотношение сегментов верхних зубов (по Gerlach). Этот метод позволяет установить пропорциональность соотношения сегментов зубных рядов при ортогнатическом прикусе, а также отличить тесное положение зубов при макродентии от тесного положения зубов вследствие сужения или укорачивания зубного ряда при медиальном сдвиге. Приходилось пользоваться методом Howes и Н.Г.Снагиной при расширении зубных дуг с учетом апикального базиса. Ши­рина апикального базиса верхней челюсти в трансверзальном направлении измерялась между наиболее глубокими точками клыковых ямок. На нижней она измерялась, отступя на 8 мм вниз от места пересечения горизонтальной линии, соединяющей шейки нижних клыков и вертикальной линии, проходящей через вершину межзубного десневого сосочка

В норме ширина апикального базиса верхней зубной дуги составляет 44%, а нижней - 43%, от суммы мезиодистальных размеров 12 постоянных зубов каждой челюсти.

По Н.Г.Снагиной выделяется две степени сужения апикального базиса: I – ширина базиса составляет 42-39% на верхней челюсти и 41-38% на нижней челюсти; II- 39-32% и 38-34% соответственно. При нормальной ширине апикального базиса или при I степени сужения производилось расширение зубных рядов.

Для устранения несоответствия между размерами зубной дуги и ее апикального базиса уменьшались размеры зубных дуг, удалялись от­дельные зубы по ортодонтическим показаниям.




      1. Диагноз

«Ортодонтическая диагностика направлена на выявление причинно-следственных взаимосвязей, способствующих возникновению и развитию зубочелюстных аномалий»

Диагноз в ортодонтии понятие относительное. В течение всего периода развития специальности, начиная с Энгля, делались попытки классифицировать зубочелюстные аномалии. Те, кто делал эти попытки, руководствовались разными принципами, но преследовали одну цель - систематизировать подход к диагностике. То, что из этого получилось к сегодняшнему дню можно представить нижеследующим списком аномалий.



Зубочелюстно-лицевые аномалии:

  1. аномалии зубов

    1. аномалии структуры:

      1. гипоплазия

        1. гипоплазия эмали

        2. гипоплазия дентина

      2. гиперплазия

      3. гиперцементоз

      4. клиновидный дефект

      5. кариес

    2. аномалии размера

      1. макродентия

      2. микродентия

    3. аномалии формы

      1. коронки зуба:

        1. шиповидные зубы

        2. зубы Гетчинсона-Фурнье

        3. сращение коронок

      2. корня зуба:

        1. искривление корня

        2. укорочение корня

        3. раздвоение корня

        4. утолщение корня

        5. грациальность (истончение корня)

    4. аномалии количества

      1. сверхкомплектные зубы

      2. адентия

    5. нарушения прорезывания

      1. раннее прорезывание (временных до 4 мес., постоянных за 2 года до физиологической смены)

      2. позднее прорезывание (временных после 1 года, постоянных через 2 года после физиологической смены)

      3. ретенция (не прорезавшиеся через 3 года после физиологической смены)

    6. аномалии положения

      1. в трансверсальном направлении

        1. медиальное положение (для резцов)

        2. латеральное положение (для резцов)

        3. вестибулярное положение (боковых зубов)

        4. оральное положение (боковых зубов)

      2. в сагиттальном направлении

        1. протрузия (для резцов)

        2. ретрузия (для резцов)

        3. дистальное положение (боковых зубов)

        4. мезиальное положение (боковых зубов)

      3. в вертикальном направлении

        1. супериальное положение

        2. инфериальное положение

      4. поворот по оси

      5. транспозиция

  2. аномалии зубоальвеолярных дуг

2.1. нарушение формы

      1. V-образная форма верхней зубоальвеолярной дуги

      2. V-образная форма нижней зубоальвеолярной дуги

      3. седлообразная форма верхней зубоальвеолярной дуги

      4. седлообразная форма нижней зубоальвеолярной дуги

      5. трапециевидная форма верхней зубоальвеолярной дуги

      6. трапециевидная форма нижней зубоальвеолярной дуги

      7. уплощенная форма верхней зубоальвеолярной дуги

      8. уплощенная форма нижней зубоальвеолярной дуги

      9. вытянутая форма верхней зубоальвеолярной дуги

      10. вытянутая форма нижней зубоальвеолярной дуги

      11. асимметричная форма верхней зубоальвеолярной дуги

      12. асимметричная форма нижней зубоальвеолярной дуги

      13. деформация с изменением кривизны окклюзионной поверхности

        1. в переднем сегменте верхней зубоальвеолярной дуги

        2. в переднем сегменте нижней зубоальвеолярной дуги

        3. в боковых сегментах верхней зубоальвеолярной дуги

        4. в боковых сегментах нижней зубоальвеолярной дуги

    1. нарушение размеров дуг

      1. в трансверсальном направлении

        1. сужение верхнего зубного ряда

        2. одностороннее сужение верхнего зубного ряда справа

        3. одностороннее сужение верхнего зубного ряда слева

        4. расширение верхнего зубного ряда

        5. одностороннее расширение верхнего зубного ряда справа

        6. одностороннее расширение верхнего зубного ряда слева

        7. сужение нижнего зубного ряда

        8. одностороннее сужение нижнего зубного ряда справа

        9. одностороннее сужение нижнего зубного ряда слева

        10. расширение нижнего зубного ряда

        11. одностороннее расширение нижнего зубного ряда справа

        12. одностороннее расширение нижнего зубного ряда слева

      2. в сагиттальном направлении

        1. укорочение верхнего зубного ряда

        2. одностороннее укорочение верхнего зубного ряда справа

        3. одностороннее укорочение верхнего зубного ряда слева

        4. удлинение верхнего зубного ряда

        5. укорочение нижнего зубного ряда

        6. удлинение нижнего зубного ряда

      3. в вертикальном направлении

        1. зубоальвеолярное укорочение во фронтальном отделе

        2. зубоальвеолярное укорочение в боковых отделах

        3. зубоальвеолярное удлинение во фронтальном отделе

        4. зубоальвеолярное удлинение в боковых отделах

    2. нарушение физиологических контактов между соседними зубами

      1. верхней зубоальвеолярной дуги

        1. скученное положение фронтальных зубов на верхней челюсти

        2. скученное положение боковых зубов на верхней челюсти справа

        3. скученное положение боковых зубов на верхней челюсти слева

        4. диастема

        5. тремы в области фронтальных зубов на верхней челюсти

        6. тремы в области боковых зубов на верхней челюсти справа

        7. тремы в области боковых зубов на верхней челюсти слева

      2. нижней зубоальвеолярной дуги

        1. скученное положение фронтальных зубов на нижней челюсти

        2. скученное положение боковых зубов на нижней челюсти справа

        3. скученное положение боковых зубов на нижней челюсти слева

        4. диастема

        5. тремы в области фронтальных зубов на нижней челюсти

        6. тремы в области боковых зубов на нижней челюсти справа

        7. тремы в области боковых зубов на нижней челюсти слева

  1. аномалии челюстных костей

    1. аномалии размеров челюстей

      1. макрогнатия:

        1. максилярная макрогнатия

        2. мандибулярная макрогнатия:

          1. корпусная форма (затронуто тело нижней челюсти)

          2. гониальная форма (углы)

          3. рамусная форма (ветви)

          4. артикулярная форма (сустав)

          5. макрогения (подбородок)

      2. нормогнатия:

      3. микрогнатия:

        1. максилярная микрогнатия

        2. мандибулярная микрогнатия:

          1. корпусная форма (затронуто тело нижней челюсти)

          2. гониальная форма (углы)

          3. рамусная форма (ветви)

          4. артикулярная форма (сустав)

          5. микрогения (подбородок)




    1. аномалии формы челюстей

      1. верхней челюсти в результате

        1. врожденного несращения неба

        2. костных опухолей

        3. остеомиелита

        4. гиперостозов

      2. нижней челюсти в результате

        1. рахита

        2. костных опухолей

        3. остеомиелита

        4. гиперостозов

    2. аномалии положения челюстных костей

      1. прогнатия:

        1. мандибулярная прогнатия

        2. максилярная прогнатия

      2. ретрогнатия:

        1. мандибулярная ретрогнатия

        2. максилярная ретрогнатия

      3. вынужденное смещение нижней челюсти:

        1. вперед

        2. назад

        3. вправо

        4. влево

    3. аномалии взаиморасположения частей челюсти

  1. аномалии прикуса (окклюзии)

    1. сагиттальные аномалии прикуса

      1. нейтральный прикус

      2. дистальный прикус

      3. мезиальный прикус

    2. вертикальные аномалии прикуса

      1. прямой прикус (нейтральный)

      2. глубокий прикус

        1. глубокое резцовое перекрытие

        2. глубокий травмирующий прикус

      3. открытый прикус

        1. резцовая дизокклюзия

        2. дизокклюзия в боковых отделах справа

        3. дизокклюзия в боковых отделах слева

        4. двусторонняя дизокклюзия в боковых отделах

    3. трансверсальные аномалии прикуса

      1. нейтральный прикус

      2. лингвальный перекрестный прикус:

        1. лингвальный перекрестный прикус справа

        2. лингвальный перекрестный прикус слева

        3. двусторонний лингвальный перекрестный прикус

      3. вестибулярный перекрестный прикус:

        1. вестибулярный перекрестный прикус справа

        2. вестибулярный перекрестный прикус слева

        3. двусторонний вестибулярный перекрестный прикус

  2. аномалии мышц

  3. аномалии мягких тканей полости рта

  4. нарушение функций зубочелюстной системы

    1. нарушение функции жевания

    2. нарушение дыхания

    3. неправильное глотание

    4. неправильная речь

    5. нарушение закрывания рта

8. изменение пропорций лица

В последнее время в специальной литературе можно встретить те или иные опровержения правильности классификаций и терминов, встречающихся в истории развития ортодонтии. Например, в учебнике Персина Л.С. «Ортодонтия. Диагностика, виды зубочелюстных аномалий» есть такая фраза «..Термин «открытый прикус» не отражает патологического прикуса, так как открытого смыкания зубных рядов не может быть, поскольку нет смыкания, а, следовательно, нет окклюзии зубных рядов..». Но ведь этот термин может быть всего лишь условным обозначением, используемым на протяжении многих лет и понятный всем. И как же тогда быть с зарубежной литературой, в которой регулярно встречается термин «open bite». Все это только тормозит развитие специальности и приводит к еще большей путанице среди великого множества терминов.




    1. Планирование ортодонтического лечения

После установления диагноза определяют показания к ортодонтическому лечению, отвечая на следующие вопросы:

  • Является ли зубочелюстная аномалия у данного больного в настоящее время состоянием компенсации?

  • Каковы перспективы дальнейшей саморегуляции нарушений или усугубления зубочелюстной аномалии?

  • Каково состояние больного?

  • Каковы перспективы ортодонтического лечения?

После этого определяют какой метод лечения будет основным: ортодонтический, хирургический, протетический или сочетанный.

При желании возможно определить количественно степень трудности ортодонтического лечения и предположительно вычислить сколько потребуется месяцев, посещений и трудовых единиц затратить на конкретного пациента (по таблицам Зиберта – Малыгина, и Малыгина – Белого)

3.4. Сотрудничество со специалистами других областей стоматологии и медицины

Современная ортодонтия не может обходиться без помощи других специалистов, таких как:



  1. ЛОР-врач

Зубочелюстная система топографически связана с ЛОР-органами, поэтому очень важно, чтобы эти органы были здоровы и не явились причиной развития зубочелюстных аномалий. Нарушение носового дыхания может приводить к расгерметизации ротовой полости, опущению языка и чрезмерному росту нижней челюсти. Даже, если начать функциональное лечение такого ребенка, не устранив причины, в процессе лечения могут возникнуть трудности с работой аппарата.

  1. стоматолог-хирург

Очень часто ортодонты сталкиваются с проблемами, такими как: ретинированные зубы, короткие уздечки языка и губ, невозможность создать место для зубов в зубном ряду и другие. Тогда на помощь приходит стоматолог-хирург, который обнажит ретинированный зуб, сделает пластику уздечки, удалит по показаниям отдельные зубы или сделает операцию компактостеотомии.

  1. специалист по ВНЧС

Иногда пациенты, обращаясь к ортодонту, жалуются на шум, щелканье или боли в височно-нижнечелюстном суставе. В некоторых случаях можно обойтись рекомендациями по диете и назначении противосполительной терапии, но в особо трудных случаях нужна помощь специалиста, который имеет большой опыт по решению таких проблем.

  1. челюстно-лицевой хирург

При ярко выраженных гнатических формах аномалий может понадобиться помощь челюстно-лицевого хирурга для проведения конструктивных операций.

  1. стоматолог-терапевт

Санирует полость рта перед ортодонтическим лечением, в процессе его и после, проводит профилактические мероприятия и рем-терапию.

  1. стоматолог-ортопед

В некоторых случаях, сочетающихся с адентией зубов, первичной или вторичной, стоматолог-ортопед помогает восстановить целостность зубных рядов путем протезирования. А, учитывая то, что в последние годы возрастает обращаемость взрослых пациентов, актуальность этого сотрудничества становится еще более очевидной. Появляется такое направление в специальности, как ортодонтическая подготовка к протезированию.

  1. эндокринолог

Сотрудничество с этим специалистом может понадобиться при ярко выраженных гнатических формах мезиального прикуса.

  1. логопед

Этот специалист помогает пациенту нормализовать функции зубочелюстной системы: глотание, речь.

Очень часто врач-ортодонт желая помочь пациенту начинает лечение, которое заранее обречено, т.к. только ортодонтическими методами в некоторых ситуациях нельзя обойтись.




    1. Ортодонтическое лечение

3.5.1. лечение пациентов с аномалиями зубов, зубных рядов при нейтральном прикусе


3.5.1.1. Диастема верхней челюсти.

Часто встречающаяся патология, причем во временном прикусе в 5-6 раз чаще, чем в постоянном. Это говорит о возможности саморегуляции. Учитывая наследственный фактор, прикрепление уздеч­ки верхней губы ортодонтическое лечение часто сочеталось с хирургическим, использовались съемные пластинки с петлей для устранения диастемы.

3.5.1.2. вестибулярное положение клыков

Ортодонтическое лечение будет зависеть от причин развития данной аномалии. Если такое положение клыков явилось следствием мезиального смещения боковых постоянных зубов после ранней потери временных зубов, то возможно попытаться вернуть зубы на свое место путем дистального их перемещения с помощью лицевой дуги и последующего установления клыков в зубной ряд при помощи несъемной техники. Если же причиной является макродентия, то выбор будет в пользу удаления отдельных зубов, чаще всего первых премоляров, хотя современные ортодонтические аппараты позволяют варьировать в некоторых случаях. Так, например, в случаях, где имеются терапевтические проблемы с другим зубами, можно попытаться сделать выбор в пользу менее перспективных зубов.



3.5.2. Лечение пациентов с сагиттальными аномалиями.

3.5.2.1. ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ С ДИСТАЛЬНЫМ ПРИКУСОМ.

Дистальный прикус встречается нередко (23% по данным Малыгина) и относится к числу зубоальвеолярных аномалий, склонных к осложнениям. Дистальный прикус является следствием нарушения анатомо-топографических соотношений на различных морфологичес­ких уровнях. Выделяют две разновидности дистального прикуса: зубоальвеолярную и гнатическую.

Для дифференциальной диагностики дистального прикуса прово­дились пробы j.Echler, R. Bittner и изучение диагностических моделей челюстей. Для определения мезиального смещения верхних зубов при­менялась оценка положения клыков относительно линии RPT (по Schmuth G). При зубоальвеолярной форме дистального прикуса отме­чаются: несоответствие величины коронок верхних и нижних времен­ных моляров (наличие "дистальной ступени" является безусловным признаком дистального прикуса), неполное прорезывание нижних пер­вых постоянных моляров, несоответствие размеров сегментов зубных рядов, сужение верхней челюсти, протрузия верхних фронтальных зубов, их мезиальное смещение или макродентия, глубокое резцовое перекрытие (88,3% по Малыгину Ю.М. 1970), отклонения в форме и размерах зубных рядов, сочетающихся с отклонениями в размерах их апикального базиса.

На основании анализа сегментарной формулы выявлялось несо­ответствие размеров зубов и их апикального базиса, и определялись показания к удалению отдельных зубов.

Гнатическая разновидность дистального прикуса может быть следствием недоразвития тела, ветвей, углов нижней челюсти (мандибулярная микрогнатия), чрезмерного развития верхней челюсти (максилярная макрогнатия или сочетание этих аномалий).

Учитывая клинико-морфологические разновидности дистального прикуса по Малыгину, план лечения вырабатывался с учётом этих раз­новидностей, но использовались и общетерапевтические мероприятия:

а) устранение тормозящего влияния функционирующих мышц губ, щёк, языка.

б) нормализация функции дыхания, глотания, речи жевания, закрывания рта.

в) исправление положения зубов, формы зубных рядов.

г) стимулирование роста апикальных базисов.

д) сдерживание роста верхней челюсти и стимулирование роста нижней.

При первой разновидности, когда имеются контакты между рез­цами, функции зубочелюстной системы не нарушены, лечение состоит в протезировании при потере боковых зубов для предупреждения раз­вития глубокого прикуса.

При второй разновидности исправлялось положение зубов, если асимметрия не обусловлена нарушениями роста челюсти, после чего положение челюсти нормализовывалось.

При третьей разновидности приступали к расширению зубного ряда верхней челюсти, если скученность не вызвана макродентией. В этом случае прибегали к удалению отдельных зубов, чаще первых премоляров.

При четвёртой разновидности выявлялись и устранялись вредные привычки. Во временном прикусе можно было надеяться на саморегу­ляцию. Также применялись аппараты функционального действия (акти­ватор Андрезена- Хойпля, регулятор функции Френкеля (1)).

При лечении третьей, пятой и шестой разновидностей сначала расширяли верхний зубной ряд с помощью пластинок с винтом, аппарата Дерихсвайлера (под контролем рентгено­граммы), активатором Андрезена-Хойпля с винтом и др. После расши­рения перемещали нижнюю челюсть вперёд. Если несоответствие положения первых моляров было больше 4-5 мм- перемещение осу­ществляли в два этапа с помощью открытого активатора Кламмта, ре­гулятора функции Френкеля. Заканчивалось лечение ретрузией верхних резцов.

Лечение седьмой, восьмой и девятой разновидностей заключалось в нормализации положения верхних резцов, которые сдерживают рост нижней челюсти, после их исправления выдвигалась нижняя челюсть вперед, а затем нормализовывалось положение нижних зубов. На первом этапе для усиления верхней зубной дуги применялись пластинки с винтом с секторальным распилом и при помощи накусочной площадки устранялся глубокий прикус. Для мезиального пере­мещения нижней челюсти использовался функционально-действующий аппарат.


3.5.2.2. ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ С МЕЗИАЛЬНЫМ ПРИКУСОМ.

Мезиальный прикус относится к сагиттальным аномалиям прику­са и характеризуется мезиальным расположением коронок нижних правых постоянных моляров и клыков по отношению к коронкам верхних. В переднем участке нижние резцы обычно перекрываются верхними (обратное резцовое перекрытие), но может быть положение встык или открытый прикус.

Различают две основные формы патологии: зубоальвеолярную и гнатическую, каждая из них может сочетаться со смещением нижней челюсти.

Лицевые признаки нарушений при зубоальвеолярной форме: за­падающая верхняя губа, подносовая складка углублена, розовая кайма нижней губы широкая, нижняя треть лица удлинена, губы смыкаются с напряжением.

Чтобы дифференцировать две формы мезиального прикуса использовалась следующая проба: пациента просили сместить ниж­нюю челюсть назад до краевого смыкания резцов, если это удавалось и при этом положение первых постоянных моляров улучшалось, то диагностировали зубоальвеолярную форму мезиального прикуса.

Гнатическая форма мезиального прикуса (истинная прогения) ха­рактеризуется укорочением базиса верхней челюсти, ее задним распо­ложением, чрезмерным развитием нижней челюсти, врожденной осо­бенностью строения лицевого скелета.

В период временного прикуса при лечении мезиального прикуса уделяют внимание нормализации роста альвеолярных отростков и че­люстей (массаж), устранению вредных привычек, нормализации функ­ции дыхания, глотания, речи, жевания (изготавливались вестибулярные и вестибулооральные пластинки с упором для языка).

В возрасте 3-4 лет при мезиальном прикусе, сочетающемся со смещением нижней челюсти вперед прибегали к избирательной пришлифовке режущих краев резцов и бугров временных клыков. Это способствовало устранению препятствия на пути дистального переме­щения нижней челюсти. Рекомендовалось выполнять упражнения со шпателем, массаж альвеолярного отростка верхней челюсти с небной стороны.

При глубоком резцовом перекрытии использовался аппарат Брюкля, шапочка с подбородочной пращей и внеротовой резиновой тягой.

При активном росте челюстей у девочек (6-8 и 10-13 лет) у мальчиков (6-8 и 12-15 лет) с мезиальным прикусом применялся регу­лятор функций Френкеля (III).

Он основан на принципе устранения давления губ и щек аль­веолярные отростки и зубные ряды в местах их недоразвития, норма­лизации смыкания губ, положения языка. Основные части: губные пелоты и щечные щиты для стимуляции роста верхнего зубного ряда, вестибулярная дуга, прилегающая к нижним зубам для задержки роста нижней челюсти, небная дуга для протракции верхних передних зу­бов, окклюзионные накладки для разобщения прикуса, нёбный бюгель позади последних моляров. Регулятор функции III типа пациенты ос­ваивают быстрее, чем I и II. При лечении данным аппаратом проводился комплекс логопедических упражнений - произнесение зву­ков речи, особенно громко.

3.5.3. Лечение пациентов с вертикальными аномалиями.

Открытый прикус характеризуется наличием вертикальной щели между зубами при смыкании зубных рядов в центральной окклюзии. Может сочетаться с трансверзальными, сагиттальными аномалиями, с аномалиями положения зубов. Ведущим этиологическим фактором яв­ляется - вредная привычка (сосание губ, пальцев, языка, карандашей и т. д.), инфантильный тип глотания. Открытый прикус может явиться следствием рахита, как правило, сопровождается сужением верхнего зубного ряда.

Причинами развития открытого прикуса могут быть нарушения роста верхней челюсти при врождённой расщелине губы, альвеоляр­ного отростка, нёба.

Степень выраженности аномалии определяется по величине вер­тикальной щели (I степень до 5 мм, II от 5 до 9 мм, III более 9 мм) и количеству не контактирующих зубов. По локализации зубоальвеолярного укорочения выделяются 3 разновидности: первая, характеризу­ется зубоальвеолярным укорочением в области верхних зубов, вторая — в области нижних, третья — верхних и нижних зубов.

Открытый прикус вызывает значительные функциональные нару­шения: затрудняется откусывание пищи, жевание, глотание, речь (больные шепелявят), изменяется дыхание, что вызывает сухость сли­зистой, её восприимчивость к инфекции и предрасполагаемость к за­болеваниям пародонта. Лечение этой аномалии состоит в борьбе с вредными привычками, пластике укороченных уздечек, нормализации носового дыхания и положения языка. Применялись вестибулярные и вестибулооральные пластинки, на ночь шапочка с вертикальной внеротовой тягой, лечебная гимнастика для тренировки мышц рта.

При лечении открытого прикуса с помощью несъемной техники использовались дуги с Т-петлями и изгибами 1-го порядка, межчелюстная тяга.



3.5.4. Лечение пациентов с трансверзальными аномалиями

Существует несколь­ко классификаций, наиболее удобной для практики, на наш взгляд, является классификация Ф.Я.Хорошилкиной. Различают зубоальвеолярную (сужение и расширение зубоальвеолярной дуги на одной челюс­ти), гнатическую (сужение, расширение, недоразвитие, чрезмерное раз­витие базиса челюстей), суставную (смещение нижней челюсти в сторону) формы.

В период временного и раннего сменного прикуса лечение зак­лючалось в проведении профилактических мероприятий, занятиях миогимнастикой с целью тренировки крыловидных мышц, пришлифовке нестёршихся бугров временных клыков и временных моляров. Применялись несложные ортодонтические аппараты (пластинки с окклюзионными накладками для создания условий нормального развития зубных дуг и челюстей). При боковом смещении нижней челюсти накладки моделировались с таким учетом, чтобы удерживать нижнюю челюсть в правильном положении. В случае преждевременной потери зубов изготовлялись съёмные протезы, прикус разобщался на искусст­венных зубах, а с помощью пружин, винтов, наклонной плоскости исправлялись зубы на аномальной стороне.

Для лечения двустороннего перекрёстного прикуса использова­лись пластинка с винтом, окклюзионными наклад­ками без отпечатка зубов-антагонистов. При одностороннем - плани­ровалась окклюзионная накладка на стороне правильного соотношения с отпечатками зубов-антагонистов.

В период активного роста челюстей применялись функциональ­но-действующие аппараты (активатор Андрезена-Хойпля с односто­ронним подъязычным пелотом для установления нижней челюсти в правильное положение, окклюзионной накладкой на этой же стороне.

Лечение перекрёстного прикуса в период постоянного прикуса представляет значительные трудности. Использовались механически действующие аппараты в сочетании с межчелюстной тягой, удалением отдельных зубов.

Часто перекрёстный прикус сопровождается нарушением функ­ций височно-нижнечелюстного сустава, так как иногда развивается вследствие заболеваний сустава. Если перекрёстный прикус — результат костных заболеваний височно-нижнечелюстного сустава и сопровождается неподвижностью или ограниченной подвижностью че­люсти, то ведущим методом является хирургический.


    1. Анализ проделанной работы

Таблица 1. Распределение пациентов по нозологии




Нозологическая форма

Количество больных

Процент от общего числа пациентов

Макродентия

11

7,38

Сужение зубных рядов

33

22,14

Дистальный прикус

52

34,89

Мезиальный прикус

22

14,76

Открытый прикус

8

5,36

Глубокий прикус

11

7,38

Адентия

12

8,05

всего 149 100

Таблица 2. Применяемые ортодонтические аппараты




аппарат

1999

2000

2001

всего

Эджуайс-техника

45

21

25

91

Несъемный расширяющий аппарат

6

8

3

17

Лицевая дуга

35

15

17

67

Лицевая маска

-

2

3

5

Пластинка с винтом

42

35

28

105

Аппарат Брюкля

2




3

5

Аппарат Андрезена-Хойпля

5

2

-

7

Аппарат Кламмта

9

15

19

43

Регулятор функции Френкля

2

1

1

4

Шапочка с подбородочной пращой

3

5

6

14

трейнер

-

-

5

5

Таблица 3. Диспансерное наблюдение




год

Состояло на учете

Взято на учет

Снято с учета

Всего снято с учета

Состоит на учете на конец года

В 1 группу

В 4 группу

По неявке

1999

6

4

3

2




5

5

2000

6

5

1

2

1

4

7

2001

7

4

1

1

3

5

6

Таблица 4. Нагрузка за отчетный период




год

Рабочих дней

Всего посещений

Посещений в день

Трудовых единиц всего

Трудовых единиц в день

начато

Закончено

Эффект лечения

1999

135

944

7

3134

23,2

47

36

76,6

2000

124

719

7,9

3112

25,1

44

32

72,7

2001

117

494

8,4

2849

24,3

58

39

67,2

Таблица 5. Соотношение полов




пол

количество

проценты

мужской

42

29%

женский

107

71%

Таблица 6. Соотношение возрастных групп




Возрастные группы

количество

проценты

До 6 лет

0

0

6-12 лет

37

25%

12-18 лет

112

75%

Средняя нагрузка в день составила 8 посещений, в среднем 24,2 трудовых единиц в день, такие количественные показатели обусловлены увеличением в последние годы приема пациентов, проходящих лечение на современной несъемной аппаратуре, что связано с существенными временными затратами.

Анализ проделанной работы показывает, что существующая на сегодняшний день организация труда врача-ортодонта нуждается в научном подходе. Рациональное использование времени врача зависит от степени привлечения медицинской сестры или помощника врача к лечебной работе. Это позволит существенно сократить временные затраты врача на прием одного пациента, тем самым увеличив количество принимаемых за день пациентов без потерь в качестве лечения.



  1. Выводы




    1. О необходимости создания специализированных ортодонтических диагностических центров

Работа врача-ортодонта на сегодняшний день становится все более трудоемкой, несмотря на тот факт, что современные технологии позволяют существенно улучшить качество нашей работы на разных ее этапах. Очень часто из-за нехватки времени, а также под давлением плана, наследия старой эпохи, врач, чтобы справится со всеми своими обязанностями, вынужден слишком быстро проводить отдельные этапы диагностики и лечения, не успевая уделять этому должного внимания. В связи с этим назревает необходимость понять исключительно статистический смысл количественной оценки работы врача и уделить большее внимание оценке качества работы, вспомнив основную заповедь медицины «не навреди». Еще одной возможностью улучшить качество диагностики и лечения может стать создание ортодонтических диагностических центров или отделений диагностики, главной задачей которых будет проведение диагностики и обработка информации: анализ гипсовых моделей челюстей, производство и анализ рентгеновских снимков (ТРГ, ОПТГ), фотографий лица, зубных рядов и окклюзии. Получив на руки всю информацию о пациенте и практически не затратив на это времени, врачу остается лишь составить план лечения, шансы же на ошибку в таком случае сводятся к минимуму. О целесообразности создания таких структур писалось еще 20 лет назад ( З.М.Акодис «Принципы организации ортодонтической помощи»)



    1. о перспективах компьютеризации рабочего места врача-ортодонта

Начало XXI века ознаменовано всплеском высоких технологий во многих областях и сферах нашей жизни, как повседневной, так и той ее части, которую мы проводим на рабочем месте.

Мог ли кто представить себе лет 10-15 назад, что такое мобильный телефон или интернет? Думаю, что единицы. О доступности персонального компьютера и его использовании на рабочем месте в то время и говорить было нечего. Конечно, и сами компьютеры были еще не на том уровне, чтобы привлечь внимание, как рядовых пользователей, так и специалистов различных областей медицины, и в частности стоматологов. Но прошло время, развитие технологий не заставило себя долго ждать, и ситуация начала стремительно изменятся. На сегодняшний день имеется уже большое количество программных продуктов по стоматологии и, в частности, по ортодонтии, как импортного, так и российского производства. Компьютер сегодня может существенно облегчить работу клиники, ведь его возможности настолько велики, что позволяют организовать работу всех структур учреждения, начиная с регистратуры и заканчивая статистикой. Важное место может занять компьютер и в диагностике зубочелюстно-лицевых аномалий. Программисты уже сегодня понимают насколько это перспективно внедрять свой труд в стоматологию. Мною совместно с программистом в настоящий момент проводятся работы по созданию новой версии автоматизированной системы учета врача-ортодонта, в задачи которой входят: сбор, хранение и анализ информации о пациентах (анамнез, осмотр, R-снимки, фотографии, анализ моделей, библиотека диагнозов, планирование лечения с расчетом степени трудности, история посещений, журнал назначений, отчеты).




    1. о целесообразности внедрения новых технологий.

Сегодня ортодонт должен иметь поистине женское предчувствие, чтобы своевременно реагировать на изменения, происходящие как в ортодонтии, так и вне ее пределов. Поскольку наша специальность становится сегодня серьезным конкурентом другим стоматологическим дисциплинам. Это не веяние Злого Запада, это резко меняющийся рыночный фактор, нарушивший относительное спокойствие, которым наслаждался ортодонт в прошлых десятилетиях.

Так как же реагировать на эти изменения? Улучшенное управление, маркетинг, диагностические и клинические методы помогают многим достичь неплохих результатов. И какой лучший способ стать выше конкурентоспособной массы, чем применять на практике современные методы диагностики и лечения зубочелюстных аномалий на высоком профессиональном уровне? Какой лучший способ выделиться среди других ортодонтических клиник, чем предлагать вашим пациентам самое эстетическое аппаратурное лечение? Опыт ортодонтов во всем мире доказывает, что применение современных методов диагностики и лечения зубочелюстных аномалий способствует росту числа пациентов.

Внедрение в практику новых технологий позволит существенно увеличить охват платежеспособного населения ортодонтической помощью, что соответственно даст возможность выделить дополнительные средства на оказание квалифицированной помощи особо нуждающимся в этой помощи малоимущим пациентам с тяжелыми формами зубочелюстно-лицевых аномалий.


  1. Случаи из пратики

1.

2



3

4

5



6

  1. Список литературы




      1. Ф.Я. Хорошилкина, Р. Френкель, Л.М. Демнер, Ф. Фальк, Ю.М. Малыгин, К. Френкель «Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий», 1987

      2. Персин Л.С. «Ортодонтия. Диагностика, виды зубочелюстных аномалий», 1999

      3. R.G.”Wick” Alexander, DDS, MSD “The Alexander discipline”, 1997

      4. Ф.Я. Хорошилкина «Руководство по ортодонтии», 1982

4.1. З.М. Акодис « Принципы организации ортодонтической помощи»

      1. Сборник статей «Достижения в стоматологии и пути совершенствования последипломного стоматологического образования», 2001

5.1. Ю.М. Малыгин « Усовершенствование диагностики аномалий прикуса»

5.2. Д.В. Проценко «Автоматизированная система учета врача-ортодонта»






База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница