Пояснительная записка 3 Организация режима пребывания воспитанников в доу 11 1



страница1/20
Дата29.06.2015
Размер3,47 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ДЮЙМОВОЧКА»







Утверждена приказом

98 от 01.09.2011г.



Заведующего МДОУ

ДС «Дюймовочка»


Принята на заседании

научно-методического совета

МДОУ ДС «Дюймовочка»

(с изменения и дополнениями)

(протокол №16 от 31.08.2011г.)




Муравленко, 2011

Содержание

Обязательная часть программы

1.

Пояснительная записка

3

2.

Организация режима пребывания воспитанников в ДОУ

11

2.1.

Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей

11

2.2.

Проектирование образовательного процесса

17

3.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению Программы

23

3.1.

Содержание образовательной области «Физическая культура»

23

3.2.

Содержание образовательной области «Здоровье»

28

3.3.

Содержание образовательной области «Безопасность»

57

3.4.

Содержание образовательной области «Социализация»

60

3.5.

Содержание образовательной области «Труд»

65

3.6.

Содержание образовательной области «Познание»

68

3.7.

Содержание образовательной области «Коммуникация»

75

3.8.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»

83

3.9.

Содержание образовательной области «Художественное творчество»

90

3.10

Содержание образовательной области «Музыка»

98

4.

Планируемые результаты освоения детьми Программы

110

5.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

118





Часть, формируемая участниками образовательного процесса




1.

Региональный компонент

123

2.

Организация дополнительных образовательных услуг

124

3.

Система управления образовательным процессом

125

4.

Организация экспериментальной деятельности

127

5.

Организация взаимодействия с родителями воспитанников и с социумом

130

Список использованной литературы

136

Приложение 1. Антропометрические показатели физического развития и здоровья детей

137

Приложение 2. Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей

141

Приложение 3. Средние возрастно-половые показатели развития физических качеств

142

Приложение 4. Возрастные нормативы двигательной активности детей

143

Приложение 5. Критерии частой заболеваемости детей по количеству заболеваемости органов дыхания

144


Приложение 6. Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов

145


Приложение 7. Пояснительная записка к календарю праздников. Календарь праздников в МДОУ ДС «Дюймовочка»

146

Приложение 8. Рабочие программы по дополнительному образованию

177


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Основная общеобразовательная программа «Счастливое детство» (далее Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Дюймовочка» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», согласно разработанным и утвержденным Федеральным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23.11.2009г).

Программа является одним из нормативных документов, регламентирующих жизнедеятельность дошкольного учреждения. Это нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых общеобразовательных программ, методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДС «Дюймовочка».

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению в школе, а именно, необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации Программы определяются на основе анализа результатов педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Значение Программы определяется по отношению к различным субъектам:


  • для педагогического коллектива – ценность представляет как творческий труд по созданию образовательной программы, так и совместная деятельность по ее реализации. Образовательная программа позволяет увидеть перспективы своего развития, как личностного, так и коллективного; увидеть свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к процедурам лицензирования, государственной аттестации и аккредитации; более осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением;

  • по отношению к образовательным учреждениям и Управлению образования – позволяет показать конкурентоспособность ДОУ, определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг и преемственность в организации воспитательно-образовательного процесса со школой 1-й ступени; является механизмом внешнего контроля за деятельностью ДОУ;

- для родителей (законных представителей) – дает возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса и корректировке его содержания; способствует обеспечению реализации прав родителей (законных представителей) на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения.

Схема 1


Основные направления развития детей

и образовательные области



Физическое развитие



Познавательно-речевое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическая культура


Коммуникация


Труд

Музыка



Здоровье


Познание


Безопасность


Художественное творчество



Чтение художественной литературы



Социализация

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования и направлена на создание благоприятных условий для формирования у воспитанников общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную активность, сохранение и укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеет решение следующих задач:

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

- креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- уважительное отношение к результатам детского творчества;

- координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

- обеспечение участия семьи в жизни группы детского сада и дошкольного учреждения в целом;

- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Программа также направлена на обеспечение:

- равных возможностей получения качественного дошкольного образования;

- преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

- расширения возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, использования различных форм образовательной деятельности воспитанников, развития культуры образовательной среды дошкольного учреждения;

- формирования критериальной оценки результатов освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы.

В основу Программы положены следующие принципы:

- принцип развивающего образования, целью которого является раскрытие и развитие индивидуальных особенностей ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости;

- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования и воспитания детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

- принцип взаимодействия взрослых и детей во всех видах деятельности, как в специально организованной, так и в самостоятельной.



Общий объём обязательной части образовательной программы

«Счастливое детство»

Структура обязательной части образовательной программы

Возрастная группа

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Удельный вес в режиме полного дня (12 часов)

Непосредственно образовательная деятельность

14-17%

14-17%

19-22%

26-29%

33-35%

Самостоятельная деятельность детей.

25-30%

25-30%

25-30%

25-30%

25-30%

Взаимодействие с семьями детей.

5-10%

5-10%

5-10%

5-10%

5-10%

Итого:

44-57%

44-57%

49-62%

56-69%

63-75%

Принципиальным отличием программы «Счастливое детство» является то, что образовательная деятельность модернизируется и проводится в следующих формах: интеллектуальные турниры, проекты, КВН, программные традиции, викторины, экскурсии, моделирование, игры-путешествия, акции, интегрированные, речевые тренинги, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, поисково-исследовательские, трудовые десанты, просмотры видеофильмов, выставки, конкурсы чтецов, работа в парах, малых группах, коллекционирование и другое. Основные задачи содержания каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей программы.

Содержание образовательной программы «Счастливое детство» в полном объёме реализуется в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Основными критериями построения образовательного процесса являются возрастная адекватность и интеграция образовательного процесса. Возрастная адекватность - один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которой является игра. Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, драматизации, с правилами и др.) как свободной самостоятельной деятельности детей определяется ее значением для развития дошкольника. В игре может быть реализована большая часть содержания таких образовательных областей как «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание». Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская деятельности, труд. Формирование предпосылок учебной деятельности – один из планируемых итоговых результатов освоения Программы.

Адекватными возрасту формами образовательной работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Содержание Программы в полном объёме реализуется в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Учитывая суровые климатические условия Крайнего Севера (когда из-за актированных дней дети не посещают дошкольное учреждение), в реализации Программы большое значение имеет организация работы с детьми по усвоению программных задач. Работа осуществляется в соответствии с «Положением об организации образовательного процесса в актированные дни» (утв. приказом заведующего ДОУ №08 от 11.02.2009 г.). В такие дни педагоги организуют воспитательно-образовательный процесс через следующие формы: развлечения; тематические беседы; активизация игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности; тренинги и индивидуальные игровые упражнения, проводимые педагогом-психологом и другими специалистами детского сада. Немаловажная роль отводится и взаимодействию с родителями. Воспитатели проводят с ними разъяснительную работу и доводят до сведения родителей информацию о работе ДОУ в актированные дни через информационные стенды, собрания, устные журналы и информацию, размещенную на официальном сайте ДОУ dujmovochka.uomur.org

Внесение регионального компонента в содержание образовательного процесса выступает одним из условий целостного развития ребенка-дошкольника. Педагоги ДОУ через различные формы деятельности показывают воспитанникам красоту и стиль взаимоотношений жителей родного города, пробуждают у юных муравленковцев чувство любви к родному краю, уважение к его традициям.

Наиболее сильное влияние на формирование личности ребенка оказывает семья и ближайшее социальное окружение, и только вся совокупность условий, в которых происходит развитие ребенка, определяет процесс социального формирования личности. Поэтому в организации образовательного процесса большое значение отводится работе с семьей. Взаимодействие с семьей разворачивается как совместная деятельность в форме сотрудничества, параллельного действия, последовательного содействия, взаимного дополнения и координации. Все усилия направляются на создание детско-взрослого сообщества, для которого характерно содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности. Определение приоритетных направлений и форм взаимодействия с семьями воспитанников основывается с учетом анализа контингента родителей.

Содержание образовательного процесса в ДОУ строится в соответствии с общеобразовательной программой «Детство», разработанной авторским коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена г. С.-Петербурга. Выбор программы «Детство» обоснован тем, что основная идея, которая объединяет все ее разделы - социализация-индивидуализация личности дошкольника путем развития его способностей, потребностей, а также широкого знакомства с социальным миром, познания его и себя в нем, - соответствует приоритетному направлению детского сада – социально-личностному развитию воспитанников. Программа «Детство» предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Широкое образовательное содержание является основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. Наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности - игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-творческая деятельность, детский труд – занимают особое место в программе. Потому что именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, готовность к саморазвитию, способность принимать решения, мотивация к обучению и познанию, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе. Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам.

Процесс развития дошкольников осуществляется при условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы «Детство» «Чувствовать-Познавать-Творить» определяет три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Программа «Детство» является комплексной программой, в ней выделены следующие блоки:



  1. Характеристики возрастных периодов (начиная с 1 младшей группы).

  2. Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными:

- освоение (приобщение) основ гигиенической культуры

- овладение (приобщение) основами двигательной культуры



  1. В игре ребенок развивается, познает мир, общается.

  2. Ребенок входит в мир социальных отношений.

- ребенок и взрослые

- ребенок и сверстники

- отношение ребенка к самому себе (самопознание)


  1. Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду:

- предметный мир

- труд взрослых

- самообслуживание и детский труд


  1. Ребенок открывает мир природы.

  2. Развиваем речь детей.

  3. Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки:

- ребенок и книга

- изобразительное искусство и художественная деятельность детей

- ребенок и музыка


  1. Первые шаги в математику.

Организация работы по обозначенным блокам программы обеспечивает реализацию временного стандарта в области дошкольного образования и основу для реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования в рамках ФГОС второго поколения.

Все содержание программы центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Она охватывает 5 возрастных периодов:

- 1 младшая группа – от 2 до 3 лет

- 2 младшая группа - от 3 до 4 лет

- средняя группа – от 4-до 5 лет

- старшая группа – от 5 до 6 лет

- подготовительная группа - от 6-до 7 лет.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница