Н. В. Васильева абитуриент с инвалидностью: Москва 2006 Подготовка материалов и издание этой брошюры стали возможными благодаря программе



страница1/6
Дата23.06.2015
Размер0,89 Mb.
  1   2   3   4   5   6

Н. В. Васильева
АБИТУРИЕНТ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ:



Москва
2006

Подготовка материалов и издание этой брошюры стали возможными благодаря программе Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых МК-8958.2006.6.

Автор:
Васильева Наталья Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, заместитель заведующего кафедрой социологии Московского гуманитарного университета


Научный руководитель:


Селиверстова Нина Анатольевна, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета

© Н.В. Васильева, 2006.

Высшее образование во многих обществах перестает быть стратифицирующим фактором. Однако в Российском обществе ситуация иная. Несмотря на то, что существуют бюджетное и платное образование доступ к высшему образованию затруднен.

Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (инвалидов), образование жизненно важно, поскольку является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности, повышения своего социального статуса. В личностном плане высшее образование дает свободу жизненного выбора и целей, духовную и материальную независимость, придает жизненную стойкость и гармонизирует существование, что особенно важно для молодых инвалидов.

Экономическая целесообразность получения профессии – это возможность социальной полноценности, материальной независимости.

В области профессионального образования очевидным приоритетом является интеграция, которая наилучшим способом обеспечивает инвалидам равные права и возможности в получении профессии, повышении квалификации, рациональном трудоустройстве и эффективной занятости.1

В общественном плане от решения проблемы доступности высшего образования для инвалидов зависит степень развития демократических процессов, развития социального партнерства и плюрализма, гуманизация и интеграция общества, заботящегося о своей незащищенной части, о совместном существовании всех его социальных групп.

Высшее образование превращает инвалидов из пассивных потребителей социальных услуг в активных, созидательных и квалифицированных граждан.

Перед каждым, кто задумался о поступлении в вуз, стоит немало проблем. Это и выбор будущей специальности и соответствующего вуза, решение проблем мобильности, технических средств обучения и огромное количество вопросов, связанных с процедурой поступления в вуз. Наша брошюра как раз и предназначена для того, чтобы ответить на эти вопросы. В ней представлены адреса некоторых вузов страны, где могут учиться студенты-инвалиды, истории и судьбы людей с инвалидностью, наши советы.

Надеемся, что брошюра поможет вам сделать правильный выбор. Желаем удачи!


Из истории открытия вузов для инвалидов

С 1930 по 1960 гг. открылись первые специализированные программы в технических вузах, ориентированные на отдельные виды инвалидности, в том числе в МВТУ им. Баумана, Северо-Западном политехническом институте в Ленинграде, однако эта проблема являлась периферийной для государственной политики, общественного мнения и системы управления высшей школой в целом. Начиная с 1960-х гг., ряд центральных вузов принимает инвалидов на групповое и индивидуальное обучение (Институт культуры, Мухинское высшее училище, Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, Ленинградский государственный университет, Ленинградский политехнический институт), расширяется количество специальностей. С принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ».2 В России реализуется целый ряд федеральных целевых программ, посредством которых несколько вузов получили целевое финансирование на укрепление материально-технической базы высшего образования инвалидов (МГТУ им. Баумана, Московский институт-интернат и Новосибирский государственный технический университет).3

Начало обучению в вузах студентов с недостатками слуха было положено в 1932 г. в Московском институте химического машиностроения, куда поступило более 10 глухих студентов.

В 1934 г. в Московский механико-машиностроительный институт (будущий МГТУ им. Баумана) было принято 32 чел. глухих и слабослышащих. Такие же группы были организованы при МГУ на химическом факультете, при Сельскохозяйственной академии им. К. Тимирязева. Глухие обучались также в Ленинградском индустриальном и Ленинградском химико-технологическом институте,  Томском индустриальном институте.

13 ноября 1935 г. СНК принял постановление «Об увеличении размера стипендии глухонемым учащимся в высших учебных заведениях, техникумах и рабочих факультетах».

В 1970-80-е гг. глухие занимались на вечерних и заочных отделениях Московского заочно-политехнического института, Ленинградского института точной механики и оптики и др.

В 1992 г. создан Учебный центр глухих при Московском государственном техническом университете им. Баумана, переименованный в 1996 г. в Головной учебно-исследовательский методический центр профессиональной реабилитации инвалидов по слуху (ГУИМЦ).

Ныне глухие обучаются группами в МГТУ им. Баумана, Московском педагогическом государственном университете, Государственном специализированном институте искусств, Санкт-Петербургской Академии культуры, Институте социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета. В Приложении 1 приведен список учебных заведений, осуществлявших прием на обучение инвалидов по слуху в 2006/2007 учебном году.4


ЗАКОН

Правовое регулирование получения высшего профессионального образования

ЗАКОН

Сначала рассмотрим общие вопросы, касающиеся получения инвалидами высшего профессионального образования:



1. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются:

дети - инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.5

2. Реализация профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные программы, в том числе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и инвалидов, реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, и уровням образования, установленным настоящим Законом.6



3. Государственные гарантии приоритетности образования.

Государство выплачивает родителям (законным представителям) государственные пособия по уходу за ребенком до определенного законодательством Российской Федерации возраста, пособия на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям (отцам), инвалидам с детства, пособия на детей военнослужащих срочной службы, пособия на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, а также другие социальные пособия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Суммы указанных пособий не включаются в облагаемый подоходным налогом доход граждан.7



4. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников.
Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.8
Обозначим правила приема в высшее учебное заведение и подготовки специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием:

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются:

дети - инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;
граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие высшие учебные заведения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.9



1. Стипендия студентов высших учебных заведений.

Студенты государственных, муниципальных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения (далее - студенты очной формы обучения) и получающие образование за счет средств соответствующего бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 200 рублей. Студентам - инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, - размер стипендии увеличивается на пятьдесят процентов. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается Правительством Российской Федерации. Студенты высших учебных заведений вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения.10



2. О статусе инвалида в вузе.

Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид"11, поэтому дети данной категории могут воспользоваться льготами при поступлении в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются дети-инвалиды, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.12

3. О внеконкурсном поступлении в учреждения высшего профессионального образования РФ, учрежденных федеральными органами исполнительной власти.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в высшее учебное заведение принимаются дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии не противопоказано обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством.13



4. О комплексном подходе к реабилитации инвалидов в образовании.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов", принятым в 1995 году, предусматривается комплексный подход к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, одним из компонентов которого является получение ими образования, в том числе и высшего профессионального. Вместе с тем, как отмечено в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 января 1999 г. № 21-7-99, в некоторых учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации выявлен ряд нарушений законодательства в части соблюдения не только льгот, но и прав на образование при поступлении в вузы инвалидов I и II групп.14



5. О создании особых условий обучения в вузе.

При подаче заявления о приеме в вуз поступающий представляет документы, удостоверяющие его личность, гражданство и представляет по своему усмотрению оригинал документа государственного образца об образовании или его заверенную ксерокопию и необходимое количество фотографий.

Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или затребованы от поступающего при наличии ограничений на обучение по соответствующим направлениям подготовки или специальностям высшего профессионального образования, установленных законодательством Российской Федерации. В качестве примера, приведем перечень документов, необходимых для того, что бы потенциальный абитуриент-инвалид смог рассчитывать на бесплатное обучение в Донбасском институте техники и менеджмента (Приложение 2).15

На вступительных экзаменах для студентов с инвалидностью должно предусматриваться дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более полутора часов.

Обучение инвалидов осуществляется в формах, предусмотренных Уставом образовательного учреждения. Важно также учесть, что в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" сроки обучения инвалидов могут быть увеличены с учетом их индивидуальных особенностей.

Профессиональное образование инвалидов следует осуществлять в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов. Недопустимо введение для них специальных стандартов. Только при таком подходе к обучению инвалидов они как профессионалы будут конкурентоспособны на рынке труда.



6. О создании безбарьерной архитектуры в вузе.

Образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с государственными службами занятости населения, органами управления образованием и социальной защиты на договорных началах. Специальные условия указанных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем: приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры; адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

Раскроем порядок проведения государственной (итоговой) аттестации инвалидов:

Для выпускников IX и XI (XII) классов, обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, и детей-инвалидов государственная (итоговая) аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья выпускников.16

Рассмотрим вопросы социальной поддержки студентов образовательных учреждений:

От платы за проживание в общежитиях освобождаются лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, а также инвалиды I и II группы. 17

В обязательном порядке при условии успешной сдачи всех экзаменов и зачетов в период экзаменационной сессии назначается стипендия студентам образовательных учреждений из числа: инвалидов.18
Государственные (муниципальные) социальные стипендии назначаются в обязательном порядке студентам:
признанным в установленном порядке инвалидами I и II групп;
являющимся инвалидами и ветеранами боевых действий.19
Сколько студентов-инвалидов учится?

В 2001 году в 299 вузах системы Минобразования РФ обучались 11073 студентов-инвалидов, в том числе в политехнических – 4454 чел.; в классических университетах – 3591 чел.; в педагогических вузах – 2161 чел.; экономических – 840 чел. При этом, по данным управления специального образования Министерства образования РФ, число таких студентов распределено в этих вузах неравномерно: в четырнадцати – более ста, в 52 высших учебных заведениях обучается от 50 до 100 инвалидов, а количество студентов с инвалидностью во всех остальных вузах – до нескольких десятков. Число студентов-инвалидов в российских вузах продолжает расти: с 5,4 тыс. человек в 2002 г. до 14,5 тыс. человек в 2003 г. В период с 1996 до 2003 г.г. удельный вес инвалидов среди студенчества вырос с 0,08 до 0,4%. Это положительная тенденция, хотя до европейского уровня здесь еще далеко (во Франции доля инвалидов среди студентов составляет 5%). Отметим, что статистика поступления в вузы инвалидов в России не учитывается при подсчетах рейтингов вузов, в отличие от показателей конкурса и объема внебюджетных средств, тогда как в Великобритании, например, от количества студентов, представляющих социальные группы бедных, мигрантов, инвалидов, а также от наличия программ подготовки этих абитуриентов к поступлению в вуз зависит объем целевого бюджетного финансирования.20


Выбираем вуз

Выбор вуза нелегко дается любому студенту. Абитуриентам-инвалидам и хронически больным людям этот выбор дается куда труднее: необходимо решить проблему мобильности, технических средств обучения, найти переводчика языка жестов. Знание видов вузов и форм обучения поможет вам при выборе учебного заведения.

В Российской Федерации существуют следующие виды высших учебных заведений: университет, академия и институт. Все вузы подразделяются на государственные и негосударственные, традиционные и вузы, ориентированные на обучение студентов с инвалидностью.

Государственный вуз, где учредителями являются правительство Российской Федерации или органы исполнительной власти (администрации, правительства) субъектов Российской Федерации. При выборе высшего учебного заведения необходимо в первую очередь ознакомиться с лицензией на право ведения образовательной деятельности, наличие которой у высшего учебного заведения является обяза­тельным. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается высшему учебному заведе­нию Министерством образо­вания Российской Федерации. Все государственные высшие учебные заведения считаются аккредитованными до прохождения процеду­ры государственной аккредитации (п.4 Постановления Госкомвуза России от 30.11.94, № 6 «Об утверждении Временного положения о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессиональ­ного образования в Российской Федерации»), и в случае успешного окончания такого вуза выпускник полу­чит государственный диплом о соответствующем уровне образования. Таким образом, если вуз является го­сударственным и в лицензии на право ведения образовательной деятельности есть интересующая вас специальность, вы можете быть уверены в получении государственного диплома. Такие вузы осуществляют преимущественно бесплатную образовательную деятельность.

Негосударственный вуз, в котором финансирование образования идет за счет средств учредителей и обучающихся на условиях самофинансирования. Обязательно проверьте наличие у вуза лицензии, государственной аккредитации, которая устанавливает на очередной срок государственный ста­тус высшего учебного заведения и перечень профессиональных образовательных программ (специальностей, направлений) подготовки, по которым вуз имеет право выдавать документы об образова­нии государственного образца. Подтверждением наличия у вуза государственной аккредитации является сви­детельство, которое выдается Министерством образования Российской Федерации.

Традиционный вуз (как государственный, так и негосударственный), где студент с инвалидностью имеет статус обычного студента. Положительные стороны обучения в традиционном вузе связаны с возможностью инвалидов находиться в сообществе ровесников. Они требуют, чтобы к ним относились так же, как и ко всем остальным. Однако, в силу неприспособленности вузовского образовательного пространства к особенностям инвалидов, многие студенты с инвалидностью оказываются исключенными из учебного процесса.

Вуз, ориентированный на обучение студентов с инвалидностью (обычно государственный), где студент с инвалидностью имеет два статуса: студента и инвалида. В таком вузе создаются специальные учебные планы, используются особые методы преподавания, ведется иной расчет нагрузки и штатное расписание высшего учебного заведения. Здесь созданы условия для беспрепятственного перемещения до любого нужного места в вузе, есть доступ к специальной технике и библиотеке. Вуз может использовать интегрированную, смешанную, специализированную или дистанционную формы обучения студентов.

Чтобы помочь вам с выбором вуза, приведем сравнительные данные социологического исследования (проведенного Саратовскими учеными) двух российских вузов, в которых обучались студенты с инвалидностью:

- Саратовский госуниверситет, здесь в 2002/2003 уч. году на различных факультетах обучалось более 140 студентов-инвалидов, создан методический кабинет доступности образования. Вуз использует традиционную форму обучения.

- Челябинский госуниверситет, где уже несколько лет успешно развивается программа интегрированного образования инвалидов, реализуется комплекс услуг довузовской подготовки и реабилитационного, социально-психологического сопровождения обучения в вузе.

Отношения в студенческом коллективе являются важным условием интеграции инвалида в социальную среду вуза. По данным опроса преподавателей и студентов, отношение к инвалидам как к обычным студентам чаще проявляется в интегрированной среде Челябинского государственного университета: и учащиеся, и преподаватели этого вуза намного чаще (от 10 до 13%) оценивают такие отношения в студенческих группах как обычные. В данном случае позитивный результат интеграции проявляется в постепенном снижении напряженности в отношениях к инвалидам как к Другим, необычным, непохожим на «обычных» учащихся вузов. «Нормализация» социальных отношений выражается в снижении уровня «особости». Количество тех, кто полагает, что к студентам-инвалидам в студенческой среде складывается особое отношение, у челябинских преподавателей почти вдвое ниже, чем среди саратовских вузовских работников.21

Существуют четыре формы обучения в вузе: интегрированная, специализированная, смешанная и дистанционная.

Интегрированное обучение основано на том, что объединяет инвалидов и обычных студентов. Это стремление самореализоваться, получить профессию, добиться успеха в жизни и карьере, быть и ощущать себя личностью, неотъемлемой частью социума.

В вузе при получении профессионального образования основой общности инвалидов и обычных студентов являются государственные образовательные стандарты, обязательные для тех и других. Только при таком подходе к обучению студент-инвалид как профессионал в дальнейшем может быть конкурентоспособным на рынке труда. Способствует интеграции инвалидов создание внутривузовской безбарьерной среды.



Специализированное обучение проводится на базе вузов-интернатов, как правило, государственной принадлежности. По мнению специалистов, в таком вузе создается максимально адаптированная среда, учитывающая, главным образом, безопасность жизнедеятельности. Бесспорно, это обстоятельство может оказаться решающим для выбора вуза абитуриентами со значительными поражениями опорно-двигательного аппарата, с глубокими поражениями зрения и слуха.

Профессиональное образование в таких вузах осуществляется, как правило, во взаимодействии с государственной службой реабилитации. Специально создаваемые условия в вузах-интернатах (с приспособлением территории и помещения, специальное техническое оборудование учебного процесса, специальное оснащение аудиторий, лабораторий, библиотек и т.д.) максимально благоприятствуют развитию профессиональных знаний и умений в скоординированности с выполнением индивидуальной программы реабилитации.

Образовательные программы в таких вузах построены, как требуется, на основе государственных стандартов. Однако, специализированный вуз имеет возможность дополнить учебные программы специальными адаптационными составляющими с большей степенью индивидуализации обучения. Качество, многопрофильность, наличие реабилитации и условий проживания привлекают абитуриентов в такие специализированные вузы.

Смешанное обучение студентов-инвалидов складывается на практике вузов в следующих разновидностях:

1. Обучение, которое на довузовском этапе и на младших курсах – специальное, в отдельных группах, а на старших – интегрированное, с переходом студентов-инвалидов в общие потоки.

Роль первого этапа специального образования состоит в реализации непрерывного образования, довузовской подготовки, психолого-педагогической адаптации, социально-средовой адаптации, профессиональной ориентации. Обучение на этом этапе производится по вузовским блокам дисциплин, к которым могут быть подключены дисциплины адаптационной направленности.

Обучение на втором этапе производится по стандартным учебным планам вуза и при специальном сопровождении обучаемых инвалидов.

2. Обучение в отдельных группах в течение всего периода обучения с применением адаптационной составляющей учебных планов.

Частичная интеграция осуществляется за счет того, что группы инвалидов обучаются на территории высшего учебного заведения. Это позволяет включить студентов-инвалидов в общественную, научную, культурную, спортивную жизнь вуза вместе с остальными студентами, осуществлять все виды реабилитации параллельно с учебным процессом.



Дистанционное обучение - это новая интегральная форма обучения, основывающаяся на контролируемой самостоятельной деятельности обучаемых по изучению специально разработанных учебных материалов и базирующаяся на использовании новых и традиционных информационных технологий, обеспечивающих интерактивное взаимодействие всех участников учебного процесса.

В системе образования дистанционное обучение отвечает принципу гуманности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков. Учась дистанционно, студент с инвалидностью перестает быть ограниченным пространственными и временными рамками – у него появляется связь буквально со всем миром. Он может учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе.

Дистанционное обучение предполагает существенное изменение модели образовательного процесса. Традиционная модель (может быть как платным, так и бесплатным, за счет государства) обучения характеризуется следующими особенностями: в центре учебного процесса − преподаватель; между учащимися идет негласное соревнование; учащиеся играют пассивную роль на занятиях; суть обучения − передача знаний. Дистанционное обучение (всегда платное) основывается на следующих положениях: в центре учебного процесса - обучаемый; в основе учебной деятельности - сотрудничество; учащиеся играют активную роль в обучении; суть обучения - развитие способностей к самообучению. В дистанционном обучении задача преподавателя не передать ученику определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Про существование интернет-образования знают многие, но далеко не все ему доверяют. Сторонники традиционных форм обучения обычно сомневаются в качестве подготовки специалистов на дистанционной форме. Те, кто работает в системе дистанционного образования, приводят факты, подтверждающие качество дистанционного образования. Другие - занимают нейтральное положение и говорят о том, что нужен многолетний эксперимент дистанционного образования с последующей оценкой результатов. Подобные эксперименты пока не проводились.




Достоинства

и недостатки компьютерного обучения

В своей работе «Современный учебник: настоящее и будущее» доктор экономических наук, профессор Э.М. Коротков описывает достоинства и недостатки компьютерного обучения.22


Рассмотрим сначала недостатки, которые влияют на формы, масштабы и способы использования компьютерного обучения в современной практике образования:

- отсутствие человеческого общения и психологии восприятия учителя;

- эмоциональная сухость и интеллектуальная жесткость процесса обучения;

- отсутствие группового эффекта восприятия материала;

- контроль знаний по компьютерным программам является жестким, исключает оценки характеристик индивидуальности;

- компьютерные программы мотивируют чувство отчужденности и тем самым влияют на формирование определенных профессиональных качеств;

- при чрезмерной работе с компьютером возникает угроза здоровью и др.

Однако эти недостатки компенсируются преимуществами компьютерных программ обучения:

- компьютерные программы позволяют увидеть и понять логику построения курса, последовательного углубления материала, построения концепции;

- положительным качеством является и визуальность восприятия материала;

- компьютерная программа учит обучающегося четкости выражения мысли, определения категорий, логике мышления;

- в технологии обучения с помощью компьютерных программ могут использоваться различные режимы работы. Например, входное, промежуточное и выходное тестирование, переход к новой теме только при

положительной оценке знаний предыдущей темы, учет времени работы с материалом каждой из тем и общего времени непрерывной работы на компьютере, выделение ключевых положений и возможность обращения к

глоссарию, выбор программ по целям обучения;

- мотивирование и развитие системного мышления — также одна из особенностей компьютерных программ;

- компьютер повышает эффективность и объективность контроля усвоения учебного материала. Этому помогают тестовые программы, которые могут быть очень гибкими и осуществлять многокритериальную оценку (уровень знаний, полнота, устойчивость, системность, практическая направленность и пр.);

- компьютерные обучающие программы развивают навыки работы с компьютером и др.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница