Методические рекомендации Курск 2014 (075. 8) Ббк 74. 58 я73 К64 Печатается по решению



Скачать 320,71 Kb.
Дата23.06.2015
Размер320,71 Kb.
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Управление внеаудиторной (самостоятельной) работой студентов в КГМУ


Методические рекомендации




Курск – 2014

УДК 378.14(075.8)

ББК 74.58 я73

К64


Печатается по решению

Редакционно-издательского совета КГМУ

Управление внеаудиторной (самостоятельной) работой студентов в КГМУ. Методические рекомендации / А.И.Конопля, Е.В.Репринцева. - Курск: КГМУ, 2014. - 26с.

В настоящем издании представлены рекомендации по организации, проведению и контролю внеаудиторной работы студентов, обобщен опыт реализации возможных видов и форм самостоятельной работы в вузе.

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения по направлениям подготовки, реализуемым в КГМУ, предназначены для профессорско-преподавательского состава кафедр университета и направлены на совершенствование внеаудиторной, в том числе научно-исследовательской работы студентов.

Рецензенты: Болотских В.И. – профессор, проректор по учебной работе Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко

Дремова Н.Б. – профессор, зав.кафедрой педагогики Курского государственного медицинского университета

ISBN:

© Конопля А.В., Репринцева Е.В., 2014



Содержание

Введение

4

1. Общая характеристика ВСР

5

2. Организация ВСР в КГМУ

8

3. Планирование ВСР

12

4. Методическое обеспечение и контроль ВСР

13

5. Рекомендуемые виды и формы ВСР

15

6. Научно-исследовательская работа студентов

17

Заключение

23

Литература

25

Приложение

26







Введение

Россия, присоединившись к Болонской декларации, вступила в единое европейское образовательное пространство, приняв на себя обязательства по переработке содержательных установок и формальных принципов подготовки специалистов с высшим образованием. В условиях перехода к постиндустриальному обществу, которое характеризуется тем, что доминирующим производственным ресурсом является информация и знания, а наиболее ценными качествами работника считаются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность, потребовалась смена парадигмы образования.

Современная парадигма образования основывается на концепции непрерывного образования, суть которой в том, что, в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе, образование не может быть получено раз и навсегда, на всю жизнь. Оно является процессом постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности, обеспечивая постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Как в нашей стране, так и за рубежом в состав ключевых компетенций, определяющих главные цели образования, обязательно включаются компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, связанные со способностью учиться на протяжении всей жизни.

В настоящее время система российского высшего образования ориентирована на внеаудиторную (самостоятельную) и научно-исследовательскую работу студентов, что закреплено Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) третьего поколения.

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. В связи с этим внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов (ВСР) является не просто важной формой образовательного процесса, она должна стать его основой, чтобы студент, будущий специалист, научился самостоятельно добывать знания и стремился к самообразованию.

Рассматривая внеаудиторную (самостоятельную) и научно-исследовательскую познавательную активность студентов как основу их учебной деятельности и важнейшую задачу вузовского трудового воспитания, необходимо выделить следующие ее характерные черты: устойчивую постоянную внутреннюю положительную мотивацию на овладение глубокими и прочными знаниями, т.е. постоянное стремление к знаниям; приобретение опыта самостоятельной организации в осуществлении учебной деятельности; умение самостоятельно добывать знания и апробировать их на практике; желание и умение делиться знаниями с другими; творческое начало в формировании запаса знаний: получение новой информации как индивидуальное научное открытие; становление личности на основе глубоких знаний, обеспечивающих повышение эффективности учения и будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, формирование познавательной активности можно рассматривать не только как учебную, но и как важную социальную задачу, направленную на постоянное повышение квалификации специалиста, его успешное вхождение в систему непрерывного образования.
1. Общая характеристика ВСР

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследова­тельская работа, выполняемая студентом самостоятельно по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.



Целью ВСР является развитие самостоятельности, ответственности и организо­ванности студентов, творческого подхода к решению задач учебного и профессионально­го уровней.

В ФГОС ВПО 3 поколения указано, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью развития профессиональных навыков обучающихся».

В связи с этим ВСР должна быть направлена на решение следующих задач:


  • освоение, систематизация и углубление теоретических знаний;

  • формирование и развитие практических умений и навыков;

  • формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов и бакалавров;

  • развитие познавательных способностей, активности, самостоятельности и инициативы студентов;

  • развитие исследовательских навыков и умений.

Реализация поставленных задач осуществляется следующими путями:

1) получением, углублением и закреплением знаний по основным темам дисциплин, предварительно изложенным на лекциях для последующей отработки на практических занятиях;

2) самостоятельное изучение отдельных тем, отраженных в программе курса, но не рассматриваемых в ходе аудиторных занятий.

4) использованием учебно-исследовательской работы (УИРС), которая направлена на формирование у студента умений самостоятельно пополнять свои знания и формировать умения.

5) использованием научно-исследовательской работы (НИРС), которая предполагает получение качественно новой информации, формирование у студентов приемов и методов исследовательской работы, их участие в деятельности студенческого научного общества.

Одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является оптимизация ВСР. Лучшая организация такой работы и, главное, улучшением ее материально-технической базы (обеспечение литературой, компьютерами, доступом в Интернет и т.д.) позволяют решить несколько важнейших образовательных и воспитательных задач.

Во-первых, студенты получают возможность черпать знания из новейших источников.

Во-вторых, они приобретают навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, что обеспечивает безболезненный переход к непрерывному послевузовскому образованию (прежде всего к самообразованию) по завершении обучения в вузе.

В-третьих, позволяет снизить негативный эффект некоторых индивидуальных особенностей студентов (например, инертность, неспособность распределить внимание, неспособность действовать в ситуации лимита времени и т.д.) и максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы, предпочитаемых носителей информации и др.

В-четвертых, учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), как элемент ВСР, направлена на развитие у студентов умений самостоятельно пополнять свои знания и формировать профессиональные навыки, что необходимо для решения медико-социальных задач.

В-пятых, научно-исследовательская работа студентов (НИРС), как элемент ВСР, предполагает углубление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины и специальности, формирование умений научно-исследовательского характера.

Эти меры способствуют тому, что ВСР является не только условием расширения образовательного пространства и формирования профессиональных компетенций, но и психологическим инструментом проектирования и реализации индивидуального карьерного и личностного развития выпускников.



2. Организация ВСР в КГМУ

Внеаудиторная самостоятельная работа является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в КГМУ, ее выполнение обязательно для каждого студента.

Объем времени, отводимый на ВСР, определяется ФГОС высшего профессионального образования, основными образовательными программами, рабочими учебными планами по направлениям подготовки.

В соответствии с ФГОС ВПО 3 поколения «максимальный объем учебной нагрузки не может составлять более 54 академических часов в неделю (1,5 ЗЕТ), включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин». При этом максимальный объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения для медицинских специальностей составляет 36 академических часов, клинической психологии – 32 часа, для бакалавриата по направлениям подготовки биотехнология, социальная работа, экономика, менеджмент – 27 часов. Соответственно остальное время отводится на ВСР (таблица 1).


Таблица 1

Сведения об объеме учебной нагрузки


в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 поколения

Направление подготовки,

специальность



Всего

часов в неделю



Аудиторные занятия

не более


ВСР

не менее


060101 – Лечебное дело

54

36

18

060103 – Педиатрия

54

36

18

060105 – Медико-профилакто чныеи ___________________________________________________________________________________________________________________.дело

54

36

18

060201 – Стоматология

54

36

18

060301 – Фармация

54

36

18

030401 – Клиническая психология

54

32

22

240700 – Биотехнология

54

27

27

040400 – Социальная работа

54

27

27

080100 – Экономика

54

27

27

080200 – Менеджмент

54

27

27

Следует отметить, что аналогичные требования содержались в стандартах 2 поколения. Однако анализ основных образовательных программ, реализуемых в КГМУ на основе ФГОС ВПО 3 поколения, показал, что ВСР в зависимости от направления подготовки составляет 36-52% от общей учебной нагрузки, что превышает объем самостоятельной работы в соответствии с учебными планами ГОС 2 поколения (33-50%). Таким образом, при переходе на образовательные стандарты 3 поколения отмечается увеличение внеаудиторной нагрузки студентов и повышается роль самостоятельной работы в подготовке специалистов и бакалавров.

Процесс управления ВСР в КГМУ включает три взаимосвязанных направления: 1) методическое руководство, 2) планирование и организация СРС на кафедрах университета, 3) контроль (рис.1).



Рис 1. Схема управления ВСР в КГМУ

Общее методическое руководство ВСР осуществляет Центральный методический совет университета, который возглавляет проректор по учебной работе.

При ЦМС работает методическая комиссия по самостоятельной работе и элективным курсам. Эта комиссия непосредственно занимается вопросами организационно-методического планирования ВСР в вузе:

- разрабатывает нормативную документацию по ВСР;

- оказывает методическую помощь кафедрам по организации ВСР;

- контролирует организацию ВСР на фа­культетах и кафедрах;

- разрабатывает рекомендации по ее совершенствованию в вузе.

Для оптимизации процесса организации и управления ВСР в КГМУ разработано и утверждено Положение о внеаудиторной (самостоятельной) работе студентов.

Основная роль в организации ВСР отводится кафедрам и профессорско-преподавательскому составу.

Кафедры выполняют следующие функции:

- вырабатывают основные направления, виды, формы и методы подготов­ки студентов к самостоятельному труду,

- составляют планы (графики) ВСР;

- определяют конкретное содержание, объем материала, подлежащего самостоя­тельному изучению в соответствии с учебным планом и рабочими программами по преподаваемым дисциплинам;

- разрабатывают методические указания по выполнению ВСР, варианты заданий для самостоятельной работы, темы рефератов и докладов;

- разрабатывают темы курсовых работ и проектов, методических рекомендаций по их выполнению;

- организуют ВСР по формированию практических навыков и умений в лабораториях кафедры, на клинических базах, компьютерных классах и т.д.

- обеспечивают контроль организации и качества выполнения ВСР;

- анализируют эффективность организации самостоятельной работы, вносят кор­рективы с целью ее активизации и совершенствования.

Преподаватели, ведущие дисциплины специальности, непосредственно организуют ВСР, осуществляют ее консультирование и контроль выполнения, а именно:

- информируют студентов о целях, видах, средствах, объеме, сроках выполнения ВСР по дисциплине;

- знакомят студентов с методикой выполнения заданий на ВСР, критериями оценки их качества;

- формируют умения для поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, реше­ний;

- развивают навыки работы с учебной и научной литературой;

- проводят групповые и индивидуальные консультации по организации ВСР;

- осуществляют систематический контроль выполнения студентами планов (графиков) ВСР;

- проводят анализ и дают оценку выполненной ВСР.

Библиотека универси­тета обеспечивает студентов учебной и научной литературой, необходимой для выполнения ВСР, а также обеспечивает доступ к основным информационным базам данных, в том числе возможность работы в Интернет.

Процесс ВСР находится под постоянным контролем проректора по учебной работе, деканатов и учебно-методического управления университета. При этом деканаты факультетов планируют самостоятельную работу на факультетах по семестрам; контролируют деятельность кафедр по организации самостоятельной работы; проверяют выполнение планов (графиков) ВСР. Цикловые методические комиссии и методические советы фа­культетов разрабатывают методические основы ВСР на факультете, осуществляют мониторинг развития навыков ВСР и вырабатывают рекомендации по их совершенствованию.

В результате решается основная цель ВСР: развитие самостоятельности, ответственности и организо­ванности студентов, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионально­го уровней.



3. Планирование ВСР

В ФГОС ВПО 3 поколения указано, что «внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение». В связи с этим планирование ВСР в КГМУ осуществляется исходя из объема времени, предусмотренного рабочим учебным планом на самостоятельную работу по дисциплине.

Из общего объема самостоятельной работы выделяют время необходимое для ВСР, которая является обязательной для каждого студента. Это может быть (с учетом особенностей дисциплины):


  • самостоятельное изучение отдельных тем и разделов дисциплины, предусмотренных рабочими учебными программами;

  • самостоятельная отработка практических навыков с использованием муляжей, тренажеров, биологических микро- и макропрепаратов, обучающих программ и других средств обучения;

  • вечерние и ночные дежурства в клинике;

  • написание и рецензирование историй болезни;

  • выполнение плановых курсовых, контрольных, расчетно-графических работ и т.д.

Оставшееся внеаудиторное учебное время должно планироваться для выполнения других видов самостоятельной работы, которые имеют учебно- и научно-исследовательский характер. Данные виды ВСР предлагаются студентам, как правило, на альтернативной основе, т.е. студенты сами, с учетом необходимого объема, формируют свой набор заданий из рекомендуемого перечня.

Объем времени, необходимый для выполнения конкретных видов ВСР, выражается в часах и указывается в рабочей учебной программе по дисциплине и методических рекомендациях по выполнению ВСР, которые входят в учебно-методические комплексы дисциплин. Количество часов, необходимое для выполнения отдельных видов ВСР, определяется кафедрой эмпирически с учетом объема работы и трудности предлагаемых заданий.

Результатом планирования ВСР является план внеаудиторной работы по дисциплине, который составляется ежегодно на каждый учебный семестр преподавателем, ответственным за данную дисциплину.

План ВСР должен содержать обязательные для каждого студента и альтернативные виды самостоятельные работы; перечень заданий; объем времени, предусмотренный на выполнение указанных видов ВСР; срок сдачи работы и способы контроля выполненных заданий. Примерная форма плана ВСР по дисциплине представлена в приложении.



4. Методическое обеспечение и контроль ВСР

Повышение мотивации студентов КГМУ к продуктивной самостоятельной работе становится возможным благодаря целенаправленной работе, включающей следующие направления деятельности профессорско-преподавательского состава кафедр:



  • планирование и методическое обеспечение ВСР по преподаваемым дисциплинам;

  • расширение видов и форм самостоятельной работы;

  • накопление фондов заданий для ВСР и обеспечение возможности выбора заданий для выполнения ВСР;

  • обеспечение межпредметных связей по курсам и годам обучения;

  • наличие публичных форм контроля и презентации результатов ВСР;

  • учет результатов самостоятельной работы в рейтинге студентов.

Для реализации ВСР каждый студент должен быть обеспечен:

– информационными ресурсами (справочники, учебники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы и т. д.);

– методическими материалами (указания, руководства, практикумы и т. п.);

– контролирующими материалами (экзаменационные билеты, тестовые задания, ситуационные задачи и т. д.);

– материальными и временными ресурсами;

– консультациями преподавателя.



Методическое обеспечение ВСР по дисциплине включает:

1) методические рекомендации для подготовки (самоподготовки) студентов к практическим, лабораторным и/или семинарским занятиям (по темам и вопросам, выносимым на самостоятельное изучение);

2) методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине;

3) методические рекомендации по выполнению курсовой работы (при наличии в видах учебной работы);

4) методические рекомендации по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения (при наличии в видах учебной работы);

5) прочие учебно-методические материалы (учебные и учебно-методические пособия для изучения тем и разделов дисциплины, деловые игры, сборники ситуационных задач, тестов, текстов, словари, альбомы, стенды, видеофильмы, презентации и др.).

В методических рекомендациях для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине могут указываться:

- задания по темам, выносимым на самостоятельное изучение;

- рекомендации по выполнению учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы, включающие тематику, примерный план, алгоритм, требования к оформлению результатов, сроки, формы контроля, критерии оценки результатов УИРС и НИРС и др.

Руководство и контроль ВСР студентов по дисциплине осуществляет преподаватель, ведущий данную дисциплину в учебной группе.

В процессе выполнения ВСР преподаватель проводит групповые и индивидуальные консультации со студентами, что обеспечивает устойчивую обратную связь и позволяет, при необходимости, быстро проводить коррекцию процесса выполнения ВСР.

Для оценки результатов ВСР рекомендуется использовать текущий и/или промежуточный контроль в устной, письменной или тестовой форме.

Критериями оценки результатов ВРС является:

– уровень освоения студентом учебного материала;

– умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

– сформированность общекультурных и профессиональных компетенций;

– владение терминологией дисциплины;

– оформление материала по ВСР в соответствии с требованиями.

Общая оценка (или оценки) за ВСР выставляется по пятибалльной шкале в соответствующих графах журнала учета посещаемости и успеваемости (кафедральный журнал регистрации лекций, практических занятий, экзаменов, зачетов).

Студент, не получивший положительную оценку по внеаудиторной (самостоятельной) работе, не допускается к промежуточной аттестации по дисциплине.
5. Рекомендуемые виды и формы ВСР

При организации ВСР кафедрам рекомендуется использовать различные ее формы и виды, в том числе направленные на:

1) совершенствование теоретических знаний студентов, выработку умений и навыков работы с литературой:

- самостоятельное изучение отдельных вопросов, тем и разделов дисциплин;

- дополнительное изучение специальной литературы, терминов, нормативно-технической документации, Интернет-ресурсов;

- перевод специальной литературы с иностранных языков;

- подготовка рефератов, обзоров литературы, конспектов, эссе;

- подготовка к выступлениям с докладами, сообщениями на занятиях;

- разработка схем, алгоритмов, таблиц, слайдов, тестов, кроссвордов и т.п;

- подготовка учебных презентаций, видеофильмов;

- тестовый самоконтроль, работа с обучающими программами и т.д.

2) развитие практических умений и навыков студентов:

- освоение навыков проведения исследований, манипуляций, работа с биологическими препаратами и т.п.;

- решение проблемных задач, ситуаций;

- выполнение расчетно-графических, контрольных и курсовых работ;

- создание тематических учебных наборов, биологических препаратов, муляжей, приборов, стендов;

- заполнение документов, разработка планов, регламентов;

- написание и рецензирование историй болезни, амбулаторных карт;

- дежурства в лечебных учреждениях, на телефоне «доверия», психологические консультации;

- санитарно-просветительская работа.

3) научно-исследовательская работа студентов.

Виды и формы ВСР определяют кафедры при разработке рабочих учебных программ и методических рекомендаций по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, которые входят в состав учебно-методических комплексов дисциплин.

Выбор видов и форм ВСР зависит от профиля дисциплины и содержания  общекультурных и профессиональных компетенций, которые должны быть сформирования в результате ее изучения.

Виды и формы ВСР дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла, изучаемых на 1-2 курсах, в основном обеспечивают на выработку умений и навыков работы с литературой.

Для дисциплин профессионального цикла рекомендуется преимущественно использовать виды и формы ВСР, направленные на развитие практических умений и навыков студентов.

Кроме того, при реализации основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО 3 поколения необходимо в рамках ВСР обеспечить возможность студентов заниматься научно-исследовательской работой.



6. Научно-исследовательская работа студентов

В соответствии с ФГОС ВПО 3 поколения по медицинским специальностям и клинической психологии «научно-исследовательская работа является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся». Для бакалавриатов (направлений подготовки биотехнология, социальная работа, экономика, менеджмент) ФГОС предусмотрена возможность научно-исследовательской работы, как раздела учебной практики.

При этом высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

- изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

- участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;

- осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

- принимать участие в испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;

- составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

- выступить с докладом на конференции.

Таким образом, для реализации НИРС каждый студент должен быть обеспечен:

1) информационными ресурсами (справочники, учебники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы и т. д.);

2) рабочими методиками для выполнении теоретических и практических работ;

3) возможностью публичного обсуждения полученных студентом результатов на заседаниях студенческого научного кружка, конференциях, олимпиадах, конкурсах.

В связи с этим при организации НИРС необходимо исходить из следующих положений:



  • НИРС должна быть направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по научной проблематике дисциплины, специальности.

  • НИРС является обязательной: студент должен выполнить НИРС на одной из кафедр вуза (по выбору).

  • Коллектив кафедры решает, какие виды заданий целесообразно использовать для НИРС с учетом рабочей учебной программы дисциплины и научной тематики кафедры.

  • При выполнении НИРС студент под руководством преподавателя должен учиться проводить самостоятельный поиск информации, обрабатывать и анализировать полученные данные, составлять отчет о проведенном исследовании, выступать с докладами, участвовать в дискуссии.

При определении вида НИРС необходимо учитывать уровень подготовки студентов и исходить из принципов целевой направленности, доступности, последовательности, системности и вариативности.

Рекомендуемые виды НИРС

  1. Изучение специальной литературы о достижениях отечественной и зарубежной науки в соответствующей области знаний, в том числе работа с доступными Интернет-ресурсами, и представление полученных данных в виде реферата.

  2. Сбор, обработка, анализ и систематизация научной медицинскойинформации, представление полученных данных в виде мультимедийной презентации, библиографического указателя, информационного стенда и т.д.

  3. Участие в проведении экспериментальных исследований по научной тематике кафедры и составление отчета (или раздела отчета) о выполненных исследованиях.

  4. Участие в изобретательской деятельности по направлениям работы кафедры и в подготовке материалов для регистрации результатов такой деятельности (патенты, рацпредложения и др.).

  5. Выполнение внеплановой курсовой работы, дипломной работы и публичная защита ее на уровне студенческой группы, студенческого научного кружка кафедры и др.

  6. Подготовка по результатам проведенных исследований доклада и выступление денном исследованиис ним на заседании студенческого научного кружка кафедры, научных семинарах, конференциях кафедры, КГМУ и других вузов.

  7. Подготовка по результатам проведенных исследований научной статьи и публикация ее в специализированных изданиях.

Характеристика отдельных видов НИРС

При выполнении научно-исследовательской работы студент под руководством преподавателя должен учиться вести самостоятельный поиск необходимых источников научной информации, овладевать навыками динамичного, проницательного и критического чтения, пользоваться методами абстракции, вести запись прочитанного, уметь готовить реферативные работы.

Студенты, владеющие иностранным языком, могут осуществлять перевод специальной медицинской литературы по теме научных исследований кафедры и материалов, соответствующих программе обучения. Этот тип самостоятельной работы развивает навыки работы с иностранной литературой, расширяет и систематизирует теоретические знания студентов, способствует формированию всесторонне развитого специалиста.

Подбор литературы и разработка библиографических указателей по конкретной научной тематике развивает навыки работы с научной литературой, умение конспектировать, цитировать, реферировать, составлять библиографию и тезисы.



Реферирование научной литературы отражает, идентифицирует не содержание соответствующего произведения (документа, издания) вообще, а лишь новое, ценное и полезное содержание (приращение науки, знания).

Аннотирование монографий, научных статей. Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Годится в особенности для поверхностной подготовки к коллоквиумам и семинарам, к которым задано проработать определенную литературу. Так же подходит для предварительных библиографических заметок «самому себе». Строится на основе конспекта, только очень краткого, дает представление не о содержании работы, а лишь о её тематике.

Научный реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным.

Объём реферата составляет, как правило, от 10 до 15 машинописных страниц. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

Структура реферата:

– Титульный лист.

– Оглавление (содержание).

– Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата).

– Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную научную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).

– Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые выводы, рекомендации).

– Список литературы (не менее 8–10 источников).

Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата.

Участие в научных семинарах, конференциях кафедры, вуза. Предлагаемый тип не только учит собирать, анализировать и систематизировать научную информацию, но и дает возможность учиться выступать перед аудиторией, дискутировать, отвечать на заданные вопросы, способствует более глубокому познанию отдельных вопросов дисциплины. Учит излагать материал с анализом и оценкой фактов, аргументированной критикой теоретических положений, развивает умение выделять главное, интерпретировать и систематизировать информацию.

Доклады студентов могут заслушиваться на практическом занятии (если тема доклада и занятия совпадают), научном семинаре, на заседании студенческого научного кружка, теоретической или научно-практической конференции (если доклад посвящен актуальному для практического здравоохранения вопросу).

Выполнение исследовательских курсовых и дипломных работ по актуальным вопросам здравоохранения. Этот тип НИРС предусматривает достижение способности формировать новые знания, обобщения, выводы, развивает аналитическое мышление, способности к творческой научной деятельности.

Выполняя исследовательские курсовые и дипломные работы, студенты сталкиваются с необходимостью преобразований, реконструкций, обобщений, привлечения ранее приобретенных знаний и умений для решения задач (проблем), установления внутрипредметных и межпредметных связей. Эти работы заставляют обучающихся не только воспроизводить отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самым знания углубляются, сфера их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление, выражающееся в собственных дедуктивных выводах, достигает уровня продуктивной деятельности.

Курсовая работа выполняется только одним студентом. При этом студент должен проявлять максимум самостоятельности в рамках данного ему задания. К выполнению внеплановых курсовых работ, как правило, допускаются студенты, успевающие на "хорошо" и "отлично". Преимущество отдается студентам - активным членам студенческого научного общества.

Руководство и контроль НИРС

Руководство НИРС осуществляет преподаватель, который при этом является генератором задач и идей, консультантом, корректором и контролером, оппонентом.

За руководство НИРС преподаватель получает баллы в свой индивидуальный рейтинг.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 поколения «в процессе выполнения НИРС и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определения уровня культуры».

В связи с этим результаты НИРС должны быть:

- оформлены в виде реферата, доклада, отчета, научной статьи, курсовой или дипломной работы и др.;

- представлены к обсуждению на уровне учебной группы, курса, студенческого научного кружка, конференций различного уровня и т.д.

По результатам выполнения научно-исследовательской работы студенту выставляется оценка за ВСР по дисциплине и творческие баллы в дисциплинарный рейтинг студента.



Заключение

Выпускник медицинского университета должен иметь необходимый объем профессиональных знаний. Они составляют лишь исходный базис, от которого начинается рост и формирование специалиста. Специалист должен постоянно самообучаться, быть в курсе достижений современной науки, развивать творческое мышление, уметь обобщать личный опыт работы, уметь выступать перед аудиторией. Одной из форм самообразования в вузе является внеаудиторная (самостоятельная) и научно-исследовательская работа студентов.

В КГМУ созданы необходимые организационные условия для самостоятельной деятельности обучающихся. Разработана и утверждена нормативная база, созданы структуры, осуществляющие методическое руководство и контроль выполнения ВСР, определены задачи кафедр и преподавателей по планированию и организации ВСР студентов.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения необходимо постоянно совершенствовать процесс ВСР по следующим направлениям:

- развитие видов и форм ВСР в соответствии с формируемыми компетенциями и планируемыми результатами освоения дисциплин,

- предоставление студентам возможности выбора видов учебно-исследовательской самостоятельной работы с учетом уровня их подготовки, способностей и интересов;

- широкое внедрение в учебный процесс различных форм научно-исследовательской работы студентов с предоставлением возможности публичного обсуждения результатов такой работы;

- оптимизация информационной поддержки ВСР, в том числе за счет пополнения библиотечного фонда университета современными печатными и электронными изданиями, подготовки преподавателями университета дополнительной учебной литературы (учебников, учебных пособий и др.);

- разработка методического обеспечения ВСР по новым дисциплинам учебных планов и переработка имеющихся методических рекомендаций в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения и внутренними нормативными документами;

- оптимизация процесса планирования внеаудиторной работы студентов, доведение планов ВСР по изучаемым дисциплинам до сведения всех студентов;

- повышение информационной доступности учебного и методического обеспечения ВСР студентов с использованием возможностей библиотеки университета, обеспечением выхода в Интернет, представлением материалов на сайтах кафедр;

- развитие форм и средств контроля ВСР, в т.ч. подготовка и переработка банков тестов, ситуационных задач и других материалов для самоконтроля результатов ВСР студентами.



Литература

  1. ФГОС ВПО по специальностям: 060101 «Лечебное дело», 060103 «Педиатрия», 060105 «Медико-профилактическое дело», 060201 «Стоматология», 060301 «Фармация», 030401 «Клиническая психология».- http://fgosvo.ru/fgosvpo/9/6/3

  2. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата: 240700 «Биотехнология», 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», 040400 «Социальная работа».- http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1

  3. Миняев, Н.М. Самообразование студентов в вузе в свете ключевых идей гуманитарных наук / Н.М.Миняев // Высшее образование сегодня.- 2010.- № 7.- С.49-54.

  4. Организация и проведение самостоятельной работы студентов медицинских вузов. Методические рекомендации для преподавателей / А.И.Лазарев, А.И.Конопля, Л.И.Князева, Н.С.Степашов.- Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2008.- 80с.

  5. Образовательные программы по направлениям подготовки в КГМУ.- http://www.kurskmed.com/uvr/a-133.html

  6. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности: Учебное пособие./ Под ред. С.Д.Резника.- М: ИНФРА-М, 2010.- 389с.

  7. Фомичев, В.В. Наука как основа подготовки высококвалифици-рованного специалиста / В.В.Фомичев, В.Д.Юловская // Высшее образование в России.- 2010.- № 6.- С. 48-55.

  8. Шишкин, В.П. Планирование, организация и контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов / В.П.Шишкин // Всерос. научно-методич. конф. «Самостоятельная работа студентов в условиях современной информационной среды». - http:/www/nntu.ru/rus.news/ tl_d31/htm.

Приложение

Примерная форма плана ВСР

План внеаудиторной (самостоятельной) работы

на кафедре __________­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________

по дисциплине __________________________________

для студентов __ курса ____________факультета на _______ учебный год



п/п

Виды и формы

внеаудиторной (самостоятельной) работы

Кол-во часов

Дата

контроля

1. Обязательная внеаудиторная работа







1.1










1.2 и т.д.










2. Альтернативные виды внеаудиторной работы (по выбору студента)







2.1










2.2 и т.д.













ИТОГО








Зав. кафедрой, профессор (доцент) __________ __________________

(подпись) И.О.Ф.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница