Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 14. 00. 21 «Стоматология». Нальчик.: Кбгу, кафедра «ортопедической стоматологии»



страница1/11
Дата29.06.2015
Размер1,41 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО


« Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова»




Кафедра «Ортопедической стоматологии»

Кучмезов И.А.


Ортопедическая стоматология

Учебно-методический комплекс

Для студентов обучающихся по специальности

060105- «Стоматология»


Нальчик 2008г

УДК -616.3

ББК -56.6

К- 88

Рецензенты :



В.Н. Олесова заведующий кафедрой клинической стоматологии и им­плантологии ФУМ ЦСП, доктор медицинских наук, профессор.

М.З. Миргазизов профессор кафедры клинической стоматологии и им­плантологии ФУМ ЦСП доктор медицинских наук.

Кучмезов И.А.

«Ортопедическая стоматология» Учебно-методический комплекс для

студентов, обучающихся по специальности 14.00.21 - « Стоматология». -


Нальчик.: КБГУ, кафедра «ортопедической стоматологии », 2008г. - 140 с.

Цели и задачи дисциплины «Ортопедическая стоматология»:

Ортопедическая стоматология это самостоятельный раздел стоматологии и часть общей ортопедии.

Ее можно определить как науку о профилактике, распознавании и лече­нии врожденных аномалий , заболеваний, а также приобретенных дефек­тов, повреждений и деформаций органов зубочелюстной области. Ортопедическая стоматология состоит из общего и частного курсов.



Частный курс - госпитальная ортопедическая стоматология, изучает нозологические формы поражения зубочелюстной системы, ме­тоды ортопедического лечения и состоит из трех разделов: зубного проте­зирования, челюстно-лицевой ортопедии и ортодонтии. Зубное протезирование занимается диагностикой, клиникой, профилакти­кой и ортопедическим лечением заболеваний зубо-челюстной системы. Челюстно-лицевая ортопедия изучает диагностику, вопросы протезиро­вания, исправления деформаций челюстей и лица, возникших в результате травмы, заболеваний и различных операций.

Между разделами нет четкой границы, но изучение их должно идти в оп­ределенной последовательности, от простого к сложному.

«Утверждаю» ________________ декан медицинского

факультета КБГУ Захохов P.M.


«Утверждаю»__________________ председатель УМК факультета КБГУ Уметов М.

Содержание

1. Организационно-методический раздел:

1.1 Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе.

1.2 Объём дисциплины и виды учебной работы

1.3 Учебно–тематический план

2. Программа дисциплины

2.1 Темы лекций.

2.2 Темы практических занятий

3. Темы рефератов

4. Используемые инновационные методы в процессе преподавания

5. Методические рекомендации по изучению дисциплины

5.1 Рекомендации для преподавателей

5.2 Рекомендации для студентов

6. Формы промежуточного и итогового контроля и требования при их проведении:

6.1 Структура рейтинга (текущий и рубежный контроль)

6.2 Форма промежуточной и итоговой аттестации

6.3 Перечень контрольных вопросов

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

7.1 Рекомендуемая основная литература

7.2 Рекомендуемая дополнительная литература

7.3 перечень обучающих контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов

Цель, задачи и место дисциплины в образовательной

программе.

Ортопедическая стоматология это самостоятельный раздел стоматологии и часть общей ортопедии.

Ее можно определить как науку о профилактике, распознавании и лечении врожденных аномалий, заболеваний, а также приобретенных дефектов, повреждений и деформаций органов зубочелюстной области.

Ортопедическая стоматология состоит из общего и частного курсов.

Общий курc включает в себя пропедевтическую ортопедическую стоматологию. Целью преподавания госпитальной ортопедической стоматологии является изложение студентам основ теоретических знаний по дисциплине, обучение мануальным навыкам при изготовлении всех видов протезов и аппаратов, необходимых при лечении ортопедических, челюстно-лицевых и ортодонтических больных. Конечной целью преподавания является выпуск квалифицированных специалистов по стоматологии.
Задача изучения дисциплины.

Одной из основных задач при обучении студентов ортопедической стоматологии является выработка наблюдательности, умения логически осмыслить услышанное, увиденное, выявленное, изученное, с тем, чтобы связать это в единый патогенетический процесс, обосновать план ортопедического или комплексного лечения и тактику ведения больного.

На 3- 4 ом курсах студенты изучают клинику патологий твердых тканей зуба, частичной потери зубов, заболеваний пародонта, патологического истирания твердых тканей зубов и другие нозологические формы поражения челюстно-лицевой области с разбором этиологии, патогенеза, дифференциальной диагностики, профилактики и лечения.

На 5-ом курсе изучается клинический курс по факультетскому типу; особенности зубного протезирования при болезнях слизистой оболочки; заболевания полости рта, вызванные зубными протезами; артропатии, травмы - бытовые и военного времени, послеоперационные и врожденные дефекты челюстно-лицевой области,


Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Главная цель дисциплины - формирование основ клинического мышления, овладение навыками обследования и логического обоснования диагноза заболеваний зубочелюстной системы, проведение дифференциальной диагностики, определение прогноза заболевания, составление плана лечения больных, овладение основными мануальными навыками при проведении ортопедического лечения, необходимых для профессиональной деятельности будущего специалиста-стоматолога широкого профиля (вне зависимости от сферы его деятельности), что включает:

- проведение диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствующем объеме стоматологической помощи;

- проведение профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска, основанной на знаниях в общих вопросах нозологии стоматологических, включая этиологию, патогенез и морфогенез;

- оказание консультативной помощи;

- оказание экстренной помощи при неотложных состояниях;

-

проведение санитарно-просветительной работы по пропаганде здорового образа жизни, предупреждение развития заболеваний;



- ведение утвержденных форм учётной и отчётной медицинской документации;

- проведение анализа учебной и научно-медицинской литературы, использование компьютерных программ, созданных для информационно-справочной поддержки врача-стоматолога, направленных на повышение профессионального уровня знаний;

- применение правил врачебной этики и норм медицинской деонтологии  при проведении оздоровительных, профилактических и лечебно-диагностических мероприятий;

- применение общих принципов и методов клинической психологии в условиях профессиональной деятельности;

- применение принципов стандартизации при организации и оказании медицинской стоматологической помощи, при диагностике и лечении больных с заболеваниями зубочелюстной системы, при оценке качественных и экономических составляющих различных методов лечения, видов конструкций протезов и стоматологических материалов;

- применение лекарственных и нелекарственных методов лечения распространенных стоматологических заболеваний.


Ортопедическая стоматология - это область клинической медицины, изучающая этиологию и патогенез болезней, аномалий, деформаций и повреждений зубов, челюстей и других органов полости рта и челюстно-лицевой области, разрабатывающая методы их диагностики, лечения и профилактики. Она состоит из общего и частного курсов. Общий курс является пропедевтический, то есть подготовительным. Частный курс состоит из трех основных разделов: зубного протезирования, ортодонтии и челюстно-лицевой ортопедии.

Частный курс состоит из трех основных разделов: зубного протезирования, ортодонтии и челюстно-лицевого протезирования.

Целью зубного протезирования является диагностика, клиника, профилактика и устранение дефектов зубов и зубных рядов, возникших в результате какой-либо патологии.

Ортодонтия входит в раздел ортопедической стоматологии, занимающийся изучением, предупреждением и лечением стойких аномалий и деформаций зубов, зубных рядов и прикуса.

Челюстно-лицевая ортопедия изучает диагностику, клинику, профилактику, вопросы протезирования, исправления деформаций челюстей и лица, возникших в результате травмы, заболеваний и различных операций.

Между перечисленными разделами ортопедической стоматологии нет четкой границы. Однако важно, чтобы изучение их шло в определенной последовательности, от простого к более сложному.

Одной из основных целей при обучении студентов ортопедической  стоматологии является выработка наблюдательности, умения логически  осмыслить услышанное, увиденное, выявленное, изученное, с тем, чтобы  связать это в единый патогенетический процесс, обосновать план ортопедического или комплексного лечения и тактику ведения больного.

Для достижения поставленной цели должны выполняться следующие задачи:

- ознакомить студентов с принципами организации и работы клиники ортопедической стоматологии и зуботехнической лаборатории;

- обучить особенностям обследования пациентов с частичными или полными приобретенными дефектами и деформациями зубов и зубных рядов, дефектами и деформациями челюстно-лицевой области, патологическими состояниями зубочелюстной системы;

- обучить основам диагностики и планирования ортопедического лечения;

- обучить студентов методикам проведения клинических этапов изготовления несъемных и съемных протезов;

- ознакомить с возможными осложнениями при ортопедическом лечении несъемными и съемными протезами и методам их устранения и профилактики.



Студент должен знать и уметь использовать:

-теоретические основы состояния и функционирования зубочелюстной системы в норме и при патологии;

- принципы диагностики и ортопедического лечения патологии твердых тканей зубов и дефектов зубных рядов несъемными зубными протезами;

- принципы диагностики и ортопедического лечения при дефектах зубных рядов и при полном отсутствии зубов съемными зубными протезами;

- особенности ортопедического лечения взрослых пациентов с аномалиями и деформациями зубочелюстной системы, при приобретенных дефектах челюстно-лицевой области.
     Студент  должен иметь навыки:

- обследования больного, диагностики, планирования ортопедического лечения с использованием различных конструкций несъемных и съемных зубных протезов;

- выявления, устранения и профилактики возможных осложнений при пользовании несъемными и съемными зубными протезами.
     Студент должен иметь представление:

- о технологиях и последовательности проведения лабораторных этапов изготовления различных конструкций несъемных и съемных зубных протезов.


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

- знания, полученные по гуманитарным, медико-биологическим, естественно-научным, медико-профилактическим и клиническим дисциплинам. Базовыми являются знания по нормальной и патологической физиологии человека, микробиологии, материаловедению, биохимии, биофизике, клинической фармакологии и другим дисциплинам.


Требования к профессиональной подготовленности специалиста.
В результате общеклинической  подготовки, у выпускника должны быть сформированы врачебное поведение и основы клинического мышления, а также умения, обеспечивающие решение профессиональных задач по оказанию медицинской помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе. Предварительной диагностике с последующим направлением к врачу-специалисту при наличии стоматологической симптоматики у больных с общесоматическими и инфекционными заболеваниями.

Стоматологические дисциплины формируют врачебное поведение и мышление, а также умения, обеспечивающие решение профессиональных задач. Применение им алгоритма врачебной деятельности по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных при заболевании зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта, воспалительных заболеваний, травм, врожденных дефектов, деформаций и онкологических заболеваний челюстно-лицевой области, заболеваний височно-нижечелюстного сустава, слюнных желез и нервов лица, частичной и полной адентии и аномалиях прикуса.


Специалист должен:

  1. - проводить профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

  2. - оказывать лечебно-профилактическую помощь;

  3. - анализировать и оценивать состояние здоровья населения, влияние на него факторов окружающей и производственной среды, качество медицинской помощи;

  4. -применять современные методы научного познания, средства и методы педагогического воздействия на личность, знания общих и индивидуальных особенностей психики человека;

  5. - решать с использованием математических методов профессиональные задачи и работать с ЭВМ;

  6. - пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физической культурой для здоровья.

  7. Специалист должен в своей профессиональной деятельности применять знания:

  8. - основных физических, химических, биологических и физиологических закономерностей, процессов и явлений в норме и патологии, а также работы с лечебно-диагностической аппаратурой;

  9. - строения, топографии и развития клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии, особенностей организменного и популяционного уровней организации жизни;

  10. -общих закономерностей происхождения и развития жизни, жизнедеятельности организма и законов генетики;

  11. - основных характеристик лекарственных препаратов и форм, их классификации, фармакодинамики и фармакокинетики, показаний и противопоказаний к назначению и применению для профилактики и лечения, оформления рецептов;

  12. - иностранного языка для профессионального общения (устного и письменного) и работы  с оригинальной литературой по специальности.

ГОСПИТАЛЬНЫЙ КУРС

Заболевания зубов.
Болезни зубов не кариозного происхождения – гипоплазия, аномалия формы зубов, «зубы» Гетчинсона, Фурнье и др.; эндемический флюороз; эрозия зубов; клиновидный дефект; зубы при мраморной болезни, эктодермальной дисплазии; дисплазия Капдепона, гиперестезия, патологическая стертость отдельных зубов, травмы, химический некроз тканей зуба, изменение зуба в цвете. Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Методы обследования. Диагноз. Дифференциальная диагностика. Выбор и обоснование метода лечения. Ортопедическое лечение «чешуйчатыми» (вестибулярными vinier-kronen) коронками, металлическими (штампованными, литыми), пластмассовыми, керамическими, металлопластмассовыми и металлокерамическими коронками. Альтернативное решение – применение светоотверждаемых композитов с внутридентальными штифтами (по клиническим показаниям).

Препарирование зубов под различные виды коронок. Клиническое и топографо-анатомическое обоснование. Психологическая и медикаментозная подготовка больного к препарированию. Методы обезболивания. Реакция организма и тканей зуба на препарирование. Профилактика реактивных изменений в тканях зуба и организме человека в целом. Требования к правильно отпрепарированному зубу, исходя из конструкции искусственной коронки. Клинические и лабораторные этапы при ортопедическом лечении искусственными коронками. Требования к ним. Возможные ятрогенные, клинические и технологические ошибки. Осложнения. Методы профилактики и устранения причин, вызвавших осложнение.

Кариес зубов и его осложнения (пульпит, периодонтит). Комплексный системный подход при лечении кариеса и его осложнений. Этиология. Патогенез. Клиническая картина кариеса. Стадии процесса. Классификация полостей. Степень разрушения твердых тканей зубов. Напряженно-деформированное состояние твердых тканей коронок зубов с живой и мертвой пульпой. Дифференцированный подход к выбору метода лечения – пломбирование, лечения вкладками или искусственными коронками.

Ортопедическое лечение литыми вкладками. Прямой и косвенный методы. Принципы формирования полостей в коронке зуба в зависимости от топографии дефекта, величины дефекта и направления приложения сил жевательного давления. Клинико-лабораторные этапы лечения литыми вкладками. Ортопедическое лечение вкладками из керамики, композитов, стеклокерамики косвенным методом. Особенности клинико-лабораторных этапов.

Клинико-теоретическое обоснование ортопедического лечения искусственными коронками при кариесе и его осложнениях.



Полное разрушение коронок зубов. Этиология: отколы или расколы коронок при обширных пломбах или полостях; травма зубов; патологическая стертость до уровня клинической шейки зуба. Клиническая картина. Состояние периапекальных тканей и каналов корней. Комплексный подход к тактике лечения (ортопедический; терапевтический + ортопедический; терапевтический + хирургический + ортопедический). Ортопедическое лечение штифтовыми конструкциями. Обоснование выбора конструкции штифтового зуба в зависимости от типа корня.

Разновидности штифтовых зубов:

Первая группа – стандартные конструкции (по Дэвису, Логану), штифтовые зубы с пластмассовой коронкой (как временный протез);

Вторая группа – штифтовые зубы с наружным кольцом (полукольцом) или колпачком;

Третья группа – штифтовые зубы с литой надкорневой вкладкой и корневой защиткой;

Четвертая группа – коронки, фиксирующиеся на искусственных штифтовых «культях».

Клинико-лабораторные этапы лечения "культевыми" штифтовыми конструкциями. Препарирование десневой части корня. Расширение канала и его раскрытие на 2/3 длины корня (при одиночных корнях) и на 1/2 -1/3 при много корневых зубах. Прямой и косвенный методы изготовления. Особенности – на много корневых зубах с непараллельными каналами.

Современные методы с применением стандартных штифтов с винтовой нарезкой и изготовление «культи» из композитного материала непосредственно врачом во рту пациента.

Расширение показаний к лечению штифтовыми конструкциями как мера профилактики и возможности использования корней зубов как опорных и удерживающих элементов различных видов зубных протезов.


Паталогическая стираемость зубов.
Понятие «физиологическая», «паталогическая» стираемость зубов. Твердость и микротвердость тканей зуба. Этиология и патогенез. Эндокринные расстройства, нарушения витаминного баланса, водно-солевого обмена, диспепсии, химические повреждения эмали, хроническая механическая травма, частичная потеря зубов, бруксизм, заболевания невыясненной этиологии (дисплазия Капдепона, эктодермальная дисплазия и т.д.). Роль функции жевания и парафункций жевательных мышц в развитии и течении патологической стираемости зубов. Клиническая картина. Патологическая стираемость одиночных зубов, локализованная и генерализованная форма стираемости. Характер стираемости твердых тканей зубов в зависимости от типа прикуса – вертикальный, горизонтальный и смешанный. Изменения в тканях зуба и пародонта при патологической стираемости. Рентгенологическая картина. Изменения по данным электроодонтодиагностики. Нарушение чувствительности зубов при патологической стираемости.

Степень стертости (тяжести) - 1-ая – на высоту бугров; 2-ая - на половину высоты коронки; 3-я – до уровня десны.

Локализованная форма. Характер окклюзионных соотношений зубов, изменения в альвеолярном отростке и альвеолярной части нижней челюсти.

Генерализованная форма патологической стираемости, неосложненная и осложненная снижением межальвеолярной высоты. Изменения в зубочелюстной системе при осложненной форме. Изменения в костной ткани альвеолярного отростка при генерализованной стираемости зубов.

Особенности обследования: анамнестические данные о заболеваниях в детстве. Сопутствующие заболевания. Показания к проведению дополнительных методов исследования (изучение гипсовых моделей, ЭОД, рентгенографии, электромиографии жевательных мышц, томографии ВНЧС).

Показания к проведению терапевтического вмешательства – депульпированию. Диагноз и дифференциальный диагноз.

Ортопедическое лечение. Выбор метода лечения при различных формах патологической стираемости. Применение вкладок, литых, пластмассовых, комбинированных коронок, съемных цельнолитых конструкций.

Показания к проведению ортодонтической перестройке зубочелюстной системы при лечении патологической стираемости зубов. Метод дезокклюзии. Осложнения. Прогноз. Диспансеризация.


Частичное отсутствие зубов (адентия).

Не осложненная форма. Определение понятий «первичная» и «вторичная». Эпидемиология. Этиология. Наследственные, эмбриональные и постэмбриональные факторы. Заболевания твердых тканей зубов и их осложнения; заболевания пародонта; травмы зубов и челюстей; послеоперационные состояния. Клиника. Нарушение непрерывности зубного ряда. Классификация дефектов зубного ряда. Функционирующая и нефункционирующая группы зубов и их состояние.

Частичное отсутствие зубов – не осложненная форма, как компенсированное состояние зубочелюстной системы. Изменения функции жевания, речи, эстетических норм, секреторной деятельности слюнных желез, мышечной массы, височно-нижнечелюстных суставов в процессе потери зубов. Внутрисистемные и внесистемные компенсаторные реакции. Влияние потери зубов на состояние организма человека. Патогенез. Характер изменений обменных процессов в челюстных костях; морфологические изменения; нарушение кровотока в пародонте при частичном отсутствии зубов. Развитие компенсаторно-приспособительных процессов при отсутствии зубов. Прогноз при не лечёном состоянии. Диагностика и дифференциальная диагностика. Анализ опроса. Оценка состояния альвеолярного отростка и рентгенологических исследований в диагностике врождённого и приобретённого отсутствия зубов, дифференциальная диагностика с ретенцией зубов. Роль зондирования зубодесневой бороздки, изменения высоты нижнего отдела лица в центральной окклюзии и относительном физиологическом покое, рентгенография суставов, антропометрических измерений в диагностике.

Ортопедическое лечение мостовидными протезами. Врачебная тактика при различных топографических и клинических ситуациях частичного отсутствия зубов. Биологические, клинические и биомеханические обоснования выбора количества опорных зубов для мостовидного протеза. Резервные силы пародонта. Конструктивные особенности мостовидных протезов в зависимости от топографии и протяжённости дефектов.

Биомеханика мостовидного протеза. Мостовидный зубной протез как профилактический и лечебный аппарат. Особенности препарирования опорных зубов. Принцип параллельности, выбор правильного осевого направления коронок для введения мостовидного протеза. Предварительный анализ диагностических моделей в параллелометре. Научно обоснованный подход к проблеме сохранения пульпы или девитализации её у опорных зубов.

Определение центральной окклюзии.

Классификация, дефектов зубных рядов, определяющая тактику врача при определении центральной окклюзии.



Клинические варианты:

1.имеются три пары зубов антагонистов расположенных по вершинам треугольника. При этом гипсовые модели челюстей, возможно, сопоставить в положении центральной окклюзии без клинического этапа с учётом признаков центральной окклюзии.

2. есть пары антагонирующих зубов, находящиеся в одной плоскости, вплоть до наличия одной пары антагонирующих зубов. Необходим клинический этап – фиксация положения нижней челюсти в положении центральной окклюзии с применением окклюзионных восковых валиков и с учётом признаков центральной окклюзии соответствующего физиологического вида прикуса.

3. есть зубы на одной или на обеих челюстях , но нет антагонирующих. Необходим клинический этап – определение центральной окклюзии (центрального соотношения челюстей), который слагается из ряда последовательных врачебных манипуляций:

-определение высоты нижней трети лица в состоянии относительного физиологического покоя;

- формирование окклюзионной плоскости на восковом прикусном валике верхней челюсти;



  • припасовка воскового базиса с прикусным валиком нижней челюсти до установления высоты нижнего отдела лица в положении центральной окклюзии;

  • фиксация нижней челюсти в положении центральной окклюзии;

Необходимо отметить, что данная последовательность манипуляций необходима и в первых двух вариантах, если имеется снижение высоты нижнего отдела лица (разрушение зубов антагонистов, патологическая стираемость зубов антагонистов со снижением высоты нижнего отдела лица).

Клинические и лабораторные этапы изготовления мостовидных протезов различной конструкцией опорных элементов и промежуточной части. Мостовидные протезы из металлокерамики, металлопластмассы, системы « Таргис Вектрис» и др.

Особенности клинических и лабораторных этапов. Понятие о мостовидных протезах, типа «мериленд система».

Реставрация облицовочного слоя мостовидного протеза в полости рта пациента современными композитными средствами. Изготовление мостовидного протеза в полости рта пациента из фотокомпозита.

Клинические и лабораторные ошибки при лечении мостовидными протезами. Осложнения. Меры профилактики.

Ортопедическое лечение при частичном отсутствии зубов съёмными пластиночными протезами. Клиническая картина, определяющая показания к лечению съемными пластиночными протезами. Диагностика состояния слизистой оболочки протезного ложа, костной основы челюстей. Обоснование выбора зубов для распределения удерживающих кламмеров в базисе протезов. Биомеханика съемного пластиночного протеза с удерживающими кламмерами. “работа” плеча удерживающего кламмера. Виды кламмеров. Определение границ базисов протеза в зависимости от топографии дефекта. Клинические и лабораторные этапы при лечении съемными пластиночными протезами.

Влияние базиса пластиночного протеза на маргинальный пародонт, слизистую оболочку и челюстную кость протезного ложа. Побочное действие на организм в целом, сплавов металлов и пластмасс. Дифференциальная диагностика. Физиолгические основы адаптпции (привыкания) к зубным протезам. Правила пользования зубными протезами. Гигиена полости рта при наличии зубных протезов (несъемных и съемных). Реабилитация. Диспансерное наблюдение.



Ортопедическое лечение при частичном отсутствии зубов бюгельными зубными протезами. Определение понятия “бюгельный протез”. Сравнительная характеристика с несъемными мостовидными и съемными пластиночными зубными протезами. Влияние топографии дефектов и клинического состояния зубов, протезного ложа на выбор конструкции бюгельного протеза: формы и расположения дуги (пластинки) ; системы фиксации (типа опрно-удерживающего кламмера, замков-аттачменов, телескопов, балочной системы); вида соединения опроно-удерживающего кламмера с металлическим каркасом бюгельного протеза. Роль изучения диагностических моделей в параллелометре для окончательного решения конструктивных особенностей бюгельного протеза. Определение направления введения каркаса.

Биомеханика бюгельного протеза: «работа» опорно-удерживающего кламмера и другие системы фиксации; требования к правильно сформированному ложу для окклюзионной накладки. Выбор слепочного материала и методики снятия слепков. Варианты технологий бюгельных протезов, цельнолитые бюгельные протезы. Ошибки на клинических и лабораторных этапах. Осложнения в процессе пользования бюгельными протезами. Профилактика. Реабилитация. Диспансерное наблюдение.




Деформации зубных рядов и прикуса при патологии твердых тканей зубов и их частичном отсутствии
Определение понятий как заболевания зубочелюстной системы. Этиология и патогенез. Роль дефектов твердых тканей зубов в развитии деформаций. Частичное отсутствие зубов как основной фактор, ведущий к возникновению деформации зубных рядов и прикуса. Развитие патологических видов прикуса. Частичное отсутствие зубов в сочетании с патологической стираемостью - как этиологические факторы в развитии деформации зубных рядов и прикуса.

Теории патогенеза. Макро- и микро морфологические изменения в зубочелюстной системе. Диагностика. Определение состояния твердых тканей зубов и пародонта. Окклюзиография. Изучение диагностических моделей (профилограмма, биометрия и др.); определение высоты нижнего отдела лица в состоянии относительного физиологического покоя и центральной окклюзии; томография височно-нижечелюстного сустава; изучение ортопантомограмм и телерентгенограмм. Клиника. Характер перемещения зубов, граничащих с дефектом зубного ряда и в других его участках. Смещение зубов и деформация альвеолярной части (отростка) при отсутствии антагонистов. Нарушение формы окклюзионной поверхности зубных рядов. Изменения движений нижней челюсти. Варианты осложнений в зависимости от степени выраженности деформации зубных рядов и прикуса (отоневрологический синдром, стомальгия и др.).

Диагноз. Дифференциальный диагноз. Лечение. Дифференцированный подход к выбору метода лечения. Принцип комплексного лечения:

А) избирательное сошлифовывание зубов без депульпирования или с депульпированием и последующим пломбированием или покрытием искусственной коронкой.

Б) ортопедическое лечение с применением аппаратов для перемещения зубов в вестибуло-оральном, мезио-дистальном направлениях, для пробной дезокклюзии; смещения нижней челюсти. Завершение лечения зубным протезированием.

В) хирургическое лечение - удаление зубов, удаление зубов с альвеолотомией. Завершение лечения зубным протезированием.

Г) хирургическое (компактостеотомия) – ортопедическое

(аппаратурное)- ортопедическое (различные конструкции зубных протезов по показаниям).

Основная цель лечения – нормализация формы окклюзионной поверхности зубов; нормализация высоты нижнего отдела лица в центральной окклюзии; восстановление нормальной функции зубочелюстной системы и эстетики. Реабилитация. Диспансеризация.

Полное отсутствие зубов


Этиология. Заболевания, ведущие к полному отсутствию зубов. Патогенез. Макро- и микроскопические изменения в строении челюстных костей. Изменение угла нижней челюсти. Понятие «старческая прогения». Закон о мерности атрофии костной ткани альвеолярного отростка верхней челюсти и альвеолярной части нижней челюсти. Характеристика свода твердого нёба. Морфологические изменения слизистой оболочки, нервного аппарата и сосудов протезного ложа. Взаимосвязь активно-подвижной слизистой оболочки с зонами прикрепления мимических мышц.

Диагностика. Лицевые признаки; тонус кожных покровов, жевательных и мимических мышц. Определение цвета, податливости, тактильной чувствительности слизистой оболочки протезного ложа. Характеристика слюны по консистенции и количеству. Топография активно - и пассивно подвижной слизистой оболочки переходной складки. Классификация слизистой оболочки. Определение степени атрофии костной основы челюстей; наличие экзостозов, выраженность нёбного шва и его форма.

Классификация беззубых челюстей. Проблема фиксации протезов на беззубых челюстях (история вопроса). Современное представление о механизме фиксации и стабилизации протезов при полном отсутствии зубов. Адгезия и присасываемость. Понятие «клапанная зона» и механизм ее образования. Границы протезов на верхней и нижней челюстях при полном отсутствии зубов. Роль «клапанной зоны» в построении искусственных зубных рядов в стабилизации протезов. Диагноз. Лечение.

Функциональные слепки. Понятие, последовательность получения. Состояние слизистой оболочки протезного ложа как основа выбора материала и метода получения слепка. Индивидуальные ложки, методика изготовления. Функциональные пробы, применяемые при припасовке индивидуальных ложек получении слепков.

Определение центрального соотношения челюстей. Анатомические и антропометрические ориентиры. Анатомо-физиологический метод определения и фиксации центрального соотношения челюстей.

Роль лицевой дуги в определении характера движения нижней челюсти. Сферическая теория строения окклюзионной поверхности. Законы артикуляции. Современные взгляды на окклюзионные соотношения искусственных зубных рядов. Постановка искусственных зубов в окклюдаторе по стеклу и в артикуляторах. Постановка зубов по индивидуальным окклюзионным кривым. Возможные ошибки в определении центрального соотношения челюстей; причины, признаки, последствия. Исправление их при проверке конструкции протезов.

Наложение съемных протезов. Коррекция протезов. Онкологическая настороженность врача при профилактических осмотрах лиц, имеющих во рту зубные протезы. Оценка эффективности протезирования. Критерии фиксации съемных протезов при полном отсутствии зубов. Механизм адаптации. Реабилитация. Диспансеризация.

Болезни пародонта


Определение, классификации болезней пародонта.

Пародонтит очаговый. Определение нозологической формы заболевания пародонта. Этиология. Роль местных факторов (некачественное терапевтическое и ортопедическое лечение) при заболеваниях твердых тканей зубов; частичное отсутствие зубов; зубочелюстные аномалии и парафункции мышц зубочелюстной системы. В возникновении и развитии воспалительно-дистрофических процессов в пародонте. Травма десневого края как этиологический момент.

Патогенез. Механизм развития воспалительно-дистрофического процесса в маргинальном пародонте при травматических повреждениях десны. Изменения в биомеханике пародонта при нарушении контактных пунктов и целостности зубных рядов. Нарушение кровообращения в пародонте под влиянием измененной функции жевания и функциональной нагрузки зубов. Сосудисто-биомеханическая теория развития воспалительно-дистрофических процессов пародонта. Сущность понятия функциональная “перегрузка”.

Клиника. Основные симптомы очагового пародонтита. Систематизация очаговых поражений. Характер течения и степени выраженности процесса. Клинико-морфологические признаки при различных стадиях процесса. Диагностика. Симптоматология в зависимости от этиологических факторов, локализации и степени выраженности процесса. Резервные силы пародонта и их изменение. Дифференциальная диагностика (гингивиты, хронический остеомиелит, эозинофильная гранулема).

Лечение. Терапевтическая значимость ортопедических вмешательств. Основные задачи ортопедических лечебных мероприятий. Ортопедические методы лечения очагового пародонтита. Избирательное пришлифовывание зубов. Временное шинирование, показания к применению, требования, предъявляемые к этим видам шин. Клинико-биологические основы выбора ортопедических методов лечения (постоянных шин и шин-протезов) при анатомической целостности и при дефектах зубных рядов. Особенности препарирования зубов при лечении различными видами несъемных шин и избирательное вышлифовывание на зубах при применении цельнолитых съемных шин. Требования, предъявляемые к постоянным лечебным аппаратам. Виды иммобилизации. Несъемные и съемные виды шин-протезов, их конструктивные особенности. Прогноз. Диспансеризация.

Пародонтит генерализованный. Определение нозологической формы заболевания. Этиология и патогенез. Роль эндогенных факторов в развитии заболевания. Влияние местных факторов: частичного отсутствия зубов, аномалий развития и других заболеваний на течение пародонтита. Роль окклюзионных нарушений. Взаимосвязь степени воспаления и подвижности зубов. Диагностика. Клиническая симптоматология при различных стадиях и формах процесса. Окклюзиограммы. Значимость лабораторных методов исследования. Особенности изменения гемодинамики, картина крови и биохимических показателей. Значение пародонтограммы в визуальной объективной оценке состояния пародонта всех зубов. Значимость определения степени и направления патологической подвижности зубов. Диагностические модели. Обоснование диагноза.

Клиника. Основные симптомы генерализованного пародонтита. Характер течения и выраженность процесса. Клинико-морфологические признаки при различных стадиях процесса. Лечение. Роль и место ортопедического лечения в комплексной терапии пародонтита. Метод избирательной пришлифовки. Последовательность проведения. Временное шинирование и ортодонтическая помощь как этап комплексного лечения. Показания к применению и виды временных шин. Показания к применению постоянных шинирующих аппаратов и протезов. Клинические критерии определения перехода на постоянный вид шинирования. Показания к удалению зуба при пародонтите. Состояние зубных рядов и пародонта как основа выбора конструктивных особенностей шин.

Методика параллелометрии при изготовлении шинирующих аппаратов. Технология изготовления шинирующих аппаратов. Непосредственное протезирование как профилактическое средство перегрузки пародонта.

Гигиена полости рта при пользовании постоянными видами шин. Прогноз. Реабилитация. Диспансеризация.

Пародонтоз. Этиология, патогенез, клиника (особенности, имеющие значение для ортопедического лечения). Принципы ортопедического лечения пародонтоза. Избирательное пришлифовывание зубов. Устранение смещений зубов. Временное шинирование и протезирование. Постоянные шины и показания к применению. Организация комплексного лечения пародонтоза. Вопросы диспансеризации больных с заболеваниями пародонта.



Ортопедическое лечение при заболеваниях

слизистой оболочки полости рта

Клиника хронических заболеваний слизистой оболочки полости рта – красный плоский лишай, лейкоплакия, лейкокератоз, заеда. Роль механической травмы в развитии и течении данных заболеваний. Материалы зубных протезов как источник травматических, термических, химических, электрохимических (токсикобиологических), аллергических факторов в развитии воспалений тканей протезного ложа. Диагностика и дифференциальная диагностика. Роль специальных лабораторных методов диагностики. Прогноз. Лечение. Обоснование тактики ведения больных в зависимости от клинического течения красного плоского лишая, лейкоплакии, лейкокератоза. Требования, предъявляемые к материалам и самим конструкциям зубных протезов, исключающие какую-либо травму пораженных участков слизистой оболочки. Прогноз. Диспансеризация.



Заболевания височно-нижнечелюстного сустава.

Артрозы: этиология, патогенез, клиническая симптоматика и течение, диагностика, дифференциальная диагностика (с артритами, функциональными нервно-мышечными и окклюзионно-артикуляционными нарушениями).

Лечение. Избирательное пришлифовывание зубов, восстановление целостности зубов и зубных рядов. Нормализация движений нижней челюсти. Методы ограничения движений нижней челюсти. Болезни височно-нижнечелюстного сустава как следствие неправильного ортопедического лечения.

Вывихи нижней челюсти. Привычные вывихи. Этиология, патогенез, клиника, дифференциальная диагностика. Лечение: вправление вывихов, иммобилизация нижней челюсти, съемные и несъемные аппараты ограничивающие открывание рта; комплексные методы лечения.



Челюстно-лицевая ортопедия

Предмет челюстно-лицевой ортопедии. Основные повреждения челюстно-лицевой области, требующие ортопедических методов лечения. Этиологические факторы повреждений. Клинические признаки повреждений челюстно-лицевой области. Причины смещения костных отломков. Роль мышц в смещении отломков.

Ортопедические аппараты, их классификация. Фиксирующие, репонирующие, формирующие, замещающие, комбинированные аппараты. Механизм действия. Способы крепления челюстно-лицевых аппаратов и протезов.

Ортопедические методы при лечении травм челюстно-лицевой области: вывихи и переломы зубов; переломы альвеолярного отростка, переломы верхней челюсти, переломы нижней челюсти. Особенности ортопедических методов лечения при наличии беззубых отломков.

Послеоперационные состояния (дефекты) челюстей и методы ортопедического лечения. Непосредственное и отсроченное протезирование.

Ортопедическое лечение неправильно сросшихся переломов. Клинические разновидности неправильно сросшихся переломов. Ортопедическое лечение при неправильном сращении отломков с целью коррекции окклюзионных соотношений. Съемные протезы с двойным зубным рядом.

Ортопедическое лечение при ложных суставах. Причины возникновения. Топография ложных суставов. Методы диагностики. Конструктивные особенности протезов при ложных суставах.

Ортопедическое лечение при микростоме. Особенности препарирования зубов; снятие слепков разборно-составными ложками. Конструктивные особенности зубных протезов.

Врожденные повреждения верхней челюсти. Методы ортопедического лечения (обтураторы) в комплексной терапии.

Дефекты лица, их протезирование (эктопротезы). Методика снятия маски лица. Особенности технологии протезов лица.



Зубочелюстные аномалии в сформированной

зубочелюстной системе (ортодонтия взрослых)

Клинические особенности зубочелюстных аномалий у взрослых. Классификация и диагностика зубочелюстных аномалий. Диагностика морфологических нарушений: морфометрия зубов, зубных рядов, прикуса и лица (на больном, на моделях челюстей, маска лица, телерентгенограммах, ортопантограммах, фотографиях). Диагностика функциональных нарушений: электромиография. Запись движений нижней челюсти, реография. Лечение. Общие и местные показания к ортодонтическому лечению взрослых. Моделирование ожидаемых результатов лечения. Применение телерентгенографии, гнатостатических моделей челюстей для планирования лечения сложных аномалий прикуса. Принципы организации комплексного лечения. Методы и критерии оценки эффективности лечения зубочелюстных аномалий у взрослых.

Тактика лечения зубочелюстных аномалий, сочетающихся с отсутствием зубов, заболеваниями пародонта, височно-нижнечелюстного сустава. Выбор метода лечения: аппаратурного, аппаратурно-хирургического, хирургического, протетического и их сочетаний. Биомеханика и биоморфология лечения ортодонтическими аппаратами. Особенности лечения больных с аномалиями положения зубов и аномалиями прикуса.

Основы имплантологии в стоматологии

Имплантология – определение. Теоретические и физиологические основы имплантологии. Имплантология и ортопедические методы лечения. Реакции костной ткани и слизистой оболочки на введение имплантатов. Остеоинтеграция. Обще реактивное состояние организма. Иммунный статус. Показания и противопоказания к имплантации.

Методы обследования организма и состояния зубочелюстной системы. Рентгенологические и антропометрические методы исследования зубочелюстной системы как основа выбора метода, конструкции имплантантов и определения показаний и противопоказаний к имплантации.

Виды имплантатов, применяемых в качестве опорных элементов зубных протезов. Конструктивные особенности имплантатов и их целевое назначение. Требования к конструкционным материалам для имплантатов, состав и свойства. Основы выбора конструктивных особенностей имплантата, как опроного элемента протезов.



Одно и двухфазная методика оперативных вмешательств при имплантации. Виды ортопедических аппаратов и зубных протезов. Системы фиксации и стабилизации на имплантатах. Имплантация при отсутствии одного зуба в зубном ряду; имплантат как опора мостовидного протеза; имплантат, как элемент механической фиксации съемного пластиночного протеза при полном отсутствии зубов.

Объём дисциплины и виды учебной работы.


№ п/п

Вид учебной работы

часов

1

Общая трудоёмкость дисциплины

800

2

Аудиторные занятия

532

3

Лекции

18

4

Клинические занятия

462

5

Самостоятельная работа студента

268

6

Итоговый контроль

6,8 -ой семестр

Экзамен

10-ый семестр

Государственный аттестационный экзамен
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница