Продуктивные способы работы с понятиями на уроках биологии Мысковский городской округ 2013



страница1/4
Дата29.06.2015
Размер0,8 Mb.
  1   2   3   4


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза

Михаила Михайловича Куюкова



Продуктивные способы работы с понятиями

на уроках биологии

Мысковский городской округ 2013

Автор составитель: Астафьева Елена Александровна, учитель биологии высшей категории МАОУ СОШ № 1, Мысковского городского округа

С целью нахождения оптимального способа для воплощения в жизнь поставленной нами цели и задач интеграции и систематизации накопленных дидактических материалов, нами были составленырекомендации неоднократно примененные в работе с определениями на разных этапах урока, в результате было отмечено значительное увеличение качества выполнения заданий по составлению определения понятию.

Содержание
Введение……………………………………………………………………..….4


  1. Семантизация терминов и понятий……………………………………..7

  2. Понятие, термин, определение………………………………………….11

  3. Основные принципы при работе с определением понятий………… . 12

    1. Как составить определение понятий…………………………………. 12

    2. Как обобщать и ограничивать понятия…………………………….….13

    3. Как разделить понятия на группы………………………………..…… 13

    4. Алгоритм составления определения…………………………………..14

  4. Приемы работы с терминами и понятиями……………………………16

  5. Формы продуктивной работы с терминами и понятиями……………. 19

Заключение………………………………………………………………….. 35

Список литературы………………………………………………………… 37

Приложение 1………………………………………………………………..41

Приложение 2………………………………………………………………..



Введение

При изучении школьного курса биологии возникает вопрос о том, как совместить изложение рассматриваемых процессов, явлений, признаков на современном научном уровне с доступностью его восприятия обучающимися. Некоторые разделы школьной программы сложны для восприятия и усвоения обучающимися.

Одна из причин - это обилие терминов и понятий в курсе биологии. Но невозможно рассуждать о достижениях биологии как науки, не прибегая к устоявшейся и общепринятой в научном мире терминологии. И успех овладения учащимися основным содержанием данного курса зависит от умения быстро находить и выделять биологические термины в тексте, раскрывать их содержание, анализировать, использовать на практике.

Обилияметодической информации по данной тематике не наблюдается, в доступных изданиях излагаются общие фразы и приемы, причем часто они либо общеизвестны и уже не интересны обучающимся и учителям, либо не актуальны в свете современной формы аттестации обучающихся и перехода к стандартам нового поколения.

Проанализировав опыт и методику работы над терминами методиста В.М.Пакуловой, учитывая разработки Г.И.Лернера нами был выделен рядинтересных моментов, но конкретных пошаговых рекомендаций обнаружено не было. [13,23]

Анализ результатов государственной итоговой аттестации за последние несколько лет, новые учебные издания, снижение познавательного интереса обучающихся привели к мысли о необходимости создания конструктивной и продуктивной системы работы с понятиями и терминами на уроках биологии.

Анализируя доступную литературу, наше внимание привлекло пособие методистов Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского Л. Н. Анищенко и Л. И. Булавинцева. Их пособие содержит справочные материалы по этимологии и семантике наиболее часто употребляемых биологических терминов. Данное издание, КИМы государственной итоговой аттестации, различные учебные пособия[13,16,25,] и накопленные наши дидактические материалы послужили основой данной работы.

Когда учащиеся хорошо уясняют терминологию изучаемого материала, то у них повышается интерес к предмету, активизируется познавательная деятельность. Поэтому грамотное толкование терминов необходимо.

Работа с терминами и понятиями осуществляется с помощью различных методов и приемов:


  • нахождение терминов, понятий, выделенных курсивом в тексте;

  • разъяснение значения термина, его содержания;

  • использование указателя основных терминов;

  • выписывание терминов с пояснением в тетрадь и т.д.[29, 35]

Характер заданий постепенно усложняется от класса к классу. А в старших классах учащимся предлагается найти определение понятия, выделить определяемое слово, установить наиболее общие признаки, раскрываемого с его помощью явления, процесса, а затем частичные признаки. Подобная работа предоставляет возможность учащимся сознательно усвоить термин, его определение, понять логику построения, а в дальнейшем самостоятельно конструировать термин.

Так как многие термины имеют иностранное происхождение, необходимо ознакомить учащихся со смысловым (семантическим) значением термина, его русским переводом. Такая работа будет способствовать основательному усвоению понятий и лучшему запоминанию терминов.[6, 38]

При работе с терминами и понятиями помимо их запоминания и понимания важным моментом является правильное составление определения. В данной работе представлена схема составления определения. Умение составления определения понятию или термину является немаловажным навыком при работе на любом уроке и относится к общеучебным познавательным УУД.

В данной работе представлены наиболее продуктивные, на взгляд автора, формы работы с терминами и понятиями на уроках биологии.



Цель работы:интегрирование и систематизация накопленного дидактического материала

Задачи

  • показать основные этапы формирования понятия;

  • представить способы работы с понятиями на разных этапах урока;

  • ознакомить педагогов с упражнениями, способствующими пониманию и запоминанию многообразия терминов и понятий в курсе биологии.




  1. Семантизация терминов и понятий

Необходимым условием научной речи является правильное, логическое определение понятий, вводимых терминами, поскольку неправильно употребленный или понятый термин может дезинформировать читателя. Логическая операция определения, в процессе которой раскрывается содержание понятия, составляет суть процесса семантизации. Термин неразрывно связан с понятием. «Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и по совокупности специфическим для них признакам». Формирование понятия осуществляется по схеме: ощущение (восприятие)→ представление→ понятие. Термины и понятия находятся в определенных коррелятивных отношениях, которые заключаются в следующем: термин входит в определение понятия, но определение понятия не сводится к термину.[17,45-48]

Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и разнообразием. По подсчетам современных лингвистов, примерно 90 % слов нашего языка являются производными, а это значит 9 из 10 слов прошли через «словообразовательный круг» в языке и имеют в своем составе словообразовательные морфемы, которые придают словам разнообразные смысловые и экспрессивные оттенки. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Следовательно, морфема – это и корень слова, и суффикс, и префикс, и окончание . [9, 185-186]

Процесс овладения школьниками терминов, перевод их в свой словарный запас и употребление в речи имеет свои особенности и трудности. Плохое знание орфографии и произношения иностранных названий приводит в речевой практике учащихся к тому, что термины искажаются до неузнаваемости. Причины искажения терминов и слов заключается в непонимании внутренних связей между понятием и обозначенным им словом, а также в неумении произвести морфологический анализ термина. Особое внимание, поэтому следует уделять семантизации, т. е. осмыслению значения термина. В семантизации часто нуждаются и русские названия, ставшие специальными терминами. [23, 67-68]

По определению, данному в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, семантика – 1. тоже, что семасиология. 2. значение, смысл языковой единицы. Семасиология [от греч.σημασία – значение, смысл и λόγος - учение] – раздел языкознания, занимающийся значениями языковых единиц.[21, 896]

Так как многие термины имеют иностранное происхождение, необходимо ознакомить учащихся со смысловым (семантическим) значением термина, его русским переводом. Такая работа будет способствовать основательному усвоению понятий и лучшему запоминанию терминов.

Понятия, составляющие содержание курса биологии (экологии), очень разнообразны и находятся в постоянном развитии. В каждом изучаемом разделе учитель должен выделить основные понятия, обеспечить развитие понятий, установить внутри- и межпредметные связи. Поэтому целенаправленная работа над осмыслением каждого термина, формулировки, определения, правильным пониманием сущности понятий приводит к глубокому запоминанию учебного материала. Такое осмысление названо семантизацией, в котором нуждаются и термины иностранного происхождения, и русские названия.[1, 145-147; 24, 98-102]

Предложенные задания по темам разделов «Человек» и «Общая биология» для организации работы с терминами могут включаться учителем в процесс формирования понятий, осуществляемых по схеме: «ощущение – представление – понятие» на этапе перехода от представлений к понятиям.[2,45-49; 36, 435,]

Можно использовать логический прием анализа и синтеза в системе перехода от этимологического значения (происхождения) термина к его семантике, т.к. в большинстве случаев смысловое значение термина совпадает с основным содержанием того понятия, которое определено термином. Проанализировав термин, определив слова, его составляющие, необходимо произвести синтез смыслового значения слов, составляющих термин. Так определяется понятийное значение термина. Например, в отдельных случаях необходимо прежде всего познакомить школьников с переводом двух терминоэлементов, слагающих термин: airo в переводе с греческого означает «поднимаю» и morphosis в переводе с греческого – «форма» или «вид». Соединив смысловое содержание двух указанных слов, образующих термин, учащиеся сами определяют его смысловое значение: ароморфоз – это такой путь эволюции, который не только совершенствует форму организма, но и способствует повышению его общей организации, обеспечивая преимущества в новой среде обитания. Но в некоторых случаях дословный перевод нельзя отождествлять с понятийным значением термина. Необходимо привести дополнительную информацию и рассуждения, которые помогут выйти на смысловое значение термина. Перевод с латинского языка терминоэлементаdegenerare означает «вырождаться». Поэтому учитель прежде сообщает, что некоторые организмы живут в условиях, обеспечивающих их жизнедеятельность без особых усилий со стороны организмов, ввиду чего у них наблюдается некоторое упрощение в строении. Такой путь эволюции связан с упрощением в строении и называется дегенерацией, что означает «вырождение». Перевод терминоэлемента дает опору для запоминания сущности термина.[28]

При организации работы с терминами нужно использовать учебник и дополнительные литературные источники, давая задания следующего характера: «Пользуясь указателем терминов, найдите на соответствующих страницах освещение понятийного значения данного термина». Или: «Пользуясь указателем терминов, найдите объяснение термина. Выясните сущность этого явления, опираясь на смысловое значение данного термина». Таким образом, необходимо использовать разнообразные приемы работы с терминами и понятиями.

Учитель по своему усмотрению может разнообразить приемы работы с предложенным материалом, комбинируя задания, заменяя их.

Словарь наиболее распространенных терминоэлементов (составляющих частей терминов) позволит создать свои задания.




  1. Понятие, термин, определение.

Формирование прочных и осмысленных биологических знаний, с всесторонним развитием личностных качеств обучающихся, неразрывно связано с изучением понятий, словесно выражающихся через термины. Усвоение конкретных понятий всегда происходит одновременно с запоминанием определенных терминов, состоящих из слова или словосочетания. Как считает В.М. Пакулова[23], термин - это член конкретной терминологической системы и выполняет в основном две функции: первая - он служит названием понятия (номинативная функция) и вторая - отражает содержание понятия.

Понятие как единица и форма мышления всегда реализуется или в слове, или в словосочетании (термине), однако, не каждое слово заключает в себе логическое понятие [6, 15, 17]. Тогда логичен вопрос, как же образуется сам термин? Ответ на него не так прост, как кажется на первый взгляд. При формировании термина большая роль принадлежит смысловой и выразительной части элементов термина, так называемым подкрепленческим компонентам. Это значит, что объяснение любого термина должно обязательно подкрепляться дополнительной информацией, т.е. более полным раскрытием его смысла.

Одной из важных логических операций с понятиями, которая постоянно используется как в научном, так и в повседневном мышлении, является операция определения понятия. Определение понятия - это логическая операция, которая раскрывает его содержание[10, 55].




  1. Основные принципы при работе с определением понятий

    1. Как составить определение понятий

Известный русский писатель Л.Н. Толстой говорил, что знания должны быть приобретены усилиями мозга, а не памяти. Действительно, гораздо полезнее попытаться самому составить определение термина, чем заучить его наизусть, не затрудняя себя его осмыслением. Сформулированные самостоятельно, «пропущенные через себя» понятия запоминаются гораздо лучше, а главное – надолго. Поэтому в вопросах и заданиях к параграфам вас часто просят объяснить своими словами новые термины. Алгоритм работы может быть следующим:

1. Выясните, частью какого, более общего понятия, более широкого по смыслу является определяемое слово. Например, митохондрия – это органоид, транскрипция – это процесс.

2. Установите, какие существенные признаки отличают определяемый предмет, явление и др. от других, относящихся к этому же классу.

3. Составляя определения из признаков, следите за тем, чтобы:

- определение не было отрицательным (антициклон – противоположное циклону понятие);

- определение было соразмерным, т.е. не слишком подробным, но и не слишком общим. Как правило, чем более конкретное понятие, тем более узкими будут формулировки;

- в определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми.

- определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нём нельзя употреблять термины в переносном значении.

-определение было ясным и понятным.[10, 45-49]


3.2Как обобщать и ограничивать понятия

При обобщении некоторые частные признаки исключаются из определения.

Например, гладкая, скелетная поперечно-полосатая, сердечная поперечно-полосатая мышечные ткани, – это все тип мышечной ткани обладающих возбудимостью и проводимостью

При ограничении понятий, наоборот, признаки добавляются, а определение уточняется.

Например, экологические факторы бывают абиотические, биотические и антропогенные, биотические делятся аменсализм, коменсализм, хищнечество и. т. д..

3.3Как разделить понятия на группы

1. При разделении понятий на каждом этапе пользуются только одним признаком (основанием для деления).

Например, все бактерии (дробянки) можно разделить по форме. Затем выделить группы по другим признакам. Например, среди бактерий выделить сапрофиты, паразиты, фототрофы, хемосинтетики и симбионты.

2. Деление должно быть исчерпывающим, т.е. должны быть названы все группы предметов, которые выделяются по этому признаку.

3. Члены деления должны исключать друг друга.

4. Деление предметов на группы должно проводиться последовательно и постепенно.

Если вы освоили разделение понятий, вы можете построить классификацию.[26, 35-37]


3.4 Алгоритм составления определения

1.Необходимо раскрыть смысловое значение понятия (термина), т.е. дать дословный перевод с иностранного языка, если возможно (Например:Cardio (греч.) – сердце. или греч.«кардио» - сердце.

2.Провести анализ понятия, то есть выделите существенные и случайные признаки понятия.

(Например:. при составлении определения понятию фотосинтез можно обучающимся предложить ряд признаков, или их самих попросить их назвать, все записать на доске, а затем из них выбрать какие будут являться существенными, а какие второстепенными. Полученный результат использовать при написании определения.

Вариант упражнения:

Фотосинтез

а) при котором из СО2 и Н2О

б) проходящий в две стадии: темновую и световую

в) сложный многоступенчатый процесс

г)под действием энергии солнечного света

д)в хлоропластах

е)образуется С6Н12О6,побочный продукт О2

Ответ:

1. Фотосинтез а, в,г,е - существенные



б, д – второстепенные

3.Записать определение понятию (термину) в соответствии со схемой, учитывая смысловое значение и анализ понятия.




часть сложно-подчиненного предложения с союзом который, которая и.т.д.


правая фигурная скобка 18
ПОНЯТИЕ

(ТЕРМИН)


это СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (самое главное обозначающее данное понятие)
прямая со стрелкой 67
существенные признаки

Несущественные (второстепенные признаки)

прямая соединительная линия 70прямая со стрелкой 73


причастный оборот


прямая со стрелкой 69

Схема № 1





  1. Приемы работы с терминами и понятиями

Овладение системой понятий по предмету – залог эффективности учебного процесса при обучении учащихся любой дисциплине и, конечно, биологии и экологии.

Слово «термин» в переводе с латинского terminus означает «граница, предел». Термин – это «слово или словосочетание – название определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства» (21, 896). Таким образом, термин может служить названием понятия и отражать содержание понятия. Термины школьного курса биологии и экологии связаны с понятиями науки и входят в определение понятия.

Термин неразрывно связан с понятием, без понятия он не существует. Как правило, термин служит названием понятия и отражает содержание его. Чтобы составить понятие о предмете, человек из всего количества свойств и признаков выделяет наиболее существенные, без которых понятие о нем составить нельзя, что и находит отражение в термине. Отсюда вытекает, что, осуществляя терминологическую работу в учебном процессе, следует выяснить смысловое значение термина, так как это будет способствовать выделению главных признаков соответствующему термину понятия. Это особенно важно при усвоении учащимися основ науки и познании ее сложного языка [4, 98-99; 5, 32-35].

При изучении биологии продуктивное усвоение научных терминов не может основываться на механическом запоминании, а требует специального управления. Учитель в процессе обучения должен создать специальные ситуации, условия, способствующие развитию учащихся, их знаний и мыслительной деятельности. Одно из таких условий – систематическая терминологическая работа.

Понятия, составляющие содержание курса школьной биологии, очень разнообразны и находятся в постоянном развитии. Поэтому перед учителем встает ряд задач, которые он обязан решить в процессе обучения:

1) в каждом биологическом разделе выделить основные понятия;

2) обеспечить развитие понятий от простых к сложным, организовать осмысление научных фактов на основе ведущих биологических понятий, научить учащихся связывать, обобщать, конкретизировать, переосмысливать понятия;

3) установить внутри межпредметные связи;

4) проанализировать, как у учащихся формируется система ведущих понятий. Качество усвоения научного языка биологии связано с системой терминологической работы, состоящей из следующих методов и приемов:

1) проговаривание терминов иностранного происхождения вслух;

2) работа над усвоением орфографии новых терминов;

3) выявление этимологии нового термина, запись терминов на доске и в тетрадях;

4) тренировочные упражнения на соотношение термина с понятием;

5) индуктивный и дедуктивный пути введения новых терминов;

6) морфологический и фонетический анализ терминов;

7) аналитико-синтетический анализ;

8) использование терминов в различных учебных ситуациях

Для закрепленияосновных терминов, понятий, их определений, которые часто используются в учебном процессе и играют важную роль в усвоении знаний, можно использовать:

• терминологические диктанты( Приложение 2);

• грамматические диктанты с целью правильного написания терминов и понятий;

• графические диктанты;

• составление схем, таблиц по тексту с использованием основных терминов и понятий;

• отгадывание ребусов;

• составление и использование готовых кроссвордов с биологическими терминами;

• выполнение тестовых заданий и т.д.

Нравятся ребятам задания и такого плана, например, предлагается вставить пропущенные слова в тексте или написать предложения, в которых используются термины, прозвучавшие на уроке, или зашифровать новые термины. Объяснение терминов обычно дается по разделам в соответствии с изучением тем школьной программы, поэтому ученикам полезно завести словарь биологических терминов, куда по мере прохождения материала, записываются толкование последних. Целенаправленная систематическая работа с биологическими терминами и понятиями помогает развить любознательность и интерес к предмету, усваивать и углублять биологические знания.



  1. Формы продуктивной работы с терминами и понятиями

Для того чтобы подготовить учащихся к усвоению необходимо на протяжении всего процесса обучения последовательно разъяснять употребляемые термины. Специально организованная терминологическая работа способствует усвоению и запоминанию понятий, которые обозначены определенными терминами:

1) семантическая работа – в работе с научными терминами русского происхождения для объяснения смыслового значения.

2) в работе с терминами иностранного происхождения – выявление этимологии, их русский перевод, так как он чаще всего содержит в себе смысловое содержание понятия.( Приложение 1)

3)неоднократное повторение, проговаривание терминов вслух.

4)запись на доске, в тетрадях.

5)морфологический и фонетический анализ термина.

6)индуктивный и дедуктивный путь введения новых понятий.

Из понятий, устанавливаемых наукой, состоит знание. Ведение понятия зависит от логического конструирования учебного материала. В 5-х – 8-х классах для направления внимания учащихся больше подходит дедуктивный метод. На уроке определение понятий является главнейшим логическим приемом формирования знаний.

Первый этап – выделение главных и сопутствующих понятий.

Второй этап – определение основных свойств и главного признака понятия.

Третий этап – выбор, каким путем вводить понятия индуктивным или дедуктивным. [24, 189-192]

7)регулярная работа с терминологическим словарем.

8)использование терминов в различных учебных ситуациях. Это неоднократное возвращение, конкретизация, расширение, углубление понятия. Закрепление понятия на уроках осуществляется во время выполнения тренировочных упражнений.

На уроке выписываются термины, с которыми надо работать на уроке. Кроме биологических понятий выделяются слова, которые используются для разъяснения нового понятия или слова, определяющие главные признаки, свойства понятия.

Например: при введении темы земноводные кроме терминов: земноводные, выписываются термины: кожная железа, веки, оцепенение, ядовитая железа, перепонка, слизистая железа, слизь, кости скелета, передние конечности.

Эти термины можно разъяснять по ходу изучения основного материала или перед объяснением нового, чтобы восприятие было целостным. Лексическое значение слов записывается в рабочую тетрадь.

Первое использование новых терминов проводятся на этом же уроке.( Приложение 2)Говорят термин считается усвоенным, если использовать в своей речи хотя бы 3 раза.



Для закрепления терминов:

1)ученикам предлагается, используя выписанные на доске новые термины, составлять предложения по содержанию, раскрывающие суть или свойства нового понятия.

2)для развития пересказа содержания даются на доске опорные слова, последовательно используя которые, ученик составляет короткий ответ или рассказ. Например по теме «Размножение пресмыкающихся» : внутреннее, оплодотворенное яйцо, желток, кожистая оболочка – ящерицы змеи, известковая скорлупа – яйцеживорождение.

3)для закрепления знаний учащимся предлагаются следующие задания-упражнения: составить словарь, пользуясь текстом учебника одного параграфа или темы.

4)подготовить карточки, на которых с лицевой стороны крупным шрифтом написать термин, с другой стороны – определение этого термина мелким шрифтом.

5)написать определение термина, используя текст учебника. Подчеркнуть главные свойства.

6)иначе, чем в учебнике сформулировать предложение, чтобы правильно выразить мысль.

7)составить короткий конспект абзаца учебника – это способствует отбору и систематизации материала.

8)пользуясь текстом параграфа составить вопросы (в кавычках написать ответы).

9)составить кроссворд.

10) составить небольшой рассказ с одной ошибкой.

11)упражнение на узнавание термина по определению.

12)терминологический диктант на уроке занимает мало времени, дает хороший результат в работе. Ученики знают, что по терминам будет письменный диктант и это нацеливает их на запоминание. По каждой теме можно составить диктант на 2 варианта. Пока первый вариант пишет определение термина, второй под диктовку пишет определение и дописывает термин(Приложение 2).

13)для тренировки и проверки памяти, при закреплении проводится игра на запоминание. Учитель читает слова пара с небольшой паузой, ученик должен мысленно создать ассоциативные связи между этими парами.

Например:

гадюка – лес,

уж – лягушка,

гюрза – пустыня,

веретенница – ящерица

Многие термины и понятия курса были в свое время названы образно, метафорически – способом сравнения вновь открытого с тем, что было знакомо людям по жизненному опыту. При работе с таким понятиями необходимо привлекать дополнительные сведения из истории науки, искусства, религии, мифологии, культуры и быта, благодаря которым они «оживут» и запомнятся надолго. Поэтому желательно иметь в кабинете биологии толковый словарь анатомических, физиологических и гигиенических терминов, который может быть оформлен в виде красочной книги-раскладушки, настенного календаря, каталога. Например, термин «орган» имеет греческое происхождение, которое означает «орудие», «инструмент»; греческое слово «скелетос» означает «высохшее, мумифицированное», что объясняется старинным способом приготовления скелета на солнце или в горячем песке; сердечный клапан – от немецкого «клаппе» – «крышка, заслонка, закрывание просвета»; хрящи гортани – перстневидный, щитовидный, черпаловидный – получили свое название за сходство с соответствующими предметами.( Приложение 1)

В 5-8 классах для активизации познавательного интереса обучающихся при работе на уроке с понятиями уместно включать занимательные упражнения и мини-игр способствующие пониманию и запоминанию того или иного понятия или термина. Такие задания будут способствовать подготовке обучающихся к более глубокой и продуктивной работе с понятиями в старших классах.

Задание «Перевертыши»

Составь названия известных деревьев из слогов на карточках (карточки- анаграммы также готовят заранее и прикрепляют за раскрытыми «крыльями» доски):



-на-сос

 сосна

ни- вен- ца- лист

- лиственница




 

 

 

поль-то

- тополь

рис-па- ки

- кипарис

 

 

 

 

тан- каш

- каштан

би-ря- на

- рябина

 


Задание «Биологическое лото»

На столах перед каждой группой лежит игровое поле в виде цветка, карточки с ответами (среди которых есть и неправильные) и карточка с алгоритмом действий. На игровом поле расположены названия царства и шесть вопросов, отвечая на которые, ученики, накрывают их карточками с ответами. Если на все вопросы даны правильные ответы, из букв на карточках с ответами должно сложиться кодовое слово. По завершении этапа каждая группа должна объяснить, что означает получившееся у нее кодовое слово, какое отношение оно имеет к изучаемой группе организмов.

Консультанты вместе с учителем проверяют правильность и быстроту выполнения задания и оценивают работу учащихся.

овал 10 овал 11

выноска 2 (без границы) 9

овал 3овал 7овал 5овал 6овал 4

Игровое


поле


полотно 2
Алгоритм действий

  • Рассмотрите игровое поле и внимательно прочитайте названия царств, описания организмов и вопросы к этой группе организмов.

  • Прочитайте ответы на всех карточках.

  • Выберите шесть карточек с правильными ответами и разложите их на игровом поле. У вас должно получиться кодовое слово.

  • Обоснуйте свой выбор ответов и найдите общие черты, которые объединяют данные организмы.




Примерные вопросы для игрового поля:

1.Бактерии имеющие форму спирали.

2.Бактерии имеющие форму шариков.

3.Острое инфекционное заболевание, для которого характерно воспаление небных миндалин (боль в горле, повышение температуры тела).

4.Бактериальное желудочно-кишечное заболевание.

5.Инфекционное заболевание, наиболее распространенное у лошадей.

6.Сочный корм для сельскохозяйственных животных, приготовленный из зеленой массы кукурузы, подсолнечника; не подвергается гниению благодаря деятельности молочнокислых бактерий.

Ответы на лепестках:

Спирилла (А), Дизентерия (И), Сено (В), Кокки (Н), Сап(Н), Споры (У), Ангина(Г), Силос(А).

Кодовое слово АНГИНА



Задание «Ключевые слова»

Перед каждым учащимся кладется чистый лист бумаги и текст с пропусками. За определенное время необходимо составить список ключевых слов, утерянных в рассказе. По окончании работы учитель зачитывает список правильных слов, а учащиеся отмечают крестиками совпадения в своих списках и получают по одному баллу за каждое совпадение. По итогам проверки выстраиваются оценки.

Упражнения этого типа можно усложнить, если предложить учащимся составить список ключевых слов по тексту, в котором основные термины, необходимые для выполнения задания, зашифрованы. В этом случае сначала надо определить «действующие лица», а затем написать соответствующие им понятия.

Занятие «Пятый лишний»

Обучающимся предлагается набор материалов (набор карточек с понятиями, гербарий растений, коллекции животных, открытки, рисунки и др.), четыре элемента из которых принадлежит к одной систематической категории (семейству, отряду и т. д.), а пятый — случайный. Это предстоит обнаружить играющему и после чего доказать правильность сделанного выбора. Упражнение может быть организована в виде соревнования, если будет провозглашено правило «Кто быстрее».

Например:. После изучения материала о растениях семейства крестоцветных учащимся седьмого класса предлагается найти лишнее, т. е. не принадлежащее к данному семейству растение в наборе гербариев, составленном из гулявника лекарственного, сурепки обыкновенной, паслена черного, желтушника левкойного и редьки дикой.

Игру можно усложнить. Названия животных и растений за­даются с помощью анаграмм слов и словосочетаний с переставленными буквами. Обычно этот

Игровой прием употребляется в загадках и шарадах. Это хорошая шко­ла тренировки абстрактного мышления.

Игра «Пятый лишний может быть и групповой, если дополнить ее еще одним игровым правилом: из началь­ных букв всех лишних объектов прочитать закодирован­ное слово. Для игры приглашается столько учащихся, какое количество букв содержит искомое слово. Именно такое же количество мономеров с пятым лишним нужно подобрать для игры. Каждый играющий получает свой набор материалов, находит «лишних» и выделяет одну из букв закодированного слова.

Самым сложным, а вместе с тем, более интересным для школьников является коллективный вариант игры, который требует большой подготовки учителя. Каждая пара учащихся, сидящих за одной партой, получает свой набор с пятым лишним и эстафетный листочек чис­той бумаги. После завершения

поиска школьникам нуж­но записать на эстафетный лист найденную букву и пе­редать его другой паре играющих. Последняя пара каж­дого ряда, подставив последнюю букву, произносит най­денное слово вслух. Побеждает тот ряд, который быст­рее других и безошибочно справится с игровой задачей. Чтобы объединить действия всех играющих, можно за­шифровать с помощью мономеров пятый лишний оп­ределенное словосочетание. Тогда ученики последних парт в каждом ряду должны записать найденное слово на доске. Усилием всех играющих на доске появляется фраза или какой-то лозунг. В этой фразе можно выра­зить благодарность школьникам (спасибо, дорогие шес­тиклассники) или призвать их к какой-то благотвори­тельной акции. С помощью такой эстафетной игры школьники могут прочесть название темы урока.


Упражнение «Составь трехзначное число»

Упражнение проводится на уроках в 6—9 классах, она может быть организована на индивидуальной и коллективной основе. Перед обучающимися ставится задача обнаружить закономерности в построении и расположении содержания таблицы, состоящей из трех строк и трех колонок, каждая из которых несет определенную информацию. В первой колонке каждая строка обозначена цифрами 1, 2, 3, во второй соответственно — 4, 5, 6, в третьей — 7, 8, 9. Если ученик сумеет обнаружить связь между строками таблицы, он разгадает тайну ее нестроения и без труда назовет три трехзначных числа. Побеждает тот, кто быстрее всего справится с поиском. Например таблица для такого упражнения! Она может быть предложена учащимся 9 класса при изучении пищеварения и обмена веществ в организме человека.

1. Жиры 4 Птиалин 7. Аминокислоты

2. Углеводы 5. Липаза 8. Глицерин

3- Белки 6- Пепсин 9. Глюкоза

При таком расположении информации в таблице, обучающиеся должны записать следующие числа: 158, 249, 367. Изменяя содержание таблицы, Вы можете использовать эту игру для других тем курса биологии.



Упражнение «Переводчики»

Необходимо опираясь на знания латинских и греческих слов и корней перевести термин.

Например:

• На греческий – «струна». (Хорда)

• На латинский – «восстановление». (Регенерация)

• На латинский – «окраска». (Пигмент)

• На греческий – «гриб и корень». (Микориза)

Альтернативным и более сложным вариантом данного упражнения может стать перевод некоторых более распространенных понятий непосредственно с родного языка понятия:

Например:

Hypo (Греч.) – вниз, под, снизу.

Andros (Греч.) – мужчина.

Vita (Лат.) – жизнь.

Dentis (Лат.) – зуб.

Dis (Греч) – обратный процесс.( Приложение 1)



Карты – карточки-задания
Ученики готовят дома карточки с терминами по пройденной теме или блоку тем.

Например, тема «Размножение» 9 класс.



Репродукция

способность организмов воспроизводить себе подобных



Митоз

(определение)



Мейоз

(определение)



Коньюгация

(определение)


Зигота

(определение)



Онтогенез

(определение)



Кроссинговер

(определение)



Гамета

(определение)


Работают в парах. Например, упражнение начинается с 1 варианта, т.е. обучающиеся берут карточки как игральные карты записями к себе и обучающийся 1 варианта указывает на одну из карт соседа-ученика 2 варианта, тот зачитывает термин, обучающийся 1 варианта должен ответить. Если ответил правильно, берет карточку у соседа и кладет на край своей парты, если нет, сосед кладет карточку на свой край парты. То же самое делает обучающийся 2 варианта. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не окажутся на краях парты. Обучающиеся считают количество своих карточек, у кого больше, тот и победил. Упражнение можно проводить при закреплении и контроле.



Упражнения для обучающихся 8-11 классов
Одним из самых сложных и продуктивных этапов при работе с понятиями является стадия формирования определения понятию. Начинать работу в этом направлении необходимо с самых первых уроков. Обучающихся необходимо познакомить с алгоритмом составления определения понятию, затем закрепить и многократно отработать процедуру формулирования определения понятия, и только потом стоит приступать к использованию понятия на практике.

Для формирования навыка анализа понятия использую следующие упражнения



  1. Выбрать какие признаки будут являться существенными, а какие второстипенные

Фотосинтез

а) при котором из СО2 и Н2О

б) проходящий в две стадии: темновую и световую

в) сложный многоступенчатый процесс

г)под действием энергии солнечного света

д)в хлоропластах

е)образуется С6Н12О6,побочный продукт О2

Ответ:


1. Фотосинтез а, в,г,е - существенные

б, д – несущественные

2.Из предложенных характеристик составить определение, распределив по мере убывания важности признак для характеристики определения (через запятую выписать порядок цифр обозначающих признак)

Фотосинтез

а) при котором из СО2 и Н2О

б) проходящий в две стадии: темновую и световую

в) сложный многоступенчатый процесс

г)под действием энергии солнечного света

д)в хлоропластах

е)образуется С6Н12О6,побочный продукт О2

Ответ:

. Фотосинтез в,б,а,г, д, е



3. Построение схем (денотативный граф).

9 класс. Тема: «Типы питания живых организмов»


Опрямая соединительная линия 82прямая соединительная линия 85твет: Типы питания живых организмов
АвтотрофностьГетеротрофность

прямая соединительная линия 77прямая соединительная линия 81прямая соединительная линия 80прямая соединительная линия 78

сапрофиты паразиты симбионы

ФототрофностьХемотрофность

растения нитрификаторы

цианобактерии водородные бактерии

После изучения темы дается список перепутанных слов, из них надо составить денотативный граф.


Переход от этимологии к семантике
В старших классах количество терминов и понятий увеличивается, поэтому для более продуктивной работы на уроке при работе с понятиями считаю использование логического приема анализа и синтеза в системе перехода от этимологического значения (происхождения) термина к его семантике, т.к. в большинстве случаев смысловое значение термина совпадает с основным содержанием того понятия, которое определено термином. Для этого использую ряд приемов и упражнений, такие как:

Задание № 1

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Leucos (греч.) – белый, бесцветный.

Cardio (греч.) – сердце. (Приложение 1)

Задание № 2

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании № 1.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия.

1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют ... .

2. Жидкая соединительная ткань – ... .

Задание № 3

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 1.

Б. По основному содержанию понятий определите соответствующие термины.

1. К органам кровообращения относят ... и ... .

2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца к внутренним органам, – … .(Приложение 1)

Задание № 4

Из темы Тема: «Гуморальная регуляция функций организма»

Укажите признаки следующих заболеваний эндокринного характера: кретинизм, микседема, гипотиреоз, диабет. Какие органы и системы органов могут быть поражены? Какие меры профилактики и лечения можно предложить?

Из темы «Дыхательная система»



Задание № 11

Опираясь на указанные ранее терминоэлементы (задание № 9), раскройте понятийное содержание терминов темы «Гигиена дыхательной системы»: ларингит, фарингит, пульпит, трахеит, плеврит. Какие меры гигиены можно предложить?

Пищеварение

Раскройте понятийное содержание терминов раздела «Гигиена пищеварительной системы»: дуоденит, гастрит, пульпит, гингивит, гепатит, аппендицит. Какие меры профилактики заболеваний можно предложить?



Задание № 4

Раскройте смысловое содержание указанных терминов, используя семантические значения терминоэлементов: синтез, прокариоты, эукариоты,



Задание № 5

Ключевойтерминоэлемент – Стенос (греч.) – узкий. Сконструируйте термины, опираясь на основное содержание понятий. Например, стенобионт – ор-ганизм, обитающий в строго определенных условиях среды.

1. Организм, живущий при определенной солености воды, – ...

2. Организм, питающийся немногими видами пищи, – ...

3. Организм, населяющий глубины с определенным давлением

Тема: «Толерантность организмов»



Задание № 6

Ключевойтерминоэлемент – Стенос (греч.) – узкий. Сконструируйте термины, опираясь на основное содержание понятий. Например, стенобионт – ор-ганизм, обитающий в строго определенных условиях среды.

1. Организм, живущий при определенной солености воды, – ...

2. Организм, питающийся немногими видами пищи, – ...

3. Организм, населяющий глубины с определенным давлением, – ...

4. Организм, обитающий в строго определенных температурных условиях среды, – ...

5. Организм, населяющий определенные места обитания, – ...

Задание № 7

Ключевойтерминоэлемент – ЭУРУС (греч.) – широкий. Расшифруйте смысловое значение терминов. Например, эврибионт – организм, обитающий в широком диапазоне условий среды.

Эвригалл – ... .

Эврифаг – ... .

Эвритоп – ... .

Эврибар – ... .

Эвритерм – ... .

Тема: «Экологические группы организмов»



Задание №7

Ключевойтерминоэлемент – ФИЛИА (греч.) – любовь. Расшифруйте смысловое значение терминов, опираясь на перечень терминоэлементов, приведенных ниже.

Гигрофил – ... .

Галофил – ... .

Гидрофил – ... .

Криофил – ... .

Реофил – ... .

Термофил – ... .

Хионофил – ... .

Псаммофил – ... .

Гелиофил – ... .

Энтомофил – ... .

Значения терминоэлементов: hals – соль, hydros – вода, hygros – влага, krios – холод, reos – течение, therme – температура, chion – снег, psammos – песок, entoma – насекомые, helios – солнце.

Задание №7

Ключевойтерминоэлемент – ФИТОН (греч.) – растение.

Раскройте смысловое содержание терминов, опираясь на список терминоэлементов, приведенных ниже.

Хионофит – ... .

Гигрофит – ... .

Значения терминоэлементов: hygros – влага, hygros – вода, psammos – песок, epi – над (сверх), helios – солнце, helos – болото, xeros – сухой, aero – воздух, scios – тень, chion – снег, mesos – средний, hals – соль, trogle – пещера, phreatos – колодец, psichron – холод, ombros – дождь.

Тема: «Жизненные формы организмов»

Задание № 8

Укажите значения терминоэлементов.

Theros – ... .

Задание № 9

Ключевойтерминоэлемент – ФИТОН (греч.) – растение.

Ознакомьтесь со смысловым значением терминов жизненных форм растений (по К.Раункиеру). Затем укажите значения терминоэлементов, использованных при конструировании термина.

1. Криптофиты – жизненная форма (ЖФ) растений, у которых почки возобновления расположены скрыто (в почве или в воде).

2. Гемикриптофиты – ЖФ растений, у которых почки возобновления расположены на незначительной высоте над поверхностью земли.

Терминоэлименты к данной группе заданий представленыв приложении 1[28]


Заключение

С целью нахождения оптимального способа для воплощения в жизнь поставленной нами цели и задач интеграции и систематизации накопленных дидактических материалов, нами были составленырекомендации неоднократно примененные в работе с определениями на разных этапах урока, в результате было отмечено значительное увеличение качества выполнения заданий по составлению определения понятию.

Четкое распределение этапов формулирования определения понятию и следование представленной схемы на уроках в основной школе позволяет обучающимся четко представлять план действий по выполнению данного задания, а в старшей школе отработанная схема действует уже на подсознательном уровне, что позволяет снизить время на выполнения заданий различного уровня сложности.

Представленные способы работы с понятиями на разных этапах урока дают возможность учителю выбрать для себя наиболее удобные и продуктивные из них, в соответствии с целью урока и уровнем подготовки обучающихся.

Одним из наиболее продуктивных способов по, пониманию и запоминанию многообразия терминов и понятий в курсе биологии на наш взгляд является работа по изучению семантического значения слова, такая деятельность позволяет обучающемуся от бессознательно «зазубривания» термины перейти к осознанному пониманию их значение, а также основываясь на ране полученных знаниях самому формулировать определения понятиям имеющим иностранное происхождение не используя дополнительных источников информации, а также самому формулировать термины и понятия.

Одним из ценных составных представленной работы можно считать ее «Приложение», поскольку в нем представлен неоднократно апробированный отобранный материал по основным разделам биологии. Что избавляет учителя и обучающегося от бесконечного поиска нужного слова в справочниках и Интернете.

Таким образом можно считать, что все заявленные задачи решены.

Организованный таким образом образовательный процесс позволяет добиться значимых результатов: 100% общая успеваемость по результатам ЕГЭ, ГИА и тестирования в рамках аккредитации школы, а так же позитивные результаты по итогам олимпиад по биологии и экологии.А при подготовке работ к конференции школьников значительно упрощается работа обучающихся с основной часть работы и во время ответов на вопросы жюри.

Представленные материалы могут быть использованы учителям биологии и преподавателям других дисциплин, которые посредствам использования предложенных материалов повысят уровень развития общеучебных и метопредметных УУД у обучающихся, а так же покажут им более эффективный и быстрый способ при работе со сложными терминами и понятиями.



Список литературы

  1. Алимпиева, Р.В. Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы [Текст] / Р.В. Алимпиева – Ленинград: Издательство Ленинградского Университета, 1986.-176 с.

  2. Батуев А.С., Соколова Л.В. Человек: Основы физиологии и психологии: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений [Текст] / Под ред. / А.С. Батуев, Л.В. Соколова– М.: Дрофа, 2007. – 240 с.

  3. Биология. Большой энциклопедический словарь[Текст] / Под ред. М.С. Гилярова – М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – 864 с.

  4. Богданова, Т.Л. Общая биология в терминах и понятиях.[Текст] / Т.Л. Богданова – М.: Высш. шк., 2005. – 128 с.

  5. Борисевич, А.И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека: Справочное издание.[Текст] /А.И. Борисевич – М.: Высш. шк., 2004. – 272 с

  6. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии [Текст] / М.В., Буланова-Топоркова,А.ВДухавнева., В.С.Кукушин - М.: ИКЦ «МарТ», 2006. - 336 с.

  7. Воронцов, Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Учебн. пособ. для 9–10-х кл. – Н.Н. Воронцов, Л.Н.Сухорукова – М.: Просвещение, 2001. – 223 с.

  8. Вронский, В.А. Экология: словарь-справочник. [Текст] /В.А.Вронский.– Ростов-на-Дону: Феникс,2007. – 576 с.

  9. Гак, В.Г.Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания [Текст] / В.Г. Гак. – М.: Наука, 1971. – 213с.

  10. Гин, А.А. Приемы педагогической техники[Текст]/А.А.Гин. – М.: Вита-Пресс, 2011. – 88 с.

  11. Грин, Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т.[Текст]/ под ред. Н Грин, У Стаут, Д.Тейлор. – М.: Мир2009.

  12. Драгомилов, А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. Учеб.для 8-го кл. общеобразоват. школ. [Текст]/А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 224 с.

  13. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки[Текст]/ сост. Г.И.Лернер. – М.: Просвещение, 2007. – 176с.

  14. Захаров, В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности: Учеб.для 10–11-х кл. общеобразоват. учебн. заведений.[Текст] / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сивоглазов. – М.: Школа-Пресс, 2006. – 624 с.

  15. Ингекамп, К. Педагогическая диагностика.[Текст] / К. Ингекамп. - М.: Педагогика, 1991. - 239 с.

  16. Калинова, Г.С.,. Готовимся к единому государственному экзамену. [Текст] / Г.С. Калинова. – М.: Дрофа, 2007, - 170 с.

  17. Лаврентьева, Н.Б. Социально-психологические проблемы внедрения образовательных технологий.[Текст] / Н.Б. Лаврентьева // Вестник ААЭП. - Барнаул, 1998. - с. 54.

  18. Леонтьев, А.А. Семантическая структура слова.[Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1971. – 200с.

  19. Общая биология: Учеб.для 10–11-х кл. средн. школ.[Текст] / Под ред. Д.К. Беляева – М.: Просвещение, 1993. – 271 с.

  20. Общая биология: Учеб. для 10–11-х кл. школ с углубл. изуч. биологии..[Текст] / Под ред. А.О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. – 544 с.

  21. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. [Текст]/ С.И. Ожегов. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей.1961. – 978 с.

  22. Павлов, И.Ю., Вахненко Д.В. Биология: Словарь-справочник. [Текст]/ И.Ю. Павлов, Д.В. Вахненко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 576 с.

  23. Пакулова, В.М. Работа с терминами на уроках биологии. [Текст]/ В.М. Пакулова. - М.: Просвещение,2003.– 256 с.

  24. Петросова, Р.А., Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии. [Текст]/ Р.А. Петрасова. – М.: Рауб-Цитадель, 1997. – 222 с.

  25. Петросова, Р.А. ЕГЭ 2008. Биология. Федеральный банк экзаменационных материалов.[Текст]/Р.А. Петрасова – М.: Эксмо, 2008, 2009. – 272 с.

  26. Реймерс, Н.Ф. Основные биологические понятия и термины.[Текст]/Н.Ф. Реймерс. – М.: Просвещение, 1988. – 320 с.

  27. Русско-английский и англо-русский словарь. [Текст] // Под ред. У.Т. Маклеода – М.: Наука, 1990. – 768 с.

  28. Работа с терминами на уроках биологии /Л.Н. Анищенко [Электронный ресурс].- http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200801711

  29. Сонин, Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл./ Человек: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд., испр. [Текст] / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.– М.: Дрофа, 2000.– 456 с.

  30. Силакова М.Н., Желябовская Г.И. Организм человека в терминах // Биология в школе. 1993. No 4. С

  31. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е.С.Зенович. – М.: ООО «Агенство «КРПА «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 778с


Приложение 1

Раздел «Человек и его здоровье»

Темы: «Кровь», «Кровообращение»

Задание № 1

Leucos (греч.) – белый, бесцветный.

Cardio (греч.) – сердце.

Myos (греч.) – мышца.

Peri (греч.) – около.

Thrombos (греч.) – пробка, затычка, ком.

Haima (греч.) – кровь.

Philia (греч.) – любовь.

Erythros (греч.) – красный.

Poesis (греч.) – сотворение.

Cytos (греч.) – клетка.

Endo (греч.) – внутри.

Immunitas (лат.) – освобождение.

Systole (греч.) – сокращение.

Anti (греч.) – против.

Transplantatio (лат.) – пересаживание.

Capillaris (лат.) – волосяной.

Agglutinatio (лат.) – приклеивание.

Arteria (греч.) – артерия.

Arteriacus (греч.) – относящийся к трахее.

Phagos (греч.) – пожираю.

Klappe (нем.) – крышка, заслонка.

Lympha (лат.) – влага, чистая вода.

Pulsus (лат.) – удар.

Globus (греч.) – шарик.

Hyper (греч.) – сверх.

Hypo (греч.) – под, вниз.

Tonus (греч.) – давление.

Cor, cordis (лат.) – сердце.

Vena (лат.) – кровеносный сосуд.

Corona (лат.) – венец, венок.

Diastema (греч.) – расстояние, интервал.



Задание № 2

1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют ... .

2. Жидкая соединительная ткань – ... .

3. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – ... .

Продолжение приложения 1

4. Кровяной сгусток – ... .

5. Плазма крови без фибриногена – ... .

6. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин – ... .

7. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – ... .

8. Форменные элементы крови, белые кровяные тельца – ... .

9. Форменные элементы крови, плоские, подвижные безъядерные образования неправильной формы, кровяные пластинки – ... .

10. Человек, дающий кровь для переливания, – ... .

11. Человек, принимающий кровь, – ... .

12. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микроорганизмов и иных чужеродных тел – ... .

13. Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов – ... .

14. Культура ослабленных или убитых микроорганизмов, вводимых в организм человека, – ... .

15. Препарат готовых антител, выделенных из крови животных, которые были специально заражены, – ... .

16. Природное или искусственное соединение, способное вызвать иммунный ответ, – ... .

17. Белки, синтезирующиеся в организме в ответ на присутствие антигена, – … .

18. Состояние повышенной чувствительности организма к антигенам – … .

19. Склеивание и агрегация антигенов под воздействием агглютининов – ... .

20. Дыхательный пигмент, способный обратимо связывать кислород, состоящий из гема (комплексного соединения Fe2+ с порфирином) и белка глобина, – ... .

21. Тканевая жидкость организма, циркулирующая по каналам лимфатической системы, – ... .

22. Вид лейкоцитов, способных проникать через стенки сосудов, поглощать и переваривать болезнетворные микроорганизмы, – ... .



Задание № 3

1. К органам кровообращения относят ... и ... .

2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца к внутренним органам, – … .

3. Сосуды, по которым кровь течет от внутренних органов к сердцу, – ... .

4. Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями, – ... .

5. Путь крови от левого предсердия до правого желудочка – ... .

Продолжение приложения 1

6. Путь крови от правого предсердия до левого желудочка – ... .

7. Самый широкий кровеносный сосуд – ... .

8. Четырехкамерный мышечный орган, работающий в течение всей жизни, – ... .

9. Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, без внешних раздражителей, – ... .

10. Сосуды, снабжающие сердце кровью, – ... .

11. Ритмические колебания стенок сосудов – ... .

12. Недостаточная физическая подвижность – ... .

13. Повышение кровяного давления – ... , понижение – ... .

14. Период сокращения сердечной мышцы – ... .

15. Период расслабления сердечной мышцы – ... .

16. Околосердечная сумка из плотной соединительной ткани – ... .

17. Складки, вдающиеся в просвет сосудов и разделяющие отделы сердца, – ... .

18. Заболевание, вызывающее несвертываемость крови и повышенную кровоточивость сосудов, – ... .

19. Пересадка ткани или органа от донора к реципиенту – ... .

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница