Методические рекомендации для самостоятельной работы студента (срс) Ред. Страница из



страница1/6
Дата29.06.2015
Размер0,81 Mb.
  1   2   3   4   5   6

G-041.07.05.14-2013

Методические рекомендации для самостоятельной работы студента (СРС)

Ред. 1.

Страница из















ГОсударственный медицинский университет г.семей

Методические рекомендации

для самостоятельной работы студента (СРС)



Специальность: СТОМАТОЛОГИЯ

Дисциплина: ОФТАЛЬМОЛОГИЯ

Кафедра: ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ

Курс 3

Темы № 1-6

Составитель (и):

Завуч дисциплины офтальмология,

к.м.н., доцент ________________Семенова Ю.М.

(подпись)

Семей – 2014


Утверждены на заседании кафедры

Протокол № 1 от "2" сентября 2014 г.


Завуч дисциплины офтальмология,

к.м.н., доцент ________________Семенова Ю.М.

(подпись)
Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)

ученая степень, ученое звание


Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________
Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)

ученая степень, ученое звание


Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________
Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)

ученая степень, ученое звание


Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)

ученая степень, ученое звание



1. ТЕМА: Современные методы исследования зрительных функций в офтальмологии -

ЭФИ (электроретинография – ЭРГ, зрительные вызванные потенциалы – ЗВП,

фосфен, критическая частота слияния мельканий - КЧСМ ), их клиническое

значение.



2. ЦЕЛЬ: Приобрести и закрепить полученные знания и навыки в последующей практической работе с больными по применению их в клинической работе и выработке тактики ведения и лечения пациентов с глазной патологией.

3. ЗАДАНИЯ: (план реферата и презентации – основные вопросы темы):

а) современные методы исследования зрительных функций -

ЭРГ – понятие, сущность метода, его клиническое значение, оценка данных в

норме и патологии;

ЗВП - понятие, сущность метода, его клиническое значение, оценка данных в

норме и патологии;

Фосфен – понятие, сущность метода, его клиническое значение, оценка данных в

норме и патологии;

КЧСМ - понятие, сущность метода, его клиническое значение, оценка данных в

норме и патологии.



4. ФОРМА ВЫПОЛНЕНИЯ СРС: реферат, презентация, эссе, ситуационные задачи,

тесты, составление дифференциально-диагностической карты, аннотация, глоссарий.



5. КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ:

Реферата –

I. Оформление работы

А) на титульном листе (по аналогии образца методической разработки

курса) указание академии, факультета, кафедры, курса; точного названия

темы; Ф.И.О. исполнителя, его № учебной группы, факультета; Ф.И.О.



преподавателя, его должности, учёной степени и звания; города, года);

Б) чёткое выделение в заголовок основных вопросов темы, далее следует

текст (по плану темы т.е. соответственно указанных вопросов темы).

Если требования к оформлению не соблюдены, то оценка снижается

на 0,5 балла;

В) объём – 5-6 листов (без учёта титульного листа) формата А3

компьютерного набора – книжный (шрифт 12; поля – слева 2, остальные – 1,5;

масштаб – 75%; междустрочный интервал – одинарный) с

демонстрационным материалом. Рукописный текст (разборчивый) – не

более 10-12 листов.

Превышение или снижение количества страниц от заданных нормативов

влечёт снижение оценки на 1 балл.



II. Полнота изложения материала (соответственно полноты освещения его по

основным вопросам темы) и качество - тщательность проведенной

работы или анализа, чёткость формулировок, ясность выражения

собственных мыслей (а не копирование текста источника), чёткость и

аргументация выводов и предложений). Оценивается в % и баллах.



III. Срок выполнения и сдачи задания по СРС – последний день цикла

практических занятий (если задание сдаётся позже, оценка снижается на

1 балл).

IV. Контроль за СРС (в последний день цикла) – оценка в % и баллах за

письменный ответ на 10 тестовых вопросов или решение ситуационных

задач по данной теме.

Если СРС написана без учёта требований к её выполнению, оценка

снижается на 1 балл.

Для получения максимального балла (4) задание должно быть выполнено

соответственно критериям выполнения СРС.

Эссе

На титульном листе указать:

ГМУ г. Семей,

кафедру, зав. кафедрой,

дисциплину, тему СРС,

Ф.И.О.студента, специальность, группу,

Ф.И.О. проверяющего преподавателя.



Критерии выполнения задания- условия, влияющие на оценочный балл:

  1. В эссе должно быть отражено творческое мышление, критическое осмысление, анализ и письменное изложение четко сформулированных и ясно выраженных собственных мыслей студента;

  2. Структура эссе должна включать: введение, основную часть, заключение;

  3. Объем эссе - 5-7 листов;

  4. Аргументированность выводов и предложений;

  5. Тщательность проведения анализа;

  6. Индивидуальность эссе, его отличие от работ других студентов (избегать «слепого копирования»)

  7. Наличие в конце списка ссылок на литературные источники

  8. Формат А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал. Поля: слева - 30 мм, справа - 10 мм, сверху, снизу - 20 мм.

  9. Своевременность сдачи. При сдаче СРС позже установленного срока оценка снижается на 1 балл;

Презентация в формате Power Point

На титульном листе указать:

ГМУ г. Семей,

кафедру, зав. кафедрой,

дисциплину, тему СРС,

Ф.И.О.студента, специальность, группу,

Ф.И.О. проверяющего преподавателя.



Критерии оценки выполнения задания, влияющие на оценочный балл:

  1. Количество слайдов не менее10 , не более 20.

  2. Презентация должна состоять из 3 компонентов: 1) заставка -это динамичное и эффективное вступление. Задача этой части презентации – привлечь внимание, сформировать позитивный настрой и эмоциональную восприимчивость к представляемой информации. 2) информативная часть презентации оснащается схемами, рисунками, краткой текстовой частью, раскрывающей основные вопросы задания; 3) в заключении должны быть представлены аргументированные выводы и предложения.

  3. Четко указана цель презентации и задачи презентации.

  4. Проведенный необходимый анализ литературы по данному вопросу.

  5. Презентация не должна быть перегружена избытком иллюстрации или текста; иллюстрации должны быть использованы обоснованно.

  6. Интеграция аудио,- видеофайлов в единую презентацию.

  7. Использование контрастного сочетания – светлый текст на темном фоне или темный текст на светлом фоне.

  8. Наличие в конце списка ссылок на литературные источники.

  9. Своевременность сдачи. При сдаче СРС позже установленного срока оценка снижается на 1 балл.

Ситуационная задача

На титульном листе указать:

ГМУ г. Семей,

кафедру, зав. кафедрой,

дисциплину, тему СРС,

Ф.И.О.студента, специальность, группу,

Ф.И.О. проверяющего преподавателя.



Критерии оценки выполнения задания, влияющие на оценочный балл:

  1. Грамотное построение ситуационной задачи по схеме соответствующей истории болезни пациента (жалобы, анамнез, объективное исследование по органам и системам, и т.д.)

  2. Использование корректной медицинской терминологии.

  3. Четко сформулированный студентом диагноз в конце ситуационной задачи.

  4. Предлагаемый студентом план лечения с обоснованием необходимости назначения того или иного препарата.

  5. Наличие в конце списка ссылок на литературные источники.

  6. Формат А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал. Поля: слева - 30 мм, справа - 10 мм, сверху, снизу - 20 мм.

  7. Своевременность сдачи. При сдаче СРС позже установленного срока оценка снижается на 1 балл.

Тесты

На титульном листе указать:

ГМУ г. Семей,

кафедру, зав. кафедрой,

дисциплину, тему СРС,

Ф.И.О.студента, специальность, группу,

Ф.И.О. проверяющего преподавателя.



Критерии оценки выполнения задания, влияющие на оценочный балл:

  1. Объем - 15-20 тестовых заданий.

  2. Необходимость изучения материла темы.

  3. Тщательность составления тестовых заданий множественного выбора (MCQ), тестовых заданий с несколькими правильными ответами(MAQ), расширенных тестовых заданий с множественными ответами (EMAQ).

  4. Четкость формулировок заданий.

  5. Аргументированность и точность правильного ответа, исключающая неверное толкование (не более 2-3 тестовых заданий), но и на уровне понимания (9-11 тестовых заданий) и применения (2-3 тестовых задания).

  6. Формат А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал. Поля: слева - 30 мм, справа - 10 мм, сверху, снизу - 20 мм.

  7. Своевременность сдачи. Своевременность сдачи. При сдаче СРС позже установленного срока оценка снижается на 1 балл.

Составление дифференциально-диагностической карты

На титульном листе указать:

ГМУ г. Семей,

кафедру, зав. кафедрой,

дисциплину, тему СРС,

Ф.И.О.студента, специальность, группу,

Ф.И.О. проверяющего преподавателя.



Критерии выполнения задания- условия, влияющие на оценочный балл:

  1. Объем – не менее 10 критериев дифференциальной диагностики.

  2. Защита – выступление перед аудиторией.

  3. Формат А4 или А3

  4. Своевременность сдачи. При сдаче СРС позже установленного срока оценка снижается на 1 балл.

Аннотация

На титульном листе указать:

ГМУ г. Семей,

кафедру, зав. кафедрой,

дисциплину, тему СРС,

Ф.И.О.студента, специальность, группу,

Ф.И.О. проверяющего преподавателя.



Критерии выполнения задания- условия, влияющие на оценочный балл:

  1. Четкость и простота изложения.

  2. Объем – около 10-15 строчек.

  3. В аннотации должно быть отражено следующее:

    • тип и название аннотируемого документа (монография, диссертация, сборник, статья и др.);

    • задачи, поставленные автором аннотируемого документа;

    • метод, которым пользовался автор (эксперимент, сравнительный анализ, компиляция других источников др.);

    • структура аннотируемого документа;

    • предмет и тему произведения, основные положения и выводы автора;

    • характеристику вспомогательных иллюстративных материалов, дополнений, приложений, справочного аппарата, включая указатели и библиографию.

  1. Формат А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал. Поля: слева - 30 мм, справа - 10 мм, сверху, снизу - 20 мм.

  2. Своевременность сдачи. При сдаче СРС позже установленного срока оценка снижается на 1 балл.

Глоссарий

На титульном листе указать:

ГМУ г. Семей,

кафедру, зав. кафедрой,

дисциплину, тему СРС,

Ф.И.О.студента, специальность, группу,

Ф.И.О. проверяющего преподавателя.



Критерии выполнения задания- условия, влияющие на оценочный балл:

  1. Объем глоссария - 20-25 терминов

  2. Конкретно разъяснить значение каждого термина.

  3. Показать важность значения истолкованных слов по выбранной Вами теме

  4. При написании терминов строго следовать алфавитной последовательности.

  5. Необходимо вписать все значения терминов.

  6. Формат А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал. Поля: слева - 30 мм, справа - 10 мм, сверху, снизу - 20 мм.

  7. Своевременность сдачи. При сдаче СРС позже установленного срока оценка снижается на 1 балл.

6. СРОКИ СДАЧИ: 2-ая неделя

7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: по шкале оценки СРС (согласно критериев выполнения) – см. Силлабус

8. ЛИТЕРАТУРА:

1. В.Ф.Даниличев Современная офтальмология. – СПб.: «Питер»', 2000. – С. 195- 233.

2. Сидоренко Е.И. Офтальмология: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – С. 85-105.

3. Лекция по теме.

4. Тесты по теме.

9. КОНТРОЛЬ (тесты по теме).
Тесты по СРС «Современные методы исследования зрительных функций в офтальмологии - ЭФИ (электроретинография – ЭРГ, зрительные вызванные потенциалы – ЗВП, фосфен, критическая частота слияния мельканий - КЧСМ ), их клиническое значение».

1. ЭРГ – это метод, позволяющий …

1. Дифференцировать внутриглазную патологию

2. Исследовать состояние оптической системы глаза

3. Количественно оценивать функцию колбочек и палочек сетчатки

4. Количественно оценивать функцию зрительного нерва

5. Оценивать функциональное состояние и степень сохранности зрительных путей,

уровень патологического процесса

2. Каждую из волн ЭРГ характеризуют следующие параметры …

1. Величина волны, скорость появления

2. Амплитуда и латентность (время стимуляции)

3. Время появления и латентность

4. Скорость стимуляции

5. Скорость появления и стимуляции

3. Для регистрации очень слабого локального потенциала и обеспечения

неподвижности взгляда при проведении макулярной ЭРГ обязательно используется …

1. Электрод-присоска в виде линзы на глаз

2. Электрод-присоска с вмонтированным источником света (двухцветным светодиодом)

3. Электрод-присоска с вмонтированной оптической системой

4. Электрод-присоска с вмонтированным источником света и оптической системой

5. Фиксирующаяся глазная линза

4. В норме амплитуда волны «а» составляет …

1. 50-100 мкв

2. 100-150 мкв

3. 150-200 мкв

4. 200-250 мкв

5. 250-300 мкв

5. Метод регистрации ЗВП не целесообразно проводить …

1. Для определения состояния зрительных функций, оценки развития зрительной

системы


2. Для определения сохранности зрительных путей, дополнения данных ЭРГ

3. Для локализации уровня патологического процесса

4. Когда ЭРГ не регистрируется

5. Отсутствии патологии зрительного анализатора

6. Для регистрации ЗВП в качестве стимулов используется

1. Световые стимулы (вспышки света) в различном режиме

2. Паттерн- реверсионные стимулы (меняющиеся местами чёрно-белые квадраты и

полосы на неизменном по освещённости экране)

3. Паттерн-реверсионные стимулы (меняющиеся местами чёрно-белые квадраты и

полосы на фоне изменяющейся освещённости экрана)

4. Цветовые стимулы (вспышки цветных источников света)

5. Световые стимулы различной интенсивности

7. Для регистрации электрофосфена (ЭФ) в качестве стимулов используется …

1. Одиночные и серийные световые стимулы

2. Пороговый электрический ток (активный электрод приставляется к наружному углу

орбиты исследуемого глаза), одиночные и серийные раздражения, в т.ч.

ритмические

3. Пороговый электрический ток (активный электрод приставляется к мочке уха),

одиночные и серийные раздражения, в т.ч. ритмические

4. Одиночные цветовые стимулы

5. Одиночные и серийные паттерн- стимулы, в т.ч. ритмические

8. Критериями цифровой оценки результатов ЭФ являются …

1. Электрическая чувствительность (ЭЧ) или порог и лабильность (в т.ч. КЧИФ –

критическая частота исчезновения фосфена )

2. Электрическая чувствительность или порог

3. Электрическая лабильность

4. Лабильность (в т.ч. КЧИФ)

5. Сила порогового электротока

9. Показатели лабильности в норме равны …

1. 20-30


2. 30-40

3. 40-50


4. 40-60

5. 50-70


10. Показатели КЧСМ: 43-45 Гц на красный цвет и 40-43 Гц на зелёный цвет

соответствуют таковым …

1. При врождённых заболеваниях глаз, сетчатки

2. При врождённых заболеваниях ЦНС

3. При катаракте, глаукоме

4. При травматических повреждениях сетчатки, интоксикациях

5. В норме

11. Сущность метода ЭРГ заключается в…

1. Записи электрических потенциалов пигментного эпителия

2. Записи электрических потенциалов колбочкового и палочкового аппарата сетчатки

3. Записи электрических потенциалов нейронов коры больших полушарий

4. Записи зрительных вызванных потенциалов

5. Записи электрических потенциалов нейронов подкорковых центров

12. При раздражении фоторецепторов сетчатки различными патологическими процессами

регистрируется … ЭРГ.

1. Нормальная

2. Супернормальная (увеличение параметров волн)

3. Субнормальная (снижение параметров волн)

4. Негативная (нормальная или увеличенная «а» и сниженная «в» )

5. Угасшая (нерегистрируемая)

13. Ганц-фельд ЭРГ регистрирует биоэлектрические потенциалы в ответ на засвет …

1. Макулярной зоны сетчатки и зрительного нерва

2. Всей периферической зоны сетчатки

3. Всей площади сетчатки

4. Всей центральной зоны сетчатки

5. Зоны зрительного нерва и периферии сетчатки

14. В норме амплитуда волны «в» составляет …

1. 50-100 мкв

2. 100-150 мкв

3. 150-200 мкв

4. 200-250 мкв

5. 250-300 мкв

15. ЗВП – это …

1. Суммарный ответ нейронов коры больших полушарий на импульсы раздражителя

(электрод на области затылочного бугра над проекцией зрительной зоны)

2. Ответ больших полушарий на импульсы афферентного раздражителя

3. Суммарный ответ нейронов больших полушарий на импульсы раздражителя

(электрод на области сосцевидного отростка)

4. Суммарный ответ нейронов больших полушарий на импульсы раздражителя

(электрод на области мочки уха)

5. Ответ нейронов больших полушарий на импульсы афферентного раздражителя

16. Для регистрации ЗВП в качестве стимулов используется …

1. Световые стимулы (вспышки света) в различном режиме

2. Паттерн- стимулы (полосы на фоне равномерной освещённости экрана)

3. Паттерн-реверсионные стимулы (меняющиеся местами чёрно-белые квадраты и

полосы на фоне меняющейся освещённости экрана)

4. Цветовые стимулы (вспышки цветных источников света)

5. Световые стимулы различной интенсивности и режима

17. Местом возникновения первого импульса возбуждения (электрофосфена -ЭФ) является:

1. Корковый центр зрительного анализатора

2. Подкорковые центры зрительного анализатора

3. Лучистость Грациоле зрительного анализатора

4. Хиазма, зрительные тракты

5. Нервные элементы сетчатки (II и III нейроны)

18. По результатам ЭФ электрическая чувствительность (ЭЧ) является показателем …

1. Функционального состояния внутренних слоёв сетчатки, палочкового аппарата

(т.е. периферии)

2. Функционального состояния наружных слоёв сетчатки, колбочкового аппарата

(т.е. центра)

3. Состояния внутренних слоёв сетчатки, палочкового аппарата

4. Состояния наружных слоёв сетчатки, колбочкового аппарата

5. Поражения внутренних и наружных слоёв сетчатки

19. Показатели ЭЧ (порога) в норме равны …

1. 10-15


2. 20-30

3. 40-50


4. 50-60

5. 60-70


20. КЧСМ (критическая частота слияния мельканий) – это …

1. Интенсивность миганий света (красного и зелёного) в течение 5 мин в тёмной кабине

на расстоянии 15 см от глаза с частотой 1-70 Гц, при которой пациент перестаёт

субъективно их различать, а воспринимает мигания, как однородное свечение

2. Интенсивность миганий света (красного и зелёного) в течение в тёмной кабине

3. Мигания красного и зелёного света в течение 5 мин в тёмной кабине

на расстоянии 15 см от глаза с частотой 1-70 Гц

4. Интенсивность миганий света с частотой 1-70 Гц, при которой пациент перестаёт

субъективно различать

5. Интенсивность миганий красного и зелёного света с частотой 1-70 Гц, при

которой пациент перестаёт субъективно различать

21. На ЭРГ волна «а» характеризует активность …, волна «в» - активность …

1. I нейрона сетчатки (фоторецепторов) - II нейрона (биполяров)

2. Колбочек - палочек

3. Фоторецепторов - зрительного нерва (III нейрона)

4. I и II - III нейрона

5. Центрального и периферического отдела зрительного анализатора

22. При необратимых изменениях в сетчатке регистрируется … ЭРГ.

1. Нормальная

2. Супернормальная (увеличение параметров волн)

3. Субнормальная (снижение параметров волн)

4. Негативная (нормальная или увеличенная «а» и сниженная «в» )

5. Угасшая

23. Назовите виды ЭРГ.

1. Макулярная, зональная

2. Ритмическая, паттерн-ЭРГ

3. Общая, локальная, ритмическая, паттерн-ЭРГ

4. Ганц-феьд, локальная

5. Ганц-феьд, ритмическая, паттерн-ЭРГ

24. Для оценки функционального состояния сетчатки ЭРГ не целесообразна …

1. При решении о показаниях к хирургическому лечению при мутных оптических

средах больного

2. Для диагностики видов патологии сетчатки, глубины и степени её поражения

3. Для изучения патогенеза заболеваний сетчатки и зрительного нерва, прогноза,

динамики развития и лечения

4. Для диф. диагностики заболеваний сетчатки и зрительного нерва

5. Для диагностики состояния оптических сред

25. Для регистрации ЗВП в качестве стимулов используется …

1. Световые стимулы (вспышки света) в различном режиме

2. Реверсионные стимулы (меняющиеся местами чёрно-белые квадраты и полосы на

неизменном по освещённости экране)

3. Реверсионные стимулы (меняющиеся местами чёрно-белые квадраты и полосы на

фоне неизменной освещённости экрана)

4. Цветовые стимулы (вспышки цветных источников света)

5. Световые стимулы различной интенсивности

26. Для регистрации ЗВП в качестве стимулов используется …

1. Световые стимулы (вспышки света) различной интенсивности и режима

2. Реверсионные стимулы (меняющиеся местами чёрно-белые квадраты и полосы на

изменяющемся по освещённости экране)

3. Реверсионные стимулы (чёрно-белые квадраты и полосы на фоне неизменной

освещённости экрана)

4. Цветовые стимулы (вспышки цветных источников света)

5. Световые стимулы постоянного режима и интенсивности

27. Электрический фосфен (ЭФ) – это ..

1. Появление болевого ощущения в глазу на раздражение его пороговым

электрическим током

2. Появление цветового ощущения в глазу на раздражение его пороговым

электрическим током

3. Появление светового ощущения в глазу на раздражение его пороговым

электрическим током

4. Появление ощущения искажения предметов в глазу на раздражение его

пороговым электрическим током

5. Появление пятна в глазу на раздражение его пороговым электрическим током

28. По результатам ЭФ лабильность (в т.ч. КЧИФ – критическая частота исчезновения

фосфена ) является показателем …

1. Функционального состояния внутренних слоёв сетчатки, палочкового аппарата

(т.е. периферии)

2. Функционального состояния наружных слоёв сетчатки, колбочкового аппарата

(т.е. центра)

3. Функционального состояния внутренних слоёв сетчатки, связанных с её центральными

отделами

4. Состояния наружных слоёв сетчатки, колбочкового аппарата

5. Поражения внутренних и наружных слоёв сетчатки

29. Снижение лабильности, КЧИФ и ЭЧ (с повышением показателей порога

возникновения ЭФ) наблюдаются при патологии …

1. I нейрона сетчатки

2. II нейрона сетчатки

3. III нейрона сетчатки

4. IV нейрона зрительного анализатора

5. V нейрона зрительного анализатора

30. Клиническое значение метода исследования КЧСМ состоит в ….

1. Оценке функции сетчатки

2. Оценке функции зрительного нерва

3. Оценке функции сетчатки и зрительного нерва

4. Оценке функции периферии сетчатки

5. Оценке функции папилломакулярного пучка (центральных отделов) сетчатки,

корковых нейродинамических связей

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница