Актуальные вопросы морфологии материалы симпозиума с международным участием, посвященного 90 – летию со дня рождения выдающегося ученого профессора Петра Федоровича Степанова



страница1/7
Дата29.06.2015
Размер1,22 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ (МАМ)

Всероссийское научное медицинское общество анатомов, гистологов и эмбриологов (ВНОАГЭ)

ГБОУ ВПО «Смоленская Государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения РФ



Актуальные вопросы морфологии

материалы симпозиума с международным участием, посвященного 90 – летию со дня рождения выдающегося ученого

профессора

Петра Федоровича Степанова

10 октября 2014 года

Смоленск 2014

УДК 611 (092)

В настоящем сборнике отражены результаты научных исследований морфологических кафедр вузов России и ближнего зарубежья, а также специалистов центральных и региональных научно-исследовательских институтов.

Материалы исследований представляют интерес для анатомов, гистологов, эмбриологов, патологоанатомов и других специалистов.

Материалы сборника будут представлены в РИНЦ

Главный редактор: ректор СГМА доктор медицинских наук,

профессор Отвагин Игорь Викторович

Заместитель главного редактора: проректор по научно-исследовательской работе доктор медицинских наук, профессор Бекезин В.В.

Редакционная коллегия : доктор медицинских наук, профессор Степанова И.П., доктор медицинских наук, профессор Баженов Д.В., доктор медицинских наук, профессор Банин В.В., доктор медицинских наук, профессор Колесников Л.Л., кандидат медицинских наук, доцент Галкина Ю.М., кандидат медицинских наук, доцент Новикова Т.Г., кандидат медицинских наук, доцент Юркова Е.А.,

Рецензенты:

-доктор биологических наук , профессор , заведующая кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии ГБОУ ВПО Московский государственный медико – стоматологический университет им. А.И. Евдокимова , Ерофеева Л.М. (Россия г.Москва)

-доктор медицинских наук , профессор , заведующий кафедрой анатомии человека университета медицины и фармации им. Н. Тестемициану Катаренюк И.М. (Молдова г. Кишенев.)

-доктор медицинских наук, профессор , заведующий кафедрой анатомии человека УО Витебский государственный медицинский университет дружбы народов Усович А.К. (Белоруссия г. Витебск )

Компьютерная верстка и дизайн Тудор И.В.

ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия МЗ РФ», 2014



Смоленск, СГМА, 2014
логотип сгма_монохром-1



Степанов Петр Федорович – к 90-летию

СТЕПАНОВ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ родился 12 июля 1924 года в городе Новохоперске Воронежской области в семье служащего. В трудные военные годы 1942 - 1946 гг. после окончания медицинской школы служил в рядах действующей Советской Армии санинструктором роты, фельдшером батальона, а затем - в санитарной службе полка. После демобилизации закончил экстерном 10 класс и в 1946 году поступил на лечебный факультет Воронежского медицинского института, который закончил с отличием в 1951г. Еще будучи студентом, проявил большой интерес к анатомии человека, активно работая в студенческом научном кружке под руководством профессора Н.И. Одноралова. После окончания института П.Ф.Степанов был оставлен для обучения в аспирантуре при кафедре анатомии Воронежского мединститута, одновременно исполняя обязанности ассистента кафедры. По окончании аспирантуры в 1954 году успешно защищает кандидатскую диссертацию «Морфогенез заднего кожного нерва бедра человека». По распределению МЗ РСФСР П.Ф.Степанов был направлен на работу в открывшийся в Забайкалье Читинский государственный медицинский институт, где с 1954 - 1957гг. он работает ассистентом, с 1957г. - доцентом, а с 1958г. возглавляет кафедру анатомии человека и с 1962 – 1966 гг. совмещает заведование кафедрой с обязанностями проректора по учебно-научной работе.

В 1964г. П.Ф. Степанов защитил докторскую диссертацию «Развитие структуры периферических нервов человека (анатомо-гисто-эмбриологическое исследование)», а в 1966г. ему присваивается ученое звание профессора.

С декабря 1966г. и до последних дней своей жизни – 10 октября 1989 года профессор П.Ф. Степанов заведовал кафедрой анатомии Смоленского государственного медицинского института. Научные интересы профессора П.Ф. Степанова - изучение морфологии периферической нервной системы человека в антенатальном и постнатальном онтогенезе, возрастной морфологии нервной и сосудистой систем организма в условиях нормы и при экстремальных состояниях, изучение структурных изменений костной системы, анатомии вариантов и аномалий развития, новых методик морфологического исследования, вопросов истории медицины, анатомической терминологии, совершенствования учебного процесса и оптимизации преподавания анатомии.

Под руководством профессора П.Ф. Степанова выполнено и защищено 9 докторских, 47 кандидатских диссертаций, издано 9 монографий, 14 учебных пособий, 2 изобретения, 46 рационализаторских предложений, опубликовано 308 статей и тезисов. П.Ф. Степанов был председателем Смоленского отделения ВрНОАГЭ, заместителем председателя ВрНОАГЭ, членом Пленума Правления ВрНОАГЭ, председателем учебно-методической комиссии при Президиуме ВрНОАГЭ, членом проблемной комиссии по нормальной и топографической анатомии при Ученом совете Минздрава РСФСР, членом проблемной комиссии «Функциональная анатомия», членом Центральной проблемной учебно-методической комиссии по анатомии при ГУУЗ МЗ СССР, редактором Большой медицинской энциклопедии по анатомии, гистологии и эмбриологии, рецензентом ВАК. П.Ф.Степанов был награжден орденом «Знак Почета», значком «Отличник здравоохранения», медалями «Ветеран труда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».

Коллектив кафедры анатомии человека и члены смоленского отделения Вр НОАГЭ Смоленской государственной медицинской академии в годовщину 90-летия со дня рождения глубоко чтят память профессора Петра Федоровича Степанова - выдающегося отечественного учёного, изучая и развивая его научное, учебное и историческое наследия.

Не забывайте своих учителей !!!

Алексеева Н.Т., Кварацхелия А.Г., Карандеева А.М. (г. Воронеж)

Формирование профессионально-ориентированной личности студента на кафедрах морфологического профиля

На протяжении всего процесса обучения в высшей медицинской школе стоит задача улучшения качества выпускаемых специалистов. В понятие качества специалиста входит как его профессиональные навыки, так и личностно-ориентированный подход в деятельности врача. В связи с этим процесс обучения в вузе должен обеспечивать формирование профессиональных знаний и умений, а также клинического мышления и мотиваций, обеспечивающих эффективную трудовую деятельность, и зависит от личностной компетентности преподавателя. В медицинском вузе общепринятые понятия профессиональной компетентности преподавателя фундаментальных дисциплин включают в себя также знания в области клинических дисциплин и их постоянное совершенствование, способность привить студентам клиническое мышление, ориентировать обучающихся на уважительное и гуманное отношение к пациентам.Преподаватели кафедры анатомии человека Воронежской государственной медицинской академии имеют возможность на начальных этапах обучения привить студентам профессиональное и личностно-ориентированное отношение к выбранной профессии.Для расширения рамок аудиторных занятий студентам предоставляется возможность применить полученные на занятиях навыки и умения при подготовке докладов на межкафедральные и всероссийские конференции. Студенты активно участвуют в научной жизни кафедры, проводя совместно с руководителями экспериментальные исследования, а затем анализируя полученные данные, особой популярностью пользуются тематические экскурсии на базе кафедрального музея, основной целью которых является активизация процесса формирования психологической готовности обучающегося к профессиональному самоопределению.




Боголепова И.Н., Малофеева Л.И. (г. Москва)

Гендерные различия цитоархитектоники корковых структур мозга мужчин и женщин.

В последние десятилетия большое внимание привлекает к себе исследование когнитивных способностей мужчин и женщин. Неоспоримо доказана выраженная разница в таких проявлениях как восприятие, внимание, память, а также в эмоциональных, пространственно-ориентировочных и моторных реакциях мужчин и женщин. Настоящее время требует углубленного исследования высшей психической деятельности мужчин и женщин, а также структурной организации центральной нервной системы, которая лежит в основе формирования поведения, эмоций, когнитивных функций мужчин и женщин. Настоящая работа была направлена на решение проблемы гендерных различий строения корковых формаций мозга мужчин и женщин. Исследование было проведено на непрерывных сериях фронтальных срезов левого и правого полушария мозга мужчин и женщин, окрашенных по методу Ниссля. Морфометрические данные были получены с помощью электронно-вычислительного комплекса «DiaMorph cito-W» (Россия). В результате проведенного исследовании были впервые выявлены ведущие цитоархитектонические принципы строения корковых формаций мозга мужчин и женщин. Установлены особенности нейронного состава отдельных цитоархитектонических слоев корковых полей лобной, лимбической, нижне-теменной областей. Выявлены особенности плотности расположения нейронов и глии в цитоархитектонических структурах мозга мужчин и женщин. Показаны различия в выраженности межполушарной асимметрии мозга мужчин и женщин.



Боголепов Н.Н. (ФГБУ «НЦН» РАМН, Москва)

Возрастные изменения синапсов коры большого мозга

Полученные нами данные указывают на то, что пластичность межнейрональных связей в значительной мере зависит от возраста. Материалом для нашего исследования служил мозг больных в возрасте от 40 до 80 лет, погибших от причин, не связанных непосредственно с поражением мозга. Всего было изучено 8 случаев. Электронномикроскопически исследовали сенсомоторную и лобную кору большого мозга. В результате работы показано, что при старении прежде всего уменьшается количество активных зон синапсов, в большей мере при этом уменьшается количество симметричных контактов по сравнению с асимметричными. В пресинаптических отростках уменьшается количество синаптических пузырьков и нарушается их распределение. Существенным моментом, свидетельствующим о патологии прохождения импульсов в синапсе, являются изменения контакта синаптических пузырьков и пресинаптической мембраны, уменьшение числа пузырьков, стыкованных с мембраной, отсутствием пузырьков, открывающихся в синаптическую щель, замещением пузырьков у мембраны осмиофильным материалом.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что в коре большого мозга при старении наблюдается нарушение ультраструктуры синапсов, приводящее к нарушению их функции. Изменение ультраструктуры синапсов является одним из факторов нарушения системной деятельности мозга.

Будник А.Ф. (г. Нальчик)

Основные этапы развития простаты человека в постнатальном онтогенезе

Исследовано 150 простат людей, умерших от причин не связанных с патологией мочеполовой системы, от 1 дня жизни до 86 лет. Исследования проводились на базе республиканского патологоанатомического бюро г. Нальчика и ГКБ № 12 г. Москвы. Забор простаты осуществляли в сроки до 8 часов после наступления смерти. Материал разделён на 15 возрастных групп в соответствии со схемой возрастной периодизации онтогенеза человека, принятой на седьмой Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1990г).

Простата на ощупь плотно-эластической консистенции, окружена капсулой. На разрезе серовато-белого цвета. После макроскопического описания органа измеряли ширину, толщину и высоту простаты (в мм) и ее массу (в г) с помощью весов электронных CASCBL-220H.

На протяжении постнатального онтогенеза определяются три основные формы органа: шаровидная, овальная, каштанообразная. Форма простаты изменяется на протяжении от 1 года до 86 лет: на первом году – шаровидная, от 1 года до 40 лет – овальная, в возрасте 41-86 лет – каштанообразная.

Установлены онтогенетические стадии развития простаты:

а) начального роста (возраст 1 день – 3 года);

б) ускоренного роста (возраст от 4 до 12 лет);

в) интенсивного роста (возраст от 13 до 30 лет);

г) стабилизации (возраст от 30 до 74 лет);

д) обратного развития или инволюции (возраст от 75 лет и старше).

Развитие структурных компонентов простаты – паренхима, строма, сосудистая система – происходит последовательно и взаимосвязано на всех этапах постнатального онтогенеза, подчиняясь общебиологическим закономерностям и имея при этом индивидуальные особенности.
Васильева В.А., Павлычева Л.А., Шумейко Н.С. (г. Москва)

Изменения ширины коры и слоёв двигательной, зрительной и задней ассоциативной областей коры большого мозга человека в онтогенезе

В задачу работы входило изучение индивидуальных различий показателей ширины коры и её слоёв в разных полях большого мозга человека от рождения до 20 лет (89 наблюдений). На фронтальных срезах на вершине извилины измеряли ширину коры, её отдельных слоёв и подслоёв с помощью окуляр-микрометра на препаратах, окрашенных по Нисслю.

В двигательной области коры наибольшая скорость роста ширины коры после рождения отмечается в поле 6. Ширина коры стабилизируется в поле 4р после 5, в поле 6 – после 8, в поле 6ор – после 9 лет. Наибольшая скорость роста ширины III слоя отмечается в поле 4р от рождения до 3 лет, в полях 6 и 6ор – в первые пять лет, а стабилизация наступает в поле 4р после 6 лет, в поле 6ор – после 7 лет, в поле 6 – после 8 лет. Для III и V слоёв двигательной коры характерны более высокие значения коэффициентов вариации по сравнению со всей шириной коры.

В зрительной зоне ширина коры полей 17, 19 и 37ас наиболее значительно увеличивается в течение первого года жизни и более равномерно от 1 года до 3 лет. Рост коры в ширину стабилизируется в поле 17 с 7 лет, в поле 19 – с 8 лет и в поле 37ас – с 10 лет. Интенсивность роста слоёв коры в различных полях неодинакова. Ширина IV слоя в поле 17 стабилизируется после 6 лет, ширина III слоя в поле 19 – после 8 лет, в поле 37ас – после 9 лет. Скорость роста V слоя во всех полях незначительна. Ширина зрительной коры характеризуется более низким уровнем вариабельности по сравнению с шириной слоёв.

Таким образом, в период от рождения до 20 лет в двигательной, зрительной и задней ассоциативной областях коры большого мозга человека скорости роста ширины коры, слоёв и степень выраженности индивидуальной вариабельности по-разному проявляются в различных корковых полях.

Волкова Е.С., Сальникова Е.П. (г.Уфа)

Влияние лечебной гимнастики на морфологические параметры голеностопного сустава в восстановительный период после отморожений.

При использовании традиционных методов лечения отморожений нижних конечностей, требующих оперативного вмешательства, глубокими инвалидами остаются до 60 % пострадавших, что требует использования в восстановительный период специальных комплексов лечебной гимнастики. При отморожениях с длительным постельным режимом происходит ослабление мышечного и связочного аппаратов, повышение тонуса сгибателей и разгибателей с развитием рубцовых дерматогенных контрактур, которые примерно в 30 % случаев сочетаются с мио- и артрогенными. Под наблюдением находилось 12 мужчин в возрасте 20-27 лет, перенесших дермапластику, которые занимались лечебной физической культурой по усовершенствованной методике С.Н. Попова, с включением в основную часть занятия тренировки на велотренажере с высокой посадкой. Занятия ЛФК проводились 3 раза в неделю продолжительностью по 45 минут, в течение 6-и недель. Морфологические показатели голеностопного сустава исследовались до и после проведения курса двигательной реабилитации. Исходные данные составляли от 70 до 75% от нормы. Для оценки амплитуды движений в голеностопном суставе использовался метод гониометрии с помощью ортопедического угломера. Ограничение двигательной активности, наряду с ухудшением подвижности сустава, сопровождалось гипотрофией мышц нижних конечностей, в том числе икроножной. Тонус икроножной мышцы, являющейся сгибателем голеностопного сустава, измеряли с помощью пружинного миотонометра Сирмаи. Проведенное исследование показало, что занятия на велотренажере с высокой посадкой позволяет эффективно воздействовать на функциональное состояние пациентов: так, по сравнению с исходными данными статистически значимо повышается подвижность в голеностопном суставе (угол сгибания увеличивается на 7,8 %, разгибания на 7,1 %); амплитуда тонуса икроножной мышцы на 17,7 %.


Воронцова З.А., Шишкина В.В. (Воронеж)

Реакция кишечно-ассоциированной лимфоидной ткани в отдаленные сроки после γ-облучения в малых дозах

В настоящее время интерес к восстановительным процессам возрастает в связи с попыткой усилить их с помощью клеточной терапии. С использованием гистохимических, гистологических и морфометрических методов исследования проведен анализ состояния лимфоидной ткани слизистой оболочки тощей кишки как одного из ведущих органов иммунного ответа в разные по отдаленности сроки после однократного и фракционированного γ-облучения в диапазоне возрастающих малых доз 0,1;0,2;0,5; и 1 Зв с мощностью 50 г/ч. В эксперименте представлено 44 группы, составляющих 288 белых лабораторных крыс-самцов. Отдаленные пострадиационные биоэффекты γ-облучения характеризовались активизацией лимфоидного аппарата, информирующего о неблагополучии гомеостаза на фоне энзимопатии энтероцитов. Индекс миграции лимфоцитов определял их чувствительность в диапазоне малых доз и эффективность каждой из них. Между мигрировавшими и стромальными лимфоцитами был обнаружен весь спектр связей. Лимфоциты способны усиливать цитокинез и воспроизводить все особенности морфогенеза, если для органа характерен высокий уровень пролиферации. Анализ дозо-временной зависимости индекса миграции пострадиационного периода показал гетерогенность топографической динамики распределения лимфоцитов в эпителии (p<0,05). Таким образом, кратность применения доз γ-облучения не изменяла судьбу гомеостаза на фоне динамичности пролиферации и активности лимфоцитов, видимо, вызванную воздействием сопутствующих факторов на уровне организма.


Воронцова З.А., Коровина А.С., Лутфуллина Д.А. (Воронеж)

Реакция надпочечников после урановой инкорпорации в эксперименте.

В исследовании на 150 половозрелых белых крысах-самцах с начальным возрастом 4 мес после однократной инкорпорации обедненного урана в дозе 0,1 мг на 100 г массы, с периодом наблюдения 1; 3 и 6 мес был проведен анализ исследования коры надпочечников с применением липидных маркеров, определяющих стероидогенез по их интегральной яркости распределения, а также морфометрия с характеристикой зон при окраске гематоксилином и эозином. Необходимо отметить диффузную гиперплазию клубочковой и сетчатой зон в динамике наблюдаемых сроков. Пучковая зона уменьшалась и имела кластерное строение, сочетающее светлые и темно-эозинофильные клетки, спустя 3 мес, а через 6 мес преобладали темно-оксифильные клетки и единичные островки светлых клеток. Иногда наблюдалась диффузная или трабекулярная метаплазия мозгового вещества в сетчатую и пучковую зоны. Интегральная яркость распределения липидов в зонах коры показала зависимость их от хронодинамики наблюдаемых сроков. В клубочковой зоне отмечено снижение яркости липидов, сетчатая зона испытывала аналогичную динамику (р<0,05). В пучковой зоне накопление липидов происходило по возрастающей функции в хронодинамике эксперимента. Липиды распределялись мозаично, с преимуществом в наружной части пучковой зоны и спустя 6 мес, их интегральная яркость превышала показатели контроля в два раза (р<0,05). Высокая интегральная яркость липидов, видимо является результатом повышенной потребности в стероидогенезе. Таким образом, реакция надпочечников носила хронический характер изменений всех зон, определяя кумулятивный радиотоксический характер опосредованного воздействия.



Галахов Б.Б., Суворова Г.Н., Конюхов В.Н., Чемидронов С.Н. (Самара)

Кластеризация морфометрических показателей гемомикроциркуляторных модулей эпикарда и подслизистого слоя поперечной ободочной кишки человека

Использование преобразования W (вурфа) позволило увидеть близкие величины отклонений углов отхождения микрососудов гемомикроциркуляторных модулей различных органов человека и животного (кошки).

Проведенная кластеризация с помощью самоорганизующихся карт в топологической карте частот выигрышей гемомикроциркуляторных модулей эпикарда и подслизистого слоя поперечноободочной кишки человека четыре кластера. В контрольной выборке для эпикарда по абсолютным значениям они были равны: 200 шт., 100 шт., 47 шт., 150 шт. Для подслизистого слоя поперечноободочной кишки: 30 шт., 10 шт., 12 шт., 1 шт., соответственно. Значения углов отхождения структурных компонентов гемомикроциркуляторного модуля эпикарда и преобразования W по модулю в кластерах от 1,32 до 1,35, а в глубоком подслизистом сплетении поперечноободочноободочной кишки – 1,35.

Причиной близости значений отношения углов отклонения, выраженное через преобразование W, является общность «геометрического порождения» артериальных и венозных звеньев (отдельно друг от друга), и в т.ч. в различных кластерах. А их различие в значениях – влиянием случайного фактора, не позволяющим в полной мере видеть идентичность в строении морфологических структур.

Использование СОК Кохонена и преобразования W (вурфа) позволяет подтвердить общность геометрического порождения артериального и венозного отделов микроциркуляторного русла в т.ч. и фрактальность.
Галкина Ю.М., Кузьмина Е.П. (г. Смоленск)

Особенности преподавания анатомии человека в соответствии с ФГОС
На кафедре анатомии человека с 2011 года в соответствии с ФГОС осуществляется преподавание анатомии по базовой части цикла, кроме того анатомические дисциплины выделены в вариативной части цикла.Для методического обеспечения всех дисциплин, преподаваемых на кафедре, составлены учебно-методические комплексы, основывающиеся на компетентностном подходе к преподаванию.

Знание строения тела человека для каждого врача трудно переоценить, также как и то, что для изучения клинической анатомии в любой специальности базовыми являются знания нормальной анатомии. Наиболее значимыми для усвоения материала и формирования компетенций являются практические занятия, часы на которые сокращены на 30%,поэтому в течение последних двух лет занятия стали проводиться преимущественно один раз в неделю. Объем программы не изменился, как результат нагрузка на занятиях стала значительно выше. Кроме того, мы сталкиваемся все с более слабой базовой школьной подготовкой первокурсника. Многие студенты привыкли к репетиторству, индивидуальной работе, полному контролю родителей и учителя, и проблемы с их адаптацией только усугубляются такой кратностью занятий и встреч с преподавателем. Часы, выделенныепо вариативной части цикла,к сожалению нельзя равномерно распределить по семестрам. При анкетировании студенты 2 курса наиболее часто высказывали пожеланиео выделении большего количества часов на практические занятия. Большая учебная нагрузка на кафедре с вредными условиями труда и невысокая заработная плата не мотивируют сотрудников к успешной работе. На кафедре складывается достаточно сложная кадровая обстановка, уходят подготовленные специалисты, и кафедра не может обеспечить кадрами учебный процесс без привлечения совместителей.

Кафедра на данный момент находится в переходном состоянии, пытаясь сохранить качество обучения, несмотря на все нововведения. Наиболее непонятным и для сотрудников и для студентов является недооценка дисциплины «анатомия человека» для будущего врача в новом стандарте, отразившаяся в сокращении часов на практические занятия.


Гасымова Т.М.(Баку)

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница