С. И. Георгиевского загорулько А. К., Давыдова А. А шаланин В. В кафедра патологической анатомии с биопсийно-секционн ым курсом методические рекомендации



страница1/10
Дата29.06.2015
Размер1,88 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. С.И. ГЕОРГИЕВСКОГО


Загорулько А.К., Давыдова А.А Шаланин В.В..

КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ С БИОПСИЙНО-СЕКЦИОННым КУРСОМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическим занятиям по патологической анатомии

для студентов медицинского факультета

СИМФЕРОПОЛЬ – 2013

УДК 61:583

Z-66

Авторы:

Доктор медицинских наук, профессор Загорулько А.К.

Кандидат медицинских наук, ассистент Шаланин В.В.

Кандидат медицинских наук, ассистент Давыдова А.А.

Рецензенты:

Троценко Б.В. – профессор кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского.

Фоминых Т.А. – заведующая кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии Крымского медицинского университета им. С.И. Георгиевского, профессор.
Учебно-медицинские рекомендации на русском языке, составлены на кафедре патологической анатомии с биопсийно-секционным курсом ГУ «КГМУ имени С.И.Георгиевского» академиком Международной Академии патологии, заведующим кафедры патологической анатомии с биопсийно-секционым курсом профессором Загорулько А.К., ассистентом Шаланиным В.В., ассистентом Давыдовой А.А., при участии проф. Биркуна А.А., проф. Нестерова Е.Н., доц. Филоненко Т.Г., доц. Нечипоренко Г.В., доц. Новикова Н.Ю.
В рекомендациях в достаточном объеме для каждого занятия представлены актуальность изучаемой темы, цели и задачи занятия, основные вопросы темы, практические навыки, которые должны быть освоены студентами, алгоритмы описания макро- и микропрепаратов, рекомендуемая литература, ситуационные задачи.

Формулировка задач, их количество и вариабельный уровень трудности, достаточный объем для каждой темы позволяет рекомендовать их в качестве подготовки студентов к компьютерному тестированию «КРОК-1».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Модуль 1. Общий курс. ……………………………………………………………………………….5
Смысловой модуль 1. Введение. Морфология повреждения и смерти клеток и тканей. …………………5
Тема 1. Предмет и задачи патоморфологии. Методы патоморфологических исследований. Основные этапы развития патоморфологии. Вскрытие. ……………………………………………………...5

Тема 2. Морфология обратимого и необратимого повреждения клеток и тканей. Внутриклеточное и внеклеточное накопление белков, жиров и углеводов. …………………………………………..6

Тема 3. Нарушение обмена веществ и их метаболизма. Морфология патологического накопления эндогенных и экзогенных пигментов. Морфология нарушения минерального обмена. ……..10

Тема 4. Морфология клеточного повреждения и смерти клеток и тканей. Некроз и апоптоз. Патоморфология органной недостаточности. ……………………………………………………13
Смысловой модуль 2. Нарушение крово – и лимфообращения. Воспаление. Иммунопатологические процессы. Регенерация, процессы адаптации и компенсации. …………………………………15

Тема 5. Нарушение кровообращения: гиперемия и полнокровие, ишемия, стаз, кровотечение, кровоизлияние, плазморрагия, шок. Нарушение лимфообращения. Нарушение водно-электролитного баланса. …………………………………………………………………………..15

Тема 6. Нарушение гемостаза. Тромбоз, эмболия, инфаркт, ДВС-синдром. …………………………….18

Тема 7. Общее учение о воспалении. Экссудативное воспаление. Морфология экссудативного воспаления. …………………………………………………………………………………………20

Тема 8. Пролиферативное воспаление. Специфическое воспаление. Гранулематоз. Патоморфология иммунной системы. ………………………………………………………………………………..23

Тема 9. Морфология адаптационных и компенсаторных процессов. Регенерация, восстановление, заживление ран. Склероз. …………………………………………………………………………26
Смысловой модуль 3. Морфология опухолей. ……………………………………………………………..29

Тема 10. Общее учение об опухолях. ……………………………………………………………………….29

Тема 11. Номенклатура и морфологические признаки эпителиальных опухолей. Опухоли экзо- и эндокринных желез, эпителиальных покровов. ………………………………………………….32

Тема: 12. Номенклатура и функциональные признаки опухолей из производных мезенхимы. ………..35

Тема 13. Опухоли нервной ткани, центральной нервной системы. Номенклатура и морфологические особенности опухолей, которые происходят из меланинобразующей ткани. Особенности опухолевого роста в детском возрасте. Дизонтогенетические опухоли. Тератомы и тератобластомы. …………………………………………………………………………………...37

Тема 14. Анемии. Тромбоцитопатии. Коагулопатии. Лейкозы (лейкемии) и лимфомы …………………40

Финальный тестовый контроль модуля 1. «Общие патологические процессы».

Список вопросов для подготовки студентов

к финальному модульному контролю. ……………………………………………………………………....43

Описание экзаменационных макропрепаратов (6-я гор.больница). ……………………………………….44

Описание экзаменационных макропрепаратов (РКБ им.Семашко). ……………………………………....46

Список экзаменационных микропрепаратов. ……………………………………………………………….48


Модуль 2. Частный курс. …………………………………………………………………………...49
Смысловой модуль 4. Болезни системы крови и сердечно-сосудистой системы. Заболевания нервной системы. …………………………………………………………………………………………….49

Тема 1.. Атеросклероз и артериосклероз. Гипертоническая болезнь и симптоматические гипертензии. Ишемическая болезнь сердца. Болезни нервной системы. Церебро-васкулярна болезнь. …………………………………………………………………………………………………………49

Тема 2. Системные болезни соединительной ткани с аутоиммунизацией. Приобретенные пороки сердца.……………………………………………………………………...........................................52

Смысловой модуль 5. Болезни органов дыхания. Болезни пищевода, желудка, кишечника. Болезни печени, желчевыводящих путей, поджелудочной железы. ……………………………………. 55

Тема 3. Заболевание органов дыхания. Острые пневмонии. Хронические неспецифические заболевания легких…………………………………………………………………………………………………55

Тема 4. Заболевания желудочно-кишечного тракта. Гастрит. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.Аппендицит………………………………………………………….58

Тема 5. Болезни печени (гепатиты, гепатозы, циррозы печени), желчевыводящей системы и поджелудочной железы……………………………………………………………………………..61

Смысловой модуль 6. Болезни эндокринной системы. Болезни мочеполовой системы. Болезни костно-мышечной системы. …………………………………………………………………………….....64

Тема 6. Болезни почек. Гломерулопатии. Тубулопатии.……………………………………………………64
Тема 7. Болезни женской и мужской половой системы. Болезни эндокринной системы (болезни гипофиза, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, надпочечников).………………………………………….................................................................67

Смысловой модуль 7. Заболевания беременности и послеродового периода. Заболевание пре и перинатального периода. Патология заболеваний связанных с воздействием окружающей среды и питанием. Ятрогенная патология. ……………………………………………………...70

Тема 8. Пренатальная патология. …………………………………………………………………………...70
Тема 9. Патология беременности. Перинатальная патология………………………………………………73

Смысловой модуль 8. Патоморфология инфекционных болезней. ……………………………………....76
Тема 10. Инфекционные и паразитарные болезни. Характеристика инфекционного процесса. Кишечные инфекции: дизентерия, брюшной тиф, коли-инфекция, сальмонеллезы, холера. ………………………………………………………………………………………………………..76

Тема 11. Вирусные воздушно-капельные инфекции. Детские инфекции: дифтерия, скарлатина, менингококковая инфекция, корь………………………………………………………………….79

Тема 12. Клинико-анатомические формы туберкулеза. ВИЧ-инфекция. Бешенство. Рикетсиозы. Карантинные инфекции. Прионовые инфекции. ………………………………………………………………………………………………………..82

Тема 13. Клинико-анатомические формы сепсиса………………………………………………………….85
Финальный тестовый контроль модуля 2. «Частная патоморфология».

Список вопросов для подготовки студентов

к финальному модульному контролю. ………………………...…………………………………………...87

Описание экзаменационных макропрепаратов (6-я гор. больница). ……………………………………..90

Описание экзаменационных макропрепаратов (РКБ им.Семашко). ……………………………………..92

Список экзаменационных микропрепаратов. ……………………………………………………………...94


Модуль 1. Общий курс.

Смысловой модуль 1. Введение. Морфология повреждения и смерти клеток и тканей.
Тема 1. Предмет и задачи патоморфологии. Методы патоморфологических исследований. Основные этапы развития патоморфологии. Вскрытие.
Актуальность темы: Знание темы необходимо для усвоения других тем общего курса патологической анатомии, а также патологической анатомии болезней (частного курса). Патоморфология – наука, изучающая структурные (материальные) основы болезней для понимания фундаментальных основ медицинской науки и углубленного изучения клиники заболеваний с последующим использованием полученных знаний в практической работе врача. При изучении клинических дисциплин и в практической работе врача знание методов, целей и задач патологической анатомии, а также понятие значимости биопсии в ранней диагностике заболеваний и, соответственно, своевременности и обоснованности терапии важно для клинико-анатомического анализа.
Цель занятия. Ознакомиться с методами, используемыми патологической анатомией, цели и задачи, стоящие перед патологической анатомией. Структура патологоанатомической службы в Украине. Типовое устройство патологоанатомического отделения или бюро.
Вопросы для практического занятия.

  1. Патоморфология: содержание, задачи, предмет исследования, место в медицинской науке и практическом здравоохранении, связь с другими областями науки.

  2. Методы патологической анатомии. Биопсия: определение, цель, основные виды в зависимости от метода и времени получения, клиническое значение.

  3. Аутопсия: современные задачи, методы проведения и клиническое значение.

  4. Современное понимание гуморальных, клеточных и молекулярных аспектов в патологии. Диалектическое единство структуры и функции в развитии патологического процесса.

  5. Понятие о патологическом процессе и болезни. Этиология, патогенез и патоморфоз.

  6. Органопатологический, синдромный и нозологический принципы классификации болезней.

  7. Диагностика: принципы образования, понятие об основном заболевании, его осложнениях, прямая и непосредственная причина смерти.

  8. Период танатогенеза. Ранние признаки клинической и биологической смерти. Морфологические признаки биологической смерти и посмертные изменения.

  9. История развития патологической анатомии. Работы Морганьи, Рокитанского, Вирхова. Теория клеточной патологии и ее важность для медицинской науки.


Вопросы для самоподготовки.

  1. Современное понимание гуморальных, клеточных и молекулярных аспектов в патологии. Диалектическое единство структуры и функции в развитии патологического процесса.



Практические навыки.

  1. Студент должен знать схему описания макро- и микропрепаратов.

  2. Студент должен уметь определять патологический процесс в макро- и микропрепаратах.

  3. Студент должен знать алгоритм аутопсии.


Схема описания макропрепарата.

  1. Название макропрепарата

  2. Размеры

  3. Форма (округлая, неправильная, овальная и пр.)

  4. Цвет поверхности

  5. Состояние поверхности органа (гладкая, шероховатая и пр.)

  6. Консистенция (плотная, мягкая, плотноэластическая и пр.)

  7. Состояние на разрезе (однородное – при соответствии нормальной структуре органа/ткани, или не однородное при наличии патологических образований). Описание патологических образований при их наличии производится по вышеперечисленным пунктам.



Схема описания микропрепаратов:

  1. На малом увеличении определить орган или ткань.

  2. Отметить изменения стромы органа: количество соединительной ткани, состояние сосудов (сужение просвета, утолщение стенок или их структурные изменения)

  3. На большом увеличении отметить изменения паренхиматозных элементов в органе: размер клеток, количество ядер, состояние цитоплазмы.

  4. Определить патологический процесс.


Студент может использовать для подготовки к практическим занятиям следующую литературу:

    1. Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. М., 1993.

    2. Серов В.В., Ярыгин Н.Е., Пауков В.С. Патологическая анатомия / Атлас. М., 1986.

    3. Пальцев М.А., Аничков Н.М. Патологическая анатомия: учебник в 2-х томах. М.: Медицина, 2001.

    4. Цинзерлинг В.А., Цинзерлинг А.В. Патологическая анатомия: учебное пособие для медицинских вузов. СпБ.: СОТИС, 1996, 2005.

    5. Патологическая анатомия плода и ребенка. Руководство для врачей в 2-х томах / А.А. Биркун, В.В. Власюк, П.С., Гуревич и др.; Под.ред. Т.Е. Ивановской, Л.В. Леоновой. М.: Медицина, 1989.

    6. Патологическая анатомия: учебное пособие по патологической анатомии / Филоненко Т.Г., Новиков Н.Ю. Симферополь: Таврида, 2003.

    7. Биркун А.А. Неспецифические процессы при туберкулезе легких. М.: Медицина, 1971.

Тема 2: Тема: Морфология обратимого и необратимого повреждения клеток и тканей. Внутриклеточное и внеклеточное накопление белков, жиров и углеводов.
Актуальность темы: паренхиматозные дистрофии (внутриклеточные накопления) – это накопление аномального количества различных веществ в клетках. Паренхиматозные дистрофии развиваются в функциональных клетках, таких как клетки печени, почек, миокарда и характеризуется накоплением белков, жиров и углеводов в их цитоплазме. Стромально-сосудистые или мезенхимальные дистрофии (внеклеточные накопления) развиваются в соединительной ткани в результате метаболических расстройств. Среди белковых мезенхимальных дистрофий выделяют: мукоидное набухание, фибриноидное набухание, гиалиноз. Эти патологические процессы являются последовательными стадиями дезорганизации соединительной ткани. Особое место среди внеклеточных накоплений занимает амилоидоз, осложняющий течение многих хронических и заболеваний, и сам по себе вызывающий тяжелые необратимые изменения в органах. Понимание этих процессов необходимо для понимания патогенеза заболеваний и клинико-анатомического анализа аутопсий.
Цель занятия: Изучить морфологические особенности паренхиматозных и мезенхимальных дистрофий, объяснить причины и механизмы их развития, оценить исходы и определять их значение для организма.

Вопросы для самоподготовки.

  1. Врожденные энзимопатии (болезни накопления) и их значение в детской патологии.

  2. Болезни накопления связанные с нарушением обмена аминокислот: цистиноз, тирозиноз, фенилкетонурия.

  3. Накопительные (системные) липидозы: болезнь Гоше (глюкозилцереброзидлипидоз), болезнь Ниманна-Пика (сфингомиелинлипидоз), болезнь Тея-Сакса (ганглиозидлипидоз).

  4. Гликогенозы и их типы: болезнь Гирке, Помпе, Мак-Ардля, Герса, Андерсена, Форбса. Болезни, связанные с нарушением обмена гликопротеидов.

  5. Особенности белковых дистрофий у детей.



I. Изучить макропрепараты:

1. Жировая дистрофия миокарда ("тигровое сердце"). Назовите возможные причины данного явления

  1. Жировая дистрофия печени ("гусиная печень"). Назовите возможные причины данного явления.

  2. Жировая дистрофия почек (липоидный нефроз, "большая белая почка"). Назовите возможные причины данного явления.

  3. Жировая дистрофия печени (“ложно-мускатная печень”). Объяснить это явление и назвать его причины.

  4. Липоидный нефроз. Такая почка называется “большая белая почка”. Назовите возможные причины данного явления.

  5. Амилоидоз селезенки («саговая селезенка»). Укажите природу процесса, локализацию амилоида. Определите этот процесс; укажите стадии морфогенеза. Какой краситель используется для выявления амилоида при микроскопическом исследовании?

  6. Амилоидоз селезенки (“сальная селезенка”). Какие заболевания осложняются амилоидозом внутренних органов (привести примеры)?

  7. Амилоидный нефроз (“большая сальная почка”). Каков исход амилоидоза почек? В чем состоит его клиническое значение?

  8. Липоматоз аорты. Каковы причины таких изменений? К чему могу они привести?

  9. Ожирение сердца. Вспомнить клинико-функциональное значение этих изменений.

  10. Глазурная селезенка (гиалиноз капсулы селезенки). Вспомнить разновидности и патогенез гиалиноза различных тканей.

  11. Склероз и гиалиноз створок митрального клапана (ревматический порок сердца). Назвать патологические процессы, предшествующие этим изменениям, и болезни, приводящие к ним.

  12. Амилоидоз печени (“сальная печень”). Вспомнить клинико-функциональное значение этих изменений.



II. Изучить микропрепараты:

Вариант 1.

№ 1. Ороговевающий плоскоклеточный рак. В центре разрастаний плоскоклеточного рака видны скопления ороговевающих клеток. Эти комплексы клеток нередко имеют вид округлых розоватых гомогенных образований ("раковые жемчужины").

№ 208. Жировая дистрофия печени. Диффузно по всей дольке в цитоплазме гепатоцитов выявляются мелкие прозрачные вакуоли. Они образовались на месте капель жира, которые растворились при обработке материала спиртом. Такая печень макроскопически имеет вид "гусиной".

№ 257. Почка при сахарном диабете (окраска по Бесту). В эпителии петель Генле и просветах канальцев при большом увеличении видны красного цвета гранулы гликогена.

№ 245. Селезенка при болезни Гоше. Ткань органа почти полностью замещена скоплениями крупных клеток округлой и полигональной формы с сетчатой или вакуолизированной цитоплазмой (клетки накопления с цереброзидом керазином после обработки материала спиртом). Наблюдаются двуядерные клетки и синцитиальные структуры.

№ 136 (77) Гиалиноз сосудов селезенки. В центрах фолликулов артериолы имеют едва заметный просвет и утолщенную гомогенную розовую стенку (гиалиноз).

№ 152 "Сальная" селезенка. Амилоид откладывается в пульпе селезенки по ходу ретикулярных волокон в виде тяжей. Окрашивается в розовый цвет эозином. Лимфоидные элементы в пульпе сохраняются в незначительном количестве. Фолликулы сохраняются, в них амилоида нет.

№ 71 (154) Амилоидоз почки (окраска Конго-рот). Амилоид в препаратах окрашен в красный цвет. Он хорошо виден в виде розовых глыбок в клубочках, в виде розовых прожилок в строме. Амилоид, откладываясь под эпителием канальцев, вызывает его атрофию и уплощение. Кроме того, амилоид виден в стенках мелких сосудов, где он располагается под эндотелием.

№ 157 (90) Ожирение сердца. Между мышечными волокнами наблюдаются включения жировой клетчатки, проникающей сюда со стороны эпикарда. В препаратах они имеют вид крупных прозрачных вакуолей. Мышечные волокна сдавлены, атрофичны.
Вариант 2.

№ 42. Роговая дистрофия эпидермиса. Описать значительное увеличение количества рогового вещества в ороговевающем эпидермисе.

№ 11. Жировая дистрофия печени. Размеры гепатоцитов увеличены, ядро смещено на периферию клетки, в цитоплазме имеются крупные жировые вакуоли.

№ 251 Мукоидное набухание створки митрального клапана при ревматизме (окраска толуидиновым синим). Ткань створки утратила своё фибриллярное строение вследствие набухания и гомогенизации коллагеновых волокон и окрашивается местами не в синий, а в розовато-фиолетовый цвет (метахромазия). Объяснить, с каким патологическим процессом связано это явление, а также вспомнить, в какой цвет окрасятся очаги метахромазии пикрофуксином.

№ 107 Амилоидоз селезенки ("саговая селезенка"). Окраска Конго красным (Конго-рот). Массы амилоида окрашиваются в кирпично-красный цвет и находятся преимущественно в фолликулах селезёнки, занимая их периферию или весь фолликул и вытесняя клетки.

№ 52 Ожирение сердца. Обильное отложение жировой клетчатки под эпикардом, а также между мышечными волокнами, которые подвергаются атрофии. Назвать причины простого ожирения сердца и его последствия.



№ 102 Гиалиноз артерий селезенки. Под малым увеличением микроскопа найти в центрах лимфоидных фолликулов артериолы и обратить внимание на утолщение и гомогенную эозинофильную её структуру, что связано с отложением гиалиновых масс под эндотелием. Что происходит с мышечной оболочкой?
III. Изучить электронограммы:

№ 7. Жировая дистрофия печени.

№ 3. Гиалиноз сосудов почечного клубочка (гломерулосклероз).

№ 4. Амилоидоз почки.

Ситуационные задачи:
Задача 1. У 18-летней девушки появились острая боль и увеличение лимфатических узлов шеи, а также повышение температуры тела до 39°С. На слизистой оболочке миндалин появились беловато-желтоватые пленки. После их удаления в подлежащих тканях образовались язвенные дефекты. Состояние пациентки прогрессивно ухудшалось. Она умерла на 8-й день от начала заболевания с признаками прогрессирующей сердечной недостаточности.

  1. Какие гистологические изменения могут быть обнаружены в кардиомиоцитах?

  2. Какой механизм накопления липидов внутри клеток наиболее вероятен?


Задача 2. Во время гистологического исследования фрагмента печени в гепатоцитах были обнаружены мелкие оптически пустые вакуоли, которые диффузно располагались по всей цитоплазме. Они образовались на месте жировых капель, растворенных спиртом во время приготовления препарата.

  1. Какие патологические процессы может характеризовать данная картина?

  2. Какие специальные окраски применяют для выявления липидов?


Задача 3. При биопсии шейки матки обнаружено: вся область эпителия покрыта гомогенным роговым веществом розового цвета.

    1. О каком патологическом процессе идет речь?

    2. Какой тип дистрофии в зависимости от вида нарушения обмена?



Задача 4. У 56-летнего пациента, страдавшего бронхоэктатической болезнью и кровохарканьем, появись отеки лица. В моче был обнаружен белок (33мг/л). Причиной смерти пациента послужило легочное кровотечение. Во время вскрытия были обнаружены увеличенные плотные почки, на разрезе «сального» вида. Гистологически: отложение гомогенных эозинофильных масс в клубочках и канальцах, окрашивающихся Конго красным и дающих метахромазию при окраске метилвиолетом.

  1. Какой патологический процесс имел место у пациента?

  2. Какой цвет дает амилоид при окраске Конго красным?

  3. Что означает термин «амилоидоз»?


Задача 5. У умершего от внезапной остановки сердца мужчины 45 лет обнаружен симметричный тип ожирения III степени, разрыв стенки правого желудочка с гемоперикардом; под эпикардом избыточные отложения жира. Микроскопически: жировая ткань с эпикарда распространяется в миокард с атрофией мышечных волокон.

  1. Какой процесс наиболее вероятен в данном случае?

  2. Какой тип дистрофии описан в данном случае?



Задача 6. При вскрытии тела 40-летней женщины страдавшей ревматоидным артритом обнаружена увеличенная плотная селезенка. На разрезе ткань ее темно красного цвета с увеличенными фолликулами, которые выглядели как полупрозрачные серовато-беловатые зерна.

Развитие какого патологического процесса наиболее вероятно?

Описание макропрепаратов

Рисунки микропрепаратов

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница