«Профилактическая работа с вредными привычкам детей младшего школьного возраста через разные формы деятельности педагогов и учащихся в 1-4 классах сош №1»



страница1/11
Дата29.06.2015
Размер0,91 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ЗАТО г. РАДУЖНЫЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ



«Профилактическая работа с вредными привычками

детей младшего школьного возраста

через разные формы деятельности педагогов и учащихся

в 1-4 классах СОШ №1»


Материалы подготовили:

Маматюкова И.И.

Медведева Н.В.

Николаева Л. В.

Орехова Т.А.

Орлова Е. В

Поляк Н. Ф

Максимова О. Н





г.Радужный

2010 год

Областной конкурс «Учись на здоровье»
Номинация: «Нет» – вредным привычкам!»
Тема «Профилактическая работа с вредными привычкам детей младшего школьного возраста через разные формы деятельности педагогов и учащихся в

1-4 классах СОШ №1»
Сведения о конкурсантах:

  1. Ф.И.О. Маматюкова Ирина Ивановна

  2. Дата рождения 8 мая 1969г.

  3. Место работы и должность СОШ №1, учитель начальных классов

  4. Адрес места работы, телефон

г. Радужный, квартал 1, дом 40, тел 3-19-84

  1. Домашний адрес, телефон г. Радужный , квартал 3, дом 21, кв. 2,

тел. 3- 16 - 76

  1. Паспортные данные 1702 644659

  2. ИНН 330800991492



    1. Ф.И.О. Поляк Нина Федоровна

    2. Дата рождения 11 мая 1956 г.

    3. Место работы и должность СОШ №1, учитель начальных классов,

    4. Адрес места работы, телефон

г. Радужный, квартал 1, дом 40, тел 3-19-84

    1. Домашний адрес, телефон г. Радужный , квартал 3, дом 17, кв. 52,

тел. 3-05-83

    1. Паспортные данные 1700 150060

    2. ИНН 330800039300


  1. Ф.И.О. Орехова Тамара Андреевна,

  2. Дата рождения 16 декабря 1962 г.

  3. Место работы и должность СОШ №1, учитель начальных классов

  4. Адрес места работы, телефон

г. Радужный, квартал 1, дом 40, тел 3-19-84

  1. Домашний адрес, телефон г. Радужный , квартал 3, дом 34, кв. 7,

тел. 3- 00-63

  1. Паспортные данные 1707 814758

  2. ИНН 330800627415

1.Ф.И.О. Орлова Елена Валерьевна

2.Дата рождения 24 февраля 1972г.

3.Место работы и должность СОШ №1, учитель начальных классов

4.Адрес места работы, телефон



г. Радужный, квартал 1, дом 40, тел 3-19-84

5.Домашний адрес, телефон г. Радужный , квартал 1, дом 36, кв. 90,



тел. 3- 37 - 11

6.Паспортные данные 1704 140214

7.ИНН

1.Ф.И.О. Медведева Наталья Васильевна



2. Дата рождения 6 февраля1960 г.

3.Место работы и должность СОШ №1, учитель начальных классов

4.Адрес места работы, телефон

г. Радужный, квартал 1, дом 40, тел 3-19-84

5.Домашний адрес, телефон г. Радужный , квартал 1, дом 36, кв. 15,



тел. 3- 04-93

6.Паспортные данные 1705 620839

7.ИНН 330801034376

1.Ф.И.О. Максимова Ольга Николаевна

2. Дата рождения 1июня1973 г.

3.Место работы и должность СОШ №1, педагог - организатор

4.Адрес места работы, телефон

г. Радужный, квартал 1, дом 40, тел 3-19-84

5.Домашний адрес, телефон г. Радужный , квартал 3, дом 27, кв. 104,



тел. 3- 18-03

6.Паспортные данные 1701 276753

7.ИНН 330800350185
1.Ф.И.О. Николаева Лидия Владимировна

2. Дата рождения

3.Место работы и должность СОШ №1, учитель начальных классов

4Адрес места работы, телефон



г. Радужный, квартал 1, дом 40, тел 3-19-84

5.Домашний адрес, телефон г. Радужный , квартал 1, дом 11, кв. 6,



тел. 3- 00- 04

6.Паспортные данные 1701 169696

7.ИНН 330800171852


Введение
Актуальность выбранной темы.

Здоровье - ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присущи желания быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20%- от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Нормой каждого должен стать здоровый образ жизни и санитарная культура. ЗОЖ принципиально не совместим с вредными привычками. Здоровье подрастающего поколения в настоящее время - важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.

Для школ России разработано немало профилактических программ, пособий по формированию у учащихся знаний о здоровом образе жизни. Эта тема как никогда актуальна в нашем современном мире. Существует разнообразные пособия и по профилактической работе с вредными привычками детей разного возраста. Вредные привычки есть у большинства людей, они по-разному влияют на образ жизни человека, на его психологическое состояние, на социальное положение, на организацию труда. Но, к сожалению, многие из проблем, связанных с возрастом младших школьников, не затрагиваются авторами совсем. Или предлагаются темы, не адаптированные к возрасту младших школьников, далекие от проблем начальной школы.

Наиболее важными принципами в воспитательной работе по данной теме мы считаем возрастное соответствие содержания, форм и методов, применяемых в начальной школе, своевременность и эффективность проводимых мероприятий по борьбе с вредными привычками начиная с первого класса до выпуска детей из начальной школы.

В младшем школьном возрасте дети познают окружающий мир многогранно: через общение со взрослыми, со сверстниками, через разнообразные жизненные ситуации, в играх, исследованиях, чтении книг, просмотре телепередач. В нашей школе ученики младших классов вместе с педагогами и родителями активно включились в работу по пропаганде здорового образа жизни. Проводится немало совместных мероприятий: КВНы, викторины, игры-путешествия, классные часы, рейды, выпуски стенных газет, конкурсы плакатов и рисунков, встречи и беседы с психологами, социальными педагогами, медицинским работниками, работникам питания и т. д.

Новое в работе.

Учителя начальных классов разрабатывают свои программы, циклы бесед, тематику классных часов по заявленной тематике, находят новые интересные формы деятельности.

Мы считаем, что в профилактической работе с вредными привычками важно соблюдать преемственность от дошкольного к школьному возрасту и поэтапность деятельности. Поэтому коллектив педагогов СОШ № 1 определил направления в данной работе по возрастным ступеням, провёл исследования в классных коллективах начальной школы и принял решение на заседании МО учителей начальных классов - включить в организацию проектной деятельности по теме «Вредным привычкам объявим бой, искореним их все до одной!».

Проект долгосрочный, рассчитан на 8 месяцев, то есть на весь учебный год. Опираясь на рекомендации Говорковой И.Н., Коростелёва Н.Б, Любимовой Т.Г., Моисеева И.А., Поповой И.Н., Сергеевой В.П., Сорокоумовой Е.А, Черенковой Е.Ф. и других авторов, мы определили этапы деятельности.


Цель: формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих их людей.

Задачи:

- воспитывать убежденность школьников в важности выполнения требований и правил гигиенического поведения в учебном труде и быту;

- формировать понимание о пагубном влиянии на здоровье человека курения, алкоголизма, наркомании,

- нацелить на искоренение вредных привычек с помощью воспитания силы воли;

-помочь учащимся осознать необходимость постоянного поддержания физической активности, соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния.


Этапы работы над творческим проектом
1 этап – подготовительный (два месяца)
1 классы - знакомство с новым коллективом первоклассников и их родителями. Наблюдения, анкетирование, тестирование, диагностика по выявлению вредных привычек. Определение направлений деятельности по профилактике с вредными привычками.

2 классы- наблюдения, анкетирование, собеседование с родителями, встречи с школьным психологом, классификация вредных привычек, мешающих успешно учиться. Определение направлений деятельности.

3 классы - наблюдения, анкетирование, выявление вредных привычек, мешающих сохранять здоровый образ жизни. Определение направлений деятельности.

4 классы. - наблюдения, анкетирование. Окружающий мир и место человека в нём. Самоутверждение человека в этом мире. Все ли способы достойны для самоутверждения. Определение направлений деятельности.
2 этап- конструктивно-деловой ( 1 месяц)
1 класс – составление программы мероприятий по формированию умений управлять своими эмоциями.

2 класс – составление программы мероприятий по борьбе с вредными привычками в учении.

3 класс – составление программы мероприятий, помогающих сохранять и укреплять здоровье человека.

4 класс – составление программы мероприятий, отражающих стремление учащихся к самостоятельности, самореализации, самоутверждении в окружающем их мире.
3 этап – технологический ( 4 месяца) для всех классов.
Проведение по классам разнообразных мероприятий согласно разработанной программе по теме выбранной классом. Самоанализ деятельности, выбор лучших, удачных мероприятий для обмена опытом.
4 этап – заключительный (1 месяц) для всех классов
Проведение круглых столов по обмену опытом, организация выставки лучших детских работ, показ интересных творческих мероприятий, проведение КВН для учащихся 1-4 классов.


Тематика предлагаемых мероприятий по основным направлениям деятельности
1 классы

Тема: Умей управлять своими эмоциями
1.Давайте познакомимся. Что важно знать о человеке.

2.Какой у тебя характер? Уютно ли рядом с тобой окружающим.

3.Твои деловые качества. Что поможет нам в учении?

4.В магазине вежливых слов.

5.Умеешь ли ты уступать и договариваться.

6.Правила вежливого общения.

7.Как избежать конфликтной ситуации? Игры в ситуации.

8.Общение – непростое умение. Взрослые и дети, в школе и дома.

9.Учись слышать, видеть и понимать другого.

10.Телефонный разговор.

11.Как утешить друга?

12.В гости на день рождения.

13.Что такое любопытство и любознательность?

14.В чем можно проявлять самостоятельность.

15.Есть такое слово «нельзя!»

16.Воспитание силы воли. Умей себе приказать…

17.Обман до добра не доводит.

18.Что такое хорошо и что такое плохо. Разговор по душам.


2 классы
Тема: Вредным привычкам в учении – бой!



  1. Расскажи-ка, ученик, для чего тебе дневник?

  2. Спросим у книг и тетрадок: «В портфеле всегда порядок?»

  3. Загляни перед уроком в портфель и в пенал. Все принадлежности в школу ты взял?

  4. Тетради – зеркало души. В порядке их ты содержи.

  5. Привыкай на совесть учиться. Это всегда тебе пригодится.

  6. На уроках труда на месте лежат инструменты всегда. Старанье, терпенье и труд сами тебя не найдут.

  7. Время своё умей рассчитать. Его на всё должно хватать.

  8. О чём нам может рассказать привычка « что-то забывать?»

10. Внимание – залог понимания.

11. Чтобы задание правильно понять, три раза попробуй его прочитать.

12. Привычка хорошая у молодца - слушать задание до конца.

13. Любое дело спланируй умело.

14. Не понял – спроси, понял – другим объясни.

15. Поспешишь – и себя, и других рассмешишь.

16. К самоконтролю привыкай, сделал задание – проверяй!

17. И дома учись рассуждать сам, без подсказок пап и мам.

18. На контрольной работе в чужую тетрадь заглянешь - ошибки в свою тетрадь перетянешь.

19. На уроке подсказал – медвежью услугу друзьям оказал!

20. Воспитаешь хорошие привычки – не надо будет искать «отвычки».


3 классы
Наше здоровье – в наших руках.


  1. Волшебное слово «гигиена». Почему не знаком с ним Гена?

  2. Всё о водных процедурах.

  3. Жевательная резинка и наши проблемы.

  4. Хорошие зубы - залог здоровья.

  5. Условия для правильного роста и развития человека.

  6. Наши пристрастия в еде. Что едим, так и выглядим…

  7. Умеешь ли ты правильно одеваться?

  8. Как правильно закаливать организм.

  9. Режим просто каждому необходим.

  10. Отдыхать можно по-разному.

  11. «Вредная техника» и её влияние на наше здоровье.

  12. Кто делает зарядку, здоровье у того в порядке!

  13. Вредные шумы для здоровья.

  14. Кто лежа читает - зрение своё теряет.

  15. Постоянная забота о своём здоровье - хорошая привычка.


4 классы

Тема: Самоутверждаться в этой жизни можно – по разному!


  1. Я взрослею, а что это значит?

  2. На чем строится и укрепляется дружба.

  3. Критика – вещь неприятная. Учись тактично оценивать себя и других людей.

  4. Как преодолеть робость и неуверенность в себе.

  5. «Один за всех, а все против одного»... а у вас так бывает?

  6. Кто курит в вашей семье? О вреде курения.

  7. Пристрастие к опасным напиткам.

  8. Чем вам нравится и не нравится современная молодёжь?

  9. Наши увлечения.

10.Герой, на которого хочется быть похожим…
Основные направления деятельности.
Составляя данную программу, мы руководствовались рекомендациями специалистов, психологов, учёных, новыми документами Министерства образования России, новыми требованиями к обучению и воспитанию подрастающего поколения в новых образовательных стандартах, методами, приемами, средствами, учитывающими индивидуальные особенности классных коллективов, особенности каждого ребёнка, т.е. личностно-ориентированными на взаимодействие взрослого и ребёнка.

Практика показывает, что необходимо руководствоваться педагогикой сотрудничества, совместной деятельностью детей и взрослых. Важно учить детей видеть не только удачи, но и промахи, ошибки, совместно устранять их, строить взаимоотношения с позиции взаимовыручки, взаимоподдержки. Каждый этап деятельности имеет свои особенности.

При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту меняется социальная позиция ребёнка, он вливается в новый коллектив, знакомится с новыми требованиями школьной жизни. Период адаптации у всех детей проходит по-разному. 50-55% учащихся привыкают обычно быстро к школьной жизни. Им достаточно 2-3 месяцев. 35-45% учащихся нуждаются в более длительном периоде привыкания от 6 до 9 месяцев. В их поведении чаще всего проявляются капризы, конфликтность во взаимоотношениях с другими сверстниками, при встрече с трудностями им не хватает волевых усилий, возникают проблемы эмоционального проявления. А 15% учащихся довольно долго переключаются с игровой деятельности на учебную.

Психологи отмечают у таких детей повышение утомляемости, проблемы в общении, учёбе. Поэтому данная деятельность в 1 классе направлена на создание благоприятной атмосферы общения, комфортной учебной среды, доброжелательного, сдержанного уважительного отношения к каждому учащемуся. Кризис семилетнего возраста усугубляет проблемы привыкания к школе, к новому коллективу. В первых классах выявляется личностная готовность к школе, проявляется эмоциональная зрелость ребёнка. И привычки, которые демонстрирует ребёнок, подчиняются прежде всего его сформированной в дошкольный период Я – концепции (статус, мотивы, физические возможности, нравственные качества, переживания, умение адекватно оценивать свои поступки, действия).

Л.И. Божович, определяя у ребёнка основные психологические новообразования, отмечал, что для изменения социальной позиции недостаточно изменить направления и содержание его развития. Важно, что бы эта новая позиция была принята, осмыслена самим ребёнком и отражена им в обретении новых смыслов, связанных с новой системой школьных отношений.

Внутренняя позиция первоклассника выступает центральным компонентом готовности его к школе и определяет динамику его освоения действительности, динамику приобретения полезных привычек и избавление от вредных привычек, приобретённых в дошкольном возрасте.

На этапе второго года обучения ребёнок уже осваивается окончательно с новой социальной ролью школьника. У второклассников уже начинают формироваться учебные привычки, связанные с учебной деятельностью.

Под влиянием учителей, сверстников, родителей, в процессе систематически организованного обучения у второклассников складывается особая манера общения и поведения, личностное отношение к умственному и физическому труду, формируются новые коммуникативные навыки. Проявляются первые ростки самостоятельности. Но, к сожалению, дети ещё не умеют самоорганизовываться, не умеют планировать и контролировать свои учебные действия, не умеют преодолевать проблемы.

А.Л. Венгер, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин утверждают, что содержание и формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества являются ключевым фактором, определяющим мотивационный профиль учащихся. В этом возрасте дети наиболее успешно учатся подчинять свои импульсивные желания сознательно поставленным целям. Развиваются познавательные потребности ребёнка, возникает интерес собственно-познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями, желание быть хорошим учеником помогает формировать чувство ответственности, долга. Начинается сознательное формирование понимания личностного смысла учения (цель, задачи, их решение, конечный результат). Организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества проходят в постоянном анализе полезных и вредных привычек в учении. Темы, заявленные в программе, чётко отражают выше сказанное.

Учителя начальных классов с 2003 года в своей деятельности используют «Модульную программу координации образовательных мероприятий профилактики употребления психоактивных веществ», рекомендованную Владимирским институтом усовершенствования учителей.

Начиная с 3 года обучения, особенно актуален модуль программы, связанный с информацией о здоровье человека, здоровом образе жизни. В школе на уроках окружающего мира, на внеклассных занятиях, на родительских собраниях педагоги убеждают и детей и родителей в необходимости соблюдения правил гигиены, режима дня, организации правильного питания, организации разумного досуга и отдыха.

Школа, ребёнок, семья – это звенья одной цепи. Поэтому важно по всем направлениям вести пропаганду о здоровом образе жизни, о занятиях физкультурой и спортом, т.к. вредная привычка не заботиться о своём здоровье может привести к неприятностям, которые, постепенно накапливаясь, приводят к утомляемости, к раздражительности, частым заболеваниям, потери внимания, памяти, а, значит, снижению умственной работоспособности и успеваемости.

Систематическое изучение таких школьных предметов как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Наш край» постепенно формируют у учащихся начальных классов основы гражданской идентичности личности.

К 4 году обучения учащиеся имеют представления об основных нормах морали, нравственности, культуре поведения. У школьников уже сформированы такие качества как чувство любви и уважения к семье, родине, природе. Но гражданская идентичность трактуется не только как осознание принадлежности к определенному сообществу граждан, определенного государства, определённой культуре. Гражданская идентичность имеет ещё и смысл, определяющий целостное отношение личности к социальному и природному миру. Личность имеет право на самоопределение, свободный выбор в отношениях, поступках, поведении. Поэтому важным является направление 4 этапа деятельности - формирование компонентов гражданской идентичности личности таких как:



  • когнитивный (знание о принадлежности данной социальной общности);

  • ценностно-смысловой (позитивное, негативное, двойственное отношение к принадлежности);

  • эмоциональный (принятие или не принятие принадлежности);

  • деятельностный (поведенческая и гражданская активность);

Поэтому темы, заявленные педагогами для работы в 4 классах, наиболее актуальны и своевременны по формированию положительных привычек личности, определяющей свой выбор, реализующий себя на данном возрастном этапе.

Все 4 этапа взаимосвязаны между собой. Тематика мероприятий интегрируется с требованиями школьной программы, возрастными особенностями, плавно перетекает из одной возрастной ступени в другую. По мере необходимости профилактику вредных привычек можно проводить на совместных мероприятиях начальной школы, в КТД, привлекая разновозрастные коллективы учащихся, обмениваясь опытом. В приложениях мы приводим конспекты мероприятий для разных возрастных групп, а так же разработку КВН, посвященный теме борьбы с вредными привычками.


Ожидаемые результаты:
—знания об основных элементах личной гигиены, правилах заботы о своём здоровье;

—-сформированность элементарных полезных привычек здорового образа жизни;

—пробуждение желания следовать здоровому образу жизни.

В реализации программы должны принять участие все члены педагогического коллектива начальной школы в неразрывной связи с семьёй, воспитательными учреждениями, общественностью.




Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Главнее сохранить почемучек// Дошкольное воспитание – 2000 год, №3 стр.68, 69.

  2. Батаршев А.В. Психодиагностика способностей к общению: или как определить организаторские и коммуникативные качества личности

  3. М.: Владос, 1999

  4. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования// Начальная школа – 2009, 1

  5. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка// Вопросы психологии 1969

  6. Давыдов В.В Теория развивающего обучения – М.: Интор 1966

  7. Дикун Т.П. Учебный диалог как средство формирования личностно – ориентированного знания – Оренбург 1999

  8. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования М.: Академия 2001

  9. Коростелев Н.Б Воспитание здорового школьника М.: Просвещение 1968

  10. Любимова Т.Г. Уроки жизни Чебоксары 2000

  11. Черенкова Е.Ф. Уроки вежливости и этикета для детей М.: РИПОЛ КЛАССИК ДОМ XXI век - 2006

  12. Эльконин Д.В Введение в детскую психологию//Избранные психологические труды М.: Педагогика – 1989




Приложение №1

Разновидности вредных привычек.
У каждого из нас имеются свои слабости, которые по-разному отображаются на нашем образе жизни, здоровье и социальном положении. Некоторые из слабостей переходят во вредные привычки, не несущие нам и окружающим нас людям ничего хорошего. Такие привычки есть у большинства людей во всем мире, поэтому в школах и других учебных учреждениях актуальна такая тема, как профилактика вредных привычек, предупреждающая, в том числе, вредные привычки детей и подростков. 
Привычка — это характерная форма поведения человека, которая в определённых условиях приобретает характер потребности. Если привычка оказывает негативное воздействие на организм человека, на его здоровье, разрушает его жизнь — это вредная привычка.

Многие вредные привычки имеют характер зависимости, то есть человек знает о вреде привычки, но не может от неё избавиться из-за того, что она приносит кратковременное удовольствие или облегчение. Но существуют вредные привычки, вызванные иными причинами, например:

- привычка не выполнять обещанное вызвана неумением отказывать в невыполнимой просьбе

- привычка опаздывать — отсутствием некоторых полезных привычек.

- некоторые вредные привычки сохраняются, потому что человек не подозревает о своей привычке либо не считает её вредной (во всяком случае, для себя).
У детей начальной школы чаще всего наблюдаются следующие плохие привычки,

угрожающие здоровью ребёнка:

-грызёт кончик ручки или карандаша;

- грызёт ногти;

- неправильно сидит за столом;

- не моет руки перед едой и после туалета;

- бегает по коридорам в школе;

- постоянно жуёт жевательную резинку;

- не чистит зубы;

- чрезмерно увлечён телевизором или компьютером;

- часто играет сотовым телефоном

- читает лёжа

- пристрастие к сладкому или крепким кофе или чаю;

- любит громкую музыку.

Наблюдаются плохие привычки связанные с недостаточным развитием волевых качеств или с проблемами самооценки детей:

- ребёнок замыкается в себе:

- постоянно сутулится;

- небрежность и неаккуратность в отношении к учебным вещам;

- считает себя лучше всех;

- постоянно устраивает беспорядок

- привычка обманывать;

- сквернословие;

- привычка конфликтовать

Всё чаще в начальной школе наблюдаются социальные вредные привычки, которые раньше встречались только у подростков:

- курение;

- проявление интереса к алкоголю;

А профилактика этих пороков общества всё больше знакомит младших школьников и с наркоманией – страшной бедой современного мира.


Причины, вызывающие формирование вредных привычек.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница