4 Путь человечества к бумаге, современное её использование Цель



Скачать 43,84 Kb.
Дата29.06.2015
Размер43,84 Kb.
4.2. Путь человечества к бумаге, современное её использование
Цель: формирование у учащихся рационального отношения к бумаге.

Задачи:

  1. Познакомить с историческими этапами возникновения бумаги и технологией производства.

  2. Научить работать в команде.

  3. Развивать творческое и логическое мышление.

  4. Воспитывать бережное отношение к природе.


Ход занятия:

Происхождение этого слова имеет несколько вариантов: либо от итальянского “bambagio”, либо от татарского “бумуг”, что в обоих случаях означает “хлопок”. Английский вариант этого слова “paper” произошел от египетского слова. В японском языке это слово звучит также как и «божество» (омоним). Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?



Ответы детей: о бумаге
Совершенно верно! Давайте совершим небольшое путешествие. Сейчас вы отправитесь в разные эпохи и разные страны, а вот чтобы вернуться в наш век, вам нужно догадаться, что в то время люди использовали для письма.

Группа делится на пять групп, каждая получает карточку с заданием. Возьмите, пожалуйста, билеты в прошлое (карточки – приложение 1). На каждом билете вы видите пункт и время назначения, материал. Вам нужно догадаться, что было заменителем бумаги в это время в этом месте.



После 3 минут обсуждения, группы дают ответы (верный – один!), педагог при этом вывешивает на доске рисунок с их изображением. Все верные ответы дают возможность вернуться в настоящее.
Можете ли вы представить свою жизнь сегодня без бумаги? В этом нам поможет игра «Паровозик». Дети – вагоны, педагог – вагоновожатый. Каждый “вагончик” при прицеплении должен дать один вариант использования бумаги. Помощник педагога записывает их на доске. Слова первого вагончика «Я бумажный паровозик чух-чух-чух. Для чего нужна бумага? варианты ответов детей Поехали со мной.»

книга, тетрадь, туалетная бумага, обои, упаковка, альбом,, фотобумага, салфетки, оригами, творческие поделки, картон, одноразовая посуда, утепление окон, газеты.

Внимание! Наш бумажный паровозик прибывает на станцию «ЦБК». Кто знает, что такое ЦБК?

Нас пригласили на экскурсию. Сейчас главный технолог расскажет об этапах, которые нужно пройти, чтобы получить бумагу (презентация, или плакат):


  • Со стволов деревьев снимают кору.

  • Древесину размельчают в щепки.

  • Добавляют химикаты и варят бумажную смесь.

  • Получившуюся пульпу измельчают почти в пыль.

  • Смешивают с вторичной бумажной массой.

  • Очищают и осветляют, чтобы получить белую бумагу.

Производство бумаги очень энерго- и водоемкое, поэтому ЦБК расположены на берегах водоемов вблизи крупных ГЭС, ГРЭС.

Давайте поблагодарим главного технолога за увлекательный рассказ. А наш паровозик отправляется на следующую станцию «Лесная поляна». Я бумажный паровозик чух-чух-чух


Ребята, наш паровозик сломался, у нас появились две проблемы, связанные с технологией производства бумаги, без решения которых мы не сможем двигаться дальше. Приглашаем вас выйти на поляну. Давайте подумаем, какие это могут быть проблемы. В этом нам помогут жители леса. Кто желает стать актером? раздать карточки и маски.

Театр – экспромт. Роли: белочка, ель, гриб, река, человек, цветок.

Педагог читает сказку, дети исполняют роли. Каждый герой должен сказать о своих чувствах: ель срубили, белочка осталась без дома, гриб без тени и влаги, река – укрепление берегов, уровень воды, загрязнение воды, заболевания водных жителей. А теперь скажите, какие две проблемы привели к поломке бумажного паровозика?

Сформулировать вместе с детьми проблемы:


  • Вырубка хвойных лесов.

  • Загрязнение пресных водоемов.

Обсудить их чувства.

Вам жаль белочку, гриб, елочку, речку? Что мы можем сделать, чтобы помочь им?

Ответы детей: не рубить лес.

Отказаться от рубки леса человечество на данном этапе развития не может, так как он является сырьем для производства бумаги (смотрите записи на доске!). Что может сделать каждый из нас?



Общий вывод: экономить бумагу, бережно относиться к ней.
Давайте подумаем о том, как можно экономить бумагу, а для этого нужно разделиться на две команды. На «первый- второй» рассчитайся! У нас получились две команды, и мы объявляем мозговой штурм по теме «Способы экономии бумаги».

Каждой команде даются маркеры или фломастеры и бумага формата А3 (хорошо, если это будет уже использованный с одной стороны лист, или кусок обоев). В течение 10 минут группы обсуждают и записывают свои варианты. Затем листы вывешиваются на доске рядом с записями. Каждая группа защищает свои способы.

Молодцы, ребята, все ваши способы хороши. Осталось внедрить их в жизнь.

Внимание, наш паровозик скоро отправится домой. Посмотрите на доску и скажите, что интересного мы узнали сегодня? Что предложишь маме и папе сделать в отношении экономии бумаги?
Сегодня мы узнали много нового о бумаге: где применяется, способ изготовления, аналоги ее в древности, основные проблемы, связанные с производством и предложили способы ее экономии. Давайте сформулируем в нескольких словах основную идею нашего занятия.
Если каждый из нас будет бережно и экономно относится к бумаге, то поможет этим природе.


Пункт назначения:

Великий Новгород

Материал:



Береза

Время:


XI – XV вв.


Пункт назначения:

Шумер

Материал:



Глина

Время:


4 тыс. лет до н.э.

Пункт назначения:



Древний Египет

Материал:



Тростник

Время:


3,5 тыс. лет до н.э.

Пункт назначения:



Малая Азия

Материал:



Кожа молодых животных

Время:


II век до н.э.


Пункт назначения:

Китай

Материал:



хлопок

Время:


VI - VIII вв.






База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница