Вопросы к экзамену по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»



Скачать 86,26 Kb.
Дата29.06.2015
Размер86,26 Kb.




Вопросы к экзамену по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми»


  1. Педиатрия – наука о здоровом и больном ребенке.

  2. Пропедевтика детских болезней – как базисные знания педиатрии.

  3. Основные этапы развития и становления отечественной педиатрии. Роль К. И. Грума, С. Ф. Хотовицкого, Н. Ф. Филатова, Н. П. Гундобина, К. А. Раухфуса в развитии педиатрии.

  4. Советский этап развития педиатрии. Вклад А.А. Киселя, В.И. Молчанова, Г.Н. Сперанского, Ю. Ф. Домбровского, А.Ф. Тура, И.М. Воронцова, А.А. Баранова, Н.П. Шабалова в развитии педиатрии.

  5. Основные принципы организации лечебно-профилактической помощи детям и подросткам в России.

  6. Детские лечебно-профилактические учреждения: структура, организация работы, функции подразделений.Основные статистические показатели деятельности детских лечебно- профилактических учреждений.

  7. Понятия о здоровье детей: группы здоровья и группы риска.

  8. История развития ребенка как медицинский, научный и юридический документ.

  9. История болезни ребенка как медицинский, научный и юридический документ.

  10. Значение анамнеза для постановки диагноза. Методика сбора анамнеза жизни и болезни ребенка.

  11. Методика общего осмотра здорового и больного ребенка. Критерии оценки тяжести состояния больного ребенка.

  12. Основные принципы деонтологии и медицинской этики в педиатрической практике.

  13. Особенности расспроса родителей и детей, значение психологического контакта в лечебно-диагностическом процессе.

  14. Понятия «здоровья», «болезни» ребенка. Понятие «качества жизни» и факторы, его определяющие.

  15. Критические периоды развития плода. Тератогенные факторы. Эмбрио- и фетопатии.

  16. Ранний неонатальный период. Транзиторные пограничные состояния новорожденного: физиологическая убыль массы тела, желтуха, эритема и др. Особенности возрастной патологии в период раннего неонатального развития ребенка.

  17. Перинатальный период: понятие, физиологические особенности, возможная патология.

  18. Неонатальный период: определение, физиологические особенности, факторы риска и патология.

  19. Период новорожденности как период адаптации к внеутробным условиям существования. Понятие о доношенности и функциональной зрелости.

  20. Грудной возраст: определение. Физиологические особенности роста и развития органов и систем.

  21. Преддошкольный и дошкольный периоды. Особенности возрастной физиологии и патологии этого возраста.

  22. Младший и старший школьный возраст. Характеристика возрастной физиологии и патологии этого возраста.

  23. Биологический возраст и социальная зрелость: определение, соответствие календарному возрасту.

  24. Физическое развитие: определение, основные методы оценки длины тела ребенка.

  25. Физическое развитие: определение, основные методы оценки массы тела ребенка. Понятие об паратрофии, гипотрофии.

  26. Стойкие пожизненные автоматизмы, определяемые у новорожденного. Их клинико-диагностическое значение.

  27. Понятие об индексах физического развития. Клиническое значение массо - ростового показателя, индекса Л.И. Чулицкой, индекса Эрисмана и др.

  28. Изменение телосложения в процессе роста и развития ребенка. Факторы, определяющие тип телосложения.

  29. Вариабельность физического развития: задержка внутриутробного развития, постнатальная гипотрофия, гипостатура, понятие об акселерации и децелерации.

  30. Центильный метод оценки физического развития детей, соматотип и гармоничность развития.

  31. Закономерности изменений показателя окружности головы и грудной клетки у детей грудного возраста.

  32. Нервно-психическое развитие детей. Определение моторики и статики, условно-рефлекторной деятельности и речи.

  33. Нервно-психическое развитие новорожденных и детей грудного возраста. Классификация и методика определения безусловных рефлексов.

  34. Закономерности формирования двигательной деятельности ребенка.

  35. Режим дня детей разных возрастных групп. Аспекты в воспитании детей раннего возраста.

  36. Преимущества и основные принципы естественного вскармливания детей грудного возраста.

  37. Лактация. Фазы развития молочной железы. Регуляция лактации. Гипогалактия и методы ее профилактики.

  38. Сравнительная характеристика женского и коровьего молока.

  39. Прикорм. Обоснование введения. Блюда. Сроки введения. Правила введения.

  40. Искусственное вскармливание. Классификация смесей. Принципы выбора смеси ребенку до 1 года.

  41. Смешанное вскармливание: определение. Обоснование, правила введения докорма.

  42. Основные принципы питания детей старше 1 года. Потребность в пишевых ингредиентах и энергии. Суточный набор продуктов. Режим питания.

  43. Биологическая ценность грудного молока. Режим и характер питания кормящей матери.

  44. Формулы расчета суточного объема питания детей, находящихся на искусственном вскармливании.

  45. Особенности белкового, углеводного обмена веществ у детей.




  1. Семиотика поражения нервной системы.

  2. Возрастные особенности иммунитета. Факторы, определяющие иммунологическую резистентность детей раннего возраста.

  3. Клиническое значение анатомо-физиологических особенностей кожи новорожденного и детей раннего возраста.

  4. Анатомо-физиологические особенности подкожно-жировой клетчатки у новорожденных и грудных детей. Их клиническое значение в норме и при патологии.

  5. Методика исследования подкожно-жирового слоя.

  6. Возрастные особенности лимфоидной системы у детей.

  7. Температура тела и терморегуляция у детей.

  8. Кровообращение новорожденного. Гемодинамическая перестройка в постнатальном онтогенезе.

  9. Лейкоцитарная формулы. Возрастные особенности. Патологические варианты.

  10. Понятие о лейкемоидных реакциях. Клинические варианты.

  11. Семиотика поражения мышечной системы.

  12. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей, методика исследования мышечной системы.

  13. Анатомо-физиологические особенности костно-суставной системы.

  14. Порядок и сроки прорезывания зубов.

  15. «Костный возраст» - понятие, методика определения, оценка и прогностическая значимость.

  16. Сроки закрытия швов и родничков, патологические симптомы.

  17. Семиотика поражения кожи. Первичные, вторичные морфологические элементы.

  18. Судорожный синдром у детей. Возрастные особенности. Клиника.

  19. Семиотика нарушения роста и развития ребенка.

  20. Факторы определяющие нервно-психическое развитие детей и подростков.

  21. Анатомо-физиологические особенности верхних и средних дыхательных путей у детей.

  22. Основные этапы онтогенеза органов дыхания. Клиническое значение анатомо-физиологических особенностей органов дыхания у новорожденных и детей раннего возраста. Понятие «синдрома дыхательных расстройств» у новорожденных.

  23. Внутриутробное дыхание. Механизм первого вдоха. Роль сурфактанта. Функциональные особенности дыхания новорожденного.

  24. Типы дыхания. Формы одышки. Семиотика нарушенного дыхания.

  25. Анатомо-физиологические особенности нижних дыхательных путей у детей.

  26. Дополнительные патологические шумы при диагностике заболеваний органов дыхания.

  27. Понятие о дыхательной недостаточности.

  28. Основные этапы внутриутробного развития сердечно-сосудистой системы. Факторы, определяющие адекватность плацентарного кровообращения и газообмена.

  29. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы: развитие сосудов.

  30. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста. Клиническое значение в норме и при патологии.

  31. Бактериальная флора кишечника у плода и новорожденного, ее возрастная трансформация. Факторы, определяющие микропейзаж кишечника. Понятие о биоценозе и дисбиозе.

  32. Возрастные особенности процесса пищеварения.

  33. Диспепсические расстройства пищеварения.

  34. Патологические состояния кишечника и методы их диагностики (симптомы Щеткина-Блюмберга, Ровсинга, и др).

  35. Патологические состояния желчного пузыря и печени и методы их диагностики ( симптомы Кера, Лепинэ, Ортнера, Мерфи и др.).

  36. Семиотика нарушений состояний желудка и поджелудочной железы.

  37. Анатомо-физиологические особенности мочевыводящей системы у новорожденных и детей раннего возраста. Клиническое значение в норме и при патологии.

  38. Возрастные особенности водно-солевого обмена в детском возрасте и их клиническое значение.

  39. Оценка артериального давления в детском возрасте. Формулы расчета возрастных нормативов.

  40. Характеристика пульса и возрастные показатели частоты сердечных сокращений.

  41. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы: особенности развития сердца.

  42. Симптомы поражения костно-суставного аппарата у детей.

  43. Кожный геморрагический сидром. Симптомы, диагностика.

  44. Возрастные особенности и патологические варианты соотношения частоты дыхания и пульса.

  45. Особенности фосфорно-кальциевого обмена. Симптомы нарушения

  46. Методы оценки кислотообразующей функции желудка.

  47. Мочевые пробы. Общий анализ мочи, анализ мочи по Нечипоренко, интерпретация показателей.

  48. Клинико-инструментальные методы исследования лимфоузлов.

  49. Методика плевральной пункции, показания к проведению. Транссудат. Экссудат.

  50. Морфофункциональные мочевые пробы и их диагностическое значение.

  51. Показания, методика проведения и диагностическая ценность экскреторной урографии.

  52. Клиническая характеристика абдоминального синдрома в детском возрасте.

  53. Семиотика болевого синдрома при заболеваниях мочевыводящей системы у детей.

  54. Бактериологическое исследование фекалий.

  55. Синдром дизурии у детей. Методы оценки функционального состояния мочевого пузыря.

  56. Клиническая характеристика кожного синдрома при детских инфекциях.

  57. Клинико-лабораторные критерии нефротического синдрома.

  58. Синдром дыхательной обструкции. Синдром крупа. Врожденный стридор.

  59. Клинические симптомы дисфункции биллиарной системы. Диагностика (лабораторная, инструментальная).

  60. Основные симптомы и синдромы хронической почечной недостаточности у детей.

  61. Симптомы сосудистой недостаточности.

  62. Методы функциональной диагностики при заболеваниях органов дыхания.

  63. Изменение состояния кожных покровов при дефектах ухода за ребенком грудного возраста.

  64. Рентгенологические методы исследования дыхательной системы.

  65. Характеристика болевого синдрома при заболеваниях печени и желчевыводящих путей.

  66. Характеристика болевого синдрома при заболеваниях поджелудочной железы.

  67. Симптомы острой почечной недостаточности

  68. Клинико-лабораторные симптомы нефритического синдрома.

  69. Симптомы поражения миокарда. Лабораторная, инструментальная диагностика.

  70. Семиотика гемодинамических нарушений при митральном стенозе.

  71. Понятие о тубулопатиях. Методы диагностики.

  72. Основные клинические симптомы при коарктации аорты. Методы инструментальной диагностики.

  73. Понятие о пузырно-мочеточниковом рефлюксе, клинические симптомы, методы инструментальной диагностики.

  74. Особенности гемодинимики при недостаточности митрального клапана. Клинико-инструментальная диагностика.

  75. Семиотика аортального стеноза и гемодинамических осложнений.

  76. Семиотика плеврита. Линия Эллиса-Дамуазо-Соколова. Треугольник Раухфуса, Гарлянда.

  77. Патология толстого кишечника: семиотика и методы диагностики.

  78. Особенности клинической симптоматики при гипоацидном и гиперацидном состоянии желудка.

  79. Особенности жирового обмена в детском возрасте. Стеаторея новорожденных.

  80. Спирография. Клинико-диагностическое значение показателей ЖЕЛ, РО вдоха, ФЖЕЛ, МВЛ, индекса Тиффно.

  81. Периферические и полостные отеки. Методы определения отеков.

  82. Копрологический синдром. Особенности стула в зависимости от вида вскармливания ребенка.

  83. Бактериологическое исследование мочи. Диагностическая ценность. Критерии диагностики.

  84. Биохимические синдромы при заболеваниях гепатобилиарной системы.

  85. Семиотика поражения лимфатических узлов у детей.

  86. Проба Зимницкого. Ее диагностическое значение. Показания для проведения пробы Фольгарда.

  87. Методы исследования внешнего дыхания у детей.

  88. Сердечные шумы, генез. Методы клинико-лабораторной диагностики. Отличия функциональных и органических шумов.

  89. Рентгеноконтрастные методы исследования мочевыделительной системы.

  90. Анемический синдром у детей, клинические проявления, методы диагностики.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница