Рабочая программа «организация коррекционно речевой работы в условиях логопедического пункта доу в соответствии с фгт»



страница1/4
Дата29.06.2015
Размер0,72 Mb.
  1   2   3   4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


« ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ

В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ»

Составители:

Кустова О.И., учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 5;

Гашкова Л.А., учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 3;

пгт Умба, Мурманская область

Срок реализации - 1 год



Содержание:

1. Пояснительная записка…………………………………………………..3

2. Характеристика контингента воспитанников…………………………..7

3. Учебно-тематическое планирование…………………………………….10

3.1 Основные задачи, планирование, ожидаемые результаты

логопедической работы с детьми, имеющими ФФНР……………….11

3.2 Основные задачи, планирование, ожидаемые результаты

логопедической работы с детьми старшей группы, имеющими

ОНР (3 уровень)…………….......................................................................14

3.3 Задачи, планирование, ожидаемые результаты

логопедической работы с детьми подготовительной группы,

имеющими НВОНР………………………………………………………17

3.4 Задачи, планирование индивидуальных коррекционно-логопедических занятий с детьми, имеющими общее, фонетико-фонематическое, фонетическое, фонематическое недоразвитие речи……………………………………………………………………………...21

4. Мониторинг образовательного процесса…………………………………..24

5. Заключение………………………………………………………………….24

6. Приложение

6.1 Журнал регистрации обратившихся за логопедической

помощью в детском саду…………………………………………………….25

6.2 Информационные листы с диагностикой речевого развития…………25

6.3 Речевые карты………………………………………………………….....26

6.4 Журнал учёта движения детей…………………………………………..33

6.5 План индивидуальной логокоррекционной работы…………………..33

6.6 Годовой план работы………………………………………………….....34

6.7 График работы, примерное расписание логопедических занятий …..35

6.8 Отчёт о проведённой коррекционно-логопедической работе………...36

7. Библиография………………………………………………………………37




1. Пояснительная записка

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (приказ Минобразования России № 655 от 23.11.2009) содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Одной из задач этого раздела является развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно - развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой МБДОУ детский сад № 5, отвечает Федеральным государственным требованиям. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи. Срок реализации – 1 год.
Коррекционно – логопедическая работа в логопункте детского сада строится на основе:
- образовательной программы детского сада;

- Программы воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.;

- Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.;

- Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичева Т.Б., Чиркина Г.В..


При правильной организации деятельности, которую даёт

представленная программа работы в дошкольном логопедическом пункте,

учитель-логопед может оказывать необходимую помощь значительному

числу детей, с разной степенью выраженности речевых нарушений.



Цель программы:
- обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей и осуществления своевременного и полноценного личностного развития;

– предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.



Основные задачи коррекционного обучения:
-устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных

навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) ;

-развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции

различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

-развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по

дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);

-уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников;

-формирование грамматического строя речи;

-развитие связной речи старших дошкольников;

-развитие коммуникативности, успешности в общении.


Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

1) принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего

выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;



2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского

о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;



3) принцип полифункционального подхода, предусматривающий

одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;



4) принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог

должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;



5) принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт

возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;



6) принцип постепенного повышения требований, предполагающий

постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;



7) принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое

взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.


Организация деятельности логопедического пункта.
В логопедическом пункте детского сада существует чёткая организация коррекционного процесса. Она обеспечивается:

-своевременным обследованием детей (с 15мая, с 1 – по 15 сентября);

-рациональным составлением расписаний занятий;

-планированием групповой и индивидуальной работы;

-оснащением логопедического пункта необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

-совместной работой с родителями, педагогами детского сада.

В логопедическом пункте одновременно занимается 20 детей, сроком, определяемым логопедическим обследованием.

Сроки коррекционной работы и частота занятий в логопункте обусловлены

тяжестью и структурой речевого дефекта.

Основной формой организации коррекционно-образовательной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми в логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от занятий в режиме дня или посредством чередования логопедических занятий с непосредственно – образовательной деятельностью при организации их по подгруппам (с воспитателями и другими специалистами детского сада). Форма организации занятий – подгрупповая, в микрогруппах, индивидуальная.

Объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по

характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Из детей с речевой патологией комплектуются следующие группы:

-с ОНР (111-4 уровень)-3-4 ребёнка;

-с ФФН или ФНР-3-6 детей.


Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопедическом пункте являются ребёнок, родитель, учитель-логопед, педагоги детского сада.

Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.



Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда


РЕБЁНОК

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ



ВОСПИТАТЕЛЬ

-соблюдение единого речевого режима на занятиях и во время режимных моментов;

-развитие мелкой моторики;

-обогащение словарного запаса;

-развитие связной речи, лексико-грамматических категорий;

-подготовка к обучению грамоте


ЛОГОПЕД

максимальная коррекция

речевых отклонений

-определение сложности и выраженности речевых недостатков;

-постановка и автоматизация звуков;

-профилактика нарушений письменной речи;

-оказание консультативной помощи родителям;

-научно-методическая помощь работникам ДОУ

РОДИТЕЛИ

-систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду


МУЗЫКАЛЬНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ

-развитие чувства ритма и темпа речи;

-автоматизация звуков при исполнении песен






ПСИХОЛОГ

-коррекция основных психических процессов;

-снятие состояний тревожности и негативной настроенности на занятиях

ИНСТРУКТОР ПО
ФИЗКУЛЬТУРЕ

-занятия по развитию умений по мышечной релаксации;

-развитие общей моторики и координации движений

Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель-логопед ведёт в логопедическом пункте следующую документацию:



  • в период обследования детей логопед ведёт журнал регистрации обратившихся за логопедической помощью (приложение);

  • информационные листы с диагностикой речевого развития детей (приложение);

  • речевая карта на каждого ребёнка (приложение);

  • журнал посещаемости занятий на логопедическом пункте;

  • журнал учёта движения детей (приложение);

  • перспективные планы работы, в которых отмечается последовательность работы, её содержание;

  • общий план методической работы на год (приложение);

  • ежедневные планы работы (в виде карточек, конспектов);

  • индивидуальные планы коррекционной работы (приложение);

  • тетради для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения;

  • расписание занятий групп, индивидуальных занятий, утверждённое руководителем учреждения дошкольного образования (приложение);

  • паспорт логопедического кабинета или картотека с перечнем оборудования и пособий;

  • отчёт о проделанной работе за год (приложение).


2. Характеристика контингента воспитанников.
 Структура дефектов у дошкольников неоднородна.На коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами, утвержденными ПМПк на начало учебного года.


Речевой диагноз детей

НВОНР,

обусловленное лёгкой

степенью

псевдобульбарной дизартрии



ФФНР,

обусловленное лёгкой

степенью

псевдобуль-барной дизартрии



ФНР,

обусловленное лёгкой

степенью

псевдобуль-барной дизартрии



ФФНР,

обусловленное артику

ляторно-

фонетичес

кой

дислалией







































Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:


  • заменой звуков более простыми по артикуляции;

  • трудностями различения звуков;

  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом

контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.


Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.

Основной контингент старших дошкольников имеет нерезко выраженное недоразвитие речи и третий уровень речевого недоразвития.

У детей с НВОНР обиходная фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проступает у этих детей в понимании слов, фраз, пословиц с переносным значением. При достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц, людей разных профессий, частей тела. При ответах смешиваются родовые и видовые понятия.

При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный - круглый; переписал - писал. Имея определенный запас слов, обозначающих разные профессии, дети испытывают большие трудности при дифференцированном обозначении для лиц мужского и женского рода.

При грамматическом оформлении высказываний встречаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов (в зоопарке кормили белков). В использовании некоторых предлогов (выглянул из двери); в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся существительные мужского и женского рода, единственного и множественного числа, сохраняются нарушения в согласовании числительных с существительными.

Слоговая структура характеризуется преобладанием элизий, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях - пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще - перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент - персеверации и добавления слогов и звуков.

В беседе, при составлении рассказа преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Присутствуют трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок.

Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.

С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

В логопункт зачисляются дети с не резко выраженным недоразвитием речи, воспитанники со сложным уровнем речевого развития направляются в речевую группу. Так как количество детей с НВОНР в пределах 3-4 человек, то логопедическая работа с ними проводится в микрогруппе во время отведённое на индивидуальные занятия.


3. Учебно-тематическое планирование:


  • подгрупповые занятия с детьми старшей группы, имеющими ФФН проводятся 2 раза в неделю;

  • с детьми старшей и подготовительной групп, имеющими ОНР (3 - 4 у,) коррекционная работа проводится на занятиях в микрогруппах 2-3 раза в неделю;

  • с каждым ребёнком, зачисленным в логопункт индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения проводится 2-3 раза в неделю.

Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН 2.4.1.2660-10.

В соответствии СанПиН продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН (полиморфная дислалия) – 1 год; ОНР-III-IV ур.р. – 1-2 года.

Задачи по формированию звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий, обучение связной речи, подготовка к обучению грамоте решаются в комплексе на каждом занятии с детьми, имеющими ОНР, у детей с ФФН, ФН каждое занятие включает в себя формирование звукопроизношения, подготовку к обучению грамоте.



название



Старшая группа


Подготовительная группа

Всего


занятий в год

ФН

ФФН

ОНР

всего

занятий в год


ФН

ОНР


инд.

п\п

инд

микро

группа


инд

микро

группа


363

66

66

66

99

66

231

66

99

66

Формирование звукопроиз-

ношения




66

66

66

99

66




66

99

66


Формирование

лексико-грамматических категорий и

обучение связной речи









-




-










-

Подготовка к обучению грамоте




-

-

-

-

-




-

-

-

Количество часов

101 ч. 15 мин.


16 ч.

16 ч.

22 ч.

25 ч. 15 мин.

22 ч.

74 ч. 15 мин.

16 ч.

25 ч. 15 мин.

33 ч.




3.1. Задачи, планирование, ожидаемые результаты логопедической работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи (старшая группа)
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница