Администрации города ноябрьска территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия муниципального образования города ноябрьск



страница1/4
Дата29.06.2015
Размер1,02 Mb.
  1   2   3   4
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОЯБРЬСК


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА

РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнил:

учитель-логопед ТПМПК

Аннаева М.М.

2013 г
Содержание:


  1. Организация и особенности логопедического обследования ребенка.

  2. Диагностика нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени у детей раннего и дошкольного возраста.

    1. Развитие речи ребенка в норме.

    2. Общие принципы логопедического обследования.

    3. Технология логопедической диагностики.

    4. Особые требования при беседе с родителями

  3. Методический и диагностический материал для проведения логопедического обследования.

    1. Примерный рабочий материал для логопедического обследования ребенка

дошкольного возраста

  1. Оформление индивидуальных заключений и рекомендаций.

4.1. Рекомендации по формулировке логопедических заключений.

Приложения.

Литература.


  1. Организация и особенности логопедического обследования ребенка

Обследование – деятельность специалиста, направленная на оценку качественных и количественных характеристик обследуемого объекта.

Логопедическое обследование – деятельность логопеда, направленная на оценку уровня сформированности речевой деятельности и языковых средств ребенка с учетом его возраста и социальной среды воспитания.

Организация логопедического обследования детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных тем логопедии и большой интерес к ней обусловлен тем, что в настоящее время дети с отклонениями в речевом развитии составляют самую многочисленную группу – до 80% от всех детей. Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико - коррекционное направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики, задача которой выявить характер патологии, ее структуру, индивидуальные особенности проявления. Планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования. В настоящее время существует достаточно широкий выбор методической литературы, посвященной проблеме дидактического и методического обеспечения логопедического обследования, где можно познакомиться с широкой палитрой мнений относительно методов обследования, уровня сложности наглядного и вербального материала, способов оценки результатов обследования. Для проведения данного обследованиями педагогами ДОУ возможно использование материалов соответствующих разделов "Программы воспитания в детском саду". Необходимо еще раз подчеркнуть, что данные материалы ни в коем случае не являются самодостаточными и обязательными для использования.

В специальной научно-методической литературе (Ефименкова Л.Н., Каше Г.А., Гаркуша Ю.Ф., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Чевелёва Н.А., Грибова О.Е., Бессонова Т.П., Безрукова О.А., Каленкова О.Н., Ткаченко Т.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Кирьянова Р.А., Косинова Н.Е., Фотекова Т.А., Аруханова Т.В., Фомичева М.Ф.) указываются основные направления логопедического обследования, намечаются его разделы, предлагается речевой материал для проверки состояния речевых навыков детей.

Вместе с тем остается недостаточно разработанной процедура и содержание логопедического обследования в различных возрастных группах детей с речевыми нарушениями. Не следует забывать, что никакая схема логопедического обследования не может предусмотреть всех встречающихся случаев нарушения речи у детей. Поэтому логопед имеет право и может при необходимости расширять или сужать предлагаемый арсенал приемов и средств. Если проводить тестирование ребенка выборочно, бессистемно, нельзя понять подлинные истоки нарушения, полностью оценить спектр проблем, подлежащих коррекции, а также определить все компенсаторные возможности ребенка. Таким образом, особое внимание уделяется описанию последовательности действий логопеда, обеспечивающих всесторонний подход к изучению недостатков устной и письменной речи детей различного возраста.

Типовые задачи в области диагностико-аналитической деятельности:



  • дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;

  • проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам.

Для учителя-логопеда приемлем перечень умений, сформулированный Н.М. Назаровой:

  1. Умение увидеть отклонения в развитии ребенка и поставить предварительный

педагогический диагноз этому отклонению;

  1. Провести педагогическую диагностику отклонения, спрогнозировать пути дальнейшего развития ребенка с учетом наличия дефекта и его последствий.


2. Диагностика нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени у детей раннего и дошкольного возраста
2.1. Развитие речи ребенка в норме

При выборе заданий во время обследования речевого развития необходимо учитывать состояние развития речи в норме на тот возраст, в котором находится обследуемый ребенок.

Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0.8 мес. – 1 года до 3–4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К трем-четырем годам его словарь состоит примерно из 800–1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Обратите внимание на таблицу 1, в которой показаны временные этапы появления тех или иных явлений в детской речи. Эти этапы не являются жестко обязательными, их сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи может варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями развития ребенка. Тем не менее, если в указанный период указанный период указанные формы не появляются или вы видите единичные проявления указанных форм, это должно насторожить.

Таблица 1

Динамика формирования речи в онтогенезе


п/п


Форма речи

Примерный возраст появления

с - до


1

Интонирует крики

(Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)

1–2 мес.

2

Гуканье, гуление (ребенок повторяет за Вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними)

1,5–3 мес.

3

Лепет

(ребенок повторяет за Вами и сам произносит даже что-то

похожее на слова, но состоящие из одинаковых слогов)

4–5 мес.

4

Лепетные слова

(ребенок использует в речи «нянькин язык» – слова, которые он

использует, состоят из двух-трех открытых слогов: ляля,

тата, кука и др., много звукоподражаний: биби, гав-гав, пи-пи и

проч.)

8 мес. – 1 год 2 мес.

5

Двусловные предложения

(ребенок, общаясь с Вами, объединяет два слова, например: дай

пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)

1 год 6 мес. – 2 года 2 мес.

6

Активный рост словаря (ребенок спрашивает, как это называется)

1 год 9 мес. – 2 года 6 мес.

7

Появление грамматических форм слова

(ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)

2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.

8

Словотворчество (ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом, использует законы родного языка)

2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.

9

Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми

1 мес. – 1,5 месяца

10

Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с

игрушками или занят еще каким-то делом



2 года 6 мес. – 3 года 6 мес.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Они сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но, говорят они при этом, часто на своем языке. Одна и та же ситуация

оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей, разница небольшая, а для педагога значимая. Развитие речи ребенка тесно связано с влиянием окружающих, с условиями, в которых он живет.  Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. До недавнего времени считалось, что обследовать звукопроизношение, так же как и говорить о его дефектности можно только после пяти лет – контрольного времени для формирования звуковой стороны речи. В настоящее время возраст пяти лет как рубеж для становления звукопроизношения подвергается сомнению.

Таблица 2
Признаки благополучного развития речи у ребенка

 Физическое развитие ребенка соответствует возрасту

 У ребенка нет никаких неврологических заболеваний

 Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми

 Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит

 Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи

 Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

 Ребенок развивается с задержкой

 Ребенок перенес тяжелые заболевания

 У ребенка есть неврологические заболевания

 Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит

 Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал

 Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к Вам за помощью

(«самостоятельный ребенок»)

 Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми

 Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания типа «скажи еще раз лучше» не реагирует

 Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
2.2. Общие принципы логопедического обследования

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Работа ведется с учетом принципов: анализа речевых дефектов, развития, системности, взаимосвязи речи с другими сторонами психической деятельности ребенка, онтогенетического принципа, принципов доступности, поэтапности, учёта ведущей деятельности возраста и др. Применяются методы логопедического обследования: педагогический эксперимент, беседа с ребенком, наблюдение за ребенком, игра.

Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.

Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.

Для проведения обследования устной речи детей в ДОУ отводятся две первые недели сентября и две последние недели мая. В начале учебного года (первые две недели сентября) проводится стартовое логопедическое обследование поступивших в группу, логопедический пункт/продолжающих обучение воспитанников. Логопед выявляет объем речевых навыков, сопоставляет его с возрастными нормами, с уровнем психического развития. По результатам обследования логопед заполняет индивидуальные речевые карты. В этот же период проводятся обобщение и анализ результатов обследования каждого из детей группы специалистами ДОУ, что делает возможным разработку программы групповой коррекционно-педагогической работы с детьми на учебный год. Результаты обследования заносятся в журнал обследования, на детей с нарушениями речи заводятся индивидуальные речевые карты, с вложенным индивидуальным планом коррекционной работы.

В междиагностический период (сентябрь-май) проводится плановая коррекционно-профилактическая работа с детьми, а также консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ и родителями воспитанников.



Итоговое обследование детей проводится в последние две недели мая. Его результаты также фиксируются в индивидуальных речевых картах, что помогает подвести итоги коррекционно-речевой работы и оценить ее динамику в течение учебного года, представив анализ в форме количественно-качественного отчета.

В мае, как правило, логопед определяет детей, которые будут посещать логопедические занятия в следующем учебном году, и формирует списки к зачислению. Главная цель логопедического обследования детей младших, средних, старших групп — выявление детей с задержкой речевого развития, дизартриков, детей с ОНР, ФФНР. Если у ребенка обнаружены перечисленные нарушения, необходимо провести разъяснительную работу с родителями и настроить их на перевод ребенка в специализированные группы и т.п.

Обследование речи детей младших групп удобнее проводить, начиная с февраля по апрель месяц. Целью такого обследования является выявление детей с задержкой речевого развития, дизартрией, заиканием и т.д. Это необходимо для того, чтобы вовремя сформировать из этих детей так называемую «группу риска» для проведения дальнейшей профилактической и коррекционной работы. Обследуя детей младшего возраста, логопед обязательно должен отметить общий уровень речевого развития (норма, ЗРР, дизартрия, особенности анатомического строения органов артикуляции).

Их родителям логопед объясняет особенности ребенка и рекомендует для подтверждения диагноза пройти обследование у специалистов (невропатолога, окулиста, отоларинголога, медицинского психолога). Дети «группы риска» в обязательном порядке ставятся на учет к невропатологу поликлиники.

Обследование детей средних групп также проводится в начале уч.года и в апреле-мае. Это помогает логопеду заранее определить нагрузку на следующий учебный год. Практика показывает, что резкое изменение в речевом развитии не происходит или происходит у единиц.

Работая с детьми среднего возраста, необходимо подробно описать состояние звукопроизношения, особенности лексико-грамматического развития и связной речи. Это поможет выявить детей, нуждающихся в переводе в специализированное дошкольное учреждение, и определить детей для зачисления на логопункт, специализированные группы.

Длительность диагностического занятия сугубо индивидуальна, зависит от возраста ребенка и его психофизического состояния, личностных особенностей, поведения в ситуации обследования. Логопедическое обследование ребенка раннего возраста надо проводить в светлое время суток, желательно спустя некоторое время после завтрака или полдника. Оптимальная длительность диагностического занятия с ребенком раннего возраста — 10—15 минут. Не рекомендуется превышать это время, даже если вам кажется, что ребенок очень заинтересовался выполнением задания и не испытывает усталости после предъявления целой серии картинок. Помните, что вы имеете дело с бурно развивающимся хрупким человеческим индивидуумом, любая перегрузка нервной системы ребенка может привести к отставленным по времени нежелательным последствиям для его организма! На каждого ребёнка 4-7 лет тратится от 20 до 40 минут, в зависимости от его умственного развития и состояния речи.

Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения с выборочным использованием стандартных логопедических заданий, лучше в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. Прежде, чем проводить обследование ребенка необходимо выяснить, какие недостатки речи, по мнению родителей, имеются у ребенка, какие он испытывает трудности в обучении. Необходимо уточнить сведения о раннем речевом развитии ребенка (если они не были получены раннее или недостаточны). В беседе выясняется, каково речевое окружение ребенка, осознает ли он свой недостаток и как реагирует на него. Отмечается, обращались ли родители к логопеду ранее, какая проводилась коррекционная работа и каков ее результат.

Обследование проводится в кабинете логопеда, причём материал для обследования готовится заранее, обстановка для обследования должна быть психологически правильной. Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребёнок был совершенно спокоен, не был испуганным, это может сказаться на повышение тонуса мышц. Планируя обследование, специалист должен четко представлять, что ему при этом надо выявить в речи ребенка, знать, как проводить обследование, какой материал использовать, как оформить результаты и какие сделать выводы. При обследовании речи ребенка педагог обращает внимание на состояние звукопроизношения, словаря и фразовой речи. Если имеются нарушения речи (ребенок не согласовывает слова в предложении) или серьезные недостатки в звукопроизношении, следует познакомиться с данными о его здоровье, так как развитие речи тесно связано с психофизическим развитием.
2.3.Технология логопедической диагностики.
В технологическую цепочку логопедического обследования по данным различных авторов выделяется от 3 до 10 этапов логопедического обследования.

Я предлагаю выделить следующие пять этапов (Грибова О.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.)


- ориентировочный,

- диагностический,

- аналитический,

- прогностический,

- информирование родителей.
1. Ориентировочный этап

На первом ориентировочном этапе решаются следующие задачи:

- сбор анамнестических данных;

- выяснение запроса родителей;

- выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребенка.

Осуществляется это путем изучения медицинской и педагогической документации, бесед с родителями.


2 Диагностический этап

На втором диагностическом этапе выясняются:

- какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

- какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

- характер несформированности языковых средств.

Опираясь на методики обследования речи детей перечисленных выше авторов, система заданий обследования речи детей четырех-пяти-шести лет включают тестовые задания по обследованию:

- словарного запаса;

- грамматического строя речи;

- связной речи;

- звукопроизношения;

- фонематического слуха.

В каждом из заданий указываются цель, материал, инструкция логопеда, ход выполнения задания ребенком, виды необходимой ему помощи. Выбор речевого материала осуществляется на основе анализа речи нормально развивающихся детей четырех - пяти - шести лет и с учетом программных требований к вербальному развитию дошкольников данного возраста. Материал для обследования речи оформлен в виде предметных и сюжетных картинок, карточек с заданиями и расположен по разделам в виде картотеки.


3 Аналитический этап

На третьем аналитическом этапе проводится интерпретация полученных данных, и заполняются речевые карты. Поскольку особенностью речевой карты является её аналитичность, то в ней представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся примеры детских ответов.


4 Прогностический этап

Важное звено в системе логопедического обследования, где определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.


5.Информационный этап

Деликатный и сложный этап обследования ребенка, проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка.


Рассмотрим более подробно характеристику каждого из этих этапов и технологии проведения.
1. Ориентировочный этап

Задачи первого ориентировочного этапа являются:



  • сбор анамнестических данных;

  • выяснение запроса родителей;

  • выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка;

Обследование рациональнее начинать со знакомства с медицинской и педагогической документации, которая изучается в отсутствие родителей или лиц их заменяющих. Обычно перечень необходимых документов обговаривается заранее с родителями при записи на обследование и его объем может зависеть от характера трудностей, которые испытывает ребенок. К медицинской документации относятся медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невропатолога, психоневролога, отоларинголога и др. Кроме того, могут быть предоставлены заключения специалистов, консультации которых получены по собственной инициативе родителей в различных медицинских учреждениях, в том числе и негосударственных: аудиограммы, заключения о результатах ЭЭГ, РЭГ, ЭХО-ЭГ

(ЭЭГ — энцефалограмма, РЭГ — реограмма (реоэнцефалограмма), ЭХО-ЭГ — эхографическое исследование) и др.

По ходу изучения медицинской документации логопед составляет представление о возможной этиологии речевой патологии и ее патогенезе. Особое внимание необходимо обратить на данные о протекании беременности и родов, о раннем развитии ребенка, на наличие тяжелых и/или хронических заболеваний. Например, наличие очаговых изменений, отмеченных в результате проведения ЭЭГ, может свидетельствовать в пользу речевого дефекта, имеющего органический характер. Однако необходимо учитывать, что в медицинской документации не всегда указываются достоверные сведения. Например, достаточно часто завышается число Апгара, свидетельствующее о жизнестойкости плода. Могут отсутствовать сведения о пренатальном периоде развития ребенка, данные о ходе его раннего речевого развития. Поэтому в процессе знакомства с медицинской документацией логопед намечает те вопросы, которые он будет обсуждать в личной беседе с родителями.

При интерпретации полученных результатов исходить от стандартных норм хода развития речи: гуление – N 3 мес., лепет – N 5 мес., первые слова – N 1 год, первая фраза – N 2 года, фразовая речь – N 3 года. (Например, со слов матери: слова — с 1 года (1,5 лет), простая фраза  - с 1,5- 2 лет, фразовая речь – с 2,5-3 года. Как использует речь?)

При заполнении документа следует соблюдать анонимность всех собранных сведений, чтобы не вызвать негативной реакции со стороны родителей ребенка.

К педагогической документации относятся характеристики на ребенка педагогов, работающих с ним: воспитателя детского сада, психолога и др. В ходе изучения педагогической документации составляется представление о тех проблемах, которые испытывает ребенок, особенностях его обучения, индивидуально-типологических особенностях. Кроме того, необходимо учитывать и стиль отношений «педагог — ребенок», которые также могут влиять на успешность адаптации ребенка в образовательной среде.

Следующий шаг — изучение работ ребенка. Естественно, что набор работ будет различен в зависимости от возраста нашего обследуемого: наиболее объемный и разнообразный у подростков и наименее разнообразный у младших дошкольников. К данному виду документации можно отнести рисунки ребенка. Рисунки или творческие поделки ребенка характеризуют его склонности, уровень сформированности моторно-графических навыков.

Таким образом, изучение документации не только предоставляет прямые сведения о состоянии здоровья и освоении социально-образовательных навыков ребенка, но и предоставляет массу косвенной информации, на основе которой выстраивается беседа с родителями ребенка.



Собеседование с родителями. Беседу предпочтительно проводить непосредственно с родителями (матерью и/или отцом) или лицами, их заменяющими в соответствии с законодательством. Присутствие при этом других родственников, например бабушки, тети и т.д. не предполагает высокого уровня откровенности со стороны родителей, хотя возможно при наличии согласия родителей. Обследование в отсутствие родителей, но в присутствии бабушки возможно только с письменного согласия родителей. И ни в коем случае нельзя обследовать ребенка, если родители отсутствуют, а на первичное обследование его сопровождают другие родственники: братья и сестры, тети и дяди, племянники и племянницы, а также соседи по дому. В этом случае обследование ребенка возможно только при наличии у них нотариально заверенной доверенности.

Прежде всего, необходимо установить с родителями контакт. Весь ход беседы должен быть доверительно-деловым. Нельзя заигрывать с родителями. Нельзя в присутствии родителей подвергать сомнению компетенцию других специалистов, даже если вы не согласны с теми заключениями, с которыми вы только что познакомились. Не забывайте, что о коллегах нельзя говорить неуважительно. Это некорректно и является одним из нарушений профессиональной этики. Можно в случае необходимости выразить свое несогласие с их мнением, но лучше говорить о необходимости уточнения некоторых данных, представленных в заключениях.

Как только родители вошли в кабинет (без ребенка, даже если он очень маленький), вы, приветливо улыбаясь, представляетесь сами, если это необходимо, и уточняете имена и отчества вошедших родителей. Если в кабинете находится кто-либо еще, представьте этого человека и аргументируйте необходимость его присутствия. Наличие посторонних лиц при беседе с родителями недопустимо, поскольку может прозвучать информация, которая не подлежит разглашению. Соблюдение медицинской и педагогической тайны, безусловно, обязанность логопеда.

Опыт свидетельствует, что беседу рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб. Это необходимо делать по нескольким причинам.

Во-первых, наличие сформулированного запроса позволяет в ряде случаев ограничить время и уточнить направление обследования. Поясним это на конкретном примере. К вам приходит ребенок, который, по вашему мнению, страдает интеллектуальной недостаточностью. В рамках логопедического обследования возможно использование ряда тестовых процедур, позволяющих уточнить первичность интеллектуальной недостаточности и продемонстрировать родителям основную проблему в развитии ребенка. Однако родители, оказывается, знают о том, что их ребенок страдает умственной отсталостью, а их волнует, почему он не произносит звук «Р». Таким образом, сфера логопедического обследования сужается, концентрируясь, в основном, на обследовании звуковой стороны речи, строения и двигательных функций артикуляционного аппарата.

Во-вторых, в конце обследования, а именно на этапе «Информирование родителей», необходимо будет в первую очередь соотнести результаты обследования с запросом, т. е. ответить на те вопросы, которые поставили перед нами родители.

Конечно, не всегда родители, так как они не специалисты, могут правильно определить, какие проблемы возникают в развитии ребенка. Зачастую осознание этих проблем происходит интуитивно. Поэтому в результате обследования родители должны получить реальную более полную картину развития ребенка, а не только ответ на свой запрос. Например, при обследовании дошкольников логопедам приходится встречаться с таким запросом: «Ребенок не произносит звук Р». В реальности же у ребенка формируется дефектное произношение гораздо большего числа фонем или даже наблюдается недоразвитие всех сторон речи.

Учитывая недостаточность осознания родителями проблем ребенка, недифференцированность запроса, логопеду на заключительном этапе обследования необходимо будет внести коррективы в представления родителей о состоянии речи ребенка, трудностях, которые испытывает их ребенок, и тех проблемах, которые он может испытать в будущем, если не обеспечить ребенку адекватную помощь.

В ходе беседы с родителями также полезно выяснить их уровень образования и сферу профессиональной занятости. Это позволит правильно выстроить общение с родителями, на доступном для них языке. Ведь нам необходимо «достучаться» до сознания и души родителей ребенка. Если логопеду удалось наладить с родителями положительно окрашенный эмоциональный контакт, он может смело задавать им любые вопросы, требующие уточнения.

Продемонстрируйте родителям, что вы действительно внимательно изучили представленную ими документацию, время от времени обращаясь к ней и даже зачитывая цитаты, когда требуется уточнить те или иные вопросы.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница