Учебно-методический комплекс практических занятий по программе профессионального модуля мдк «выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»



страница1/12
Дата23.06.2015
Размер2,68 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ГБОУ СПО СК «СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ». РАЗДЕЛ «БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ И МЕДПЕРСОНАЛА»

Предназначен для преподавателей и студентов специальности «Сестринское дело базовой и углубленной подготовки»

Разработан преподавателем высшей категории ЦМК «ОСД»

Сивковой С.В.

Утвержден на заседании ЦМК «ОСД»

Протокол №_______от______________

Председатель ЦМК

Ситникова Л.В.___________

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ УМК

  1. Внутренняя рецензия

  2. Внешняя рецензия

  3. Пояснительная записка

  4. Обоснование темы

  5. Педагогическая характеристика

  6. Схема интегративных связей

  7. Требования к результатам освоения раздела профессионального модуля

  8. Занятие №1 «Внутрибольничные инфекции. Инфекционный процесс»

  • Цель занятия;

  • Оснащение занятия;

  • Хронологическая карта занятия;

  • Этапы проведения занятия;

  • Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

  • Теоретическое обоснование темы;

  • Дидактический материал;

  • Учебная карта самостоятельной работы;

  • Карта экспертной оценки

  1. Занятие №2 «Санитарно-эпидемический режим, отраженный в нормативных актах и приказах МЗ РФ»

  • Цель занятия;

  • Оснащение занятия;

  • Хронологическая карта занятия;

  • Этапы проведения занятия;

  • Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

  • Теоретическое обоснование темы;

  • Дидактический материал;

  • Учебная карта самостоятельной работы;

  • Карта экспертной оценки

  1. Занятие №3 «Профилактика парентеральных гепатитов и ВИЧ»

  • Цель занятия;

  • Оснащение занятия;

  • Хронологическая карта занятия;

  • Этапы проведения занятия;

  • Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

  • Теоретическое обоснование темы;

  • Дидактический материал;

  • Учебная карта самостоятельной работы;

  • Карта экспертной оценки

  1. Рабочая тетрадь

  2. Литература.

  3. Приложение: презентации к практическим занятиям по разделу

ВНУТРЕННЯЯ РЕЦЕНЗИЯ

Учебно-методический комплекс практических занятий разработан преподавателем высшей категории ЦМК ОСД ГБОУ СПО «Ставропольский базовый медицинский колледж» Сивковой С.В.

Данный комплекс предназначен для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта по программе профессионального модуля МДК 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», раздел «Безопасная среда для пациентов и медперсонала». Данный раздел является частью профессионального модуля основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 Сестринское дело базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными соответствующих профессиональных компетенций.

Учебно-методический комплекс включает в себя три практических занятия, соответственно – 18 учебных часов, согласно программе модуля.

Структура и содержание модуля полностью соответствует целям и задачам практической подготовки студентов и формирования профессиональных и общих компетенции.

Теоретическое обоснование тем включает в себя все современные представления по данному разделу. Планы проведения занятий и хронология соответствуют современным дидактическим требованиям. Использован многоуровневый контроль знаний, предусмотрена возможность проведения интерактивных занятий. Теоретическое обоснование сопровождается иллюстративными формами изложения (презентациями).

Учебно-методический комплекс соответствует всем требованиям к методической литературе и рекомендован для использования в учебном процессе.
Рецензор:

Преподаватель высшей категории

ЦМК ОСД Стефанова Е.И. ____________________

ВНЕШНЯЯ РЕЦЕНЗИЯ
Учебно-методический комплекс практических занятий разработан преподавателем высшей категории ЦМК ОСД ГБОУ СПО «Ставропольский базовый медицинский колледж» Сивковой С.В.

Данный комплекс предназначен для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта по программе профессионального модуля МДК 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», раздел «Безопасная среда для пациентов и медперсонала». Данный раздел является частью профессионального модуля основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 Сестринское дело базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными соответствующих профессиональных компетенций.

Учебно-методический комплекс включает в себя три практических занятия, соответственно – 18 учебных часов, согласно программе модуля.

Структура и содержание модуля полностью соответствует целям и задачам практической подготовки студентов и формирования профессиональных и общих компетенции.

Теоретическое обоснование тем включает в себя все современные представления по данному разделу. Планы проведения занятий и хронология соответствуют современным дидактическим требованиям. Использован многоуровневый контроль знаний, предусмотрена возможность проведения интерактивных занятий. Теоретическое обоснование сопровождается иллюстративными формами изложения (презентациями).

Учебно-методический комплекс соответствует всем требованиям к методической литературе и рекомендован для использования в учебном процессе.


Рецензор:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс состоит из трех практических занятий по 6 учебных часов, в соответствии с учебным планом программы МДК 04 раздела «Безопасная среда для пациентов и медперсонала». Данный раздел включает в себя следующие части:



  • Обеспечение инфекционной безопасности. Обеспечение производственной санитарии и личной гигиены на рабочем месте;

  • Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и персонала. Участие в санитарно-просветительской работе среди населения.

Представленный учебно-методический комплекс включает в себя занятия по изучению инфекционного процесса при возникновении внутрибольничных инфекций и правил обеспечения производственной санитарии и личной гигиены на рабочем месте. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и программе модульного обучения, основной целью занятий является формирование соответствующего уровня общих и профессиональных компетенций. После изучения данного раздела студент должен:

иметь практический опыт:

  • оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;

  • обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;

  • обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в ЛПУ;

  • соблюдения требований техники безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций

уметь:

  • собирать информацию о санитарном состоянии помещений медицинского назначения;

  • обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

  • проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;

Знать:

  • факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

  • основы профилактики внутрибольничной инфекции;

Каждое занятие комплекса включает в себя теоретическое обоснование темы, презентацию, блок контрольно-обучающих заданий, карты самостоятельной работы и карты контрольной оценки по итогам занятия. Для промежуточного контроля по разделу представлен тест в двух вариантах. Также представлена рабочая тетрадь по разделу для организации аудиторной самостоятельной работы студентов и проведения самоконтроля.

Трудно переоценить значение данных тем для формирования профессиональных компетенций, так как инфекционная безопасность пациентов и медперсонала – это одно из самых главных условий осуществления медицинской помощи на всех уровнях и этапах. Получение знаний и навыков по организации инфекционной безопасности в лечебно-профилактических учреждениях станет основой для воспитания профессионалов сестринского дела.

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Данный учебно-методический комплекс включает в себя практические занятия по разделу «Безопасная среда для пациентов и медперсонала. Обеспечение инфекционной безопасности. Обеспечение производственной санитарии и личной гигиены на рабочем месте». Данный раздел рассматривает вопросы инфекционной безопасности при организации работы сестринского персонала.

Организация санитарно-противоэпидемического режима и профилактика внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях занимает основополагающее место в работе сестринского персонала. Стандарты выполнения всех манипуляций подразумевают наличие знаний и умений по вопросам инфекционной безопасности.

Формирование профессиональных и общих компетенций по вопросам инфекционной безопасности являются основой для обучения специалистов сестринского дела.



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Практические занятия являются самым важным звеном в системе среднего профессионального образования медицинских работников. Они являются самыми значимыми в процессе формирования профессиональных и общих компетенций у студентов медицинского колледжа.

Предусматривается проведение занятий на базах учреждений практического здравоохранения, что позволяет максимально приблизить учебный процесс к реальным условиям.

Специфика проведения практических занятий подразумевает проведение контроля исходного и итогового уровня знаний, использование информационно-компьютерных технологий, закрепление лекционного материала и большой блок самостоятельной работы студентов (аудиторной и внеаудиторной).

Дидактический материал представлен рабочими тетрадями и различными приемами контроля знаний на различных этапах занятия. Наглядность закрепляемого материала обеспечивают презентации по темам.

Карта самостоятельной работы обеспечит четкую организацию учебного процесса на этом этапе, возможность самоконтроля и взаимоконтроля при отработке манипуляций.

Темы данного раздела подразумевают изучение и освоение целого ряда практических манипуляций, поэтому в комплект занятий входят и стандарты соответствующих сестринских манипуляций.

Педагогам, приступающим к проведению занятий, представляется широкая возможность для использования самых различных приемов и методов личностно-ориентированного и активного обучения.

СХЕМА ИНТЕГРАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ









МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ

ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

ПСИХОЛОГИЯ

ТЕРАПИЯ

ХИМИЯ



БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения раздела профессионального модуля «Безопасная среда для пациентов и медперсонала» является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:



Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

ПК 4.2.

Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3.

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.4.

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 4.5.

Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.7.

Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 4.8.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 4.9.

Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 4.11.

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8.

Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.



Занятие №1 «Внутрибольничные инфекции. Инфекционный процесс»

Время – 6 академических часов (270 минут)

Место проведения – кабинет доклинической практики


картинка 17 из 205165

ЗАНЯТИЕ №1

«ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ. ИНФЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС»

Тип занятия: практическое

Место проведения: кабинет доклинической практики

Продолжительность: 270 минут

Содержание занятия:

Понятие о безопасной больничной среде. Внутрибольничные инфекции. Распространенность и структура ВБИ. Характеристика основных возбудителей ВБИ. Причины и факторы заболеваемости ВБИ. Инфекционный процесс: основные понятия и определения. Этапы развития инфекционного процесса. Виды инфекций. Источники инфекции, пути и способы заражения, ворота инфекции. Факторы, влияющие на восприимчивость человека к инфекции. Группы риска по ВБИ: пациенты хирургических, урологических, реанимационных отделений и т.д. Риски инфицирования для медицинских работников. Инфекции, передаваемые от пациентов медицинским работникам. Резервуары возбудителей ВБИ: руки персонала, инструментарий, оборудование, лекарственные средства и т.д. Основные направления профилактики. Мероприятия по профилактике ВБИ в ЛПУ. Профилактика профессиональных заражений. Особенности профилактики при контакте с больными особо опасными инфекциями. Личная гигиена медперсонала. Индивидуальные средства защиты медперсонала. Условия мытья рук, уровни мытья рук, техника мытья рук и использования стерильных перчаток.



Цели занятия:

Учебная:

  • Изучить определение ВБИ

  • Изучить причины распространения ВБИ

  • Изучить источники ВБИ в ЛПУ

  • Изучить резервуары ВБИ

  • Изучить группы риска по ВБИ

  • Закрепить знания о путях передачи инфекций

  • Изучить статистику ВБИ

  • Изучить проблемы ВБИ

  • Приобрести навыки обработки рук на гигиеническом уровне рук и использования стерильных перчаток

  • Изучить понятие «инфекционная безопасность»

  • Изучить определения и термины, связанные с инфекционным процессом

  • Изучить факторы, влияющие на восприимчивость «хозяина» к инфекции

  • Изучить способы передачи инфекций

  • Научиться использовать индивидуальные средства защиты медработников: маску, перчатки, очки

  • Научиться проводить контроль санитарного состояния палат

  • Формирование профессиональных навыков компетенций при выполнении сестринского ухода

Воспитательная:

  • Воспитать чувство ответственности при выполнении профессиональных обязанностей

Развивающая:

  • Развить клиническое и логическое мышление

  • Развить самостоятельность

  • Развить профессиональные навыки

  • Развить письменную и устную речь

  • Развить навыки работы с документацией

  • Развить чувство инфекционной безопасности

  • Развить организационные способности

  • Развить положительные личностные качества

Оснащение занятия:

Методическое обеспечение: рабочая программа, поурочный план, методическая разработка, тесты, ситуационные задачи, дополнительная литература, слайды, лекционный материал, карта самостоятельной работы, карта экспертной оценки, учебно-методическая литература, алгоритмы практических навыков, стандарты сестринской деятельности, карта экспертной оценки

Оснащение рабочих мест: вода, мыло, полотенце, перчатки, дозатор с антисептиком, маски, очки, емкости с дезрастворами, 6% перекись водорода, аптечка аварийная, контейнеры для транспортировки биологических жидкостей, 70% спирт, салфетки, оснащение отделения стационара.

План проведения занятия и расчет времени:

1.Организационный момент – 5 минут

2.Контроль уровня знаний – 20 минут

3.Изучение нового материала – 20 минут

4.Демонстрационная часть – 10 минут

5.Вводный инструктаж – 5 минут

6.Самостоятельная работа – 180 минут

7.Оформление дневников и манипуляционных тетрадей – 20 минут

8.Подведение итогов занятия, задание на дом – 5 минут

9.Заключительная часть – 5 минут



ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Цель: оптимизация учебного процесса, создание рабочего настроя и условий выполнения задач занятия.

Проводится проверка готовности кабинета к работе, оценка внешнего вида студентов, приветствие, проверка посещаемости и назначение дежурных, сообщение темы и плана проведения занятия, целей занятия и его значение в учебном процессе и практической деятельности. Студенты записывают занятия и дату проведения в дневники, осмысливают план проведения занятия.



2. Контроль уровня знаний. Цель: выявление базовых знаний по теме, определения уровня подготовки, готовности к усвоению нового материала и оценка качества знаний, выявление слабых мест в подготовке, оценка способности к логическому и клиническому мышлению, оценка письменной и устной речи. Оценивается качество самоподготовки и усвоения материала. Преподаватель оценивает уровень знаний лекционного материала и результатов самоподготовки, используя различные приемы: фронтальный опрос, терминологический диктант или тестовые задания, индивидуальный опрос.

Вопросы для фронтального опроса:

  1. Дайте определение инфекционной безопасности?

  2. Перечислите основные меры профилактики инфекций?

  3. Перечислите основные пути передачи инфекций?

  4. Какие факторы, способствуют восприимчивости хозяина к инфекциям?

  5. Какие виды возбудителей инфекционных заболеваний Вы знаете?

  6. Перечислите основные меры безопасности при работе с биологическими жидкостями?

  7. Для чего необходима аварийная аптечка и что она содержит?

  8. Какие действия необходимы при попадании биологических жидкостей на слизистые глаз, носа, полости рта и на кожу?

  9. Какие уровни мытья рук Вы знаете?

  10. В каких случаях обязательно необходимо использовать стерильные перчатки и маску?

  11. Дайте определение ВБИ

  12. Причины распространения ВБИ?

  13. Проблемы ВБИ?

  14. Источники ВБИ?

  15. Группы риска по ВБИ?

  16. Основные меры профилактики ВБИ?

  17. Виды и способы инфицирования?

  18. Основные виды возбудителей ВБИ?

  19. Основные правила технике безопасности при работе с биологическими жидкостями.


3. Изучение нового материала.

Цель: выполнение требований образовательного стандарта, формирование профессиональной компетенции по разделу модуля, формирование профессиональных навыков по манипуляциям, закрепление теоретических знаний по теме занятия.

Преподаватель обращает внимание на значение данной темы для практики, использует опорный конспект, дополнительные источники информации. Студенты знакомятся с алгоритмами, записывают основные положения и определения в дневники.

4. Демонстрационная часть:

Цель: оптимизировать усвоение нового материала, обеспечить наглядность, вызвать познавательный интерес. Использовать современные технологии в образовательном процессе, закрепить теоретические знания, развить мыслительную деятельность. Обеспечить выработку профессиональных умений и навыков.

Преподаватель демонстрирует слайды по данной теме, учебный фильм. Затем проводится демонстрация манипуляций:


  • Мытье рук на социальном уровне

  • Мытье рук на гигиеническом уровне

  • Использование стерильных перчаток

5.Вводный инструктаж.

Цель: оптимизация самостоятельной работы, профилактика травматизма, обеспечение выполнения задач занятия, выработка самостоятельности и ответственности.

Преподаватель доводит до внимания студентов план проведения самостоятельной работы, ее цели и задачи. Студенты знакомятся с картами самостоятельной работы и заданием, получают глоссарий, алгоритмы. Преподаватель обращает внимание на обязательное соблюдение принципов этики и деонтологии при общении с пациентами и медперсоналом, соблюдение требований инфекционной безопасности при выполнении практических навыков.

6. Самостоятельная работа.

Цель: формирование профессиональной компетентности, развитие логического и клинического мышления, выработка самостоятельности. Развитие навыков общения, педагогических способностей, навыков работы с документацией. Стимулировать мыслительную деятельность, вызвать познавательный интерес, привить профессиональные навыки, любовь к будущей профессии. Закрепить теоретические знания на практике.

Первый этап – 90 минут, работа в кабинете доклинической практики. Решение ситуационных задач на развитие клинического мышления. Затем по алгоритмам студенты отрабатывают практические навыки, работают парами. Изучают глоссарий. Планируют свои действия на второй этап самостоятельной работы, знакомятся с картами самостоятельной работы и заданием. Этапы отработки манипуляций контролирует преподаватель. Студентов, не допускающих ошибок, назначают экспертами.

На втором этапе работа в отделениях стационара, выполнение заданий:



  • Отработать навыки мытья рук в реальных условиях процедурного кабинета – не менее 5 раз

  • Отработать навык использования стерильных перчаток – не менее 5 раз

  • Принять участи в проверке санитарного состояния палат

  • Сдать на оценку манипуляцию мытья рук экспертам

  • Принять участи в уходе за тяжелобольными пациентами.

Время работы в отделении – 90 минут. Эксперты представляют отчет об итогах отработки манипуляций. Преподаватель контролирует все этапы самостоятельной работы, оценивает активность студентов.

7. Оформление дневников и манипуляционных тетрадей.

Цель: развить аккуратность, ответственность, умение работать с документацией, развитие письменной речи.

Студенты документируют этапы занятия в дневники, отражая основные моменты самостоятельной работы, составляют краткий отчет о выполнении на проверку преподавателю.

8. Подведение итогов занятия, задание на дом.

Цель: оценить уровень знаний каждого студента, развить критику и самокритику, определить слабые места подготовки и нацелить студентов на восполнение дефицита знаний, обеспечить оптимальные условия для самоподготовки студентов, развить познавательный интерес.

Преподаватель оценивает работу на всех этапах занятия, проверяет дневники, комментирует основные ошибки, отмечает отличившихся студентов, оглашает итоговые оценки и отвечает на вопросы студентов. Для объективности используются карты экспертной оценки. Сообщается тема следующего занятия, вопросы для самостоятельной подготовки, источники информации /учебные пособия, лекции и т.д

9. Заключительная часть.

Цель: развить ответственность и аккуратность, стремление к чистоте и порядку.



Студенты прощаются с преподавателем, дежурные проводят проветривание и уборку рабочих мест и кабинета, сдают раздаточный материал и оборудование.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

Профессиональные компетенции

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Уровень усвоения компетенции

Обеспечение инфекционной безопасности

  • Умение провести мероприятия для профилактики ВБИ в условиях стационара

  • Знание путей и способов передачи инфекционных заболеваний в ЛПУ

  • Знание причин распространения ВБИ

  • Знание источников и резервуаров ВБИ

  • Умение применить теоретические знания и практические навыки при практической деятельности




  • Фронтальный опрос

  • Индивидуальный опрос

  • Тестовый контроль

  • Решение ситуационных задач

  • Защита рефератов

  • Деловая игра




2

Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и медперсонала

  • Знание основных терминов и определений по теме

  • Знание составляющих безопасной больничной среды

  • Умение определить группы риска по ВБИ

  • Знание основных способов передачи инфекции

  • Умение применить индивидуальные средства защиты при проведении манипуляций

  • Умение провести контроль соблюдения требований СЭР

  • Отработка навыка гигиенической обработки рук

  • Отработка навыка использования стерильных перчаток

  • Самостоятельная работа

  • Фронтальный опрос

  • Индивидуальный опрос

  • Тестовый контроль

  • Решение ситуационных задач

  • Защита рефератов

  • Деловая игра




2

Обеспечение производственной санитарии и личной гигиены на рабочем месте

  • Умение создать безопасную среду на рабочем месте

  • Умение использовать индивидуальные средства защиты

  • Умение производить обработку рук при проведении определенных манипуляций

  • Умение осуществить контроль за соблюдением требований СЭР в условиях отделения стационара

  • Умение оказать помощь при проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий в условиях стационара

  • Изучение мероприятий по созданию безопасной больничной среды

  • Отработка навыка гигиенической обработки рук

  • Отработка навыка использования стерильных перчаток

  • Самостоятельная работа

2

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Санитарно-противоэпидемический режим ЛПУ – комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику заноса и распространения инфекции в ЛПУ и за его пределами, основой которых является обеспечение дезинфекционно-стерилизационного режима.

Внутрибольничная инфекция (нозокомиальная, больничная, госпитальная) - любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения за медицинской помощью, а также заболевание сотрудника больницы вследствие его работы в данном учреждении, вне зависимости от появления симптомов заболевания во время пребывания или после выписки из больницы.

Инфекционный процесс – это процесс взаимодействия микроорганизма и макроорганизма в определенных условиях внешней среды.
ПРИЧИНЫ ВБИ


ОБЪЕКТИВНЫЕ

СУБЪЕКТВНЫЕ

Наличие ЛПУ не отвечающие современным требованиям

Недостаточное проведение профилактических мероприятий

Отсутствие эффективных методов выявления и лечения бактерионосителей

Недостаточный уровень подготовки медицинского персонала по вопросам инфекционной безопасности

Недостаточное количество бактериологических лабораторий и их кадровое обеспечение

Недостатки в вопросах выявления, учета и отчетности по ВБИ

Антибиотикоустойчивость микроорганизмов, вследствие неконтролируемого использования антибиотиков

Недостаточная укомплектованность кадрами в ЛПУ, увеличение нагрузки на средний и младший медперсонал

Увеличение числа лиц со сниженным иммунитетом (по возрасту и в связи с наличием заболеваний)

Недостаточный уровень контроля со стороны органов санитарно-противоэпидемического контроля

Повышение частоты обращаемости за медицинской помощью

Отсутствие надежных методов дезинфекции и стерилизации для некоторой аппаратуры

Расширение количества и объема инвазивных лечебных и диагностических манипуляций

Несовершенная система организации работы в ЛПУ, увеличение числа контактов, необоснованные переводы пациентов в другие подразделения

Миграция населения, экономическая нестабильность

Необоснованное увеличение количества инвазивных процедур


РЕЗЕРВУАРЫ ВБИ В ЛПУ

Микроорганизм

Резервуар во внешней среде

Резервуар в организме человека

Клебсиелла

Оборудование для искусственного дыхания

Глотка, кишечник, мочевыводящие пути

(МВП)


Энтеробактерии

Жидкости для внутривенного введения, вода

Руки, кишечник, МВП

Синегнойная палочка

Вода, дезрастворы, оборудование для искусственного дыхания

Руки, глотка, кишечник, МВП

Протей

Вода

Руки, МВП

Цитобактер

Вода

Вода

Золотистый и эпидермальный стафилококк

Нет

Руки

Дифтероиды

Нет

Руки, носоглотка

Легионелла

Водяные системы кондиционирования воздуха

Секрет дыхательных путей, руки

Атипичные микробактерии

Водопроводная вода, загрязненные респираторы

Секрет дыхательных путей

ГРУППЫ РИСКА ПО ВБИ.

К группе риска по ВБИ относятся:



  • новорожденные и дети раннего возраста;

  • лица пожилого возраста;

  • пациенты, длительно находящиеся на постельном режиме;

  • пациенты, длительно находящиеся на госпитализации и имеющие прямой контакт с различными сотрудниками ЛПУ;

  • истощенные пациенты, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями;

  • беременные и родильницы

  • доноры (крови, спермы, органов и тканей)

  • пациенты в послеоперационном периоде

  • пациенты, которым проводились переливания крови или ее компонентов

  • пациенты, проходившие эндоскопическое исследование

  • пациенты стоматологической поликлиники

  • пациенты, страдающие гемофилией или другими хроническим заболеваниями крови

  • пациенты с нарушениями питания

  • пациенты с иммунодефицитными состояниями

  • онкологические больные

  • члены семей пациентов с хроническими формами гепатита

  • наркоманы, проститутки, гомосексуалисты

  • медицинские работники, профессиональная деятельность которых связана с постоянным контактом с биологическим жидкостями и проникающими манипуляциями.

Пути и способы передачи ВБИ:

1. Контактный:

прямой (источником является хозяин)

косвенный (через промежуточный объект: руки, предметы ухода, инструментарий)

2. Воздушно-капельный.

3. Трансплацентарный (от матери к плоду)

4. Трансмиссивный:

через неживого носителя (вода, пища, кровь)

через живого носителя (насекомые, звери, птицы).
ПРОФИЛАКТИКА ВБИ

Основной путь профилактики ВБИ – разрушение цепочки инфекционного процесса. Существует три способа:

Устранение возбудителя инфекции

Прерывание путей передачи инфекции

Повышение устойчивости макроорганизма (иммунитета человека)

Во многих случаях ВБИ можно предотвратить соблюдением правил асептики и антисептики при выполнении диагностических и лечебных процедур.



Асептика – комплекс мероприятий, направленный на предупреждение попадания инфекции в рану и организм пациента.

Антисептика – комплекс мероприятий, направленный на уничтожение микробов в ране или организме.

Деконтаминация – процесс удаления и уничтожения микроорганизмов с целью обеззараживания и защиты.

Очистка – процесс удаления с поверхности объекта органических остатков, микроорганизмов и т.д.

Основные правила предупреждения ВБИ для медицинского персонала:

  • Режим дезинфекции: дезинфицировать предметы и оборудование по уходу сразу после использования, немедленно убирать просыпанный или пролитый инфицированный материал;

  • Правила асептики и антисептики;

  • Правила личной гигиены: мыть руки сразу после контакта с инфицированным материалом и пациентом, надевать перчатки при контакте с биологическими жидкостями, кровью и инфицированным материалом; мыть руки сразу после снятия перчаток;

  • Режим стерилизации инструментария;

  • Масочный режим;

  • Нормы обеспечения рабочих мест дезинфицирующими растворами;

  • Ношение спецодежды в рабочее время, максимальное использование одноразовой одежды при выполнении некоторых манипуляций;

  • Проведение регулярных медицинских осмотров, выявление гнойничковых заболеваний при регулярных осмотрах;

  • Выявление и санирование бактерионосителей;

  • Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима помещений;

  • Выявление и изоляция заболевших;

  • Соблюдение методических рекомендаций при приготовлении дезинфицирующих растворов;

  • Осуществление санитарно-противоэпидемического надзора;

  • Максимальное использование одноразового инструментария и предметов ухода;

  • Соблюдение правил утилизации медицинских отходов;

  • Оптимальное оснащение рабочих мест оборудованием для дезинфекции;

  • Своевременное обеспечение гигиенических потребностей пациента при дефиците самоухода; осуществление мероприятий по профилактике пролежней и развития педикулеза;

  • Санитарно-просветительная работа с пациентами и их родственниками;

  • Обеспечение лечебно-охранительного режима отделения;

  • Контроль за организацией питания, в том числе проверка передач;

  • Осуществление контроля за посещениями пациентов и соблюдением посетителями требований режима.

  • Правильная организация приема и санитарной обработки пациентов при поступлении в стационар. При выявлении педикулеза проведение мероприятий, регламентированных соответствующим приказом;


Меры индивидуальной защиты при проведении инвазивных процедур:

  • Работа в резиновых перчатках, а при повышенной опасности заражения – в двух парах перчаток;

  • Использование масок, очков, экранов, особенно при опасности разбрызгивания крови;

  • Использование масок при обработке использованной одежды и инструментария;

  • Осторожное обращение с острым инструментарием, использование нейтральных зон при передаче такого инструментария из рук в руки;

  • Не снимать руками иглу с использованного шприца;

  • Хранить использованные острые предметы в специальных контейнерах;

  • Собирать упавшие на пол иглы магнитом;

  • Микротравмы на руках закрывать лейкопластырем, лифузолем или напальчником.

  • В аварийных ситуациях действовать согласно инструкции, экстренная профилактика должна начаться в первые 24 часа.

ГЛОССАРИЙ:

Инфекционный контроль – это комплекс мероприятий, проведение которых предотвращает возникновение и распространение инфекционных заболеваний в ЛПУ, основанный на проведении санитарно-эпидемического надзора.

Инфекционная безопасность – комплекс мероприятий, направленный на профилактику возникновения и распространения инфекций.

Антисептика – комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленный на уничтожение инфекции в ране или организме в целом.

Асептика – комплекс мероприятий, направленный на предупреждение инфицирования ран, тканей или организма в целом.

Контаминация – обсеменение микроорганизмами.

Реконтаминация – повторное обсеменение.

Деконтаминация – процесс, способствующий удалению, очистке и уничтожению микроорганизмов и их спор.

Вирулентные микроорганизмы (патогенные) – способные вызвать инфекционное заболевание.

Полирезистентные штаммы микроорганизмов – устойчивые к воздействию дезинфицирующих средств.

Транзиторная микрофлора – временная, непостоянная, появляется в организме на короткое время при свежем контакте.

Критические предметы – медицинский инструментарий, контактирующий с кровью и проникающий в ткани, требующий последующей стерилизации.

Полукритические предметы – предметы медицинского назначения, контактирующие со слизистыми или ранами и требующие дезинфекции высокого или среднего уровня.

Некритические предметы – предметы медицинского назначения, контактирующие со здоровой кожей и требующие в дальнейшем дезинфекции низкого уровня.

Детергенты – моющие средства.

Резистентность – устойчивость.

Инвазия – проникновение микроорганизмов через органы и ткани.

Дезинфектант – дезинфицирующее средство.

Экспозиция – продолжительность воздействия.

Локальная инфекция — местное повреждение тканей организма под действием патогенных факторов микроорганизма.

Общая инфекция — проникновение микроорганизмов в кровь и распространение их по всему организму

Латентная инфекция — состояние, при котором микроорганизм, живущий и размножающийся в тканях организма, не вызывает никаких симптомов. Сепсис — тяжёлая генерализованная форма инфекционного процесса, обусловленная размножением микроорганизмов в крови  и  нередко в других биологических жидкостях организма.
Септикопиемия —  инфекционный   процесс , характеризующийся вторичным развитием гнойных очагов в различных тканях  и  органах у пациентов с сепсисом.
Бактериемия, вирусемия — наличие в крови бактерий  и или вирусов без признаков их размножения. Является одним из этапов развития ряда инфекций.
Микстинфекция —  инфекционный   процесс , вызванный одновременно двумя возбудителями  и  более.
Реинфекция — повторное (после выздоровления пациента) возникновение инфекционного процесса, вызванного тем же микроорганизмом.
Суперинфекция — повторное инфицирование организма тем же возбудителем до периода выздоровления.
Вторичная инфекция —  инфекционный   процесс , развивающийся на фоне уже имеющейся (первичной) инфекционной болезни, вызванной другим микроорганизмом.

Аутоинфекция - развитие инфекционного процесса, вызванного собственной микрофлорой, чаще всего условно-патогенной.


Типичная инфекция - при развитии заболевания клинические симптомы характерны для данной болезни.
Атипичная инфекция - клинические симптомы болезни стерты, носят невыраженный характер. Такое течение болезни связывают со слабой вирулентностью возбудителя, высокой напряженностью иммунитета, либо эффективным лечением.

Уровни деконтаминации рук

Социальный

Гигиенический

хирургический

Мытье умеренно загрязненных рук простым мылом и водой удаляет с кожи большинство временных микроорганизмов.

Социальная обработка проводится:



  • Перед приёмом пищи

  • Перед кормлением больных

  • Перед работой с продуктами питания

  • После посещения туалета

  • Перед и после ухода за пациентом

  • После любого загрязнения рук

  • Перед и после контакта с предметами, которые могут быть инфицированными

Обработка проводится не менее 30 секунд

Мытьё рук с использованием антисептических средств способствует более эффективному удалению временных микроорганизмов.

Гигиеническая обработка проводится:



  • Перед выполнением инвазивных процедур

  • Перед уходом за пациентами с ослабленным иммунитетом

  • Перед и после ухода за ранами и мочевым катетером

  • До одевания перчаток и после их снятия

  • После контакта с биологическими жидкостями пациента или после возможного обсеменения рук

Гигиеническая обработка включает следующие этапы: мытье рук и обработка антисептиком.

Обработка антисептиком проводится не менее 2 минут



Проводится перед любым хирургическим вмешательством и предполагает специальную обработку рук. Применяются те же антисептические средства, что и при гигиенической обработке. Используется определённая методика обеззараживания рук.

Техника мытья рук

Оснащение: вода, жидкое мыло, одноразовое полотенце или салфетка

Этапы

Обоснование

1. Рукава закатать выше локтя, снять часы, браслеты и кольца

Обеспечение эффективного удаления микроорганизмов

2. Открыть кран и отрегулировать температуру и напор воды

Комфортное выполнение манипуляции, предотвращение разбрызгивания воды

3. Смочить руки под струёй воды, тщательно и обильно намылить ладони, нанеся мыло из дозатора

Обеспечение эффективности манипуляции

4. Энергично потереть ладони между собой, повторяя действия 5 раз

Обязательное условие

5. Попеременно обработать ладонью тыльную поверхность обоих рук (правая ладонь над левой кистью и наоборот). Все действия повторить 5 раз

Обязательное условие

6. Тщательно обработать ладони со скрещенными растопыренными пальцами (пальцы одной руки в межпальцевых промежутках другой), повторить 5 раз, сделать «замок»

Обеспечение эффективности обработки межпальцевых промежутков и фаланг

7. Потрите большие пальцы одной руки ладонями другой, выполняя вращательные движения, повторить 5 раз

Обязательное условие

8. Трение вращательными движениями, сжатыми в щепоть пальцами одной руки о ладонь другой, повторить 5 раз

Обработка складок ладоней

9. Промыть руки под проточной водой, держа их так, чтобы запястья и кисти были выше локтей и вода стекала от чистой зоны к грязной

Обязательное условие

10. Осушить руки одноразовой салфеткой

Обязательное условие

11. Закрыть кран, используя локти при наличии смесителя с локтевым управлением или салфетку

Окончание манипуляции

Для достижения гигиенического уровня проводится обработка рук антисептиком в такой же последовательности, не менее 2-х минут.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница