Сборник составлен на основе программы «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классах»



страница1/4
Дата29.06.2015
Размер0,95 Mb.
  1   2   3   4
МОУ «Гимназия № 19»


Сборник учебно - справочных материалов

для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

в 11 классе

Составитель: Гераськина В. И. , учитель

русского языка и литературы

Саранск 2010

От автора

Данный сборник составлен на основе программы «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классах» и представляет собой учебное пособие, которое рекомендуется использовать как средство обучения в процессе подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в 10 – 11 классах. Сборник содержит обширный справочный материал, знакомит с алгоритмом выполнения задания С, рядом орфоэпических, лексических, синтаксических, морфологических, орфографических, пунктуационных, стилистических норм, знание которых необходимо для успешного выполнения заданий ЕГЭ.

Содержание и структура пособия полностью соответствуют плану экзаменационной работы по русскому языку, спецификатору и кодификатору элементов содержания, а также демонстрационному варианту КИМа ФИПИ за 2010 год. Учебный материал изложен доступным для школьников языком.

Пособие адресовано как учителям – словесникам, так и учащимся 10 – 11 классов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.


Как работать с пособием
Пособие разделено на три части. Каждая из частей содержит разделы, соответствующие количеству заданий ЕГЭ:

  • уровень А (А 1. – А 30);

  • уровень В (В 1. – В 8);

  • уровень С (алгоритм написания сочинения – рассуждения).

Каждый пункт пронумерован в соответствии с заданиями ЕГЭ и содержит учебно -справочный материал, изучение которого способствует повторению и углублению знаний, совершенствованию навыков, владение которыми необходимо для успешного выполнения заданий ЕГЭ.

Сборник можно использовать как на специальных занятиях по подготовке к ЕГЭ, так и в процессе диагностики или коррекции знаний учащихся 11 классов при выполнении КИМов на уроках русского языка.



Часть I. Уровень А.

  • В I части сборника указаны задания ЕГЭ (А 1 –А 30), а также представлен учебно – справочный материал в виде памяток, которые помогут в выполнении данных заданий.




  • Задание А 1. В каком слове верно указана буква, обозначающая ударный гласный звук?

  • Памятка. Запомни нормы ударения в наиболее частотных словах, встречающихся в вариантах ЕГЭ:

Августовский, афера, (из)баловать, (из)балованный, бант - банты, блокировать, брала, бюрократия, вероисповедание, ветеринария, временщик, включит (им), влилась, вручит (им), втридорога, газопровод, гербовый, дефис, досуг, гофрировать, грушевый, диспансер, добела, добыла, договор – договоры, доверху, донельзя, досиня, договорённость, докрасна, досыта, дремота, еретик, жалюзи, ждала, завидно(ый), загнутый, задолго, закупорить, закупорив, занял - заняла, заняли; звонит, знамение, зубчатый, издавна, каталог, каучук, квартал (во всех значениях), клала, клеить, колледж, костюмированный, крала, кран – краны, красивее, кровоточащий, кухонный, лгала, лила, ломота, мельком, наверх, надолго, наискось, налита, намерение, насорит, начал - начался, начала, начали, начав, начавший; некролог, нефтепровод, новорождённый, нормировать, обеспечение, облегчить, ободрить, ополоснутый, оптовый, осведомиться, отключённый - отключена, откупорить, отозвалась, памятуя, пасквиль, партер (тэ), позвонит(им), (о)пломбировать, поедом (есть), понял – поняла, поняв, понявший, поутру, приручённый, приданое, премирование, премировать, премированный, принудить, принял - приняла, принявший, приняв, пролила, простыня, предвосхитить, разогнутый, разомкнутый, ретироваться, рвала, ржаветь, (про) сверлит, свёкла, сироты, сколько – скольких, сливовый, согнутый, создал – создала, создали, сосредоточение, средства (мн. ч.), столяр, танцовщица, теплиться, творог, толика, торты (мн. ч.) – тортов, тотчас, убыстрить, углубить, углублённый, украинский, умерший, упрощённый, усугубить, феномен, ходатайствовать, христианин, цемент, черпать, ( ис)черпать, шасси, шинель (не нэ), щавель, эксперт, языковой (словесный) – языковый (относящийся к органу в полости рта).

  • Задание А 2 связано с употреблением паронимов. Определите лексическое значение слова, подумайте, сочетается ли оно по значению с определяемым словом. Памятка. Запомните пары паронимов:

Абонент сотовой связи (человек, пользующийся какими-либо услугами) - абонемент в библиотеку (документ, дающий право пользоваться услугами); артистическая уборная (для артистов) – артистичное выступление (мастерское, виртуозное); сытый (наевшийся) – сытный (придающий сытость); двойной (состоящий из двух частей) – двойственный (двоякий); вечный (постоянный) – вековой (существующий в течение века); взрывчатое вещество (способное взрываться) – взрывной характер (вспыльчивый); глиняный кувшин, цвет (изготовленный из глины, похожий на глину) – глинистый (состоящий из глины, имеющий глину в своём составе); цельная натура (о самодостаточном человеке с нравственным стержнем) – целый (полный по составу) - целостный (воспринимаемый как единое целое); единичный (единственный в своём роде) – единый (объединённый), ни единой (ни одной); исполнительный работник (хорошо исполняющий свои обязанности) – исполнительское искусство (относящийся к музыкальной культуре); великий человек (прославившийся своими делами, имеющий большое значение) - величественный храм (поражающий своим видом); одевать малыша (человека) - надевать платье (вещь); водные виды спорта (связанные с водной средой) - водянистые стебли (пропитанные водой, состоящие из воды); земляной вал ( состоящий, сделанный из земли) - землистый цвет лица ( похожий на землю); гарантийные талоны (дающие право на ремонт) – гарантированные права (обеспеченные законами); гуманные законы (человеколюбивые) - гуманитарные науки (из области общечеловеческих отношений или таких наук, как языки, история, литература); демократичные руководители (простые и доступные в обращении) – демократические преобразования (связанный с таким политическим строем, как демократия); каменный дом (построенный из камня) - каменистая тропинка (усеянная, состоящая из камня); злой человек (по характеру) – злостный браконьер (часто нарушающий ); предоставить слово (дать возможность сказать) – представить в уме (вообразить), представить к ордену (наградить за заслуги), представить гостя (познакомить), представлять собой (иметь к - л значение, выполнять к - л функцию); бедный человек (неимущий либо жалкий, несчастный), бедная деревенька ( состоящая из старых, ветхих домов), бедная витаминами пища, бедный оттенками голос (имеющий недостаток в чём – н., скудный) - бедственное положение (тяжёлое, связанное с бедой, несчастьем); высокий звук (тонкий и звонкий), высокий рост (большой снизу вверх ), высокое давление (значительное, превышающее норму), высокая награда (выдающаяся по значению), высокий стиль (возвышенный по форме и содержанию) - высотный дом (многоэтажный), высотная растительность, высотный полёт (производящийся, осуществляющийся на большой высоте).

  • А 3.Укажите пример с ошибкой в образовании форм слова.

  • Памятка 3. Запомните родовую принадлежность существительных.

  • К мужскому роду относятся названия лиц мужского пола: портье, конферансье, буржуа; животных: кенгуру, фламинго, шимпанзе, какаду; продуктов питания и предметов обихода: тюль, шампунь, рояль, кофе, трюфель.

  • К женскому роду относятся названия лиц женского пола: мисс, леди, мадам; продуктов питания: салями, кольраби, иваси; и др.: авеню, цеце, вуаль, гантель, гастроль, кадриль.

  • К среднему роду относятся названия неодушевлённых существительных: какао, шоссе, депо, кашне, портмоне, амплуа, буриме, коммюнике, эсперанто.

  • Такие слова, как колибри, протеже, хиппи, визави могут употребляться в формах и м., и ж. рода.

  • Запомните нормы образования форм следующих групп слов:

1) заимствованные одушевлённые существительные на – ер, - тор, - сор имеют окончания -ы (и): инженеры, ректоры, шофёры, конструкторы, инспекторы, редакторы; имеют окончания –а (-я): директор – директора, профессор – профессора, адрес – адреса, герб –гербы, катер - катера; различайте: учители (духовные наставники) - учителя (преподаватели), ордены (религиозные организации) - ордена (награды), пропуски (занятий) - пропуска (документы);

2) единицы измерений: граммы - граммов, килограмм - килограммов, гектар - гектаров, проценты – процентов, 100 ватт, 100 вольт, 100 ампер;

3) названия овощей, фруктов, продуктов питания: апельсины - апельсинов, мандарины – мандаринов, абрикосы – абрикосов, баклажаны – баклажанов, помидоры - помидоров, томаты - томатов, огурцы - огурцов, но: яблоки – яблок, макароны – макарон, вафли - вафель;

4) названия парных предметов (в род. пад. мн. ч.): сапоги – сапог, погоны – погон, чулки – чулок, варежки – варежек, но: носки - носков, крыльцо –крыльца (им. п мн. ч..) – крылец, полотенце - полотенец; (род. п. мн. ч.): двери – дверьми, лошади – лошадьми, дочери – дочерьми (тв. п. мн.ч.);

5) национальность (в род. пад. мн.ч.): армян, грузин, цыган, молдаван, англичан, болгар;

6) воинские подразделения (в род. пад. мн. ч.): партизаны - партизан, солдаты – солдат, гусары – (много) гусар, драгуны – (много) драгун.

7) формы числительных: количественные числительные 40, 90, 100, полтора, полтораста имеют только две падежные формы: сорок – сорока, девяносто – девяноста, сто – ста, полтора – полутора, полтораста – полутораста;

8) собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц общего рода, мужского пола, детёнышей, парные предметы (правильно: двое сирот, двое мальчиков, четверо ножниц, трое котят), но не сочетаются с существительными, обозначающими лица женского пола (пример ошибки: трое подруг, двое портних, правильно: три подруги)

9) при склонении сложных количественных числительных от 50 до 80, 200 - 400, 500 – 900 изменяются обе части сложного слова; при склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово:

И. п. восемьдесят, триста, восемьсот, пятьсот пятьдесят пять

Р. п. восьмидесяти, трёхсот, восьмисот, пятисот пятидесяти пяти

Д.п. восьмидесяти, трёмстам, восьмистам, пятистам пятидесяти пяти

В.п. восемьдесят, триста, восемьсот, пятьсот пятьдесят пять

Т.п. восемьюдесятью (восьмьюдесятью), тремястами, восемьюстами, пятьюстами пятьюдесятью пятью

П.п. (о) восьмидесяти, (о) трёхстах, (о) восьмистах, (о) пятистах пятидесяти пяти

10) при склонении порядковых составных числительных изменяется только последнее слово (пример ошибки: к двум тысячам пятому году; правильно: к две тысячи пятому году);

11) деепричастия имеют форму только наст. и прош. времени, форму будущего времени не имеют ( пример ошибки: прочитая, правильно: прочитав, читая);

12) собирательные числительные не сочетаются с существительными, которые обозначают лиц женского пола (пример ошибки: трое портних);

13) нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! (Пример ошибки: более громче, самый добрейший, правильно: громче, более громко, добрейший, самый добрый).

Степени сравнения прилагательных и наречий

Сравнительная

Превосходная

простая форма:

-е, -ее, -ей (добрый- добрее, громко - громче)



составная форма:

более (менее) + н. ф. прилагательного (более добрый, менее громко)




простая форма:

-ейш, -айш (добрейший) или + наи- (наидобрейший)



составная форма:

самый + н. ф. прилагательного (самый добрый)

наиболее (наименее) + н. ф. прилагательного

(наиболее - наименее добрый)

Всех (всего) + простая форма сравнительной степени (добрее всех)






  • А 4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Памятка. Запомните: в предложениях с деепричастными оборотами должно быть или подлежащее – одно лицо, выполняющее действие и в основной части предложения, и в деепричастном обороте, или же подлежащее может подразумеваться (= я, ты, мы, вы), или же сказуемое может выражаться глаголом в н.ф. (Например: Готовясь К ЕГЭ, (= ты) повтори правила. Поднявшись на площадку, можно полюбоваться (н.ф гл.) видами города.)


  • А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Памятка. Обратите внимание на правильность синтаксической связи в предложении: согласование членов предложения в роде, числе, падеже; на построение предложений.

  • Запомните:

  • после предлогов благодаря, вопреки, согласно, навстречу, наперекор сущ. ставятся в дательном падеже (правильно: согласно приказу, благодаря совету);

  • после предлога по в значении «после чего - нибудь» существительные ставятся в предложном падеже (по приезде, по завершении, по истечении, по прибытии);

  • в качестве однородных членов предложения не могут выступать причастный оборот и придаточное предложение (Пример ошибки: Я познакомился с девушкой, играющей на пианино и которая хорошо поёт.);

  • глаголы с местоимениями кто, никто, нечто, ничто употребляются в ед. ч., а с местоимениями все, те – во мн.ч. (Правильно: Все, кто пришел, выступили на собрании.);

названия произведений искусства, литературных произведений и т.п. являются несогласованными определениями и должны стоять в именительном падеже, если при них есть определяемое слово. ( Пример ошибки: Среди трудов учёного следует упомянуть книгу «Историческую грамматику». Правильно: … книгу «Историческая грамматика».);

  • неправильное управление при однородных глаголах – сказуемых. (Пример ошибки: Дети редко прислушиваются (к чему?) и выполняют советы старших.);

  • однородные члены, связанные двойными союзами не только, но и … / не только, а должны стоять непосредственно перед однородными членами. (Пример ошибки: Музыка может не только выразить радость, но и печаль. Правильно: Музыка может выразить не только радость, но и печаль.)




  • А 6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? (Прослеживаем смысловые, логические и грамматические связи между предложениями: например, лексические повторы. В первом предложении, как правило, не могут употребляться указательные, определительные, притяжательные местоимения.)






  • А 7. Какое из приведённых ниже слов должно быть первым на месте пропуска в … предложении текста?

Определите смысловые отношения между предложениями: причинно – следственные (поэтому, следовательно) уступительные (не смотря на, хотя), противительные (но, однако, вопреки, кроме) и т. д.


  • А 8. Какое сочетание слов является (не является) грамматической основой в …предложении текста? Памятка. Грамматическую основу предложения составляют подлежащее (предмет речи: о ком? о чём? говорится в предложении, лицо или предмет, производящий действие, выражается чаще всего существительным или местоимением в им. п.) и сказуемое (что говорится о подлежащем? Подлежащее и сказуемое составляют смысловой центр предложения.)




Тип сказуемого

Способ выражения

Примеры

Простое глагольное

глагол в форме любого из наклонений

Мы отдыхали в деревне.

Составное глагольное сказуемое

вспомогательный глагол +

н. ф. глагола (или краткое прилаг.)



Собака начала красться.

Я был бы рад сделать это.

Составное именное сказуемое

глагол- связка + именная часть:







- существительное

Пруд как зеркало.




-полное или краткое прилагательное

День был тёплый.





- краткое причастие

Законы изучены.




-местоимение

И огорчения, и радости были мои.




-сравнительная степень прилагательного или наречия

Брат моложе сестры.




-наречие

Платье ей впору.




-синтаксически неделимое словосочетание

Сын пошёл лицом в отца.




Способы выражения подлежащего

Примеры

Имя существительное или местоимение в им. пад.

Солдаты защищали родную землю. Они храбро сражались с врагом.

Прилагательное

Знакомые приветствовали нас.

Причастие

Окружающие сидели молча.

Числительное

Семеро одного не ждут.

Наречие

Завтра будет лучше, чем вчера.

Междометие

Громкое ура пронеслось по рядам.

Н. ф. глагола

Наскоро делать – переделывать.

Синтаксически неделимое словосочетание:

- с количественным значением



Большинство делегатов уже приехали.

Много произведений было прочитано. Трое друзей пришли в гости.

- со значением избирательности

Каждый из нас встанет на защиту Родины.

со значением собирательности

Мы с другом сразу замолчали.

- собственное наименование

Широкой полосою протянулся Млечный Путь.

-фразеологизм

Эзопов язык нам знаком.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница