Лекция по предмету доктор и пациент для студентов II курса лечебного факультета



Скачать 267,4 Kb.
Дата23.06.2015
Размер267,4 Kb.
Ташкентская Медицинская Академия

Кафедра пропедевтики внутренних болезней,гематологии и в.п.т., проф болезни лечебного факультета

«Утверждаю»

______________________

Декан лечебного факультета

профессорБ.Т. Холматова

«___»___________ 2012 г.

Лекция по предмету доктор и пациент для студентов II курса лечебного факультета.



Тема:

Основы медицинской деонтологии. Понятие о биоэтике. Ятрогения. Проблемы эвтаназии. Вербальное и невербальное общение с пациентом. Консультирование. Коммуникационные барьеры в процессе консультирования. Пожилые больные. Особенности общение с пожилыми больными. Особенности общение с умирающими больными. Стадии умирания.

2012-2013 учебный год



1. Тема лекции: Основы медицинской деонтологии. Понятие о биоэтике. Ятрогения. Проблемы эвтаназии. Вербальное и невербальное общение с пациентом. Консультирование. Коммуникационные барьеры в процессе консультирования. Пожилые больные. Особенности общение с пожилыми больными. Особенности общение с умирающими больными. Стадии умирания.

. Продолжительность-2 часа



2. Цель лекции: - Ознакомление студентов с основами медицинской деонтологии, биоэтики.

-Привлечение студентов в область медицины и пробуждение у студентов любовь к медицине, терпение ко всем её трудностям, постепенное обучение их искусству общения с больными.

- Ознакомление студентов с понятием ятрогении и эвтаназии, пути недопущение их.



3.Задача лекции:

а) Сформулировать у студентов основы медицинской деонтологии;

б) Ознакомить студентов с основами медицинской деонтологии;

в) Показать важность деонтологии в искусстве общения с больным;

г) Ознакомить студентов с основами биоэтики.

д) Ознакомить студентов с понятием ятрогении и эвтаназии.



4. Ожидаемые результаты:

Эта лекция даст возможность обучение студентов искусству общения с больными, соблюдение правил и принципов деонтологии. Знание основ биоэтики. Недопущение в своей врачебной деятельности ятрогении и эвтаназии. Знание путей недопущение ятрогении в современной медицине, актуальности и её связь с современной «агрессивной» медициной. Условиями устранения развития ятрогении и эвтаназии. Развития навыков здорового образа жизни.



5. Содержание лекции: Медицинская деонтология (от греч. deontos – должное, надлежащее и logos – учение) – наука о профессиональном поведении медицинского работника. Сам термин «деонтология» был введен в обиход в начале XIX века английским философом Иеремией Бентамом – для обозначения науки о профессиональном поведении человека.

Наука о взаимоотношениях врача и больного, о долге и обязанностях врача носит название врачебная деонтология.

Медицинскую деонтологию можно определить как совокупность этических норм. Выполнение медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

В качестве широкого философского понятия врачебная деонтология включает:

- отношения между врачом и больным;

- родственниками больного и близкими;

- отношения между врачами, средним и младшим медицинским персоналом;

- права врачей и больного в процессе лечения;

- отношения между учителями и учениками;

-тайны болезни больного;

-ошибки врача.

Правильное применение в медицинской практике основ медицинской деонтологии связано со знаниями врачей, их квалификацией, мировоззрением, уровнем профессиональных знаний.

Врачебная деонтология требует хорошего знания истории. Особенно сейчас, когда открылась широкая дорога для изучения восточной медицины. В кодексе древнего вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 до н. э.) уже содержатся суровые требования к врачу. Например, если свободный (не раб) гражданин умирал после вскрытия нарыва врачом, последнего лишали правой руки; в Индии за неудачное лечение врачей штрафовали. Жесткие требования к врачу предъявлялись в Древней Сирии. Родоначальником научной медицины является древнегреческий врач Гиппократ, родившийся на острове Косс в 460 г. до н. э. Гиппократ дал не только ряд ценных советов, но фактически написал первую страницу летописи по деонтологии, книги, которая пишется всеми последующими поколениями врачей в течение 24 веков.

Надо отметить, что при преподавании врачебной профессиональной деятельности и личных качеств врачей, мы брали примеры с русских ученых, таких как Чехова А.П., Булгакова М.А. и т.д. Великие ученые Навои, Жамий завещали медицине и медикам ценные идеи, взгляды. Например, Навои в своем произведении « Мах-буб ул- кулуб» пишет следующие мнения: «Табиб должен быть знатоком своего дела, должен общаться с больными с чувством милосердия. Его природа должна соответствовать медицинскому учению. Он должен быть мягкословным и вдохновляющим больного, с прекрасным характером. Знаменитому врачу Востока периода раннего средневековья Абу Али Ибн Сино приписывают изречение: «Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва».

Наиболее выдающимися сочинениями Древнего мира, в которых ставятся вопросы деонтологии, являются: «О природе жизни» китайского врача Хуан Ди Немцзиня, «Наука о жизни» древнеиндийского врача Сушруты, «Наставления», «О враче» Гиппократа, сочинения Галена, Цельса, Абу Али Ибн Сины.

Подготовка высококвалифицированных врачей общей практики (ВОП), семейных врачей, магистров, осведомленных деонтологическими знаниями один из основных задач преподавания в мед вузах.

В частности, деонтология терапевтов, хирургов, стоматологов, психиатров, онкологов, ВОП и семейных врачей отличается друг от друга. В зависимости от требований настоящего времени на первый взгляд имеет важность поднятие деонтологии ВОП и семейных врачей. Врачи, работающие в сельских медицинских пунктах, семейных поликлиниках, лечебницах домашнего характера не должны ограничиваться узкой сферой. Они должны быть готовы к оказанию всякого рода медицинской помощи не нарушая правил и принципов деонтологии. В основе врачебной деонтологии лежат взаимоотношения между врачом и больным. В поведении врача должна появиться надежда для больного и вера в самого врача, что именно он избавит его от мучительной боли. А это должно быть самым основным и кульминационным в воспитании будущего врача деонтологически грамотным. Иначе говоря, врач должен обладать искусством воздействия на больного словом, речью.

Вспомните выражение великого русского ученого Бехтерева: «Если после разговора с врачом, больной не нашел утешения, не почувствовал надежду, то это не врач». В некоторых ВУЗах зарубежных стран мы видим серьезный подход к этой задаче. Например, в одном из городов Англии Глазго в медицинских учебных заведениях существует кафедра «Искусство обращения с больными» под руководством Хаммера Барбара для 3-5 курсов. Мы знаем, что искусство общения с больным в зависимости от уровня мировоззрения больного требует индивидуализации – то есть к каждому больному подход разный. Но в процессе разговора мы глубоко анализируем, что страдание больного является основной темой. Иначе, деонтология общения должна быть одним из основных элементов клинического диагноза больного, скажем достаточной при разговоре врача с больным, чтобы быть опорой страдающего больного, пробудить в нём надежду и веру на выздоровление, опираясь на правильные и объективные сведения о течении болезни и ее последствия. Ведь врач владеющий искусством общения, не должен одинаково вести разговор с больными различными диагнозами (инфарктом миокарда, инсультом, раком, бронхиальной астмой, туберкулезом, шизофренией, СПИДом) и с их близкими, родными.

Перед сложной хирургической операцией между врачом, больным и его родственниками должна проводиться длительная беседа, в которой необходимо соблюдать правил деонтологии.

Понятие об эвтаназии, являющейся причиной шума и споров между врачами Европы США, Японии.

Эвтаназия- процесс, при котором с помощью назначенных лекарственных препаратов облегчается и ускоряется медицинская смерть, для того чтобы облегчить смерть больного с неизлечимой болезнью от тяжелых страданий. Это так называемая «гуманная смерть» или по-японски «смерть с достоинством». Мы с точки зрения врачебной деонтологии отрицательно относимся к этой тонкой проблеме. Так в одном из изречений Гиппократа говорится «не убей» или «я в своей деятельности обязуюсь не использовать никакого лекарства, которое могло бы стать причиной смерти пациента». Как писал А. Навои: «Медик - не палач». Мы считаем нужным напоминать, эти изречения. Мы думаем, что эта проблема будет ещё представлять собой причиной долгих и многих споров, и будет продолжаться до единогласного её решения.

Долг врача в отношении хранения врачебной тайны считается одной из проблем мировой деонтологии, так как различные сведения об интимных сторонах жизни, здоровья больного, и членах его семьи без сомнения становится достоянием семейного врача. Поэтому врач должен правильно обработать эти сведения, держать их в тайне, не разглашать сведения о болезни человека и сведения о его состоянии.

Здоровье человека важно как для него самого больного, так и для общества.

Врачебная деонтология требует от врачей человеческих качеств: эрудиции, храбрости, доблести, любви, чистосердечия, сдержанности, честности, чуткости, опрятности, ответственности, скромности, человечности. Но прежде всего требует эрудиции.

БИОЭТИКА


Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще, медицинской и биологической этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине - это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зрения права, так и морали.

Кроме того, формирование биоэтики обусловлено грандиозными изменениями в технологическом оснащении современной медицины, огромными сдвигами в медико-клинической практике, которые стали возможными благодаря успехам генной инженерии, трансплантологии, появления оборудования для поддержания жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоретических знаний. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед средним медперсоналом. Существуют ли пределы оказания медицинской помощи, и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует отсчитывать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Вот лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также перед широкой общественностью при современном уровне развития медицинской науки.

Биоэтика как исследовательское направление междисциплинарного характера сформировалось в кон. 60-х - нач.70-х гг. Термин «биоэтика» предложен В. Р. Поттером в 1969 г. Трактовка ее разнородна. Прежде всего, биоэтику пытаются отождествлять с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений «врач - пациент». Более широкое понимание биоэтики включает в себя ряд аксиологических, социальных проблем и проблем, связанных с системами здравоохранения и с отношением человека к животным и растениям. Кроме того, термин «биоэтика» указывает на то, что она ориентируется на исследования живых существ независимо от того, находят ли они свое применение в терапии или нет. Иными словами, биоэтика ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований.

Исторические модели моральной медицины

1. Модель Гиппократа («не навреди»).

Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом.

2. Модель Парацельса («делай добро»)

Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве распространяется и на Бога.

3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).

В основе данной модели лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает «должное»). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения.

4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»).

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом.

Принцип информированного согласия.

«Опекунская» модель отношений между людьми теряет свои позиции в общественной жизни.

Патернализм, традиционно царивший в медицинской практике, уступает место принципу сотрудничества.

Центром движения за права пациентов явилась больница, символизирующая всю современную медицину с ее разветвленностью, насыщенной разнообразной аппаратурой и - повышенной уязвимостью пациента.

Американская ассоциация больниц стала активно обсуждать вопросы прав пациентов и одобрила билль о правах пациентов в конце 1972 г. Среди прав пациента, принятых Американской ассоциацией больниц, первостепенное значение имеет право на информацию, необходимую для информированного согласия.



Под информированным согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения или терапевтической процедуры после предоставления врачом адекватной информации. Можно условно выделить два основных элемента этого процесса: 1) предоставление информации и 2) получение согласия. Первый элемент включает в себя понятия добровольности и компетентности.

Врачу вменяется в обязанность информировать пациента:

1) о характере и целях предлагаемого ему лечения;

2) о связанном с ним существенном риске;

3) о возможных альтернативах данному виду лечения.

С этой точки зрения понятие альтернативы предложенному лечению является центральным в идее информированного согласия. Врач дает совет о наиболее приемлемом с медицинской точки зрения варианте, но окончательное решение принимает пациент, исходя из своих нравственных ценностей.

Больного нужно информировать как о заболевании, так и о лечении - назначаемых препаратах, их положительных и побочных эффектах, ожидаемой продолжительности лечения, мерах предосторожности при употреблении спиртного. В свою очередь, и больной должен иметь возможность высказаться: что он переживает, как болезнь повлияла на него и на семью, каким он видит будущее. Порой же сочувственное молчание помогает не меньше, чем слово.

Особое внимание при информировании уделяется также риску, связанному с лечением. Врач должен затронуть четыре аспекта риска: его характер, серьезность, вероятность его материализации и внезапность материализации. В некоторых штатах Америки законодательные акты содержат перечни риска, о котором врач должен информировать пациента. Но одновременно с этим встает вопрос: Как и в каком объеме информировать пациента? В последнее время большое внимание получает «субъективный стандарт» информирования, требующий, чтобы врачи, насколько возможно, приспосабливали информацию к конкретным интересам отдельного пациента.

Добровольное согласие - принципиально важный момент в процессе принятия медицинского решения. Добровольность информированного согласия подразумевает неприменение со стороны врача принуждения, обмана, угроз и т.п. при принятии решения пациентом. В связи с этим можно говорить о расширении сферы применения морали, моральных оценок и требований по отношению к медицинской практике. Врачу вменяется в обязанность быть более честным со своими пациентами.

Ятрогения

Известно ятрогения - это болезнь, возникающая у больного как следствие случайной ошибки врача, незнания, равнодушия, беззаботности и беспомощной беседы. Это своего рода преступление, результат нарушения деонтологического изречения Гиппократа «Самое главное - не навреди больному».

Такие ятрогенные болезни в настоящее время составляют 10% среди больных. На практике эта цифра показывает насколько значительное число врачей, медицинских сестёр, младшего медицинского персонала, не выполняют должным образом свой долг до конца и часто не понимают это. Термин «Эвтаназия» происходит от греческих слов eu- «хорошо», и thanatos - «смерть», означая буквально «добрая», «хорошая» смерть. В современном понимании, данный термин означает сознательное действие или отказ от действий, которое приводящие к скорой и безболезненной (не всегда) смерти безнадежно больного человека, с целью прекращения некупируемой боли и страданий.

На практике применяется достаточно четкая классификация эвтаназии.

1) Medical decision concerning end of life (MDEL), или «медицинское решение о конце жизни». MDEL можно разделить на две большие категории:

a) Собственно эвтаназия - случаи активного участия врача в смерти пациента. Это, собственно, производимое врачом убийство больного с информированного согласия (см. выше) последнего;

b) Ассистируемый врачом суицид (Phisician assisted sucide - PAS), когда врач приготовляет смертельное лекарство, которое больной вводит себе сам.

2) Случаи, когда роль врача сводится к согласованному с пациентом отказу от назначений, позволяющих продлить жизнь больного, или же к осуществлению мер и/или увеличению доз облегчающего страдания лекарства (например, обезболивающего или снотворного), в результате чего жизнь больного сокращается. В основном - это прием опиоидных анальгетиков. Также, к данной группе следует отнести сознательное информирование безнадежно больного о смертельной дозе принимаемого им препарата. В настоящее время в обществе имеется две противоположных подхода к проблеме эвтаназии: либеральный и консервативный. Сторонники каждого подхода приводят свои аргументы в пользу эвтаназии.

Сторонники эвтаназии, хотя бы в форме прекращения лечения, считают ее допустимой по нескольким соображениям:

• Медицинским причинам - смерть, как последнее средство прекратить страдания больного.

• Заботы больного о близких - «не хочу их обременять собой».

• Эгоистическим мотивам больного - «хочу умереть достойно».

• Биологическим причинам - необходимость уничтожение неполноценных людей из-за угрозы вырождения человека, как биологического вида, вследствие накопление патологических генов в популяции.

• Принцип целесообразности - прекращение длительных и безрезультатных мероприятий по поддержанию жизни безнадежных больных, чтобы использовать аппаратуру для реанимации вновь поступивших с меньшим объемом поражений.

• Экономические - лечение и поддержание жизни ряда неизлечимых больных требует применения дорогостоящих приборов и лекарств.

Последние три принципа уже широко использовались в фашистской Германии: государственная политика уничтожения «неполноценных», умерщвление тяжелораненых вследствие дефицита медикаментов и госпитальных ресурсов в конце войны.



Вербальное и невербальное общение с пациентом. Значение составляющих вербального и невербального общения (поза, жесты, голос, интонация, ритм, мимика)

Для настоящего понимания необходимо слияние с его проблемами, способность почувствовать их как собственные, то есть то, что называют эмпатией. Определённый характер его высказываний, в ситуации, проблемы заведомо предоставляет возможность представить себя на месте больного, заглянуть в его душу, приблизится к нему. Нужно попытаться воспринять рассказываемое им путём сопереживания. Основополагающее значение здесь имеет формальные элементы сообщения: интонация, ударение, стиль речи, осанка, жесты и пр.



Вербальное общение. Наиболее универсальное средство человеческого общения – язык. Язык – это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию и основной инструмент коммуникации. Это «могучая, прекрасная и великая» система кодирования, но и она оставляет возможности не только для разрушения, но и для создания барьеров.

Но на каждом этапе коммуникации возникают барьеры, препятствующие ее эффективности, причем в первую очередь те, которые присущи исключительно человеческим отношениям и самой человеческой природе.

Очень часто возникающая иллюзия взаимопонимания связана с тем, что люди пользуются одними и теми же знаками (в т. ч., словами) для обозначения совершенно разных вещей. Семантические – смысловые – барьеры могут вызываться социальными, культурными, психологическими и другими причинами.

Кроме того, для человеческой коммуникации, в отличие от модели простого обмена информацией, чрезвычайно важны такие факторы как стиль, контекст и подтекст.

Существует профессиональный язык, местный диалект, молодежный сленг, воровской жаргон и т.д. Стилистика языка предполагает уместность ситуативного использования по-разному окрашенных синонимов, целых оборотов и грамматических форм: разговорных и публицистических, официально-бюрократических, научных или художественных.

Невербальное общение. Как это ни странно на первый взгляд, три четверти информации о нашем партнере по общению, о его истинных чувствах и намерениях мы черпаем не из того, что он говорит, а непосредственно наблюдая за едва уловимыми деталями его поведения. Иначе говоря, межличностные коммуникации в основном осуществляются за счет невербальных средств – параллельного, и часто более богатого языка общения, элементами которого являются не слова, а мимика и жестикуляция, пространственные и временные рамки, интонационные и темпоритмические характеристики речи, символические коммуникативные знаки.

Как правило, невербальный язык является результатом не сознательной тактики поведения, а подсознательных импульсов, поэтому его крайне трудно подделать, и доверять ему можно значительно больше, чем словам.

Одна из первых попыток составления пособия по трактовке невербальных сигналов принадлежит Аллану Пизу, автору мирового бестселлера «язык жестов». Существуют позы и жесты, подчеркивающие сомнение и согласие, скуку и заинтересованность, доброжелательность и враждебность. Походка человека может дать информацию о его настроении, рукопожатие может быть властным или покорным, скрещенные руки, скорее всего, будут говорить о закрытости, скепсисе, и несогласии, открытые ладони – об искренности и доброжелательности.

Умело используя механизм невербалики, можно значительно облегчить процесс коммуникации. Подавая руку ладонью вверх, вы как бы заранее отдаете инициативу собеседнику, накрывая своей ладонью его руку, еще до начала встречи, заявляете свои претензии на лидерство. Раскройте скрещенные на груди руки, и вы сами почувствуете большую открытость, и вызовите большое доверие собеседника, который, вероятнее всего, не замедлит скопировать ваши действия, также приняв более открытую позу, бессознательно «отзеркалив» вашу.

Отнюдь не все жесты универсальны, один и тот же жест в разных культурах может быть истолкован по-разному. Мы в знак согласия киваем головой, не соглашаясь – качаем ею из стороны в сторону, что не мешает некоторым народам поступать в этих ситуациях противоположным образом. Конечно, не менее эффективным, чем жесты, инструментом является мимика. Ее, правда, легче научиться контролировать, сохраняя «непроницаемое лицо», поэтому она менее достоверна, но уж никак не менее выразительна. Мимика, в частности, представляет богатейшие возможности для отзеркаливания. Понаблюдайте за лицами увлеченно беседующих о чем-то животрепещущем людей. Встав так, чтобы видеть только лицо внимательно слушающего, но достаточно далеко, чтобы не слышать разговора, вы сможете по нему в буквальном смысле прочесть всю смену эмоций, а, возможно, и понять, о чем идет речь.

Люди обладают богатейшей мимикой. Подсчитано, что можно различить несколько тысяч (!) выражений лица, передающих малейшие нюансы настроения. Выключив звук, можно понаблюдать за удивительной игрой Луи де Фюнеса в его лучших фильмах – играет каждый мускул лица, способного передавать тончайшие нюансы настроения, складывается впечатление, что актер мог сыграть, например, «Огорченное ухо» или «Возмущенный нос», и это впечатление близко к истине. Но самое главное, что такие возможности есть у каждого из нас, и мы используем их значительно чаще, чем отдаем себе в этом отчет.

Известно, что при страхе или возбуждении зрачки человека расширяются,

что во время разговора говорящий реже смотрит в глаза собеседнику, чем слушающий, а когда смотрит – это знак того, что в этот момент его можно прервать ответной репликой; что когда отводит глаза тот, кто слушает, он, вероятнее всего, скучает или не согласен с тем, что говорится; что задержав взгляд на человеке чуть больше положенного неписаными правилами времени, можно его смутить и т. д., наконец, что большинство женщин в магазине моргает минимум в два раза реже, чем обычно.

Невербалика включает не только то, что не связано с речью, но и параречевые характеристики, т. е. Не собственно смысл слов, а интонацию, темп, эмоциональную и стилистическую окраску речи. Выясняется, что информацию часто передают не только слова, сколько то, как они сказаны. На занятиях наши студенты с удовольствием играют в такие игры, как признание друг другу в любви посредством фраз, целиком состоящих, например, из технических терминов, и, научившись использовать непривычный канал передачи сообщения, успешно с этим справляются.

Кроме того, стиль речи может нарисовать нам довольно полный портрет собеседника, ясно указывая на его принадлежность к определенному социальному и культурному слою, на его кругозор и вкус, на его образ мыслей и, конечно, на адрес отчего дома.

Важнейшим невербальным элементом общения, конечно, является одежда, передающая окружающим огромное количество информации о его владельце. Люди настолько изобретательны в общении, что научились передавать друг другу определенную информацию, вообще не прибегая к помощи слов, жестов и даже мимики. Вообще говоря, любые невербальные средства коммуникации – это знаки, несущие определенную информацию.

Классификация людей пожилого возраста

По предложению ученых была предложена следующая классификация, при которой различают следующие виды возрастов: Хронологический (календарный) возраст Данный метод определения возраста является самым простым и удобным. Такой вид возраста измеряется календарными годами, однако он не может отражать реального процесса старения.



  1. Биологический (физический) возраст

Этот возраст определяется функциональными возможностями физических органов человеческого организма. Такой метод определения возраста наиболее точно отражает фактический процесс старения и физическое состояние всего организма, но подобный метод является очень сложным.

  1. Психологический возраст

Данный возраст определяется с помощью психометрии и отражает интеллектуальное и психологическое состояние человека.

Только с помощью методов, которые были использованы для определения 3-х вышеперечисленных возрастов можно наиболее точно отразить физическое, интеллектуальное и психическое состояние человека, а также определить степень его старения.



Старение – это сложный биологический процесс, охватывающий весь организм. Он носит временный характер и имеет следующие четыре фактора:

а) наследственный фактор;

б) фактор внутренней среды;

в) фактор окружающей социальной среды;

г) фактор заболеваний.

Если говорить о чисто внешних проявлениях старости, то они имеют следующие четыре наиболее главные особенности: а) белых волос становится больше, чем черных, обычно это наблюдается у людей от 40 до 50 лет; б) появляются морщины.

Это происходит у людей обычно в возрасте от 30 до 40 лет, обычно сначала в передней части лба и по краям глаз.

в) появляется старческая дальнозоркость (гиперметрофия). Наблюдается после 45 лет.

г) действия становятся медлительными, движения уменьшаются, люди обладают нетвердой походкой и ходят в загнутом состоянии.

С точки зрения структурных изменений органов, то они следующие:



  1. Сердечно-сосудистая система – атрофируется сердце и сердечные мышцы, происходит их кальцинирование, склероз клапанов и коронарных артерий, уменьшается кровообращение. Резервные функции сердца 70-летнего человека составляют лишь 50% 40-летнего человека. Кровоток сердца уменьшается на 40%.

  2. Нервная система – атрофируется головной мозг, заметно уменьшается количество нейроновых клеток. Количество нейронов в головном мозге здорового человека составляет 14 млрд шт, после 30 лет ежедневно количество нейронов уменьшается на 100-152 тыс.

  3. Дыхательная система – происходят серьезные изменения в слизистой оболочке дыхательных путей, уменьшается количество легочных альвеол, сокращается жизненный объем легких. У 70-летнего человека он уменьшается на 40% по сравнению с 40-летним.

  4. Пищеварительная система – выпадают зубы, происходит изменение в слизистой оболочке желудка и кишечника, уменьшается способность переваривания и всасывания пищи, нарушаются функции желчного пузыря.

  5. Мочеиспускательная система – происходит атрофия почек, склероз почечных артерий, заметно снижаются половые функции, количество позывов к мочеиспусканию увеличивается. Почки 60-летнего человека уменьшаются на 50% по сравнению с взрослым человеком.

  6. Эндокринная система – с возрастом заметно уменьшаются железы, входящие в эндокринную систему, такие как гипоталамус, гипофиз, зитовидная железа, поджелудочная железа, надпочечники и др. основные клетки уменьшаются, а соединительная ткань, жировые клетки увеличиваются. Все это приводит к нарушению эндокринной системы.

  7. Иммуная система – вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, селезенка, миндалины, клетки костного мозга – являются важными органами, составляющими иммунную систему. С годами они атрофируются, а их функции ослабевают, все это приводит к серьезным нарушениям в иммунной системе.

Скелетно-мышечная система. Главным проявлением старения костей – является их рыхлость, увеличивается хрупкость костей они подвержены легкому перелому, в связках и сухожилиях, находящихся вокруг суставных хрящей и суставных ямок с возрастом медленно возникают процессы кальцинирования и фибрилляции, они теряют упругость, происходит отвердение суставов, движения становятся неуклюжими, иногда даже возможны серьезные помехи при движении. С возрастом также происходит постепенное атрофирование мышц. Мышечная масса старого человека по сравнению со взрослым человеком уменьшается на 50%, уменьшается мышечная сила, повышается мышечная утомляемость. Рост мышечных волокон, упругость, возбудимость заметно уменьшаются, что приводит к медлительности и неуклюжести движений. Старение – единственный враг долголетия, естественный закон жизни, которому живые существа не могут сопротивляться. Однако старение можно правильно встретить по научному изучить и замедлить

Уход за больными пожилого и старческого возраста

  • Большое значение при лечении больных имеет правильно организованный уход:

  • госпитализировать при необходимости

  • учитывать психологические особенности

  • убеждать в соблюдении предписанного режима (сон, отдых, рациональное питание)

  • точно выполнять назначения врача

  • быть терпеливым и тактичным

  • восстанавливать работоспособность

  • чувствовать эмоциональное состояние больного (эмпатия)

  • предупреждать травмы и несчастные случаи

  • соблюдать герогигиену (уход за кожей, полостью рта)

  • бороться с гиподинамией

  • регулировать стул


Для тех, кто хочет добиться гармонии и понимания в отношениях с пожилыми людьми

Необходимо выяснить привычки и характер вашего пациента и действовать по этим направлениям.

Напоминайте чаще, что он не безразличен окружающим.

Будьте внимательны и сочувствуйте житейским проблемам, учитывая это при общении.

Способствуйте бодрому настроению, согревайте его своим отношением и делайте прочным его отношения с окружающими.

Создавайте общую для себя и пожилого человека атмосферу дружеского взаимодействия.

Помните, не существует твердых правил для общения с пожилыми людьми, но если есть сочувствие и желание облегчить его положение то Вы всегда найдете к нему подходы, наладите добрые и плодотворные отношения с ним.

Особенности общение с умирающими больными. Стадии умирания.



Первая стадия — стадия  отрицания и  неприятия трагического факта. Доминирующими в этот период являются высказывания: “Только не я”, “Не может быть”, “Это не рак” и т.п. У больного растет тревога и напряжение, страх перед будущим. Своеобразной психологической защитой является отрицание фатального заболевания, активное обследование у различных специалистов с применением новейших параклинических  методов диагностики. Больной считает установленный диагноз ошибочным, происходит психологическая подмена диагноза на заболевание, не влекущее за собой роковых последствий

Вторая   стадия — стадия  протеста.  Когда  первое  потрясение проходит, многократные исследования подтверждают наличие фатального заболевания, возникает чувство протеста и возмущения. “Почему именно я?”, “Почему другие будут жить, а я должен умереть?”, “Почему так скоро, ведь у меня еще так много дел?”и т.п. Как правило, эта стадия неизбежна, она очень трудна для больного и его родственников.

Третья стадия — просьба об отсрочке. В этот период происходит принятие истины и того, что происходит, но “не сейчас, еще немного”. Многие, даже ранее не верующие пациенты , обращаются со своими мыслями и просьбами к Богу. Приходят начатки веры.

Четвертая стадия — реактивная депрессия, которая, как правило, сочетается с чувством вины и обиды, жалости и горя. Больной понимает, что он умирает.В этот период он скорбит о своих дурных поступках, о причиненном другим огорчениях и зле. Но он уже готов принять смерть, он спокоен, он покончил с земными заботами и углубился в себя.

Пятая стадия — принятие собственной смерти. Человек обретает мир и спокойствие. С принятием мысли о близкой смерти больной теряет интерес к окружающему, он  внутренне сосредоточен и поглощен своими мыслями, готовясь к неизбежному.

Смертельная тревога  сопровождается выраженными  вегетативными проявлениями и синдромами отчуждения, аннигиляции  и пребывания в опасности.



Синдром отчуждения  характеризуется чувством одиночества, изоляции от окружающего мира и  дереализацией. Несмотря на то, что пациенты общаются с окружающими, они как бы находятся уже в другой реальности, им чужды обыденные разговоры и проблемы.

Синдром аннигиляции выражается в страхе перед наступлением “ничто”, когда Мир будет жить и развиваться, а умирающий исчезнет. Пациенты чувствуют себя обезличенными, не проявляют свою индивидуальность, у них снижается самооценка , они замыкаются в себе.

Синдром пребывания в опасности включает в себя переживание неустранимой опасности для жизни с радикалом агрессии, которая обусловлена осознанием собственной уязвимости и конечности, а также невозможностью что-либо изменить.

Основные направления деятельности медицинского психолога с умирающими больными должны быть сосредоточены на следующих проблемах:

1.     Купирование психопатологической симптоматики и расстройств поведения .

2.     Психологическая поддержка и психотерапевтическая помощь.

3.     Духовная поддержка пациента.

4.     Психологическая поддержка родственников больного.

6. Преподавательские заметки: Студенты медики с самого начало преподавание клинических наук как хирургия, терапия и др. должны владеть основными правилами деонтологии. Должны уметь вести расспрос больных и ухаживать за ними соблюдая принципов деонтологии. Нужно акцентировать внимание на то, что в процессе лечение больного допущение ошибки чревато ятрогенией, которое может явиться причиной утраты здоровье больного.



7. Раздаточный материал прилагается.

8. Оснащение лекции:

Литература по деонтологии, раздаточный материал.

Демонстрация видеоматериала, использование мультимедийного проектора.
9. Самостоятельная работа студентов по данной лекции не предусмотрена.

10. Контрольные вопросы:

а) Что такое деонтология?

б) Врачебная деонтология какие принципы и правила включает?

в) Роль деонтологии в процессе лечение больных.

б) Что такое биоэтика?

В) Что такое ятрогения и эвтаназия?



11. Рекомендуемая основная и допольнительная литература.

Основной:

  • Л.А. Лещинский. Деонтология в практике терапевта. М., 1989.

  • М.Я. Яровинский. Медицинский работник и пациент. Медицинская помощь, 1966.

  • М.Фаулер. Этика и сестринское дело. М., 1994.

  • Дж. Мерта. Справочник врача общей практики. М.,1998.

  • Н. А. Магазник. Искусство общения с больными. М., 1991.

. Пропедевтика внутренних болезней. Касимов Э.Ю., Ташкент, 1996

Дополнительная:

  • Орлов А.Н Исцеление словом, 1989.

  • Международный кодекс медицинской этики. Ж. Врач, 1994, №-4, с-47.

  • Остапенко А.Л. деонтология медсестры при проведении некоторых диагностических манипуляции. Медсестра, 1994, №-1.

  • Ярошевский М.Я. Медработник и пациент. Медпомощь, 1996, №-3.

  • Бойко Ю.Н. Элементы психотерапии в общесомотической поликлинике. Ж. Медсестра, 2000, №-2.

  • Островская И.М. Вербальный способ общения. Ж. Медсестра, 2001, №-7.

  • Островская И.В. Медсестра и пациент: общения для обмена полезной информации. Ж. Медсестра, 2000, №-4.

  • информация из Интернета: www.medline.com; www.doktor.ru; www.medmir.ru; www.medlinks.ru.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница