Методические рекомендации для преподавателей дисциплина: «Лечение пациентов детского профиля»



Скачать 223,52 Kb.
Дата29.06.2015
Размер223,52 Kb.


Министерство здравоохранения РФ

Министерство здравоохранения московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Московской области

«Ступинское медицинское училище»



Сестринский процесс при

сахарном диабете

у детей
Методические рекомендации для преподавателей

дисциплина: «Лечение пациентов детского профиля»

для специальности: «Сестринское дело»

Составила: Кузовова Г.В.

преподаватель ГБОУ СПО МО

«Ступинское медицинское

Училище»

2014


Рецензенты:

заведующая педиатрическим отделением детской поликлиники СЦРКБ Г.А. Тверитина



Лечение пациентов детского профиля

Учебно-методический комплекс. - ГБОУ СПО МО «СМУ», 2014г.




Пояснительная записка
В разделе «Лечение пациентов детского профиля» заболевания эндокринной системы занимают одно из важных мест. В диагностике и лечении достигнуты большие успехи, однако, несмотря на это, они относятся к числу распространенных.

Совершенствование медицинских технологий и реформирование здравоохранения ставит вопрос о формировании специалиста - проблемника, личность которого должна быть гибкой, динамичной, постоянно корректируемой в своей профессии. Оказание лечебно-профилактической помощи детям предъявляет высокие требования к деятельности медицинской сестры детской поликлиники, ДШО и педиатрического отделения. Сахарный диабет протекает у детей со слабостью, быстрой утомляемостью, жаждой, похудание при хорошем аппетите, стойкие опрелости, пиодермия, стоматиты, вульвовагиниты и частые ОРВИ, то особое значение имеют профессиональная компетентность и высокая ответственность специалистов при выполнении своих обязанностей.

Методическая разработка «Сестринский процесс при сахарном диабете у детей» предназначена для преподавателей средних специальных медицинских учебных заведений, включает необходимый для изучения темы дидактический материал. Студенты в процессе изучения темы должны получить глубокие и четкие знания, чтобы в реальной ситуации грамотно действовать при оказании медицинской помощи.

Для подготовки домашнего задания студенту предлагается методическая разработка по самоподготовке.



Истоки

Раздел

Выход

  1. Анатомия




  1. Фармакология




  1. Патологическая анатомия и физиология




  1. Основы СД




  1. ЭЖЧ «Здоровый ребенок»




  1. «Биомедицинская этика»




  1. «Лечение пациентов детского профиля»

«Эндокринная система» «Органы ЖКТ»

«Лекарственные формы»

«Заболевания эндокринной системы »

«Уход за пациентом»


«АФО органов ЖКТ и эндокринной системы»
«Этические особенности взаимоотношений»
«Заболевания эндокринной системы »

П

Е

Д



И

А

Т



Р

И

Я


с детскими инфекциями

Практическая

деятельность

специалистов

«Сестринское дело»


ИНТЕГРАЦИЯ ТЕМЫ:

МОТИВАЦИЯ

Сахарный диабет у детей являются одной из актуальных проблем здравоохранения. Как известно, в настоящее время остается достаточно высоким уровень заболеваемости эндокринной патологии, особое внимание заслуживают тяжелые формы течения патологии, сопровождающиеся развитием осложнений и летальных исходов. Изучение данной темы даёт знания и умения по обследованию больных детей, выявлению ранних симптомов заболеваний; формирует навыки постановки диагноза, планирования и проведения лечебно-диагностических вмешательств, навыки оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях и организации ухода за больными детьми.

Изучение базируется на знаниях анатомии и физиологии, фармакологии, основ сестринского дела, ЭЖЧ «Здоровый ребенок», патологической анатомии и физиологии, биомедицинской этики и психологии.

Совершенствование медицинских технологий и реформирование здравоохранения ставит вопрос о формировании специалиста – проблемника, личность которого должна быть гибкой, динамичной, постоянно корректируемой в своей профессии. Оказание лечебно-профилактической помощи детям предъявляет высокие требования к деятельности фельдшера детской поликлиники, ДШО и педиатрического отделения. Сахарный диабет может протекать скрыто и медленно под маской гнойно-воспалительных заболеваниях кожи и слизистых оболочек (спутники сахарного диабета), то особое значение имеют профессиональная компетентность и высокая ответственность специалистов при выполнении своих обязанностей.

На плечи медицинской сестры ложится трудная задача правильной постановки оказания доврачебной помощи, внимательной и четкой организации профилактических мероприятий, контроля выполнения назначений врача, проведения диспансерного наблюдения за пациентами.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

2 и 3 курса

по теме: «Сестринский процесс при сахарном диабете у детей»

Данное заболевания у детей имеют характерные клинические проявления, и от своевременного вмешательства специалиста будет зависеть здоровье детей. Поэтому, изучение этой темы важно в Вашей подготовке по педиатрии. Усвоение этой темы Вам поможет знание основ сестринского дела и анатомии и физиологии, а также фармакологии и здорового ребенка.

Вам придется вспомнить: анатомия и физиология поджелудочной железы, анатомо-физиологические особенности поджелудочной железы у детей, препараты гормонов поджелудочной железы.



ЦЕЛЬ: систематизировать знания, которые позволят выполнить этапы диагностики и лечебного процесса в ситуации с больным ребенком.

КРИТЕРИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСПЕШНУЮ РАБОТУ НА ЗАНЯТИИ.



  1. Знание теоретического материала по теме.

  2. Знание ранее изученного материала и профилактики заболеваний у детей.

  3. Активная работа с методической литературой.

  4. Умение выполнять этапы сестринского процесса.

  5. Понимание этико – деонтологических принципов поведения.

УСТАНОВКА НА ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Учитывая важность этой темы необходимо серьезно подготовиться к занятию по записям лекции и учебнику, разберите все элементы графологической структуры.

К ЗАНЯТИЮ ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:


  • причины заболевания сахарным диабетом у детей;

  • основные клинические проявления заболеваний;

  • этиологию сахарного диабета у детей раннего возраста, патогенез, клинические симптомы, диагностику, лечение;

  • предрасполагающие факторы возникновения сахарного диабета у ребенка, клинику, принципы лечения, особенности ухода;

  • осложнения сахарного диабета;

  • комы при сахарном диабете, причины, симптомы и неотложная помощь.

  • профилактику сахарного диабета.

К ЗАНЯТИЮ ВЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

- провести субъективное обследование, проанализировав полученные

сведения, уточнить причину заболевания;

- провести объективное обследование;



  • диагностировать и обосновать патологию;

  • составить план обследования и лечения;

  • ответить на вопросы заданий в тестовой форме по разделу;

  • решить проблемно-ситуационную задачу;

  • оценить результаты лабораторных исследований;

  • оказать неотложную помощь при комах сахарного диабета у ребенка;

  • выполнять манипуляции по уходу за больными с сахарным диабетом (исследование пульса, тонометрия, проведение эндотелиальных проб, в/в инъекция).


Источники информации:

  1. Лекция - конспект.

  2. «Педиатрия» Н.В.Ежова, Е.М. Русакова, Г.И.Кощеева.

Мн.: Высшая школа, 2002г.

  1. «СД в педиатрии» В. Д. Тульчинская 2001г

  2. «Сестринское дело» Т.С.Щербакова. 2005г

  3. Учебное пособие «Сестринское дело» И.В. Яромич.

  4. «Сахарный диабет 1 типа у детей и подростков» Э.П. Касаткина 2009г.



План лекции.




  1. Анатомо-физиологические особенности поджелудочной железы.

2. Сахарный диабет: этиология, патогенез, клинические симптомы, диагностика, осложнения, лечение, профилактика.

3. Особенности сахарного диабета у детей младшего возраста и подростков.

4. Комы при сахарном диабете – причины, симптомы, неотложная помощь.

АФО поджелудочной железы
К рождению ребёнка анатомически сформирована поджелудочная железа. Она является железой внешней и внутренней секреции. В альфа - клетках панкреатических островков вырабатывается глюкогон, в бета – клетках – инсулин, в Д – клетках – соматостатин. Все эти гормоны обладают высокой биологической активностью. Однако её внешнесекреторная функция несовершенна. В соке поджелудочной железы впервые 3 месяца жизни активность амилазы, трипсина и липазы, участвующих в переваривании крахмала, белка и жира, низкая. После введения в рацион прикорма внешнесекреторная функция железы быстро нарастает, и в 3 – 4 года активность ферментов достигает уровня, свойственного ферментам взрослого.
Сахарный диабет
- заболевание, связанное с абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, приводящей к грубым нарушениям обмена веществ. Сахарный диабет занимает первое место среди патологии эндокринной системы в детском возрасте.

Выделяют два основных типа сахарного диабета: инсулинозависимый ( ИЗСД ) ( 1 тип, юношеский ) и инсулиннезависимый (ИНСД) (2 тип, взрослый ). Наиболее часто у детей встречается 1 тип.



Этиология. Причина сахарного диабета окончательно не выяснена. Большое значение придаётся наследственной предрасположенности, вирусным инфекциям, аутоиммунным нарушениям. Факторами риска являются стрессовые ситуации, физические травмы, избыточное содержание в пище углеводов, ожирение, гиподинамия, необоснованная медикаментозная терапия глюкокортикоидными гормонами и диуретиками.
Патогенез. В основе развития сахарного диабета лежит недостаточное количество инсулина. Недостаток инсулина приводит к резкому нарушению обмена глюкозы. Глюкоза накапливается в крови и развивается гипергликемия (норма уровня глюкозы в крови составляет 3,3 – 5,5 ммоль/л). Гипергликемия приводит к глюкозурии. Относительная плотность мочи повышается, что является характерным симптомом заболевания. Глюкозурия вызывает полиурию, вследствие чего уменьшается жидкая часть крови и появляются симптомы жажды – полидипсия. Вместе с водой организм теряет и электролиты: калий, магний, натрий, фосфор, хлориды, кальцтий. Кроме того, происходит нарушение превращения углеводов в жиры, синтез белка и усиливается мобилизация жира из клеток жирового депо. В результате больной худеет и появляется чрезмерный аппетит (полифагия). Недостаток инсулина приводит к нарушению жирового обмена: снижается синтез жира, усиливается его распад. В крови накапливается недоокисленные продукты жирового обмена (кетоновые тела), что приводит к сдвигу кислотно-основного состояния и развитию ацидоза.

Клиническая картина. В течение заболевания различают три стадии:

- потенциальное нарушение толерантности к глюкозе (потенциальный диабет);

- нарушение толерантности к глюкозе (латентный диабет);

- явный сахарный диабет.



Потенциальный диабет. Имеется высокая степень риска заболевания, но его развитие необязательное. Уровень сахара в крови натощак и после нагрузки глюкозой в пределах нормы. Имеются факторы риска: наличие сахарного диабета у близких родственников, большая масса тела при рождении (более 4100г.), избыточный вес, частые заболевания, особенно инфекционные (грипп, корь, эпидемический паротит).

Латентный диабет. Характеризуется отсутствием клинических проявлений заболевания. Уровень сахара в крови натощак в пределах нормы, однако, через 2 часа после нагрузки глюкозой содержание сахара в крови не возвращается к исходному уровню.

Явный диабет. По характеру течения выделяют сахарный диабет с бурным течением и сахарный диабет с медленным течением.

Ранними симптомами бурного сахарного диабета являются: жажда (полидипсия), частые и обильные мочеиспускания (полиурия), никтурия и ночная жажда, симптомы обезвоживания: сухость кожи и слизистых оболочек (яркий малиновый язык). Часто отмечается чрезмерный аппетит (полифагия), но, не смотря на это, ребёнок резко худеет до 5 – 10 кг. За короткий срок. К ранним симптомам относится также потливость, тремор конечностей, тяготение к сладкой пищи.

При медленно текущем сахарном диабете необходимо обращать внимание на так называемые спутники сахарного диабете – гнойно-воспалительные заболевания кожи и слизистых оболочек (пиодермии, фурункулез, стоматиты, вульвиты, вульвовагиниты у девочек).

Если заболевание не выявлено на ранней стадии и не начато своевременное лечение, то возможно развитие кетоацидоза с последующим развитием диабетической комы.



Лабораторная диагностика. Лабораторными показателями являются:

- гипергликемия (натощак уровень глюкозы 5,5 ммоль/л);

- глюкозурия (от 2 до 8 %);

- высокая плотность мочи ( более 1030).

Для ориентировочного определения гликемии (экспресс-метод диагностики) можно использовать индикаторные полоски «Декстонал», «Декстростикс», «Глюкопрофиль».

Для определения сахара в моче применяют «Глюкотест», «Мультистикс»; кетоновые тела в моче определяются, используя «Кетостикс».



Осложнения:

1.Острые осложнения.

К неотложным состояниям у детей и подростков с сахарным диабетом относят: гипогликемию и гипергликемию (кетоацидоз). Это частые ранние осложнения сахарного диабета, резко ухудшающие состояние здоровья и нередко требующие лечения в стационарных условиях.

ГИПОГЛЕКИМИЯ - это состояние, обусловленное низким содержанием глюкозы в крови у пациентов, получающих инсулиновые препараты. К развитию гипогликемии у пациента приводит преобладание в определённый момент времени уровня инсулина над уровнем глюкозы в крови. Наиболее частые причины это:


  • передозировка инсулина вследствие введения большой дозы, изменение места введения или глубины введения препарата;

  • недостаток углеводов вследствие пропуска приема пищи, недоедания, нарушения всасывания из желудочно-кишечного тракта, десинхронизация инсулинотерапии с режимом питания;

  • незапланированные физические нагрузки, особенно в послеобеденное и вечернее время;

  • приём алкоголя, который разрушает образование глюкозы из аминокислот в печени;

  • приём лекарственных препаратов, потенцирующих действие инсулина: салицилаты, тетрациклин, сульфаниламиды, анаболические стероиды, неселективные В-адреноблокаторы;

  • предыдущие гипогликемии, истощающие запасы гликогена в печени;

  • патология печени и почек, приводящая к нарушению деградации инсулина в этих органах;

  • автономная нейропатия, нарушающая компенсаторные механизмы, препятствующие чрезмерному снижению глюкозы в крови;

  • наличие антител к инсулину, нарушающее деградацию инсулина;

  • беременность на ранних сроках.

Низкое содержание сахара в крови негативно сказывается на состоянии ЦНС. Основным энергетическим субстратом для головного мозга является глюкоза. Снижение уровня глюкозы в крови ниже определённой величины приводит к уменьшению потребления глюкозы мозгом и энергетическому голоду нервных клеток, т.е. к нейрогликопении.

Гипогликемия обычно развивается внезапно, и проявления её многообразны. По тяжести разделяют на легкие (легко справляется сам пациент или родители маленьких пациентов) и тяжёлые (требуется посторонняя помощь). К клиническим проявлениям нейрогликопении относятся:



  • снижение физической и интеллектуальной работоспособности;

  • слабость, вялость, сонливость, заторможенность;

  • чувство голода;

  • головная боль, головокружение;

  • снижение температуры тела;

  • нарушение зрения(двоение, мелькание «мушек»);

  • нарушение координации;

  • нарушение памяти;

  • неадекватное настроение и поведение(плач, эйфория, агрессивность, аутизм, отказ от еды);

  • спутанность сознания;

  • судороги;

  • кома.

Гипокликемия может носить функциональный или обратимым характер, включается механизм контррегуляции и появляются адренергические симптомы:

  • потливость;

  • повышение АД;

  • тахикардия;

  • сердцебиение;

  • дрожь;

  • бледность кожных покровов;

  • чувство тревоги и страха.

О развитие ночной гипогликемии свидетельствуют следующие симптомы:

беспокойный, поверхностный, тревожный сон;

ночные кошмары;

потливость;

головная боль при пробуждении;

усталость при пробуждении;

плохое настроение при пробуждении.

При хронической передозировки инсулина наиболее частые следующие симптомы:



  • колебание показателей гликемии в течение суток больше 5,5 ммоль/л;

  • наличие постоянно явных или скрытых гипогликемий;

  • течение заболевания со склонностью к кетоацидозу;

  • повышение аппетита, отсутствие потери или прибавки в массе тела;

  • улучшение показателей гликемии на фоне повышения дозы инсулина;

  • ацетонурия без высокой глюкозурии;

  • суточная доза инсулина более рекомендованной для данного стажа заболевания, стадии полового созревания и массы тела;

  • неадекватное распределение суточной дозы инсулина

ГИПЕРГЛИКЕМИЯ (диабетический кетоацидоз)- это состояние, обусловленное высоким содержанием глюкозы в крови.

Основной причиной кетоацидоза у больных получающих инсулин:



  • отсутствие самоконтроля заболевания;

  • недостаточная доза инсулина;

  • нарушение режима инсулинотерапии;

- пропуск инъекций

-использование просроченных инсулинов

-использование неисправных средств введения инсулина


  • грубые нарушения режима питания;

  • резкое возрастание потребности в инсулине на фоне:

-острых заболеваний

-травм


-хирургических вмешательств

-стрессов

-некоторых лекарственных препаратов.

Выраженный дефицит инсулина приводит к нарушению утилизации глюкозы инсулинозависимыми тканями(печень, мышцы, жировая ткань) и к хронической гипергликемии и энергетическому голоду в тканях. Энергетический голод является причиной активизации процессов глюкогенолиза (распад гликогена с образованием глюкозы), протеолиза с глюконеогенезом (образование глюкозы из аминокислот, образующихся при распаде белка) и липолиза (распад жира с образованием свободных жирных кислот и глицерина), что поддерживает состояние хронической гипергикемии. Свободные жирные кислоты, образующиеся вследствие липолиза, превращаются в кетоновые тела. При избыточном их содержании в организме развивается метаболический ацидоз и организм пытается избавиться от кетонов , выделяя их с мочой и выдыхаемым воздухом.

К основным симптомам гипергликемии относятся:

* симптомы гипергликемии (мочеизнурение, жажда, сухость кожных покровов и слизистых оболочек, зуд кожных покровов);

* симптомы энергетического голода (слабость, чувство голода, потеря массы тела);

* симптомы, обусловленные накоплением в организме кетоновых тел (тошнота, рвота, боли в животе, шумное, частое и глубокое дыхание, запах ацетона в выдыхаемом воздухе, головная боль, сонливость, спутанность и потеря сознания).

Диабетический ацидоз развивается постепенно в течение нескольких дней. У детей младшего возраста или имеющих тяжелое сопутствующее заболевание клиническая картина разворачивается в сжатые сроки.
Специфические - связанны с основным заболеванием: диабетическая ангиопатия различной локализации (ретинопатия, нефропатия, артропатия, гастропатия, кардиопатия), двусторонняя диабетическая катаракта. Неспецифические – гнойные инфекции кожи, стоматиты, вульвиты, вульвовагиниты, пиелонефрит.

Лечение. Назначают диетотерапию, инсулинотерапию, дозированную физическую нагрузку.

Диетотерапия. Обязательно при всех клинических формах сахарного диабета. Она призвана обеспечить:

- достижение и поддержание целевых показателей глюкозы в крови, нормального уровня липопротеидов, нормальных показателей артериального давления;

- предупреждение развития и замедление прогрессирования осложнений заболевания;

- безопасность физических нагрузок;

- нормальный рост и развитие ребёнка, а также поддержание нормальной массы тела.

Основные её принципы:

- индивидуальный подбор суточной калорийности;

- сбалансированная и физиологическая по содержанию белков, жиров и углеводов, минералов, витаминов диета (стол № 9);

- дробное шестиразовое питание с равномерным распределением калорий и углеводов ( завтрак – 25%, второй завтрак – 10%, обед – 25%, полдник 10%, ужин – 25%, второй ужин – 15% суточной калорийности).

- ограничение простых, легко усвояемых углеводов, т.к. они быстро всасываются и быстро повышают глюкозу крови;

- Употребление большого количества пищевых волокон;

- ограничение жиров животного происхождения

Из пищевого рациона исключают легкоусвояемые углеводы (сахар, кондитерские изделия, пшеничный хлеб, манная крупа, макароны, картофель, виноград). Рекомендуют их заменить на углеводы, содержащие большое количество клетчатки (она замедляет всасывание глюкозы). Сахар заменяют на сорбит, ксилит, сластилин и сладекс. Подсчёт углеводов по «Системе хлебных единиц».



Медикаментозное лечение. Основным в лечении ИЗСД является применение инсулина. Доза зависит от тяжести заболевания и потери глюкозы с мочой в течение суток. На каждые 5 грамм глюкозы, выделенной с мочой, назначают 1 ЕД инсулина. Препарат вводят подкожно, внутримышечно, внутривенно.

Различают инсулины:

- короткого действия (пик действия через 2 – 4 часа с момента введения, длительность фармакологического действия 6 – 8 час.) – инсуорап, хумулин Р, актропид, хоморап;

- средней продолжительности действия (пик через 5 – 10 часов, действия е 12- 18 часов) – Б-инсулин, ленте, лонг, инсулонг, монотард НМ, хомофан;

- длительного действия (пик через 10 – 18 часов, действие 20 – 30 часов) – ультралонг, ультраленте,ультратард НМ.

Кроме этого назначаются противодиабетические средства:

- сульфаниламидные препараты – диабинез, букарбан, диабетон;

- бигуаниды – фенформин, диботин, адебид, силубин, глюкофаг, диформин, метаформин.

ПРОФИЛАКТИКА.

Первичная профилактика – выявление детей, которые относятся к группе риска по СД (наследственная предрасположенность, повышенная толерантность к углеводам) и диспансерное наблюдение за ними эндокринологом 2 раза в год.

Вторичная профилактика – предупреждение осложнений у больного ребёнка( ежемесячное обследование у эндокринолога и других специалистов - окулист, невропатолог, нефролог и др.).
Особенности сахарного диабета у детей
Ранними симптомами сахарного диабета у детей являются: слабость, быстрая утомляемость, головокружение, жажда, ночной энурез, тошнота, похудание при чрезмерном аппетите, сухая шелушащаяся кожа, сухие слизистые оболочки, яркий язык, на щеках, лбу, подбородке, веках – диабетический румянец. У детей грудного возраста «накрахмаленные» пелёнки, стойкие опрелости, пиодермии, грибковые поражения кожи, стоматиты, у девочек – вульвиты или вульвовагиниты. Дети склонны к заболеваниям верхних дыхательных путей.

Сахарный диабет у детей младшего возраста и подростков характеризуется крайне нестабильным течением и значительной сложностью компенсации заболевания.


Уход при сахарном диабете
Цель: не допустить развития осложнений, присоединения сопутствующих инфекций.


План сестринских вмешательств

Обоснование

1.Информировать пациента и его родственников о том, что «сахарный диабет – это образ жизни, а не болезнь»

Обеспечение право пациента на информацию.

Понимание значимости выполнения мероприятий ухода



2.Питание ребёнка с ограничением легкоусвояемых углеводов(мёд, варенье, сахар, кондитерские изделия, виноград, инжир, бананы)

Легкоусвояемые углеводы увеличивают глюкозу в крови



3.Приём пищи д.б. 6 раз в сутки(3 основных и 3 перекусы)

Стабилизация показателя глюкоза в крови

4.Обучить правилам и техники введения инсулина, контролировать регулярный приём противодиабетических препаратов и инсулина.

Профилактика развития гипергликемической комы

5.Контроль за приёмом пищи после введения инсулина

Профилактика гипогликемической комы

6.Физическую и эмоциональную нагрузку строго дозировать

Предупреждение развития коматозных состояний

7.Контроль за гигиеной кожи и слизистых оболочек

Косвенные признаки СД – гнойничковые поражения кожи

8.Профилактика присоединения простудных и сопутствующих заболеваний.

У детей с СД иммунитет снижет, дети часто болеют простудными заболеваниями – ЧБД.



Комы при сахарном диабете
1. Диабетическая (гипергликемическая) кома – это резко выраженные метаболические расстройства, связанные в первую очередь с выраженным ацидозом и кетозом на фоне гипергликемии. Симптомы: общая слабость, тошнота, рвота, боли в животе, за грудиной, мышцах, полиурия меняется на олигурию до развития анурии. Нарастают симптомы постепенно, ребенок заторможенный с последующей потерей сознания, тахикардия, гипотония, кожные покровы сухие и запах ацетона изо рта.

Неотложная помощь: немедленно госпитализировать ребёнка.

Согреть, промыть желудок раствором гидрокарбоната натрия 5% или изотоническим раствором хлорида натрия (небольшую часть раствора оставить в желудке), сделать очистительную клизму с 4 % раствором гидрокарбоната натрия (теплый раствор). Внутривенно - капельно ввести изотонический раствор натрия хлорида из расчета 20 мл/кг массы тела, ККБ, аскорбиновую кислоту, гепарин. Вводится инсулин короткого действия в дозе 0,1 ЕД/кг/ч разведя в 150-300 мл. изотонического раствора натрия хлорида(в первые 6 час. вводим 50% всего объёма жидкости).

2. Гипогликемическая кома – это резкое уменьшение количества сахара в крови, который приводит к снижению усвоения глюкозы клетками головного мозга и его гипоксии. Симптомы: быстрое развитие, ребёнок возбуждён, затем теряет сознание, тахи- или брадикардия, АД нормальное или гипертония, кожа влажная и развиваются судороги .

Неотложная помощь: зависит от тяжести состояния.

Больной в сознании – дать пищу богатую углеводами (сладкий чай, сок, компот, белый хлеб). Больной без сознания – внутривенное струйное введение 20-40 % раствора глюкозы 20-40 мл.; если ребёнок не приходит в сознание через 10-15 мин. то внутривенно капельно вводим 5-10 % раствор глюкозы пока ребёнок не придёт в сознание.



РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:
Ребёнок 9 лет обратился к медсестре школы с жалобами на вялость, сухость кожи, жажду.

У него был заподозрен сахарный диабет, т.к. из анамнеза известно, что его мама больна СД и его направили к врачу. Назначили введение инсулина ежедневное.


Вопросы:

1.Сестринский диагноз.

2.Сформулируйте нарушенные потребности, проблемы ребёнка.

3.Организуйте этапы планирования и реализации СВ по решению проблемы « Незнание ребёнка и родителей правил введения и методики введения инсулина».


Ответ:

1.Сахарный диабет (наследственная предрасположенность – мама больна СД, симптомы - вялость, сухость кожи, жажда).

2.Потребности нарушены:

-адекватное питание (жажда, СД –соблюдение диеты, режим питания с учетом ИЗСД)

-одежда и личная гигиена (сухость кожи, склонность к пиодермии)

-поддержание безопасной среды (присоединение сопутствующих заболеваний)

-общение (вялость связана с нарушением усвоения глюкозы при СД)

-труд, отдых (дозирование и постоянный контроль нагрузки – умственные и физические нагрузки выводят глюкозу).


Проблема:

Незнание ребёнка и его родственников правил введения и методики введения инсулина.

3.Цель СВ:

Ребёнок и его родственники получили знания по правилам введения инсулина, выполняют их.

Ребёнок и его родственники правильно умеют вводить разные виды инсулина.

План СВ:


1.Обеспечить методике введения инсулина:

-показать как набрать необходимую дозу простого инсулина в инсулиновый шприц;

-показать видимое отличие препаратов простого инсулина и пролонгированного действия (простой- прозрачный, пролонгированные –суспензии, которые перед употреблением нужно взболтать);

-показать, как набрать простого и пролонгированного инсулина в инсулиновый шприц для одномоментного введения;

-обучить методике п/к инъекций;

-проверить правильность введение инсулина ребёнком или его родственниками;

2.Рассказать о правилах введения инсулина и необходимости их выполнения:

-перед введением инсулина его согреть до температуры тела (менее болезненна инъекция, предупреждаем поражение п/ж клетчатки);

-инсулин вводить в разные участки тела и глубоко (предупреждаем липодистрофию);

-после введения инсулина ОБЯЗАТЕЛЬНО! Ребёнок должен принять пищу не позже чем через 30 минут;

-доза инсулина изменяется только после консультации эндокринолога (профилактика коматозных состояний).

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ: « Сахарный диабет (СД)»


1.Важнейший этиологический фактор СД у детей:

1.переохлаждение

2.перегревание

3.наследственная отягощенность

4.нарушение диеты

2.Клинические симптомы СД:

1.тахикардия, тремор, экзофтальм;

2.полифагия, полиурия, полидипсия;

3.лихорадка, кашель, одышка

4.отёки, боль в пояснице и при мочеиспускании

3.Полиурия, полифагия, полидипсия – это симптомы:

1.ревматизма

2.СД

3.пиелонефрита



4.анемии

4.Полидипсия – это

1.повышение аппетита

2.понижение аппетита

3.повышенная жажда

4.повышенное потоотделение

5.Полифагия – это

1.повышеный аппетит

2.пониженный аппетит

3.повышенная жажда

4.повышенное потоотделение

6.Полиурия – это

1.повышеный диурез

2.пониженный аппетит

3.повышенная жажда

4.повышенное потоотделение

7.При СД в общем анализе крови наблюдается:

1.гематурия

2.бактериурия

3.гипергликемия

4.глюкозурия

8.Передозировка инсулина при лечении СД ведёт к развитию комы:

1.гипергликемической

2.гипогликемической

3.почечной

4.печёночной


9.Недостаток дозы инсулина при лечении СД ведёт к развитию комы:

1.гипергликемической

2.гипогликемической

3.почечной

4.печёночной

10.К развитию гипергликемической комы может привести всё, кроме:

1.поздняя диагностика СД

2.недостаточная доза инсулина

3.нарушение диеты

4.передозировка инсулина

11.Запах ацетона в выдыхаемом воздухе появляется при коме:

1.гипергликемической

2.гипогликемической

3.почечной

4.печёночной

12.Гликемический и глюкозурический профиль исследуют для диагностики:

1.болезнь Дауна

2.пиелонефрите

3.СД


4.фенилкетонурии

13.При СД назначается диета №:

1. 1

2. 5


3. 7

4. 9


14.При лечении СД у детей из питания исключают:

1.нежирное мясо

2.кефир

3.гречневую крупу



4.конфеты

15.При проведении инсулинотерапии ребёнок должен поесть:

1.за 15 – 20 мин. до инъекции

2.через 15 – 20 мин. после инъекции

3.за 40 мин. до инъекции

4.через 40 мин. после инъекции

16.Неотложная помощь при гипергликемической коме – введение:

1.глюкозы

2.инсулина

3.седуксена

4.адреналина

17. .Неотложная помощь при гипогликемической коме – введение:

1.глюкозы

2.инсулина

3.седуксена

4.адреналина

18.Инсулин необходимо хранить при температуре:

1.от 4 до 6 *

2.от -4 до -6*

3.от 10 до 12*

4.от -10 до -12*

19.Способ введения инсулина ежедневный:

1.внутривенно

2.внутримышечно

3.подкожно

4.внутрикожно

20.При подкожном введении инсулина может развиться:

1.гематома

2.абсцесс

3.липодистрофия

4.отёчность

21.Для гипергликемической комы характерно всё, кроме:

1.сухость кожи и слизистых

2.потливость

3.запах ацетона в выдыхаемом воздухе

4.вялость, сонливость

22. Для гипогликемической комы характерно всё, кроме:

1.сухость кожи и слизистых

2.потливость

3.потеря сознания

4.чувство голода

Эталон ответа:



  1. 3

  2. 2

  3. 2

  4. 3

  5. 1

  6. 1

  7. 3

  8. 2

  9. 1

  10. 4

  11. 1

  12. 3

  13. 4

  14. 4

  15. 2

  16. 2

  17. 1

  18. 1

  19. 3

  20. 3

  21. 2

  22. 1





База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница