Викторина «что? Где? Когда» по теме «лекарственные растения» Цель: знакомство с целебными свойствами некоторых растений. Задачи



Дата29.06.2015
Размер38,7 Kb.

ИГРА ВИКТОРИНА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА»

ПО ТЕМЕ « ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»


Цель: знакомство с целебными свойствами некоторых растений.

Задачи:

  1. Закрепить и пополнить знания учащихся о лекарственных растениях

  2. Воспитывать интерес и любовь к северному краю

  3. Научить заботиться о своем здоровье и близких людей

  4. Развивать умение быстро и логически мыслить

Предварительная работа:

Выставка творческих работ учащихся по данной теме, знакомство команд с материалом о лекарственных растениях.



Реквизиты:

  • Музыкальный центр

  • Компьютер

  • Слайды с изображением растений

  • Сборы лекарственных трав

  • Стол с 10 секторами, в центре юла со стрелкой

ХОД ИГРЫ:

Дети ходят по залу, знакомясь с оформлением. Звучат коми народные мелодии. По окончании ребята рассаживаются по местам. Представление членов жюри.



Ведущий:

Открываем наш «клуб знатоков». Вы заметили, что зал оформлен по одной теме. Давайте дружно назовём нашу тему «Лекарственные растения». А по коми «Бурдöдчан быдмöгъяс».

Напомню правила игры. Вы коллективно обдумываете вопрос, выбираете одного человека, который даст ответ. Для подготовки 9 заданий будет дано по 2 минуты и 1 задание на 5 минут. При правильном ответе звучит музыка, команда получает фишку. Команда, набравшая больше фишек, становится победителем.

Начинаем игру. Внимание, раскручивает волчок представитель одной из команд. Стрелка указала на сектор №… . Показываем № конверта с цифрой.

В конвертах вопросы со следующим содержанием:

Вопрос №1 Вопрос от Пастуховой Ирины. На карте республики найдите растения. Назовите лекарственные. Ребята совещаются 2 минуты, отвечают.

Вопрос №2 Уважаемые знатоки, это письмо из Усть-Ухты от Антонины Каневой. Антонине бабушка рассказывала, что при сборе лекарственных трав следует быть в добром расположении духа. Сборщик целебных трав должен:


  1. Не злословить

  2. Не подвергаться гневу и злобе

  3. Быть спокойным, сдержанным

  4. Быть аккуратным, чистым, ухоженным

  5. Быть милосердным, любящим, сочувствующим

Какова цель непременного соблюдения этих правил? Ответ: лишь при соблюдении этих правил можно надеяться на успех в лечении травами.

Вопрос №3 Уважаемые знатоки, задание «Кот в мешке» нам прислала Клавдия Изъюрова из Малой Перы. В мешочках названия различных растений на коми языке. У каждого из этих растений есть своё целебное свойство. Вам нужно их разделить на 4 столбика. Ответ: кыдз, коз, пожöм, пелысь; öмидз, лежнöг, сэтöр; пув, мырпом, турипув,чöд; бобöнянь, петшöр, вижъюр.

Вопрос №4 Следующий вопрос из Поляны прислал Рочев Валентин. У коми народа есть пословица: «Пывсяныд висигад бальзам моз лöсялö. – Баня для больного всё равно что бальзам.» Какие растения использовали коми в бане в лечебных целях? Ответ: берёзовый веник; веточку рябины и купальницу в берёзовом венике; веники из можжевельника и еловых веток; настои трав лопуха, крапивы, ромашки; и т.д)



Вопрос №5 Задание от жителя Сосногорска Терентьева Серафима музыкальное. Он просит вас внимательно прослушать его любимую песню на слова С.Попова, музыка А.Осипова в исполнении В.Рочева. Какое лекарственное растение упоминается в песне? Назовите на коми и русском языках. Какими целебными свойствами обладает это растение? Ответ: катшасин-ромашка. Применяется в виде настоев и отваров как потогонное, противосудорожное, при болезнях кишечника. Для полосканий при стоматите, ангине, язвах, кожных заболеваниях, для промывания глаз, для мытья головы.

Вопрос №6 Игровое задание из Виса от Галины Сметаниной. При помощи букв слова КАТШАСИН+Р придумайте как можно больше слов.

Вопрос №7 «Чёрный ящик», а у нас «Чуман». Отгадайте что спрятала в чумане жительница села Керки Екатерина Вокуева.

Кöть и курыд, уна бурыс,

Турун быдмö сылöн юрын.

Курччан – синва пычкас друг.

Тайö, дерт жö лоö … .

Ответ: лук.

Познавательный материал представляется старшеклассниками в виде презентации. Лук – овощная культура. Помимо пищевого назначения имеет лекарственное значение. В народной медицине печеный лук прикладывается к нарывам для ускорения созревания. Пропитанную марлю с луковым соком прикладывают на раны, язвы, ожоги, обмороженные участки тела. Эти же тампоны хороши от насморка, призуде кожи, для выведения угрей, веснушек, бородавок. При лечении гриппа вдыхают вещества со свежего разреза репчатого лука в течение 2-3 минут несколько раз в день. Луковица содержит эфирное масло, витамины С И В, сахар, провитамин А.

Вопрос №8 Житель с. Ираель Василий Попов прислал сложное задание. Даны слова с пропущенными гласными буквами. Отгадайте их, как можно назвать одним словом, что это? Карточки висят по всей стене класса: к…шм…н, к…ч…н, св…кл…, к…рт…п…ль, м…рк…в, с…ркн… . Ответ: кушман, кöчан, свеклö, картупель, морков, сёркни. Град выв пуктас.

Вопрос №9 Житель п. Войвож Василиса Истомина в своём письме рассказывает: «В детстве нам мама всегда готовила коми блюдо «Паренча». Попробуйте по названию и рецету рассказать о полезных свойствах этого блюда.

Паренча.


Босьт косьтöм морков либö сёркни. Пукты гырничö, кисьт ва да сюй пачö. Пöжöм бöрти сёян дась.

Как же правильно питались наши предки!



Вопрос №10 на это задание вам дается 5 минут. Индивидуальный предприниматель из Пожни господин Васютов желает, чтобы вы при помощи этой литературы(на стол игрокам даётся книга В.В.Липин, В.В Нагаев Лекарственные растения Севера: Сыктывкар, 1993, с.36, 37.) придумали рекламу болотным ягодам морошка, клюква. Вытягиваем названия ягод на карточках.

Рефлексия: после тяжелой битвы отдохнем. Я хочу узнать довольны ли вы игрой. Под песню «Маръямоль» выявляем, насколько вы удовлетворены, выбираем лучших танцоров. Аттьö!

Перед волнительным моментом несколько вопросов:



  • Чему научила вас игра?

  • Какие новые знания получили?

  • Какая информация для вас оказалась полезной в жизни?

Награждение команд: Слово предоставляем членам жюри.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница