Программа Государственного экзамена учреждения высшего образования по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»



страница1/5
Дата29.06.2015
Размер1,18 Mb.
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе и

Международным связям учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы

народов медицинский университет»

____________________Н.Ю. Коневалова

« » 2015г.



ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Программа Государственного экзамена

учреждения высшего образования по специальности

1-79 01 01 «Лечебное дело»

Витебск, 2015 г.


Программа составлена на основании типового учебного плана по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 01 «Лечебное дело» (регистрационный № L 79-005/ тип.), утвержденным Министерством образования

Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.; типовой учебной программы «Общественное здоровье и здравоохранение» по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 02.11.2011., регистрационный № ТД-L.287 / тип. И учебным планом по специальности 1- 79 01 01 «Лечебное дело»



СОСТАВИТЕЛИ: В.С. Глушанко, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

А.П. Тимофеева, старший преподаватель

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»

06 апреля 2015г. Протокол № 36


Заведующий кафедрой
______________ В.С. Глушанко

Одобрена и рекомендована к утверждению Профильным учебно-методическим Советом лечебного факультета учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»



13.05.2015 г Протокол № 5

Председатель

___________И.В. Городецкая
Программа государственного экзамена разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 01 « Лечебное дело» (ОС РБ 1-79 01 01-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008г.№ 40;

типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 01 « Лечебное дело» (регистрационный №L 79-005/ тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008г.;

на основании письма Министерства образования от 25.10.2001г. №25-04-1/ 864 учебная дисциплина « Социальная гигиена и организация здравоохранения» приведена в соответствие с Номенклатурой специальностей научных работников и получила название «Общественное здоровье и здравоохранение» как наиболее полно отвечающая современному состоянию реформирования здравоохранения и приоритету проблем здоровья населения;

типовой учебной программы «Общественное здоровье и здравоохранение» по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 02.11.2011., регистрационный № ТД-L.287/ тип. И учебным планом по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»;

учебной программы, составленной на основании типовой учебной программы «Общественное здоровье и здравоохранение» для высших учебных заведений по специальности 1-79 01 01, одобренной и рекомендованной к утверждению Центральным учебно-методическим советом Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» 28 декабря 2011г., протокол №10;

правилами проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь 29.05.2012г.,№53 и определяют в соответствии с пунктом 3 статьи 93, пунктом 8 статьи 214 и пунктом 10 статьи 215 Кодекса Республики Беларусь об образовании, а также пунктом 2 статьи 252 и пунктом 2 статьи 235 Кодекса Республики Беларусь;

приказом ректора ВГМУ № 335-уч. от 04.09 2013г. «Об утверждении нормативных документов по организации учебного процесса».



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Законом Республики Беларусь « О высшем образовании» от 11.07.2007г.№252-3, итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по программе высшего профессионального образования в высших учебных заведениях является обязательной.

Итоговая государственная аттестация выпускников включает:



  • государственный экзамен по специальности;

  • защита дипломной работы.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению1-79 01 01 « Лечебное дело».

В последние годы политика в области охраны здоровья населения все более ориентируется на развитие общественного здравоохранения. Проблема создания модели здравоохранения, обеспечивающей высокоэффективную помощь, не требующую больших затрат, актуальна для любого государства, независимо от уровня его экономического развития, что связано с рядом причин. Стремительное развитие современных технологий приводит к соответствующему быстрому повышению стоимости медицинских услуг, что в свою очередь ограничивает доступность специализированной медицинской помощи широким слоям населения. В связи с этим реформирование системы здравоохранения стало характерной чертой развития этой отрасли в Республике Беларусь.

Основными направлениями реформы явились: изменение системы управления, разработка передовых технологий оценки качества здравоохранения с позиций научно-доказательной медицины, тщательный анализ эпидемиологических данных с целью разработки модели принятия решений в здравоохранении, а также ориентация медицинских работников на необходимость внедрения профилактических программ и принципов укрепления здоровья на популяционном уровне.

Миссия общественного здравоохранения состоит в организации профилактики и укрепления здоровья населения, а также в оказании медицинской помощи в случаях, когда профилактика не достигла цели. Обе функции являются частью системы здравоохранения, и они обе необходимы.

Общественное здравоохранение можно определить как управление общественным здоровьем путем профилактических и лечебных мероприятий

с целью укрепления здоровья и продления жизни людей путем организационных усилий всего общества.

В нашей стране к общественному здравоохранению можно отнести: первичную медико-санитарную помощь, санитарно-эпидемиологическую службу, центр здоровья, ведомства народного хозяйства и общественные организации, влияющие на формирование здоровья населения, различные объединения граждан. Эти структуры относительно самостоятельны и, как правило, не подчинены и не взаимодействуют друг с другом.

Политика «Здоровье для всех в XXI веке», разработанная под эгидой ВОЗ и принятая за основу развития охраны здоровья многими государствами, строится на межведомственном сотрудничестве, что является одной из основных составляющих этой политики.

Общественное здравоохранение является одним из актуальных направлений развития здравоохранения в будущем. Совершенствование процессов развития общественного здравоохранения будет способствовать оздоровлению населения и развитию финансовой базы отрасли, повышению социальной защищенности граждан, их психологической и материальной заинтересованности в охране и укреплении собственного здоровья.

Вопросы подготовки кадров являются ключевыми в укреплении системы здравоохранения. Укрепление системы здравоохранения и развития человеческих ресурсов является одним из основных приоритетов государства.

Итоговая аттестация проводится для определения соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ высшего образования при завершении освоения содержания образовательных программ высшего образовании.

По результатам итоговой государственной аттестации выпускников Государственная аттестационная комиссия принимает решение о присвоении квалификации по специальности и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании.

Экзаменующийся должен знать:


  • законодательство Республики Беларусь в области здравоохранения,

  • направления стратегического развития здравоохранения;

  • направления деятельности Всемирной организации здравоохранения и других международных организаций в охране здоровья населения и международном сотрудничестве в области здравоохранения;

  • организационные принципы национальной системы здравоохранения;

  • основы менеджмента и применения автоматизированных систем управления в здравоохранении;

  • основы организации планово-экономической и финансовой деятельности учреждений и ценообразования в здравоохранении, формы предпринимательской деятельности.

Владеть навыками:

  • оформления медицинской и организационно-распорядительной документации организаций здравоохранения;

  • вычисления с использованием компьютерных технологий относительных показателей и средних величин, достоверности статистических показателей;

  • расчета и анализа показателей здоровья населения, деятельности организаций здравоохранения различных типов, развития здравоохранения административной территории;

  • оценки экономической эффективности лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения основной целью учебного процесса определила подготовку врача-специалиста, отвечающего инновационным запросам современного общества. Особая значимость в этой связи придается формированию высокого профессионального уровня студентов-медиков в вопросах реализации демографической политики.

Подготовка обучающихся к сдаче государственного экзамена по общественному здоровью и здравоохранению при освоении содержания образовательной программы высшего образования I ступени предусматривает чтение обзорных лекций и групповые консультации по учебной дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение».

В цикле освоения знаний по общественному здоровью и здравоохранению изучается вся система государственных и общественных мероприятий Республики Беларусь, направленных на предупреждение заболеваний, гармоничное развитие физических и духовных сил, формирование здорового образа жизни, сохранение работоспособности и долголетия человека.

Преподается общественное здоровье и здравоохранение как предмет научной и практической деятельности, углубленно изучается методика санитарно-статистических исследований, экспертиза нетрудоспособности и медицинской реабилитации, основы организации лечебно-профилактической помощи отдельным группам населения с акцентом на охрану здоровья матери и ребенка, вопросы планирования, финансирования и экономики здравоохранения.

Особое значение придается формированию высокого профессионального уровня у студентов по формированию знаний систем управления качеством медицинской помощи, включающую стандартизацию медицинских технологий, отработку разноуровневой системы контроля и экспертизы качества медицинской помощи, обеспечение дифференцированной (по уровню качества) оплаты труда медицинского персонала.

Задачей практических занятий является обучение методике статистического исследования с использованием персонального компьютера, анализ показателей здоровья населения, изучение учетно-отчетной документации, директивных документов, расчет показателей деятельности лечебно-практических учреждений.

Большое значение придается самостоятельной работе студентов.

Разбор типовых заданий и индивидуальная работа студентов позволяет им закрепить полученные знания и умения по анализу и оценке основных показателей, характеризующих деятельность организаций здравоохранения, и разработать предложения управленческого характера по совершенствованию различных сторон деятельности врача и организаций здравоохранения, с учетом конкретно складывающихся условий.

В период прохождения производственной практики в качестве помощника врача студенты:


  • знакомятся со структурой организаций здравоохранения;

  • изучают профилактический принцип здравоохранения;

  • принимают участие в работе врачебно-консультативной и медико-реабилитационной комиссиях;

  • изучают медицинскую документацию, ее ведение, правила оформления;

  • анализируют и оценивают деятельность медицинских организаций;

  • формируют предложения управленческого характера по совершенствованию различных сторон их деятельности с учетом конкретно складывающихся ситуаций.


Цель программы: закрепить знания и умения по общественному здоровью и организации медицинской помощи населению.

Задачи программы состоят в получении студентами академической компетенции, основа которой заключается в способности к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания.

Научить студентов:

  • принципам государственной политики в области охраны здоровья населения;

  • исследовать проблемы народонаселения и их связь с общественным здравоохранением;

  • исследовать социальную, экономическую и медицинскую значимость здравоохранения и разрабатывать рациональные пути ее развития;

  • анализировать информацию о здоровье населения и деятельности медицинских организаций и использовать ее в разработке управленческих решений для повышения качества и эффективности медико-профилактической помощи;

  • основам управленческой деятельности, планировании, экономики и финансирования в здравоохранении;

  • принципам организации медицинской помощи населению;

  • основам медицинской статистики; показателям здоровья населения;

  • вопросам профилактики общественного здоровья;

  • разработке научных прогнозов в области охраны здоровья населения.

Экзаменуемый при сдаче экзамена по общественному здоровью и здравоохранению должен знать и уметь объяснить:



  • Теоретические основы и организационные принципы общественного здоровья и здравоохранения, основные этапы исторического развития отечественной и мировой медицины и здравоохранения;

  • Основы законодательства Республики Беларусь о здравоохранении;

  • Основы и методы медицинской статистики, применение ее в медико-биологических, клинических и гигиенических исследованиях;

  • Методологию изучения показателей общественного здоровья, их медико-социальное значение;

  • Основы организации лечебно-профилактической помощи населению;

  • Современные требования и организационные формы диспансеризации населения;

  • Эпидемиологию и медико-социальное значение важнейших неинфекционных патологий.


ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Государственный экзамен по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение для специальности 1-79 01 01 Лечебное дело организуются в соответствии с Правилами проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования Республики Беларусь, утвержденными Постановлением Министерства Образования Республики Беларусь от 29.05.2012 г. №53.

Формами итоговой аттестации обучающихся в соответствии со статьей 215 Кодекса Республики Беларусь об образовании являются: государственный экзамен либо государственный экзамен и защита дипломной работы. В соответствии с приказом ректора университета № 385 − уч от 04.09.2013г «Об утверждении нормативных документов по организации учебного процесса», утвердившего «Правила проведения аттестации студентов при освоении содержания образовательной программы высшего образования I ступени, итоговая аттестация студентов проводится на государственном экзамене на основании контроля знаний и умений на трех этапах: практические навыки, компьютерный тестовый контроль, устное собеседование с оценкой по 10-ти балльной шкале.

Государственный экзамен носит комплексный, системный, междисциплинарный характер и ориентирован на выявление у выпускников общепрофессиональных специальных знаний и умений.

Государственный экзамен проводится в устной форме по экзаменационным билетам, составленным выпускающейся кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, в соответствии с программой государственного экзамена. Билеты подписываются заведующим кафедрой, утверждаются ректором университета.

Количество комплектов экзаменационных билетов соответствует количеству учебных групп, число билетов превышает число обучающихся в учебной группе с максимальной численностью. Повторное использование экзаменационных билетов не допускается.



СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА

Вопросы экзаменационного билета по общественному здоровью и здравоохранению отражают содержание настоящей программы государственного экзамена по специальности 1-79 01 01 « Лечебное дело».

Экзаменационный билет содержит три теоретических вопроса и ситуационную задачу по медицинской статистике или экспертизе временной нетрудоспособности, или расчет показателей общественного здоровья и здравоохранения.

Вопросы соответствуют разделам программы:

- Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение».

- Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования.

- Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы.

- Охрана здоровья населения.

- Современные проблемы профилактики.

- Основы управления, планирования, экономики и финансирования здравоохранения.


перечень вопросов ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Общественное здоровье и методы его изучения
1.Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение».

1.1.Общественное здоровье и здравоохранение как наука о закономерностях общественного здоровья.

1.2.Воздействие социальных условий, факторов внешней среды и образа жизни на здоровье.

1.3. Общественное здоровье, современные тенденции. Региональные особенности. Здравоохранение. Его современные формы. Организационные принципы национальной системы здравоохранения Беларуси.

1.3. Обеспечение прав граждан Республики Беларусь на доступное медицинское обслуживание.

1.4. Основы законодательства Республики Беларусь о здравоохранении.

1.5. Международное сотрудничество в области здравоохранения.

1.6.Всемирная организация здравоохранения ( ВОЗ), ее структура, основные направления деятельности.



2.Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования.

2.1.Статистика, определение. Использование методов статистики в медико-биологических и медико-социальных исследованиях, деятельности службы государственного санитарного надзора.

2.2.Организация статистического исследования.

2.3.Графические изображения в медицине, требования, предъявляемые к оформлению диаграмм.

2.4.Относительные величины, определение, способ вычисления, область применения.

2.5.Динамические ряды, определение, типы.

2.6.Средние величины. Методы расчета средних величин.

2.7.Оценка достоверности результатов статистического исследования.

2.8.Корреляционный анализ. Связи между явлениями.

3.Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы.

3.1.Демография, медико-социальные аспекты.

3.2.Методика вычисления и анализ демографических показателей.

3.3.Заболеваемость и инвалидность населения.

3.4.методы изучения заболеваемости.

4.Охрана здоровья населения.

4.1.Первичная медицинская помощь.

4.2.Организация медицинской помощи в стационарных условиях. Специализированная медицинская помощь.

4.3.Городская поликлиника. Детская поликлиника.

4.4.Городская больница. Детская больница.

4.5.Охрана здоровья женщины и ребенка в Республике Беларусь.

4.6.Организация скорой (неотложной) медицинской помощи.

4.7.Организация акушерско-гинекологической помощи женщинам.

4.8.Организация деятельности службы государственного санитарного надзора в Республике Беларусь.

4.9.Организация медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности.

4.10.Организация экспертизы временной нетрудоспособности.

4.11.Организация медико-социальной экспертизы.



5.Современные проблемы профилактики.

5.1.Профилактика. Программы профилактики.

5.2.Содержание работы врача-специалиста по формированию здорового образа жизни.

6.Основы управления, планирования, экономики и финансирования здравоохранения.

6.1.Управление здравоохранением.

6.2.Планирование здравоохранения.

6.3.Экономика и финансирование здравоохранения.

6.4.анализ деятельности организаций здравоохранения на основе модели конечных результатов.

6.5.Расчет экономического эффекта от снижения заболеваемости.

6.6.Законодательные акты в системе здравоохранения.

6.7.Нормы и нормативы в здравоохранении.

6.8.планирование деятельности организаций здравоохранения.

6.9.Территориальные программы государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием граждан.

6.10.Финансирование организаций здравоохранения. Смета организаций здравоохранения.

6.11.Управление деятельностью организаций здравоохранения. Автоматизированные системы управления в здравоохранении.


ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»


  1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания. Определение, цели, задачи, разделы дисциплины. Ее значение и роль в практической деятельности врачей, организаций и органов здравоохранения.

  2. Основные направления развития системы здравоохранения на современном этапе. Государственная политика (принципы) в области охраны здоровья населения.

  3. Территориальные программы государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием граждан. Их структура. Государственные социальные минимальные стандарты. Среднереспубликанские нормативы объемов медицинской помощи.

  4. Закон Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь». Государственная социальная политика в отношении семьи.

  5. Социальная и медицинская профилактика. Пути практической реализации профилактического направления здравоохранения.

  6. "Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 года", утвержденная Указом Президента № 136 от 11.04.2011 года. Цель, задачи и содержание подпрограмм.

  7. Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения: социально-гигиенический, исторический, статистический, социологический, экономический, метод экспертных оценок, метод организационного эксперимента: их значение и практическое применение.

  8. Врачебная этика и медицинская деонтология. Их роль в деятельности врача. Кодекс врачебной этики. Клятва Гиппократа. Клятва врача Республики Беларусь.

  9. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), ее структура, основные задачи и направления деятельности. Программа ВОЗ – "Здоровье для всех в ХХI веке". Участие Республики Беларусь в деятельности ВОЗ.

  10. Основные направления и формы международного сотрудничества Республики Беларусь в области здравоохранения, образования и медицинской науки. Система до- и последипломной подготовки врачей, провизоров, фармацевтов и средних медицинских работников.

  11. Статистика, определение, виды и ее методологические особенности. Медицинская статистика, ее значение для медицины и здравоохранения.

  12. Статистическая совокупность и ее групповые свойства. Репрезентативность выборочной статистической совокупности.

  13. Организация статистического исследования состояния здоровья населения, этапы и их содержание.

  14. Вариационный ряд и его характеристики. Учетные признаки, их виды. Группировка признаков, виды группировок, их применение в медицине и здравоохранении.

  15. Распределение признака. Критерии, определяющие разнообразие признака в статистической совокупности.

  16. Сводка материала. Виды статистических таблиц и порядок их заполнения.

  17. Относительные величины в медицинской статистике. Их назначение и применение в деятельности врачей. Графическое изображение относительных величин.

  18. Экстенсивные показатели: определение, способ вычисления, графическое отображение, значение и применение в практике здравоохранения.

  19. Интенсивные показатели: определение, способ вычисления, графическое отображение, значение и применение в практике здравоохранения.

  20. Динамические ряды, методики выравнивания и анализа динамического ряда. Применение динамических рядов во врачебной деятельности.

  21. Достоверность результатов исследования. Оценка достоверности разности различий относительных и средних величин, ее практическая значимость.

  22. Измерение связи между явлениями в медицинских исследованиях. Корреляция, регрессия, их применение в практической деятельности врача.

  23. Здоровье населения, определение и методы его изучения. Ведущие группы факторов, влияющие на состояние здоровья населения.

  24. Группы показателей для оценки состояния здоровья населения. Методики расчета и анализа.

  25. Демография, ее медико-социальные аспекты. Значение медико-демографических показателей для характеристики состояния здоровья населения и системы здравоохранения. Современные тенденции медико-демографических процессов.

  26. Статика населения: определение, методы изучения, перепись населения и ее значение для изучения статики и динамики населения.

  27. Изменения в численности, составе и возрастно-половой структуре населения в Республике Беларусь и в других странах мира. Типы возрастных структур населения и их оценка. Проблема постарения населения.

  28. Динамика населения: механическое и естественное движение населения. Методы их изучения и анализа.

  29. Методика регистрации, расчета, оценки и анализа рождаемости. Процессы воспроизводства населения в Беларуси и других странах мира. Общие и повозрастные коэффициенты фертильности (плодовитости). Роль врачей в анализе рождаемости.

  30. Методика регистрации, расчета, оценки и анализа общей смертности. Уровни общей смертности в Республике Беларусь и других странах мира. Средняя ожидаемая продолжительность жизни. Повозрастная смертность.

  31. Показатели, характеризующие семейное состояние и процессы воспроизводства населения. Их связь с социально-экономическим развитием общества в различных странах мира.

  32. Статистика смертности детского населения. Младенческая смертность, ее особенности и причины. Показатели, характеризующие смертность детского населения. Уровни в Беларуси и других странах мира. Смертность новорожденных (неонатальная смертность).

  33. Перинатальная смертность и ее причины. Методика расчета и меры по снижению перинатальной смертности. Уровни в Беларуси. Досуточная летальность.

  34. Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (МКБ-10). Номенклатура болезней. Особенности ее построения, значение и использование в практической деятельности врача. Учет и отчетность в системе здравоохранения.

  35. Заболеваемость населения, ее виды и методы изучения. Показатели, характеризующие заболеваемость населения. Учетная медицинская документация. Методика изучения и анализа показателей заболеваемости. Уровни в Республике Беларусь.

  36. Определение и вычисление основных показателей заболеваемости населения.

  37. Эпидемиология как наука, ее разделы и направления практической реализации.

  38. Заболеваемость населения по данным обращаемости за медицинской помощью и медицинских осмотров. Учетная медицинская документация. Методика изучения и анализа заболеваемости.

  39. Заболеваемость по данным о причинах смерти. Учетная медицинская документация. Методика изучения и анализа заболеваемости.

  40. Показатели заболеваемости госпитализированных пациентов. Учетная медицинская документация. Методика изучения и анализа заболеваемости.

  41. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ). Учетная медицинская документация. Методика изучения и анализа ЗВУТ. Уровни в Республике Беларусь.

  42. Углубленное изучение заболеваемости по контингентам пациентов. Методика полицевого учета, изучения и анализа заболеваемости. Группа часто и длительно болеющих пациентов.

  43. Инвалидность. Определение понятия инвалидности. Группы инвалидности, причины инвалидности. Основные положения «Инструкции о порядке и критериях: определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение пенсий на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет и степени утраты их здоровья» (Постановление МЗ РБ от 25.10.2007 г. № 97). Методика изучения и анализа инвалидности. Уровни в Республике Беларусь.

  44. Летальность. Методика изучения и анализ летальности. Значение для практической деятельности врача и организаций здравоохранения. Уровни в Республике Беларусь.

  45. Метод стандартизации, его научно-практическое назначение. Методики вычисления и анализ стандартизованных показателей.

  46. Физическое развитие как один из критериев определения состояния здоровья населения и признаки. Признаки, характеризующие физическое развитие. Изучение и оценка физического развития населения.

  47. Источники изучения физического развития, значение для практического здравоохранения. Акселерация как социально-гигиеническая и медико-биологическая проблема.

  48. Государственное социальное страхование, его сущность. Виды пособий по социальному страхованию и социальному обеспечению. Закон Президента РБ от 16.01.2009 г. № 40 «О фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (нац. реестр №1/10419 от 19.01.2009).

  49. Врачебная экспертиза временной нетрудоспособности. Задачи экспертизы временной нетрудоспособности в организациях здравоохранения. Медицинские документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность и порядок их выдачи.

  50. Основные положения «Инструкции о порядке выдачи листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности», утвержденной Постановлением МЗ РБ и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 9 июля 2002 г. № 52/97; от 29 августа 2011 г. № 89/84.

  51. Основные положения «Инструкции по заполнению листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности», утвержденной Постановлением МЗ РБ и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 9 июля 2002 г. № 52/97; от 29 августа 2011 г. № 89/84.

  52. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» в редакции Закона Республики Беларусь от 20.06.2008 №363-3 «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О здравоохранении» (нац. реестр правовых актов 07-07 2008 №159 рег. №2/1460 от 27.06.2008).

  53. Номенклатура организаций здравоохранения.

  54. Положение об экспертизе временной нетрудоспособности (ЭВН) и организации реабилитации в организациях здравоохранения. Обязанности лечащего врача, заведующего отделением и заместителя главного врача по медицинской реабилитации и экспертизе.

  55. Медико-социальная экспертиза стойкой утраты трудоспособности. Медико-реабилитационная экспертная комиссия (МРЭК), ее задачи и функции. «Положение о МРЭК», утвержденное постановлением МЗ РБ от 16.10.2007 г., № 1341.

  56. Виды МРЭК. Состав областных, районных, межрайонных, городских и специализированных МРЭК. Организация работы, права и обязанности. Порядок направления на МРЭК и осмотра граждан.

  57. Врачебно-консультационная комиссия по вопросам медицинской реабилитации и экспертизы трудоспособности (ВКК), задачи и функции. Организация работы и функции ВКК.

  58. Номенклатура организаций здравоохранения. Виды, формы и условия оказания медицинской помощи, лечебно-профилактической и санитарно-эпидемиологической помощи населению. Организация специализированной медицинской помощи.

  59. Оценка работы врачей и деятельности организаций здравоохранения их подразделений по конечному (конкретному) результату. Модель конечных результатов (МКР), показатели результативности и дефектов.

  60. Группы показателей, характеризующих деятельность организаций здравоохранения. Система управления качеством медицинской помощи населению в организациях здравоохранения.

  61. Современные основы организации амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению городов. Представление об амбулаторно-поликлинических организациях здравоохранения. Номенклатура амбулаторно-поликлинических организаций.

  62. Функция плановой врачебной должности. Расчет потребности в амбулаторно-поликлинической помощи.

  63. Задачи и функции городской поликлиники. Структура, особенности и принципы работы поликлиники. Представление о первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).

  64. Принципы и особенности работы поликлиники. Категории поликлиники. Участково-территориальный принцип медицинского обслуживания населения в поликлинике.

  65. Обязанности врача-терапевта территориального участка и медицинской сестры.

  66. Регистратура поликлиники и ее задачи. Потоки пациентов, задачи и цели их регулирования. Организация приема пациентов, мероприятия по оптимизации нагрузки врачебного приема. Медицинская документация поликлиники.

  67. Задачи кабинета медицинской статистики. Модель конечных результатов (МКР) для территориальной поликлиники, показатели результативности и дефектов.

  68. Профилактическое направление здравоохранения. Диспансерный метод и его сущность. Виды диспансеризации населения и их краткая характеристика. Типы диспансеров.

  69. Диспансеры. Общие задачи диспансеров. Организация их работы. Порядок организации диспансерного наблюдения в городской и сельской местности.

  70. Постановление МЗ РБ от 01.06.2011 г. № 51 «О порядке организации диспансерного наблюдения взрослого населения Республики Беларусь».

  71. Структура и функции отделения профилактики поликлиники. Конечные результаты оздоровления диспансеризуемых лиц. Профосмотры. Приказ МЗ РБ № 53 от 29.01.2008 г. «Об организации работы отделения профилактики поликлиники».

  72. Специальная диспансеризация граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Группы первичного учета, периодичность, объем и порядок диспансерного наблюдения. Постановления МЗ РБ № 28 от 16.03.2010 г. «О порядке организации диспансерного обследования граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

  73. Отделение медицинской реабилитации поликлиники. Его структура, организация работы, задачи и функции. Закон РБ от 23.06.2008 г. № 422-3 «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов». Областной диспансер спортивной медицины.

  74. Отделение медицинской реабилитации стационара. Порядок госпитализации, структура отделения, задачи и функции. Обязанности заведующего отделением медицинской реабилитации.

  75. Стационарозаменяющие технологии в здравоохранении. Отделения дневного пребывания. Их предназначение и организация работы. Представление о ресурсосберегающих технологиях.

  76. Виды и формы санитарно-противоэпидемической и профилактической работы поликлиники. Её связь с Центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Взаимосвязь ЦГЭ и ОЗ с медучреждениями и другими организациями.

  77. Организация контроля и оценка качества профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и оздоровления пациентов в поликлинике. Система контроля качества.

  78. Преемственность в деятельности организаций здравоохранения. Формы взаимосвязи между поликлиническим и стационарным обслуживанием пациентов. Функции заведующего терапевтическим отделением поликлиники.

  79. Организация скорой медицинской помощи (СМП) населению. Модель конечных результатов (МКР) для службы СМП, показатели результативности и дефектов. Документация службы СМП.

  80. Станция скорой медицинской помощи (ССМП), задачи и организация работы. Права и обязанности выездного врача ССМП. Модель конечных результатов (МКР) для службы СМП, показатели результативности и дефектов.

  81. Городская больница, ее структура, функции и управление. Структура, документация и функции приемного отделения. Порядок поступления и выписки пациентов. Показатели, характеризующие качество медицинской помощи в стационаре.

  82. Стандарты качества (СК). Клинические протоколы диагностики и лечения. Методика контроля качества и оценки эффективности работы организаций здравоохранения. Коэффициент достижения результата (КДР) и его практическое применение.

  83. Организация лечебно-диагностического процесса в больничных организациях. Функции заведующего отделением. Меры по эффективному использованию коечного фонда.

  84. Функции и организация труда врача-ординатора больницы. Учетные формы медицинской документации в стационаре. Показатели деятельности и модель конечных результатов (МКР) для стационара больницы.

  85. Медицинская сестра отделения больницы. Ее участие в соблюдении больничного режима, в лечении и уходе за пациентами. Функции старшей и палатной медицинских сестер отделения. График работы и организация труда.

  86. Организация патологоанатомической службы, ее структура и функции.

  87. Лечебно-охранительный и санитарно-эпидемиологический режим больницы. Правила внутреннего распорядка. Компоненты профилактики внутрибольничных инфекций (ВБИ). Организация лечебного питания (диетотерапия).

  88. Организация стоматологической помощи населению. Стоматологическая поликлиника, структура и функции.

  89. Организация санаторно-курортного лечения и оздоровления населения. Порядок направления пациентов на санаторно-курортное лечение.

  90. Система охраны здоровья сельского населения. Основы организации и особенности медицинского обслуживания сельского населения. Больницы сестринского ухода. Хосписы.

  91. Областная больница. Задачи, структура и функции. Роль областной больницы в оказании медицинской помощи сельскому населению. Организационно-методический отдел. Перспективы развития сельского здравоохранения.

  92. Консультативная поликлиника, ее структура и функции. Роль консультативной поликлиники в оказании медицинской помощи сельскому населению. Порядок направления пациентов в консультативную поликлинику и оказания им консультативной медицинской помощи.

  93. Роль оргметодкабинета в организации здравоохранения района и оказании медицинской помощи сельскому населению. Организация и порядок работы выездной врачебной бригады.

  94. Экономические показатели, характеризующие деятельность ЦРБ и организационно-методические мероприятия по улучшению медицинской помощи населению района обслуживания. Функции межрайонного специализированного лечебно-профилактического отделения.

  95. Планирование в здравоохранении. Комплексный план ЦРБ. Этапы перспективного планирования.

  96. Территориальные технологические уровни оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению.

  97. Сельские врачебные амбулатории, амбулатории врача общей практики (АВОП) и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), сельские участковые больницы. Содержание их работы и роль в организации и приближении медицинской помощи к сельскому населению.

  98. Организация медико-санитарной помощи рабочим промышленных предприятий, строительства и транспорта. Медико-санитарная часть (МСЧ), ее структура, задачи и функции.

  99. Цеховой врач-терапевт, его функции и разделы плана работы. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работающих, занятых во вредных и опасных условиях труда.

  100. Задачи и функции врачебного и фельдшерского здравпунктов на промышленном предприятии.

  101. Эпидемиология профессиональных болезней, их профилактика и организация медицинской помощи. Содержание единого комплексного плана оздоровительных мероприятий на промышленном предприятии.

  102. Охрана здоровья матери и ребенка. Основы организации акушерско-гинекологической помощи. История развития акушерско-гинекологической помощи. Этапы оказания акушерско-гинекологической помощи женщинам и лечебно-профилактического обслуживания детей.

  103. Структура и организация работы женской консультации, задачи и принципы работы. Показатели, характеризующие качество медицинской помощи в женской консультации. Модель конечных результатов (МКР) для женской консультации, показатели результативности и дефектов.

  104. Акушерско-терапевтическо-педиатрические комплексы (АТПК). Группы резерва рождаемости.

  105. Диспансеризация беременных и родильниц. Группы диспансерного наблюдения. Группы риска акушерской перинатальной патологии. Медицинская документация. Организация работы участкового врача акушер-гинеколога, функции и показатели, характеризующие качество медицинской помощи. МКР для акушерско-гинекологического участка.

  106. Перинатальная охрана плода. Физиопсихопрофилактическая подготовка к родам. Материнская смертность и ее причины. Методика расчета.

  107. Основные задачи родильного дома. Стационар родильного дома, его структура, оснащение и функции. Медицинская документация. Санитарно-гигиенический режим роддома. Модель конечных результатов (МКР) для родильного дома, показатели результативности и дефектов.

  108. Организация амбулаторной и стационарной гинекологической помощи. Модель конечных результатов (МКР) для гинекологического стационара, показатели результативности и дефектов.

  109. Законодательство по охране здоровья матери и ребенка. Помощь женщинам в связи с беременностью и родами. Аборт как социально-гигиеническая проблема. Профилактика абортов.

  110. Мероприятия по борьбе с внутрибольничными инфекциями (ВБИ). Требования к организации работы приемных отделений родильных домов, инфекционных и детских больниц.

  111. Лечебно-профилактическая помощь детям. Сеть организаций здравоохранения, в которых оказывается медицинская помощь детскому населению. Детская поликлиника. Ее структура и функции. Роль регистратуры в работе детской поликлиники.

  112. Принципы и основные направления работы детской поликлиники, основные направления деятельности, принципы и особенности труда медперсонала. Гарантии и льготы семьям, имеющим детей. Связь детской поликлиники с женской консультацией и родильным домом. Учетная медицинская документация детской поликлиники.

  113. Права и обязанности участкового врача-педиатра и медицинской сестры. Организация лечения детей на дому. Модель конечных результатов (МКР) для детской поликлиники и участкового педиатра, показатели результативности и дефектов.

  114. Организация медицинского обслуживания детей в яслях-садах и школах. Взаимосвязь участковой и специализированной служб в ходе диспансеризации детей. Функции школьного врача и медицинской сестры.

  115. Детская больница, ее структура и функции. Модель конечных результатов (МКР) для стационара детского профиля, показатели результативности и дефектов.

  116. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Профосмотры. Группы здоровья. Диспансеризация здоровых и пациентов детей.

  117. Функции врача-педиатра подросткового кабинета. Постановление МЗРБ от 11.08.2004 г. № 32 «Об утверждении инструкции об организации оказания медицинской помощи подросткам в возрасте 15-17 лет».

  118. Организация санитарно-эпидемиологической службы. Центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Задачи, структура и функции. Структура санитарно-эпидемиологической службы государства. Постановление Совета Министров «О государственном санитарном надзоре» (№1546 от 17.11.2006 г).

  119. Подразделения Центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Содержание работы санитарно-гигиенического и эпидемиологического отделов. Содержание организационно-методической работы. Структура комплексного плана работы.

  120. Права главных государственных санитарных врачей. Обязанности должностных лиц ЦГЭ и ОЗ. Виды административно-правовых документов. Взаимосвязь ЦГЭ и ОЗ с лечебно-профилактическими и другими организациями. Качественные показатели деятельности.

  121. Закон РБ "О санитарно-эпидемическом благополучии населения", № 340-3 от 07.01.2012 г.

  122. Предупредительный санитарный надзор при проектировании, строительстве и реконструкции; по охране атмосферного воздуха, водоемов, водоснабжения и почвы; при установлении санитарно-гигиенических норм и правил. Текущий санитарный надзор.

  123. Образ жизни и здоровье населения. Медико-гигиеническое обучение населения и формирование здорового образа жизни. Служба формирования здорового образа жизни и здоровья населения.

  124. Организация медико-гигиенического воспитания населения. Методы и средства медико-гигиенического обучения и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ). Основные направления деятельности Центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья по формированию ЗОЖ. Актуальные аспекты формирования ЗОЖ.

  125. Категории, характеризующие образ жизни. Субъекты и объекты пропаганды ЗОЖ. Методы и средства медико-гигиенического обучения и воспитания. Особенности медико-гигиенического обучения и воспитания в деятельности врачей организаций здравоохранения.

  126. Социально-гигиенические проблемы экологии. Комплекс медико-социальных мер по оздоровлению среды обитания. Урбанизация как медико-социальная проблема.

  127. Современные социально-гигиенические проблемы заболеваемости. Эпидемиология важнейших острых и хронических заболеваний, их профилактика и организация медицинской помощи.

  128. Эпидемиология инфекционных болезней и ВИЧ/СПИД. Учетная медицинская документация. Методика изучения и анализа инфекционной заболеваемости. Профилактика ВИЧ/СПИДа.

  129. Эпидемиология венерических болезней, кожных и грибковых заболеваний, их профилактика и организация медицинской помощи. Структура и функции дерматовенерологического диспансера.

  130. Эпидемиология туберкулеза и заболеваний органов дыхания, их профилактика и организация медицинской помощи. Структура и функции противотуберкулезного диспансера.

  131. Эпидемиология болезней системы кровообращения. Профилактика и организация кардиологической помощи. Медико-социальная значимость болезней системы кровообращения.

  132. Эпидемиология онкозаболеваний. Формирование онконастороженности и организация онкологической помощи. Онкологический диспансер.

  133. Эпидемиология нервно-психических заболеваний, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий. Их профилактика и организация медицинской помощи. Структура и функции психоневрологического диспансера. Алкоголизм, наркомания и токсикомания как социально-гигиенические проблемы.

  134. Травматизм как социально-гигиеническая проблема. Эпидемиология, профилактика и организация травматологической и ортопедической помощи.

  135. Труд, быт, отдых и питание как социально-гигиенические проблемы современности. Роль организаций здравоохранения в решении вопросов трудоустройства по медицинским показаниям, в организации рационального питания и формировании здорового образа жизни.

  136. Обеспечение населения и организаций здравоохранения лекарственными средствами. Закон Республики Беларусь №161-3 от 20.07.2006 г. «О лекарственных средствах» (с изменениями и дополнениями от 5 августа 2008 г. №423– 3 нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 № 196, 2/1525).

  137. Здравоохранение за рубежом. Характеристика современных систем развития здравоохранения. Системы оплата труда врачей. Перспективы совершенствования здравоохранения.

  138. Основы страховой медицины. Виды страхования. Цели и задачи страховой медицины. Формы страхования, финансовые фонды. Основные субъекты медицинского страхования.

  139. Добровольное медицинское страхование (ДМС). Принципы и виды ДМС. Правила и порядок ДМС. Порядок расчетов и средств, получаемых от страховых компаний.

  140. Проблемы управления здравоохранением на данном этапе социально-экономического развития общества. Место здравоохранения в общей системе государственных органов управления.

  141. Современные механизмы хозяйствования в системе здравоохранения. Понятие о менеджменте и маркетинге в здравоохранении.

  142. Виды, методы и уровни управления здравоохранением. Содержание процесса управления. Управленческий цикл: цель, информация, анализ, решение, контроль. Виды управленческих документов и компоненты управления.

  143. Автоматизированные информационные системы управления (АИС) в медицине и здравоохранении. Цель, задачи, объекты информатизации. Информационно-технологические формы: база данных, регистры пациентов, системы управления отраслью.

  144. Этапы создания АИС в организациях здравоохранения. Требования, предъявляемые к информационному обеспечению. Оценка потребностей в технических средствах, ожидаемые выгоды.

  145. Новые информационные технологии в здравоохранении.

  146. Экономика здравоохранения. Основные направления и задачи экономики здравоохранения. Экономические категории. Экономические отношения в системе здравоохранения. Методы измерения и анализа экономического ущерба от заболеваний.

  147. Ресурсы в здравоохранении. Понятие о макро- и микроэкономике в здравоохранении.

  148. Методы изучения социальной, экономической и медицинской эффективности здравоохранения. Медицинская услуга как товар. Признаки, характеризующие рынок медицинских услуг. Экономический анализ деятельности организаций здравоохранения.

  149. Ценообразование в здравоохранении. Структура цены. Плановая калькуляция расчета тарифов на платные медицинские услуги. Функции цены медицинской услуги.

  150. Планирование здравоохранения. Цели, виды и методы планирования. Основные разделы плана здравоохранения. Методики планирования стационарной помощи населению и амбулаторно-поликлинической сети.

  151. Финансирование здравоохранения в условиях перехода к рыночным отношениям. Бюджетная классификация. Структура сметы расходов. Содержание фондов материального поощрения и развития организаций здравоохранения. Система оплаты труда медицинских работников.

  152. Тенденции изменения финансирования здравоохранения. Функции цены медицинской услуги. Бюджет и его виды. Основная финансовая документация. Особенности финансирования амбулаторно-поликлинических и стационарных организаций здравоохранения.

  153. Источники формирования бюджета здравоохранения. Понятие о внутреннем валовом продукте (ВВП) и бюджете прожиточного минимума (БПМ).

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница