Типовые экзаменационные варианты под редакцией и. П. Цыбулько



Скачать 342,35 Kb.
Дата25.08.2015
Размер342,35 Kb.

ФИЛИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ








я














шт

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

РУССКИЙ язык

ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ

ПОД РЕДАКЦИЕЙ

И. П. ЦЫБУЛЬКО




®4РИАНТ0в



НовЛЯ ДЕМОВЕРС**

ИЗДАТЕЛЬСТВО

национальное образование

Москва 2015


УДК 373.167.1:811.161.1*9/11 ББК 81.2 Рус я 721 Б 31

Издание подготовлено при содействии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)

Авторский коллектив: И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, О.М. Крайник, В.В. Львов, Н.В. Соколова, Т.Н. Сокольницкая, И.П. Цыбулько



Для подготовки издания Федеральным институтом педагогических измерений авторам предоставлено право использования ресурсов открытого банка заданий

ЕГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты : Е31 10 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. — М. : Издательство «Национальное образование», 2015. — 112с. — (ЕГЭ. ФИПИ — школе).

ISBN 978-5-4454-0548-1

Серия «ЕГЭ. ФИПИ — школе» подготовлена разработчиками контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

В сборнике представлены:


  • 10 типовых экзаменационных вариантов, составленных в соответствии с проектом демоверсии КИМ ЕГЭ по русскому языку 2015 года;

  • инструкция по выполнению экзаменационной работы;

  • ответы ко всем заданиям;

  • критерии оценивания.

Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов предоставляет обучающимся возможность самостоятельно подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, а также объективно оценить уровень своей подготовки к экзамену.

Учителя могут использовать типовые экзаменационные варианты для организации контроля результатов освоения школьниками образовательных программ среднего общего образования и интенсивной подготовки обучающихся к ЕГЭ.



УДК 373.167.1:811.161.1*9/11 ББК 81.2 Рус я 721

© ФГНБУ «Федеральный институт

педагогических измерений», 2015 © ООО «Издательство «Национальное ISBN 978-5-4454-0548-1 образование», 2015


са

ть ак
Вариант 1

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов. чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1 )В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов — «небесных камней» — плод фантазии, <...> камням неоткуда падать. (2)Это очень опасный путь — отрицать всё, что ещё не нашло объяснения. (З)Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки.







ие

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация,

содержащаяся в тексте?



    1. Наука отрицает то, чему не находит объяснения, стремясь избежать опасных путей.

    2. В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба.

    3. Постановление Французской академии об отказе изучать метеориты лишь один из примеров того, как отрицание непонятного тормозило развитие науки.

    4. В XIX веке все описания метеоритов — «небесных камней» — считались плодом фантазии.


    5. и
      Отрицание того, что ещё не нашло объяснения, не раз тормозило развитие науки, что подтверждает и постановление Французской академии об отказе изучать метеориты.

Ответ:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

даже

тем не менее зато



поскольку хотя


ие

не

сь
Ответ:



—3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения словаI

ПЛОД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом Ц)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛОД, -а, м.



      1. Часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая семена. Односемянный, многосемянный п. Сочные плоды (фрукты, ягоды). Сухие плоды (бобы, стручки, орехи, жёлуди). Зрелый, незрелый п. Съедобные плоды.

      2. Организм человека (животного) в утробе матери (самки). Развитие плода.


      3. 4
        перен.у чего. Порождение, результат чего-н. Плоды размышлений. П. многолетнего труда. П. небрежности.

Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый нАчал свеклА красИвее вероисповЕдание


5
Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Дизайнеру очень важно для внутренней отделки помещения правильно подобрать цвета, то есть сделать УДАЧНЫЙ цветовой выбор.

Состоявшаяся международная встреча ещё раз подтвердила ЭФФЕКТНОСТЬ работы российских дипломатов.

Детские врачи рекомендуют переводить ребёнка на ИСКУССТВЕННОЕ питание с десятимесячного возраста.

Лидер должен быть обаятельной, яркой, ЦЕЛЬНОЙ личностью. Новая эстетика, которая возникла в творчестве художников-авангардистов, КОРЕННЫМ образом изменила прежние греко-римские представления о художественной ценности искусства.


6


Ответ: .

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

свежие ТОРТА КРАСИВЕЕ всех менее ЧЕТЫРЁХСОТ лет нет ЯБЛОК ЛЯГТЕ поудобнее

Установите соответствие между предложениями и допущенными и них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ


        1. О первом космонавте Земли рассказывает Л. Обухова в статье «Любимце века».

Б) Ноги спортсмена должны быть слегка согнуты, держась за буксирную верёвку.

        1. Благодаря имеющихся источников литературоведы пришли к выводу о реальном факте награждения М.Ю. Лермонтова боевой наградой за участие в бою при Валерике.

Г) Один из фактов биографии А. П. Чехова, ставшие недавно известными, — строительство им на свои средства четырёх сельских школ.

Д) Каждый из тех, кто




ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

  4. ошибка в построении предложения с однородными членами

  5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  6. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  7. неправильное построение предложения с косвенной речью
побывал на международном кинофестивале в Москве, увидели лучшие отечественные и зарубежные кинофильмы года.


8
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.




А

Б

В

Г

д




















Ответ:


Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.




оштрафовать прикоснуться

разгореться

прилагать

к..ламбур







Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и г буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..уныть, пр..града обе..болить, во..дать раз..брать, н..дорвал


га же



пр..крепил, пр..умный о..дать, на..строить
Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

завист л.. вый гл янц.. вый

ов л ад.. вать ключ.. вой

затм..вать


Ш
Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.



скле.. нный сопоставл я.. мый

борешься знакомишься

выученный


10
Ответ:






Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскроите скобки и выпишите это слово.

Ещё (НЕ)УСПЕВШИЕ отцвести георгины побиты ранними заморозками. Над городом повис уже (НЕ)ЯРКИЙ, а бледный месяц. В сквере рядом с гостиницей уже (НЕ)БЫЛО отдыхающих. Тимохин с испугом и (НЕ)ДОУМЕНИЕМ посмотрел на своего командира. (НЕ)ЗАДЕРЖИВАЯСЬ в дверях, гости сразу проходили в зал.


13
Ответ: I .

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Удивительное создание — кошка! Она часто идёт (НА)ВСТРЕЧУ опасности. (В)ОТЛИЧИЕ от других животных, этот зверёк необычайно терпелив и вынослив. Ловлей гусениц воробьи занимаются (В)ТЕЧЕНИЕ трёх недель, пока птенцы не вырастут, а когда они оперятся, то (В)СЛЕД за родителями будут добывать себе корм сами.

Заливы Онежского озера обладают совершенно необыкновенной формой. Один из них (НА)ПОДОБИЕ хобота слона, другой представляется многим туристам (В)ВИДЕ клешни огромного рака.

Герой комедии Мольера Дон Жуан явился в пьесе полным атеистом, (ПРИ)ЧЁМ остроумнейшим, бесстрашным и неотразимо привлекательным, (НЕ)СМОТРЯ на свои пороки.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего вечера в саду нежно звенели трели КАКОЙ(ТО) птицы. Ответ: .

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пышный каравай в искусно сплетё(2)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(3)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.


12
Ответ:


j^ri Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно ' поставить ОДНУ запятую.

          1. Всё чаще дуют злые и холодные ветры и обрывают листву.

          2. Поэзия воспевает то величавые дали то неисчерпаемую россыпь звёзд.

          3. Давно б я этот портсигар кому-нибудь подарил да не решаюсь!

          4. Вдалеке он увидел деревушку из пяти или шести дворов.

          5. В походе я стал много читать и во мне пробудился интерес к литературе.

Ответ: 1





Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ветер (1) шумя и шелестя в березняке (2) перебегал в поля (3) покрытые белыми цветами (4) впитывая ароматы трав.

Ответ: ' .

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Этические искания Льва Толстого (1) конечно (2) до сих пор сохраняют своё значение. Сейчас (3) на мой взгляд (4) особенно важно сделать всеобщим достоянием толстовский принцип нравственного самовоспитания.

Ответ: .


Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диаметр глаза (3) которого (4) равен четверти метра.


19
Ответ: .

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пока Николенька возился с замком (1) мама успела узнать у соседей все подробности происшествия (2) и (3) когда она показалась на верхних ступеньках лестницы (4) на лице её застыло сердитое выражение.

Ответ: .


Прочитайте текст и выполните задания 20—25.

(1)Город горит. (2)Даже не город, а весь берег на всём охватываемом глазом расстоянии. (З)Трудно даже сказать — пожар ли это. (4)Это что-то большее.



            1. Так, вероятно, горит тайга — неделями, месяцами на десятки, сотни километров.


            2. 16

              17

              18
              Багровое клубящееся небо, чёрный, точно выпиленный лобзиком силуэт горящего города. (7)Чёрное и красное. (8)Другого нет. (9)Чёрный город и красное небо. (10)И Волга красная. (11)«Точно кровь»,— мелькает в голове.

(12)Пламени почти ие видно, только в одном месте, ниже по течению, короткие прыгающие языки. (13)И против нас измятые, точно бумажные цилиндры нефтебаков, опавшие, раздавленные газом. (14)И из них пламя могучие протуберанцы отрываются и теряются в тяжёлых клубящихся фантастических облаках свинцово-красного дыма.

(15)В детстве я любил рассматривать старый английский журнал периода войны четырнадцатого года. (16)У него не было ни начала, ни конца, зато были изумительные картинки — большие, на целую страницу: английские томми в окопах, атаки, морские сражения с пенящимися волнами и таранящими друг друга миноносцами, смешные, похожие на этажерки, парящие в воздухе «блерио», «фарманы» и «таубе». (17)Трудно было оторваться.

(18)Но страшнее всего было громадное, на двух средних страницах, до дрожи мрачное изображение горящего от немецких бомбардировок Лувена. (19)Тут были и пламя, и клубы дыма, похожие на вату, и бегущие люди, и разрушенные дома, и прожекторы в зловещем небе. (20)0дним словом, это было до того страшно и пленительно, что перевернуть страницу не было никаких сил. (21 )Я бесконечное количество раз перерисовывал эту картинку, раскрашивал цветными карандашами, красками, маленькими мелками и развешивал потом эти картинки по стенам.


              1. Мне казалось, что ничего более страшного и величественного быть не может.

              2. Сейчас мне вспоминается эта картинка: она неплохо была исполнена.

              3. Я до сих пор помню в ней каждую деталь, каждый завиток клубящегося дыма, и мне вдруг становится совершенно ясно, как бессильно, беспомощно искусство.

              4. Никакими клубами дыма, никакими лижущими небо языками пламени и зловещими отсветами не передашь того ощущения, которое испытываю я сейчас, сидя на берегу перед горящим Сталинградом.

(По В. П. Некрасову*)


20


* Виктор Платонович Некрасов (1911-1987 гг.) — русский писатель, автор произведений о войне.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.



                1. Только талантливый художник способен выразить в своём произведении все те ощущения, которые испытывает человек на войне.

                2. В тексте описаны события Великой Отечественной войны в хронологической последовательности.

                3. Картина, запечатлевшая происходящее на войне, произвела на рассказчика сильное впечатление.

                4. Произведение искусства может надолго остаться в памяти человека.

                5. Великая Отечественная война началась в 1941 году.

Ответ: .

22 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.



                  1. Предложение 4 поясняет мысль, высказанную автором в предложении 3.

                  2. В предложениях 6-7 содержится описание.

                  3. В предложениях 12-14 представлено повествование.

                  4. В предложениях 18-19 содержится повествование.

                  5. Предложение 25 подтверждает выраженную в предложении 24 мысль. Ответ:

€ 2015 Федеральный институт педагогических измерений. © 2015 И

Я : , ■ : ■ •-< и • .4. I ... .,■ »■■

р^-j Из предложений 15-17 выпишите антонимы (антонимическую пару). Ответ: •






Среди предложений 15-20 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ... ...•.. .



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.


24


Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Стремясь отразить в своём произведении страшные картины войны, автор использует разнообразные выразительные средства, среди которых тропы:



(А) ("багровое клубящееся небо" в предложении 6, "в тяжёлых,

клубящихся фантастических облаках свинцово-красного дыма" в предложении

14) и (Б) ("точно выпиленный лобзиком" в предложении 6, "точно

кровь" в предложении 11). Описывая изображающую ужасы войны картину, которая произвела на него в детстве незабываемое впечатление, В. Некрасов

использует синтаксическое средство — (В) (предложение 19).

Противопоставляя этому впечатлению ощущения человека, оказавшегося на войне,

видящего её воочию, автор использует приём — (Г) ("никакими"

в предложении 25)».

Список терминов:



                    1. контекстные синонимы

                    2. эпитеты

                    3. фразеологизм

                    4. сравнения

                    5. риторический вопрос

                    6. лексический повтор

                    7. ряд однородных членов


                    8. 23
                      вопросно-ответная форма изложения

                    9. восклицательное предложение


А

Б

В

Г

















Ответ:




Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.



Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текст, (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почем? Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента! Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному текстур не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.


25
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2 Часть 1



Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов. чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1 )Все морские животные прямо или косвенно зависят от растительного планктона, лежащего в основе пищевой цепи, а растительный планктон может существовать лишь там, где в толщу воды проникает достаточное для фотосинтеза количество солнечного света. (2)Ниже этого слоя жизнь быстро скудеет, так как глубоководные организмы всецело зависят от поступающих сверху останков растений и животных. (3)<...> достаточно загрязнить только малую часть верхнего слоя, чтобы погибла вся жизнь в океане.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

  1. Поскольку растительный планктон — основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов — существует в верхнем слое воды, то достаточно загрязнить лишь часть верхнего слоя, чтобы вся жизнь в океане погибла.

  2. Жизнь морских животных и глубоководных организмов в океане во многом зависит от растительного планктона, который находится в верхнем слое воды.

  3. Загрязнение только части глубинного слоя океана не может привести к гибели всей жизни в океане.

  4. Загрязнение лишь части верхнего слоя воды влечёт гибель всей жизни в океане, так как именно в верхнем слое воды существует основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов — растительный планктон.

  5. Поскольку глубоководные организмы зависят от животных, живущих на поверхности океана, жизнь сосредоточена только в верхних его слоях.

Ответ: .

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Несмотря на это. Поэтому Вопреки этому, Может быть, Наоборот,

Ответ:. i ■ • .^,1:-

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения сщ

ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (|

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значен^

в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЖИЗНЬ, -и, ж.



    1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни.

    2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Ж. растения, Рисковать жизнью. Спасти кому-н. ж.

    3. Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая ж. В начале, в конце жизни.

    4. Деятельность общества и человека в тех или иных её проявлениях. Общественная ж. Семейная ж. Духовная ж. Кипучая ж.

Ответ:. .-г, ffii&mHKflBiB^^'• I !

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: I НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это | слово.




Отрочество

поднЯв


сИроты

Ответ:


клАла тОрты







В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Клумбы и пешеходные дорожки на участке изначально создавались в декоративных целях, и ОГОРОДИТЬ их бордюром — значит разрушить эффект декора, который они создают.

На многие километры вдоль берега океана простиралась узкая полоса ПЕСОЧНОГО пляжа, к которому по склону холма спускались, создавая тень, экзотические кустарники.

Я научился гимнастике, в которой резкий ВДОХ выполняется при движении всего корпуса вперёд.

Правильный ВЫБОР автомобиля — залог вашей безопасности.


в
Заведующая отделением обеспечила пациентам КОМФОРТНОЕ пребывание в больнице.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы ело*4. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.







ночные ВЫЗОВА ДВУХТЫСЯЧНЫМ годом пять ВЁСЕН

Ответ: .

БОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ голос ВЫСОЧАЙШИЙ подъем


сгзУс

1 го<


тановите соответствие между предложениями и допущенными в них рамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.





ПРЕДЛОЖЕНИЯ

      1. Готовясь к походу, многое зависит от организаторов.

Б) Биолог Малышев провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил через несколько лет в своей статье «Топографических способностях насекомых».

      1. Благодаря понимания со стороны родителей и друзей мне удалось преодолеть трудности.

Г) Андрюшин долго оставался на террасе, любовавшийся ослепительными вспышками молний над садом.

Д) После выступления весь состав ансамбля спустились со сцены.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ


        1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

        2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

        3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

        4. ошибка в построении предложения с однородными членами

        5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

        6. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

        7. неправильное построение предложения с косвенной речью





Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г

Д




















Ответ:


Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

теоретик забл.. ставший изб. .рательный пер. .одический предполагать


LXJ


Ответ: •

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

исходящий, ра..бил престарелый, пр..ник позавчера, п..читать прикоснулся, пр..зыв на..писать, о..дал


8


Ответ: •л '•; .тутг-^.-. .и'.- "• ^ЯИИНИмК^'-


ВАР1 15

удостаивая дешёв..нький


Выпишите слово, в котором на мосте пропуска пишется буква И.

затм..вать оранж..вый плюш., вый

Ответ:






ц 1 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

узнаваемый проклеенный уверенный ненави д.. мый отмо..шь


В
Ответ:






Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскроите скобки и выпишите это слово.

Грачи гуляли в ещё (НЕ)ПОЖЕЛТЕВШЕЙ ржи. В доме, (НЕ)СМОТРЯ на вечернюю прохладу, было душно. Уходя, отец (НЕ)ЗАКРЫЛ окна, и в доме стало прохладно. Соня выбежала на улицу с (НЕ)ПОКРЫТОЙ платком головой. В саду уже (НЕ)СЛЫШНО голосов птиц.


13
Ответ: - • . .

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(С)НАЧАЛА поинтересуйтесь, кто видел эту книгу. (ПО)ВИДИМОМУ, никто, кроме Серёжи, не мог её взять!

Мартын плёлся к реке и слушал, как (ПО)ЗАДИ него (ПО)НЕМНОГУ замирали звуки свирели.

(В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, (КАК)БУДТО воздУ* промыт родниковой водой.


12


(В)ДАЛИ возвышались стройные паруса рыбачьих лодок, и они казались розовыми» ПОТОМУ(ЧТО) их освещало заходящее солнце.


14



I

mm

© £016 Федеральный институт педагогически ж намерений, С 2016 Издательство • Национальное обраеоавяие» Копироаааие. распространение и кяммомвм а коммерческих целях flea письменного разрешения праеосЛдадетеле» ие м>

Многие древние произведения, которые были переписаны (В)ТЕЧЕНИЕ V$~ IX веков, сохранялись (В)ПЛОТЬ до последних лет.

Ответ:


Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Термин «гербарий» появился в XVI веке для обозначения эасуше(1)ых раст собра(2)ых для коллекции и предназначе(3)ых для научных работ по флорис** селекции.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно



поставить ОДНУ запятую.

          1. Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и отличается умением находить нужную информацию и способностью усердно трудиться.

          2. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

          3. Ночью ветер злится да стучит в окно.

          4. В зарослях всю ночь жалобно кричали коростели или какие-то другие птицы.

          5. Прибрежные травы были нагреты влажным теплом и над ними низко вились несметные тучи бледно-зелёных мотыльков.


16
Ответ:

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


ите
Солнце (1) обойдя дом (2) заглядывало под сосны и пихты (3) своими ветвями (4) затенявшие балкон.

Ответ:






Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как известно (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он создал мозаику «Полтавская битва», разработав методы шлифовки и отливки смальты.


17

Ю.

>ме
Ответ: .








или

1У* ли, il

ls
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Литературная пародия (1) главной задачей (2) которой (3) является ирония (4) служила средством полемики ещё со времён Ломоносова и Сумарокова.

Ответ:






jj^J Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


ясе,


Минуты ожидания тянулись мучительно долго (1) и (2) когда стрелки подобрались к восьми (3) Сергееву уже казалось (4) что он провёл на этой скамейке целую вечность.

Ответ:




Прочитайте текст и выполните задания 20-25.


(1)Деньги — это средство распределения материальных благ по труду а отнюдь не цель существования, не основа престижа и влиятельности личности. (2)Однако при всей служебности своей роли деньги постоянно присутствуют в наших взаимоотношениях, и вопросы, связанные с деньгами, представляют широкое поле для формирования таких качеств, как честность, благородство, скромность, деликатность, обязательность. (З)Кроме того, воспитание правильного взгляда на роль денег состоит в том, чтобы внушить детям их истинное значение, показать их действительное место в ряду основных жизненных ценностей: познания, творческого труда, духовного и интеллектуального общения. (4)Наверное, именно поэтому сегодня родителей очень волнуют вопросы влияния семьи на отношение к материальным ценностям, к деньгам. (5)Что должна и что может сделать семья, для того чтобы предотвратить в детях проявления мещанского своекорыстия, собственничества, «вещизма»? (6)Что должна и что может сделать семья для того, чтобы дети, которые растут в материальном достатке, в окружении множества добротных и красивых вещей, не оказались у них в духовном плену?

(7)Сначала никто в семье не придал значения тому, что маленькая Алёнка на просьбу: «Дай мне игрушку», — неизменно отвечала решительным отказом, энергично прижимая к груди погремушку или резиновую зверушку. (8)Вскоре характер Алёнки стал вызывать некоторое беспокойство: у неё стали постоянно возникать ссоры с детьми из-за игрушек. (9)Снисходительные знакомые деликатно успокаивали встревоженных родителей: «Бросьте, это же ребенок! (Ю)Обычная детская жадность. (11)Не стоит волноваться».

(12)Существует сомнительная теория, которая так называемую детскую жадность относит к категории естественных, чуть ли не обязательных возрастных особенностей. (13)Действительно, немало «маленьких жадин» вырастают вполне нормальными, даже добрыми людьми. (14)Под влиянием воспитания и среды, иногда и без специального родительского «прицела» в формирующемся характере берут верх положительные черты — доброта, щедрость. (15)Но так происходит далеко не всегда. (16)Большие жадины вырастают, как правило, из маленьких жадин.

(17)Алёниной жадности решено было объявить войну — войну бескровную и «безнервную». (18)Да, у Алёны не было перед глазами дурных примеров, в своих близких она не могла наблюдать ни мелочности, ни своекорыстия. (19)Но, видно, нужны были более наглядные примеры доброты и не шутливые, а серьёзные объяснения.

(20)Теперь в семье как можно чаще старались оказывать друг другу знаки внимания подарками, причём с Алёной часто обсуждали предстоящий подарок родным или знакомым. (21)Старались, чтобы девочка видела, как близкие легко, с удовольствием уступают друг другу даже то, что хотелось взять себе. (22)Купила бабушка блузку, прикинула — и по размеру подходит, и к лицу хорошо. (23)А вечером предложила невестке, которой эта блузка подошла больше. (24)В другой раз мама пришла в новой косынке, но приложила к бабушкиному пальто, увидела, как косынка удачно подходит, да и подарила бабушке.

(25)Может быть, кто-нибудь пренебрежительно отзовётся: «Театр!». (26)Но что из того, что театр? (27)Где сказано, что в семейном воспитании «театр» — менее достойное средство, чем «лектории» ? (28)Важно, чтобы «пьеса» имела благородное содержание.

- 2015 Федеральный институт педагогически* намерений. 2016 Издательство * Национал ьное образование» ■романе, распроетра пение и иг пользование а коммерческих целях беа письменного разрешения правообладателей не допускается

(29)Довольно скоро стало понятно: Алёна перестала быть «зрителем», (30) Выносила во двор даже самых высокопоставленных представителей кукольного общества и нарядную коляску на толстых шинах. (31)Даже дольками шоколада уже делилась автоматически. (32)Из новенького набора для вышивания с готовностью «выдавала» маме или бабушке моток ниток какого-нибудь особенного, на ту пору дефицитного тона. (ЗЗ)Из своей богатейшей коллекции лоскутков отдавала на отделку или починку весьма ценные экспонаты.

(34)Когда Алёна пришла в школу, она оказалась одной из тех, кто первым готов поделиться ручкой, ластиком, тетрадкой. (35)Она больше не была жадиной.

(Зб)Уже не раз отмечалось, что в ответ на вопрос социологов и педагогов: «Какие качества вы стараетесь воспитать в детях?» — родители называют мужество, трудолюбие, волю, честность и гораздо реже — доброту. (37)Впрочем, в последнее время о доброте стали вспоминать чаще — о доброте, которая противостоит злобе, холодности, жестокости. (38)Но у слова «добрый» есть ещё и другой смысл: «нежадный, щедрый». (39)Самый обыкновенный и тоже очень нужный для жизни смысл.

(По Г.Л. Могилевской*)



* Галина Львовна Могилевская — современный публицист, автор популярной брошюры «Дети и деньги».

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.



            1. Обсуждение вопросов, связанных с деньгами, можно использовать как средство формирования лучших человеческих качеств.

            2. Жадность является обычной возрастной особенностью, которая по мере взросления всегда проходит сама собой.

            3. Доброту и бескорыстие необходимо формировать с детства.

            4. В человеке можно воспитать доброту и бескорыстие, если родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок обладал этими качествами.

            5. Алёна проявляла жадность, потому что видела дурные примеры проявления этого качества.

Ответ: •

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.



              1. В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

              2. Предложение 13 подтверждает содержание предложения 12.

              3. В предложениях 17-19 содержится описание.

              4. Предложения 22-24 иллюстрируют содержание предложения 21.

              5. В предложениях 38-39 представлено повествование.

Ответ: .

Из предложения 14 выпишите фразеологизм. Ответ: ЗВИЯаИДЕйВК_ . ..: JS^

Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 1 I . .... ..



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20—23.

В этом, фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. \ Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую : цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ М 1 справа | от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.


24


Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке ] образцами.

«Стремясь развёрнуто описать роль денег в жизни общества, автор использует!

синтаксическое средство — (А) (предложения 1—3). Лексическое I

средство — (Б) ("жадина" в предложениях 16, 35) — обнаруживает

негативное отношение автора к проявлению в человеке, пусть даже ребёнке, j жадности. Размышляя о сущности понятия доброты, автор также использует |






лексические средства: (В)_ в предложении 37) и (Г), в предложении 38)».

Список терминов:



                1. контекстные синонимы

                2. сравнение

                3. разговорное слово

                4. ряды однородных членов

                5. диалог

                6. противопоставление

                7. метонимия

                8. антонимы


                9. ("доброта" — ("добрый" —

                  'злоба'

                  жестокость "щедрый"

                  "нежадный".
                  парцелляция






А

Б

В

Г

















Ответ:




Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ JMs 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Ь 2015 Федеральный институт педагогических измерений. © 2015 Издательство «Национал! Кодирование, распространение и использование в коммерческих целях без писы««»«"—— -

Вариант 3 Часть 1



Ответами к заданиям 1—24 являются слово, словосочетание, число или I последовательность слов. чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов. запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1 )Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)<...> и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация,

содержащаяся в тексте?


                  1. Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но основным ! занятием этого народа на протяжении веков оставалось земледелие.

                  2. В течение многих веков основным занятием восточных славян было земледелие, 1 поэтому и древнерусская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

                  3. Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых людей — 1 земледельцев и ремесленников.

                  4. Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца, так v как основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было 1 земледелие.

                  5. На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров, превосходных I охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов. |

Ответ: .

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска | в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Несмотря на это, Зато Поэтому Вопреки этому,

Но I

Ответ:

С 2015 Федеральны* институт педагогических намерений. © 2015 Издательство • Национальное образовали*» кропание, распространение и использование в коммерческих целях без письменного разрешения правообладателей ие долуекаггс*



Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТРАЖАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОТРАЖАТЬ, -аю, -аешь; несов.



что. О какой-н. физической среде: отбросить от себя


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница