Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативной документации, регламентирующей деятельность специалистов в области сестринского дела



страница1/4
Дата25.08.2015
Размер0,71 Mb.
  1   2   3   4





Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями нормативной документации, регламентирующей деятельность специалистов в области сестринского дела, занимающих должности медицинских сестер стоматологических отделений и кабинетов.

При разработке программы учтены профессиональные требования по специальности «Сестринское дело», а также виды и направления деятельности медицинских сестер стоматологических учреждений, место специалистов стоматологической службы в современной системе здравоохранения. Определен объем знаний, умений и навыков, необходимых специалисту среднего звена, работающему в специализированных отделениях и кабинетах.



Квалификационная характеристика специалистов
1. ОБЩИЕ ЗНАНИЯ

  • основы законодательства и права в здравоохранении;

  • основы медицинского страхования;

  • организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях;

  • статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность учреждений здравоохранения;

  • теоретические основы сестринского дела;

  • философию и этику сестринского дела;

  • психологию профессионального общения;

  • основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм;

  • основы геронтологии и гериатрии;

  • организацию сестринского ухода за больными на основе этапов сестринского процесса;

  • основы паллиативной сестринской помощи, основы танатологии;

  • виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов;

  • основные лекарственные группы, показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении;

  • основы валеологии и санологии;

  • методы и средства санитарного просвещения;

  • роль сестринского персонала в глобальных, федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения;

  • основы диетологии;

  • основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;

  • систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и персонала медицинского учреждения; систему взаимодействия лечебно-профилактических учреждений с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля;

  • учетно-отчетную деятельность структурного подразделения; основные виды медицинской документации;

  • охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;

  • функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала;

  • основы медицины катастроф.


2. ОБЩИЕ УМЕНИЯ

  • анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;

  • владеть навыками общения;

  • выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические процедуры, ввести санитарно-просветительскую работу, в соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями и врачебным назначениями;

  • осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами;

  • оценивать состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состояниях, оказывать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях;

  • осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при паллиативной сестринской помощи инкурабельным больным;

  • оценивать действие лекарственных средств у конкретного пациента, оказывать доврачебную помощь при лекарственном отравлении;

  • подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным исследованиям;

  • выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, контролировать выполнение рекомендаций по трудотерапии, использовать элементы психотерапии, контролировать соблюдение назначенной врачом диеты, оценивать эффективность проводимых мероприятий;

  • владеть методами и средствами санитарного просвещения; планировать и оценивать комплексные программы профилактики, направленные на воспитание и обучение отдельных лиц, семей, групп населения сохранению и укреплению здоровья;

  • соблюдать фармацевтический порядок получения, хранения и использования лекарственных средств;

  • соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;

  • вести медицинскую документацию;

  • выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала;

  • проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях;

  • повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.


3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

3.1. В области сестринского дела в амбулаторно-поликлиническом учреж­дении:



  • систему организации амбулаторно-поликлинической помощи населению;

  • нормативные документы, определяющие основные задачи, функции, условия и порядок деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения;

  • оснащение, организацию, режим работы структурных подразделений амбулаторно-поликлинического учреждения;

  • организацию сестринского дела в структурных подразделениях амбулаторно-поликлинического учреждения;

  • функциональные обязанности, права и ответственность сестринского и младшего медицинского персонала структурных подразделений;

  • демографическую и медико-социальную характеристику прикрепленного населения;

  • организацию профилактической работы среди населения участка:

  • организацию и методику работы по гигиеническому воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни;

  • роль и основные задачи медицинской сестры при проведении врачебного амбулаторного приема, его организацию и материальное обеспечение;

  • основы диспансеризации населения;

  • основы экспертизы нетрудоспособности;

  • противоэпидемическую работу в очаге инфекции;

  • иммунопрофилактику;

  • систему инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала в структурных подразделениях амбулаторно-поликлинического учреждения;

  • организацию сестринской помощи на дому;

  • организацию восстановительного лечения и реабилитации больных в условиях деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения;

  • основы рационального и сбалансированного питания;

  • основные учетные формы медицинской документации амбулаторно-поликлинического учреждения.

3.2. В области сестринского дела в больничном учреждении (стационаре):

  • систему организации больничной помощи населению;

  • нормативные документы, определяющие основные задачи, функции, условия и порядок деятельности больничного учреждения;

  • оснащение, организацию, режим работы структурных подразделений больничного учреждения;

  • организацию сестринского дела в структурных подразделениях больничного учреждения;

  • лечебно-охранительный режим; профилактику больничного травматизма, положения больного в постели; правила транспортировки больных;

  • систему больничного инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала в структурных подразделениях клинического учреждения;

  • охрану труда и технику безопасности в структурных подразделениях больничного учреждения;

  • организацию сестринского ухода в специализированных отделениях больничного учреждения;

  • организацию периоперативного сестринского ухода;

  • основные синдромы острых нарушений функций систем и органов;

  • современные методы интенсивной терапии и реанимации при заболеваниях и критических состояниях;

  • организацию сестринского ухода и реабилитацию больных блока интенсивной терапии и реанимации;

  • организацию восстановительного лечения и реабилитации больных в условиях больничного медицинского учреждения;

  • основы рационального и сбалансированного питания; основы организации лечебного и диетического питания в больничном учреждении;

  • основные учетные формы медицинской документации больничного учреждения.

3.3. В области организации сестринского дела:

  • научные и управленческие подходы к совершенствованию качества сестринской помощи;

  • основы менеджмента и маркетинга в здравоохранении;

  • систему управления сестринским и младшим медицинским персоналом медицинского учреждения;

  • систему информационного обеспечения структурного подразделения (перечень учетно-отчетной документации; порядок ведения, хранения, обработки, сдачи в архив);

  • документы по оснащению структурного подразделения материальными ресурсами, медицинскому и фармацевтическому обеспечению деятельности, организации лечебного и диетического питания; охране труда и технике безопасности;

  • документы, регламентирующие деятельность структурного подразделения в экстремальных условиях.


4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

4.1. В области сестринского дела в амбулаторно-поликлиническом учреждении:



  • проводить персональный учет прикрепленного населения;

  • собирать оперативную информацию об эпидемиологической ситуации;

  • совместно с санитарно-эпидемиологической службой провести противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции; владеть техникой иммунопрофилактики;

  • проводить забор, доставку, хранение собранного материала для бактериологического исследования;

  • выполнять требования инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; техники безопасности и охраны труда в структурных подразделениях амбулаторно-поликлинического учреждения;

  • проводить санитарно-просветительскую работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни;

  • организовать проведение амбулаторного приема врача (подготовку рабочего места, приборов, инструментария, подготовку индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков, рецептов; провести предварительный сбор анамнеза, предварительный осмотр больного);

  • выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и на дому, ассистировать врачу при проведении амбулаторных операций и сложных манипуляций соответственно профилю кабинета (структурного подразделения);

  • осуществлять обеспечение кабинета необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочным материалом, спецодеждой; учет расходов медикаментов, перевязочного материала, инструментов, бланков специального учета;

  • проводить контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным ремонтом и списанием;

  • проводить подготовку санитарного актива участка, включающую занятия по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях: обучение родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первой медицинской помощи;

  • вести утвержденную учетно-отчетную медицинскую документацию.

4.2. В области сестринского дела в больничном учреждении (стационаре):

  • осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за больными и инкурабельными больными;

  • выполнять требования больничного инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; техники безопасности и охраны труда в структурных подразделениях больничного учреждения;

  • выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом в больничном учреждении, готовить инструменты и ассистировать врачу при проведении сложных манипуляций;

  • владеть техникой подготовки больных к диагностическим исследованиям, экстренной операции;

  • проводить санитарно-просветительскую работу среди пациентов и их родственников, включающую пропаганду медицинских знаний; обучение оказанию само- и взаимопомощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях; обучение методам ухода, первой медицинской помощи;

  • проводить гигиеническое воспитание и обучение здоровому образу жизни.

4.3. В области организации сестринского дела:

  • осуществлять планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию деятельности сестринского и младшего медицинского персонала структурного подразделения медицинского учреждения;

  • оценивать качество и эффективность сестринской помощи населению на уровне структурного подразделения; планировать систему мероприятий по совершенствованию сестринской службы структурного подразделения;

  • организовать работу по профессиональной адаптации, повышению квалификации, развитию профессиональной карьеры, аттестации и сертификации средних медицинских кадров структурного подразделения;

  • обеспечивать проведение учебных мероприятий по эксплуатации медицинской техники и оборудования, технике безопасности и охране труда;

  • проводить обеспечение структурного подразделения необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочным материалом, спецодеждой; вести учет расхода медикаментов, перевязочного материала, инструментов, бланков специального учета;

  • проводить контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным их ремонтом и списанием в структурном подразделении;

  • изучать и использовать в работе лучший отечественный и зарубежный опыт в области сестринского дела;

  • осуществлять наставническую и педагогическую деятельность.


5. МАНИПУЛЯЦИИ

  • санитарная обработка больного;

  • приготовление дезинфицирующих растворов;

  • дезинфекция предметов ухода за больным;

  • предстерилизационная очистка шприцев, игл, инструментов;

  • укладка в биксы перевязочного материала, одежды, белья хирургического персонала;

  • пользование стерильным биксом;

  • обеззараживание рук;

  • облачение в стерильную одежду и одевание хирурга;

  • накрытие стерильного стола;

  • транспортировка и перекладывание больного;

  • пользование функциональной кроватью;

  • приготовление постели;

  • смена нательного и постельного белья;

  • туалет больного;

  • гигиенические мероприятия в постели;

  • подмывание;

  • профилактика пролежней;

  • кормление больного в постели;

  • введение питательной смеси через зонд;

  • питание больного через гастростому;

  • обработка пуговичного зонда и кожи вокруг гастростомы;

  • измерение температуры тела;

  • построение графика температурной кривой;

  • измерение пульса;

  • определение числа дыхательных движений;

  • измерение артериального давления;

  • определение суточного диуреза;

  • постановка банок, горчичников, согревающего компресса;

  • применение грелки и пузыря со льдом;

  • приготовление лечебной ванны;

  • подача кислорода;

  • подача судна и мочеприемника;

  • постановка газоотводной трубки;

  • постановка всех видов клизм;

  • катетеризация мочевого пузыря;

  • ведение документации по учету лекарственных средств;

  • применение мази, пластыря, присыпки;

  • закапывание капель в нос, уши, глаза, закладывание за веко;

  • пользование ингалятором;

  • набор дозы инсулина;

  • инъекции (все виды);

  • сбор системы для капельного введения;

  • венепункция;

  • снятие ЭКГ;

  • взятие мазка из зева;

  • сбор мокроты;

  • анализ крови на гемоглобин, СОЭ, лейкоциты;

  • анализ мочи по Зимницкому;

  • фракционное зондирование желудка;

  • зондирование желчного пузыря;

  • сбор кала на исследование;

  • подготовка больного к лучевым исследованиям, эндоскопии;

  • подготовка больного и участие в проведении всех видов пункций, амбулаторных операций;

  • проведение искусственного дыхания;

  • наложение всех видов повязок;

  • проведение местной анестезии;

  • иммобилизация;

  • определение группы крови, проба на индивидуальную совместимость;

  • проведение премедикации;

  • остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница