Программа организации внеурочной деятельности младших школьников



страница1/6
Дата26.08.2015
Размер1,49 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников


Содержание
1.Пояснительная записка.
2.Содержание программы.
3.Программы внеурочной деятельности.
3.1. Спортивно-оздоровительное направление.

«Уроки здоровья»


3.2. Общеинтеллектуальное

« Любознайка»

3.3. Социальное

« Я и мои друзья»

3.4.Духовно-нравственное

« Планета загадок»

« Моя малая Родина»

3.4. Общекультурное

« Это должен знать каждый»

« Моя родословная»



2. Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье, заниматься физкультурой и спортом.



  1. Создание атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, с учителем, с окружающими; освоение детьми моральных норм поведения.

  2. Формирование познавательных интересов и инициативы младших школьников, интеллектуальное развитие и совершенствование личности в процессе использования новых возможностей- информационного потенциала Интернета, различных дистанционных форм деятельности.

  3. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», понимания необходимости учения.

Задачи:

  1. Формировать активную жизненную позицию, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;

  2. Развивать коммуникативные навыки и навыки самоорганизации;

  3. Воспитывать потребность в освоении основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Программа ориентирована на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • Владеющий основами умения учиться; способный к организации собственной деятельности;

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

  • Выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Планируемые результаты.

Ученик получит:

  1. Знания основных моральных норм поведения и ориентацию на их выполнение;

  2. Установку на здоровый образ жизни;

  3. Ориентацию на нравственное содержание смысла, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  4. Основы этнической принадлежности, как члена семьи, представителя народа, гражданина России, сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

  5. Развитие этических чувств- стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

  6. Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, умения следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

Ученик получит возможность научиться:

  1. Адекватно использовать речевые средства общения для решения коммуникативных задач;

  2. Допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением;

  3. Строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  4. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  5. Продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Программа внеурочной деятельности младших школьников рассчитана на 1 год .

Программа развития общеинтеллектуальных умений и навыков ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное.

Развитие логического мышления имеет сильные связи с успехами детей в усвоении учебного материала. Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успешного изучения учебных дисциплин в последующем. Таким образом, проблема формирования интеллектуальной и познавательной активности в современной начальной школе актуальна.

Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: конкурсы, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Изучение данного курса тесно связано как с предметами научно- математического направления, так и с областями гуманитарного цикла. Программа адресована детям младшего школьного возраста. Занятия направлены на формирование у школьников устойчивого интереса к образовательной и исследовательской деятельности.

Цель программы- развитие умственных способностей детей, интеллекта, кругозора, творческого потенциала.

Задачи:


  • Учить детей рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных действиях.

  • Находить характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать, группировать, классифицировать по определённым признакам, делать выводы и обобщения.

  • Формировать положительное отношение к знаниям и познавательной деятельности.

Занятия клуба проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время, продолжительность занятий 30 мин. Место проведения- в классе, на природе, в библиотеке.

Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.

Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружок «Уроки здоровья»
(Спортивно-оздоровительное направление)

срок реализации: 4 года


Ступень обучения — начальное образование (1-4 классы)
Количество часов 270 часов

(2 часа в неделю)


Составитель Вишнякова Любовь Ивановна
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, развитие рефлексии чувств, на формирование у детей стремления преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без использования отклоняющихся форм поведения. Структура программы разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста.

Программа рассчитана на 4 года обучения (270 часов): 1 класс – 66 часов (2 раза в неделю продолжительностью по 35 минут), 2,3,4 классы – по 68 часов (2 раза в неделю продолжительностью по 40 минут). Занятия проводятся в форме кружка в течение учебного года, с перерывами на время каникул. Формирование групп проходит по возрастным критериям. Программа реализуется в г. Краснодаре на базе МБОУ СОШ №76.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Одна из самых болезненных проблем современного российского общества выявляется в противоречии между потребностью государства в физически, психически и нравственно здоровом населении и драматической статистикой, сигнализирующей, что фактические показатели здоровья россиян находятся на угрожающе низком уровне.

Поскольку будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения, то его формирование и профилактику необходимо воспринимать как социальный заказ общества институтам воспитания (семье, дошкольным учреждениям, школам). Приходится констатировать, что они не справляются с этим заказом. Только 8% юношей и девушек, получающих аттестат о среднем образовании, здоровы. Растёт число детей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические и психотропные вещества, а также число детей-инвалидов.

По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. Ученные отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. Кроме того, следует помнить, что в возрасте от 6 до 7 лет идет становление сердечно-сосудистой системы, на этот же период приходится большее число простудных и инфекционных заболеваний.

Сбережение и укрепление здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов, через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способов его формирования и сохранения. Младший школьный возраст – это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дети приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом фактов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:



  • Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • Чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • Активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • Особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребенком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребенок всегда стремится к удовлетворению свои актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Наиболее эффективным путем формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем дошкольном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая ее инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Цели и задачи

Главная цель работы по здоровьесбережению детей – воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте свое тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек.



Задачи программы:

  • Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • Сформировать представление о правильном

  • (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • Дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье;

  • Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.

Базовая модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Первый этап- анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

  • Организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

  • Организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

  • Выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведенного анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап – организация просветительской работы образовательного учреждения.

1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

  • Внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

  • Лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

  • Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, социалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышения уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и здоровья детей, включает:

  • Проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т.п.;

  • Приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

  • Привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков – по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просвитительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.



1 блок. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

  • Соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

  • Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

  • Организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

  • Оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;

  • Наличие помещений для медицинского персонала;

  • Наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

2 блок. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

  • Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

  • Введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

  • Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

  • Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуального общего образования.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

3 блок. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

  • Полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);

  • Рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • Организацию занятий по лечебной физкультуре;

  • Организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

  • Организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • Организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.

4 блок. Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

  • Внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей и компонентов, включенных в учебный процесс в период обучения в начальной школе (4 года);

  • Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.;

Программа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, реализуется в возрастных группах и предусматривает формы факультативных занятий. Параллельно с этим организуется проведение часов здоровья, классных часов, проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, дней здоровья.

5 блок. Просветительская работа с родителями (законными представителями), включает:

  • Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т.п.;

  • Рекомендации специалистов по приобретению родителями (законными представителями) необходимой научно-методической литературы;

  • Организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

Содержание здоровьесберегающей деятельности

Первый год обучения – 1 класс (66 часов)

Введение-1 ч.

Когда и как возникли физическая культура и спорт.


Правила гигиены – 15 ч.

Водные процедуры. Забота о глазах. Уход за ушами. Уход за зубами. Уход за руками и ногами. Забота о коже. Спортивно-оздоровительная игра.


Режим дня – 10 ч.

Понятие о режиме дня. Как следует питаться. Экскурсия в школьную столовую. Влияние сна на здоровье человека.


Поведение в школе - 4 ч.

Правила поведения в школе, школьном транспорте, на школьном дворе.


Вредные привычки – 6 ч.

Понятие о вредных привычках и их влияние на жизнь человека. Проектная работа.


Мышцы, кости и суставы – 8 ч.

Основные части тела. Скелет – наша опора. Осанка. Проектная работа.



Закаливание – 6 ч.

Как правильно закаляться. Необходимость закаливания. Правила безопасности на воде.



Правила дорожного движения – 8 ч.

Мы – пешеходы. Безопасный путь в школу и из школы. Сигналы светофора. Экскурсия по местности.



Практическая часть – 8 ч.

Ознакомление со спортивными и подвижными играми.



Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу первого года обучения: знать части своего тела и их функции; уметь выразить словами свои чувства, испытываемые при общении с другими людьми, природой; формировать навыки общения, взаимодействия и поддержки; знать свой режим дня, усвоить на практике способы активного отдыха; знать гигиенические требования к организации сна; знать, что такое осанка и почему её нужно сохранять; уметь следить за сохранением осанки; усвоить правила сохранения зрения и выполнять их на практике; уметь выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз; усвоить необходимость выполнения гигиенических процедур; иметь представление об этапах пищеварения; знать правила хранения продуктов питания и уметь выполнять правила поведения за столом во время еды; усвоить правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щеткой; знать, для чего нужна человеку кровь; знать, что человек – часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье; уметь на практике противостоять вредным и опасным привычкам; уметь защитить себя от воздушно-капельных инфекций и знать правила закаливания.

Второй год обучения – 2 класс (68 часов)

Кубань олимпийская- 5 ч.

Олимпиада «Сочи-2014», известные кубанские спортсмены, правила спортивной игры, «Весёлые старты», рисунки на асфальте.



Правильное питание- залог здоровья-11 часов

Здоровое питание- отличное настроение. Витамины на нашем столе. Правила приёма пищи. Дробный приём пищи. Роль хлеба в нашем питании.



Наше здоровье – 10 ч.

Школа здоровья-ЗОЖ. Радость- особая мудрость и болезни её боятся. Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит. Прививки. Лекарства. Музыка как эффективное воздействие на психическое состояние младшего школьника. Музыка в нашем доме и в окружающей среде. Сон- лучшее лекарство. Кому сколько надо спать. Глаза- зеркало души. Забота о глазах. Занятия спортом- лучшее средство оздоровления организма. Как сберечь здоровье. Домашняя аптечка.



Правила поведения в доме, на улице, на воде – 12 ч.

Основы безопасной жизнедеятельности. Окружающая среда. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде. Безопасность при любой погоде.



Предупреждение бытового травматизма – 10 ч.

Природа и мы. Подарки природы. Опасности, которые нас подстерегают нас в природе. Правила обращения с огнём. Огонь- друг и враг человека. Как уберечься от поражения электрическим током. Оказание первой помощи при бытовых травмах. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Как защититься от насекомых. Предосторожности при обращении с животными.



Первая помощь – 8 ч.

Чрезвычайные ситуации в нашей жизни. Оказания первой помощи при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая помощь при укусах. Правила наложения повязок.



Практическая часть – 12 ч.

Познавательно- развлекательные и спортивные игры. Сезонные Дни здоровья. Рыцарские турниры. Конкурсы рисунков. Весёлые старты. Школьные фестивали.



Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу второго года обучения: уметь выразить словами свое настроение; доброжелательно относиться к людям; радоваться успехам других людей; соблюдать социальные нормы поведения; уметь выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки; уметь самостоятельно выполнять гимнастику для глаз; знать, как воздух попадает в легкие и что с ним происходит; уметь защитить себя от простуды; уметь обезопасить себя от пищевых отравлений; уметь оказать первую помощь при ожога и обморожении; уметь оказать первую помощь при тепловом и солнечном ожогах; воспитывать в себе ответственность за свое здоровье; уметь соблюдать правила поведения дома и на улице в любое время года.
Третий год обучения 3 класс

О добре и правде – 6 ч.

Учи своё сердце доброте. Добру откроется сердце. Не бойтесь делать добрые дела. Добрые дела в повседневной жизни. О правде и лжи. Доброе имя и добрые дела.



О семье – 8 ч.

Семья- колыбель духовного рождения человека. Улыбка в маминых глазах. Бабушки и внуки. Семейные праздники и традиции. Игры детства наших родных. Интересные дела, увлечения членов семьи. Что в имени твоём. Родословная семьи.



О характере и привычках – 6 ч.

Что такое характер. Качества характера. Темперамент- типы характера. Как научиться сдерживать себя. Хорошие и вредные привычки. Как возникают вредные привычки, как от них избавиться. Ты и твои товарищи.



Об эстетическом вкусе – 8 ч.

Культура внешности. С чего начать? Встречают по одёжке. Одежда для людей в разные исторические времена. Национальный костюм. Три задачи и функции одежды. Как нужно одеваться. Внешний вид и уход за волосами. Как относиться к подаркам: ты даришь, тебе дарят. Какими должны быть подарки.


Об ответственности – 6 ч.

Режим дня. Значение выполнения режима дня для здоровья. Учимся предупреждать болезни: правильно питание, здоровый сон, закаливание, разнообразный отдых. Что такое здоровый образ жизни. Как вести себя с незнакомыми людьми. Опасные и безопасные ситуации. Бережное отношение к окружающему миру: мы гости на нашей Земле.



Правила этикета – 10 ч.

Что такое этикет? Культура речи и беседы. Умение вежливо слущать. Приветствия и представления. Знакомство. Быть хозяином совсем непросто. Поведение на улицах. Правила поведения в общественных местах. Поведение в общественном транспорте. Правила поведения на переменах, в столовой, в классе. Разговор по телефону. Правила обязательные для всех. Эта обидная кличка.



О школьных делах и друзьях –10 ч.

Школьные дела вместе. Бережное отношение к друзьям. Помощь взаимопомощь. Добрые дела вместе с друзьями. Сопереживание друзьям в радости и горе. Непримиримость к грубости и чёрствости. Умеем ли мы беречь товарищеские отношения. Я, ты. Он, она-вместе дружная семья. Ежели вы вежливы.



О помощи родным и близким – 7 ч.

Мы и наша семья. Взаимопомощь в семье. Обязанности членов семьи. Заботливое отношение. У постели больного. Помощь престарелым соседям.



Практическая часть – 6 ч.

Проекты, познавательные и интеллектуальные игры, праздники, фестивали, экскурсии, выставки, ролевые игры.



Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу третьего года обучения: знать об отрицательных и положительных эмоциях и их роли в нашей жизни; уметь регулировать свои эмоции; уметь позитивно относиться к себе и сопереживать другим; знать правила этикета; уметь соблюдать правила поведения в школе и дома; уметь регулировать труд и отдых, правильно организовывать свой досуг; уметь бороться со своими страхами; уметь соблюдать сезонные требования к одежде и обуви.
Четвертый год обучения – 4 класс

Наше здоровье – 20 ч.

Что такое здоровье. Эмоции, чувства, поступки. Охрана здоровья.



Вредные привычки – 12 ч.

Злые волшебники Алкоголь, Табак, Наркотик. Волевое поведение.



Моя семья – 14 ч.

Мальчишки и девчонки. Обязанности в семье.



Повторение и обобщение знание – 22 ч.

Викторины, конкурсы, праздники, КВНы по изученным темам, познавательные и интеллектуальные игры, «Весёлые старты», семейные чайные посиделки, Дни здоровья по пройденным темам.



Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу четвертого года обучения: знать факторы, укрепляющие и нарушающие здоровье; уметь осознанно выполнять режим дня и знать правила приготовления домашнего задания; уметь выполнять правила безопасности во время трудовой деятельности; уметь выполнять правила гигиены мальчиков и девочек; уметь владеть собой; иметь представление о внутренней культуре и уметь создавать свой положительный образ; знать пути выхода из стрессовых ситуаций; осознанно выполнять тренинг: как сказать «нет», уметь осознанно противостоять вредным привычкам и сформировать у себя полезные привычки.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:



  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие моральных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

  • Установка на здоровый образ жизни;

  • Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • Положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • Морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным норма и этническим требованиям;

  • Установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:



  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • Учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • Адекватно воспринимать оценку учителя;

  • Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения, использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознано выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

  • Выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:



  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

  • Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • Устанавливать причинно-следственные связи;

  • Строить суждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • Установить аналогии;

  • Владеть общим приемом решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Осуществлять расширенный поиск информации и использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускники научатся:



  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с её собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • Задавать вопросы;

  • Контролировать действия партнера;

  • Использовать речь для регуляции своего действия;

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.);

  • Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • Продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • С учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

  • Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.


Список литературы

  1. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008.

  2. Агапова И., Давыдова М. Игры и задания для чудо – воспитания. – М. 2006.

  3. Волина В. Как себя вести. – СБП., 2001.

  4. Волков С. Азбука здоровья. – М., 2006.

  5. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. – М., 2002.

  6. Дереклеева Н.И. Быть здоровыми хотим. – М., 2004.

  7. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – СПБ., 2006.

  8. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – СПБ., 2006.

  9. Картушкина М.Ю. Быть здоровыми хотим. – М., 2004.

  10. Климова И.И. Мастерская учителя: уроки здоровья. Конспекты уроков для 1 класса. Учебно-методическо пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2009.

  11. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М., 2004.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное направление)


« ЛЮБОЗНАЙ-КА»

Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1- 4 классы)

Количество часов – 272 часа ( 2 часа в неделю)

Рабочую программу составила : Гори Елена Васильевна



Пояснительная записка.

Сделать серьёзные занятия 

занимательными - вот задача

первоначального обучения.

К.Д.Ушинский.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.д. Активное введение в учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетических сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач школы. 

В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объёма информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников общелогических мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. В этой связи уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира. В настоящее время очень медленно и постепенно происходит осмысление того факта, что реальное значение имеет не само по себе математическое значение, а то личностное развитие, которое приобретает ребёнок в процессе его получения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом, наилучшим образом формируя приёмы мыслительной деятельности и качества ума, способствуя развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формируя настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, очень важна для личностного развития каждого человека. 

В любой творческой деятельности, в учёбе, в труде, в игре, да и просто в жизни – везде внимание, смышлёность, умение логически мыслить необходимы человеку, ибо помогают решать проблемы, находить выход из сложных ситуаций и полезны для здоровья: поддерживают тонус сосудов головного мозга.

Смекалку у детей можно развить, упражняясь, решая занимательные задачи, головоломки, разбирая математические игры, шутки и фокусы, - т.е. выполняя любые задания, требующие работы ума.

Психолого-педагогический аспект:

Главной чертой младшего школьного возраста является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться  важной для психического развития. 

На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их  реализации ребёнок  учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.

 Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.

 В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. 

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения  являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. 

Современные учёные сходятся во мнении, что дети более успешно решают те задачи, которые предложены им в занимательной, игровой форме. Особенно велика связь интереса с вниманием, и в первую очередь с непроизвольным, которое бывает более длительным и глубоким. Также огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно; неинтересное, укладывается” в голове с большим трудом и очень легко вытесняется из неё. Интерес так же способствует повышению работоспособности.

Социальный аспект:

Программа ориентирована на становление и развитие ключевых компетентностей (коммуникативной, социальной, информационной и деятельностной), на развитие у каждого ребенка способностей: 


  • к систематическому успешному учению;


  • к осознанному и ответственному выбору;


  • к самостоятельному критическому мышлению;


  • ответственности за самого себя, близких людей и окружающий мир;


  • самоактуализации и самореализации. 




Направленность.

Курс "Занимательная математика" направлен на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетических сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций. Программа учебного курса "Занимательная математика" предназначена для дополнительного образования детей младшего школьного возраста(1-4 классы) в условиях общеобразовательных школ и дополнительного образования в рамках общеинтеллектуального направления деятельности.

Практическая направленность

Содержание занятий дополнительного образования направлено на освоение математической логики, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Характерной особенностью и педагогической целесообразностью учебного курса "Занимательная математика" является вовлечение учащихся в групповые и коллективные формы работы, занимательность материала либо по содержа­нию, либо по форме, более свободное выражение чувств детьми.

Последовательность заданий выстраивается таким образом: вначале предлагается организационно-подготовительное задание, цель которого – подготовить ребенка к той деятельности, которую он будет выполнять в следующих – основных – заданиях. Это может быть активизация внимания и восприятия, развитие зрительно-моторной координации, разработка мелких мышц руки и т.п. Затем предлагается задание, обязательно носящее частично поисковый характер или содержащее элементы творчества. Процесс выполнения такого задания связан с необходимостью проведения зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного анализа, активизацией интуиции ребенка, опирающейся на его опыт и продуцирующей догадку или на ранее усвоенные знания, умения и навыки, позволяющие включить в активную познавательную деятельность всех учеников класса. Цель такого задания – организация осознания детьми той учебной задачи, на решение которой должна быть направлена их последующая деятельность. Форма подачи задания – проблемно-поисковая, реализованная посредством вещественной или графической модели, воспринимаемой ребенком визуально, что позволяет максимально привлечь внимание и обеспечить принятие учебной задачи всеми учениками класса.

Далее следует этап закрепления, на котором также предлагаются задания, в определенной мере отличные от привычных «тренировочных» заданий. Во-первых, они, как правило, уже оформлены так чтобы, позволить максимально опираться на зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, что немаловажно для ребенка этого возраста; во-вторых, они отличаются вариативностью способов выполнения, необходимостью активно привлекать ранее усвоенные знания, умения, навыки, а также требуют использования приемов умственных действий. Иными словами, даже тренировочные задания в приведенном курсе имеют продуктивный характер.

Таким образом, любое задание в предлагаемой системе является одновременно и обучающим, и развивающим. Они могут выполняться как фронтально, так и отдельными детьми – самостоятельно, по их выбору. Но при этом учитель не занимает позицию объясняющего или контролирующего субъекта – он сам активно включается в процесс выполнения заданий. 

Новизна заключается в том, что в основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход, что обеспечивает общеинтеллектуальную направленность данного курса. При проведении учебных занятий желательно использо-

вать организационные, коммуникативные, интеллектуальные и оценочные умения учащихся. Это создает возможности для творческой самореализации учащихся, умственного и духовного их развития.

Цель: Развитие математических способностей, формирование приёмов мыслительной деятельности.

Задачи программы:

1 год обучения:

Образовательные: 

обучить решению логических задач;

научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;

Развивающие:

развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;

развивать логическое, поисковое, творческое мышление;

Воспитательные:

воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;

2 год обучения:

Образовательные: 

научить оперировать числовой и знаковой символикой;

научить поиску закономерностей;

упражняться в сочинении математических заданий, сказок, задач-шуток;

научить решать задачи с геометрическим содержанием; 

Развивающие:

стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности;

научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями;

Воспитательные:

воспитывать ответственность, самостоятельность;

3 год обучения: 

Образовательные: 

научить решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;

обучить решению задач на планирование действий, решению задач на упорядочивание множеств;

Развивающие:

научить ребят управлять поисковыми действиями, подчинять их определённому плану;

Воспитательные:

воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;

4 год обучения:

Образовательные: 

научить тайнам шифра (чтение и составление ребусов);

обучить решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов; 

научить решать более сложные комбинаторные задачи;

Развивающие:

научить обобщать, делать выводы;

Воспитательные:

воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;

Условия реализации программы:

1)познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики; 

2)задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления; 

3)система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы; 

4)освоение общелогических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение; 

5)развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;

6)развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.

Структура построения занятий.

Настоящая программа курса «Занимательная математика» предназначена для детей в возрасте 6,6 -11 лет, с привлечением к работе родителей. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 35 минут для учащихся 1 года обучения, 40 минут для учащихся 2-4 года обучения. Программа рассчитана на 4 года обучения и составляет 288 часов.

Программа первого и второго классов включает в себя задания занимательного характера, что способствует развитию интереса к предмету. 

Программа третьего и четвертого класса направлена на расширение учебных знаний учащихся, расширение кругозора, развития логического, творческого мышления. 

Формы работы.

Для облегчения решения логических задач, перехода от известного к неизвестному полезно использовать различные виды наглядности, символику в виде таблиц, чертежей, схем, живых предметов, рисунков, графиков, можно вносить элементы юмора, остроумия. На занятиях большое место должны занимать дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры, успешно моделируют жизненные ситуации при решении задач, способны предугадать необходимый peзультат, ответ, что является хорошей подготовкой к техническому моделированию. В процессе занятий должна происходить смена видов ра­бот. 

Виды и формы работ.

1. Числовые упражнения.

2. Числовые закономерности.

3. Арифметические головоломки.

4. Математические загадки, ребусы.

5. Магические фигуры.

6. Занимательная геометрия.

7. Занимательные задачи на тему «Время и его измерение».

8. Занимательные задачи на единицы измерения массы.

9. Логические упражнения.

10. Задачи-шутки.

11. Математические фокусы. 

12. Задачи на смекалку.

13. Дидактические игры.

14. Экскурсии. 

15. Путешествия. 

16. Урок занимательной математики (КВН).

17. Создание математической газеты. 

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр: 


  • на развитие внимания и закрепления терминологии; 


  • игры-тренинги; 


  • игры-конкурсы (с делением на команды); 


  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала; 


  • интеллектуально-познавательные игры; 


  • интеллектуально-творческие игры. 




Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:


  • сказочные сюжеты уроков; 


  • поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; 


  • сочинение своих сказок. 




Ожидаемые результаты:

Предметные

Учащиеся должны знать:

к концу первого года обучения: 


  • Различение предметов по цвету, форме, размеру.


  • Пространственные и временные представления


  • Сложение и вычитание с переходом через 10




К концу второго года обучения: 


  • Сложение и вычитание в пределах 100 (устные и письменные приемы)


  • Сложение и вычитание величин


  • Умножение и деление




К концу третьего года обучения: 


  • Таблица умножения 


  • Меры длины, массы


  • Время и его измерение




К концу четвертого года обучения: 


  • Примеры использования геометрии на практике


  • Решение задач на движение


  • Распознавание задач, решаемых уравнением. 


  • Решение сложных уравнений.


  • Способы решения задач на встречное движение, движение в одном направлении.




Учащиеся должны уметь: 

к концу первого года обучения: 


  • последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;


  • решать логические задачи;


  • решать задачи с геометрическим содержанием; 


  • научиться решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;


  • обобщать математический материал;




к концу второго года обучения: 


  • оперировать числовой и знаковой символикой;


  • научиться поиску закономерностей;


  • сочинять математические задания, сказки, задачи-шутки;


  • решать задачи с геометрическим содержанием;




к концу третьего года обучения: 


  • решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;


  • решать задачи на планирование действий, упорядочивание множеств;




к концу четвертого года обучения: 


  • научиться тайнам шифра (чтение и составление ребусов).


  • решать и составлять задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов; 


  • решать более сложные комбинаторные задачи;


  • обобщать, делать выводы; научиться работать с разными источниками информации; 


  • пользоваться изученной терминологией; 


  • выполнять инструкции при решении учебных задач; 


  • рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;


  • доказывать способ верного решения, опровергать неправильное направление поиска;




Учащиеся должны иметь представление: 


  • об общих закономерностях;


  • об осевой и центральной симметрии;




Личностные

К концу изучения курса учащиеся должны иметь: 


  • высокий уровень познавательной активности, способность творчески мыслить и рассуждать; 


  • решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения; 


  • уметь заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.


  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом;


  • научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга;


  • научиться самостоятельно принимать решения, делать выводы. 





Контроль знаний.

Проводится с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах: 


  • один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный; 


  • вставить пропущенное ключевое слово; 


  • опрос по «цепочке»; 


  • цифровой диктант; 


  • графический диктант; 


  • маршрутная карта; 


  • обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление; 


  • повторение последней фразы и оценка ее корректности; 


  • продолжение ответа, прерванного в произвольном месте; 


  • организация цепочки отвечающих; 


  • комбинированная эстафета и т.д. 




Формы подведения итогов: итоги подводятся в конце каждого раздела на занятии «Я знаю, я умею, я могу». Занятия проводятся в форме: конференции, турнира, викторины, круглого стола, практических работ. 

Методы обучения и развития творческих способностей.


  1. Групповой метод. 


  2. Индивидуальная работа. 


  3. Использование игровых форм. 


  4. Использование наглядных пособий. 


  5. Общение с "живой" природой. 


  6. Метод экскурсионной и практической деятельности. 





Принципы реализации программы:

· Индивидуально - личностный подход; 

· Коллективизм; 

· Креативность (творчество);

· Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка; 

· Научность; 

· Сознательность и активность учащихся; 

· Наглядность.

Связь с учебными предметами.

Курс тесно связан с такими образовательными областями как история, окружающий мир, литературное чтение.


Учебно-тематическое планирование

1 год обучения (33 недели)




Тема


Общее количество часов


Теория


Практика


Форма

работы


1.

Счёт предметов. Различение предметов по цвету, форме, размеру.


6



6

Путешествие по школьному двору.

Занятие



2.

Ознакомление с отношениями «больше», «меньше», «столько же»


4



4

Соревнование



3.

Формирование пространственных представлений


4

1

3

Игровое занятие



4.

Формирование временных представленй


7

1

6

Урок - путешествие



5.

Числа от 1 до 5


4



4

Игровое занятие



6.

Числа от 6 до 10


6



6

Игровое занятие



7.

Прибавить и вычесть 2


4

1

3

Игровое занятие



8.

Прибавить и вычесть 3


4

1

3

Игровое занятие



9.

Прибавить и вычесть 4


6



6

Урок –путешествие



10.

Прибавление и вычитание чисел 5,6,7, 8, 9


2



2

Соревнование



11.

Нумерация чисел в пределах 20


4

1

3

Игровое занятие



12.

Сложение с переходом через 10


4

1

3

Игровое занятие



13.

Закрепление изученного.

Шкатулка удовольствий (любимые игры).

8



8

Соревнование

Игровое занятие




14.

Подготовка к празднику.

Математический праздник

«Считай, не зевай!»


3



3



Праздник


Итого:


66 ч.


6


60



  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница