Консультирует специалист по реабилитации инвалидов Заворуева Татьяна Александровна



Скачать 294,82 Kb.
Дата26.08.2015
Размер294,82 Kb.
Консультирует специалист по реабилитации инвалидов

Заворуева Татьяна Александровна
Как научить хватанию маленького слепого ребенка?

Обучая незрячего ребенка хватанию, необходимо давать ему в руки предметы различные по форме, величине и весу. На первых порах надо направлять руки ребенка и поддерживать предметы. Предметы, предназначенные для занятий, должны быть разнообразными по форме: мяч (нужно брать двумя руками), шарик от пинг-понга (нужно брать одной рукой), маленькие и большие кубики. Игрушки должны быть разными по фактуре: резиновые, пластмассовые, ворсовые.

Необходимо учитывать, что малыш может бояться новых предметов. Прикосновение к некоторым может вызвать у него отрицательные эмоции.

Ребенку неприятно прикасаться к холодным металлическим предметам. Мягкие игрушки из искусственного меха, которые обычно вызывают положительные эмоции у ребенка дошкольного возраста, могут напугать малыша так же, как и ощупывание живых животных и птиц.


Какие игрушки можно давать слепым детям в возрасте до 3-х лет?

Малышам первого-второго года жизни лучше давать игрушки небольших размеров, которые можно вымыть. Мелкие игрушки и предметы меньше 9 см. давать вообще не следует, поскольку дети не смогут различать их детали.

Ребенка второго года знакомят с домом, предметами, которые его окружают. Поднося малыша к различным предметам, можно его ручками, взяв их в свои, потрогать предмет. Очень важно, чтобы процесс знакомства с окружающими предметами доставлял ребенку удовольствие. К концу второго и на третьем году жизни он должен познакомиться со всеми предметами, которые окружают его в доме, с их назначением.
Как научить слепого ребенка не наклонять голову, правильно держать осанку?

Не видя предмета окружающей среды, слепой ребенок сидит, зачастую склонив голову. Очень важно с младенческого возраста следить за осанкой ребенка. Во время кормления осторожно, пальцем под подбородок, поднимите голову малыша. Поглаживание под подбородком всегда приятно малышу, и скоро он начнет поднимать голову. Малоподвижный, сидячий образ жизни обычно отрицательно влияет на осанку человека. Хорошая осанка нужна каждому из нас. Она помогает сохранить малышу сильные мышцы, делает ребенка более привлекательным. Компенсировать недостаточную двигательную активность и формировать осанку помогут регулярные гимнастические упражнения, которые должны стать привычкой и потребностью каждого незрячего человека.


Как обучить незрячего наливанию и кипячению жидкостей?

Прежде всего, сосуд, в который незрячий наливает жидкость (приемный) должен устойчиво стоять на ровной поверхности. Одной рукой придерживайте приемный сосуд, другой возьмите сосуд с жидкостью и резко наклоните его. Если сосуд с жидкостью имеет широкое горло, то для наливания из него удобно воспользоваться чашкой, стаканом. Для узкого горлышка удобно использовать воронку.

Для кипячения воды удобно использовать обычный электрический чайник, который при закипании отключится самостоятельно. Для дозирования воды при наливании в чайник можно использовать емкость, которая меньше чайник. Пр. чайник на 1,5 литра. Воду можно дозировать литровой банкой, при условии, что чайник будет пустым.
Как научить незрячего находить нужные вещи?

Незрячий человек, как и зрячий, должен всегда выглядеть опрятным. Вещи нужно класть на одно и то же место каждый день, чтобы потом было легко их найти и не прибегать к помощи постороннего. Необходимо запомнить в каком порядке висят вещи в шкафу или на вешалке.

Незрячий должен на ощупь научиться отличать материал, чтобы, ощупав вещь, мог определить, из какой ткани она сшита: шерстяная, джинсовая, шелковая и т.д.
Инвалид 1 группы по зрению. После мытья посуды, всегда мучает вопрос «… а качественно ли я это сделал?».

При мытье посуды используем тщательный осязательный контроль и обязательно трем в местах, которые обычно пачкаются. Это места возле ручек и прилегающих к ним поверхностям, донышко. Чистая посуда должна «скрипеть» под руками и не скользить. При использовании моющих и чистящих средств нужно очень тщательно прополаскивать посуду.


Как правильно почистить обувь инвалиду по зрению?

Приемы чистки обуви, которые может использовать незрячий человек:

- нанести крем на тряпочку, намотанную на указательный палец. Это позволяет во время чистки осуществлять тактильный контроль;

- надеть ботинок, туфель, сапог на левую руку, правая рука двигается снаружи, ориентируясь на модельные особенности обуви;

- можно чистить обувь и на ноге, но, чтобы не испачкать руки или ногу кремом, надо заложить бумагу под край обуви, который касается ноги.
Какие игры и упражнения можно делать с ребенком при остроте зрения 0,04?

С ребенком при такой остроте зрения, можно проводить следующие занятия:



  1. Работа с крупным строительным материалом.

  2. Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу.

  3. Лепка крупных предметов из пластилина.

  4. Плетение ковриков из полос основных цветов и оттенков (ширина полос до 2 см.).

  5. Раскрашивание крупных деталей усложненных рисунков.


Как застелить кровать покрывалом, чтобы оно ровно свисало с кровати, и кровать выглядела красиво?

Покрывало лучше застилайте, свернутым вдвое. За ориентир Вы можете выбрать продольную планку кровати и по ней выровнять край покрывала. Затем отогните верхнюю половинку покрывала и доведите ее до стены (если кровать стоит у стены) или до такой же планки на противоположной стороне кровати.


Что значит «удобная» квартира для слепого человека?

Удобная квартира предусматривает отсутствие порогов, нефункциональных выступов и проемов стен, адекватное освещение и окраску, оборудование помещений раздвижными дверями, поручнями, встроенной мебелью с магнитными защелками и бортиками у полок, оборудование кухни и других помещений датчиками ориентирами, тифлотехникой, ограждениями отопительных систем.



Вопросы и ответы по социально-бытовой ориентировке
1)«Обязательно ли ребенку в 5-летнем возрасте соблюдать режим дня?».

Одной из важных сторон воспитания ребенка, на которую следует обратить внимания – это необходимость сочетания физических упражнений с режимом дня в целом.

Режим дня – это рациональный распорядок сна, отдыха, питания, труда, занятий физическими упражнениями, закаливаниями и других видов деятельности в течение суток.

Однако нельзя режим считать временным «жестоким» распорядком дня, при котором появляется монотонность в жизнедеятельности ребенка. Вы должны помнить, что необходимо выполнять основные компоненты режима: время приема пищи, сна, длительности прогулок на свежем воздухе. Остальные виды деятельности ребенка можно изменять.

Сон ребенка в 5-летнем возрасте должен составлять, в среднем, 11 часов, питание должно быть регулярным, перерыв между приемами пищи должен составлять 3 - 4 часа, прогулки на свежем воздухе 4 – 4,5 часа ежедневно.
2)«Нужно ли привлекать слепого ребенка к участию в домашних делах?»

Обучение ребенка навыкам самообслуживания значительно расширяет его самостоятельность. Но не ограничивайтесь только этим. Помните, что вашему ребенку придется жить в мире зрячих и во многих бытовых ситуациях полагаться только на себя. Привлекайте ребенка к участию в домашних делах как можно раньше. Он должен чувствовать себя полноценным членом семьи, ее частью. Пусть у него будут определенные домашние обязанности, тогда ваш ребенок почувствует свою значимость.

Начинайте с легких поручений по дому, которые доступны только ему.
3)«Какие игры для развития логического мышления у незрячих детей можно использовать?»

Для развития логического мышления у незрячих детей можно использовать такие игры как разборно-складной кубик, «Танграм», «Реверси», «Ранжир», шашки, домино, шахматы (специальные для незрячих людей). Первые четыре игры можно отнести к головоломкам. Они ценны тем, что способствуют развитию осязания у детей, логического мышления, конструктивных умений. Кроме того, в эти игры ребенок может играть как самостоятельно, так и совместно со зрячими детьми.


4)«Как научить ребенка более полно воспринимать окружающий мир?».

Для слепого ребенка (в том числе и ребенка, имеющего остаточное зрение) основным средством получения информации об окружающих предметах является осязание. Поэтому необходимо учить ребенка обследованию предметов с помощью осязания. Учите ребенка ощупывать предметы двумя руками, так чтобы в работе участвовали не только кончики пальцев, но и вся кисть. Обращайте внимание детей на последовательность знакомства с предметами, учите ребенка обследовать предмет планомерно или сверху вниз или слева направо. При осязательном обследовании предметов ребенок должен выделять его свойства: величину, плотность, вес. Учите ребенка различать материал, из которого изготовлены предметы: дерево, камень, стекло, металл, пластмасса, бумага, ткань, кожа. Если ваш ребенок немного видит, не исключайте из обследования и зрение.


5)«Не раз приходилось слышать, что слепые дети отстают в развитии от нормально видящих детей, правда ли это?».

У вашего ребенка есть проблемы со зрением, но это вовсе не значит, что он страдает умственной отсталостью. Возможно, некоторые виды деятельности будут даваться ребенку трудней, чем его зрячим сверстникам. Это связано с тем, что недостаток или отсутствие зрения ограничивают возможности ознакомления с теми или иными видами двигательной активности. Незрячему ребенку требуется больше времени, помощи и практики. При вашей помощи ребенок научится делать то же самое, что и зрячие дети. Возможно, ему потребуется больше времени на то, чтобы научиться ходить или говорить, но это вовсе не значит, что он страдает умственной отсталостью.


6) «Моему ребенку 3 года, он тотально слепой. Очень часто он трогает языком все, что попадает ему под руки: игрушки, ложки, спинку стула, пульт от телевизора и т.д. Почему так происходит и стоит ли ему это запрещать?».

Иногда ваш ребенок прикасается к предметам языком или ртом, стараясь «почувствовать» размер, форму, текстуру поверхности или температуру. Используя органы осязания, слуха, обоняния и вкуса, слепые дети больше узнают об объектах. Это безопасно при условии, что объект чистый и достаточно большой, чтобы ребенок не мог его проглотить.

Если ребенок начинает использовать зубы, нужно прекратить ознакомление с предметами с помощью рта, и перейти к осязательному изучению предметов руками.

7) «Моему внуку 4 года, он давит пальцами на глаза. Один из целителей, к которому мы обращались в надежде вернуть зрение ребенку, сказал, что таким образом он лечит свои глаза. Правда ли это?».

Нет, это неправда. Это всего лишь вредная привычка, которую нужно пресекать с момента, как она стала проявляться. Так же к вредным привычкам нужно отнести покачивание тела, вращение глазами, похлопывание руками. Это происходит, потому что слепые дети скучают или чувствуют себя некомфортно. Вы можете предотвратить укоренение этих вредных привычек:

- давая ребенку какой-нибудь интересный предмет для игры;

- изменяя позу или местоположение ребенка;

- отвлекая внимание ребенка, играя с ним или напевая ему песенку.
8) «Можно ли незрячему ребенку играть со зрячими сверстниками, или лучше, чтобы он общался с такими же, как он, незрячими?».

Как и все дети, ваш ребенок нуждается в друзьях, с которыми он мог бы играть. Вам не следует ограничивать круг общения вашего ребенка только с другими слепыми детьми. Для него очень важно научиться чувствовать себя уверенно в обществе зрячих детей. Когда зрячие и слепые играют вместе, они часто находят возможности изменения правил игры таким образом, чтобы в них могли принимать участие все дети.


9) «Как научит слепого ребенка самостоятельно брать и убирать игрушки?».

Вашему ребенку необходимо знать, откуда берутся предметы. Если он этого не знает, то ему проще думать, что они появляются «по взмаху волшебной палочки». Лучше, если ребенок будет доставать вещь вместе с вами. Например, если вы хотите поиграть с вашим ребенком в мяч, доставайте его вместе, чтобы ребенок знал, где хранится мяч. Также очень важно возвращать вещи на место после того, как вы или ваш ребенок закончили пользоваться ими. Тогда ребенок в следующий раз сможет найти их самостоятельно. Зрячие дети могут быстро найти необходимую вещь с помощью зрения. Слепому ребенку приходится медленно и тщательно ощупывать руками все поверхности, если вещь не лежит на определенном месте.


10)"У меня пока еще очень маленький ребенок ему всего год. Конечно, я все делаю сама: одеваю и раздеваю. С какого возраста можно начать учить его самостоятельности?”
Ваш ребенок уже понимает обращенную к нему речь, способен выполнять определенные действия, если вы попросите его об этом. Плохо, если при одевании и раздевании вы не используете возможности малыша, ведь он может вам помочь. Например, вы можете его попросить: "Подними ногу”, "Подними руки”, "Наклони голову”, "Повернись” и т. д. Старайтесь, чтобы ребенок не был ватной куклой в ваших руках, стремитесь активизировать его действия, максимально использовать его возможности. При этом не забывайте сопровождать каждое действие словами. Например: "Наденем колготки, а кофточку снимем...”.
11)"Я стараюсь, чтобы мой слабовидящий сын одевался самостоятельно. Но у него ничего не получается. Легче все сделать самой, чем испытывать муки, видя его беспомощность”.
Безусловно, смотреть, как слепой малыш мучается с колготками или свитером, тяжело. Задача родителей помочь ребенку преодолеть эту беспомощность и научить справляться с непослушными вещами.
Учить необходимо методично, терпеливо, без спешки. На первых этапах используйте прием совместных действий, сопровождаемых речевыми комментариями взрослого. Применять данный прием нужно, когда ребенок встретится с новой деталью или видом одежды.
Мера самостоятельности ребенка изменяется постепенно. Сначала он только помогает взрослому. Со временем малыш уже в состоянии снять с себя самостоятельно некоторые детали одежды: носочки, штанишки, колготки. При этом необходимо приучить ребенка не бросать вещи, а протягивать их взрослому или складывать на стульчик, постепенно обучать расправлять вещи, развешивать на спинке стула. Взрослые должны поддерживать каждое проявление самостоятельности ребенка, строго дозируя свою помощь. Можно и нужно помочь ребенку в тех случаях, когда он недостаточно твердо усвоил какое-либо действие. Постепенно помощь должна уменьшиться до простого наблюдения за действиями ребенка. Никогда не будет излишним выражение искренней радости даже от самого незначительного прогресса в обучении ребенка.
12)"У нас незрячая дочка одевается сама, но как… Платье наизнанку, колготки задом наперед”.
Учите ребенка быть внимательным при одевании. Сначала совместными действиями (рука ребенка в руках взрослого) рассмотрите одежду, аккуратно разложенную на диване или висящую перед ребенком на "плечиках”. Обратите внимание ребенка на то, где у платья передняя сторона (какие детали платья расположены спереди), а где задняя; научите малыша определять лицевую и изнаночную сторону одежды по отдельным деталям (карман, пуговицы, вышивка и пр.), по фактуре ткани, по рубчику, образуемому швами с изнаночной стороны. В случае, если изнанку определить трудно (а это часто бывает, например, с колготками, рейтузами), опытные родители советуют пришивать метку; яркую пуговку или маленький лоскуток ткани. Так, пуговка, пришитая к колготкам спереди, может быть для ребенка ориентиром, помогающим определить переднюю-заднюю и лицевую-изнаночную стороны колготок. Такая пуговка-подсказка может стать личной меткой одежды вашего ребенка, по которой он сможет отличить свою одежду от чужой в детском саду и школе (например, отыскать свою спортивную форму в случае, если она затерялась среди десятка внешне ничем не отличающихся костюмов). Такая метка должна быть хорошо усвоена ребенком и зрительно, и с помощью осязания. Хорошо, если на всей одежде будут одинаковые метки. Необходимо сделать метки и на обуви, чтобы ребенок не путал левый и правый башмачки. Так, на всех правых сандаликах, тапках в удобном месте можно наклеить кусочек лейкопластыря. Постепенно ребенок научится определять правый и левый башмачки без использования меток.
13)"Самое трудное для моего незрячего сынишки застежки на одежде и обуви. Из-за них и простывает часто ходит расстегнутым, и вид неопрятный...”.Справиться с пуговицами и шнурками можно лишь при условии, если хорошо развиты пальцы рук. Если ребенку трудно просунуть пуговицу в петлю, пальцы его не слушаются, необходима тренировка. Помимо общих упражнений для развития и укрепления пальцев рук необходимы специальные игры-упражнения с пуговицами и другими застежками. Чтобы превратить эти занятия в интересную игру можно изготовить специальный коврик-тренажер. К полотну с помощью пуговиц прикрепляют вырезанные из отрезков ярких тканей различные детали, образуя единый сюжет. Можно изготовить из обрезков тканей веселых зверушек: зайчиков, котят, мишек. Прежде чем поиграть с такой игрушкой, ребенку предстоит ее собрать, так как детали голова, лапки, ушки, хвостик пристегиваются к туловищу игрушки пуговками. Постепенно задания можно усложнять, например, дополняя коврик-тренажер новыми деталями: ленточками для завязывания узелков и бантиков, кнопками, крючками, пряжками и пр. Со шнурками на обуви справиться сложнее. На первых порах их можно заменить, вставив в отверстия выкрашенную в цвет обуви бельевую резинку. Ботинок при этом шнуруется резинкой, вместо узелка концы зашиваются. Постепенно ребенка необходимо учить шнуровать ботинки. Для этого рекомендуем еще один тренажер: кусочек фанеры или плотного картона с двумя параллельно расположенными рядами отверстий и разноцветные шнурки.
14)"Наш слабовидящий сын, как мы ни стараемся, выглядит неряшливо, неаккуратно. Как приучить ребенка к порядку в одежде, к опрятности?”.С самого раннего возраста ребенок должен иметь свое место для вещей и хорошо знать, где оно находится. Это может быть тумбочка, полка в шкафу, ящик комода, главное, чтобы оно было доступным для ребенка. Приучайте ребенка аккуратно складывать одежду и обувь в определенном месте (на стуле, на полке шкафа). Старайтесь быть твердыми и последовательными в своих требованиях. Ведь от привычки с детства к порядку в вещах и от умения сохранять этот порядок будет зависеть очень многое для вашего ребенка в детском саду и в школе. Важно научить ребенка с нарушенным зрением контролировать свой внешний вид. Объясните, что, если он появится небрежно одетым, грязным среди людей, над ним будут смеяться, с ним будет неприятно общаться. Обучите ребенка приемам контроля за своим внешним видом. Например: "застегнувшись, проведи рукой по пуговкам: все ли они застегнуты, каждая ли пуговица нашла именно свою петельку; одерни платье спереди и сзади (нагнувшись, одерни брюки); если есть поясок, посмотри, не болтается ли он” и т. д. Добивайтесь, чтобы такой контроль стал привычкой для вашего ребенка, непременным действием, сопровождающим и заканчивающим процедуру одевания.
15)"Посоветуйте, как обучить ребенка элементарным гигиеническим навыкам: умываться, чистить зубы”. Обучая ребенка умываться, внимательно осмотрите ванную комнату: все ли в ней удобно для ребенка, может ли он достать до крана и самостоятельно включить воду, взять умывальные принадлежности, найти свое полотенце. В случае, если раковина расположена слишком высоко для ребенка, необходимо подставить широкую устойчивую скамейку. Купите малышу яркие и удобные умывальные принадлежности: зубную пасту и щетку, мыльницу, стаканчик для полоскания рта. Все это должно находиться в доступном для ребенка месте. С раннего возраста необходимо обучать ребенка чистке зубов это способствует их сохранению, а также вырабатывает привычку следить за гигиеной полости рта. Чтобы паста, выдавливаемая ребенком из тюбика, попадала именно на щетину, а не на руки, учите ребенка правильно держать щетку: щетиной вверх и так, чтобы указательный пальчик был вытянут вдоль щетины, образуя бортик. Ребенок, держа тюбик с пастой в левой руке, помещает его отверстие на начало ряда щетинок и, осторожно надавливая на тюбик, двигает его по щетине. Указательный пальчик придерживает выдавливаемую пасту. Совместными действиями покажите ребенку, как надо правильно чистить зубы (движениями сверху вниз и снизу вверх, захватывая десну, с внешней и с внутренней стороны). После чистки зубов ребенок должен прополоскать рот водой из своего стаканчика.
Обучаясь умыванию, дети с недостатками зрения не всегда могут быть аккуратными в ванной. Непременно будут и расплесканная вода, и размазанная зубная паста. Какое-то время придется мириться с этим. Но постепенно приучайте ребенка к аккуратности: "Если ты будешь делать сильный напор воды, она будет выплескиваться на пол, и нам с тобой придется ее вытирать, а это значит, что меньше времени останется на игру или прогулку...”.
Хорошо, если умывание станет для ребенка не только привычкой, но и приятной процедурой.
16)"Моя годовалая незрячая дочь очень боится мыться в ванной, плачет, сопротивляется. Как преодолеть этот страх?” Случается, что у ребенка с купанием связаны какие-то неприятные ассоциации. Иногда сами родители невольно являются причиной негативной реакции ребенка: резко погружают его в воду или ставят под душ (подобное резкое изменение, как; правило, сильно пугает ребенка, ведь он не видит воды), совершают с ним непонятные и неприятные манипуляции. Неприятные ассоциации, связанные с купанием, могут быть вызваны боязнью чувства жжения в глазах от мыла или шампуня, опасениями поскользнуться в ванне.

Заранее готовьте ребенка к купанию: вместе соберите необходимое белье, приготовьте полотенце и банные принадлежности. Важно показать ребенку, как работает душ, дать потрогать руками воду.

Если ребенок испытывает страх при погружении в воду, лучше поставить его в ванну или посадить и наливать воду постепенно.

Иногда боязнь воды бывает очень стойкой. В этом случае кому-нибудь из родителей нужно войти в ванну вместе с ребенком, чтобы он постоянно чувствовал ваше присутствие. Можно мыть ребенка, посадив его на специальную скамеечку так, чтобы воды касались только ножки. Постепенно уровень воды надо повышать.

Если ребенок не умеет зажмуриваться во время мытья головы и плачет, если мыло или шампунь попадают в глаза, можно мыть голову, не наклоняя ее вперед, а запрокидывая назад. При таком способе мытья головы мыльная вода не стекает по лицу и не попадает в глаза, что избавляет малыша от неприятных ощущений.

Мыть ребенка необходимо нежесткой мочалкой. Можно самому малышу надеть на ручку махровую рукавичку или дать яркую мягкую губку и постепенно совместными усилиями учить мыться самостоятельно.

Необходимо разрешить ребенку поиграть в ванне (помыть куклу, запустить кораблик, поэкспериментировать с водой). Ведь купание не только гигиеническая процедура. Это еще и возможность познания окружающего мира.

Важно предупреждать незрячего ребенка о своих действиях. Например: "Сейчас включим душ. Протяни ручки и посмотри, какой приятный теплый дождик, от такого дождя растут в лесу грибы. Встань и ты под дождик, быстрее будешь расти...”.


17)"Свою слабовидящую дочь я всегда кормлю с ложки. Как научить ее есть самостоятельно?”
Начинать обучать ребенка с нарушенным зрением самостоятельности в еде необходимо уже в 2-3 года. Вероятно, ваш ребенок уже проявлял стремление к самостоятельности: старался взять со стола ложку, чашку, самостоятельно откусывал кусочки хлеба. Хорошо, если вы поощряли интерес ребенка, разрешали ему поиграть с ложками, обследовать тарелки, подержать чашку так вы готовили его к самостоятельности и формировали у него представления о тех предметах, которыми он пользуется ежедневно. Начинать обучение самостоятельности в еде тифлопедагоги советуют с обучения питью из кружки. Научите ребенка держать кружку сначала двумя руками, а затем за ручку. Помогайте малышу пить, слегка поддерживая кружку снизу. Научите ребенка сначала найти свободную площадь стола и только потом ставить кружку. Обучение самостоятельности в еде ложкой более сложный, процесс. Первый урок начните с небольшой порции вязкой пищи (например, каши ее легко зачерпнуть, она хорошо удерживается на ложке). Сядьте сзади ребенка или посадите его к себе на колени. Вложите ему в правую руку ложку. Не беда, если сначала ребенок будет держать ложку в кулаке ведь у него еще довольно слабые пальцы. Возьмите его руку в свою. Зачерпните кашу (разрешите ему при этом набрать полную ложку) и помогите направить ложку в рот. Дайте возможность ребенку самостоятельно повторить действие. Понадобится не один урок для выработки правильных координированных движений. Иногда из-за боязни пронести ложку мимо рта, расплескать пищу, дети сильно наклоняются к тарелке. Следите за этим. Приучайте ребенка не наклоняться низко над тарелкой во время еды, подносить ложку ко рту осторожно, не спеша, чтобы не расплескать пищу.
18)"Наверное, очень некрасиво и некультурно, что наш слабовидящий сын все время трогает пищу в тарелке руками, но мы никак не можем отучить его от этого”.
На первый взгляд, постоянное желание ребенка потрогать руками содержимое всякой тарелки выглядит если не злонамеренным баловством, то, по крайней мере, невоспитанностью. Но только на первый взгляд. Любому человеку, садящемуся за стол, важно знать, что именно он будет есть. 3рячий внимательно осмотрит пищу глазами. Незрячему глаза заменяют руки. Ребенку с патологией зрения необходимо удостовериться, действительно ли это то блюдо, о котором говорила мама, не слишком ли оно горячее, сколько налито в тарелку, где именно лежит котлета, а где огурец. Словом, это проявления обычного ориентировочного рефлекса. Однако действительная воспитанность любого ребенка, а ребенка с нарушениями зрения в еще большей степени, и заключается в умении сдержать свои естественные импульсы, посмотреть на себя со стороны глазами окружающих, во владении способами и приемами (а для слепых и слабовидящих это особые способы и приемы) общественно приемлемого поведения. Поэтому объясните ребенку, что его "копание” в тарелке неприятно для людей, сидящих с ним за столом, что это очень некрасиво со стороны и что ни взрослые, ни дети так не делают. И, самое главное, научите его способам и приемам ориентировки за обеденным столом и в собственной тарелке. Хорошо, если в вашей семье выработаны определенные правила сервировки стола, и ребенок эти правила знает и выполняет. При этом все поисковые движения за столом сведены к минимуму, и вы почти застрахованы от пролитого супа, опрокинутого чайника, разбитой чашки. Правила могут быть предельно просты, но должны неукоснительно соблюдаться всей семьей. Например, яркая салфетка на столе, служащая контрастным фоном, на ней тарелка с едой, справа ложка или вилка, слева блюдце с хлебом. Под блюдцем бумажная салфетка. За тарелкой прямо перед ребенком чашка или стакан с каким-либо напитком. Ребенок легко запомнит расположение предметов на столе и сможет помогать вам готовить стол к обеду.

Необходимо научить ребенка с патологией зрения ориентироваться и в собственной тарелке. При этом следует подключать все сохранные органы чувств: остаточное зрение, обоняние и, безусловно, осязание. Поиграйте с ребенком в игру "Что сегодня на обед?”. Пусть он попробует по запаху определить, какое блюдо приготовила мама. Если ребенок пробует что-то впервые дома, разрешите ему обследовать это блюдо руками, чтобы он имел полное представление об этом блюде. Впоследствии ребенку уже не понадобится такое детальное обследование, так как он уже будет иметь конкретный образ этого блюда, и вы сможете быть спокойны, что в гостях или дома, когда будут подавать это блюдо, ему просто незачем будет лезть в тарелку руками.


Выработайте вместе с ребенком определенную схему раскладки пищи на тарелке. Например, котлета, мясо, рыба всегда будут находиться справа, гарнир слева. Следуйте этому правилу неукоснительно (и дома, и в общественной столовой). Научите ребенка обследовать содержимое тарелки не рукой, а вилкой или ложкой. Приборы должны стать продолжением его руки. Так, вилкой можно определить количество пищи в тарелке, расположение отдельных составляющих блюда, его вязкость, твердость и пр. Приучайте ребенка строго следовать определенному порядку действий при еде:

  • Проверь, как сервирован твой стол. Найди на столе все нужные тебе предметы. Разложи все так, как тебе привычно и удобно.

  • Определи (с помощью зрения, по запаху), какое блюдо тебе подали.

Обследуй содержимое тарелки вилкой или ложкой. Разверни тарелку так, чтобы было удобно и привычно.
19)«Когда можно начинать заниматься со слабовидящим или слепым ребенком?»

Все дети рождаются с незрелой зрительной системой, и лишь к трем месяцам острота зрения у здорового малыша становится достаточно высокой. И до трех месяцев незрячий ребенок поведенчески ничем не отличается от зрячего. И именно в этот период, в первые недели и месяцы жизни занятия принесут наибольший эффект.


20) «Чем нужно начинать заниматься в первую очередь с ребенком, у которого имеется остаточное зрение?»

Главное – развивать остатки зрения, если они сохранились.


21) «Зачем развивать у ребенка остаточное зрение, если ребенок все равно не будет видеть?»

Даже если у ребенка сохранилось только светоощущение, это может впоследствии очень помочь ему для ориентировки в пространстве: он сможет увидеть проем окна на фоне стены, препятствие на фоне солнечного света. При этом важно не только сохранить остатки зрения, но и научить малыша ими пользоваться. Очень часто дети с одинаковым уровнем интеллекта и примерно одинаковой остротой зрения очень сильно отличаются друг от друга, потому что одного научили пользоваться остатками зрения, а другого – нет.




22) «Как развивать остаточное зрение у ребенка?»

Нужно вызвать интерес ребенка к зрительным ощущениям, добиться того, чтобы световой символ стал для него значимым. Поэтому важно, чтобы такие игры сопровождались положительными эмоциями, тактильным контактом. Например, мама светит малышу в глаза фонариком и одновременно гладит его, щекочет, говорит что-то ласковое. Для развития цветоощущения нужны игрушки, которые мигают, светятся в темноте: светящиеся трубочки, мигающие елочные гирлянды. После полугода, когда малыш уже умеет сидеть, можно научить его включать и выключать лампу при помощи шнурка. Если у малыша есть остатки предметного зрения, ему обязательно нужны зрительные стимулы. Такой стимул должен быть достаточно ярким и легко различимым: крупные игрушки насыщенного цвета или нескольких контрастных цветов. Сначала их размещают в центре (например, подвешивают над кроваткой малыша), потом, когда ребенок начинает на них реагировать, их постепенно смещают вправо или влево, расширяя поле зрения. Кроме игрушек можно использовать крупные картинки, на которых сочетаются черно-белые графические элементы: линии, волны, шахматные поля. Постепенно размер элементов изменяется, увеличивается количество цветов.


23) «Как слепые дети осваивают движения: самостоятельно или им нужна помощь?»

У здорового ребенка развитие общих движений напрямую связано с двигательными стимулами: ему хочется дотянуться, добраться до интересного предмета, лучше рассмотреть его. Так дети начинают, и держать голову, и захватывать предметы, и ползать. Для слепого малыша зрительных стимулов не существует. Кроме того, при изменении положения тела в пространстве слепые дети испытывают сильный страх, поэтому двигаются неохотно. Но если начать занятия до трех месяцев, страха не возникает. Чтобы малыш привык не пугаться к перемещениям в пространстве, нужно самых первых дней жизни поднимать его, переворачивать, раскачивать из стороны в сторону. Лучше всего, если мама будет выполнять все движения вместе с малышом, положив его к себе на грудь: чувствуя мамин запах, ее прикосновения, слыша ее дыхания, кроха будет чувствовать себя в безопасности. Очень важно, чтобы ребенок лежал на животе (хотя слепые дети очень этого не любят): только так малыш будет учиться держать голову, развивать мускулатуру шеи и спины. Но у слепого ребенка нет мотивации поднять голову: ведь он ничего при этом не увидит. Поэтому нужно, чтобы мама поощряла его, гладила, звенела перед ним разными игрушками. В двигательном развитии зрячего ребенка происходит колоссальный скачок, когда он обнаруживает, что у него есть ручки и ножки, которые случайно попадают в поле его зрения (это случается примерно около трех месяцев). Чтобы такое же открытие смог сделать слепой ребенок, нужно, чтобы его ручки, а затем и ножки зазвучали. Для этого на них надевают звенящие браслеты. Очень удобно делать их из мягких резинок для волос, на которые можно нашить шуршащие шарики, бубенчики и т.д. При каждом движении они издают звук, и постепенно малыш обнаружит, что звук связан с его движениями. Чтобы малыш учился захватывать предметы, их нужно вкладывать ему в ручку, причем уже с самых первых дней жизни. Лучше, конечно, чтобы это были звучащие игрушки с интересной разнообразной текстурой. Очень важно научить ребенка не только брать предмет, но и выпускать его, это тяжело.


24) «Почему незрячий ребенок боится выпускать предметы из рук, бросать их?»

Слепой ребенок не видит, куда исчезает предмет, который он выпускает из рук. Игрушка исчезает в никуда и навсегда. Поэтому, ухватившись за интересный предмет, он расстается с ним с крайней неохотой. А отвлечь слепого малыша, переключить его внимание на какое-то новое впечатление очень трудно.

25) «Сейчас рекомендуют как можно раньше, буквально с первых недель жизни, выпускать детей на пол. Полезно ли это для слепых детей?»

Пока ребенок не достиг той стадии, на которой он способен ползать, лучше его на пол не выпускать. Если для зрячего ребенка на полу гораздо больше зрительных стимулов, и это способствует его интеллектуальному и двигательному развитию, то у слепого ребенка резкие изменение обстановки и расширение пространства может иметь отрицательные последствия: он может испугаться. Поэтому лучше раздвигать границы пространства постепенно. Сначала какую-то часть время ребенок проводит в кроватке, какую-то – с мамой на диване. Но лучше, чтобы часть дивана, на которой играет ребенок, была огорожена, подушками, крупными мягкими игрушками, чтобы он был защищен. Когда ребенок начал ползать, то мы рекомендуем обязательно перемещать малыша на пол и отгораживать для него часть комнаты, причем поначалу не очень большую, чтобы он не испугался. Пространство, предназначенное для малыша, нужно наполнить интересными предметами. Очень полезно создавать небольшие препятствия: положить на пол подушки, валики, сделать тоннели. Сначала мама должна играть в этом уголке вместе с малышом, приучать его переползать через свой живот, подползать под коленом и т.д. Так ребенок поймет, что это безопасно, интересно и весело.


26) «Какие занятия можете порекомендовать для двигательного развития слепого ребенка?»

Очень полезно плавание. Причем лучше всего, чтобы это было совместное с мамой плавание в ванной. Занятия плаванием хорошо развивают мышечный аппарат, помогают малышу познавать свое тело.




27) «Как научить слепого ребенка получать информацию о внешнем мире?»

Для общего психического развития слепого ребенка очень важен слух. Ведь если ребенок не видит предмет, он для него как бы не существует. Поэтому мы учим слепого ребенка воспринимать наличие предмета по звуку, отыскивать его и захватывать поисковым движением. Сначала малышу обязательно дают игрушку в руки. А затем, когда он с ней познакомится, привыкнет к ее звучанию, мама издает уже привычный звук поблизости от малыша, так, чтобы он мог дотянуться до предмета. Но у слепого ребенка нет стимула поворачиваться на звук: качество звука от этого не меняется, а увидеть предмет он не может. Поэтому при обучении необходимо давать тактильную опору: позвенели справа – коснулись правой щечки или правой ручки. Важно, чтобы у ребенка были игрушки с различным звучанием: погремушки, бубенчики, шарманки.




28) «Полезно ли слепому ребенку, для развития, слуха слушать музыку?»
Да, но не бесконечно. Конечно же, ребенку полезно слушать и музыку, и сказки, но это не должно быть единственным источником звука. Ребенок должен учиться прислушиваться к обычным бытовым шумам и реагировать на них: звонок телефона, шаги мамы, свисток чайника. Это поможет ему ориентироваться в мире.
29) «Как развивать тактильные ощущения у слепого ребенка?»

Важно, чтобы тактильные ощущения были разнообразные, чтобы игрушки были сделаны из разного материала, чтобы они имели интересную текстуру: деревянные, пластмассовые, с резьбой, из ткани с разной фактурой. Очень полезны мягкие бархатистые игрушки, наполненные шариками. А вот мягкие лохматые игрушки не вызывают у слепых детей интереса и могут даже испугать их.




30) «Легко ли маме наладить контакт с малышом, если он не видит?»

Это серьезная проблема. Дело в том, что слепые дети совсем по-другому реагируют на взаимодействие, и поначалу это очень смущает их близких. Если зрячий ребенок, когда к нему наклоняются и говорят ему какие-то ласковые слова, в два месяца расплывается в улыбке, а в три – еще и радостно машет ручками и ножками, гулит, то у слепого ребенка совершенно противоположная реакция: он замирает, когда к нему обращаются.

Слепые дети вообще несколько позже начинают улыбаться. И нередко мама неправильно интерпретирует реакцию своего малыша: ей кажется, что он испугался или не хочет с ней общаться. А для нормального развития слепому ребенку общение необходимо даже больше, чем зрячему. Ведь мама для него – единственный источник информации об окружающем мире.


31) «Как добиться того, чтобы ребенок нормально адаптировался в обществе?

Здесь – самая тяжелая проблема. У нас есть сеть детских садов для слабовидящих детей: для тех, у кого есть снижение зрения, но оно не катастрофическое. Слепых детей туда берут очень неохотно или не берут вообще. Поэтому до школы такой ребенок находится, в основном, с мамой.




32) «Стоит ли искать для общения родителей, у которых тоже есть слепой ребенок?»

Лучше, если у малыша будет опыт общения со зрячим ребенком более старшего возраста, который уже может себя контролировать, который станет его опекать. То есть, его нужно учить общаться.




33) «Ребенку полезно бывать в компании или он может общаться только один на один?»

Даже контакт один на один возможен, только если мама помогает малышу играть, направляет его. Да и второму ребенку тоже нужно постоянно помогать. И с одного раза тут ничего не произойдет, такие встречи, чтобы от них была польза, нужны постоянно.

34) «Что же нужно для того, чтобы незрячий ребенок проявлял высокую двигательную активность?»

Во-первых, ребенок должен хорошо ориентироваться окружающем его пространстве. Ориентироваться – значит представлять местонахождение по отношению к этим предметам.

Во-вторых, незрячему недостаточно хорошо представлять окружающее пространство, он должен уметь передвигаться, владеть навыками таких жизненно необходимых двигательных действий, как ходьба, бег, а в более старшем возрасте умениями кататься на лыжах, коньках и т.п.

В-третьих, незрячий ребенок должен иметь достаточную мотивацию. Даже хорошо ориентирующийся и имеющий хорошо развитые двигательные умения слепой не может быть подвижным, если у него нет желания передвигаться, не хватает уверенности в себе.

Все эти качества не являются врожденными, а приобретаются в процессе жизни. Наибольшее влияние на их формирование оказывает среда, в которой слепой ребенок воспитывается, и в частности семья.
35) «Какие обязанности по дому могут быть у нашего трехлетнего слабовидящего сына?»

Уже с трехлетнего возраста ребенка необходимо приучать к труду. Первая и простейшая обязанность – уборка игрушек после игры. Приучайте ребенка к тому, чтобы у него не было несобранных пирамидок, разбросанных костей домино, рассыпанного конструктора или мозаики. Настольные игры должны храниться только в собранном виде, чтобы ребенок в любой момент мог к ним обратиться.


36) «Какие работы по дому может выполнять ребенок с нарушенным зрением?»

Если с врачом офтальмологом не оговорены ограничения на какие-либо действия, то слепому или слабовидящему ребенку доступны все работы в той или иной степени. Включенность в домашние дела – сильный воспитывающий фактор, а также одно из средств познания ребенком окружающего мира.


37) «Как научить тотально слепого ребенка мыть руки?»

Станьте позади ребенка и, взяв своими руками его руки, проделайте вместе с ним следующие шаги:



  1. Включите холодную воду.

  2. Подставьте обе руки ребенка под воду и скажите: «Вымой руки».

  3. Помогите ему взять мыло одной рукой или двумя руками, в зависимости от того, как ему удобнее.

  4. Потрите мыло между его ладонями. Лучше всего это может быть сделано, если сначала попросить его одной рукой подержать мыло, а другую руку потереть о него. Потом можно поменять.

  5. Снова положите мыло на раковину.

  6. Потрите тыльную сторону одной ладони ребенка о другую, мыльную, ладонь.

  7. То же самое сделайте с тыльной стороной другой ладони.

  8. Подставьте под воду обе руки и начните споласкивать их, потирая одну о другую, пока не смоется вся пена.

  9. Скажите: «Молодец! Ты вымыл руки! Теперь давай завернем кран».

  10. Помогите ребенку выключить воду.

38) «Как научить слепого ребенка находить предметы упавшие на пол?»

Чтобы ребенок смог найти предмет, упавший на пол, давайте ему точные указания. При объяснении, где что находится, избегайте употребления выражений «там» или «здесь», а также жестов. Так как ваш ребенок имеет проблемы со зрением, эти слова и действия не несут для него никакой смысловой нагрузки. Будьте точнее в указаниях. Употребляйте выражения «Пирамидка стоит впереди (позади) тебя». Учите ребенка по звуку определять, откатился предмет при падении или находится рядом.
39)«Почему слепой ребенок начинает ходить позднее в отличие от видящего ребенка?»

Чаще всего это происходит с заметным опозданием по сравнению с нормой. Если нет двигательных нарушений или нарушения чувства равновесия, оно объясняется излишней осторожностью и недоверием к возможностям ребенка со стороны взрослых. Плохо видящие с рождения дети, часто очень осторожны в своих движениях. Они могут ползать не вперед, а назад, подставляя под встречные препятствия на полу не голову, а ступни ног. Нужно научить ребенка ходить, как только он научится ползать и начнет хорошо стоять.


40) «Какие игры с предметами можно предложить слепому ребенку от 1 до 2 лет?»

  1. Взрослый достает яркий зонтик и раскрывает его над головой ребенка, вместе с ребенком вертит зонтик.

  2. Учить ребенка ходить за световым зайчиком в затемненной комнате, держать фонарик в темноте, включать его и выключать.

  3. Вместе со взрослым стучать по барабану палочкой. Оборачиваться на звук.

  4. Надевать бусы на себя, на взрослого и снимать их.

  5. Нанизывать вместе со взрослым крупные бусинки на шнурок.

  6. Учить малыша брать мелкие цветные предметы из коробки и опускать их в узкое горлышко бутылки.

  7. Учить ребенка снимать кольца со стержня пирамидки. Манипулировать с кольцами: рассматривать их, надевать на палец, вертеть.

.

41) «Я инвалид 1 группы по зрению хочу постряпать пирожки. Как определить качество муки?»


Мука может употребляться только без затхлого, постороннего запаха и горечи. И запах, и горечь слепому легко определить, если пожевать небольшую порцию муки. Не достаточно качественной считается мука повышенной влажности. Это тоже легко можно определить слепому. На ладонь можно насыпать 1 ст. ложку муки, слегка сжать ее в комок, затем разжать пальцы. Если мука рассыпается, то она сухая, если нет – влажность муки повышена.
42) «Я инвалид II группы по зрению, меня не получается удалить глазки с картофеля. Как это сделать качественно?»

Чтобы не оставались глазки на картофеле, их нужно удалять с нечищеного клубня. Удалив сначала глазки, нужно затем приступить к чистке картофеля. С помощью осязания все углубления на нечищеном картофеле чувствуются лучше.


43) «Я инвалид I группы по зрению, люблю ухаживать за растениями, как узнать, что комнатное растение необходимо полить?»

Поливка нужна, если листья стали вялыми, земля в горшке сухая, если приподнятый горшок с цветком стал легче. О необходимости поливки можно узнать и по звуку: если при постукивании пальцем по горшку: если звук гулкий, то нужно поливать; если глухой - земля еще сырая.


44) «Когда я варю яйца, они постоянно лопаются и вытекают. Как сварить яйца правильно?»

После того, как Вы помыли яйца, их нужно поместить в дуршлаг и опустить в кипящую воду. Чтобы яйцо не вытекало, воду, в которой варятся яйца, нужно посолить.
45) «Я мама инвалида по зрению II группы, хотела узнать, что такое «способ сопряженного действия»?»

Этот способ заключается в следующем. Специалист или кто-то из родителей, находясь за спиной незрячего, берет его руки в свои и выполняет ими необходимые операции. При этом все они комментируются, т.е. проговариваются.


46) «Многие люди с нарушенным зрением испытывают трудности при наливании жидкости, а у некоторых слепых людей, налить жидкость вообще не получается. Как это сделать правильно?»

Момент наполнения сосуда необходимой жидкость можно определить несколькими способами:



    1. С помощью пальца, который следует держать у верхнего сечения приемного сосуда.

    2. По весу (для этого необходимо держать сосуд на весу или время от времени его поднимать).

    3. С помощью деревянной ложки, которая по мере наполнения сосуда, всплывает.

    4. С помощью тифлоприбора «Определитель уровня жидкости».

47) «Какая плита, электрическая или газовая, удобна в обращении для слепого человека?»

Использование бытовой техники должно предусматривать возможность осязательного или слухового контроля. Электроплита намного удобнее и безопаснее в обращении, чем газовая.
48) «Как незрячей женщине правильно накрасить губы?»

Чтобы подкрасить губы, надо снять крышку с футляра, немного выдвинуть губную помаду и несколькими движениями слева направо и в обратном направлении нанести слой помады на нижнюю губу. Затем плотно прижать верхнюю губу к нижней губе. При выборе оттенка помады лучше всего посоветоваться со зрячим помощником.


49) «У моего мужа 1 группа инвалидности по зрению. Нужно ли привлекать его к участию в домашних делах, если у меня есть возможность все делать самой?»

Вовлечение в домашние дела, значительно расширяет самостоятельность. Ваш муж должен чувствовать себя полноценным членом семьи, ее частью. Начинайте с легких поручений по дому, которые ему доступны. Пусть у него будут определенные домашние обязанности, например: почистить картофель, вымыть посуду, протереть пыль и.т.д. Если Вы отстраните мужа от выполнения домашней работы, то через какой–то промежуток времени, Вы уже не заставите выполнять его даже самую легкую работу по дому, он будет полагаться только на Вас и не сможет даже «накормить» себя.


50) «Мои близкие, с которыми я проживаю, а я инвалид 1 группы по зрению, очень часто не закрывают дверь в ванную комнату, оставляя ее полуоткрытой. Я, при передвижении по квартире постоянно на нее наталкиваюсь. Какими словами убедить своих близких, закрывать дверь?»

Попытайтесь им объяснить, что открытая дверь не только в ванную комнату, но и незакрытая дверка шкафа, представляет для Вас большую опасность. Для большей убедительности, предложите своим близким надеть темную повязку и в таком виде «прогуляться» по квартире с полуоткрытыми дверями.


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница