Программа социально-педагогической направленности для детей дошкольного возраста (5-7 лет)



страница1/3
Дата26.08.2015
Размер0,6 Mb.
  1   2   3



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №46»

города Невинномысска



ПРИНЯТА

на заседании педагогического Совета МБДОУ №46

г. Невинномысска

протокол №___

от «___» ________2012 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ №46

г. Невинномысска

__________ Зубенко Е.М.

«___» ________ 2012 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности  

для детей дошкольного возраста (5-7 лет)

 «Я - человек»

Срок реализации: 2 года

 

                                           



    

Составитель:

заместитель заведующего по УВР

МБДОУ №46

г. Невинномысска

Е. В. Либина

         

   


Невинномысск

20____г.


Содержание
Пояснительная записка

Содержание работы

Раздел 1. Что я знаю о себе

Раздел 2. Кто такие взрослые люди

Раздел 3. Человек-творец

Раздел 4. Земля наш общий дом

Мониторинг образовательного процесса по программе

Перечень необходимых программ, технологий, методических пособий для осуществления воспитательно-образовательного процесса

Методические рекомендации

Пояснительная записка
Программа «Я – человек» является парциальной программой к Основной общеобразовательной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №46» города Невинномысска, а также Основной общеобразовательной программе коррекционной направленности (для детей с нарушением) и направлена на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста (5-7 лет).

Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы её закладываются в дошкольном возрасте.

Творческий потенциал личности ребёнка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путём приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Стержнем программы являются знания о Человеке. Именно эти знания позволяют ученику осознанно включаться в процесс самовоспитания, внимания к себе, понимания своей человеческой сущности, постепенного осознания себя и своих возможностей, он приучится от­носиться внимательно к своему физическому и психическому здо­ровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Сможет более осознанно воспринимать и понимать события, явления, факты социальной действительности.



При разработке принципов формирования конкретных знаний учитывается, что знания  о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам. Программа нацеливает на последовательное введение  ребенка в социальный мир. Скорость и глубина познания очень индивидуальны и лишь частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от пола ребенка, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер. Программа учитывает «зону ближайшего развития» ребенка, и уровень развития его познавательных интересов, и интерес к отдельным сторонам социальной значимости.

Программа дает материал для проведения разнообразных праздников, развлечений, викторин, опытов и экспериментов. Материал программы представлен по возрастам и учитывает не только «зону ближайшего развития ребенка», но и уровень развития познавательных интересов ребенка, степень его интереса к отдельным сторонам социальной действительности.

Программа «Я - Человек» включает четыре больших раздела. Каждый из них имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание.


  1. «Что я знаю о себе» (Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду).

  2. «Кто такие взрослые люди» (Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые люди. Зачем и как люди отдыхают).

  3. «Человек – творец» (Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы, созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек – художник).

  4. «Земля – наш общий дом» (Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ).

Программа охватывает старший дошкольный возраст 5-7 лет (старшая и подготовительная группы).

Познавательный материал может быть, дан детям в сокращенном виде, детям, которые проявили особый интерес и понимание можно давать эту информацию полностью.

Информационная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным, проблемным методам.

Приоритетными формами работы с детьми являются: коллективные, подгрупповые и индивидуальные формы.

Программа реализуется через разнообразные виды деятельности:

познавательные эвристические беседы, чтение художественной литературы, изобразительная и конструктивная деятельность, экспериментирование и опыты, музыка.

Выбирая разные виды деятельности, важно учитывать то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка.


Содержание работы
Раздел 1 : «Что я знаю о себе»
Цель раздела — формировать у ребенка представления о принад­лежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе, умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его береж­но относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным.
Старшая группа

Я — человек и похож на всех людей, так как у меня, как и у всех, есть руки, ноги, туловище. Руки и ноги у меня сгибаются, у и это очень удобно. У меня есть кисти рук, пальцы, на пальцах рук и ног — ногти. На голове — волосы. Я отличаюсь от всех. У меня темные волосы, а у Вити светлые; у меня глаза карие, а у Лизы — голубые. Каждый человек и похож на всех, и не похож.

Еще у меня, как и у всех людей, есть желудок и легкие. Это внутренние органы, их не видно, но я их чувствую. Это очень важные органы: желудок нужен, чтобы перерабатывать пищу, которую я ем; желудку помогают перерабатывать пищу мои зубы, их нужно беречь, меньше есть сладкое; легкие нужны, чтобы дышать; если вдыхать очень холодный воздух — можно заболеть.

Мои чувства

Я умею радоваться, грустить. Я могу по-разному выражать свои чувства. Но я знаю, что я человек, и поэтому умею управлять своими чувствами: могу сдержаться и не заплакать, могу не капризни­чать, могу не засмеяться, если даже очень смешно. Это очень труд­но — управлять собой, но я учусь этому, Я понимаю, когда другие люди радуются или грустят. Мне об этом рассказывают их глаза, руки, речь, Я могу понять, когда моя собака радуется или грустит.



Мои мысли

Я — человек и поэтому умею думать и рассказывать, о чем я думаю, Мысли есть у каждого человека, значит, они бывают мои и чужие. Чужие мысли могут быть совсем не такими, как мои, но я не сержусь на человека, если он думает не так, как я. Я люблю познавать новое, поэтому я всегда спрашиваю взрослых о том, что мне не известно, но хочется узнать. Мне нравится самому догадываться о том, чего я раньше не знал, Я люблю придумывать загадки, сказки, сочинять стихи.



Мои поступки

Поступки бывают хорошие и плохие. Когда я помогаю малы­шам, старшим, родителям — это хорошие поступки. Когда я обижаю кого-то или не слушаюсь — это плохие поступки. Я стараюсь не делать ничего плохого.



Мои умения

Я уже многое умею делать. Но многого еще не умею. Я на­учусь обязательно читать, решать задачи, прыгать на одной нож­ке, быстро бегать, Ещё многому я могу научиться, ведь я человек.



Моя семья, моя родословная

Мы — это моя семья: папа, мама, брат и я. Это наша маленькая семья. У нас есть и большая семья: бабушки, дедушки, тети и дяди. Тетя — это сестра мамы (папы), дядя — это брат папы (мамы). Я им племянник (племянница), Они живут в других домах и даже в других городах, но все равно они наша родня. Мы иногда ездим к ним в гости, а иногда они приезжают к нам. Мы поздравляем их с праздниками, с днем рождения, И они нас поздравляют. Мы все любим друг друга и стараемся заботиться друг о друге



Как мы живем в детском саду

В детском саду у меня много друзей, но есть один самый верный друг, Мы с ним живем рядом, а в детском саду сидим за одним столом во время занятий и во время еды, Все дети в нашей группе живут по правилам, которые мы сами установили: Не драться; Помогать друг другу; Быть веселыми; Беречь вещи, иг­рушки, растения; Заниматься интересными дедами и другие. Все эти правила мы обсудили и договорились их всегда выполнять, так как они помогают нам жить дружно и интересно.


Подготовительная к школе группа

Есть люди, которые лишены каких-то органов чувств: если у человека не видят глаза, его называют слепым, если не слышат уши — глухим. Таким людям очень тяжело жить, поэтому мы должны им помогать и сочувствовать. Многие из этих людей научились ходить по улице с палочкой или с собакой-поводы­рем, научились слушать музыку спиной, они умеют есть само­стоятельно и себя обслуживать — это очень сильные люди, и поэтому нужно относиться к ним с уважением,

У меня есть внешние и внутренние органы чувств, которые по­могают мне жить и узнавать много интересного, Есть у меня два очень важных внутренних органа — сердце и мозг, Сердце нужно для того, чтобы, как моторчик, «гонять» по всему телу кровь — питать мой организм. Если я очень быстро или долго бегаю, то могу услышать, как бьется мое сердце. Мозг — очень важный орган, Он находится в голове и управляет всем моим организмом. Я хочу взять предмет, и мозг приказывает руке: «протянись и возьми вещь*. Мозг — мой самый главный помощник.

Мои органы похожи и в то же время не похожи на подобные органы у животных. Одни животные видят значительно лучше человека, Другие слышат звуки, которые человеческое ухо не улавливает. Но человек придумал много разных приборов, кото­рые помогают ему слышать и видеть, как животные, и даже лучше.



Мои чувства

Я умею управлять моими чувствами, Я даже иногда умею их скрывать, если я знаю, что они могут обидеть кого-то, Я пони­маю, когда другие люди радуются или грустят. Мне об этом рас­сказывают их глаза, руки, речь, Мои глаза, руки и даже ноги тоже умеют рассказывать о моем настроении, Я учу их рассказывать без слов о радости, о том, что я думаю, что сделал или хочу сде­лать. Это очень интересно. Но все, что я чувствую, я могу расска­зать и словами, потому что я человек и умею говорить.



Мои мысли

Я умею и люблю думать, люблю узнавать новое. Чтобы мно­го знать, нужно внимательно наблюдать, запоминать, повторять. Я учу себя думать, прежде чем что-то сказать вслух или сделать. Я многого еще не знаю, но если буду учиться — узнаю. Мне нравятся люди, которые много знают, делают открытия, что-то изобретают, придумывают то, чего не было раньше. Таких лю­дей называют учеными, изобретателями. Я хочу быть на них похожим.



Мои поступки

Поступки — это то, что я делаю по отношению к другим людям, животным. Поступки бывают хорошие и плохие. Я ста­раюсь совершать хорошие поступки. Но иногда я поступаю пло­хо: капризничаю, жадничаю, обижаю кого-то. Потом, думая о таком поступке, я стыжусь и стараюсь исправиться. У меня не всегда это получается, но я обязательно научусь.



Мои умения

Я уже многое умею делать сам: одеваться, есть, умываться, рисовать, прыгать, бегать, играть в мяч... Но многого еще не умею. Я не умею собрать из конструктора машину, не умею хорошо мыть посуду, не умею красиво писать... Но всему можно научиться, и я научусь, ведь я человек.



Моя семья, моя родословная

Наша семья — мама, папа и я — живет в квартире, а кварти­ра находится в большом доме на третьем этаже. Наш дом нахо­дится на улице... (название улицы) в городе Москве (Саранске, Анапе и др). А наши родственники живут и в нашем городе, и в других городах и даже странах. Это наш большой род. Мы все в нашем роду немного похожи друг на друга. Я похож на папу и бабушку, сестра — на маму. У меня такие же глаза, как были у бабушки в молодости. У нас есть семейный альбом, мы иногда его рассматриваем. Я люблю свой род и хочу быть похожим на своих родственников.



Как мы живем в детском саду

Я дружу со всеми детьми нашей группы, но с Мишей и Ко­стей особенно. Это мои верные друзья. Мы вместе играем, смо­трим, читаем книги, катаемся на велосипеде... У нас в группе (классе) есть свой «Свод законов», по которому мы все живем. Это такие правила, которые мы сами себе установили и поэтому сами их и выполняем. Хорошо, что есть такие правила, потому что нас много и нужно, чтобы все выполняли какие-то правила. Например, правило не обижать друг друга — очень хорошее правило. Или — помогать друг другу. И это правило помогает нам в том, что мы живем дружно. Мы договорились, что каж­дый ребенок в группе (классе) должен обязательно выполнять все правила, которые мы придумали.


ТРЕБОВАНИЯ к уровню усвоения раздела «Что я знаю о себе»
Старший дошкольный возраст

Знать:

— названия органов чувств, отдельных внутренних органов (сердце, легкие, желудок);

— имя и отчество родителей, полный домашний адрес и те­лефон;

— родственные связи и свою социальную роль в них (тетя, дядя, внук, внучка, сестра, брат, прабабушка, прадедушка), называть их;

— правила поведения на улице, дома, в детском саду, выпол­нять их;

устанавливать связи:

— между органом чувств и выполняемой им функцией;

— между отношением к своему организму и возможным за­болеванием;

— между поступком и настроением людей, на которых он был направлен; уметь:

— владеть навыками самообслуживания;

— управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не плакать и др,);

— анализировать свои поступки и поступки других людей;

— оказать помощь другому человеку;

— договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками.



Раздел 2: Кто такие взрослые люди
Цель раздела — поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подра­жания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятель­ность; познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелательное отношение к людям.
Старшая группа

Дети и взрослые

Взрослые и дети похожи друг на друга, потому что они люди. У всех — и у детей, и у взрослых — есть туловище, голова, руки, ноги, есть глаза, уши, нос... И они одинаково их используют в своей жизни. Все, например, пьют молоко, а не лакают его, как кошки; все едят ложкой, ножом и вилкой; все умеют разговари­вать и т.д. Взрослые, как и дети, могут огорчаться и радоваться, болеть и выздоравливать, смеяться и плакать...


Зачем и как работают взрослые люди

Взрослые люди работают. Работать нужно, чтобы зарабатывать деньги. Деньги нужны на питание, на одежду всей семье, на развле­чения. А еще трудиться нужно для других людей: людям нужны дома — значит, нужны строители; нужна одежда — значит, нужны швеи, модельеры, ткачи и т.д. Все должны работать хорошо, добро­совестно, чтобы результат труда доставлял радость другим людям.


Зачем и как люди отдыхают

Люди — и взрослые, и дети — отдыхают каждый день: днем поработали, ночью поспали, отдохнули. Люди отдыхают в суб­боту и воскресенье, а когда у них бывает отпуск, они могут от­дыхать целый месяц. Отдыхают люди по-разному. Можно про­сто лежать на диване и ничего не делать, когда очень устанешь от тяжелой работы. Но можно отдыхать и по-другому: путеше­ствовать, ходить в туристические походы, в театры, в музеи, в кино. Можно играть в какие-нибудь игры, можно петь, можно ходить на дискотеку. Активный отдых очень полезен. Во время отдыха люди могут заниматься своим любимым делом. От безделья люди тоже могут устать. Чем лучше и интересней человек отдыхает, тем лучше он потом работает.



Подготовительная к школе группа
Дети и взрослые

Взрослые и дети отличаются друг от друга, но у них много об­щего. Взрослые и дети нужны друг другу: дети радуют взрослых своим присутствием, они будут продолжать дела взрослых; взрос­лые учат детей, заботятся о них; вместе им очень хорошо. Все взрос­лые когда-то были детьми, все дети когда-то станут взрослыми.

Взрослые бывают разными: хорошими и не очень. Чтобы стать хорошими взрослыми, нужно учиться, нужно с детства делать много хорошего, быть добросовестным, ответственным, нужно много читать и развивать свои интересы.
Зачем и как люди работают

Взрослые люди работают. Много дел нужно сделать, поэтому и требуются разные профессии. Людям нужны дома, чтобы в них жить, отдыхать, работать, поэтому появились такие профессии, как архи­тектор, строитель. Чтобы лечить людей; появились врачи... Есть такие профессии, которые существуют уже очень-очень давно (хлебороб, пекарь и др.), а есть совсем «молодые» профессии (космонавт, про­граммист и др). Каждая профессия появляется .только тогда, когда она нужна людям. Что было бы, если бы люди не работали? Да мы все просто не смогли бы жить. Но работать можно по-разному. Можно работать хорошо, добросовестно, а можно — небрежно. И это очень плохо, когда люди не очень хорошо относятся к своим трудовым обязанностям. От этого плохо другим людям. Быть без­дельником, плохо относиться к своим обязанностям — стыдно. Если человек с детства приучил себя выполнять каждое дело на должном уровне, то, став взрослым, он будет радовать людей своей работой. О таких людях говорят: «Мастер своего дела», «Мастер — золотые руки». Очень важно, чтобы каждый человек нашел свою любимую профессию и понимал, что все работы хороши. Безработица — это когда человек хочет работать, но ему не дают работы. Тогда человек становится бедным, у него нет денег на жизнь.

В «Декларации прав человека» записано, что каждый человек имеет право на труд.
Зачем и как люди отдыхают

Отдых — это свободное от работы время. Это время для вос­становления утраченных сил. Очень важное время. Если чело­век плохо отдыхает, то он и работать не может хорошо. Отдых бывает кратковременным и длительным, он может быть пас­сивным (спокойным) и активным. Человек отдыхает, когда меняет вид деятельности: после подвижной игры ребенок от­дыхает, рисуя, а после длительного рисования отдыхает, бегая. Очень хорошо, когда отдыхает вся семья. Тогда бывает весело и интересно.

Каждый человек имеет право на отдых. Это право записано в «Декларации прав человека».

Люди в разных странах мира имеют свои традиции, обычаи в проведении отдыха.


ТРЕБОВАНИЯ к уровню усвоения раздела

«Кто такие взрослые люди»
Старший дошкольный возраст

Знать:

— сходство и различие между детьми и взрослыми (в мире людей и животных);

— что такое работа, зачем люди работают;

— что такое отдых, зачем нужен отдых, как можно отдыхать;

— оценивать положительные и негативные поступки взрос­лых и детей;

уметь объяснить:

— почему взрослые умнее, более умелые, чем дети;

— почему появляются разные профессии;

— почему всем живым существам (животным, людям) необ­ходим отдых; уметь:

— выполнять трудовые поручения дома и в детском саду;

— проявлять настойчивость и терпение в труде, доводить дело до конца, не бояться переделывать плохо сделанное;

— самостоятельно регулировать смену активности и отдыха;

— не бездельничать, находить себе дело.
Раздел 3: Человек — творец
Цель раздела — привлечь внимание ребенка к значимости твор­ческого начала в личности человека; воспитывать у ребенка позна­вательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.
Старшая группа
Предметы рукотворного мира

Знать, что предметы нужны человеку, чтобы питаться, спать, ухаживать за своим телом, чтобы работать, чтобы отдыхать, что­бы учиться. Есть специальные предметы для детей, для людей разных профессий, а есть такие, которые нужны всем, незави­симо от возраста или профессии. Есть предметы, которые при­думали еще древние люди, но которые человек все время изме­нял, делал их более удобными для себя и других. Разные пред­меты придумывают и изготавливают люди творческие. Их назы­вают изобретателями.


Материалы, созданные человеком

Знать, что все предметы сделаны из разных материалов. Одни из них человек взял в земле и на земле, другие изобрел сам из того, что нашел в земле и на земле. Например, доду­мался, как из дерева сделать бумагу, а из растений — ткань. Человек придумал пластмассу, бетон, резину. Из разных мате­риалов, в зависимости от их свойств, люди научились делать разные предметы: из ткани шьют одежду, из металла делают множество вещей — машины, самолеты, посуду и т.д., из пласт­массы — игрушки, посуду... Очень важно знать свойства раз­ных материалов.


Человек создает технику

Люди придумали технику очень давно и продолжают ее придумывать и сейчас. Техника помогает людям во многих делах: различные машины, устройства, механизмы стирают, считают, пишут, готовят пищу, строят дома. Люди научились использовать одни и те же принципы в разных целях: напри­мер принцип верчения. Его используют в кофемолке для пе­ремалывания кофе, сахара; вентилятор «перемалывает» воздух и делает его холодным; турбина «перемалывает» воду и т.д.

Принцип удара: молоток используется людьми разных про­фессий (столяром, плотником, сапожником, невропатоло­гом...), молоточек используется в рояли, пианино, в детских игрушках...
Живая, неживая природа и человек

Человек — часть природы, он от нее зависит. Человек не может жить без воздуха, воды, пищи (пищи растительной и животного происхождения). Человек находит пищу в дикой природе: собирает ягоды, грибы, охотится на животных, ло­вит рыбу.

Человек научился специально для употребления в пищу вы­ращивать культурные растения (высевать злаковые культуры, высаживать овощи, фрукты).

Он приручил животных, которые теперь называются домаш­ними. Животные дают человеку молоко, мясо, яйца. Человек ухаживает за животными. Есть даже специальные врачи — ве­теринары, которые лечат заболевших животных.

Природа дает человеку не только пищу. Деревья — это стро­ительный материал. Есть много растений, которые человек ис­пользует для лечения. Природа и человек нужны друг другу.
Человек — художник

Одна из самых творческих профессий на земле — профес­сия музыканта. Музыкантами мы называем композиторов и ис­полнителей музыки. Композитор сочиняет музыку, т.е. он за­писывает нотными знаками то, что видит и чувствует. Музыка бывает веселая и грустная, медленная и быстрая. Композиторы сочиняют песни, марши, танцы, симфонии, оперы, балеты. Чтобы мы услышали музыку, сочиненную композитором, ну­жен человек, который ее исполнит на музыкальном инструмен­те. Такой человек называется исполнителем. Композитор мо­жет быть один, а исполнителей — много. Они тоже могут быть известными на весь мир.

А еще больше людей, которые слушают музыку, — это слу­шатели, это мы с вами. Не всякий человек умеет слышать и слу­шать музыку. Этому нужно учиться.

Знать имена нескольких известных композиторов, исполни­телей. Знать отдельные музыкальные произведения, узнавать их, уметь рассказать об их содержании.



Подготовительная к школе группа
Предметы рукотворного мира

Уметь классифицировать предметы по разным основаниям: по назначению, по направленности на удовлетворение потреб­ностей человека, по свойствам, по материалу и т.д.

Знать и уметь объяснить, как люди преобразовывали предме­ты (на примере любого предмета из детского окружения). Уметь придумывать будущее предметов.
Материалы, созданные человеком

Самые разные материалы придумал человек — стекло, бетон, пласт­массу, резину... Научился использовать материалы, которые есть в при­роде, — золото, серебро, железо, дерево, глину... Он научился делать из них разные нужные человеку предметы, вещи. Каждый материал имеет свои свойства, качества. Это важно знать, чтобы правильно выбрать материал, из которого нужно сделать вещь, построить дом...

Человек научился использовать все, что есть вокруг него на Земле. Например, нам очень нужна вода не только для того, что­бы пить, готовить пищу, мыться. Человек научил воду работать: вырабатывать электрический тсйс, Давать энергию — свет, тепло. Даже ветер и солнце человек сделал своими помощниками.
Человек создает технику

Техника помогает людям во многих делах.. Людей, которые умеют придумывать и создавать технику, называют изобретателя­ми, учеными, их помнят, знают во всем мире. Например, был в России изобретатель Иван Петрович Кулибин. И хотя он жил давно, мы помним, что именно он изобрел прожектор, повозку-самокат и много других механизмов, облегчающих труд человека. А еще один русский изобретатель Павел Николаевич Яблочков изобрел электрическую лампочку. Изобретатели, ученые есть в разных странах. Их изобретениями пользуются все люди Земли. Например, в Англии — Исаак Ньютон, в Италии — Леонардо да Винчи. Об их изобретениях знают во всех странах мира. Все, кто стали изобретателями, учеными, еще в детстве учились наблюдать, придумывать, строить что-то, не похожее на то, что видели во­круг. Эти люди много и успешно учились. Каждый человек может стать известным всему миру, если он будет много и творчески работать и создавать для людей что-то полезное.


Живая, неживая природа и человек

Природа дает человеку пищу, материалы, она помогает ему жить. Природа оказывает большое влияние на самочувствие че­ловека: растения очищают воздух от пыли, вредных микробов, обогащают кислородом; там, где очень жарко, они дают тень; там, где сыро, осушают воздух. Растения радуют человека свои­ми цветами, листьями. Чтобы отдохнуть, человек идет в парк, в лес, на речку, к морю. Ухаживая за домашними животными и комнатными растениями, человек учится быть добрым. Обще­ние с ними улучшает его настроение.

Человек познает и наблюдает природу. Во многих городах есть зоопарки, ботанические сады.

Но не только природа нужна человеку. Человек тоже нужен природе. Без его заботы природа не сохранится. Человек дол­жен научиться беречь природу. Человек давно стал искать пути и способы охраны природы. Люди создали заповедники, где специально охраняют редкие растения и животных. Ученые-биологи и экологи создали Красную книгу. В эту книгу внесе­ны названия редких и исчезающих растений и животных. Че­ловек должен не только знать о редких растениях и животных, но должен научиться беречь и охранять природу каждый день.


Человек — художник

Много есть творческих профессий. Например, художник. Это очень важная профессия. Художник рисует, изображает то, что он видит. Он может нарисовать то, что другие люди не видели, а увидев его картину, будут иметь представление, например, о море. Картины художника Айвазовского позволяют нам увидеть море таким, каким мы его, может быть, никогда и не видели. Худож­ник, как и музыкант, может передать настроение, но не звуками, а красками. У художника есть зрители, которые смотрят то, что он нарисовал. Зрители — это мы с вами. Нужно учиться смотреть картины, чтобы лучше понять художника. Есть еще творческая профессия — писатель, поэт. Они выражают свои мысли, свои настроения словом. Мы — слушатели, читатели — учимся слу­шать и читать их произведения. Много есть известных писателей. А.Барто написала стихи для маленьких детей, их знают все дети. Есть известный поэт А.С.Пушкин, В.Маяковский, С.Есенин.

Много на Земле интересных и важных профессий, и каждый может избрать себе любую.
ТРЕБОВАНИЯ к уровню усвоения раздела «Человек — творец»
Старший дошкольный возраст

Знать и понимать:

— что многие предметы созданы руками человека;

— кто такие ученые, изобретатели;

что такое техника и почему она появилась;

— зачем природа нужна человеку и зачем человек нужен при­роде;

— свойства разных материалов; устанавливать и объяснять причинные связи:

— почему существует множество предметов;

— почему предметы одного назначения человек видоизменя­ет, совершенствует;

— почему человек должен беречь природу, к чему ведет не­брежное отношение к природе;

— почему для изготовления разных предметов нужны разные материалы; уметь:

— пользоваться бытовой техникой;

— придумывать мелодии, сочинять стихи, рисовать на сво­бодную и заданную темы;

— ухаживать за растениями и животными.

Литература

1. Разина ОМ. Экологическая азбука для детей. Жизнь морей и океанов. — М, 2000.

2. Разина О.М. Экологическая азбука для детей. Самые маленькие животные Земли. — М., 2003.

3. Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. — М., 2000.

4. Дыбина О.В. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. — М., 2002.

5. Дубровская Е.А. Композитор, исполнитель, слушатель. — М., 2003.

6. Златопольский Д.С. Детям о технике. — М., 2004.

7. Кожокарь С.В. Что такое техника. Занятия с детьми дошкольного возрас­та. - М., 2003.

8. Кожокарь С. В. Как стать изобретателем. Рабочая тетрадь для ребенка-до­школьника. — М., 2003.

9. Козлова С.А. Мой мир. — М., 2002.

10. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социаль­ным миром. — М., 1998.

11. Никологорская О.А. Игры с красками и бумагой. — М., 2003.

12. Нисканен Л.Г. Человек и природа. — М., 2003.

13. Пушкина С.И. Мы играем и поем. — М., 2000.

14. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей. Животные. — М., 2000.

15. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей. Растения. — М., 2000.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница