Дидактический материал для отработки техники чтения первоклассников при организации коллективных занятий



Скачать 235,45 Kb.
Дата26.08.2015
Размер235,45 Kb.



Дидактический материал

для отработки техники чтения первоклассников

при организации коллективных занятий

составитель Т.П.Долгова
2007

ВСТУПЛЕНИЕ
Пособие представляет собой карточки-задания по чтению двух видов.

Карточки первого вида предназначены для работ в парах сменного состава, направлены на развитие логического мышления первоклассников при организации коллективных занятий. Они разбиты на три блока.


Блок первый. Необходимо после прочтения текста, ответить на вопросы: «Зачем? Почему?»
Блок второй. После прочтения текста, выбрать из двух вариантов верный ответ.
Блок третий. После прочтения текста, ответить на вопросы «Да или нет и почему?»
Этот вид карточек можно использовать в период обучения грамоте.

Карточки второго вида направлены на отработку техники чтения, а также на развитие познавательного интереса. Работу с этим видом карточек можно проводить в послебукварный период.




Рекомендации по работе с карточками второго вида
Каждый ученик класса получает карточку. Работа происходит в парах сменного состава. «Учитель» читает «ученику» свой текст, «ученик» пересказывает прочитанное или отвечает на вопросы, или сообщает, что он нового узнал из карточки соседа. Затем «ученик» становится «учителем», читает свой текст, и сосед по парте, его напарник, проделывает ту же самую работу. На этом пара распадается. По поднятым карточкам учащихся образуются новые пары и начинается аналогичная работа.

Работа с этими видами карточек не только совершенствует техническую сторону чтения, но и развивает логическое мышление и познавательный интерес, которые необходимы для формирования читательской деятельности ученика.

К А Р Т О Ч К И

для работы в парах сменного состава, способствующие развитию логического мышления первоклассников при

организации коллективных занятий.
БЛОК № 1 « ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ?»

К-1 По утрам надо делать зарядку. Зачем?

К-2 Тигров в зоопарке держат в клетках. Почему?
К-3 Мыши боятся кошек. Почему?
К-4 Птицы строят гнёзда. Зачем?
К-5 Ножом нельзя играть. Почему?
К-6 Утром дети чистя зубы. Зачем?
К-7 Слоны не летают. Почему?
К-8 Мячи не делают из стекла. Почему?
К-9 Люди сеют пшеницу. Зачем?
К-10 Буратино не тонул. Почему?
К-11 К пальто пришивают пуговицы. Зачем?
К-12 Летом на санках не катаются. Почему?
К-13 Рану надо смазывать зелёнкой. Зачем?
К-14 Самолёт приземлился. Лётчик сказал: «Нужно

горючее». Почему?


К-15 Папа купил мне удочку. Зачем?
К-16 Мама сказала Мише: «Не лежи долго на солнце».

Почему?
К-17 Собака погналась за кошкой. Кошка взобралась на

дерево. Собака остановилась. Почему?

К-18 Коля болел. Пришёл доктор. Он сказал: «У тебя

грипп. Надо лежать». Почему?

К-19 Лена посмотрела на небо. «Будет дождь», --

подумала она. Почему?

К-20 Петя посмотрел на светофор и сказал: «Улицу

переходить нельзя. Надо подождать». Почему?

К-21 Чайник закипел. Мама налила чай в стакан и

Сказала: «Не торопись пить». Почему?
К-22 Снег растаял. И вдруг ударили морозы. Машины

не смогли проехать по дороге. Почему?


К-23 Катя выучила три буквы. Она сказала: «Теперь

Я буду читать книги». Бабушка сказала:«Рановато».

Почему?

К-24 Провода порвались. Их нельзя трогать. Почему?


К-25 Мама купила фрукты. Она моет их под краном.

Почему?
К-26 Где кукла. Все ищут. Я зову куклу. Она молчит.

Кукла всегда молчит. Почему?


БЛОК № 2 -- КАКОЕ СЛОВО ПОДХОДИТ?
К-1 Жарко. Хочу….

а) пить


в) петь.

К-2 Чем я буду есть суп? Дай мне пожалуйста……

а) ложку .

в) вилку.

К-3 У меня нечем рисовать. Купи мне пожалуйста….

а) линейку

в) карандаш.

К-4 Мяч попал в окно. Посыпались…..

а) камни

в) осколки.


К-5 Солнце взошло. Стало совсем…..

а) темно


в) светло.
К-6 Вода закипела. Из кастрюли поднимался…..

А) дым


В) пар.
К-7 Мы опоздаем. Надо ……

а) присесть

в) поспешить.
К-8 В лесу опасно разводить …..

а) пчёл


в) костёр.
К-9 Лает чья-то……

а) кошка


в) собака.
К-10 Кошка облизывает своих……

а) котят


в) щенят.
К-11 Идёт дождь. Раскрой……

а) зонт


в) портфель.
К-12 Коля дал мне санки. Он наверное……

а) жадный

в) добрый
К-13 При переходи улицы будь….

а) осторожным

в) весёлым.

К-14 «Ну – погоди», -- сказал Волк…..

а) медведю

в) зайцу.


К-15 Учительница хвалит Мишу. Он хорошо….

а) учится

в) смеётся.

К-16 Поднялся сильный ветер. Окно надо…..

а) открыть

в) закрыть.


К-17 Эту сказку я читаю с удовольствием.

Она……


а) интересная

в) скучная.

К-18 Жарко и душно. Скоро начнётся…..

а) снегопад

в) дождь.
К-19 Кот Васька поймал…..

а) мышь.


в) щенка.
К-20 Возьми полотенце и вытри….

а) стул


в) руки.
К-21 Чего ты плачешь? Мама скоро…..

а) уйдёт


в) придёт
К-22 Почисть картошку. Я буду её…..

а) есть


в) варить.
К-23 Цветок в горшке стал увядать. Надо его….

а) выбросить в) полить.

К-24 Ты набросал на пол бумагу. Надо его…..

а) вымыть

в) подмести.
К-25 Ты пролила на пол суп. Надо пол…..

а) вымыть

в) подмести.
К-26 Выпал снег. Можно кататься на……

А) коньках

В) санках.

Б Л О К 3 --- « ДА ИЛИ НЕТ?»

К-1 ---Стук—стук.

---Кто стучит?

---Кот.


---Что надо?

---Мышку.

---Мышка убежала.

---Куда?


---Спроси её.

---Кот был голоден?

Да. Нет. Почему?

К-2 Была буря. Буря повалила дерево. Дерево лежит

На земле. Детям жалко его. Они его посадили.

Дерево было старым?

Да. Нет. Почему?

К-3 Тузик сегодня злой.

«Что с тобой, Тузик?»

«Я подрался с котом».

«А кто победил?» -- Тузик молчит .

Его нос поцарапан. Тузик победил?

Да. Нет. Почему?

К-4 Мой кот белый. Сегодня он черный.

«Где ты был?» «Иди умойся.» Кот уходит.

Кот испачкался?

Да. Нет. Почему?

К-5 Идет дождь. Люди прячутся. Я не прячусь.

Я люблю дождь. Я взял зонтик?

Да. Нет. Почему?


К-6 На полях растет пшеница. Из пшеницы мелют

муку. Из муки делают тесто. Из теста пекут

хлеб . Хлеб вкусный. Его едят дети и взрослые.

Тесто растет на поле?

Да. Нет. Почему?

К-7 Подруга зовет меня: «Идем играть».Я не могу.

Я помогаю маме. Мне скучно?

Да. Нет. Почему?

К-8 По улице бежал щенок. Вот он остановился ,

понюхал землю и побежал дальше. «Что с

ним?» Щенок заблудился?

Да. Нет.

Почему?


К-9 Лиса схватила петушка. Петушок вырвался и

Вскочил на дерево. Он закукарекал. Прибежал

Хозяин.

Лиса убежала?

Да. Нет. Почему?

К-10 Петя и маленькая Катя были в зоопарке. Катя

Сказала: «Давай пригласим слона в гости».

Петя задумался. «А как же он войдёт в

комнату?». Катя тоже задумалась.

Дети пригласили слона в гости?

Да. Нет. Почему?

К-11 Брат читает много книг. Он читает быстро.

Я читаю медленно. Я завидую брату. Как

хорошо читать быстро.

Девочка читает много книг?

Да. Нет. Почему?

К-12 Утром пропел петушок. Курочка проснулась.

Она рассердилась: «Зачем ты меня разбудил?

Я хочу спать». Петушок сказал: «Тебя ждут

цыплята. Иди корми их».

Петушок заботлив?

Да. Нет. Почему?

К-13 Коля и Лена гуляли по лесу. Они увидели

Муравьиную кучу. Коля стал её разбрасывать.

Лена сказала: «Не трогай муравьёв. Без них

Лес погибнет».

муравьи -- друзья леса?

Да. Нет. Почему?


К-14 Маленькая Оля увидела коробок спичек. Она

Захотела зажечь спичку. Её брат сказал: «Здесь

огонь. Не буди его. Иначе – беда, всё сожжёт».

Спички – игрушка?

Да. Нет. Почему?

К-15 Коля пришёл домой в грязно рубашке. Мама

сказала: «Мне надоело, стирай сам». Долго

возился Коля с рубашкой. Даже мультфильм

пропустил. Потом мама позвала его спать, а

сама постирала рубашку.

Коля хорошо и охотно стирал?

Да. Нет. Почему?

К-16 Зима. Дети катаются на санках. Только Миша

Стоит в стороне. У него нет санок. Вдруг

подошёл малыш. Он еле тащил свои санки.

«Покатай меня» -- попросил малыш. Миша

обрадовался: «Садись».

Миша – добрый мальчик.

Да. Нет. Почему?

К-17 Камень лежал на дороге. Старушка споткнулась

И упала. Саша помог ей подняться. «Спасибо»

-- сказала старушка и села отдохнуть. Саша

позвала Петю. Они убрали камень с дороги.

Старушка сказала: «Спасибо вам, ребята.

Камень мешал всем».

Старушка просила убрать камень?

Да. Нет. Почему?

К-18 Воробей постучал к скворцу: «Говорят ты на

зиму улетаешь». «Можно поселиться в твоём

домике?» Скворец сказал: «Ладно, только не

будь неряхой».

Воробей пообещал?

Да. Нет. Почему?

К-19 Корни и листья поспорили – кто важнее. Мимо

проходил человек. Он сказал: «Напрасно вы

спорите. Корни умрут без листьев. Листья не

могут жить без корней. Живите дружно».

Корни и листья помирились?

Да. Нет. Почему?

К-20 У Светы плохая память. Целый день она

Что-нибудь ищет. --- то игрушку, то книгу,

то карандаш. «Я вылечу тебя» -- сказал папа.

-- Только выдели для каждой вещи своё место».

Долго распределяла Света места. Но теперь она

знает память у неё хорошая. Она сразу находит

то, что нужно.

Света знает, где лежат её вещи?

Да. Нет. Почему?

К-21 У Валеры день рождения. Собрались дети. Они

принесли подарки. Толя подарил другу щегла в

клетке. Валера предложил: «Пусть у щегла тоже

будет праздник. Давай выпустим его». Он открыл

клетку. Дети обрадовались.

Толя обиделся?

Да. Нет. Почему?

К-22 Сеня говорит Славе: «Я опять не могу угостить

Тебя вареньем. Вчера был пуст ящик для ложек.

А сегодня банка с вареньем уже пуста».

Хотел ли Сеня на самом деле угостить своего

друга?


Да. Нет. Почему?

К-23 Одна муха говорит другой: «Я очень плохого

мнения о слонах». «Почему?» -- удивилась её

подруга. «Они ведь не могут ходить по потолку»

-- сказала первая муха.

Считала ли муха, что все должны быть похожи на

неё.

Да. Нет. Почему?



К-24 У мальчика заболел живот. Он пришёл к доктору:

«Что ты ел?» -- спросил доктор. «Зелёные яблоки» -

-- сказал мальчик. Врач прописал мальчику очки.

«Зачем мне очки? У меня ведь живот болит!».

«Чтобы ты лучше различал, где зелёные яблоки, а

где спелые».

Помогут мальчику очки?

Да. Нет. Почему?

К-25 Олег говорит Мише: «Есть собаки, которые умнее

своих хозяев». Миша не поверил. Тогда Олег

сказал: «У меня такая собака!».

Ясно ли, кого Олег считал умнее?

Да. Нет. Почему?

К-26 Животные и растения устроены очень умно.

Люди знают об этом давно. Они много уже взяли

у природы.

Смотрел человек на птицу. И захотелось ему летать

теперь он летает и выше и дальше птиц.

Смотрел человек на паутину и построил подвесные

мосты. Они весят не на паутине, а на стальных

канатах.

Медузы чувствуют приближение бури. Человек

завидовал этому. Кораблям нужно знать заранее о

приближении бурь. Долго человек разгадывал

медузы и разгадал. Он построил прибор --

предсказатель бури.

Сотни кораблей были спасены.

Многое мы научились у природы. Присмотрись и

ты.

Животные и растения могут помочь изобрести



Такое, о чём до сих пор никто не думал.

(По Б. Цветкову).

Нужно ли учится у природы, чтобы изобрести

повые приборы?

Да. Нет. Почему?

К А Р Т О Ч К И

для работы в парах сменного состава, способствующие развитию познавательного интереса первоклассников при организации коллективных занятий
Сигналы

У животных есть не мало разных сигналов. Этими сигналами они многое сообщают друг другу. Летят над полем вороны и каркают. Вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это ворона заметила добычу и решила оповестить стаю.

Есть и сигналы опасности. Услышит их стая, поднимется и улетит.


Кто-кто в теремочке живёт?

Под корой дерева поселились мелкие насекомые. Кто они? Слизни едят листву и грибы. В сухую погоду они прячутся в трещины на коре. Под корой живут стоножки. Они вылезают по ночам и ищут насекомых. Мокрицы прячутся в сырых местах под корой.



Вороны

Вороны многое знают и предчувствуют. По ним можно безошибочно определить прогноз погоды. Прячут вороны клюв в перья плеча, усаживаются на макушки деревьев – мороз крепчает. Рассаживаются по нижним сучьям, прижимаются к земле – не миновать сильного ветра.



Природа

Природа бывает живой и неживой. Неживая природа – это солнце, вода, камни. Живая природа – это всё живое. Всё то, что дышит, чувствует, питается. К живой природе мы относим человека, животных, растения. Животные – это звери, птицы, рыбы, насекомые.



Полезное знакомство

Мы часто навещали знакомое гнёздышко. Птички к нам скоро привыкли. В начале лета из голубых яичек вылупились пушистые птенчики. А возле гнёздышка валялись сухие скорлупки. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись.



Сбор чая
Для изготовления чая с чайного куста собирают листья. Для лучшего чая нужны самые молодые и мягкие листья. Долгие годы этим занимались женщины. Они медленно продвигались между рядами кустов и несли на спине большие корзины. Теперь созданы специальные машины. Они собирают гораздо больше листьев.

Изготовление чая
Тщательно собранные листья сушат и подвергают специальной обработке. Для сохранения аромата и придания листьям прочности их окрашивают и ароматизируют. Поэтому чай в магазинах так различается по запаху. Ещё чаем мы часто называем смеси листьев разных растений. Очень вкусен и полезен чай с мятой.
Кольчатая нерпа
Кольчатая нерпа – самый мелкий вид тюленей, который встречается в Арктике. Эти животные ведут странствующий образ жизни. Любимая пища кольчатой нерпы – рыба сайка. Эти рыбы часто движутся большими стаями вдоль побережий. Кольчатая нерпа внесена в Красную книгу и подлежит охране.

Моржи

Моржи живут в морях Северного Ледовитого океана. Это очень большие животные. С виду моржи неуклюжи. Но они могут быть очень проворными. Моржи ищут для себя поживу на дне моря. Их пища – рачки, черви. Моржи часто устраивают лежбища на льдинах.


Белочка

На пеньке сидит маленький рыжий зверёк. У зверька пушистый хвост. Это белочка. Она грызёт зубками еловую шишку. Медвежонку понравился зверёк. Он подбежал и хотел поиграть с белочкой. Белка испугалась и стрелой взлетела на ель.



Окунь
Речной окунь не может жить в солёной воде. Он живёт только в пресной воде. У окуня есть острые шипы. Шипами он может сильно уколоть. Окунь – хищник. Главная добыча – маленькая рыбка. У окуня много врагов. Это щука, сом, птицы. Да и люди часто поедают окуня и его икру. Мелкий окунь – лёгкая добыча. Ловить окуней можно и зимой.
Понятливая обезьяна
Положили в глиняный кувшин дольку апельсина. Очень хотелось обезьянке вытащить её из кувшина. Но горлышко узкое. Лапка не пролезает. Тогда люди палочкой с острым концам вытащили апельсин и опять положили его в кувшин. Обезьянка все поняла. Она схватила палочку и наколола дольку. Скоро обезьянка вытянула палочку с апельсином из кувшина.
Птенцы альбатроса
На Гавайских островах строят гнёзда альбатросы. Птенец альбатроса появляется на свет через два месяца. Очень долго единственное чадо не покидает гнезда. Ребёнку скучно. Родители его развлекают. Они приносят ему обломки расчёсок, зубные щётки, детские игрушки и раскладывают их у гнезда. Играй, малыш!


Ирис
Один из древнейших богов славян – Перун. Есть у него любимый цветок. В Болгарии этот цветок называют перуницей. У него шесть лиловых лепестков. Они покрыты золотистыми волосками. Волоски похожи на молнии. Перуница расцветает весной. В это время гремят первые грозы. Цветок этот очень красив. Мы зовём его ирисом.
Жилет
Жилет – это короткая одежда без рукавов. Его надевают под пиджак или фрак. Есть две версии происхождения этого слова. Первая – по имени ярмарочного петрушки по имени Жиль. Вторая версия – по имени портного Жиле. За ним и признали авторство на жилет.


Названия городов
Река Томь дала название городу Томску. Города Ярославль, Владимир были названы по именам князей, которые их основали. Город Лермонтов в Ставропольском крае получил название честь великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Город Гороховец во Владимирской области был назван так из-за больших посевов гороха в этой местности.
Дон

Великая русская река Дон протекает по Тульской, Воронежской, Ростовской областями и впадает в Азовское море. По берегам Дона стоят многие крупные города. Это Тула, Воронеж, Ростов. На притоке Дона реке Непрядве произошла знаменитая Куликовская битва. Куликовская битва положила начало освобождения Руси от иноземного ига. Дон связан с рекой Волгой каналом. Из Москвы можно приплыть в Азовское море, а из Азовского в Чёрное.


Зайцы
Заяц ночью бегает по полям и лесам без страха. Его следы прямые. Но утром он мечется от страха и путает следы. Охотники сами путаются по двойным следам и далёким прыжкам. Они удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он всего боится.
Лиственница
Хвоинки у лиственницы мягкие и опадают каждую осень. Как листва у других деревьев. Но древесина у неё тяжёлая. Дерево может утонуть в воде. Древесина очень долговечная. Она не гниёт в почве и даже в воде. Поэтому ещё давно люди мастерили из лиственницы сваи для мостов.
Как охотятся крокодилы
Крокодилы прячутся в засаду. Выставят из воды одни глаза и следят.

Кто подошёл к берегу? Кто плывёт по воде? Приходят на водопой дикие свиньи, антилопы, обезьяны. Крокодилы набрасываются на них из воды. Они хватают добычу и пытаются утащить её под воду. Часто крокодилы охотятся и за змеями.



Способы защиты у рыб

Рыба-удильщик похожа на камень. Затаилась она среди камней. Не разглядеть её. Морской конёк похож на комок водорослей. Рыба-ёж при тревоги превращается в колючий шар. Кому придёт в голову колючий шар глотать? Морские угри чуть что прячутся в норки. Ещё у одной рыбки на хвосте нарисованы глаза. И плывёт она хвостом вперёд. Не обмануть её хищнику.




Ужик
Лежит в листьях яичко. Скоро ли покажется клюв у птички? Появилась в яичке дырочка. Выполз из неё малыш длиной с карандаш. На затылке два белых пятна. Да это маленький ужик! И только глаза как у птички. Высунул уж язык, зашипел и пополз. Будто всю жизнь ползал. Скоро малыш исчез в листве.

Горячая пора

Скачет по земле большой клок ваты. Открыли все воробьи клювы от удивления. Вот клок ваты вспорхнул и уселся на дуб. Потом полетел прямиком на столб. Ослеп он что ли? Тут вывалился из клочка ваты воробей. Это не сама вата летала. Это воробей её тащил. Ухватил клок больше себя ростом. Один хвост из ваты торчал.



Жук
Живёт в пустыне жук. У него есть серьёзная защита от врагов. Костяной хвост жука – настоящее ружьё. Только стреляет оно не дробью. Жук бьёт обидчика ядовитыми брызгами.


Земляная свинья
Земляная свинья живёт в Африке. У неё длинные уши, острые когти и длинный липкий язык. Это животное напоминает свинью. Но всё же относиться к муравьедам.

Ночью свинья раскапывает муравьиные поселения. Она ловит муравьишек своим языком.



Хомяк
Повезло хомяку. Нашёл он в листьях птичье гнездо. Лежат два большущих яйца. Знатное кушанье. Тащи к себе в нору и пируй на здоровье! Только лапками яйцо не обхватить. Скользкое! И за щёками не унести. Не помещается. А бросать жалко. Возился хомяк, сопел, пыхтел. Всё равно не получается. Тогда упёрся лбом в яйцо и с радостью покатил к себе в нору.

Гусиные семьи
Гусь – хороший семьянин. Часто эти умнейшие птицы хранят верность друг другу всю жизнь. Гусиные семьи очень дружные. Подросшие гусята весь год не покидают родителей. Они вместе кочуют по степям. А осенью улетают в далёкие жаркие страны.
Сова
Совы – хищные птицы. Они лучшие охотники из всех хищников. У совы мощные когти. Они похожи на зубья капкана. Когти соединены в одну лапу. Большинство этих птиц лучше видит вечером или ночью. Дневной свет им мешает. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями.

У ночной хищницы мягкие перья на крыльях. Они позволяют сделать полёт беззвучным. Это помогает при охоте.


Лакомки
Вышла медведица с медвежонком на лесную поляну, увидала муравьиную кучу. Захотелось ей муравьёв поесть и малыша угостить. Подошла медведица к муравейнику. Стала она разгребать муравьиное жильё лапой. Раскопала и высунула длинный красный язык. Облепили любопытные муравьи язык. Медведица тут их и проглотила. Смотрит на медведицу медвежонок, учится, удивляется. Ему тоже хочется попробовать это кушанье.
Птичьи домики
Разные бывают птичьи домики. Самое большое гнездо у орла. Орёл делает его из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Она вьёт его на ветвях берёзы. Пеночка часто украшает своё жильё цветной бумагой.


Весёлые старушки
На солнечной скале оживленье. У крапивниц веселье. Бабочки пережили зиму. Они рады теплу. Зима была вьюжно, свирепой. Её ледяные когти проникли в потайное жильё бабочек. Не все бабочки выжили. Крылышки у них выцвели. А у кого от цветных крыльев остались одни жилки. Но старушки всем на зависть полны веселья.

Старушки и старики играют в пятнашки!



На чужих крыльях
Не у всех семян есть крылья-летучки. Не все могут по воздуху расселяться. У кого нет своих крыльев – тот на чужие надеется. Были бы закорючки. Птица-каменка на бурьян приседает. Семена в перья вцепляются. Жаворонок забежит в бурьян. А семена на спину посыплются. Сова от солнца в бурьян забьётся. Тут уж семена её с ног до головы облепляют. И полетят семена на чужих крыльях на новые места.
Муравьи
Весеннее солнце пробудило ото сна муравьёв. Ожил муравейник. Муравьишки выбрались из зимних квартир. Они стали чинить своё жильё. Муравьи носили веточки, сучки, сухую хвою. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. Они помогают нам сохранять леса. Нельзя губить жилища муравьёв.

Журка
В субботу на школьном дворе появился молодой журавль. Принесли его юннаты. Он вытянул длинную шею и важно зашагал по двору. Мы поместили Журку в сарае. Первое время он дичился, но скоро привык. Мы давали ему хлеб, колосья ячменя. Иногда он получал лягушек, кусочки мяса. Их он ел с большим аппетитом. Учеников нашей школы Журка встречал радушно, а чужих сторонился.
Голубой патруль
По всей России действуют группы детских патрульных служб. Зелёный патруль охраняет леса. Голубой патруль охраняет воды. Ребята следят за чистотой озёр, родников, речушек. Они не позволяют засорять территорию вокруг них, бросать в воду мусор. Детвора спасает мелкую рыбёшку. Спадёт весенняя вода. В ямках и канавках остаётся много мальков.

Вода высыхает. Рыба погибает. Спешит на помощь голубой патруль. Сетями, ведёрками детишки аккуратно переносят в реку всё живое.




Пыль
Пыль – сплошная загадка. Откуда она берётся? Только в субботу аккуратно протёр всю квартиру, а воскресенье опять на шкафах, на столе появилась пыль. Почему? Даже самая тщательная уборка не поменяет состав воздуха в комнате. Пыль оседает долго. А ведь в простой домашней пыли есть песок пустыни, пепел вулканов, частицы земли соседних и далёких городов. Чудеса!

На территории России каждый год оседает десятки миллионов тонн пыли. Большая часть рождена природой, а остальная – человеком.



Колокола
Голос колокола – это сочетание нескольких звуков. Красота звучания зависит от формы чаши колокола и толщины стенок. Для изготовления колоколов использовали различные сплавы металлов.

Какими только не делали колокола старые мастера! Колокола были гранёными и круглыми, длинными и коротышками. Но голоса их напрямую связаны с весом. Русские мастера всегда писали на колоколе его вес. Он мог быть от нескольких килограммов до нескольких тонн. Литьё колокола всегда считалось большим искусством.



Кораллы
Красная или розовая веточка коралла очень красива. Из неё часто мастерят украшения. Коралл похож на растение. Но это не растение, а скелет маленького морского животного. Они называются полипами. Морские полипы живут колониями в тропических морях. Кораллы развиваются на скелетах мёртвых кораллов. Этот процесс всё время повторяется. Так образуются рифы. Их больше всего в Тихом океане. Удивительны эти маленькие существа! Миллионы полипов оставляют после себя многотонные коралловые рифы и целые группы островов!


Птичьи гнёзда
Большинство птиц строят себе гнёзда. Гнёзда защищают яйца и птенцов. Гнёзда хорошо сохраняю тепло. От холода птенцы погибают. Самка сидит на яйцах несколько недель. В это время самец должен кормить её. Птенцы вечно голодны. Они разевают клювы и громко пищат. Прибавляется летом работы у родителей!

Вальдшнепы
Крохали иногда своих детей в клювах носят. Чомги птенцов на спине катают. А как спасают своих птенцов вальдшнепы? Мать может унести птенчика в лапках. Для этого она хватает его с боков лапками и прижимает к грудке. Больше ни одна птица в лапках птенцов не носит. Но такое чудо редко кто может разглядеть. Ведь живёт вальдшнеп в густых зарослях.

Ловля летучих рыб в Средиземном море
В Средиземном море водится летучая рыба кефаль. Ловить её человек ухитрялся интересным способом. Вокруг косяков рыбы сооружали кольцо из камышовых плотов. В центр кольца заходила лодка. Рыбаки в ней начинали громко кричать. Рыба пугалась и пыталась перепрыгнуть плоты. Но прыжки кефали очень короткие. И рыба падала прямиком на плоты.

Леопард
Наверное, раньше предки зверей были пятнистыми. Потом у иных пятна влились в полосы. А вот леопарды память о предках сохранили на своей шкуре. Она у них пятнистая и напоминает игру солнышка в листве. Нюх у леопарда плохой, но видит и слышит он хорошо. Крадётся леопард, ползёт бесшумно. Потом ловкий прыжок – и добыча в когтях.
Прогревание животов

Все уже поужинали. Теперь животы греют. Ящурка лежит животом на песке, лапки протянул в сторону и задремал. Агама заползла на куст и выставила живот на солнышко. Круглоголовка согревает живот горячим камнем. А удавчик зарылся в песок с головой. Горячая песочная ванна. Она прогревает сразу живот и бока. Лежит удавчик и подогревает свой аппетит.




Что едят рыбы?
Рыбы едят водоросли, червей. Среди рыб есть ловкие охотники за насекомыми. Они хватают их не только под водой, но и на лету. Лещи глотают улиток. Часто пища сома – водяная крыса. Зубастая щука глотает колючего ерша. Акула-лисица нападает на рыбий косяк и глушит рыбу хвостом. Удивительней всех электрический угорь. Он бьёт мелкую рыбку током.
Лист
Посмотрите на лист дерева. Лицевая сторона листа обращена к солнышку. Ножка у листа гибкая. Ветер сгибает её, но не может сломить. Через ножку поступает вода и питательные вещества. Жилки придают листу прочность. На тыльной стороне листа сотни крохотных отверстий. С их помощью лист дышит и выделяет влагу.


Шимпанзе
Шимпанзе – это большие обезьяны. Живут шимпанзе в Африке. Пища этих обезьян – плоды, орехи и молодые листочки. Любят они и пчелиный мёд. Свою добычу животные тащат на дерево. Часто дают кусочек товарищам. После долгой разлуки они хлопают друг друга по плечам и спине. При обиде топают ногами, хватают палки и кидают их в обидчика.

Орех
Вырос в лесу большой куст орешника. Листья у орешника крепкие и бархатистые. Ветви длинные и гибкие. На ветках орешки зреют. Спрячутся в шубки, только любопытные макушки торчат. К осени созрели и налились силой орешки. Пролетела мимо орешника сойка и увидала большущий орех. Сам круглый, бока золотистые. Схватила и стала клювом разбивать. Вкусный орешек!

Илистый прыгун
Илистый прыгун – небольшая тропическая рыбка. Она живёт на берегу. Под жильё выбирает себе берега мелководных морских лагун и заливов с илистым топким дном. Любит прыгун мелкие лужицы. Часто рыбка опускает в воду один хвост. Так и сидит часами на солнцепёке. Иногда подпрыгивает на тридцать сантиметров. Это он так любит мух ловить.

Дикий кот
Дикие кошки живут ещё в лесах Европы, в Африке, в Индии. А у нас они обитают на Украине и на Кавказе. Степные кошки обычно пятнистые, а лесные – полосатые. Дикий кот похож на домашнюю кошку. Но он больше неё. А хвост, уши и ноги у него короче. На горле у дикого кота белое пятно. Днём он спит, а ночью выходит на охоту. Пища дикого кота – мыши, птицы, белки, змеи и ящерицы.


Огарь
Где живут утки? Чаще они обитают на реках и озёрах. Но огарь – подземная утка. Выкопает нору сурок, а живёт в ней утка. Эта птичка красного цвета. Обитает она высоко в горах. Утят у неё – целая дюжина. Вывелись они под землёй. Подземные утята смело подбегают к скале и прыгают на землю. Хоть бы что! Встали малыши на лапки, потрясли носами, поморгали глазами и бегом к ближайшему озерку.
Яйцо
Сидит паучишка и сети плетёт. Натянул сеть между деревьями. А ветер разметал её. Сплёл между кустами. Роса осела и все нити порвала. Не уцелела сеть и в травинках. Ёжик бежал и колючками зацепился. Тогда поселился паучишка в пустом птичьем яйце. Вот это дом! Дождю не намочить. Зверюшки внимания не обращают. Не мешаю крошечному паучку сеть плести и мух ловить.


Барсучата
Барсучата родились в тёмной норе на мягкой подстилке. Им было тепло и удобно лежать. Но однажды барсучиха взяла детёнышей за шиворот и вынесла из норы. Барсучата были слепыми и не убегали. Они тихонько лежали и грелись на солнышке. А мамаша лежала рядом и глядела кругом. Вот малыши запищали. Мама отнесла их в нору. Так продолжалось десять дней. Пока барсучата не открыли глаза и не начали ходить.
Растения в медицине и химии
Многие растения применяются в медицине. В таких растениях полезные вещества обычно находятся в цветах. Растения дают сырьё и для химической промышленности. Надрезают кору соснового дерева, а оттуда вытекает смола – живица. Она является сырьём для изготовления красок и лаков.
Лесные малыши
Лето – время лесных малышей. Вылетают из гнёзд птицы. У зверей подрастает смена. Старше всех лесных малышей медвежата. Они послушно следуют за матерью. Лисята играют у норы. Бельчонок совершает свой высотный прыжок. В сумерках выходят на охоту ежата. В лесу ты встречаешь много лесных малышей. Не обижай их!
Иваныч
Жил у нас в доме огромный кот Иваныч. Был он толстым и ленивым. Целые дни он ел и спал. Залезает на тёплую лежанку и свернётся клубком. Ему часто доставалось от дворового щенка Бобки. Бобка был очень озорной щенок. Однажды Бобка схватил кота за хвост и стащил на пол. Идёт Бобка и везёт кота по полу. Пол гладкий и скользкий. Кот по нему как по льду катился.
Список использованной литературы:
А.И. Попова, О.В.Лапетина «Учимся читать» 1992 ,

Е.А. Нефёдова, О.В. Узорова «Дидактические материалы по русскому языку» - М., 2000.






База данных защищена авторским правом ©zubstom.ru 2015
обратиться к администрации

    Главная страница